Что такое позитивная и негативная диагностика невроза

Развитие учения о неврозах характеризовалось двумя основными подходами к пониманию природы невротических расстройств: биологическим и психологическим. Сторонники биологического направления придерживаются точки зрения, согласно которой невротические нарушения полностью детерминированы патологическими механизмами биологической (мозговой) природы. Даже признавая роль психической травмы в возникновении и развитии невротических расстройств, представители биологического подхода рассматривают ее лишь в качестве пускового механизма, одной из возможных внешних причин возникновения заболевания. Представители второго направления рассматривают невротические расстройства как заболевание, обусловленное, прежде всего, действием факторов психологической природы. Согласно этой позиции клиническая картина неврозов определяется исключительно психологическими, личностными механизмами.

Понятие психогении.

Психогенное заболевание – это заболевание, в этиопатогенезе которого (этиология – причины и условия возникновения заболевания, патогенез – развитие заболевания) прослеживается психологически понятная связь между ситуацией, личностью и болезнью.

2. Возникновение и течение невроза более или менее связано с патогенной ситуацией и переживаниями личности; наблюдается определенное соответствие между динамикой состояния больного и изменениями психотравмирующей ситуации: ситуация усиливается – и симптоматика усиливается, ситуация становится менее напряженной – и симптоматика становится менее выраженной.

3. Клинические проявления невроза по своему содержанию в определенной степени связаны с основными наиболее сильными и глубокими потребностями и стремлениями личности и представляют патологическую фиксацию аффективной реакции, тех или иных её переживаний.

4. Отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям сравнительно с биологическими воздействиями.

Клиника неврозов

Традиционная психиатрическая систематика и диагностика неврозов предполагает выделение основных форм неврозов и ведущих (доминирующих) синдромов, которые делятся на две группы: психопатологические и нейросоматические невротические синдромы (Карвасарский Б. Д., 1990). Синдром или симптомокомплекс является типичной совокупностью внутренне связанных симптомов.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Существует позитивная и негативная диагностика неврозов: Позитивная – выделение признаков, характерных именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания; Негативная – исключение органической основы – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования. Модель Мясищева(концепция невроза) Позитивная диагностика неврозов, предполагает, что есть конкретная категория. Негативная диагностика – обоснование диагноза отрицательными резальтатами. 1)Психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией. 2) Возникнование и течение неврозов связаны с патогенной ситуацией и переживанием личности. Связь соответств. между изменениями состояния и психотерапией. 3)Клинические проявления невроза связаны по своему содержанию с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности. Представляет собой аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных переживаний. 4)Отмечается высокая эффективность психотерапевтических методов по сравнению с биологическими воздействиями. Мясищев считал, что в основе неврозов- противоречия между личностью и значимой окружающей действительностью. Не любая психотравма приводит к неврозу. Личность - иерархическая совокупность системы отношений.

29. Характеристика и виды психических травм.

30. Основы понимания патофизиологической природы невротических состояний.

На основе таких модельных представлений И. П. Павлов обосновал выделение разных типов неврозов и их представленность в зависимости от типов высшей нервной деятельности человека (в современной терминологии - от профиля полушарных отношений). По И. П. Павлову, истерия чаще возникает у представителей художественного (правополушарного) типа, невроз навязчивых состояний - у лиц мыслительного (левополушарного) типа, неврастения - у лиц промежуточного типа. Основой навязчивостей ученый считал очаги застойного возбуждения, что согласуется с современными данными о вкладе резидуально-органических поражений ЦНС в развитие обсессивно-компульсивных расстройств. Представления И. П. Павлова были творчески развиты его учениками и последователями.

Конкурентная теория Анохина. Согласно П. К. Анохину, в отличие от взглядов И. П. Павлова, центральным механизмом происхождения неврозов является не борьба основных нервных процессов возбуждения и торможения, а конкуренция двух систем возбуждения, опосредующих два целостных, но взаимоисключающих вида деятельности. Условное торможение, по П. К. Анохину, возникает как результат столкновения двух систем возбуждения. Такая трактовка патофизиологических основ развития невротических состояний более адекватна современным нейрофизиологическим представлениям о ведущей роли тормозных систем (и прежде всего систем латерального и возвратного торможения) в организации целостной адаптивной деятельности организма. Согласно этим представлениям, разные формы невротических расстройств можно гипотетически связать с истощением тормозных систем на уровне внутрикорового (меж- и внутриполушарного) или корково-подкоркового (прежде всего кортико-лимбического) взаимодействия.

Предмет и задачи клинической психологии.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях.

Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели.

Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологических механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др. Позитивная диагностика используется для выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и т.п.)

Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:

2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической функции

3. Диагностику личностных особенностей пациента

4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте

Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов.

В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики.

Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел; для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание слов\цифр, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует также множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.

Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.

Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход характеризуется следующими критериями:

1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например метод формирования искусственных понятий)

2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например метод исключения предмета).

Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).

Урок 1. Введение в неврозологию. Биопсихосоциокультуральнодуховная парадигма и причины возникновения невроза.
Урок 2. Генетическое понимание невроза (условия истории развития личности).
Урок 3. Определение и патогенетическая концепция невроза (по В.Н. Мясищеву).

Видеозапись консультации 1: Психотерапия нарушенных детско-родительских отношений (злокачественные интроекты) как причины невроза.

Видеозапись консультации 2: Диагностика и коррекция неврастении.

Урок 8. Истерический невроз.
Урок 9. Невроз навязчивых состояний (ННС).
Урок 10. Неврастения.
Урок 11. Реактивный невроз.

Видеозапись консультации 3: Технология разрешения неврастенического конфликта.

Урок 12. Тревожно-фобические расстройства. Диагностика, дифференциальная диагностика, этиология, течение, психотерапия.
Урок 13. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Урок 14.Профилактика рецидива невротического расстройства.

Видеозапись консультации 4: Практика работы с тревожно-фобическим расстройством.

Урок 15. Патогенная ситуация и патогенные переживания как причина невроза.
Урок 16. Невротические потребности (по К. Хорни).
Урок 17. Особенности характера невротической личности.
Урок 18. Второстепенные причины и проявления невроза.

Видеозапись консультации 5: Работа с патогенными переживаниями как причиной и следствием невроза.

Урок 19. Психологический анализ темы невротического конфликта в профессиональной литературе.
Урок 20. Типология конфликта и виды невроза.

Видеозапись консультации 6: Диагностика и терапия невротических потребностей в любви, привязанности и одобрении.

Урок 23. Механизм формирования иррациональных установок.
Урок 24. Коррекция невротических установок с помощью рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса (РЭТ).
Урок 25. Коррекция установок при невротической депрессии.

Урок 26. Принципы и цели терапии невроза.
Урок 27. Мишени психотерапии невроза.
Урок 28. Посттравматический невроз.

Видеозапись консультации 9: Поиск/реконструкция травмы, связанной с фигурой отца.

Урок 29. Краткосрочная терапия тревожных расстройств: от первой встречи до завершения (по Н.Власову).
Урок 30. Краткосрочная эмоционально-эустрессовая (eustress) терапия в лечении невроза навязчивых состояний, фобий и панических атак (по М.Л. Глянцеву).
Урок 31. Универсальная модель краткосрочной стратегической терапии страха, паники, фобии (по Дж. Нардонэ).

Видеозапись консультации 10: Панические атаки. Терапия осознаванием.

Урок 32. Патогенетическая терапия невроза в системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
Урок 33. Психотерапия невроза (по Э. Берну).
Урок 34. Когнитивно-поведенческая терапия.

Урок 35. Групповая психотерапия при неврозе (по Б. Д. Карвасарскому, В.А. Мурзенко).
Урок 36. Психокоррекция в условиях групповой терапии.
Урок 37. Краткосрочная динамическая групповая психотерапия невротического расстройства (по И.Н. Бабурину).
Урок 38. Интегративные стратегии психотерапии невроза.

Понятием патогенной ситуации широко пользуются, но часто неправильно отождествляют его с понятием внешних условий. Приводящая к неврозу патогенная ситуация характеризуется ее индивидуальной и относительнойнеразрешимостью, то есть неразрешимостью для данного субъекта в данной обстановке, его неспособностью или неумением найти продуктивный, рациональный выход в данных условиях.Какова нейрофизиологическая природа переживания?В условиях неразрешенного противоречия в огромной степени нарастает нервно-психическое напряжение, прежде всего аффективное напряжение. Оно, в свою очередь, обостряет противоречие, усиливает трудности, затрудняя рациональное решение, создавая конфликты, повышая неустойчивость и возбудимость человека, углубляя и болезненно фиксируя переживания.Нарастающее и неразрешающееся напряжение создает вначале лишь предпосылки к возникновению невроза, в дальнейшем же влечет за собой психическую и физиологическую дезинтеграцию личности, которая проявляется уже в картине заболевания. Аффективность становится чрезмерной и фиксированной. Волевое управление, самоконтроль нарушаются и сменяются картиной безволия и всплесками односторонних и непродуктивных напряжений. На место объективного, логического мышления выступает субъективное фантастическое, символическое, кататимное.Многочисленные проявления вегетативных висцеральных нарушений основных функций организма — сна, аппетита и т. п. — являются выражением глубоких физиологических сдвигов.Функциональная дезорганизация личности, таким образом, сказывается в нарушении как сложных, высших, психосоциальных форм поведения (психической переработки), так и более элементарных физиологических реакциях.Вывод.Все изложенное позволяет рассматривать невроз как психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутая цель, невосполнимые потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.Таким образом, противоречие само по себе не создает невроза; необходимым условием является нерациональное и непродуктивное его разрешение, субъективный, иррациональный, связанный с повышением аффективности способ переработки. Аффективное напряжение в свою очередь не представляет еще невроза, но тогда, когда оно дезорганизует психическую и соматическую деятельность, мы имеем дело с болезнью — с неврозом. Типы невротических конфликтов. Анализ различных взаимоотношений, существующих между картиной отдельных невротических синдромов и между характером патогенных условий,позволил В. Н. Мясищеву описать три основных типа невротических конфликтов: неврастенический, истерический, обсессивно-психастенический.Неврастенический конфликт. Это — противоречие между актуальными возможностями личности, с одной стороны, и ее стремлениями и требованиями к себе, которые соответствуют требованиям окружающего, с другой стороны. Источником болезни является то, что личность не умеет при данной конкретной ситуации справиться со стоящей перед ней задачей даже при самом активном стремлении разрешить эту задачу. Противоречие заключается в относительном несоответствии между возможностями или средствами личности и между требованиями действительности. Эта, как говорилось выше, ситуативная недостаточность личности покрывается мобилизацией ее внутренних ресурсов, мобилизацией усилий человека с максимальным доступным личности использованием внешних возможностей. Не умея найти правильного разрешения задач, при максимальных усилиях, человек перестает справляться с работой, утрачивается или снижается его продуктивность. Вместе с тем его организм дезорганизуется в функциональном отношении, то есть расстраиваются его нервно-психические функции: падает внимание, обостряется аффективность, появляется озабоченность, тревога и неуверенность, нарушаются сердечная деятельность, желудочно-кишечные и другие функции.

Негативная диагностика неврозов направлена на исключение заболеваний со сходной симптоматикой, в частности, соматических, соматогенных (органических) психических расстройств, личностных расстройств, в некоторых случаях шизофрении. При негативной диагностике к неврозам относят те заболевания, при которых в первую очередь отсутствуют органические изменения со стороны нервной системы и внутренних органов, на которые указывают жалобы больного. Такая диагностика значима с точки зрения нацеленности врача на возможно более полное исследование больных с нарушениями, диагностируемыми как неврозы из-за отсутствия в сложных случаях четких границ между неврозами и неврозоподобными расстройствами не психогенной природы. С другой стороны, всестороннее клинико-лабораторное исследование позволяет установить природу и значение органического компонента при сочетаниях неврозов с другими заболеваниями и выявить биологическую основу, участвующую в симптомообразовании (по Ванчаковой Н. П. и соавт., 1996). При негативной диагностике также необходимо учитывать следующее: * В отличие от соматогенных и органических психических расстройств невроз является преимущественно психогенией. Динамика клинической картины невроза, как правило, соотносится с динамикой психотравмирующей ситуации, тогда как в динамике соматогенных (органических) психических расстройств решающею роль играет соматический (органический) фактор. * В отличие от личностных расстройств неврозы имеют ситуационный характер, не затрагивают всю личность больного, обратимы, то есть, не соответствуют критериям психопатий (тотальность, стабильность, социальная дезадаптация). При позитивной диагностике неврозов решающее значение имеет: * установление психогенного характера заболевания; * выявление невротических синдромов. Психогения – заболевание, при котором обнаруживается психологически понятная связь между личностью, ситуацией и болезнью. Критерии психогении: 1. Связь психогении с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией, с субъективной трудностью это ситуации для личности и ее неспособностью в данных условиях ее разрешить. 2. Наличие определенного соответствия между возникновением/динамикой клинических проявлений психического нарушения и психотравмирующей ситуации. 3. Наличие определенного содержательного соответствия между клиническими проявлениями и характером психотравмирующей ситуации, с доминирующими переживаниями и наиболее сильными потребностями личности. 4. Более высокая эффективность психотерапевтических (по сравнению с биологическими) методов лечения.

УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ: ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ: 1. исследователи исходят из признания детерминированности невротических феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих гомеостаз. В рамках негативной диагностики указывается на отсутствие нарушений иного уровня, неврозоподобных и псевдоневротических расстройств органического, соматического или шизофренического генеза. 2. Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть выведена из одних лишь психологических механизмов. Сторонники этого направления считают, что информация соматического характера является принципиально несущественной для понимания клиники, генеза и терапии невротических состояний. Понятие позитивной диагностики неврозов представлено в трудах В.Н. Мясищева. Позитивная диагностика вытекает из признания содержательной природы категории “психогенного”.

Дата публикования: 2015-03-29 ; Прочитано: 1366 | Нарушение авторского права страницы

Под данным термином понимаются психогенные расстройства ВНД. Проявления и признаки невроза чрезвычайно разнообразны: соматические или вегетативные нарушения, фобии, обсессии, компульсии, проблемы с памятью, изменение личности.


Патология характеризуется продолжительным течением, требует дифференциальной диагностики с другими схожими заболеваниями. Лечение обычно проводится комплексное, включающее психотерапию и прием медикаментов.

Что такое невроз

Причины

Несмотря на то, что причины неврозов выясняются уже длительное время, достоверных данных о происхождении патологии пока нет. Довольно долго они связывались с напряженным темпом жизни горожан, а также особенностями профессиональной деятельности. Но как показали практические исследования, нервозности способствуют преимущественно внутрисемейные и межличностные конфликты.


При этом степень психотравмирующего воздействия определятся не столько объективной силой стресса, сколько его субъективным восприятием. То есть для невротиков имеют значение определенные индивидуальные триггеры, запускающие механизм развития заболевания. Поэтому психоневроз часто возникает и прогрессирует на фоне незначительных, по мнению окружающих, событий, в то время как для конкретного индивидуума они могут быть очень значимы.

Большое влияние на формирование патологических реакций оказывают также особенности личности пациента. Например, женщины психоневрозом страдают в 2 раза чаще, чем представители сильного пола из-за повышенной эмоциональной лабильности. Также к неадекватной реакции на стрессовые ситуации более склонны люди особого психоэмоционального склада: демонстративные, мнительные, подверженные депрессиям.

Часто неврозы развиваются у подростков на фоне возрастных изменений в работе эндокринной системы. Гормональный дисбаланс оказывает влияние также на психическое состояние женщин в период климакса. У детей причиной невроза нередко становятся другие специфические расстройства нервной деятельности – логоневроз или энурез. Нельзя исключать и влияния такого фактора, как наследственная предрасположенность.

Механизм и этапы развития заболевания

Патогенез невроза связан с деятельностью некоторых отделов головного мозга, преимущественно – гипоталамуса. Расстройство его функционирования приводит к нарушению взаимодействия и внутренних связей между эндокринной, вегетативной и другими сферами.

При отсутствии органических поражений мозговых структур наблюдается дезинтеграция этих процессов, приводящая к дезадаптации и появлению патологических реакций. Поскольку нарушается деятельность вегетативной нервной системы, наряду с расстройствами психического характера возникает соматическая симптоматика. Чаще всего развивается вегето-сосудистая дистония.

Все неврозы в своем развитии проходят три последовательные стадии. Две первых, несмотря на их продолжительность, можно отнести к острым состояниям, а третья считается уже хронической формой заболевания:

  • Невротическая реакция. Является ответом на психотравму, длится обычно не более месяца, характерна для детского возраста. У взрослых, психически здоровых людей может наблюдаться в качестве единичных случаев.
  • Невротическое состояние. Имеет все признаки невроза, однако при помощи психотерапии, медикаментов проходит без последствий. Продолжительность этой стадии может варьироваться от полугода до 2 лет, если воздействие психотравмирующей ситуации не ослабевает.
  • Третий этап – собственно невроз в хронической форме. На данном этапе патологические изменения приобретают стойкий характер, медикаментозному лечению и психотерапии не поддаются.

Классификация

Особенности личности, специфика механизма развития заболевания, общее состояние организма обуславливают разнообразие форм невротических состояний. Некоторые из них объединены под одним общим понятием (как панические атаки или клаустрофобия), другие выделены в отдельные группы.

В современной неврологии рассматривается несколько видов неврозов:

  • неврастения;
  • конверсионное расстройство (или же истерический невроз);
  • обсессивно-компульсивное расстройство, сокращенно ОКР;
  • депрессивный;
  • ипохондрический;
  • тревожно-фобический;
  • соматотрофные нарушения;
  • послестрессовые расстройства.

Для каждого вида патологии характерна собственная симптоматика, хотя нередко встречаются смешанные разновидности.

Симптомы

Диагностика разных видов неврозов требует профессионального подхода. Неврологи используют различные методики выявления заболевания и его причин: тестирование, патопсихологическое обследование, изучение структуры личности пациента.

Для постановки дифференциального диагноза, исключения цереброваскулярных и органических нарушений назначаются инструментальные исследования. Тем не менее, уже при первичном осмотре на основании жалоб и специфических симптомов можно с большой долей достоверности определить тип невротического расстройства.

Второе название патологии – астенический невроз. Чаще всего встречается у мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, развивается на фоне продолжительных физических или психических перегрузок. Представляет собой истощение нервной системы, которому способствует наличие соматических заболеваний и вредных привычек.


Пациенты нередко жалуются на расстройства со стороны ЖКТ: диспепсию, отсутствие аппетита, боли в эпигастрии, метеоризм, запоры или диарею. Характерным признаком невроза у мужчин является преждевременная эякуляция на фоне сниженного полового влечения.

Два последних фактора в совокупности особенно негативно сказываются на психофизическом состоянии пациента, усугубляя неврастению. В зависимости от этапа развития патологии отмечаются повышенная возбудимость или апатия.

Обсессивно-компульсивное расстройство или же невроз навязчивых состояний встречается значительно реже, чем неврастения. В качестве причины выступают, предположительно, наследственные особенности нейрогуморальной регуляции в сочетании с внешними триггерными факторами.

Клинически заболевание проявляется двумя основными симптомами – обсессиями и компульсиями. Первые представляют собой навязчивые мысли, от которых невозможно избавиться. Они включают страхи, сомнения, воспоминания, представления. Компульсии – это действия, при помощи которых пациент пытается отвлечься от обсессий, понизить уровень собственной тревожности. Они могут выполняться как явно (повторяющиеся движения, гримасы), так и мысленно.


Признаки истерического невроза у женщин и мужчин очень многочисленны и разнообразны:

  • нарушения координации;
  • афония или заикание;
  • тремор пальцев;
  • частичные параличи;
  • парестезии;
  • временная утрата слуха, зрения;
  • боли в области сердца, желудка, других внутренних органов (спектр соматических проявлений ограничивается только фантазией пациента);
  • припадки, похожие на эпиприступы;
  • цефалгия.

Признаки заболевания проявляются всегда внезапно, но при условии наличия других людей рядом заканчиваются так же. Несмотря на выраженную симптоматику неврологических или соматических болезней, органические поражения либо мозговая патология отсутствуют.

При данной форме невроза симптомы проявляются, прежде всего, характерной триадой: снижение активности, заторможенность речи и мышления, пониженное настроение. При этом общий позитивный взгляд на будущее сохраняется, работоспособность и умение взаимодействовать с окружающими тоже не утрачиваются.

Данный симптомокомплекс, проявляющийся обычно у лиц, склонных к мнительности и тревожности, заключается в неадекватном отношении к состоянию здоровья (собственного или близких людей). У пациента наблюдаются апатия, вспышки раздражительности, удрученность, нарушения сна, потеря аппетита.

На фоне ухудшения общего состояния появляются соматические симптомы невроза: цефалгия, головокружение, нарушения сердечного ритма, боли. При этом больной воспринимает их как признаки опасных заболеваний (рака, некроза тканей), постоянно думает о них, часто обращается за медицинской помощью.

Основными, общими для всех видов заболевания, признаками являются:

  • социальная замкнутость, трудности с установлением контактов;
  • высокая степень неуверенности в себе, зависимость от оценки окружающих;
  • повышенная чувствительность, склонность к переживаниям.

Первые симптомы невроза проявляются обычно в детстве, а в качестве причины выступает наследственность в сочетании с особенностями воспитания. Такие дети отличаются застенчивостью, пугливостью, которые к подростковому возрасту трансформируются в замкнутость.

При этом пациент испытывает острую потребность в социальных контактах, но из-за боязни критики, осуждения или неприязни со стороны окружающих избегает общения.

На фоне сильной или продолжительной психотравмирующей ситуации у пациента, страдающего соматотрофным неврозом, возникают симптомы различных соматических заболеваний.

Клиническая картина может полностью соответствовать патологии сердечно-сосудистой системы, желудка, кишечника, но в ходе тщательного инструментального и лабораторного обследования никаких органических поражений не выявляется.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.