Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз

Животным жить просто – у них имеются природные инстинкты, которые подсказывают им, что делать. У них нет каких-то особых желаний и стремлений, кроме удовлетворения собственных потребностей. Что же касается людей, то здесь все не так просто. Человек имеет желания и стремления, и они зачастую формируются обществом, в котором он находится. Поэтому раньше с этим было так: существовали различные традиции, религия имела прочное и доминирующее положение в обществе, и у человека всегда был огонек, который вел его вперед. В современном мире все намного сложнее, и очень многие люди начинают испытывать экзистенциальный вакуум. Что это такое? Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Вы поймете, что представляет собой экзистенциальный вакуум, определите его основные причины, узнаете о его последствиях, а также получите представление о том, как побороть этот вакуум.

Что это такое?


Итак, в первую очередь, естественно, необходимо дать понятию экзистенциального вакуума определение, которое позволит вам дальше ориентироваться в той информации, которую вы будете получать с помощью данной статьи. Первым, кто ввел данный термин, стал Виктор Франкл, который обозначил его как противоположность пиковому переживанию, которое ранее было описано Маслоу. Так что же это такое?

Отличия от животных


Данная статья начиналась с описания того, как именно существуют животные, и это было сделано неспроста. Для них экзистенциальный вакуум – это нечто, что не может проявиться по природе. Почему? Дело в том, что у животных имеются определенные природные инстинкты и стремления, которые запрограммированы в них на генетическом уровне. Все эти стремления являются базовыми и примитивными, то есть животные хотят поддерживать свое существование едой, водой и сном, им нужно безопасное место для ночлега, где их не смогут достать опасные хищники, а также они стремятся размножаться. У них нет никаких ценностей более высокого уровня, которые можно обретать и терять. Соответственно, животные никогда не ощущают экзистенциального вакуума, так как их желания и потребности всегда удовлетворяются. Животное не может перестать хотеть есть, потому что если оно это сделает, то умрет.

У людей же все обстоит иначе. У них имеются ценности и стремления более высокого порядка, без которых человек опускается на уровень животного. Но и здесь все не так просто, потому что, оказавшись на уровне животного, человек сохраняет свой развитый рассудок, поэтому чувствует, что в его жизни нет ценностей более высокого порядка. Именно это ощущение пустоты и является рассматриваемым в данной статье феноменом. В отличие от базовых инстинктов, которые запрограммированы в голове каждого животного и человека, желания более высокого уровня не заложены генетически, поэтому в организме нет механизмов, подсказывающих, что без них человеку будет плохо. Именно поэтому и возникают экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, экзистенциальная пустота и так далее. Но это не единственная причина, так что вам стоит приготовиться к тому, чтобы разобраться с еще несколькими факторами, влияющими на этот феномен.

Традиции и ценности


Экзистенциальный вакуум Виктора Франкла также проявляется по той причине, что современные ценности, традиции и соглашения не могут указать человеку верный путь. Об этом также было кратко сказано в начале статьи. Дело в том, что в прошлом строй людей сильно отличался от того, что наблюдается на сегодняшний день. Ранее существовали четкие системы ценностей, различные гласные и негласные соглашения, а также многовековые традиции, которых человек должен был придерживаться. В результате у него всегда был образец, всегда присутствовала цель в жизни. Сейчас же все это сильно ослабевает в течение последних десятилетий, поэтому традиции и ценности уже не могут служить для человека конкретным ориентиром. Соответственно, он не может принимать самостоятельные решения. Экзистенциальный вакуум по Франклу является очень опасным состоянием, так как он может привести к серьезным психическим заболеваниям. Даже не в таком серьезном масштабе можно смело сказать, что этот вакуум может очень негативно сказаться на социальной жизни человека. Как именно? Сам Франкл описывал, что результатами данной проблемы является то, что люди обращаются в конформизм или тоталитаризм, что сильно сказывается на их жизни.

Конформизм и тоталитаризм


Как и писал В. Франкл, экзистенциальный вакуум – это пустота, создаваемая внутри человека отсутствием каких-либо целей и стремлений. Но сам человек в момент подобной слабости не находится в вакууме, поэтому на него влияют различные внешние факторы. И это оказывает свое воздействие на психику. Самым частым направлением человека, страдающего от подобного вакуума, является обращение в конформизм или тоталитаризм.

Если говорить простыми словами, то конформизм – это взгляд на жизнь, при котором человек делает то же самое, что и все вокруг него. Конформизм является наиболее популярным течением на Западе, и человек, у которого не осталось никаких целей и ценностей, обращается в него с большой вероятностью. Он начинает искать эти ценности на стороне, обращаясь к тому, что является наиболее популярным на данный момент. Естественно, это лучше, чем психическое расстройство, к которому может привести рассматриваемый в данной статье вакуум, однако человек, который обращается в конформизм, постепенно теряет свою личность. Он становится частью толпы, что не является полноценной жизнью и неизбежно ведет к негативному воздействию на психику.

Что касается тоталитаризма, то, в отличие от конформизма, он является более популярным следствием вакуума на Востоке. Тоталитаризм – это взгляд на мир, при котором человек делает то, чего от него требуют другие. Суть остается прежней, однако воздействие оказывается еще менее приятным, так как человек фактически становится рабом других, делая то, что ему может даже не нравится. Но так как у него нет своих взглядов и ценностей, он делает то, чего от него требуют другие, так как именно так устроена система иерархии на Востоке.

Так что теперь вы понимаете, насколько опасным может быть экзистенциальный вакуум. В психологии этот феномен рассматривается очень активно, так как в современном обществе распространение вакуума происходит намного быстрее, чем в какой-либо другой период времени.

Редукционизм


Наравне с конформизмом на Западе причиной и следствием экзистенциального вакуума также является такая вещь, как редукционизм. Что это такое? Это довольно интересный феномен, который наиболее распространен в Соединенных Штатах Америке. В рамках редукционизма человека рассматривают не как рассудительное существо, способное иметь свои собственные мысли и идеи, принимать решения и делать что-то для достижения собственных целей. Его рассматривают скорее как совокупность влечений и инстинктов, то есть они неспособны принимать самостоятельные решения, а все их действия диктуются реакцией на внешние факторы, а также защитными механизмами. Естественно, такой подход не может вызывать положительную реакцию у людей, и более сильные личности способны абстрагироваться от этих редукционистских мнений общественности, следуя своим путем. Но в большинстве своем люди не являются сильными личностями, поэтому редукционизм оказывается одним из наиболее важных и решающих факторов в распространении экзистенциального вакуума в современном обществе.

Теперь вы знаете большую часть необходимой информации о том, что представляет собой экзистенциальный вакуум: что это, какие могут быть причины возникновения этого вакуума, а также к чему это может в итоге привести. Но это еще далеко не все, что можно сказать об этом феномене.

Ноогенный невроз


Теперь вы имеете представление о том, чем является экзистенциальный вакуум, а также о его причинах. Теперь же пришло время более детально рассмотреть его последствия. Оказывается, они могут быть гораздо более страшными, чем конформизм. Поэтому стоит взглянуть на новый термин, который вам, возможно, еще неизвестен – это ноогенный невроз. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз прочно связаны между собой, и последний является негативным последствием первого. Что это такое? Это специфическая невротизация человека, которая появляется не на психологической основе, как большинство традиционных неврозов, а на ноологической. Это значит, что болезнь проявляется в духовной сфере человеческого существования. Теперь вы знаете, что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз, так что должны начинать понимать, насколько серьезной может быть эта проблема. Дело в том, что этот невроз возникает на почве неспособности человека обладать целями, высокими ценностями и, конечно же, смыслом жизни. Соответственно, он может вызывать серьезные проблемы, поэтому его необходимо лечить медицинским путем. Если человек просто испытывал легкий экзистенциальный кризис, он с большой вероятностью сможет из него выбраться. Но если проблема вышла уже на такой высокий уровень, то необходимо вмешательство специалиста.

Особенности заболевания


Одной из главных особенностей экзистенциальной пустоты является тот факт, что человек может не осознавать ее наличие. Как уже было сказано выше, пустота часто стремится к заполнению самостоятельно, однако при этом заполняется она далеко не тем, чем стоило бы. Полноценные цели, стремления, ценности и смыслы заменяются фальшивыми. Происходит это довольно примитивным образом: человек начинает увлекаться алкоголем, наркотиками, у некоторых людей это проявляется в крайних стадиях трудоголизма, а кто-то стремится пощекотать нервы, чтобы почувствовать себя живым, ставя под угрозу все, что у него есть. Сам Франкл заявлял, что 80 процентов алкоголиков и 100 процентов наркоманов проходят именно через состояние экзистенциального вакуума, из-за чего и формируются их зависимости.

Логотерапия - что это?

Но как же все-таки бороться с экзистенциальным вакуумом, раз он настолько опасен? Врачи, психологи и психиатры продолжают искать лучшие варианты лечения и по сей день, однако одним из самых эффективных сейчас является тот, который был изобретен самим Франклом, определившим само понятие такого вакуума. Этот метод называется логотерапией, и ее основной целью является помощь больному снова обрести смысл жизни. Проще говоря, врач должен помочь человеку постепенно обнаружить утерянный смысл жизни, продемонстрировав, что этот смысл не пропал окончательно, а всего лишь лежит на дальних полках сознания и ждет того момента, когда его наконец начнут реализовывать. Также врач должен помочь пациенту снова обрести волю к смыслу жизни, так как именно она играет важнейшую роль в том, чтобы человек смог снова полноценно функционировать.

Чем не является логотерапия?

Однако вам стоит понимать, что логотерапия не является стандартным подходом, который существовал уже давным-давно. То есть врач не выступает в роли специалиста, который помогает пациенту размышлять о смысле жизни, он также не читает ему никаких проповедей. Логотерапия ставит перед собой целью осознание человеком самого мира смысла и ценностей.

Ключевая литература для интересующихся

Логотерапия

Бороться с явлением ноогенных неврозов призвана разработанная Франклом логотерапия, поскольку классический психоанализ, по мнению Франкла, практически исчерпал себя и зачастую запутывается в толкованиях состояния больного вместо того, чтобы предложить ему актуальное решение его проблемы. Сущность своего метода Франкл определяет как помощь человеку в осознании ответственности за реализацию всех его целей. Чем больше человек воспринимает жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла она будет ему казаться. Если в целом человек склонен принимать жизнь как данность, то логотерапия учит его воспринимать жизнь как миссию.

Развивая учение о смысле, Франкл определяет ценности как его универсалии, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается человек, и в соответствии с этим выделяет три категории ценностей:

1) Созидательные ценности (ценности, активно реализующиеся человеком в каком-либо деятельном акте);

2) Ценности переживания (ценности, реализующиеся в процессе переработки сознанием человека явлений внешнего мира, например, эмоции, переживаемые во время прослушивания классической музыки и т.д.);

3) Ценности отношения (ценности, заключающиеся в восприятии человеком собственной жизни, его отношение к тому, что в ней происходит)

Логотерапия и религия

2) Отупение, атрофирование рефлексии, пассивное проживание жизни;

Если для религиозного человека последняя опция будет реализовываться через веру в бога, то для атеиста она может осуществляться посредством веры в смысл, то есть веры в то, что он есть и может быть обретен. Здесь религия и психотерапия пересекаются: как религия спасает душу, так и психотерапия способна ее исцелить. Однако Франкл не стирает окончательно границ между двумя сферами. Только религия позволяет человеку укрепиться в Абсолютном, нигде больше эта возможность не может быть реализована.

Важным компонентом гуманистической традиции является терапевтический подход Франкла, получивший название Логотерапия, который включает в себя элементы экзистенциализма и бихевиоризма, а также элементы феноменологического подхода к религиозности. Роль феноменологии, по Франклу, четко сформулировать предрефлексивное онтологическое сапомонимание, которым обладают все люди. Это интуитивное самопонимание состоит из двух аспектов:

-непосредственно предлогического понимания человеческого существования

-предморального понимания значения или совести.

Как только феноменология выполняет эту работу, задача логотерапии в том, чтобы перевести эту мудрость сердца на более простой язык, чтобы сделать доступным обычным людям.

Феноменологический и экзистенциальный анализ направляет человека от простого психологического измерения к неосознаваемому логосу, ноологическому измерению. Здесь мы находим неосознаваемую религиозность, скрытое отношение к трансцендетнальному, свойственному всем людям. Таким образом, неосознаваемая религиозность является неосознаваемой трансцендентальностью, чьим основным референтом можно назвать Бога.

У многих современных людей первичная, присущая, религиозность остается подавленной. В результате – чувство пустоты, тщетности. Этот экзистенциальный вакуум проявляется в депрессии, самоубийствах, наркомании, алкоголизме. Спасением для личности и для общества является интеграция всех трех аспектов человека: телесного, духовного и религиозного.

Задача логотерпаии напомнить человеку о его личном духовном ядре, а не обращение к деградирующей религии.

Религия – поиск окончательного смысла. Религиозность, чтобы быть подлинной должна быть непосредственной и личной. Усилия религиозных организация продвинуть своего специфического бога – тщетны. Вы не можете передать другим смысл, вы можете сами показать пример вашего собственного экзистенциального поиска смысла.

Для выживания человечества необходим поиск общих задач, нужно понимание единства человечества.

Религиозность имеет одну из главных ролей в динамике процесса самореализации. Только некоторые формы религиозности способствует реализации человеческого потенциала, подлинной религиозностью для Франкла является та, что возникает изнутри, свободная от догм, чтобы быть источником целей и смыслов человеческой жизни.

Необходимым условием психического здоровья является уровень напряжения, возникающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить.Люди лишенные напряжения, склонны создавать его, что может принять (не) здоровые формы

Этиология экзистенционального вакуума определяется факторами: 1) человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать; 2) никакие условности, традиции и ценности не говорят, что должно делать; 3) часто он не знает, что хочет делать.

Основные проявления экзистенционального вакуума – скука и апатия. Согласно классификации П. Тиллиха мы живем в эпоху угрозы духовному самоутверждению, когда экзистенциальные тревоги пустоты и потери смысла выдвинуты на первый план человеческого существования.

Быть человеком означает находиться в отношении к чему-то и быть направленным на то иное, нежели он сам. Истинное общение-встреча - модус сосуществования, дающая партнерам возможность трансцендировать себя к логосу, даже способствующей такой взаимной самотрансценденции.

Логотерапевтическая теория неврозов

Первый патогенный паттерн реагирования.В. Франкл назвал его фобией или страхом ожидания.Некий симптом вызывает у человека опасение, что он может повториться вновь, и возникает страх ожидания (фобия), который приводит к тому, что симптом появляется снова, что лишь усиливает изначальные опасения. При известных условиях сам страх может оказаться тем, повторения чего боится человек. Как человек реагирует на свой страх перед страхом? Бегством. На примере агорафобии - человек старается просто не выходить из дому. Это пример первого невротического паттерна реагирования по типу фобии.

Второй патогенный паттерн реагирования. Наблюдается в случаях неврозов навязчивых состояний. Человек находится под гнетом навязчивых представлений, пытаясь их подавить. Он старается противодействовать им, однако, лишь усиливает первоначальное давление. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга. В отличие от фобии, невроз навязчивых состояний характеризуется не бегством, а борьбой с навязчивыми представлениями. Человек боится самого себя, так как, например, он боится, что навязчивые представления криминального содержания заставят его, в самом деле, причинить кому-либо зло - кому-то или самому себе. Человек, страдающий неврозом навязчивых состояний, испытывает не страх перед самим страхом, а страх перед самим собой.

Третий патогенный паттерн реагирования.Встречается при сексуальных неврозах, в случаях нарушения потенции и оргазма. В этих случаях, как и при неврозах навязчивых состояний, человек занят борьбой, однако это борьба не против чего-то (как при неврозах навязчивых состояний - против навязчивых идей), а борьба за - в данном случае за сексуальное наслаждение в виде потенции и оргазма. Однако чем больше мы стремимся к наслаждению, тем решительнее оно от нас ускользает. Путь к обретению наслаждения и к самореализации ведет только через самоотдачу и самоотречение.

Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза

Отметим основные психотерапевтические стратегии в работе с клиентом в ситуации потери смысла жизни.

Сущностью, направлением психологической помощи в таких ситуациях является стремление помочь клиенту выйти за рамки собственной жизни, за пределы их интересов.Как добиться такой перефокусировки? Психолог должен обладать повышенной чувствительностью, восприимчивостью к роли смысла в жизни клиента и тогда клиент, улавливая его скрытые намеки, станет таким же чувствительным к этому вопросу. Психолог интересуется жизнью и взглядами клиента, глубоко изучает его ценности в деятельности, любви, переживаниях.

Способ перефокусировки - анализ его жизненного пути, но не столько с точки зрения событийности, что предполагает психобиографический дебрифинг, а с позиции поиска и осознания смысла его активности.

Различение смысла (переосмысление). В. Франкл призывал уловить некий общий паттерн, смысловой рисунок в трагических событиях жизненного пути. От психолога требуется большая изобретательность. Он постоянно подчеркивает, что когда трагедия и страдание сегодняшнего дня заслоняет все остальные жизненные смыслы, мы всегда можем находить смысл в жизни, заняв героическую позицию по отношению к своей судьбе. Обнаружение жизненного смысла, предполагает способ передачи его клиенту. И. Ялом говорит о проблематичности такого подхода, указывает на его авторитарность, нарушение личной автономии клиента.

Позиция психолога, которая доводится до человека: вследствие наличия неустранимых факторов (генетическая предрасположенность, семейная история, особенности нервной системы) человек имеет высокий базовый уровень тревоги, по поводу которого мало что можно сделать. Следующий шаг – определение установки человека по отношению ситуации и выявление доступных смыслов.

В. Франкл рекомендует занимать в отношении таких клиентов следующую позицию:

- существуют неустранимые факторы личной жизни (семейная история, генетически обусловленная тревога), когда клиент имеет высокий базовый уровень тревоги, по поводу которого мало что можно сделать, кроме приема лекарств;

- далее терапевт должен заняться выяснением установкой клиента по отношению к его ситуации и выявлением доступных для него смыслов.

Сверхзадача данной техники - переключить внимание клиента с него самого на других. Особенно хорошо для этой цели подходит терапевтическая группа. Эгоцентрические, нарциссические тенденции легко проявляются, и паттерн брать, не давая, неизбежно становится ключевой проблемой в группе.

Парадоксальная интенция. Используется при фобических и обсессивных состояниях, которые характеризуются бегством и борьбой. Эти состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается первичными (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома) и вторичными условиями (закреплением страха ожидания).

Задача парадоксальной интенции – взломать, разорвать круговые механизмы первого и второго паттерна реагирования фобий и навязчивых состояний. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения фобий и навязчивых состояний. От человека требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

В данном случае следует обратиться к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Парадоксальное намерение должно быть сформулировано в насколько возможно юмористической форме. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям. Он дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой. Мобилизация этой существенной человеческой способности к дистанцированию и является целью в тех случаях, когда применяется парадоксальная интенция.

Вовлеченность. Вовлеченность И. Ялом определил, как галактический взгляд на жизнь. Сомнения в смысле жизни не уничтожают реальность прошлых значимостей. Вовлеченность выступает здесь как противоядие бессмысленности. Гедонистический парадокс: чем больше намеренно мы ищем удовольствие, тем больше оно ускользает от нас. Удовольствие как побочный продукт смысла (В. Франкл). Ощущение осмысленности как побочный продукт вовлеченности.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 428 ;


ЛОГОТЕРАПИЯ КЛИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА

Как логотерапевт обращается с клиентами, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума? Хотя в своих работах Франкл не перечисляет систематически используемые им методы, ниже приводятся некоторые рекомендации, извлеченные из его трудов.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА

УГЛУБЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ

Ниже описываются методы, которые Франкл применял с целью углубления экзистенциального осознания конечности жизни и важности взятия на себя ответственности за нее.

ОБЪЯСНЕНИЕ. Клиентам следует объяснять, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.

ФОКУСИРОВАНИЕ НА ПОИСКАХ СМЫСЛА
Франкл подчеркивает, что вопрос о смысле — это индивидуальный вопрос. Логотерапевты должны и индивидуализировать свои методы работы, и импровизировать. Логотерапия не является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Франкл (Frankl, 1963) проводит аналогию с офтальмологом, который дает людям возможность видеть мир таким, каков он есть на самом деле. Точно так же задачей логотерапевтического консультанта является расширение полей зрения клиентов таким образом, чтобы весь спектр жизненных смыслов и ценностей оказался видимым для них.

Ниже приведены некоторые методы, с помощью которых Франкл фокусирует внимание клиентов на проблемах, связанных со смыслом.

ПОСТАНОВКА ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ. Консультанты могут спрашивать клиентов о том, каких творческих успехов они могли бы добиться, и помогать им искать ответы на заданные вопросы. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам обнаруживать смысл в их отношениях и в их страдании.

УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ИСТОЧНИКОВ СМЫСЛА. Логотерапевтические консультанты могут помогать клиентам приобретать более широкое представление об источниках смысла. Франкл (Frankl, 1955) цитирует клиентку, которая заявляла, что ее жизнь была бессмысленна и что ей станет лучше только в том случае, если она найдет работу, которая сможет удовлетворить ее запросы, например работу, связанную с лечением больных людей. Франкл помог этой клиентке увидеть, что не только работа, которую она выполняла, но и соответствующее отношение к своей работе могли бы дать ей уникальную возможность для реализации потенциальных возможностей. Кроме того, в личной жизни, не связанной с работой, она могла бы найти смысл в роли жены и матери.

ВЫЯВЛЕНИЕ СМЫСЛА ЧЕРЕЗ СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. Франкл (Frankl, 1988) приводит следующий пример. Одну его клиентку постоянно мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что, хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не помнят, чем они ему обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл.

ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПСИХОГЕННОМ НЕВРОЗЕ

Парадоксальная интенция и дерефлексия — два основных логотерапевтических" метода, которые применяются при психогенных неврозах (Frankl, 1955, 1975b). В основе обеих методик лежит обращение к таким важным человеческим качествам, как самотрансценденция и самоотстранение.

МЕДИЦИНСКАЯ ОПЕКА ПРИ СОМАТОГЕННЫХ ПСИХОЗАХ

/Р.Нельсон-Джоунс: "Теория и практика консультирования"./

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Жил был чудак - он был невероятно богат и мог позволить купить себе все то, что только мог представить. Решив свои материальные проблемы и обретя статус и власть, он пробовал жить ради удовольствия, но не нашел такого, которое смогло бы вызвать юношескую остроту ощущений. Ведь все что он смог нарисовать в своем воображении, он уже получил и все, о чем мечтал - совершил. Тогда он купил себе спортивный самолет и освоил навыки пилотирования. Но как только взлетел и покружился в небе понял, что скорости спортивного самолета для драйва явно недостаточно. Решив так, он пересел на сверхзвуковой самолет. Но не гиперскорости и риск на гране фола, ни деликатесы, яхты и автомобили, многоэтажные виллы и Топ-модели не решили его проблемы. Он получил все, что только можно себе представить. Он создал собственную финансовую империю, но остался должен главному кредитору - своей жизни. И только с годами он понял, насколько беден и насколько тягостным на фоне внутренней пустоты может быть бремя власти и богатства.

Статистические данные, подвергшиеся компьютерной обработке, позволили Крамбо подтвердить: ноогенный невроз действительно характеризуется иной картиной болезни, которая не диагностируется и не излечивается средствами традиционной психотерапии. Согласно результатам масштабных исследований, проведенных позже австрийскими, американскими, британскими специалистами было выяснено, что около 20% от общего количества неврозов носят ноогенный характер.

Экзистенциальный вакуум, отмечает Франкл - феномен, который не только стремительно распространяется по планете, но и усиливается в своих проявлениях. Механическая теория человека и релятивистская теория жизни, внедряемые школах и ВУЗах системами образования создают идеальную питательную среду для формирования в мировоззрении молодых людей состояния экзистенциального вакуума.

В качестве доказательства серьезности проблемы Франкл приводит убедительную статистику:

Подробный опрос, проведенный среди студентов Университета штата Айдахо, выживших после неудачной попытки самоубийства, показал: для 85% из них основным мотивом их поступка стала потеря смысла существования. Показательно, что 93% из них были совершенно здоровы, как психически, так и физически, не были замечены в асоциальных действиях, жили во вполне благополучных семьях и ладили с домашними и друзьями. Более того, многие вели весьма активную общественную жизнь и могли похвастать академическими успехами. Таким образом, отмечает Франкл, причина их поступка никак не могла быть объяснена неудовлетворенными потребностями.

Не менее убедительны данные опроса, проведенного американским Советом по образованию, содержащим информацию по 189 733 студентам из 390 университетов страны. 73, 7% опрошенных обозначили свою ближайшую и главную цель так: определить для себя мировоззрение, которое позволило бы сделать жизнь осмысленной.

На основании проведенных исследований, полностью соглашаясь с профессором Джозефом Кацом из Университета штата Нью-Йорк, Франкл делает вывод: следующее поколение людей, создающих материальные ценности в социуме в своей массе будет интересоваться профессиями, которые смогут приносить не только деньги, но и смысл.

Одна из самых популярных теорий мотивации, упрощенно представленных в виде пирамиды потребностей человека была предложена

Человек, уверен Маслоу, не в состоянии испытать потребности более высокого порядка до тех пор, пока не удовлетворит своих примитивных нужд - потребности в пище и воде, сексуальный инстинкт . далее потребности в безопасности, потребности в отношениях, любви, потребности в участии в социальной жизни. Ступенькой повыше он расположил потребность в признании и уважении, далее - жажду к знаниям и потреблению новой информации. Сразу над ними он расположил ценности эстетической сферы - потребность человека в гармонии и произведениях искусства. На самой верхушке пирамиды, по мнению Маслоу, человека ждет его внутренний потенциал, который ожидает своей реализации, но лишь после того, как он поднимется по всем предыдущим.

Согласно Маслоу, идеальное общество, в первую очередь, сытое общество, лишенное любого повода для страха и тревог. Здесь нужно уточнить, что в понятие сытости Маслоу включил не только пищу и воду, но и кислород, сон и секс. Человек, лишенный хлеба насущного, по его глубокому убеждению, вряд ли будет размышлять о любви и самореализации. С другой стороны, человек, который любит, продолжает оставаться биологическим организмом и нуждаться в пище, вопреки пафосу любовных романов.

Таким образом, согласно иерархической модели Маслоу, возводящей стремление к смыслу и самоактуализации на верхушку пирамиды человеческих ценностей, фактически такое стремление предлагается рассматривать как побочный продукт человеческого существования, роскошь, которую можно позволить себе только тогда, когда ты сыт, пьян, удовлетворен, защищен и уважаем . .

Видимо осознавая хрупкость своей логической конструкции, Маслоу согласился на допущение, что для перехода на вышестоящую ступеньку потребности, соответствующие нижестоящей могут быть удовлетворены лишь частично, при этом предложенную иерархию он рекомендовал использовать с привязкой к возрастным категориям. Несмотря на популярность, концепция Маслоу подвергалась конструктивной критике и не подтвердила свою состоятельность на больших статистических выборках. Не ответил Маслоу на вопрос: почему некоторые человеческие потребности низшего порядка продолжают мотивировать даже после того, как удовлетворены.

В качестве яркого примера, демонстрирующего обратное, Франкл приводит своих неизлечимых пациентов в их последние дни и узников, уцелевших в застенках немецких концлагерей. Одним из таких узников, испытавших на себе весь ужас пребывания в трех лагерях в течение трех лет стал сам Франкл. Его личный лагерный опыт позволил подтвердить одну из основных концепций логотерапии: в жизни каждого человека присутствует смысл, ждущий подтверждения и только тот, кто сохранил веру в этот смысл и бережет свой смысл выживает в тяжелейших условиях. Именно смысл позволил людям сохранить жизнь и достоинство там, где царил голод, страх и методичное унижение всех базовых человеческих ценностей.

Становится ясно, что человека, рассматривающего своей целью жизнь ради развлечений, удовольствий и наслаждений неминуемо настигнет фрустрация стремления смыслу и его верный спутник -состояние экзистенциального вакуума.

Такой вывод позволяет понять, почему Крамбо, использующего методы групповой логотерапии при лечении алкоголиков и видящего ее главную задачу в снятии экзистенциальной фрустрации удалось добиться значительно лучших результатов в сравнении с традиционными психотерапевтическими методами лечения. Похожие и даже лучшие результаты отслеживаются и при лечении наркозависимых, где число пациентов, видящих главной причиной их зависимости в экзистенциальной фрустрации приближается к 100%. Число пациентов полностью излечившихся от наркомании при применении методов логотерапии составило 40% против 11%, в группах, где лечение осуществлялось традиционными методами.

Особую остроту эти проблемы приобрели сегодня, когда в сознании большинства прочно закрепился культ ценностей низшего порядка. Человек покорил пространство, завоевал воздух, открыл глубинные свойства материи и, как ему кажется, вплотную подобрался к созданию искусственного интеллекта. С каждым днем в его распоряжении оказывается все больше возможностей, но в отсутствии внутреннего стержня - смысла, обладание ими не делает жизнь человека счастливее. Напротив, отсутствие смыла и ценностных ориентиров обесценивает ее, увеличивает риск превращения инструментов развития в инструменты разрушения и дальнейшего расслоения общества.

Наше несчастье велико - нам не хватает главного - смысла жизни. И каждому, кто испытывает состояние экзистенциального вакуума рано или поздно придется отправиться на его поиски. Хуже, если понимание бессмысленности прожитых дней придет тогда, когда уже ничего нельзя изменить.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.