Дезадаптация при неврозах психология

Неврозы – патологическое состояние, характеризующееся длительным и хроническим течением. Развивается в результате длительного воздействия негативного фактора. Встречается как у детей, так и у взрослых. Неврозы тесно связаны с психосоматикой и саморегуляцией, адаптацией и защитными силами организма. К неврозам относятся страхи, фобии, тревоги и навязчивые идеи (действия).

Суть неврозов

Проблема неврозов находится на стыке медицины и психологии, а в рамках психологии тесно соединяет ее клиническое направление, общее и личностное.

Невроз – это психогенное нервно-психическое расстройство (в основе – конфликт). Имеет обратимый характер. Невроз – функциональное состояние.

К основным характеристикам проблемы относится:

  • связь клинических проявлений и травмирующей ситуации;
  • связь динамик невроза и психотравмы;
  • фиксация аффективной реакции;
  • самый эффективный метод коррекции и лечения – психотерапия.

Несмотря на некоторую общность неврозов (причины, виды и формы проявления), их течение нельзя назвать одинаковым у всех людей. Специфика переживания невроза зависит:

  • от индивидуальных особенностей личности;
  • первичного функционирования высших отделов мозга (кора больших полушарий, таламус, гипоталамус, гипофиз), то есть их состояния до травмы;
  • психического и физического здоровья человека на момент травмы, состояния организма в целом;
  • потенциала и возможностей нервной системы адекватно реагировать на внешние раздражители, опасности, травмирующие условия (предел психики).

Последнее тесно связано с темпераментом человека, то есть типом высшей нервной системы (слабый, сильный). Так, человек с сильным типом нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик) испытывает следующие психические изменения при неврозе:

  • ослабление процессов торможения (всегда возбужден, активен, подвижен, агрессивен);
  • растормаживание предыдущих рефлексов (рефлекс включается на любой раздражитель, а не только на тот, что его вызывал ранее, например, нервное сглатывание);
  • дисбаланс нервных процессов.

У людей со слабым типом (меланхолики) усиливаются процессы торможения, иногда полностью исчезают положительные условные рефлексы (преодоление трудностей, бегство от опасности), преобладает вялое состояние, апатия, неподвижность, сонливость. При этом отмечаются нервные движения, но носят они пассивно-оборонительный характер.

Стадии невроза

Невроз в своем развитии проходит 3 стадии:

  1. Невротическая реакция. Непродолжительная стадия, в большей степени зависящая от темперамента. Характеризуется стереотипной реакцией человека на конфликтную ситуацию.
  2. Невротическое состояние. Реакции влияют на жизнь человека, повторяются, формируются невротические черты характера (тревожность, демонстративность, плаксивость, обидчивость).
  3. Невротические изменения в поведении. Собственно, то, что становится видно невооруженным глазом, странные действия человека. Невротическое развитие личности, вызванное длительным неврозом.

Теории неврозов

С позиции происхождения неврозов существует несколько теорий. Предлагаю познакомиться с самыми интересными и популярными.

Это психоаналитическая каузальная сексуальная теория, согласно которой любой невроз – возвращение в детство из-за несостоятельности во взрослой жизни (внутренний конфликт, страх перед жизнью). С помощью невроза человек убегает от возможных травмирующих событий.

В основе этой концепции лежит изучение потребностей человека. Согласно теории, невроз берет свое начало в детстве, когда ребенок не чувствует защищенности, но зато ощущает одиночество и беспомощность. Потребности формируют направленность личности и характер. В данном случае сам характер приобретает невротические черты.

Одна потребность, которой так не хватало и не хватает человеку, становится ведущей. Он зацикливается на ней и стремится получать ее отовсюду и ото всех.

Конфликтогенная концепция, согласно которой невроз – результат неумения человека справиться со сложившейся ситуацией (как бы ему это ни хотелось).

Антиципационная концепция, согласно которой основа невроза – неспособность личности предугадывать ход событий и собственное поведение в критичных ситуациях.

Антиципация – способность принимать решения и действовать согласно сложившимся условиям и возможному результату. Невротик в силу личностных особенностей избегает, вытесняет нежелательные для него ситуации и результаты. Но оказавшись в таких условиях, он не способен что-то предпринять и совладать с самим собой и обстоятельствами.

Причины неврозов

Из описания теорий происхождения неврозов мы можем выделить две общие черты всех неврозов: наличие психотравмы и влияние темперамента и характера.

Таким образом, основная причина неврозов – нарушение жизненно важных для человека отношений, конфликт. К другим причинам, способным его спровоцировать, относится:

  • перенапряжение, утомление одного или нескольких психических процессов (память, внимание, мышление и другое);
  • влияние внешних факторов (ситуация, явление, предмет);
  • формирование условных рефлексов и навыков в критичных ситуациях;
  • резкие жизненные перемены, слом устоявшегося образа жизни, условий.

Невроз не обязательно развивается сразу после психотравмирующего события. Между травмой и ее отражением может пройти от нескольких часов до нескольких лет.

Вместе с этим можно выделить 2 группы факторов, влияющих на развитие невроза: биологические и психологические. К биологическим факторам относится:

  • слабая нервная система;
  • астенический тип телосложения;
  • проблемная беременность и роды;
  • соматические болезни в истории;
  • употребление наркотиков, транквилизаторов и снотворных средств;
  • истощение, недосыпание.

К психологическим факторам относится:

  • психотравма (потеря близкого человека, несбывшиеся ожидания, неудача в любви, работе, дружбе);
  • волевые особенности (ответственность, целенаправленность);
  • эмоциональные особенности (тревожность, чувствительность, неподвижность эмоций);
  • разрушающий стиль родительского воспитания (гипоопека, гиперопека, требовательность, игнорирование);
  • неумение разрешать противоречия между внутренним миром личности и внешним миром;
  • акцентуации характера или психопатии.

Виды неврозов


По виду неврозы бывают психопатологическими и нейросоматическими расстройствами. К психопатологическим расстройствам относятся следующие синдромы:

  • Астенический синдром. Для него характерна сниженная работоспособность, слабость, быстрая утомляемость, снижение свойств внимания и памяти. Также отмечается повышенная возбудимость, перепады настроения, нарушения сна, головные боли.
  • Обсессивный синдром. Это навязчивости, неприятные для человека, но воспринимающиеся им как собственные (беспричинные). Интеллектуальные навязчивости (счет, мысли, идеи) – обсессии. Эмоциональные навязчивости (страх) – фобии. Двигательные навязчивости (мытье рук) – компульсии.
  • Фобический синдром. Страх перед определенной ситуацией. Чаще всего встречается страх замкнутого пространства (клаустрофобия), страх болезни сердца (кардиофобия), страх открытого пространства (агорафобия), страх сумасшествия (лиссофобия), страх заболеть раком (канцерофобия), страх покраснеть (эрейтофобия).
  • Ипохондрический синдром. Это одержимость собственным здоровьем, приписывание несуществующих болезней, выискивание симптомов, страх за свое здоровье. У человека отмечается пессимистичное настроение, тревожность, опасения и страхи, реальные ощущения симптомов при физическом отсутствии болезни.
  • Депрессивный синдром. Главный признак – устойчиво пессимистичное настроение. При этом отмечается нормальная общая активность, физическая и умственная работоспособность. Человека не посещают мысли о самоубийстве. Отмечается проблемное засыпание.

К нейросоматическим расстройствам относятся следующие типы неврозов:

Формы неврозов

В психологии принято выделять 4 формы неврозов: фобии, страхи, тревога, навязчивые движения.

Фобия – навязчивый сильный страх, возникающий в определенных условиях. Для каждой фобии характерно:

  • избегание ее предмета;
  • избегание ситуации (обстановки, условий, людей, предметов), связанных с предметом;
  • уменьшение страха за счет каких-то действий (чтение молитвы, взгляд на талисман, самовнушение, любой другой ритуал).

Фобия формируется в два этапа: влияние сильного раздражителя, травма мозга на корковом уровне. Именно этот отдел хранит информацию, но он же способен компоновать воедино прошлый опыт и актуальные условия. Например, если ребенка в детстве наказывали, запирая в чулане, то в будущем он может страдать никтофобией (страх темноты) или клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства).

Страх – эмоция в отношении реальной или вымышленной угрозы, дающая о себе знать в ситуации реальной или выдуманной опасности для социального или биологического благополучия человека.

Если страх не достиг аффективного уровня (ужас, паника), то реакции будут индивидуальны. Но если страх достиг аффективного состояния, то у всех людей включаются одинаковые спонтанные защитные реакции:

  • бегство;
  • ступор;
  • неконтролируемая агрессия.


Тревога – состояние, основанное на страхе и чувстве опасности. Но в этом случае угрожающий предмет не осознается или его невозможно четко определить.

Это двигательные стереотипы:

  • грызть ногти;
  • обдирать кутикулы;
  • сжимать кулаки;
  • накручивать волосы и другое.

Как правило, сохраняются некоторое время (год или более) даже после устранения невроза и психотравмирующих условий. Навязчивые движения усиливаются при любом эмоциональном возбуждении и ослабевают (прекращаются) при целенаправленных, контролируемых действиях.

Коррекция неврозов

Конечно, лечение невроза нужно проводить строго под наблюдением психолога или психотерапевта. Важно найти все истинные причины и травмы, в том числе неосознаваемые самим невротиком.

Но многое зависит и от самого человека. Лечение невроза обязательно предполагает:

  • соблюдение здорового образа жизни;
  • следование режиму труда и отдыха;
  • 2-3-часовые прогулки ежедневно;
  • сбалансированное питание;
  • минимум 7 часов сна в сутки, максимум – 8 часов;
  • регулярные занятия спортом;
  • избавление от вредных привычек.

Основной метод лечения неврозов – психотерапия. Основное средство – прямое или косвенное внушение во время беседы. В рамках психотерапии проводится устранение астенического настроения, корректируется внутренняя картина болезни (важно сделать ее адекватной), работа с Я-концепцией, разбор и коррекция механизмов психологической защиты.

Иногда психиатр назначает медикаментозные средства в дополнение к психотерапии. Естественно, каждый случай невроза требует индивидуального подхода в коррекции.

Послесловие

Таким образом, невроз – это проблемы с адаптацией (дезадаптация), вызывающие чувство фрустрации (пустота от неудовлетворенных потребностей), стресс, перенапряжение, которое отражается психосоматическими реакциями.

Говоря о неврозах, люди если и знают примерно о том, что это, то чаще описывают ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), страхи, неадекватное поведение и подобные нарушения. Но мало кто знает, что любая дисфункция организма, любое недомогание может являться признаком невроза: головная боль, повышенная температура, икота.


Со мной уже 4-ый год происходит что-то странное (2013-2017). Хочу рассказать все по порядку, чтобы сложилась максимально полная картина моей проблемы. Очень жду помощи и продуктивной оценки моего состояния.

Роды мои были не очень удачными.
Мама упала в обморок и тк не могла тужиться, меня пришлось вытаскивать вручную какими-то вспомогательными инструментами, в следствие чего поражение мозжечкового отдела мозга и шейного отдела позвоночника. Год физиотерапии, массажей, и выпрямления шеи. Диагнозы перинатальная энцефалопатия мозга (пресекли ее довольно быстро), анемия 1-ой степени и в следствии Синдром Туретта (только начал проявлять он себя в 8 лет). Детских (психологических) травм у меня не было, единственное что помню был очень тревожен, хоть и активен первые 10 лет жизни.

Родители вроде водили меня к педиатру или детскому психологу, но все свели к тому, что воображение подвижное, плюс вечные переезды с одной квартиры на другую, ну и прописали слабые антитревожные таблы и как то все этим ограничилось. Со школой у меня было не очень в плане учебы, плохо концентрировался на уроках, то ли симптомы Туретта давали о себе знать, то ли сам по себе был такой. С другой стороны я всегда был душой компании, и никто в целом не обращал внимания на мои тики, относились к этому нормально. Лет в 13 у меня начались перепады настроения свойственные подросткам. Я начал прогуливать, сбегать из дома, а все тому виной вечные стрессы в семье. Мать у меня очень упертая и в основном все эти процессы провоцировала она своим поведением и отношением. У моего ныне покойного дедушки был бизнес на который мы жили по сути, в августе 2006 он умер от инсульта, папа взял на себя весь бизнес и последующие 10 лет держал его как мог, был в депрессии глубокой, и не мог мной заниматься должным образом как отец с сыном. Маме моей вообще не дарован природный талант быть матерью, она не умеет воспитывать, постоянно срывается и вечно матерится, такое же отношение к папе. Воспитан я по сути бабушкой и крестной. С каждым годом было все хуже и хуже с отношениями в нашей семье, все что происходило у них, психологически отражалось на меня различными криками и упреками в мою сторону. Но несмотря на это я не придавал особое значение таким проблемам, ведь у меня было куда вынести груз, я пропадал с друзьями в разных клубах далеко от дома, выпивал, курил, нюхал амфетамин и курил различные смеси. До определенного момента. В двух словах рассказать и вспомнить все нюансы которые еще могли бы быть ключевыми, непросто, но примерно так проходила моя жизнь до 18 лет. Чтобы было понятнее, в этот период времени каких то проблем кроме как с родителями у меня особо не было, и тики от туретта были настолько слабыми, что я их не замечал и меня они не беспокоили.

Гораздо сложнее все было позже. Все началось в 19 лет, когда я закончил полностью учится и должен был постепенно вливаться во взрослую жизнь. Я устроился на работу администратором музыкальных залов, тк как сам музыкант, мне это было интересно. У меня была девушка с которой мы в последнее время ссорились, и которая не разделяла мои взгляды на будущее, была очень безынициативной, а для меня важно иметь в жизни цель и идти к ней. У крестной появился парень который отравлял жизнь мне и нашей семье абсолютно изощренными выходками. Все это потихоньку давило на меня, позже в 2014-ом все становилось еще хуже, измены девушки, проблемы на работе из-за стрессов, потом увольнение и прочее дерьмо словно навалилось на меня огромной лавиной. В общем я не выдержал и у меня начались вегетативные нарушения, темнело в глазах, появлялась тахикардия, аритмия, раза 2 в метро загибался от удушья и паники, откуда меня выносили на скорой, страх инфаркта, инсульта и тд. Панические атаки стали частью моей жизни. Вместе с этим появился дичайший внутренний дискомфорт, неуверенность, невнимательность, зацикленность на травмирующих ситуациях, навязчивые мысли, ритуалы, мысли о схождении с ума и поиске симптомов в интернете, короче весь букет невротических расстройств. Мысли были разные. И о расстройстве личности (пограничном, шизоидном, избегающем, социопатии), о биполярном расстройстве или раздвоении личности, хронической депрессии или банальной социальной дезадаптации или социофобии, и конечно же о шизофрении и прочих психических нарушений. Сначала я не мог отогнать от себя тот факт что со мной могло произойти нечто подобное, и я полностью это отрицал и пытался жить как раньше, но не получалось. Груз сомнения висел на мне, и со временем становился тяжелее и тяжелее. Что-то откладывалось в подсознание как неосознаваемые проблемы, от чего становилось хуже. Может показаться что мои проблемы мелочны, согласен, я хочу все таки сделать акцент на том, что я просто потерял контроль над ситуацией и виню себя в этом. Плюс я идеалист, и перфекционист.

Позже я узнал о неврозе, вычитал о нем все, что можно, прочитал кучу литературы начиная с начальных азов общей психологии и заканчивая Хорни и Фрейдом. Весь 2014, 2015 и половину 2016 года я прожил в страхе. Обращался к 2 психотерапевтам, неврологу и психиатру, но во-первых это очень дорого, во-вторых очень сложно подобрать хорошего врача, который подошел бы именно тебе. Пришлось как-то самому справляться. Естественно с моей выраженной лиссофобией у меня сильнейший страх стать шизофреником, или хотя бы иметь что-то рядом стоящее с ней, шизотепические расстройства, шизоидные нарушения и тд, сам корень шизо меня пугает. Вся эта регрессия психики и личности - это что-то жуткое, то, чего я совсем не хочу на себе испытывать, это что-то за гранью моих страхов, поэтому о ней я читал очень много, дабы исключить ее из остальных версий. В частности я больше придерживался невроза.
Надеясь, что невроз все таки лайтовое заболевание и лечится полностью, я успокаивал себя. Моя жизнь делилась на ремиссии и рецидивы. В ремиссии я чувствовал себя относительно хорошо, у меня бывали просветления и даже мании, которые возвращали меня к мысли о биполярном расстройстве. В рецидивы было все плохо, ПА, тревога, апатия, депрессия, астения, деперсонализация, дереализация, и тд. Были так же обсессии, компульсии, и вообще весь букет ОКР, ритуалы типа уборки в комнате до идеала, расстановка иконок в компьютере и телефоне по хронологии, причем доходило до абсурда иногда и я не чувствовал удовлетворенность после ритуалов. Мучение и только. Начали так же ухудшаться социальные навыки, навыки общения. Нет, общаться я люблю (читал что при шизофрении больные не стремятся к общению) я стремлюсь к нему, даже очень, для меня это первоисточник вдохновения и смысла жизни в целом, общаться с людьми близкими мне по философии по духу, это потрясающе. Нет. У меня другая проблема - я хочу, но не могу. Каждый мой диалог заканчивался тем что я нес чушь, потому что в моей голове куча мыслей, вариантов ответов, страх того, что не поймут или еще что, в итоге отпадает желание к общению. Я не могу свободно общаться с людьми, пока в голове такая каша. Какая то критическая неуверенность, комплексы и тд. Я будто весь рассыпался, во всех аспектах жизни. Из симптомов еще хочется отметить ангедонию, мне сложно расслабиться и получать удовольствие от чего либо, от просмотра фильма, от красивого заката во время прогулки, от любых мелочей. Еще хуже то, что я ХОЧУ этим наслаждаться, но не могу, будто внутри что-то не дает, будто эта внутренняя неудовлетворенность и дискомфорт настолько силен, что я не способен больше расслабиться. Позже у меня появилось безволие некое, то есть какие то повседневные дела я делаю конечно, и у меня не доходит до абсурда как при шизофрении (по крайней мере надеюсь) но все же я постоянно срываюсь на девушку, или родителей если мне что то не нравится, не могу держать себя в руках, быть более волевым в данной ситуации, это касается и каких то личных мотивов. Дело в том, что я за эти 3 года сменил кучу внутренних установок, техник, стилей адаптации и лечении своего состояния и саморазвития, читая книги и пробуя новое, но с каждым разом когда у меня появляется новый подход, я осознаю что он не работает, и все напрасно, это очень выматывает, теряется смысл всего, наступает экзистенциальная депрессия, ПА и тд все возвращается. Все это напоминает подростковый кризис в неудачном совокупе с моей впечатлительностью и очень неуместными стрессовыми событиями в конце 2013 года. Еще один мучительный фактор это боязнь потери своего Я. Он мучает меня на протяжении всей этой истории. После всех этих стрессов и бесконечного анализы в голове мозг закипает и я уже не знаю что мне нужно, кто я такой как личность, будто весь мой стержень стерся и я в поиске своей идентичности, своего стиля, и в чем вообще смысл парится дальше, в такие моменты присутствуют суицидальные мысли. До какой-то конкретики они никогда не доходят, типа где и как это сделать, просто мельком наступает период когда не хочется жить.

В конце 2016, начале 2017 у меня была длинная ремиссия, все относительно налаживалось, я устроился на хорошую работу по специальности, поступил в вуз на дистанционное обучение клинической психологии и социологии, у меня семья, ребенок от той самой девушки, отношение с которой тоже разрешились большими усилиями, хобби, в общем занимаюсь собой, тики очень усилились последние полгода, сложно работать, играть музыку с группой, гулять с ребенком и заниматься другими повседневными делами, невыносимо конечно, но это лучше, чем то, что было до этого. Я записался на консультацию в разные клиники со стационарным лечением синдрома Туретта. Буду пробовать, предложили прооперировать и сделать DBS если тики будут продолжаться в течение хотя бы 5и лет.

Сейчас конец 2017 года, симптомы частично ушли, я почти не вспоминаю о тех мучениях, которые пережил. Но все же хочу услышать ответ психотерапевта. Невроз это был или личностный кризис, дебют иного заболевания или картина на фоне тиков. Как только все утихло мои тики разошлись очень сильно. Осталась у меня на данный момент только сильнейшая социальная дезадаптация, неуверенность, комплексы неполноценности и другие связанные с социумом расстройства. Видимо это как осадок от всего что было ранее. Естественно старые знакомые, меня знающие, понимают от чего я такой, и что возможно это временно. Но вот сложнее с новыми знакомствами, которые меня сразу воспринимают таким неуверенным. Это очень бьет по самооценке. Не знаю как с этим справиться. Я будто пережил сильнейшую бурю и хожу в шоке последний год. Тики кстати добавляют эффекта к моей странности и неуверенности. Помогите мне как быть, с чего лучше начать. Я приму любую критику, потому что я слишком сильно хочу измениться и выйти наконец из этого омута мучения!

Расстройства сна, истерики, страхи, навязчивости, ритуалы и др. Причины неврозов, их влияние на успешность обучения. Педагогические возможности коррекции


Особенности организации учебного процесса влияют не только на возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и др., но и на общее психическое состояние школьников. Признаком школьной дезадаптации могут быть различные симптомы невротических нарушений: истощение, повышенная отвлекаемость, нарушения сна (ночные кошмары, трудности засыпания, тревожный сон и т.д.), обилие страхов, обгрызание ногтей, кручение волос, тики, навязчивые движения и ритуалы, плаксивость, упрямство, энурез, головные боли и др. Если невротические симптомы снижаются или совсем не проявляются в период каникул – значит, одна из основных причин возникшей проблемы – школьная ситуация.

Какие факторы школьной среды могут влиять на появление невротических нарушений? Это большая учебная нагрузка, с которой ученик не справляется (обилие домашних заданий и дополнительных занятий); высокие требования учителя, которые не соответствуют возможностям школьника; негибкое поведение педагога и неумение найти индивидуальный подход к ребенку, неумение учитывать психофизиологические особенности ученика (медлительность или подвижность, активность, утомляемость к концу урока и др.); неприятие педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических особенностей (полнота, неуклюжесть). Тяготение к учебно-дисциплинарному типу взаимодействия учителя с учеником приводит к развитию тревожности и неуверенности у школьников. Даже если учитель проявляет агрессию к другому ученику, тревожный ребенок будет воспринимать ее как адресованную и ему тоже.
Но если в начальной школе причинами развития невротических реакций являются учебная ситуация и взаимоотношения с учителем, то в подростковом возрасте фактором повышенной тревоги становятся взаимоотношения со сверстниками. Так, например, в начальной школе ребенок больше всего боится опоздать в школу и получить плохую оценку, а в средней школе переживает по поводу отношений с одноклассниками, по поводу своего статуса в коллективе.
Кроме этого, на формирование невротических реакций могут влиять и родители. Например, если у них завышенные ожидания по поводу школьных успехов своего ребенка, каждая тройка или четверка воспринимается мамой как личная трагедия. И в то время, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке, мама выказывает ему недовольство или, что еще хуже, наказывает. Таким образом, ребенок оказывается меж двух огней: его ругают и в школе, и дома. Как гиперопека, так и недостаток внимания со стороны родителей вызывает невротизацию личности. Например, если в семье конфликтная или предразводная ситуация, родители сконцентрированы на выяснении отношений, у ребенка появляются неуверенность, повышенная тревожность, чувство незащищенности.
Учителя и родители нередко жалуются на леность детей. Но нет такого ребенка, который бы не желал быть успешным в учебе. Плохая успеваемость школьников часто обусловлена такими причинами: низкая учебная мотивация; несформированность школьных навыков; неумение организовать свое время и распределить нагрузку; пробелы в знаниях; нарушение внимания (отвлекаемость) и т.д.
Школа может актуализировать внутренний конфликт, и тогда ребенок выпадает из учебной ситуации, неосознанно загоняет проблемы в глубь себя, у него появляются тики, заикания, энурез и прочие симптомы невротизации. Важно подчеркнуть, что травмирующим фактором в данном случае является не сам процесс обучения (у невротизированных детей есть большое желание учиться, высокие интеллектуальные способности), а неадекватно организованный образовательный процесс, без учета индивидуальных особенностей, с чрезмерными обучающими нагрузками и дефицитом свободного времени. Дополнительный вклад вносят родители, которые требуют от сына или дочери высоких и быстрых результатов любой ценой, несмотря ни на что.

В первом классе

Прежде всего оценивать готовность ребенка к школе не только по показателям интеллектуального развития. Необходимо полноценное медицинское обследование. И если у ребенка есть отклонения и проблемы со здоровьем, нужно их решать до поступления в школу. Необходима преемственность между детским садом и школой.
На возникновение школьной дезадаптации в 1-м классе может влиять уровень биологического развития. Часто встречается несоответствие биологического и психологического возраста, к тому же разница между 6 и 7 годами весьма велика. В одном возрасте у детей может быть различная степень зрелости мозговых центров, различная выносливость и утомляемость. Поэтому не все выдерживают учебный темп и нагрузку. И как следствие – появляются проблемы со здоровьем. Часто болеющие дети плохо адаптируются в школе, легко истощаются.
Уже много написано о психологической готовности к обучению в школе, которая влияет на успешность адаптации. Невротические реакции могут возникать, если школьник не умеет строить отношения со сверстниками, не в состоянии выполнять требования, которые предъявляет школа, не имеет сформированную учебную мотивацию и пр. Поэтому важными являются психологическая диагностика ребенка на этапе поступления в школу и выработка индивидуальных рекомендаций по оптимизации процесса обучения каждого ребенка с учетом его особенностей. Например, если выявлено, что ученик тревожный и боится отвечать на уроке, лучше его не вызывать к доске, а спрашивать с места или предлагать ему письменные задания.
На успешность усвоения знаний и навыков письма и чтения влияют логопедические проблемы, которые могут быть выявлены у ребенка еще до школы. Дети, плохо излагающие свои мысли, страдающие нарушением слуховосприятия и звуко-буквенного анализа, тяжело адаптируются в школе. Важно оценить еще до поступления в школу логопедические проблемы ребенка; если они невелики, то дать родителям задание на лето; если значительны, то привлечь логопеда для преодоления речевых проблем.
Недопустимо делать упор на учебную деятельность в дошкольный период. Появившиеся в продаже прописи для левшей помогут воспитателям и учителям подготовить руку ребенка к письму, а не научить его писать буквы в 5 или 6 лет.

При переходе из начальной школы в среднюю меняется учебная ситуация, появляются новые требования, новые учителя, а нередко еще и другая школа с новыми одноклассниками. В последние годы изменения среды обучения стали нередкими: зачастую начальная школа находится в одном месте, средняя – в другом, дети набираются в нее заново, как в первый класс. Все это нагружает нервную систему детей и как следствие – приводит к школьной дезадаптации. Поэтому создание комфортной образовательной среды в этот период является важной задачей. Нередко из-за непонимания и несогласованности требований начальной и средней школы у детей в 5-м классе падает успеваемость, и это является дополнительным стрессовым фактором. Психолого-медико-педагогические консилиумы могут выработать рекомендации для каждого школьника и объединить усилия разных специалистов в решении проблем адаптации.
Важно не забывать о соблюдении режима дня, об адекватной учебной нагрузке, о двигательной активности. Жизнь школьника должна быть наполнена не только событиями, связанными с учебным процессом, но и с успехами в спорте, музыке, изобразительном искусстве и т.д.

В подростковом возрасте

Дезадаптация связана со снижением мотивации к обучению, которая, в свою очередь, вызвана как гормональной перестройкой, так и асинхронным развитием разных отделов головного мозга. Для того чтобы не произошел социальный сбой, необходимо следить за здоровьем детей и творчески подходить к организации учебной деятельности.
Необходимо ежегодно консультировать школьников у эндокринологов. Важна также консультация невролога, но не формальная диспансерная, а углубленная. Необходимо в возрасте 14–15 лет провести следующие дополнительные обследования:

– ультразвуковое обследование щитовидной железы;
– анализ крови на содержание гормонов щитовидной железы;
– исследовать функцию вегетативной нервной системы.

Для подростков важны взаимоотношения со сверстниками. Их волнуют многие проблемы: как их воспринимают окружающие, какой статус они занимают в коллективе, достаточно ли они успешны в той или иной сфере. Поэтому любые замечания в свой адрес (особенно в присутствии других) подростки воспринимают очень болезненно. Этот период сенситивен (восприимчив) для развития мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков. Если подросток не получает подтверждения своей значимости в школе (например, плохо учится, отвергаем в классе), он начинает искать иные способы повышения своей самооценки. И эти способы часто бывают разрушительны. Это могут быть вовлечение в различные криминальные компании и тоталитарные секты, употребление алкоголя, побеги из дома и бродяжничество и пр. Поэтому важно максимально задействовать школьников в учебной деятельности и в организации внешкольных мероприятий. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческих способностей, системности мышления. Организация школьного театра помогает многим подросткам (особенно неуспешным в учебе) реализовать свой творческий потенциал. Привлечение подростков к участию в гуманитарных акциях воспитывает толерантность, чуткость, поднимает их значимость в глазах окружающих. Важно помнить, что жизнь подростка состоит не только из учебной деятельности. И если он не добивается успеха в учебе, необходимо дать ему возможность проявить себя и повысить свою самооценку в других сферах жизни. К сожалению, педагоги часто сосредоточены только на успеваемости.


Копилка достижений. Ребенок берет коробку с крышкой. Самостоятельно раскрашивает или обклеивает ее. Каждый день он кладет в коробку карточки, на которых пишет свои достижения (отвечал с места, хорошо написал контрольную, сходил в магазин). В конце недели вместе со взрослыми проговаривает достигнутое. Обзор достижений можно проводить как в школе, так и дома.
Проблемные ситуации. Учащимся предлагают ситуации, они должны предложить различные варианты выхода из этих ситуаций.

Заканчивая цикл лекций по школьной дезадаптации, хочется остановиться на следующих аспектах организации обучения.
1. Не берите все на себя. Привлекайте коллег и специалистов-смежников.
2. Обращайтесь за помощью к литературным источникам. Интересуйтесь трудами не только по педагогике, но и психологии, физиологии.
3. Берите родителей в союзники.
4. Доверяйте детям. Ориентируйтесь на их насущные потребности. Будьте внимательны.
И, наконец, берегите себя, дорогие учителя. Ваша профессия очень трудная, неврозы учителей – это профессиональное заболевание. Не бойтесь поделиться проблемой со специалистами – докторами и психологами. Школьники такие разные, развитие в них творческого, мыслительного потенциала поможет вам работать. Ищите новые формы партнерских взаимодействий с детьми и их родителями.
И в заключение я хочу выразить благодарность учителям, которые помогли мне в работе над циклом лекций.

1. Таунсенд Ч.Б. Самые веселые головоломки. – М.: АСТ-пресс, 1998.

2. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. – М.: Рипо классик, 2003.

3. Готтлиб С.Е. Проблемы детского сна. – М.: Росмэн, 1998.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.