Что такое невротический логоневроз

В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

Существует две формы этого патологического состояния:

  1. Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
  2. Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.

Причины и виды заболевания

Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

  • психоэмоциональные потрясения;
  • поражение нервной системы инфекционного характера;
  • нарушения эндокринной системы;
  • ДЦП.

Существует три вида логоневроза:

  • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
  • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
  • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.

Симптомы нарушения

Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

  • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
  • затрудненное произношение слов;
  • спазм языка и губ;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • появление гримасы;
  • ускоренное моргание;
  • психическое напряжение;
  • нарушение сна;
  • повышенная потливость;
  • отсутствие аппетита;
  • развитие чувства неполноценности.

Стадии развития отклонения

Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

  1. Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить
    выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
  2. Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
  3. С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
  4. Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.

Осмотр и диагностика

В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

  • нарушения ритмичности речи;
  • в начале речи появляются запинки и трудности;
  • есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.

Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

Выясняются следующие свойства:

  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • постоянные или приходящие проблемы с речью;
  • в какой период возникли жалобы;
  • с чем связано нарушение речи;
  • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.

Коррекция и восстановление


Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

  • седативные средства: Афобазол, Новопассит.
  • общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
  • средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.

Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист
воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.

Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

  • сбалансированное и здоровое питание;
  • режим труда и отдыха;
  • достаточный и полноценный сон;
  • исключение развития стрессовых ситуаций;
  • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом;
  • общение со сверстниками;
  • обучение плавности и неторопливости речи;
  • уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
  • правильно произносить звуки;
  • следить за мимикой;
  • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Интересные факты из истории логоневроза


Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

Сегодня я расскажу вам о логоневрозе, не все знают, что это научное название заикания.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

Логоневроз у детей

Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в 3-4 года(по словам родителей, сам я не помню этого) у меня начал проявляться логоневроз, родители во время не приняли меры и заикание стало моим клеймом и проклятьем белее чем на 20 лет.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры! Вы не представляете какого это- жить с логоневрозом, это настоящая мука, сколько детских слез было пролито… Просто представьте – вы отвечаете что-то на уроке и 30 одноклассников гадко хихикают над твоим дефектом и нет никакой возможности после урока разобраться с обидчиками, любая твоя попытка вызывает еще большие насмешки и издевательство!

Но детство это еще пол беды, конечно для ребенка заикание кажется порой ужасной трагедией. Но на самом деле во взрослой жизни все будет куда трагичнее. У логоневроза есть она особенность… он как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

По данным статистики мальчики страдают от логоневроза чаще девочек, поскольку они менее устойчивы эмоционально. Доля заикающихся детей составляет в среднем по миру 2-3%, взрослых – 1%.

Причины логоневроза по мнению врачей

Причины возникновения логоневроза лежат в психике ребенка. Точно еще никто из врачей не сказал в чем же причина логоневрозов, выдвинуты несколько теорий, но это все домыслы, видимо потому что не возможности проследить появление логоневроза у ребенка. Детей приводят к врачам уже после того как заикание началось. Основные причины по мнению врачей: негативные эмоциональные состояния, внезапные и сильные психоэмоциональные потрясения такие, как переутомление, испуг или постоянные страхи. Дефекты нервной системы, возникшие вследствие генетической предрасположенности, травмы во время родов также могут быть ответственны за появление заикания. Подробнее о причинах заикания читайте тут .

У взрослых логоневроз возникает значительно реже, чем у детей. В редких случаях он может быть спровоцирован серьезной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего логоневроз развивается в детском или подростковом возрасте. В числе причин этого заболевания могут лежать как неврологические факторы, так и генетическая предрасположенность:

  • специфические свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость);
  • патологическое воспитание, прессинг в семье;
  • инфекционные поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения.

Симптомы логоневроза

Заикание выражается в нарушении темпа речи и дыхания, вызванном спазмами органов речевого аппарата. Спазмы мышц гортани являются голосовыми, спазмы языка и губ – артикуляционными. При дыхательных спазмах дыхание прерывается, возникает ощущение нехватки воздуха. Заикание может появляться внезапно и усиливаться, например, при сильном волнении. Речь заикающегося характеризуется вынужденными остановками, невольным повторением отдельных слогов и звуков.


В соответствии с типом судорог различают три типа логоневроза:

Логоневроз, как заболевание неврогенной природы, имеет 3 группы симптомов:

  • основные симптомы логоневроза – это всем хорошо известные и описанные выше признаки заикания;
  • общие неврологические симптомы (эмоциональное напряжение, чувство неполноценности, тревожность, страхи, снижение аппетита, бессонница, избыточная потливость);
  • сопутствующие невротические симптомы (мышечное напряжение, лицевые тики, дыхательные судороги).

Лечение логоневроза


Методы лечения логоневроза у детей делятся на несколько групп:

Подробнее о лечении заикание читайте тут.

Логоневроз у взрослых

Логоневроз у взрослых в подавляющем большинстве случаев это неисправленные нарушения речи, приобретенные еще в детстве. Однако иногда заикание может быть обусловлено нарушениями невротического характера, приобретенными уже в зрелой жизни. Часто заикание проявляется в стрессовых ситуациях конфликта, публичного выступления, экзамена. Логоневроз, имея неврологические корни, иногда проявляется в таком виде дисфазии, как логофобия (вербофобия) – боязнь говорить.

Так же появлению логоневроза могут способствовать травмы головы. Такие случаи бывают, но тут причина физиологическая — нарушения в головном мозге и лечение назначается соответствующее. Такой вид заикания порой проходит сам собой, после того как организм восстановиться от травмы и лечение может не потребоваться.

Жизнь детей с логоневрозом

Хочу еще раз обратиться к родителям детей, которые страдают логоневрозом! Я понимаю, что трудно выкроить время на ежедневные занятия с ребенком, да и сами дети очень ленивые и быстро теряют запал. Но бороться с логоневрозом нужно!

Заикание закрывает 90% жизненных дорог, вашему ребенку крайне сложно будет стать успешным человеком, задумайтесь, вы видели когда-нибудь заику: судью, адвоката, полицейского, чиновника, руководителя, менеджера, артиста? Может быть заики крупные банкиры или топ-менеджеры корпораций? Да даже барменом или продавцом заику берут со скрипом…

В общем боритесь с заиканием! Это не жизнь!


  1. Логоневроз у детей: общая информация
  2. Патогенез заболевания
  3. Причины патологии
  4. Лечение речевого невроза
  5. Работа с патологией в домашних условиях


Логоневроз у детей проявляется преимущественно в возрасте от трех до пяти лет

Логоневроз у детей: общая информация

Диагностикой и лечением нарушения ритма речи занимаются психотерапевты, неврологи, дефектологи и логопеды. Заболевание проявляется преимущественно в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка происходит интенсивное формирование коммуникативных навыков и обогащение словаря. В этот период речевая система особенно чувствительна к любого рода негативным факторам. После пяти лет риск развития логоневроза у детей снижается и к 14 годам составляет не более 1%.

Степень тяжести патологии оценивается по двум параметрам: частоте возникновения заиканий и их выраженности.

Патогенез заболевания

Заикания при логоневрозе носят исключительно невротическую форму и не связаны с органическими нарушениями или патологическими изменениями речевого аппарата.

Основной симптом – заикание – имеет две основные формы:

  • Тоническая. Характеризуется длительными паузами во время или перед произношением фразы. В моменты неконтролируемой остановки речи у пациента наблюдаются судорожные подергивания мышц лица, губ, живота, речевого аппарата.
  • Клоническая. Выражается в повторении или пролонгации отдельных букв, слогов или слов. Чаще всего проявляется на начальной стадии заболевания.

Встречаются дети со смешанной формой заикания, у которых присутствуют признаки обеих вариаций.

Кроме заикания у детей присутствуют невротические симптомы:

  • тремор челюсти;
  • частое моргание;
  • тонус лицевых мышц;
  • нарушение дыхательного ритма.

Выраженность симптоматики речевого невроза усиливается в результате воздействия психотравмирующей ситуации. Страх, переживание, волнение, стресс, эмоциональное напряжение – основные причины заикания. И чем сложнее ребенку психологически, тем ярче проблемы с речью.

Причины патологии

К основным факторам, существенно повышающим риск возникновения логоневроза, относят:

  • нарушения в работе центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы;
  • лабильность нервной системы – у таких детей часто меняется настроение, они тревожны, капризны, плаксивы и раздражительны;
  • индивидуальный ускоренный темп освоения фразовой речи;
  • изучение второго языка на фоне не до конца освоенного своего;
  • генетически обусловленная слабость центральных речевых механизмов;
  • влияние внешних негативных факторов;
  • задержка речевого развития, дефекты произношения.

Внешние и физические недостатки могут стать причиной формирования комплексов, чувства собственной неполноценности, неуверенности в себе. Это благодатная почва для развития речевого невроза.

Развитию патологии всегда сопутствуют психогенные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, завышенные требования к ребенку, наказания, отсутствие единого стиля воспитания, эмоциональное одиночество, отсутствие любви, проблемы в детском коллективе.


Причины логоневроза кроются в психотравмирующих факторах

Лечение речевого невроза

Терапия логоневроза заключается в своевременном посещении логопеда, дефектолога и четком соблюдении выданных предписаний. Эффективного медикаментозного лечения патологии нет. Все существующие препараты не имеют доказанной терапевтической ценности и не могут назначаться детям.

Рекомендации специалистов по терапии речевого нарушения включают в себя работу по становлению правильного дыхания, развитию артикуляционных способностей, коррекцию произношения, плавности и темпа речи.

Работа дефектолога или логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие.

Семья ребенка должна выполнять все рекомендации специалистов. Важно обеспечить комфортную среду, минимизировать конфликты, поддерживать малыша на всем протяжении коррекционной терапии, исключить сильные переживания и стрессы.

Упражнения для коррекционной работы с детьми с логоневрозом:

  • Дыхательная гимнастика. В ходе занятий осуществляется положительное воздействие на диафрагму и голосовые связки. В результате голос малыша и его речь становятся более свободными, связки – эластичными. Все дыхательные упражнения начинаются и заканчиваются релаксационными заданиями.
  • Акупунктурный массаж. Оказывает благотворное влияние на нервную систему и речевую регуляцию.
  • Компьютерные программы. Разработаны для обеспечения слаженной работы центров речи и слуха. В ходе занятий ребенку предлагают произносить отдельные слова или фразы в микрофон, а затем прослушивать их. Таким образом пациент слышит свою речь со стороны и подстраивается под нее. Результатом такой работы будет улучшение темпа, плавности речи и ее непрерывность.

При своевременном и комплексном подходе к коррекции логоневроза более чем 60% детей выздоравливают полностью в течение двух лет с начала патологических проявлений. У остальных пациентов речевой дефект устраняется к подростковому возрасту.

Если же начать активную терапию не ранее чем через пять лет после появления проблемы, то шансы на полное выздоровление уменьшаются до 18%.

Работа с патологией в домашних условиях

Чтобы создать максимально благоприятную среду для выздоровления, родителям следует выполнить следующие рекомендации:

  1. Ввести режим сна и бодрствования. Ребенку нужно достаточное количество времени на отдых. Перед сном исключить, а в течение дня минимизировать просмотр телевизора, игры с гаджетами.
  2. Придерживаться единого стиля воспитания. Следует отказаться от жестких наказаний, установить границы допустимого поведения и четко придерживаться их.
  3. Относиться к речевому дефекту снисходительно, не ругать за ошибки, не исправлять, не одергивать, не афишировать проблему при посторонних людях.
  4. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Повысить его значимость в семье и самооценку.
  5. По возможности исключить воздействие любых психотравмирующих факторов как внутри семьи, так и за ее пределами.

Спокойствие, любовь и забота способны помочь ребенку справиться с речевым неврозом. Слаженная работа родителей и специалистов многократно увеличивает шанс на полное выздоровление.


Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.


  • Этиология и патогенез невротического заикания
  • Симптомы невротического заикания
  • Диагностика и дифференциальная диагностика
  • Лечение невротического заикания
  • Цены на лечение

Общие сведения

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.


Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.