Дипломная работа по психологии невроз

Рассмотрение психологических аспектов невротических состояний. Особенности помощи в условиях клиники неврозов. Изучение особенности коррекции невротических состояний пациентов в условиях клиники неврозов посредством психотерапевтических процедур.

  • посмотреть текст работы "Коррекция невротических состояний пациентов"
  • скачать работу "Коррекция невротических состояний пациентов" (дипломная работа)

Психические расстройства невротического уровня, эмоционально-аффективные и соматовегетативные расстройства. Исследования в области экспериментальных неврозов. Анализ психофизиологической сущности развития невротических и эмоционально-стрессовых состояний.

курсовая работа, добавлен 08.12.2009

Особенности возникновения и развития теории неврозов в психоанализе. Рассмотрение и анализ теории неврозов Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Определение роли теории "невротических наклонностей" К. Хорни в психоанализе. Ноогенная теория неврозов В. Франкла.

реферат, добавлен 01.08.2017

Изучение и классификация панических состояний, острых невротических расстройств и невротических реакций, эмоционально-аффективных нарушений. Клинические проявления тревожно-фобических расстройств и симптомы, определяющие состояние приступа паники.

статья, добавлен 08.12.2009

Исследование особенностей проявления неврозов. Изучение основных симптомов неврастении, невроза страха и навязчивых состояний. Влияние внешней среды на психическое здоровье человека. Мероприятия по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

реферат, добавлен 13.02.2013

Исследование проблемы пограничных психических состояний, посредством анализа невротических реакций и состояний, психопатий и случаев патологического развития личности при схематическом их рассмотрении и являющихся реакцией на психическую травму.

доклад, добавлен 08.12.2009

Психологическая концепция формирования и комплексной коррекции невротических расстройств у подростков, подвергшихся насилию в семье. Структурно-функциональную модель, мультидисциплинарный подход, принципы формирования, коррекции невротических расстройств.

статья, добавлен 26.06.2018

Понятие, классификация, особенности неврозов и невротических расстройств. Психические особенности развития невротических симптомов у старших и младших школьников. Организация и методы исследования матерей, дети которых страдают невротическими симптомами.

дипломная работа, добавлен 20.10.2016

Исторический очерк исследований по вопросу определения понятия неврозов. Характеристика существующих гипотез, относительно границ проявления невротических заболеваний. Анализ различий между соматическим и психическим компонентами симптомов болезни.

реферат, добавлен 17.07.2013

Обсуждаются механизмы формирования и особенности проявления невротических расстройств у студентов, их психологическое сопровождение. Сформированы наиболее эффективные методы психолого-педагогической работы по профилактике невротических реакций и стресса.

статья, добавлен 29.01.2020

Рассмотрение невроза и его симптоматики в рамках психоаналитических теорий. Определение факторов, предрасполагающих к развитию невроза. Критерии выделения невротических расстройств из психических расстройств. Основные методы и теории лечения неврозов.

статья, добавлен 25.04.2019

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Психология

Содержание

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВРОЗОВ.

1.1. Эволюция представлений об этиологии и патогенезе неврозов….………. 6

1.2. Определение понятия и классификации неврозов…………………………13

1.3. Концепция неврозов в рамках основных психотерапевтических направлений… 18

2. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

2.1 Неврозы у детей и подростков как психогенное заболевание…………….27

2.2 Особенности клинической картины неврозов в детском и подростковом возрасте.……………………………………………………………………………18

2.3 Профилактика и принципы лечения неврозов в детском и подростковом возрасте…………………………………………………………………….……..25

3. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВРОТИЗАЦИИ У ПОДРОСТКОВ.

3.1. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………………..33

3.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………..39

Выдержка из текста

Неврозами называют заболевания, при которых не обнаруживают анатомических изменений нервной системы, но имеются ее функциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, истощенности и др. Неврозы характеризуются обратимостью болезненных нарушений, которые, однако, могут продолжаться и месяцы, и годы (22).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число неврозов за последние

8. лет возросло в несколько десятков раз, и, что особенно вызывает тревогу, увеличилось количество больных неврозами подростков (14, 17, 18).

Сталкиваясь с различными неврозами у взрослых, приходится убеждаться, что во многих случаях корни их происхождения уходят в детство (17, 28).

Воспитание, условия формирования личности имеют огромное значение в создании устойчивости нервной системы. Самому важному искусству — искусству взаимоотношений, способу реагирования на трудности человек учится в семье и прежде всего, подражая примеру родителей (8, 11).

Неправильное эмоциональное развитие в детстве не обязательно тяготеет над человеком всю жизнь, особенно, если он сам признает свои недостатки и стремиться устранять их, но оно, несомненно, способствует возникновению невротических расстройств как в подростковом, так и во взрослом возрасте (5).

Таким образом, актуальность избранной темы исследования во многом определяется растущей распространенностью неврозов и других пограничных психических расстройств именно среди подростков (18).

Последствия этих расстройств подросткового возраста оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического ………………………………….

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков : Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. – Спб: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с..

2. Александров А.А. Клинические основы групповой психотерапии при неврозах. Дисс. На соискание ученой степени доктора мед.наук, СПб., 1992.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Издательство: Питер, 2012- 288с..

5. Арбузова В.Н. Клинические и социально-психологические признаки неврастении у подростков и их прогностическое значение. Автореф. Дисс. … канд. мед. наук. – Харьков, 1986.

6. Бодалев А.АВ. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988 – 188с.

7. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2014 – 528с.

8. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. Дис. … канд. психол. наук. — М., 1987.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Издательство: АСТ, 2015 — 671с.

10. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990.— 176 с.

11. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. — Психологический журнал, № 2, 1994 – с.57-65.

12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Издательство: Речь 2013 – 656 с.

13. Данилова Е.Л., Селезнева B.C., Лызикова И.Б. Анализ и сравнительная оценка структуры невротических расстройств в детском и подростковом возрасте. Психологический журнал, № 10, 2012 – с.21 – 24.

14. Дорошкевич М.П., Калюжный В.В.. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Медико-педагогический анализ развития и рекомендации по профилактике. Издательство Беларусь, 2014 — 203 с.

15. Ениколопов С. Н., Ерофеева Л. В., Соковня И.И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. М.: Просвещение 2012. – 156 с.

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия — СПб: Союз Лениздат 2014 — 336 с.

18. Захарова Е.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина. 1982г.

19. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., Вукс А.Я. Шкала для психологической экспресс — диагностики уровня невротизации (УН).

Методические рекомендации. – СПб. 2009. — 150 с.

20. Исурина К.А Основы психотерапии. Лекции. СПб: Респекс, 2012 – 120с.

21. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия М.: Гелиос АРВ, 2011- 180с.

22. Карвасарский Б.Д, Неврозы: Руководство для врачей. – 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Медицина, 1990 — 576 с.

23. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. Учебник. Издательство: Медпресс-информ, 2014 -576 с.

24. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты. Издательство: Петрозаводск, 1992 — 220с.

26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Москва: Педагогическая книга, 1992. — 287 с.

29. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 426 с

30. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М.: ИОИ, 2011. – 480 с.

31. Пушкина Т. П. Медицинская психология. Изд-во НГУ: Науч.-учеб.центр психологии , 2012. – 150 с.

32. Рудестам К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы. Изд.: Питер, 2010. — 384 с.

33. Смулевич А. Б. Пограничные психические нарушения. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 2009. – 245 с.

34. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. С-Пб, Изд. 2-ое, 2013. – 512 с.

35. Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. — 352 с.

36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Изд.: Речь, С.-Пб, 2013

37. Филичева К.А. Тренинг с подростками. Условия успешного проведения тренинга с подростками. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

39. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Д. Теории личности. Изд.: Питер, 2015 – 608 с.

40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.:Айрис-пр.,2014.-464с.

  • Главная
  • Новости
  • Дипломы
  • Материалы
  • Контакты

Исследование внутриличностных конфликтов у больных неврозами

Цена: 5000 рублей

Актуальность темы: Значительное распространение неврозов и наблюдающаяся тенденция к их росту требует более глубокого изучения закономерностей в системе отношений и выявления преобладающих разновидностей внутриличностных конфликтов у больных с невротическими расстройствами с целью выявления аналогичной внутриличностной проблематики в здоровой популяции, раннего обнаружения преморбидных состояний, выделения группы риска.

Социально - экономические изменения, происходящие в последнее десятилетие в нашей стране, коснулись всех сфер жизни общества. Очевидно, что столь значительные и стремительные преобразования приводят к обострению социально - стрессовой ситуации и росту эмоциональной напряженности, на почве которой растет и заболеваемость населения.

В данном контексте тема невротических состояний звучит особенно актуально, поскольку именно заболевания, в основе которых лежит внутриличностный невротический конфликт, в наибольшей степени моделируют дезадаптивный ответ организма на чрезмерное влияние среды. Надо отметить также, что тенденция к хронизации неврозов в условиях севера усугубляется, учитывая климато - географические и экологические особенности региона.

Актуальным для исследования неврозов является личностный подход к больному для своевременного проведения психопрофилактической работы и превентивной психокоррекции, т.е. выбор определенной общепсихологической концепции личности в качестве основы для построения целостной системы исследования и проведения психокоррекционной работы.

В отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал, касающийся решения данного вопроса (Фрейд 1923, Роджерс 1967, Узнадзе Д.Н. 1966, Леонтьев А.Н. 1975 и другие).

Гипотеза исследования:

Внутриличностные конфликты и социально-психологические проблемы имеют широкое распространение как у здоровых, так и у больных неврозами.

Предмет исследования:

Объект исследования:

Больные неврозами, проходящие курс лечения в больнице № Х [S1] .

Контрольная группа здоровых - курсантов факультета практической психологии.

Задачи исследования:

1. Изучить распространенность и степень выраженности основных типов внутриличностной и социальной конфликтности в исследуемых группах.

2. Изучить выраженность нарушения системы отношений личности в супружеской, семейной и социальной сферах в исследуемых группах.

4. Сопоставить исследуемые группы по изученным параметрам (количественный и качественный анализ).

5. Выявить типичные паттерны взаимоотношений значимости (выраженности) внутриличностной проблематиками с типами личностного профиля и поведенческих компенсаторных реакций (корреляционный и многофакторный анализы).

Основные методы исследования:

1.Экспериментально-психологические и социологические методы исследования:

А)Анкета инст. психоневрологии им.В.М. Бехтерева для изучения типов и выраженности внутриличностной конфликтности и нарушений в системе межличностных отношений.

В)Многоаспектный личностный опросник - MMPI .

Г)Опросник Межличностных Отношений для выявления основных типов поведения в ситуациях межличностного взаимодействия (В.Шутц).

Тревожность – одно из ключевых понятий психологии, что связано с важной ролью этого феномена в жизни людей. Наши страхи, переживания по поводу будущего – все это проявления тревожности, которая выступает как склонность реагировать на события, которые еще не произошли эмоциональным напряжением.

Исследователи выделяют тревожность, возникающую периодически в связи с конкретными событиями – ситуативная тревожность. Но если склонность к эмоционально напряженной реакции проявляется в значительном числе ситуаций, то говорят о тревожности как черте личности – личностной тревожности.

Упрощенный взгляд на тревожность трактует ее как негативную черту. Однако, тревожность перед важным делом (например, экзаменом) – это признак заинтересованности человека, не равнодушия к делу. Важно, чтобы тревожность не была чрезмерной, при этом грань, отделяющая умеренную тревожность от чрезмерной может быть у каждого человека своя.

Именно поэтому исследователи подчеркивают, что умеренная тревожность выступает позитивным фактором во многих видах деятельности. В то же время низкая тревожность (равнодушие) и слишком высокая (сильное переживание) как правило мешают делу.

Очень часто при написании курсовых и дипломных работ по психологии, а также магистерских диссертаций студенты обращаются к теме тревожности. Содержание эмпирического исследования могут составить анализ взаимосвязей тревожности с другими психологическими феноменами (агрессивностью, самооценкой и пр.), а также различия уровня тревожности у испытуемых различных возрастных, профессиональных и иных групп.

Подходы к пониманию тревожности в психологии

За последние годы значительно увеличилось количество работ, в которых разрабатывается такое психологическое понятие, как тревожность.

В исследованиях тревожности выделяются физиологическое, клинико-психологическое, философско-психологическое, собственно психологическое направления. Различные аспекты тревожности подробно рассмотрены в исследованиях отечественных (Мясищев В.Н., 1960; Имедадзе Н.В., 1966; Левитов Н.Д., 1969; Лазарус Р., 1970; Кисловская В.Р., 1972; Наенко Н.И., 1973; Ханин Ю.М., 1976, 1981, 1991; Немчин Т.А., 1983; Прихожан A.M., 1984; Вяткин Б.А., 1987; Березин Ф.Б., 1988; Братусь Б.С., Спиваковская А.С, 1988; Соколова Е.Т., 1989; Габдреева Г.Ш., 1990; Залученова Е.А., 1995; Сизикова Т.Э., 1996; Гормин А.С, Пищева И.С.,1997 и др.) и зарубежных (Тейлор Ж.1956; Спилбергер Ч., 1972; Франкл В., 1990; Кьеркегор С, Сартр Ж.-П., 1993; Хорни К., 1993; и др.) психологов и философов.

Несмотря на достаточную представленность в научной литературе описаний тревожности, сохраняется много неясностей в понимании этого явления.

Отечественные исследования тревожности представлены работами В. Астапова, Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина и др.

Л.С. Выготский, рассматривая аффективные переживания в плане их влияния на развитие личности на разных стадиях онтогенеза, указывал на особенно важное значение их для развития ребенка, разделяя их на продуктивные и непродуктивные. Он считал, что характер аффективного переживания определяется тем, как-ребенок понимает воздействующее на него обстоятельство (Выготский Л.С, 1956).

Аффективные переживания различают по знаку (отрицательные - положительные), по интенсивности (фрустрация, тревожность, стресс, невроз), по устойчивости (ситуативная тревожность как состояние и личностная тревожность как личностная черта). Кроме того, они проявляются в познавательной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах, оказывают существенное влияние на формирование личности, в том числе неустойчивых личностных особенностей.

Не столь широко разделяемая, но тем не менее достаточно устойчивая традиция толкования тревоги идет от Фрейда. В этом толковании отмечается предвосхищаемая опасность, в которой усматривается признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревога как реакция на представленную угрозу (Мерлин В., 1973, Ханин Ю.,1978). Поэтому тревогу иногда определяют как генерализованный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она появится.

Анализируя и обобщая исследования Л.С. Славиной, П.Г. Вельского, Г.Г. Бочкаревой, Л.И. Божович указывает, что аффективные переживания являются ни чем иным, как отражением динамических процессов, составляющих сущность актуально действующих потребностей. Для того, чтобы помочь человеку избавиться от тревожности, повышенной нервозности, необходимо разобраться в системе имеющихся у него потребностей и мотивов (Божович Л.И., 1968). Практика психологического консультирования показывает, что если ребенок обладает повышенной тревожностью, то в подавляющем большинстве случаев он оказывается неудовлетворенным в каких-то очень существенных для него потребностях, оказывается ущемленным в значимых для него притязаниях.

В большинстве понятийных определений тревожность рассматривается как унитарное состояние, не позволяющее уловить всей его сложности. Продолжая рассматривать различные точки зрения на проблему тревожности, необходимо отметить мнения авторов., которые представляют тревожность как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов, различные аффективно-когнитивные структуры (Изард К, 1980). В это понятие включается враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение и т.д. (Салливан Б., 1953;.Сарасон С.Б, 1966 и др.).

В этой теории признается, что тревожность может также включать потребностные состояния и биохимические факторы. Поэтому возможно говорить о формах тревожности, если для каждой такой формы точно выделяется комбинация входящих в нее аффектов (например, страх - страдание - гнев).

В контексте теории дифференциальных эмоций тревожность используется как термин, который относится к любой комбинации воздействия страха и определенных аффективно-когнитивных ориентации. Но это удобно, когда комбинация аффектов известна наверняка. Работы Гельгорна, в частности, по нейрофизиологическим и биохимическим факторам страха и тревоги подтверждают эту теорию.

По современным представлениям психологов свойства темперамента не тождественны ни свойствам нервной системы, ни свойствам других образований личности. Многозначность связей свойств темперамента и нервной системы проявляется в том, что одно свойство темперамента, например, тревожность, коррелирует с типом нервной, системы в целом и, с другой стороны, с личностными факторами С (сила - слабость Эго) и Н (тректия -пармия), - в отдельности и с симптомокомплексом факторов Е (покорность - доминирование) + Н (тректия - пармия) + Q3 (низкое самомнение - высокое самомнение) + Q4 (низкая напряженность - высокая напряженность) - в целом (Мерлин B.C., 1986, с.102).

В работах B.C. Мерлина и его сотрудников показано, что показатели тревожности коррелируют с показателями силы возбудительного процесса, уравновешенности по силе, динамичности возбуждения и торможения и где выявляется такая связь, есть основания полагать, что данное свойство темперамента зависит от типа нервной системы в целом (Мерлин B.C., 1986).

Б.А. Вяткин (1981) установил, что состояние психического стресса, возникающее у спортсмена во время соревнования, изменяет характер связи между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (Вяткин Б.А., 1981).

В исследованиях Я. Стреляу по сопоставлению реакций (действий) и свойств темперамента выделяются низкореактивные и высокореактивные индивиды. Низкореактивные индивиды характеризуются экстраверсией, стабильной самооценкой, более высокой выносливостью в стрессе, низкой тревожностью, низкой сенсорной чувствительностью и др. Высокореактивные индивиды, напротив, имеют доминирующую интроверсию. Уровень притязаний необоснованно ниже (или, реже, выше) уровня сложности выполнения задачи (неадекватность притязаний); имеют "плавающую" самооценку, менее высокую выносливость в стрессе, высокую тревожность, повышенную утомляемость и др (Стреляу Я., 1982).

Устанавливаемые в многочисленных исследованиях связи между свойствами нервной системы и темперамента (связи натурального ряда, по Л.С. Выготскому) и между свойствами последнего и отношениями личности (связи культурного ряда) не являются абсолютными и постоянными. При изменении активности личности, проявляющейся в стилях внешней и внутренней деятельности, указанные связи также изменяются. Кроме того, эти связи могут вообще исчезать и вновь появляться даже в пределах одной выборки или одного и того же конкретного испытуемого. Изменения связей первого ряда опосредованы моторной активностью, а второго - активностью личности, включающей и нравственные компоненты (Мерлин B.C., 1986, с.68-102). Это означает, что изменения связей психодинамических свойств, входящих в структуру реактивности и, в частности, в структуру темперамента, не могут быть объяснены в пределах параметра реактивности.

Говоря о перспективах изучения рассматриваемого вопроса, современные исследователи Б.Ф. Ломов, А.И. Пуни, Ю.Л. Ханин отмечают, что особого внимания в изучении условий возникновения психических состояний заслуживают социально-психологические факторы.

Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан (1977, 1988, 1990, 1991, 1994). Тревожность рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр проявления которого очень широк - от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности.

Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры и потому является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условиях.

Большое количество работ, связанных с изучением тревоги, имеется в области спортивной деятельности. Отмечается, что человек на фоне значительных физических и нервно - психических нагрузок (на тренировках и в соревнованиях) постоянно подвергается воздействию самых разнообразных межличностных и микросредовых влияний (Вяткин Б.А., Ханин Ю.Л., 1976, 1986 и др.)

В не меньшей мере эмоциональная напряженность содержится и в педагогической деятельности, так как эмоциональность заложена в самой природе учительского труда. Испытание на эмоциональную прочность у человека происходит как при переживании положительных, так и отрицательных моментов. Одним из состояний, деструктивно влияющих на работу учителя, является тревожность.

Ч.Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы (Спилбергер Ч., 1983).

Эндлер, Мангуссон (1976), Ю.Л. Ханин (1976) определяют "ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом: а) ситуации межличностного общения и группового взаимодействия; о) ситуации, в которых имеется возможность и опасность получить физическую травму; в) новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства; г) выполнение монотонной рутинной работы (Ханин Ю.Л., 1976; Spielberger CD.,1975).

Существует мнение, что тревога может выступать как форма адаптации организма в условиях острого и хронического стресса (Панин Л.Е., Соколов В.П., 1981), с точки зрения других авторов (Hilgard E.R., Atkinson R.S., 1967, Зейгарник Б.В., 1971, 1980, Березин Ф.Б., 1988) тревога представляет не столько форму психологической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении. Длительная, интенсивная, неадекватная ситуация тревоги препятствует формированию адаптивного поведения. К. Ясперс разделяет тревогу и страх (Jaspers К., 1948). Эпизодические реакции тревоги и страха имеют свои аналоги в виде более устойчивых психологических состояний: страх в виде боязни, а тревога - в виде тревожности (Захаров А.И., 1982, 1986, 1988, 1993, 1995).

Тревога является фактором возникновения психологической защиты в целом (Фрейд 3., 1894; Адлер А., 1927; Хорни К., 1945; Салливан Г., 1947; Эриксон Э., 1950 и др.).

Г.Ш. Габдреева определяет тревожность как личностное свойство, которое является значимым риск - фактором, ведущим к нервно-психическим заболеваниям у студентов. Кроме того, в своем исследовании автор показывает, что высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, в частности, во время экзаменов; снижает уровень умственной работоспособности учащихся, вызывает неуверенность в своих способностях; является одной из причин низкого социального статуса личности. Высокий уровень тревожности обнаружен у каждого 5-го студента (Габдреева Г.Ш., 1990).

Анализ проблемы тревожности в психологии позволяет заключить следующее:

  • в современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее сложных и активно изучаемых, что связывается с постоянно усиливающимся дискомфортом личности в обществе;
  • в зарубежной психологии по проблеме тревожности выполнено большое количество исследований, направленных на выявление механизмов проявления тревожности и поиск путей ее преодоления, особенно в тех видах человеческой деятельности, которые связаны с высокой степенью риска или оценкой способностей индивида;
  • в отечественной психологии фундаментальные исследования тревожности связаны с определением ее причин и определением связи уровня тревожности и качества деятельности;
  • существенное влияние тревожности на результативность деятельности признается почти всеми психологами. Такое влияние ставит проблему современной коррекции тревожности до того, как она станет устойчивым свойством личности, т.к. прочное закрепление тревожности как свойства личности может стать фактором нервно-психического заболевания.

Источник: Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2000 197 c.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Оригинальность работы по системе антиплагиат, на сентябрь 2017 года, составила 34.12%.

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 66

  • Содержание
  • Введение
  • Список литературы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВРОЗОВ.

1.1. Эволюция представлений об этиологии и патогенезе неврозов

1.2. Определение понятия и классификации неврозов

1.3. Концепция неврозов в рамках основных психотерапевтических направлений

ГЛАВА 2. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2.1. Неврозы у детей и подростков как психогенное заболевание

2.2. Особенности клинической картины неврозов в детском и подростковом возрасте

2.3. Профилактика и принципы лечения неврозов в детском и подростковом возрасте

ГЛАВА 3. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВРОТИЗАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

3.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

3.2. Методика исследования

3.3. Результаты исследования и их обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Неврозами называют заболевания, при которых не обнаруживают анатомических изменений нервной системы, но имеются ее функциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, истощенности и др. Неврозы характеризуются обратимостью болезненных нарушений, которые, однако, могут продолжаться и месяцы, и годы (22).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число неврозов за последние 80 лет возросло в несколько десятков раз, и, что особенно вызывает тревогу, увеличилось количество больных неврозами подростков (14, 17, 18). Сталкиваясь с различными неврозами у взрослых, приходится убеждаться, что во многих случаях корни их происхождения уходят в детство (17, 28). Воспитание, условия формирования личности имеют огромное значение в создании устойчивости нервной системы. Самому важному искусству - искусству взаимоотношений, способу реагирования на трудности человек учится в семье и прежде всего, подражая примеру родителей (8, 11). Неправильное эмоциональное развитие в детстве не обязательно тяготеет над человеком всю жизнь, особенно, если он сам признает свои недостатки и стремиться устранять их, но оно, несомненно, способствует возникновению невротических расстройств как в подростковом, так и во взрослом возрасте (5).

Таким образом, актуальность избранной темы исследования во многом опреде­ляется растущей распространенностью неврозов и других погранич­ных психических расстройств именно среди подростков (18). Последствия этих расстройств подросткового возраста оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (9), но и особенности развития личности, сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и т.п.). Это и объясняет интерес специалистов, — клинических психологов, пси­хиатров и психотерапевтов, — к проблеме своевременной и эффективной коррекции неврозов подросткового возраста, что предотвратит в дальнейшем не только усугубление невротической симптоматики у страдающего неврозом лица, но и поможет избежать более серьезных психических, психосоматических расстройств и саморазрушающего поведения.

Объектом нашего исследования стали учащиеся 11 классов 1905 школы г Москвы.

Предметом исследования в данной работе выступил уровень невротизации у старшеклассников.

Целью исследования стало изучение динамики уровня невротизации у подростков до и после коррекционных мероприятий.

Гипотеза исследования: Повышенный уровень невротизации у подростков имеет тенденцию к снижению под воздействием тренинга личностного роста.

Выделенные объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ психолого-психиатрической и психолого-педагогической литературы по неврозам.
  2. Изучить специфику психологических и клинических проявлений неврозов в подростковом возрасте, а так же методы, применяемые при их лечении.
  3. Провести скрининг-исследование на наличие повышенного уровня невротизации у подростков.
  4. Выполнить коррекционные мероприятия для снижения у подростков уровня невротизации (тренинг личностного роста для подростков) .
  5. Выполнить контрольную диагностику динамики уровня невротизации у старшеклассников после коррекционных мероприятий.
  6. Проанализировать полученные результаты и на их основе сделать выводы.

В процессе работы использовались следующие методы:

Исследование проводилось на базе средней школы № 1905 г. Москвы. В нем приняли участие ученики 11-х классов. В качестве испытуемых выступило 34 человека, из них 17 мужского и 17 женского пола. Средний возраст составил 16,2 лет (минимальный- 16, максимальный – 16,5 лет). Группа первичной выборки отбиралась в соответствии со следующими критериями: старшеклассники, учащиеся средней школы, в возрастном диапазоне от 16 до 16,5 л.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что на основе подробного теоретического анализа психолого-психиатрической и психолого-педагогической литературы проведено комплексное изучение неблагоприятных факторов, приводящих к развитию неврозов у подростков. Получены систематизированные сведения о закономерностях формирования и клинической динамики невротических нарушений. Рассмотрены особенности личности подростков с высоким уровнем невротизации. Опробована программа коррекции невротических проявлений у подростков с учётом динамики уровня невротизации до и после психокоррекционных мероприятий.

Практическая значимость работы. Полученные результаты комплексного изучения неврозов, а так же экспериментальное исследование эффективности тренинга личностного роста в коррекции повышенного уровня невротизации у подростков, дают возможность разработать практические рекомендации для школьных психологов по методам профилактики, ранней диагностики неврозов среди учащихся старших классов, а так же по проведению коррекционных мероприятий.

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.