Бумке современное учение о неврозах

I. Подразделение неврозов

Мы различаем актуальные неврозы и психонев­розы. При актуальных неврозах на первый план выступает конфликт, существующий в настоящее время. При психоневрозах актуальный конфликт будит переживание юности, оживляет фиксационные пункты либидо; старый конфликт вновь оживает. В этих старых детских конфликтах сказывается также и конституция, особенно сексуальная консти­туция. Актуальными неврозами являются военные неврозы, травматические неврозы мирного времени, неврастения, ипохондрия, неврозы страха. Психонев­розами являются истерия и невроз навязчивости. Это - Фрейдовская классификация неврозов. Являются ли неврозы заболеваниями подобно за­болеваниям другого рода? Некоторые авторы охотно отрицают это. Гохе, Бумке, Гауптманн предпочитают говорить о синдромах, о реакциях и подчеркивают невозможность резкого отграничения некрозов друг от друга. В области функциональных неврозов не существует якобы строгих границ.

II Психические причины неврозов

Тот факт, что психогения и невроз не иден­тичны, является в настоящее время достоянием всех тех, кто интересовался этой проблемой. Побледнение, покраснение, все то, что мы объединяем под названием: физическое выражение душевных движений, не имеет ничего общего с неврозами. Апоплексия, наступающая после душевного потря­сения, внезапное поседение после неожиданного испуга (ср. Кнауэр и Биллигеймер) отнюдь не являются неврозами. Бабинский, Герстманн говорят о физиопатических или физиогенных нарушениях и имеют при этом в виду эти непосредственные влияния психических потрясений. Бабинский также отделяет их с полным осно­ванием от неврозов. Таким образом, понятие о нев­розе не равнозначно понятию о влиянии психиче­ского на физическое, совершенно независимо от того, что целый ряд неврозов проявляется исклю­чительно в психической сфере.

Конечно, непосредственное влияние аффекта, будь то чисто психическое или физическое, имеет отношение к неврозам. По крайней мере, оно часто встречается в момент начала невроза, говорим ли мы о психической травме, об актуальном поводе или, по менее удачному выражению Кречмера, о рефлексе. Кречмер ясно формулировал, что этот актуальный повод приводит к неврозам, если к нему присоединяется нечто; он говорит о уси­лении рефлексов; лучше было бы говорить о пси­хической обработке, о невротической форме пове­дения (Haltung). Без этого не бывает невроза. Таково единогласное мнение всех авторов. Относительно природы этого поведения мнения расходятся. Для Дюбуа невроз возникает из интеллектуального заблуждения. Большинство авторов выдвигает на первый план аффективные моменты. Для Бабинского, Ферстера, а в некотором отношении также и для Пенитца существует целевая реак­ция, не так уж далеко отстоящая от сознательного хотения. Адлер больше всего поддерживал во­левую теорию неврозов. Невроз является, по его мнению, хитростью, уловкой более слабого, который нуждается в оружии, так как он чувствует себя малоценным. Однако, нельзя отрицать того, что эти волевые реакции не имеют характера обычного хо­тения; волевые теории вынуждены признать, что относительно этого хотения имеет место самообман или что степень его осознания уменьшена. Те теории (и прежде всего психоанализ), которые подчерки­вают момент влечения в невротической установке, говорят многократно о подсознательных и бессоз­нательных (В смысле психоаналитического термина.) побуждениях влечений. Вместе с тем эти теории неврозов усматривают цель влечения не в выигрыше более или менее ощущительной выгоды: невроз более резко отделяется от симуляции. Coгласно прежним работам Фрейда, причина актуальных неврозов лежит не в психическом кон­фликте; недостаточное сексуальное удовлстворение, как таковое, рождает проявление страха, Я считаю вероятным, что одно только подавление сексуаль­ных побуждений, (следовательно, психический сексу­альный конфликт) создает невроз страха.

Многие авторы под влиянием, опыта войны счи­тали механизм актуальных неврозов механизмом неврозов вообще и пришли к таким представлениям, которые весьма далеки от истинных процессов при неврозах, и даже столь заслуженная в остальном брошюра Кречмера об истерии игнорирует это глубокое отличие. Возможно, что в данном случае исследователей ввело в заблуждение общее поня­тие истерии. Согласно психоаналитическому воз­зрению, психоневроз начинается лишь тогда, когда под давлением существующего в настоящее время конфликта сызнова активируются детские сексуальные конфликты, или тогда, когда (согласно пси­хоаналитической терминологии) происходят прорыв оттесненного либидо в инфатильном фиксационном пункте. Этот фиксационный пункт является по Фрейду определенным пунктом детского сексу­ального развития между третьим и пятым годом жизни, в котором определенное переживание про­ложило глубокие борозды, пои чем это переживание может быть обосновано, как таковое, соответственно предрасположению или же в связи с ситуацией. Для психоаналитика понятие о конституции имеет смысл лишь постольку, поскольку она проявляется в определенных инфантильных переживаниях. Из психоаналитических школ Юнг, а в некотором смысле также и Штекель придают актуальному поводу большое значение. Адлер также оценивает значение детских переживаний, в то время как клинически направленное рассмотрение неврозов полностью игнорирует инфантильный момент. Вме­сто этого оно вводит лишенное содержания понятие об истерической и навязчивой конституции, поня­тие, которое помимо своей теоретической никчем­ности является вредным в практическом отношении, поскольку оно парализует терапевтическое вмеша­тельство.

Психоанализ склонен даже трактовать психо­патию, как следствие инфантильных конфликтов (ср. В, Рейх).

III. Физические условия неврозов.

IV. Психические механизмы и структура неврозов

Для психоанализа структура психоневроза всегда является сложной. Актуальный повод оказывает свое действие в том смысле, что неудовлетворенное либидо получает обратный отток, вновь оживляет давно прошедшие детские переживания раннего сексуального развития (фиксационные пункты), с ко­торыми личность должна теперь снова разделаться. Для Адлеровского учения о неврозах суще­ственными являются чувства малоценности, которые возникли из раннего детского содержания психики и, являясь надстройкой над действительными и пережитыми органическими малоценностями, полу­чают в неврозе сверхкомпенсацию, если индивид не дорос до своей актуальной задачи.

V. Объем невротического и физическая сто­рона невротического механизма.

Известно, что невротические явления особенно легко фиксируются на заболевших органах: со­матическая готовность (Фрейд). Петцль по­казал, что из физически заболевшего органа исхо­дят неприятные ощущения, которые определяют локализацию невротического проявления. Гораздо более важен вопрос, поскольку органические симп­томы вызываются невротическими установками. В сборнике, вышедшем под редакцией О. Шварца 6) , дано подробное изложение фактического материала. Влияние невротических механизмов на возникнове­ние целого ряда внутренних заболеваний очевидно больше, чем это до сих пор предполагалось. От­дельные психоаналитики зашли в этом вопросе слишком далеко. Гроддек видит в каждом орга­ническом заболевании выражение психических ме­ханизмов. Дейч указывает на психическое возник­новение Базедовой болезни и отмечает (подобно Графе и Мейеру) большое влияние аффектов на обмен веществ. Таким образом, границы между неврозом органа и внутренним заболеванием ста­новятся весьма колеблющимися. Однако, нужно собрать еще много фактического материала, прежде чем можно будет сказать что-либо определенное по этому вопросу. Вейцзекер говорит об идентичности по существу физического выражения душевного конфликта и расстройств координации и корреляции между нарушениями физической функции и нарушениями органа.

Хорошим примером того, как нужно предста­влять себе взаимозависимость между физическими и психическими факторами, является то обстоя­тельство, что инэкватная сексуальность шизофре­ников, которая была установлена в особенности психоанализом, находит по Кречмеру свое физическое выражение в частоте диспластичечкого типа.

Со времени Фрейда признано, что между врачей вообще и психотерапевтом в особенности, с одной стороны, и между пациентом, с другой стороны, существует особое аффективное отноше­ние: перенесение. Психоанализ дает возможность методического разрушения перенесения. Он исполь­зует сознательно и систематически то средство, которое лежит в основе всякого психического воз­действия. В случае правильно проведенного ана­лиза личность врача, как таковая, меньше выступает на первый план. Перенесение устанавливается в широких пределах независимо от личности врача. Психоанализ освещает все переживания пациента и заново формирует его характер; не остается без анализа также и перенесение, и вследствие этого психоанализ простирается глубже, чем все те виды терапии, которые работают с помощью перенесения, не анализируя его. Только Адлеровская терапия может считаться рациональной наряду с психоана­литической (на втором месте!). Также и в данном случае делается попытка заново сформировать ха­рактер пациента. Гипноз является исключительно техническим вспомогательным средством. Каждая психотерапия, даже если она проводится бегло и несистематически, должна базироваться на попытке понять личность больного и стараться увидеть в невротическом конфликте проблему человека в це­лом. Можно разрешить невротический конфликт, идя путем разумного рассуждения (убеждение - Дюбуа) (хотя и при этом лечении сущность за­ключается в моментах аффективного порядка) или путем внушения и гипноза, сознательно используя аффективные установки. Методом Куэ можно пользоваться как техническим вспомогательным средством. Будучи грубым и мало пригодным для всяких вариаций методом, он окажется несостоятельным в отношении ко всем более тяжелым конфликтам. Равным образом он ничего не может дать более культурному лицу, требующему в ко­нечном итоге такого лечения, которое отвечало бы его запросам. В данном случае уместна будет пси­хоаналитически направленная беседа (подкреп­ленная гипнозом), а в более тяжелых случаях - психоанализ.

1) Русск. перев. см. Дрезель. Заболевания вегетативной нервной системы. Изд. Мосздравотдела. Москва. 1920.

2) Die moderne russische Physiologie und die Psycho­analyse. Int. Zcitschr. f. Psychoanalyse, Bd. XII, H, I. 1926.

3) Существенные указания мы встречаем уже у Жане.

6) Psychogenese von Organsymptomen, Springer 1925.

Современное учение о неврозах

О. Бумке, П. Шильдер

I. Подразделение неврозов

Мы различаем актуальные неврозы и психоневрозы. При актуальных неврозах на первый план выступает конфликт, существующий в настоящее время. При психоневрозах актуальный конфликт будит переживание юности, оживляет фиксационные пункты либидо; старый конфликт вновь оживает. В этих старых детских конфликтах сказывается также и конституция, особенно сексуальная конституция. Актуальными неврозами являются военные неврозы, травматические неврозы мирного времени, неврастения, ипохондрия, неврозы страха. Психонев- розами являются истерия и невроз навязчивости. Это - Фрейдовская классификация неврозов. Являются ли неврозы заболеваниями подобно за- болеваниям другого рода? Некоторые авторы охотно отрицают это. Гохе, Бумке, Гауптманн предпочитают говорить о синдромах, о реакциях и подчеркивают невозможность резкого отграничения некрозов друг от друга. В области функциональных неврозов не существует якобы строгих границ.

II Психические причины неврозов

Тот факт, что психогения и невроз не идентичны, является в настоящее время достоянием всех тех, кто интересовался этой проблемой. Побледнение, покраснение, все то, что мы объединяем под названием: физическое выражение душевных движений, не имеет ничего общего с неврозами. Апоплексия, наступающая после душевного потрясения, внезапное поседение после неожиданного испуга (ср. Кнауэр и Биллигеймер) отнюдь не являются неврозами. Бабинский, Герстманн говорят о физиопатических или физиогенных нарушениях и имеют при этом в виду эти непосредственные влияния психических потрясений. Бабинский также отделяет их с полным основанием от неврозов. Таким образом, понятие о неврозе не равнозначно понятию о влиянии психиче- ского на физическое, совершенно независимо от того, что целый ряд неврозов проявляется исключительно в психической сфере.

Конечно, непосредственное влияние аффекта, будь то чисто психическое или физическое, имеет отношение к неврозам. По крайней мере, оно часто встречается в момент начала невроза, говорим ли мы о психической травме, об актуальном поводе или, по менее удачному выражению Кречмера, о рефлексе. Кречмер ясно формулировал, что этот актуальный повод приводит к неврозам, если к нему присоединяется нечто; он говорит о усилении рефлексов; лучше было бы говорить о психической обработке, о невротической форме поведения (Haltung). Без этого не бывает невроза. Таково единогласное мнение всех авторов. Относительно природы этого поведения мнения расходятся. Для Дюбуа невроз возникает из интеллектуального заблуждения. Большинство авторов выдвигает на первый план аффективные моменты. Для Бабинского, Ферстера, а в некотором отношении также и для Пенитца существует целевая реакция, не так уж далеко отстоящая от сознательного хотения. Адлер больше всего поддерживал волевую теорию неврозов. Невроз является, по его мнению, хитростью, уловкой более слабого, который нуждается в оружии, так как он чувствует себя малоценным. Однако, нельзя отрицать того, что эти волевые реакции не имеют характера обычного хотения; волевые теории вынуждены признать, что относительно этого хотения имеет место самообман или что степень его осознания уменьшена. Те теории (и прежде всего психоанализ), которые подчеркивают момент влечения в невротической установке, говорят многократно о подсознательных и бессознательных (В смысле психоаналитического термина.) побуждениях влечений. Вместе с тем эти теории неврозов усматривают цель влечения не в выигрыше более или менее ощущительной выгоды: невроз более резко отделяется от симуляции. Coгласно прежним работам Фрейда, причина актуальных неврозов лежит не в психическом конфликте; недостаточное сексуальное удовлстворение, как таковое, рождает проявление страха, Я считаю вероятным, что одно только подавление сексуаль- ных побуждений, (следовательно, психический сексуальный конфликт) создает невроз страха.

Многие авторы под влиянием, опыта войны считали механизм актуальных неврозов механизмом неврозов вообще и пришли к таким представлениям, которые весьма далеки от истинных процессов при неврозах, и даже столь заслуженная в остальном брошюра Кречмера об истерии игнорирует это глубокое отличие. Возможно, что в данном случае исследователей ввело в заблуждение общее понятие истерии. Согласно психоаналитическому воззрению, психоневроз начинается лишь тогда, когда под давлением существующего в настоящее время конфликта сызнова активируются детские сексуальные конфликты, или тогда, когда (согласно психоаналитической терминологии) происходят прорыв оттесненного либидо в инфатильном фиксационном пункте. Этот фиксационный пункт является по Фрейду определенным пунктом детского сексуального развития между третьим и пятым годом жизни, в котором определенное переживание проложило глубокие борозды, пои чем это переживание может быть обосновано, как таковое, соответственно предрасположению или же в связи с ситуацией. Для психоаналитика понятие о конституции имеет смысл лишь постольку, поскольку она проявляется в определенных инфантильных переживаниях. Из психоаналитических школ Юнг, а в некотором смысле также и Штекель придают актуальному поводу большое значение. Адлер также оценивает значение детских переживаний, в то время как клинически направленное рассмотрение неврозов полностью игнорирует инфантильный момент. Вместо этого оно вводит лишенное содержания понятие об истерической и навязчивой конституции, понятие, которое помимо своей теоретической никчемности является вредным в практическом отношении, поскольку оно парализует терапевтическое вмешательство.

Психоанализ склонен даже трактовать психопатию, как следствие инфантильных конфликтов (ср. В, Рейх).

III. Физические условия неврозов.

IV. Психические механизмы и структура неврозов

Для психоанализа структура психоневроза всегда является сложной. Актуальный повод оказывает свое действие в том смысле, что неудовлетворенное либидо получает обратный отток, вновь оживляет давно прошедшие детские переживания раннего сексуального развития (фиксационные пункты), с которыми личность должна теперь снова разделаться. Для Адлеровского учения о неврозах суще- ственными являются чувства малоценности, которые возникли из раннего детского содержания психики и, являясь надстройкой над действительными и пережитыми органическими малоценностями, получают в неврозе сверхкомпенсацию, если индивид не дорос до своей актуальной задачи.

V. Объем невротического и физическая сторона невротического механизма.

Известно, что невротические явления особенно легко фиксируются на заболевших органах: соматическая готовность (Фрейд). Петцль показал, что из физически заболевшего органа исходят неприятные ощущения, которые определяют локализацию невротического проявления. Гораздо более важен вопрос, поскольку органические симптомы вызываются невротическими установками. В сборнике, вышедшем под редакцией О. Шварца 6), дано подробное изложение фактического материала. Влияние невротических механизмов на возникновение целого ряда внутренних заболеваний очевидно больше, чем это до сих пор предполагалось. Отдельные психоаналитики зашли в этом вопросе слишком далеко. Гроддек видит в каждом органическом заболевании выражение психических механизмов. Дейч указывает на психическое возникновение Базедовой болезни и отмечает (подобно Графе и Мейеру) большое влияние аффектов на обмен веществ. Таким образом, границы между неврозом органа и внутренним заболеванием становятся весьма колеблющимися. Однако, нужно собрать еще много фактического материала, прежде чем можно будет сказать что-либо определенное по этому вопросу. Вейцзекер говорит об идентичности по существу физического выражения душевного конфликта и расстройств координации и корреляции между нарушениями физической функции и нарушениями органа.

Хорошим примером того, как нужно представлять себе взаимозависимость между физическими и психическими факторами, является то обстоятельство, что инэкватная сексуальность шизофреников, которая была установлена в особенности психоанализом, находит по Кречмеру свое физическое выражение в частоте диспластичечкого типа.

Со времени Фрейда признано, что между врачей вообще и психотерапевтом в особенности, с одной стороны, и между пациентом, с другой стороны, существует особое аффективное отношение: перенесение. Психоанализ дает возможность методического разрушения перенесения. Он использует сознательно и систематически то средство, которое лежит в основе всякого психического воздействия. В случае правильно проведенного анализа личность врача, как таковая, меньше выступает на первый план. Перенесение устанавливается в широких пределах независимо от личности врача. Психоанализ освещает все переживания пациента и заново формирует его характер; не остается без анализа также и перенесение, и вследствие этого психоанализ простирается глубже, чем все те виды терапии, которые работают с помощью перенесения, не анализируя его. Только Адлеровская терапия может считаться рациональной наряду с психоаналитической (на втором месте!). Также и в данном случае делается попытка заново сформировать характер пациента. Гипноз является исключительно техническим вспомогательным средством. Каждая психотерапия, даже если она проводится бегло и несистематически, должна базироваться на попытке понять личность больного и стараться увидеть в невротическом конфликте проблему человека в целом. Можно разрешить невротический конфликт, идя путем разумного рассуждения (убеждение - Дюбуа) (хотя и при этом лечении сущность заключается в моментах аффективного порядка) или путем внушения и гипноза, сознательно используя аффективные установки. Методом Куэ можно пользоваться как техническим вспомогательным средством. Будучи грубым и мало пригодным для всяких вариаций методом, он окажется несостоятельным в отношении ко всем более тяжелым конфликтам. Равным образом он ничего не может дать более культурному лицу, требующему в ко- нечном итоге такого лечения, которое отвечало бы его запросам. В данном случае уместна будет психоаналитически направленная беседа (подкрепленная гипнозом), а в более тяжелых случаях - психоанализ.

1) Русск. перев. см. Дрезель. Заболевания вегетативной нервной системы. Изд. Мосздравотдела. Москва. 1920.

2) Die moderne russische Physiologie und die Psychoanalyse. Int. Zcitschr. f. Psychoanalyse, Bd. XII, H, I. 1926.

3) Существенные указания мы встречаем уже у Жане.

6) Psychogenese von Organsymptomen, Springer 1925.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнил:

Слушатель группы заочного обучения

(программа профессиональной переподготовки)

Шеменко Елена Юрьевна

Проверил:

Содержание.

1.Введение. Понятие невроза.

1.1 Научные представления о неврозах.

2. Понятие астенического невроза, его формы и стадии.

2.1 Симптомы и признаки.

2.2 Причины возникновения.

3. Астенический невроз у детей и подростков.

4.3аключение. Диагностика, методы лечения и профилактика астенического невроза.

ВВЕДЕНИЕ.

Это обусловлено изобилием информации (дополнительный стрессовый фактор), бурными темпами жизни, экономическими трудностями и многими другими социальными и биологическими причинами.

Актуальность работы определяется тем, что всё чаще и чаще люди
жалуются на странную усталость, которая не проходит даже после сна,
выходных дней или отпуска. Витамины, увеличение количества часов
сна, понижение нагрузки на работе или дома тоже не прибавляют сил и
энергии. Возникает много вопросов что с этим делать? И есть ли решение
этой проблемы?

Целью данной работы является изучение невроза и неврастении (астенического невроза) с точки зрения научных представлений и методов психотерапевтической коррекции.

Объект исследования: характеристика астенического невроза и его проявления.

Предмет исследования: психотерапевтическая коррекция и профилактика астенического невроза.

Задачи данной работы:

1. изучить классификацию и диагностику астенического невроза у
взрослых, а также детей и подростков.

2. проанализировать понятие невроз, неврастения (астенический невроз)

3. определить характеристику астенического невроза и методов
психотерапевтической коррекции и профилактики.

Понятие невроза.

Многолетняя традиция изучения невротических расстройств имеет сложную и противоречивую историю, которая тесно связана с историей психиатрии и клинической (медицинской) психологии. Одно из наиболее распространенных на сегодняшний день в теории и практике отечественной психиатрии и клинической психологии пониманий невроза и невротических расстройств восходит к определению Б. Д. Карвасарского (1980): невроз -психогенное, как правило, конфликтогенное, нервно-психическое расстройство, заболевание личности, возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

В классификации психических и поведенческих расстройств Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10, 1994)

невротические расстройства, связанные со стрессом и соматоформные расстройства объединены в одну большую группу (F40-48) в силу их исторической связи с концепцией невроза. При этом в клинической картине отмечено довольно частое сочетание симптомов, в особенности, тревоги и депрессии.

На сегодняшний день можно выделить три крупных подхода к изучению проблемы неврозов и невротических расстройств - биологический, психологический и социокультурный. Несмотря на то, что в их основе лежат различные ориентиры, они во многом взаимосвязаны, поэтому данное разграничение носит в известной мере условный характер.

Научные представления о неврозах.

Такое представление о неврозах не теряет своей актуальности на протяжении более полутора веков, когда под наименованием общих неврозов подразумеваются такие болезни нервной системы, в которых, несмотря на прижизненные тяжелые и опасные симптомы, по смерти не находится никаких анатомических изменений, способных объяснить болезненные явления. В таких случаях со стороны нервной системы предполагается существование только молекулярных изменений. Клинические явления при этом могут быть весьма разнообразны (Кожевников А. Я., 1904).

Обобщенно неврозы, функциональные нервные расстройства или психоневрозы характеризуются как заболевания обратимые, протекающие более или менее благополучно, хотя и не всегда легко. Кроме того, для этой

группы заболеваний отмечено отсутствие патологической анатомии. Проявление этих заболеваний касаются и соматической, и психической сферы, они касаются всех органов и систем (Хорошко В. К., 1943).

Таким образом, в первых научных моделях неврозов основополагающим фактором их разграничения от другой патологии является наличие или отсутствие структурных изменений на уровне органов или систем.

Часть ученых, в частности немецкий психиатр О. Бумке, на основе анализа существовавших в тот момент теорий приходит к отрицанию существования неврозов как обособленных болезненных форм, считая, что в этой области первоначальные чисто нозологические понятия должны быть заменены представлениями об определенных типах реакций (Шевалев Е. А., 1928).

Сам И. П. Павлов под неврозами понимает длительные, продолжающиеся недели, месяцы и даже годы отклонения от нормальной высшей нервной деятельности. Эти отклонения он рассматривает с позиции перенапряжения раздражительного или тормозного процесса и перенапряжения подвижности этих процессов, столкновения возбуждения и торможения - их сшибки. При наличии этих условий, на его взгляд, нарушается нормальная высшая нервная деятельность, происходят ее срывы (Павлов И. П., 1949).

Физиологическая сущность неврозов,по мнению Б. Н. Бирман (1939), может быть сведена к функциональным нарушениям силы уравновешенности и подвижности основных нервных процессов, а также к

силовым взаимоотношениям коры и подкорки и сигнальных систем. П. К. Анохин, предлагая свой опыт физиологического анализа невротических состояний, считает, что в невротическом состоянии имеет место перевозбуждение в тех системах, которые долгое время находились в конфликтном, взаимно усиливающем друг друга состоянии, и, в конце концов, организуется нечто вроде хронического застойного высоко повышенного возбуждения.

Многие исследователи, не отрицая физиологической стороны этого заболевания, указывают на психогенный характер его происхождения. В качестве основных признаков неврозов выделяются: психогения, а также сложное построение ответных неадекватных реакций с вовлечением психических и соматических механизмов данной личности и фиксация этих реакций на длительный срок в форме приступов или непрерывного проявления (Эмдин П. И., 1934).

травматического невроза, в то время как находившиеся в состоянии сна и не слыхавшие катастрофы остаются здоровыми.

Психогенными факторамимогут быть противоречия, конфликты между примитивными, инстинктивными влечениями, желаниями и социальными требованиями и запретами, а также социальной направленностью не вполне полноценных для данных ситуаций личностей вследствие диссоциации между глубинными эгоистическими побуждениями и альтруистическими требованиями и целевыми установками (Ющенко А. И., 1934).

Заметно, что собственно биологическая платформа неврозов значительно расширяется за счет учета влияния социальных факторов, в большей степени - общественных отношений, что во многом продиктовано идеологической ситуацией в стране.

В. А. Гиляровский, разбирая узловые моменты в проблеме неврозов, пишет, что неврозы - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами, и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации. В очень многих случаях эта компенсация наступает тотчас по возникновении болезненных сдвигов, вызванных психической

травматизацией. Он считает, что стойкими и дающими право говорить о болезни они становятся, когда находят особенно благоприятные условия в личности в форме врожденной неустойчивости, слабости общей или касающейся отдельных систем. Указывает на изменения личности при неврозе и в биологических компонентах, но в качестве основного для него рассматривает расстройства, связанные с нарушением общественных отношений (Гиляровский В. А., 1934).

В 40-е годы, с учетом опыта Великой Отечественной войны, представления о неврозах и их формах расширяются, что позволяет сгруппировать их следующим образом:

-неврозы истощения и астенические состояния не обусловленные инфекционными, токсическими, сосудистыми или иными органическими заболеваниями мозга;

-неврозы, характеризующиеся навязчивыми состояниями и проявлениями тревожной мнительности;

-все варианты истерических нарушений, включая истеротравматические расстройства;

-все прочие реактивные неврозы, описываемые под названием эмоциональных неврозов, неврозов испуга или острых психогенно-реактивных состояний (Горовой-Шалтан В. А., 1949).

Биологический подход к изучению неврозов также проявляется в их сопоставлении с психозами и иными выраженными психическими нарушениями и их последствиями.

Например, М. О. Гуревич описывает невроз как доброкачественное, обратимое заболевание функционального характера, не основанное на деструктивных поражениях нервной системы. К неврозам он относит

заболевания, при которых нет свойственных психозам нарушений личности, вследствие чего неврозы не дают таких социальных последствий, как психические заболевания, и сопровождаются сознанием своей болезни. Он указывает на тесную связь эмоций с вегетативной нервной системой, что обусловливает возможность их взаимодействия, при котором, с одной стороны, эмоциональные колебания отражаются на соматических функциях, а с другой - соматические нарушения приводят к эмоциональным расстройствам (Гуревич М. О., 1949).

Как показано, биологическая платформа неврозогенеза не является однородной и не опирается исключительно на теорию нервизма. В работах многих ученых, стоящих на ее позициях, прослеживается понимание роли психосоциальных факторов в происхождении неврозов и невротических расстройств и их течении.

В. Н. Мясищев еще в 1935 г., объясняя психоневроз как болезненное нервно-психическое состояние, возникающее вследствие противоречий между личностью и окружающей ее действительностью, отмечает, что это противоречие создает значительное аффективное напряжение личности,

ю

продуктивно, рационально не перерабатываемое и потому дает картину болезненных функциональных нарушений (Мясищев В. Н., 1935). При этом в зависимости от особенностей переработки личностью травмирующей ситуации, в построении клинической картины, точнее, в выдвижении на первый план определенных симптомов, имеют существенное значение основные отношения личности к ситуации (Иванов Н. В., 1970).

Несмотря на то, что нейрофизиологический подход значительно обогатил общую теорию неврозов, психосоциальное понимание данной патологии в рамках биологической концепции не получило серьезного развития. Психологические модели неврозогенеза восполняют этот пробел.

Психологические модели неврозов.Первые наиболее значимые попытки создания психологической модели формирования неврозов связаны с теоретическими постулатами психоанализа. Психоаналитические концепции невроза объясняют его возникновение подсознательными психологическими факторами - подсознательные элементы укрыты психологическими покровами, сквозь которые можно проникнуть лишь с помощью психоаналитических толкований (Александров А. А., 2004).

В классической теории психоанализа выделяют несколько типов невроза:

- психоневроз, который обусловлен причинами, относящимися к прошлому,
и объясним только в терминах личности и истории жизни;

-актуальный невроз, который связан с причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуальных привычек пациента;

- нарциссический невроз, при котором пациент не способен к образованию
переноса;

- невроз характера, при котором симптомами являются черты характера;

- травматический невроз, который вызывается потрясением;

- невроз переноса, который развивается в ходе психоанализа при навязчивом
интересе пациента к психоаналитику (Карвасарский Б. Д., 2006).

К. Юнг полагал, что невроз развивается вследствие диссоциации личности в результате образования комплексов, представляющих собой соотношение мыслей, чувств и образов. Комплексы, по его мнению, могут принимать различные формы и образовываться в силу разных механизмов -психических травм, моральных конфликтов (Jung С. G., 1968).

В работах А. Адлера невроз рассматривается как расстройство с разнообразной симптоматикой. Невроз, по его мнению, это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что наблюдается постоянно при наиболее пассивных изнеженных стилях жизни (Adler A., 1956).

По мнению К. Хорни, основой невроза является базальная тревога, связанная с ощущением беспомощности во враждебном мире. Базальная тревога возникает вследствие базальной враждебности, вызванной тем, что родители не способствуют удовлетворению потребности ребенка в

Попытки применения психоанализа к пониманию поведения привели к появлению концепции невроза, согласно которой невроз является результатом неправильных реакций организма на угрозу, фиксируемых как срывы приспособления в ситуации кризиса (Rado S., 1956).

В гуманструктурной модели Г. Аммона в основе невроза лежит интегрированная и функционирующая личность, у которой отмечается повреждение отдельных областей переживания и поведения с постепенным нарушением психических функций. Из-за поврежденного внутреннего отграничения при неврозе нарушена способность к вытеснению непреодоленного Эдипова комплекса (Александров А. А., 2004; АммонГ, 1996).

Современные последователи психоаналитического направления уверены, что конфликты, ведущие к возникновению неврозов, развиваются в трехсторонней системе отношений. Содержательно эти конфликты характеризуются желанием удовлетворения влечений или нарциссических потребностей с помощью противоречащих друг другу желаний зависимости и автономии. Формы интеракции, которые связаны с возникшими невротическими попытками решения, являются регрессивными по своей сути (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

Бихевиористская теория рассматривает эмоциональное нарушение с точки зрения случайных условных реакций, возникших ранее в жизни пациента. Для устранения этих условных рефлексов недостаточно простого знания пациента о них или его желания - требуется выработка «условных

Неудивительно, что исследования Д. Вольпе были нацелены на экспериментальное изучение развития и излечения неврозов у животных. Неврозы вызывались им в ситуации научения и с помощью методик научения животные могли быть возвращены к нормальному состоянию. На основе этих данных им разрабатывались методики лечения неврозов у людей (Корсини Р., Ауэрбах А., 2003).

Характерно, что в поведенческом направлении не существует единой модели расстройств для неврозов, но есть специфичные теории, которые рассматривают нарушенное поведение как приобретаемое и применяемое на любом этапе жизни. В основу данного направления положена биопсихосоциальная модель болезни, предложенная Г. Энгелем (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

Когнитивная теория, дополняющая поведенческую модель неврозогенеза, предполагает, что проблемы невротической личности вытекают в основном из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного или когнитивного развития личности (Александров А. А., 2004).

Так, теория А. Эллиса описывает возникновение невротических нарушений в связи с функционированием иррациональных установок, которые представляют собой жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, абсолютного характера (Карвасарский Б. Д., 1998).

Современник А. Эллиса А. Бек исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических

расстройств, связаны с аберрацией мышления. А. Бек понимал под ним нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложных представлений, самосигналов и неадекватных эмоциональных реакций (Карвасарский Б. Д., 1998).

Представители экзистенциально-гуманистического направления психологии рассматривают происхождение неврозов и иных психологических проблем личности по-иному. С точки зрения К. Роджерса, восприятие, мышление, чувства, переживания и поведение человека существенно определяются его Я-концепцией, а Я — концепция понимается как конденсат, сгусток всех субъективных знаний о самом себе. Постановку диагноза он считал ненужной для психотерапии, поскольку, по его мнению, могло быть потеряно непредвзятое отношение к клиенту. На этом основании им разработана теория нарушений и неврозов, не ориентированная на диагноз и нозологию. Центральное положение его теории нарушений -восприятие клиентом неконгруэнтности между Я-концепцией и переживанием и поведением (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

В соответствии с представлениями В. Франкла, основой формирования неврозов является не психогения, а экзистенциальный вакуум, когда человек в силу разнообразных причин утрачивает смысл жизни, а его стремление к нахождению конкретного смысла в личном существовании блокируется. Такие неврозы В. Франкл называет ноогенными. Причиной их широкого распространения он видит двойную утрату - утрату базисных животных инстинктов и разрушение многовековых традиций (Менделевич В. Д., Соловьева С. Л., 2002).

Среди отечественных психологических моделей невроза наибольшее признание получила концепция В. Н. Мясищева, согласно которой, в основе невроза, как психогенного заболевания, лежит неудачно, нерационально и

непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. Н., 1960).

Существенный интерес представляет концепция этиопатагенеза психической патологии В. А. Ананьева (1998,2003) о структурном аттракторе болезни. Согласно этому подходу психопатологические процессы связаны с индивидуальным опытом формирования личности, историей ее существования и являются адаптационно-компенсаторными процессами. Личность, являясь частью патологической функциональной системы, несет ответственность за выбор вариантов развития патологического процесса в сторону благоприятного или неблагоприятного результата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.