Для неврозов свойственны 3 выраженных нарушения кроме

А) аллергические реакции

B) нарушения сна

C) нервно-трофические расстройства

D) нарушения вегетативных функций

E) периферические параличи

4. Неврозы могут привести к развитию (4):

А) язвенной болезни желудка

В) болезни Иценко-Кушинга

С) диффузного гломерулонефрита

D) гипотонической болезни

F) гипертонической болезни
G) экземы

5. Укажите проявления экспериментальных неврозов (5):

А) утрата ранее выработанных условных рефлексов

В) облегчение выработки условных рефлексов

С) расстройство вегетативных функций (слюноотделения, желудочной секреции и т.д.)

D) невозможность выработки новых условных рефлексов

Е) злобность, агрессивность

F) общее угнетение, заторможенность

G) усиление познавательной функции

6 . Перенапряжение подвижности нервных процессов можно вызвать (1):

А) длительным действием условного раздражителя

В) сверхсильным условным раздражителем

С) переделкой динамического стереотипа

D) сложной дифференцировксй

7. Перенапряжением тормозного процесса моделируется (1):

A) невроз с преобладанием возбуждения

B) невроз с преобладанием торможения

C) невроз с патологической подвижностью нервных процессов

8. Перенапряжением возбудительного процесса моделируется (1):

A) невроз с преобладанием торможения

B) невроз с патологической подвижностью нервных процессов

C) невроз с преобладанием возбуждения

9. Типичные проявления экспериментального невроза с патологической подвижностью нервных процессов (С):

А) вялое, пассивное поведение

В) злобное, агрессивное поведение

С) суетливость, незавершенность действий

10. Укажите характерные проявления невроза у человека (3):

A) сопровождается бредом и галлюцинациями

B) вызывается психическими факторами

C) сопровождается расстройствами вегетативных функций

D) сопровождается нарушениями чувствительности и моторной функции

E) характеризуется полным нарушением рассудочной функции, утратой способности к интеллектуальной деятельности

11. Укажите возможные причины неврозов (4):

A) астеническая конституция

B) психотравма в детстве

D) неожиданная потеря близкого человека

E) резкие изменения привычных условий жизни

F)тяжёлое неизлечимое заболевание

G) утрата средств к существованию

H).дегенеративные процессы в нервной системе

12. Укажите условия, способствующие развитию невроза (5):

A)психотравма в детстве

B) астеническая конституция

D) подростковый период

E) климактерический период

F) детский возраст

H) гиперстеническая конституция

13) Укажите проявления невроза навязчивых состояний (3):

A)нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела

B)появление навязчивых идей, побуждений, образов, которые регулярно приходят на ум, несмотря на сопротивление больного

C) повышенная физическая и умственная истощаемость

D) появление навязчивых мыслей

E) выполнение ритуальных действий для облегчения тревоги

F) бред, галлюцинации

14) Укажитевозможные проявления истерического невроза (6):

B) повышенная физическая и умственная истощаемость

C) неожиданная потеря памяти на важные события, не обусловленная органическим поражением головного мозга или злоупотреблением алкоголя

E) бесцельное бродяжничество

F) потеря зрения, появление областей кожной анестезии при действии стрессогенного фактора

G)жалобы на недомогание, которое не подтверждается объективными данными

H) психогенно обусловленные парезы, параличи или отсутствие реакций на внешние стимулы (ступор)

15) Фобия – это (1):

A) постоянное ощущение страха, вне связи с ситуацией и определенными стимулами окружающей среды

B) повторно возникающие навязчивые и нежелательные идеи, мысли или образы угрожающего характера

C) избыточный и необоснованный страх, возникающий всегда при встрече человека с определенными раздражителями

16)Агорафобия – это (1):

A) страх замкнутого пространства

B) боязнь смерти

D) страх открытого пространства, широких площадей

1. Для неврозов характерно развитие: (4)

1) патоморфологических изменений в коре головного мозга 2) локомоторных и сенсорных расстройств
3) нервно‑трофических расстройств 4) нарушений вегетативных функций
5) периферических параличей 6) фазовых состояний

2. С неврозом патогенетически связано развитие следующих заболеваний: (4)

1) язвенной болезни желудка 2) болезни ИценкоКушинга
3) диффузного гломерулонефрита 4) гипотонической болезни
5) гепатита 6) гипертонической болезни
7) экземы

1) быстроту истощения возбуждения или торможения нейронов при воздействии сильного положительного или тормозного раздражителя 2) преобладание процессов возбуждения нейронов над процессами торможения
3) способность нейронов возбуждаться в ответ на слабые стимулы

4. При кспериментальных неврозах можно наблюдать:(6)

1) выпадение ранее выработанных условных рефлексов 2) облегчение выработки условных рефлексов
3) расстройство вегетативных функций (слюноотделения, желудочной секреции и т.д.) 4) невозможность выработки новых условных рефлексов
5) злобность, агрессивность 6) общее угнетение, заторможенность
7) усиление познавательной функции 8) гипо- и гиперкинезы, расстройства чувствительности

5. Перенапряжение и срыв подвижности основных корковых нервных процессов можно вызвать: (1)

1) длительным действием условного раздражителя 2) сверхсильным условным раздражителем
3) переделкой динамического стереотипа 4) сложной дифференцировкой
5) отставлением подкрепления

6. Перенапряжение и срыв тормозного процесса вызывается: (2)

1) воздействием биологически отрицательных раздражителей 2) длительным действием сильных условных раздражителей
3) отставлением подкрепления 4) сложной дифференцировка
5) действием большого числа условных раздражителей 6) переделкой динамического стереотипа

7. Перенапряжение возбудительного процесса, как правило, вызвает: (3)

1) применение сверхсильного безусловного раздражителя 2) сложная дифференцировка
3) отставление подкрепления 4) одновременное действие нескольких сильных раздражителей
5) действие сложного условного или необычного раздражителя 6) переделка динамического стереотипа

8. Парадоксальное фазовое состояние проявляется: (1)

1) выпадением реакций на сигнал любой интенсивности 2) сильной реакцией на слабый условный раздражитель и слабой реакцией на сильный условный раздражитель
3) одинаковой реакцией на условные сигналы разной интенсивности 4) выпадением реакции на условный сигнал низкой и средней интенсивности, но сохранением реакции на условный сигнал высокой интенсивности

9. Перенапряжением (и срывом) тормозного процесса можно моделировать: (1)


1) невроз с преобладанием возбуждения 2) невроз с преобладанием торможения
3) невроз с патологической подвижностью нервных процессов

10. Перенапряжением (и срывом) возбудительного процесса можно моделировать: (1)

1) невроз с преобладанием торможения 2) невроз с патологической подвижностью нервных процессов
3) невроз с преобладанием возбуждения

11. Типичными проявлениями экспериментального невроза с патологической подвижностью нервных процессовявляются: (2)

1) повышенная инертность реакций животного 2) вялое, пассивное поведение
3) злобное, агрессивное поведение 4) суетливость, незавершённость действий

12. Невроз у человека, как правило: (5)

1) сопровождается бредом и галлюцинациями 2) вызывается психическими факторами и не обусловлен органическими изменениями в головном мозге
3) проявляется расстройствами вегетативных функций 4) сопровождается нарушениями чувствительности и моторной функции
5) представляет собой срыв личности в её общественных отношениях при сохранности критики к своему состоянию и поведению 6) характеризуется полным нарушением рассудочной функции, утратой способности к интеллектуальной деятельности
7) характеризуется обострением патологических черт личности 8) возникает после периода идеаторной переработки ситуации

13. Типичной последовательностью этапов формирования невроза является: (1)

1) сенсо‑моторные реакции,

2) идеаторная переработка ситуации и выработка компенсаций,

3) вегетативные реакции,

4) аффективные реакции.

А. 1,4,2,3 Б. 3,1,4,2
В. 4,2,1,3

14. Основными причинами неврозов являются: (5)

1) наследственно обусловленные черты личности, нарушающие её социальную адаптацию 2) психотравма в детстве
3) длительное существование в условиях лишения, когда не удовлетворяются базисные потребности личности (в еде, безопасности, любви и т.д.) 4) неожиданная потеря близкого человека
5) изменения привычных условий жизни 6) тяжёлое неизлечимое заболевание
7) утрата дома или средств к существованию 8) дегенеративные процессы в нервной системе

15. К условиям, способствующим развитию неврозов, относят: (3)

16. Для неврастении характерны: (4)

1) повышенная возбудимость и раздражительность в сочетании с быстрой утомляемостью 2) появление контрастных влечений
3) выраженные расстройства по ничтожному поводу, повышенная обидчивость 4) необоснованные страхи, фобии
5) повышенная физическая и умственная истощаемость 6) нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела
7) неожиданная утрата памяти 8) постоянное чувство усталости, головные боли

17. Для невроза навязчивых состояний:свойственны: (3)

1) нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела 2) появление навязчивых идей, побуждений, образов, которые регулярно приходят на ум, несмотря на сопротивление больного
3) повышенная физическая и умственная истощаемость 4) появление контрастных влечений
5) выполнение ритуальных действий для облегчения тревоги 6) бред, галлюцинации

18. Истерический невроз проявляется: (6)

1) нарушением способности сознательно контролировать движения своего тела, не связанным с органическим повреждением нервной системы 2) повышенной физической и умственной истощаемостью
3) неожиданной потерей памяти на важные события, не обусловленной органическим поражением головного мозга или злоупотреблением алкоголя 4) бредом, галлюцинациями
5) бесцельным бродяжничеством 6) потерей зрения, появлением областей кожной анестезии при действии стрессогенного фактора
7) жалобами на недомогание, которое не подтверждается объективными данными 8) психогенно обусловленными парезами, параличами или отсутствием реакций на внешние стимулы (ступор)

19. Фобиям свойственно : (1)

1) постоянное ощущение страха, вне связи с ситуацией и определёнными стимулами окружающей среды 2) повторно возникающие навязчивые и нежелательные идеи, мысли или образы угрожающего характера
3) избыточный и необоснованный страх, возникающий всегда при встрече человека с определёнными раздражителями

20. Агорафобия это страх: (1)

1) сопровождается бредом и галлюцинациями 2) вызывается психическими факторами и не обусловлен органическими изменениями в головном мозге
3) проявляется расстройствами вегетативных функций 4) сопровождается нарушениями чувствительности и моторной функции
5) представляет собой срыв личности в её общественных отношениях при сохранности критики к своему состоянию и поведению 6) характеризуется полным нарушением рассудочной функции, утратой способности к интеллектуальной деятельности
7) характеризуется обострением патологических черт личности 8) возникает после периода идеаторной переработки ситуации

Типичной последовательностью этапов формирования невроза является: (1)

1) сенсо‑моторные реакции,

2) идеаторная переработка ситуации и выработка компенсаций,

3) вегетативные реакции,

4) аффективные реакции.

А. 1,4,2,3 Б. 3,1,4,2
В. 4,2,1,3

Основными причинами неврозов являются: (5)

1) наследственно обусловленные черты личности, нарушающие её социальную адаптацию 2) психотравма в детстве
3) длительное существование в условиях лишения, когда не удовлетворяются базисные потребности личности (в еде, безопасности, любви и т.д.) 4) неожиданная потеря близкого человека
5) изменения привычных условий жизни 6) тяжёлое неизлечимое заболевание
7) утрата дома или средств к существованию 8) дегенеративные процессы в нервной системе

К условиям, способствующим развитию неврозов, относят: (3)

Для неврастении характерны: (4)

1) повышенная возбудимость и раздражительность в сочетании с быстрой утомляемостью 2) появление контрастных влечений
3) выраженные расстройства по ничтожному поводу, повышенная обидчивость 4) необоснованные страхи, фобии
5) повышенная физическая и умственная истощаемость 6) нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела
7) неожиданная утрата памяти 8) постоянное чувство усталости, головные боли

Для невроза навязчивых состояний:свойственны: (3)


1) нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела 2) появление навязчивых идей, побуждений, образов, которые регулярно приходят на ум, несмотря на сопротивление больного
3) повышенная физическая и умственная истощаемость 4) появление контрастных влечений
5) выполнение ритуальных действий для облегчения тревоги 6) бред, галлюцинации

Истерический невроз проявляется: (6)

1) нарушением способности сознательно контролировать движения своего тела, не связанным с органическим повреждением нервной системы 2) повышенной физической и умственной истощаемостью
3) неожиданной потерей памяти на важные события, не обусловленной органическим поражением головного мозга или злоупотреблением алкоголя 4) бредом, галлюцинациями
5) бесцельным бродяжничеством 6) потерей зрения, появлением областей кожной анестезии при действии стрессогенного фактора
7) жалобами на недомогание, которое не подтверждается объективными данными 8) психогенно обусловленными парезами, параличами или отсутствием реакций на внешние стимулы (ступор)

Фобиям свойственно : (1)

1) постоянное ощущение страха, вне связи с ситуацией и определёнными стимулами окружающей среды 2) повторно возникающие навязчивые и нежелательные идеи, мысли или образы угрожающего характера
3) избыточный и необоснованный страх, возникающий всегда при встрече человека с определёнными раздражителями

Агорафобия это страх: (1)

1) замкнутого пространства 2) открытого пространства
3) высоты 4) открытого пространства, страх толпы или страх оказаться в ситуации, выход из которой затруднен

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ к тестовым заданиям

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОбщЕЙ нозологиИ

1 — 2, 4, 5 2 — 1 3 — 1, 2, 4, 6
4 — 1, 2, 4 5 — 1 6 — 3
7 — 2 8 — 1, 6 9 — 1, 3
10 — 3 11 — 2, 3 12 — 2
13 — 2, 3, 4 14 — 2 15 — 3
16 — 3, 2 17 — 1, 2, 4, 5, 7 18 — 1, 3
19 — 3 20 — 1, 2, 5, 7

II. НаследственнОСТЬ И патологиЯ

1 — 2 2 — 2, 6, 7, 8 3 — 1, 2, 4
4 — 2, 4 5 — 2, 3 6 — 2, 6, 7
7 — 1, 3, 4, 5 8 — 3, 4, 6 9 — 2, 3, 4
10 — 1, 5, 6 11 — 3, 4, 6. 12 — 1, 2, 3, 4, 6, 7
13 — 3, 4, 8 14 — 2, 3, 7 15 — 2, 3, 4, 8
16 — 1, 4, 5 17 — 1, 4, 5, 6 18 — 2
19 — 3, 6, 7, 8 20 — 1, 3, 4, 7, 8

III. Повреждение клетки

1 — 1, 2, 3, 4 2 — 2, 4, 6 3 — 1, 2, 3, 4
4 — 1, 2, 3, 5, 7 5 — 1, 2, 3, 5, 6 6 — 2, 4, 6, 7, 8
7 — 1, 3, 5, 7 8 — 1, 2, 5 9 — 1, 2, 3, 4, 5
10 — 1, 4, 6 11 — 1, 2, 3, 4, 5, 9 12 — 1, 2, 4, 5
13 — 1, 2, 3, 4, 7, 8 14 — 3, 5 15 — 1, 2, 6
16 — 1, 4, 5, 8 17 — 3, 4, 5, 6 18 — 2, 4, 5, 8
19 — 1, 3, 4, 6 20 — 1, 3, 7, 8 21 — 1, 2, 5, 7
22 — 1, 3, 6, 7 23 — 2, 5, 6 24 — 3, 4, 6
25 — 2, 4, 6, 8, 9

IV. Воспаление

1 — 1, 2, 4, 5 2 — 1, 3, 4, 6 3 — 1, 2, 3, 4
4 — 1, 4, 5, 7, 8 5 — 1,2,4,5,6 6 — 1, 3, 5
7 — В. 8 — 2, 4, 6, 7 9 — 2
10 — 1, 2, 3, 4, 5, 7 11 — 3, 5, 6 12 — 1, 3, 4, 5, 6
13 — 1, 2, 4 14 — 3, 6 15 — 2
16 — 1, 3, 4, 7 17 — 1, 2, 3, 6, 7 18 — 2, 4, 6
19 — 1, 2, 3, 4, 5 20 — 2, 4, 6 21 — 1, 2, 3

V. ТИПОВЫЕ Нарушения теплового баланса организма. Лихорадка

1 — 3, 5, 8 2 — 1, 2, 3 3 — 1, 3, 4, 6, 7
4 — 3, 4 5 — 2, 3, 4, 5, 6 6 — 1, 3, 4, 5, 6
7 — 2, 3, 5, 6 8 — 3 9 — 1, 2, 4
10 — 2, 6 11 — 2, 3, 4, 5 12 — 3
13 — 3 14 — 1, 2, 3, 5, 6 15 — 1, 2, 3, 4
16 — 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 17 — 2, 4, 7 18 — 3, 4, 5
19 — 1, 3, 5, 8, 9 20 — 2, 4, 5, 7, 8, 9 21 — 1, 5, 7, 8
22 — 1, 2, 5 23 — 2, 4, 7, 8, 9, 11, 12, 13 24 –1, 4, 5, 8, 9, 11, 13

VI. ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА.

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

1 — 1, 2, 3, 4, 8 2 — 1 3 — 1, 3, 4
4 — 2, 5, 6, 9 5 — 2, 4, 5, 7 6 — 1, 2, 6
7 — 3 8 — 1 9 — 2
10 — 2, 3 11 — 1 12 — 1, 2, 3, 4
13 — 2 14–1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10 15 — 2, 3, 5, 6, 8, 9
16 — 2, 5, 6 17 — 2, 6 18 — 4, 5, 6
19 — 2 20 — 1, 3, 5, 7, 8 21 — 2, 3, 5

VII. ТИПОВЫЕ Нарушения липидного обмена. Атеросклероз

1 — 1, 2, 4, 5 2 — 1, 4 3 — 1, 4, 5, 7
4 — 1, 3, 4, 7 5 — 1, 3, 4 6 — 1, 2, 3, 6
7 — 1, 2, 4 8 — 1, 3, 4 9 — 1, 2, 5
10 — 1, 2, 3, 4, 6 11 — 1, 4 12 — 1, 2, 4
13 — 1, 4 14 — 2 15 — Б
16 — 1 17 — 1, 4, 5, 7, 8 18 — 1, 2, 3, 4, 7
19 — 2 20 — 1, 2, 4 21 — 1, 3
22 — 4

VIII. ТИПОВЫЕ Нарушения водного И ЭЛЕКТРОЛИТНОГО обмена. Отёк

1 — 1, 2, 4, 5, 6 2 — 2, 3, 5, 7 3 — 1, 2, 4
4 — 1 5 — 2 6 — 4
7 — 1, 2, 4, 6 8 — 5 9 ‑Б.
10 — В. 11 — 1 12 — 2, 4
13 — 1, 2, 3, 5, 8 14 — 1, 2, 5 15 — 1, 3, 4
16 — А 17 — 1, 4, 5, 6 18 — 2, 4, 5
19 — 1, 3 20 — 1, 4, 6

IX. Нарушения кислотно-щелочного равновесия

1 — 2 2 — 3 3 — 2
4 — 1 5 — 1, 3 6 — 2
7 — 2 8 — 1, 2, 3 9 — 1
10 — 2, 3, 4, 6 11 — 2 12 — 1
13 — 3 14 — 1 15 — 2
16 — 4 17 — 1, 3, 5, 7 18 — 1, 3, 4, 5, 7, 8
19 — 2, 3, 5, 6, 7 20 — 1, 3, 4, 6

X. Гипоксия

1 — 1, 3, 4, 7 2 — 1, 3, 5, 6 3 — 3, 4, 5, 7
4 — 1, 4, 5, 6 5 — 2, 5 6 — 1, 3
7 — 2, 4 8 — 1 9 — 1
10 — 1, 2, 3, 5, 7 11 — 2, 3, 4, 7 12 — 2, 3, 4, 5, 7
13 — 2, 3, 4 14 — 3, 4 15 — 4, 6, 7, 9
16 — 2, 3, 4, 6 17 — 2 18 — 1, 4

1 — 1, 2, 3, 5 2 — 1, 2, 3, 4 3 — 1, 2, 3, 5, 6, 8
4 — 1, 2, 5, 6, 7 5 — 1, 2, 3, 5, 6 6 — 1, 2, 4, 5, 6
7 — 1, 2, 3, 4, 5 8 — 1 9 — 3, 4
10 — 2, 3, 4, 7 11 — 1, 2, 4, 5 12 — 3, 4, 6
13 — 4 14 — 3 15 — 1, 3, 4, 6
16 — 2 17 — 1, 4 18 — 1, 3
19 — 1, 3, 4, 5, 7 20 — 1, 4 21 — 1, 3

XII. ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ИММУНОГЕННОЙ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА (АЛЛЕРГИЯ)

1 — 2, 5, 6, 7 2 — 4, 6 3 — 1, 4, 6
4 — 4 5 — 3 6 — 1, 3, 6
7 — 3, 5, 6 8 — 3, 4, 5 9 — 3
10 — 1, 2, 4 11 — 1, 2 12 — 3, 4, 7
13 — 1, 3, 5 14 — 1, 2, 3, 5, 6 15 — 1, 3, 5, 6, 7
16 — 1, 2, 3, 4, 5, 6 17 — 1, 2, 3, 4, 5 18 — 1, 3, 5
19 — 2, 4, 6, 7 20 — 1, 3, 6 21 — 1, 2, 4
22 — 1, 4, 5, 6, 7 23 — 1, 2, 4

XIII. Нарушения тканевого роста. Опухоли

1 — 3, 4, 5 2 — 2, 3, 7, 9 3 — 1, 2, 3, 5, 6, 8
4 — 3, 4, 5, 6 5 — 1 6 — 1, 2, 4, 5, 7, 8
7 — 3 8 — 4, 5, 6 9 — 1, 2, 5
10 — 2 11 — Б. 12 — 3, 4
13 — 3, 5 14 — 1, 4 15 — 1, 2, 3, 6, 7
16 — 1, 2, 5, 7 17 — 1, 3, 4 18 — 1, 3, 4, 7
19 — 1 20 — 3 21 — 1, 4
22 — 3, 6 23 — 2, 3, 7, 8 24 — 3

XIV. Токсикомании. Наркомании. Алкоголизм

1 — 1, 3, 4, 6 2 — 2, 3, 5, 7 3 — 1, 4, 5
4 — 2 5 — 2, 3 6 — 1, 3, 4, 5, 6
7 — 1, 2, 4, 5, 7, 8 8 — 2, 4, 5, 7, 8 9 — 1, 4, 6, 7, 8
10 — 1, 3, 5, 7, 8 11 — 1, 3, 6, 7, 8 12 — 1, 2, 3, 5, 6, 8
13 — 1, 2, 4 14 — 1, 4, 5, 7, 8 15 — 1, 3, 4, 6
16 — 1, 2, 4, 5, 7 17 — 1, 3, 6, 7 18 — 2
19 — 1, 2, 6 20 — 1, 2, 3, 6, 8

XV. АдаптациЯ. Стресс. Экстремальные состояния

1 — 2, 3, 4, 7 2 — Б. 3 — 1, 4, 5, 6
4 — 1, 2 5 — 3, 4, 8 6 — 1, 4, 5, 6, 7
7 — 1, 2, 3, 4, 7 8 — 2 9 — 1, 2, 4, 6, 7
10 — 2, 3, 5, 6 11 — 1, 3, 5 12 — 1, 3, 5, 8
13 — 2, 4, 5, 7, 8 14 — 2, 6, 7 15 — Б.
16 — 1 17 — 1, 2, 3, 4, 9 18 — 2, 3, 5
19 — 1, 3, 4, 6 20 — 1, 4, 6

XVI. Гиперволемии, гиповолемии, кровопотеря

1 — 2 2 — 1 3 — 3
4 — 4 5 — 2 6 — 3
7 — 2 8 — 3 9 — 1
10 — 2, 3, 6 11 — 1, 2, 3, 4 12 — 1, 4
13 — 2, 3, 5, 6, 7, 8 14 — 1, 2, 4, 5 15 — 1, 3, 5, 6
16 — 2, 4, 6 17 — 3, 7, 8 18 — 1
19 — 4 20 — 4

XVII. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ПАТОЛОГИИ системы эритроцитов

1 — 1, 4 2 — 3 3 — 2
4 — 2, 3, 4, 7 5 — 2, 3, 5, 6, 7 6 — 1, 4, 5, 6, 7, 8
7 — А. 8 — 2 9 — 3, 5, 8
10 — 2, 4, 6 11 — 2, 5, 6 12 — 1, 3, 5, 7
13 — 3, 5, 6, 7 14 — 1 15 — 3
16 — 4 17 — 1, 4 18 — 1, 2, 3
19 — 1, 3, 6 20 — 3, 5, 7 21 — 1, 2, 5, 7, 8

XVIII. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ПАТОЛОГИИ системы лейкоцитов

1 — 3 2 — 2 3 — 3, 5
4 — 4, 6, 7 5 — 2, 6 6 — 1, 6, 7
7 — 5, 6, 7, 8 8 — 1, 7, 8 9 — 2, 3, 4, 7
10 — 2, 4 11 — 1 12 — 4, 5, 6, 7
13 — 2, 4 14 — 1, 2, 3 15 — 1, 2, 5, 7, 8
16 — 2, 3, 7 17 — 1 18 — 2, 3, 5
19 — 2, 3 20 — 1, 2, 5, 6 21 — 1, 4, 5

XIX. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ПАТОЛОГИИ СИСТЕМЫ КРОВИ. Гемобластозы

Гуревич М.О. Психиатрия.- М.: Медгиз, 1949.- С. 458–464.

Неврозы представляют собой группу заболеваний, определение которых недостаточно точно и во многих отношениях спорно.

Разногласия по вопросу о неврозах в значительной мере связаны с отсутствием достаточно объективных опорных пунктов для их группировки и отграничения от других форм 1 . Поэтому некоторые авторы совершенно отрицают существование неврозов и относят соответствующие случаи к различным формам психических нарушений (психопатиям и пр.). Мы считаем, однако, что при настоящем состоянии наших знаний имеются основания для выделения особой группы заболеваний, которые следует называть неврозами.

Соответственно этому в структуре неврозов имеют значение следующие явления, отражающиеся на психической деятельности.

1. Раздражительная слабость, связанная с повышенной истощаемостью, утомляемостью. Характерно, что утомление влечет за собой не здоровое стремление к покою, а, наоборот, повышенную подвижность, раздражительность, суетливость, беспокойство как следствие расторможения автоматизмов в результате слабости, истощения, понижения активности высших психических механизмов. Такая раздражительная слабость особенно резко бывает выражена у нервных детей.

2. В результате повышенной истощаемости и слабости высших психических механизмов уменьшается возможность корригировать эмоциональные нарушения, страхи, навязчивые состояния и связанные с ними непроизвольные гиперкинезы.

3. Повышенная утомляемость, слабость невротиков являются основой для развития у них неуверенности в своих силах и чувства собственной недостаточности.

Адлер обратил особое внимание на значение этого феномена в структуре невроза. Несомненно, он преувеличивает значение чувства собственной недостаточности и совершенно неправильно, без всякого на то основания, выводит из него чуть ли не всю симптоматику неврозов. Тем более неприемлемы обобщения Адлера, когда он переносит и на здоровых (особенно детей) свои выводы о центральной роли чувства собственной недостаточности в динамике формирования личности. Чувство недостаточности — лишь временный результат истощаемости и слабости высших механизмов, астенизации, фиксирующейся у некоторых невротиков.

4. Особое значение в структуре неврозов нередко имеют конфликты как следствие невозможности для астенизированного невропата разрешать жизненные противоречия и трудности. Часто исходным пунктом для таких конфликтов являются сексуальные переживания, особенно ненормальности в этой области (например, мастурбация, coitus interruptus и пр.), связанные с вегетативными нарушениями.

Данные, полученные на собаках, Павлов объясняет следующим образом. При действии на клетку раздражителем большой силы происходит перенапряжение клетки. В результате клетка слабеет, она неспособна производить обычную работу. Это выражается в том, что клетка уже иначе относится к раздражителям и дает на них патологический ответ; раздражители разной силы дают одинаковый эффект (уравнительная фаза), сильные раздражители — меньший эффект, чем слабые (парадоксальная фаза); при еще большем нарушении деятельности клетки она вовсе не отвечает на положительный раздражитель, тормозное же действие дает положительный эффект (ультрапарадоксальная фаза). Особый интерес представляет инертное состояние или косность раздражительного процесса, не уступающая торможению. В других условиях появляется патологическая лабильность, когда быстрая реакция сменяется слабостью. Аналогично ослабляется и тормозной процесс: он то быстро развивается и быстро кончается, то делается затяжным (т.е. он то лабилен, то инертен). В общем при неврозе нарушается правильность соотношений между раздражительным и тормозным процессом.

Хотя Павлов получил свои данные путем экспериментальных исследований на собаках, однако он с полным основанием применил их и к неврозам людей, при которых имеют место те же закономерности, поскольку дело идет об аналогичных состояниях нервной слабости.

Павлов установил, что собак не одинаково легко привести в состояние невроза; это зависит от типа собак (сильные, уравновешенные, слабые, возбудимые). Очевидно, и для человека имеют значение типы нервной системы (пока еще не установленные); во всяком случае и клиницисты считают, что для развития невроза, кроме внешних моментов, имеют значение особенности преморбидной личности. Дальнейшее изучение неврозов на основании указаний Павлова, несомненно, открывает большие перспективы.

Симптоматика неврозов в связи со сказанным объективно проявляется преимущественно вегетативными нарушениями и повышенной истощаемостью, а субъективно — переживаниями и жалобами с проекцией главным образом на соматическую сферу.

В этиологии неврозов имеют значение: 1) неустойчивость нервной системы;2) соматический фактор, истощающий нервную систему (различные инфекции и другие заболевания, особенно в детском возрасте); 3) важный в развитии неврозов психогенный фактор, поскольку психические травмы истощают нервную систему.

Переходим к описанию отдельных форм.

Лечение: отдых, гидротерапия, укрепляющие средства, психотерапия.

2. Невроз ожидания характеризуется боязливым ожиданием неудачи. Больной не в состоянии выполнять привычные акты (например, чтение, письмо, игра на музыкальных инструментах, даже ходьба и пр.). При этом чрезмерное напряжение внимания и фиксация его на деталях данного действия тормозят выполнение, расстраивая последовательность движений и нарушая обычную формулу действия, сложившуюся путем упражнений и автоматизации. Большое значение имеет недостаточное доверие к своим силам, сознание своей слабости, что находит известное основание в повышенной истощаемости. Попытки выполнить действие, по отношению к которому проявляется невроз ожидания, приводят к ряду неприятных симптомов: при чтении — мелькание в глазах, головные боли, ощущение жара; при письме, игре на музыкальных инструментах — излишние движения пальцев рук, спазмы, мышечные напряжения, мешающие движению; при засыпании — нарастающее беспокойство, сердцебиение. Некоторые формы заикания, несомненно, относятся к неврозу ожидания. Некоторые случаи психической импотенции, или половой неврастении, также являются проявлением данного невроза. Иногда нарушаются даже такие акты, как глотание, ходьба; при ходьбе больные ощущают боль, спазматические напряжения мышц, спотыкаются, производят лишние движения, стремясь преодолеть препятствие. Невроз обычно протекает благоприятно и прекращается сам собой или под влиянием психотерапии (в частности, гипноза).Патогенез невроза связан частью с астеническими особенностями личности, частью с различными внешними моментами, астенизирующими личность и нарушающими ту или иную функцию.

Проявлением невроза страха у детей могут быть так называемые ночные страхи (pavor nocturnus). Большей частью они появляются в результате испуга тяжелых переживаний у слабых, впечатлительных детей. Такие дети обычно боятся оставаться одни, особенно в темной комнате, во время сна вскакивают, кричат. О ночном страхе сохраняется неполное воспоминание, но обычно больные говорят, что им приснился страшный сон. При эпилептических ночных страхах в отличие от невроза больные проявляют б, нет связи с переживаниями, ребенок не реагирует на успокоение, приступ сопровождается всегда полной амнезией. Иногда во время приступа (при эпилепсии) бывает непроизвольное мочеиспускание. Дальнейшее течение болезни разрешает возможные в отдельных случаях сомнения. Невротические страхи, конечно, дают хороший прогноз. Лечение укрепляющее, психотерапия; часто показана перемена обстановки.

Течение и прогноз. Тики в детском возрасте могут существовать месяцами и даже годами; в большинстве случаев они прекращаются, иногда вновь возвращаются вследствие новых неприятных переживаний, психических травм и соматического истощения. В некоторых случаях тики очень упорны и продолжаются у взрослых. Нередко тики одних мышечных групп сменяются тиками других мышц. Этими особенностями течения определяется и прогноз, который в общем все же в большинстве случаев благоприятен.

Распознавание тика обычно не представляет затруднений. Важно отграничить психогенный тик от аналогичных органических форм (например, в связи с эпидемическим энцефалитом). Главным отличием органических тиков следует считать связь их начала с инфекцией, наличие других органических симптомов, отсутствие психических поводов для заболевания.

Течение заикания может быть длительным вследствие фиксации соответствующих не нормальных двигательных иннерваций. Однако в большинстве случаев заикание проходит само собой через несколько месяцев, иногда оно возобновляется в пубертатном возрасте. В неблагоприятных случаях заикание фиксируется и держится всю жизнь.

Лечение требует устранения травмирующих влияний, психотерапевтического укрепления стремления больного избавиться от своего недостатка, проведения общих мер, укрепляющих нервную систему.

Особое значение при лечении заикания имеют педагогические мероприятия, связанные с систематическими упражнениями, с дыхательной гимнастикой. Для лечения заикания организуются при диспансерах специальные логопедические кабинеты.

Симптоматология. Со стороны психики расстройства касаются прежде всего эмоционально-волевой сферы, интеллект же в большинстве случаев остается нормальным. Если больные мало успевают в интеллектуальном отношении, это зависит от повышенной психической утомляемости и неспособности концентрировать внимание, от повышенной отвлекаемости, от неуверенности в себе, чувства собственной недостаточности.

Этиология и патогенез. Большую роль играют повреждения зачатка, с одной стороны, соматические и психические вредные моменты — с другой.

Течение и прогноз. Заболевание обычно начинается в детские годы (в виде склонности к высокой температуре при легких инфекциях, беспокойного сна, плохого аппетита и пр.). С возрастом невроз обычно становится менее выраженным.

Лечение и профилактика. При лечении необходимо регулировать порядок дня, диету (простая здоровая пища, не пить вина и не курить), физически закалять больных. Очень показана психотерапия, длительное собеседование с больным. Хорошие результаты дает трудовая терапия и физкультура. Очень вредно затягивать лечение, отрывать больного надолго от систематической работы.

1 Следует отметить, что многие формы, которые прежде относили к неврозам, оказались органическими заболеваниями нервной системы (например, дрожательный паралич, хорея Гентингтона, детская хорея, торзионный спазм и др.) или же эндокринопатиями (базедова болезнь, тетания и пр.).

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.