Эдипов комплекс и невроз

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ: ЧУВСТВО ВИНЫ

Проблемы наступившей инфантильной генитальной фазы психосексуального развития предъявляют к незрелому Эго новые требования. Задачи установления половой идентичности и озабоченность собственной нарциссичностью приводят ребенка к необходимости идентифицироваться с идеализированным родителем одноименного пола; эти идентификации прокладывают путь к Эдипову комплексу, который обыкновенно порождает конфликт с его фантазиями, страхами и колебаниями чувства собственного достоинства.

Ребенок стремится удовлетворить либидные, агрессивные и другие актуальные побуждения; достичь определенной степени контроля над импульсами (Lastman, 1966); удовлетворить стандартам набирающего силу Суперэго; добиться консолидации значимой с позиции нарциссизма половой идентичности; перед лицом неудовлетворенных фантазий желания поддержать чувство собственного достоинства. На этом пути складывается множество всевозможных вариантов Эдипова конфликта. То, какие ресурсы имеются в распоряжении Эго и задействуются им во время Эдипова конфликта, играет важную роль для последующего развития ребенка.

Эдипов комплекс формирует стержневой конфликт, который Фрейд назвал инфантильным неврозом (1909а, 1918). Этот термин относится к специфической структуре и организации мышления, характеризуемой интернализованным конфликтом и функционирующим Суперэго. Как говорилось нами при обсуждении развития Суперэго, первые шаги в его формировании делаются с формированием интроектов и идеалов и интернализацией конфликта, но эти ранние фрагменты Суперэго еще не могут функционировать как хорошо организованная, согласованная и прочная система, способная эффективно осуществлять функции контроля и наказания. Более согласованной, интегрированной, одним словом, функциональной системой Суперэго становится по мере того, как ребенок идентифицируется с моральным кодексом и этическими стандартами родителей, пытаясь разрешить Эдипов конфликт и, став приверженным этим, теперь внутренним стандартам, пойти на дальнейшие внутренние компромиссы. Соответственно, истоки конфликта, истоки наказывающей инстанции при болезненном аффекте вины и источники чувства собственного достоинства становятся теперь внутренними. Они становятся теперь весьма удаленными и недоступными для внешнего влияния модификации.

Инфантильный невроз поэтому подразумевает формирование нового типа психической организации — интегрированного. Как таковой, он представляет собой попытку объединения минувших (предэдиповых), текущих прогрессивных (эдиповых), внутренних (активное — пассивное, мужественное — женственное) и невротических конфликтов в единую, в более адаптированную к реальности, социально приемлемую организацию. Он представляет собой наивысший уровень организации психики, который пока может достичь малыш.

Инфантильный невроз занимает центральное место в раннем детском возрасте и представляет собой заметный прогресс в организации и функционировании Эго. Вот почему мы отводим ему роль шестого организатора психики; чувство вины — это связанный аффект, сигнализирующий об этом прорыве в организации Эго,

Так как конфликты, источники одобрения и неодобрения и средства разрешения конфликтов теперь все по большей части внутренние (хотя для их, усиления изредка необходима помощь извне), инфантильный невроз подразумевает, что Эго функционирует все более самостоятельно — более независимо от внешней поддержки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сама эдипова теория нехитрая, хотя сто лет назад она казалась полным безумием. Название комплекса взято из древнегреческого мифа о царе Эдипе в пересказе Софокла, где Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на матери.

Кстати, тут речь почему-то шла только о мальчиках. А девочки? А девочки — потом, ниже.

Может, нам тут поможет эмпирическая наука? За сто с лишним лет после появления теории психоанализа было проведено несколько тысяч исследований, связанных с его постулатами, в том числе и относительно эдипова комплекса. Скажем, недавно венгерские ученые пытались оценить, насколько партнер взрослого испытуемого походит на его родителя противоположного пола. Иными словами, если меня привлекают женщины, похожие на мою маму, а их привлекают мужчины, похожие на их отцов, это косвенно говорит о том, что в нас живут и продолжают работать инцестуозные желания. Исследователи получили вроде бы сенсационные результаты, но потом кто-то в них усомнился, перепроверил, и в конечном итоге данные были признаны неубедительными.

А в общем и целом эдипова теория не подтверждается и не опровергается исследованиями. Самих фрейдистов это не очень смущало. Хотя основоположник их учения уверял, что психоанализ строго научен, это какая-то иная наука — назовем ее условно эвристической. В принципе, подобным образом работают археолог, историк или литературовед. Те системы, что они изучают, нельзя исследовать экспериментом, ими нельзя манипулировать, как подопытным кроликом. Ученый создает общую картину, в которой отдельные факты занимают (или не желают занять) свое место.

Фрейд же считал своим основным научным методом глубокое изучение пациентов. Его теории основываются на описаниях, и многие находят эти отчеты блестящими и убедительными. Однако любопытные люди вникли в эти исследования. Фрейд скрывал и маскировал описанных им пациентов, что понятно и вполне оправданно с точки зрения этики. Но многих из них можно было идентифицировать и спросить, как им работалось с Фрейдом. Оказалось, во многих случаях интерпретация Фрейда исправляла реальность и подгоняла ее под правильные идеи. Вот пара примеров — причем оба случая крайне важны для строительства эдиповой теории.

Это, во-первых, так называемый Человек-волк. Он оказался, как ни странно, крупным землевладельцем родом из Одессы Сергеем Панкеевым. В 1910–14 годах Панкеев лечился у Фрейда: это (по описанию Фрейда) была блестящая терапия с великими открытиями. Сам же Панкеев позднее утверждал, что она не принесла никакого улучшения, и продолжал лечиться от того же еще около 60 лет, причем, что поразительно, тоже у психоаналитиков! Фрейд уделил много внимания ключевому сну Панкеева, в котором белые волки сидят на дереве напротив окна. Отсюда Фрейд делает гениальный вывод: это зашифрованное воспоминание о травмирующей сцене, когда мальчик стал нечаянным свидетелем полового акта между родителями. Сам же Панкеев, говоря об этом много лет спустя, возмущался этим толкованием по одной банальной причине: все дети его социального статуса спали в отдельных покоях с нянями и никак не могли бы добраться до родительской спальни.

Другим наиважнейшим для эдиповой теории случаем был Маленький Ганс, с которым тоже удалось поговорить много десятилетий спустя. Сам он мало что помнил об анализе, но, как выясняется, в основном Фрейд общался с мальчиком через отца, который не был беспристрастным наблюдателем, потому что знал теорию психоанализа и восхищался ей. Тут тоже участвовали животные, на этот раз домашние: у Ганса появилась фобия лошадей. В результате кропотливого анализа Фрейд приходит к весомому выводу: за этим скрывался страх перед отцом и страх кастрации. Хотя там, как выясняется, могло быть и другое объяснение: городской мальчик, проводя лето в деревне, впервые узнал, что лошадь может кусаться.

Тут видно, что случаи по меньшей мере неоднозначны и что даже самый добросовестный эвристический исследователь рискует увидеть в них отражение своей любимой теории.

Так что я не знаю, есть ли у меня эдипов комплекс. Конечно, если бы я пошел к психоаналитику, лучше было бы им обзавестись, хотя это дорогое удовольствие.

Проблемы наступившей инфантильной генитальной фазы психосексуального развития предъявляют к незре­лому Эго новые требования. Задачи установления поло­вой идентичности и озабоченность собственной нарцис­сичностью приводят ребенка к необходимости иденти­фицироваться с идеализированным родителем одноимен­ного пола; эти идентификации прокладывают путь к Эдипову комплексу, который обыкновенно порождает конфликт с его фантазиями, страхами и колебаниями чувства собственного достоинства.

Ребенок стремится удовлетворить либидные, агрес­сивные и другие актуальные побуждения; достичь опре­деленной степени контроля над импульсами (Lastman, 1966); удовлетворить стандартам набирающего силу Су­перэго; добиться консолидации значимой с позиции нар­циссизма половой идентичности; перед лицом неудов­летворенных фантазий желания поддержать чувство соб­ственного достоинства. На этом пути складывается мно­жество всевозможных вариантов Эдипова конфликта. То, какие ресурсы имеются в распоряжении Эго и задей­ствуются им во время Эдипова конфликта, играет важ­ную роль для последующего развития ребенка.

Эдипов комплекс формирует стержневой конфликт, который Фрейд назвал инфантильным неврозом (1909а, 1918). Этот термин относится к специфической структу­ре и организации мышления, характеризуемой интерна­лизованным конфликтом и функционирующим Суперэ­го. Как говорилось нами при обсуждении развития Су­перэго, первые шаги в его формировании делаются с формированием интроектов и идеалов и интернализаци­ей конфликта, но эти ранние фрагменты Суперэго еще не могут функционировать как хорошо организованная, согласованная и прочная система, способная эффектив­но осуществлять функции контроля и наказания. Более согласованной, интегрированной, одним словом, функ­циональной системой Суперэго становится по мере того, как ребенок идентифицируется с моральным кодексом и этическими стандартами родителей, пытаясь разрешить Эдипов конфликт и, став приверженным этим, теперь внутренним стандартам, пойти на дальнейшие внутрен­ние компромиссы. Соответственно, истоки конфликта, истоки наказывающей инстанции при болезненном аф­фекте вины и источники чувства собственного достоин­ства становятся теперь внутренними. Они становятся те­перь весьма удаленными и недоступными для внешнего влияния модификации.

Инфантильный невроз поэтому подразумевает фор­мирование нового типа психической организации — ин-

тегрированного. Как таковой, он представляет собой по­пытку объединения минувших (предэдиповых), текущих прогрессивных (эдиповых), внутренних (активное — пассив­ное, мужественное — женственное) и невротических конф­ликтов в единую, в более адаптированную к реальности, социально приемлемую организацию. Он представляет собой наивысший уровень организации психики, кото­рый пока может достичь малыш.

Инфантильный невроз занимает центральное мес­то в раннем детском возрасте и представляет собой за­метный прогресс в организации и функционировании Эго. Вот почему мы отводим ему роль шестого органи­затора психики; чувство вины — это связанный аффект, сигнализирующий об этом прорыве в организации Эго,

Так как конфликты, источники одобрения и нео­добрения и средства разрешения конфликтов теперь все по большей части внутренние (хотя для их, усиления изредка необходима помощь извне), инфантильный не­вроз подразумевает, что Эго функционирует все более самостоятельно — более независимо от внешней под­держки.

ЛАТЕНТНАЯ ФАЗА. ТРУДОЛЮБИЕ

Первоначально Фрейд (1905b) описывает латент­ность в терминах уменьшения внешних проявлений ин-

Поскольку патентная фаза не однородна, посколь­ку в различные ее моменты для психики актуальны раз­личные задачи и поскольку этот период охватывает не­сколько лет жизни, теоретики психоанализа попытались его подразделить (см. Albert, 1941; Bornstein, 1951; Williams, 1972; Sarnoff, 1976). Мы отдаем предпочтение классификации Борнштейн, которая описывает латент­ную фазу как раннюю и позднюю. Этот выбор обуслов­лен тем, что она основывает свои критерии на измене­ниях в функционировании Эго и Суперэго, находящих отражение в поведении ребенка.

Согласно материалу, предлагаемому нами при об­суждении сознания, Шапиро и Перри (1976) находят, что примерно у 7-летнего ребенка в сферах когнитивного, неврологического, физического, морального и социаль­ного функционирования одновременно происходят важ­ные изменения. Проходит время конкретного операци­онного мышления, и начинают доминировать вторичные процессы; теперь становится очевидным более опреде­ленное деление между рациональным мышлением и фан­тазированием. Это связано с тем, что первичные про­цессы все в большей мере бессознательны и сохраняют­ся в сфере личной жизни. Вследствие этого, требования внутреннего мира в меньшей мере влияют на мышление и формирование отношения, и последние становятся больше ориентированы на логику и реальность. У ребен­ка совершенствуется способность видеть вещи с различ­ных сторон и объективно оценивать других. Это способ-

ствует большему осознанию себя, в том числе и как ча­сти социума, что мотивирует снижение импульсивности поведения.

По мере приближения к 7-летнему возрасту вне­шний мир ребенка расширяется. Школьная жизнь пред­лагает возможности для овладевания, творчества, поко­рения все новых рубежей в двигательной, социальной и интеллектуальной сферах. Большая группа сверстников с характерным для нее акцентом на подвижных играх пред­лагает также социально приемлемый путь как для на­правления агрессивности, так и для стабилизации требо­ваний Суперэго: в коллективе обычно большое внима­ние уделяется правилам, и дети-ровесники или старшие по возрасту могут в дополнение к семейным фигурам являться примерами при выработке поведенческих стан­дартов. Сверстники и учителя, предоставляя ребенку но­вые возможности смещать Эдиповы желания и фанта­зии, также способствуют расширению диапазона его за­щитных механизмов (A. Freud, 1979).

Давление влечений к патентному периоду не пре­кращается. Хотя многие дети и продолжают в опреде­ленной мере заниматься мастурбацией, сам акт мастур­бации и связанные с ним фантазии часто не совпадают по времени. Впоследствии фантазии сами по себе стано­вятся важным путем удовлетворения желаний, причем запретные желания выражаются в символической форме и все больше удаляются от эдиповых тем и объектов, как можно видеть на примере фантазий о семейном ро­мане или боязни чудовищ.

Дополнительная задача для Эго во время патент­ного периода состоит в том, чтобы приспособиться и привыкнуть к Суперэго в роли внутреннего наблюдате­ля, судьи и критика. Поскольку по сравнению с контро­лирующими функциями Эго, инстинктные импульсы и другие актуальные побуждения сильнее, то в это время недавно претерпевшее консолидацию Суперэго имеет тен­денцию быть болезненно жестоким и суровым. Чтобы избежать причиняющих боль самообвинений, ребенок

использует проекцию и воспринимает других как наблю­дающих и выносящих суждения. Вот почему он склонен осуждать других за свои собственные проступки.

В раннем латентном периоде организующие спо­собности Эго все еще слабы по сравнению с бременем стоящих задач, так что не является редкостью некоторая психическая дисгармоничность. По мере взросления ре­бенок развивает более совершенные средства урегулиро­вания конфликтов и защиты от них. Содержание фанта­зии сдвигается от воображаемых идеализированных фи­гур к реальным объектам. Содержание Суперэго претер­певает постепенную модификацию: примитивные, не­сколько искаженные родительские интроекты превраща­ются в стандарты, более близкие к реальности. Теперь между тремя ментальными структурами возможно более гармоничное сосуществование.

Еще большее нарциссическое удовлетворение дос­тавляет сублимирование, которое одновременно облег­чает и является индикатором этой возросшей гармонии. Хотя сублимации могут отмечаться и раньше (Harris, 1952), способность развивать их, пользуясь связанным с ними удовлетворением, а не просто защищаться от лю­бой формы инстинктивного удовлетворения (Gross & Rubin, 1972), является важнейшей составной частью оп­тимального развития в патентной фазе. В это время об успехе сублимирования можно судить по множеству но­вых интересов и достижений, которые появляются у ребенка. Рост навыков и способностей становится само­стоятельным источником социального и субъективного одобрения, позволяя ребенку постепенно уменьшать за­висимость от родителей. Это способствует поддержанию чувства собственного достоинства и в то же самое вре­мя установлению с родителями более гармоничных от­ношений.

Рост гармонии во внутреннем мире сопровождает­ся интеграцией защитных механизмов и ростом стабиль­ности настроения и аффекта. Функционирование Эго становится в меньшей мере подверженным регрессии, что

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ:


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Мало кто из героев древнегреческой мифологии может сравниться по известности с Эдипом. Разве что, Геракл, Одиссей или Ясон – предводитель аргонавтов. Но, по глубине и мощи моральных страданий, выпавших на долю простого смертного, Эдип, пожалуй, вне конкуренции. Не ведая, что творит, он убил собственного отца и женился на собственной матери.


Эдип был сыном царя Фив Лая. Долгое время у Лая и его жены Иокасты не было детей. Он очень страдал по этому поводу и решил обратиться к дельфийскому оракулу. Тот предсказал, что у царя родится сын, который убьет его самого. Таково было наказание, назначенное богами Лаю за то, что когда-то он обесчестил юного Хрисиппа, сына царя Пелопа. Напуганный предсказанием, Лай начал избегать близости с женой. Однако, Иокаста напоила его вином и сумела завлечь на супружеское ложе. Когда мальчик родился, Лай тут же решил избавиться от него. Он проколол новорожденному сухожилия и велел бросить его в лесу на горе Киферон.

Антуан-Дени Шоде. Пастух Форбас, нашедший младенца Эдипа. 1801.


Когда мальчик подрос, до него дошли слухи, что он всего лишь подкидыш и найденыш, а не царский сын. Эдип не хотел в это верить и отправился за правдой к дельфийскому оракулу. Вместо ответа оракул подтвердил страшное предсказание об убийстве своего отца. Своим отцом Эдип считал Полиба, поэтому решил не возвращаться в Коринф. В тесном горном ущелье он повстречался с громоздкой колесницей, которая не хотела уступать ему дорогу. Завязалась словесная перепалка, быстро перешедшая в драку. Эдип не сдержался, перевернул колесницу и ударил противника посохом по голове. От полученной травмы обидчик скончался. Это был Лай, царь Фив и отец Эдипа. Впрочем, сам Эдип об этом даже не догадывался.

Эдип убивает Лая.


Он продолжил свой путь и на подступах к Фивам встретился со Сфинксом - чудовищем с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы.

Сфинкс. Аттическая мраморная стела, ок. 530 г. до н.э.


Ж.Энгр. Эдип и Сфинкс.


Так сбылось пророчество, данное Эдипу в Дельфах. Он прожил со своей женой Иокастой около двадцати лет и родил от нее четверых детей. В наказание за кровосмесительный брак боги наслали на Фивы моровую язву. Они пообещали помиловать жителей, если те найдут настоящего убийцу Лая. В ходе расследования личность Эдипа была полностью установлена. Узнав страшную истину, Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза ее золотой застежкой.

Э.Тудуз. Эдип над телом Иокасты.


Эдип, ослепляющий себя.


Он покинул город в сопровождении своей дочери Антигоны и долго странствовал по стране, преследуемый богинями мщения Эриниями. Свой последний приют слепой старец нашел у царя Тесея в священной роще поселения Колон.

Антонин Бродовски. Эдип и Антигона в изгнании.


Миф об Эдипе породил целую традицию в мировой культуре: трагедии Софокла, П.Корнеля, Вольтера, В.Озерова, драмы П.Шелли, Г.Гофмансталя, А.Жида, Ж.Кокто и мн. др. Занимательный сюжет стал основой целого ряда философских и естественнонаучных трудов Ф. Ницше, К. Леви-Стросса и др.


«О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,

И загадок разрешитель, и могущественный царь,

Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,

Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!

Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Пожалуй, не менее значительный вклад в популяризацию мифа об Эдипе невольно внес Зигмунд Фрейд. Эдипов комплекс – ключевое понятие теории психоанализа, заключается в бессознательном или сознательном сексуальном влечении к родителю противоположного пола.


Согласно классическому пониманию, на ранней стадии развития мальчик стремится вытеснить отца и занять его место. При этом он тщательно подавляет свое влечение, т.к. опасается наказания и мести. В свою очередь, отцы видят в сыне будущего опасного соперника. Лай пытается избавиться от Эдипа потому, что опасается за свое будущее. В этом он повторяет действия богов. Как известно, Сатурн пожирал своих детей, которые могли сбросить его с вершины божественного Олимпа.


Таково было наказание, назначенное богами Лаю за то, что когда-то он обесчестил юного Хрисиппа, сына царя Пелопа.

По данной статье Зевс вообще бы с нар не слезал.

Жилой комплекс "Эдипов" -красивый как мама

Психолог: у Вашего сына эдипов комплекс.

Мамаша: Ах, эдипов-шмедипов, лишь бы мамочку любил!

Тоже немного необычным показалось распределение обязанностей в этой семье.


А при чём здесь Сатурн - итальянский бог и гора Олимп, находящаяся в Греции, с которой его почему-то хотели скинуть?

А греческие боги как всегда молодцы. Справедливые, сука. (сарказм)

Ага, царьку, вишь ты, наказание за трах с парнем, а как Зевсу Ганимеда поиметь, так тут все в порядке. В общем, педики те еще были :)

всё-таки титулы и деревья у христиан лучше понимаемы, вместо многочисленных отпрысков олимпийского пантеона


То есть живя в древнем мире с его брутальными порядками, царь, желающий избавится от отпрыска, вместо декапитации решил малость резануть по сухожилиям? Поделом идиоту.

в мифах - персонификации.

О том, как один психиатр не побоялся пойти против Фрейда

Зачиталась я как-то об ученых-академиках РАН и наткнулась на теорию психоанализа - истоки жанра, коллективное бессознательное, Берн, Фрейд, Юнг, либидо, мортидо, et cetera.
Но это неинтересно - об этом пишет практически каждый второй счастливый обладатель интернета, ваятель рефератов по психологии, типичный не-такой-как-все - р-р-ребята, я такую штуку нашел, комплекс Эдипа, это значит, что все беды от того, что мы хотим свою маму!
Шутки - шутками, но если серьезно - загуглите, я вообще не шучу, там от греческой мифологии только название.
Совершенно другой интерес представляет австрийский психиатр Вильгельм Штекель - он не на слуху, но придумал те вещи, которые сейчас распространяют бодипозитив, различные фем-сообщества и медицинские работники. Между нами, большинство предрассудков было неплохо им исправлено - начиная от "до свадьбы нельзя" заканчивая "психические больные - тоже люди".
Уже покруче, не так ли?
Штекель лечился от нервного напряжения у Фрейда, и вдохновившись его работами, сам стал психиатром - продвигал активно психоанализ (даже активнее, чем сам его основатель), писал книгу "Язык сновидений" (привет, современные сонники!), и пытался определить, что же значат для нашего с Вами подсознания фаллосы и вагины - Фрейд, естественно, одобрял его труд.
Спойлер: если попробуете прочитать эпосы Штекеля, секса Вы там не найдете.
Дальнейшую карьеру Штекель предпочел не дружбе, а критике Фрейда, сказав, что не все на подсознательном влечении к матери устроено - в ответ на это Фрейд обиделся и разорвал партнерские отношения со своим экс-учеником. Штекель не растерялся и приступил к куда более эпатажным исследованиям - например, им была подняты тема скрытой гомосексуальности всех людей, вопрос о благотворном влиянии. прикройте Ваши уши. мастурбации в качестве секс-разрядки, и даже исследование влечения ко смерти, раскрывшее картину нашего с Вами бессознательного. Им же и был введен термин "парафилия", обозначающее любой вид отклонения, связанный с половым влечением.
Иным словом, Штекель изучал запретный плод всех именитых психиатров - а что же там, за гранью нормального - толкая идеологию психиатрии вперед, в будущее. Штекель не пытался определить, где норма, а где - нет, где можно, а где - нельзя, а лишь поднимал границу дозволенного и задавал вопросы, на которые до сих пор никто не может найти ответ - и современная психиатрия только делает маленькие шаги в эту сторону.
Часть его тезисов нашла свою аудиторию - это заняло много времени, но именно сейчас мы можем говорить о сексе спокойно, относиться к своему телу и к своей сексуальности открыто, а главное - не считать любое отклонение нашего поведения от нормы извращением - спасибо дедушке Штекелю за это.
Судьба австрийского психиатра сложилась не самым удачным образом - осуждая смерть ради правого дела, Штекель совершил самоубийство, пытаясь убежать от власти нацистов. На многие годы ученый был позабыт, но его упорство, новаторский подход и важность поднятых тем дали большой толчок для карьеры Сабины Шпильрейн, Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, но это, как говорится, совсем другая история.


Орфей "по ту сторону баррикад"

Наверное, все помнят Орфея. Того славного парня, который круто пел и лучше всего давал соло на своей чудесной лире. Он был сыном даже не маминой подруги, а самого Апполона и, надо сказать, успешно оправдывал звание отпрыска одного из самых почитаемых богов всея Эллады.

Орфей не долго думая отправился за ней, с великим трудом один из немногих живущих он смог пробраться в царство мертвых, очаровать самого Аида и попытался вызволить свою женушку, но… Прекрасной Эвридике оказалось слишком сложно следовать четкому ТЗ, она обкосячилась и, как следствие, осталась мертвой на веки вечные, чем окончательно разбила хрупкое Орфеево сердечко. Вот тут парень и пошел во все тяжкие.

В общем, Орфей крепко накрепко ударился в гейство и женоненависничество, а за это об Орфея ударились розги и прочие подручные предметы. Короче говоря, забили менады Орфея до смерти. Не стоило ему забывать, что опасными и отбитыми женщинами в Греции были не только богини. Хотя в целом, конечно, довольно странный способ сексуального удовлетворения со стороны менад, тут не поспоришь.

Ну а Орфей сохранил ненависть к женщинам и после смерти. Еще бы, сначала женушка так жестко факапится, а потом тебя вообще убивают похотливые озорные девы. Бррр. В общем, парни, если вас обидят женщины, вы знаете, кому можно излить свои страдания.

Орфей всегда смотрит на вас с небес, ведь его душа назло всем женщинам планеты переродилась в чудном созвездии Лебедя, которое находится недалеко от созвездия его тоже вознесенной волшебной Лиры.

А ведь такого мужика погубили, эх…

Редкое фото: милые вакханки сажают Орфея на вилы за то, что он их не хочет. Цвета восстановлены.

Что такое Эдипов комплекс

Эдипов комплекс – это в психологии этап взросления ребенка, психическое состояние, при котором ребенок испытывает патологическое влечение к родителю противоположного пола. Понятие ввел Зигмунд Фрейд. Позже его последователь Карл Густав Юнг разграничил понятия мужского и женского синдрома. Последний он назвал комплексом Электры. Современная психология поддерживает такое разграничение, хотя в целом причины, проявления и способы борьбы с состояниями одинаковые.

Что означает Эдипов комплекс у мужчин? Это сексуальное влечение к матери и ревность к отцу. Синдром развивается из-за чрезмерной теплоты и ласки матери, крепких объятий с сыном и поцелуев в губы, переодеваний при мальчике или совместных походах в баню. Однако в то же время дефицит материнской заботы (холодность к ребенку и теплое отношение к мужу) может спровоцировать появления нездорового желания у сына любой ценой заполучить внимание мамы.

По Фрейду Эдипов комплекс бывает позитивным и негативным. В первом случае речь идет о сексуальном влечении к родителю противоположного пола и конкуренции в отношениях с родителем своего пола. Во втором случае подразумевается любовное влечение к родителю своего пола и ненависть к другому родителю (Эдипов комплекс наоборот). Последнее во взрослой жизни трансформируется в гомосексуальность.

Интересно! Название комплекса Эдипа восходит к древнегреческим мифам. Эдип убил своего отца и женился на матери. Правда, в легенде герои не знали о родстве. Когда же все вскрылось, то Эдип выколол себе глаза, а его мать (жена) покончила с собой.

Различие у женщин и мужчин

Как отмечал Фрейд, у мужчин синдром развивается сложнее и больше отягощен страхами. Он существенно меняет установки и убеждения личности. Парни чаще концентрируются на конкуренции с отцом, ненависти к нему. В то время как Эдипов комплекс у взрослых женщин чаще связан с комплексом неполноценности, девушка замыкается в себе.

Время проявления

По теории Фрейда Эдипов комплекс характерен для всех детей, переживающих фаллическую стадию психосексуального развития (в норме это приходится на 3–6 лет). У мальчиков это проявляется в ревности к отцу, повышенной потребности в тактильных контактах с матерью, угодничестве и чувстве собственничества по отношению к ней. Наравне с теплыми чувствами к матери, ребенок испытывает ненависть, злость в отношении отца. Их отношения напряженные, мальчик называет папу плохим и требует, чтобы тот ушел из дома, оставил их с мамой вдвоем.

Важно! Если не контролировать течение комплекса в раннем детстве, то это может проявиться с новой силой в подростковом возрасте, а потом и вовсе перерасти в сексуальное влечение к родителю противоположного пола.

Советы родителям

В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.

Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:
Доверие
. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.

. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.

. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.

Социализация
. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.

Как избавиться от Эдипова комплекса — смотрите на видео:

Признаки комплекса в зрелом возрасте

В детстве синдром проявляется агрессией мальчика по отношению к отцу, попытками разлучить маму и папу, спать с ними посередине в кровати или спать только с мамой. Нередко из уст ребенка можно услышать обещание того, что он женится на маме.

Эдипов комплекс взрослого мужчины имеет другие признаки (парень уже не может так открыто выражать свои чувства, как в детстве):

Упражнения

Техника, которая помогает проститься с отцом:

  1. Займите удобное положение и расслабьтесь.
  2. Представьте папу.
  3. Поблагодарите его за все хорошее, постарайтесь вспомнить реальные, конкретные ситуации.
  4. Разрешите себе жить свободно и попрощайтесь с отцом.

Техника для примирения с матерью:

Как избавиться от Эдипова комплекса

Бороться с синдромом лучше при первых нездоровых признаках (скандалы, ссоры с отцом, посягательства на личное пространство матери), то есть этим должны заниматься родители. Что же делать тем, кто уже вырос, но комплекс остался с ними? Вот что:

  1. Установить доверительные отношения с другим человеком. Он может быть любого пола, возраста и статуса. Главное, чтобы всегда можно было выговориться ему, доверить самое сокровенное и при этом не быть осужденным.
  2. Построить такие отношения (дружеские или любовные), которые будут в полной мере отвечать потребностям в любви, принятии, значимости, заботе. Это нужно каждому человеку.
  3. Повышать стрессоустойчивость и учиться самостоятельно решать жизненные трудности, а не прятаться за юбку мамы или жены.
  4. Развивать навыки общения с друзьями и врагами, партнерами и конкурентами. Человек должен ориентироваться и сохранять самообладание, самоуверенность в любой ситуации.

Справиться с этим самостоятельно во взрослом возрасте практически невозможно, поэтому лучше обратиться к психотерапевту за профессиональным лечением.

Важно! В качестве профилактики развития комплекса родители должны четко, но мягко обозначить, что конкуренция с мамой или папой невозможна.

Лечение

Во взрослом возрасте комплекс отягощен неврозами и стрессами, поэтому лечение имеет комплексный характер. Как правило, нужны сеансы психотерапии и прием лекарств. Сложность лечения в том, что нужно не полностью разорвать связь с матерью, а свести ее к приемлемому, нормальному уровню. В то же время предстоит наладить отношения с отцом и восстановить образ мужского Я внутри самого клиента. Вместе с этим нужно работать над самостоятельностью, решительностью, взрослением мальчика, запертого в теле взрослого мужчины. Такая особенность развития связана со смещением ролей внутри семьи.

Смена привязанности

Как уже разбиралось в разделе Зарождение Эдипова комплекса

Но как получается так, что девочка меняет свое предпочтение с матери на отца?

«Варьируя выражение Наполеона, можно сказать: анатомия ‒ это судьба. Клитор девочки аналогичен пенису, но ребенок, сравнивая себя со сверстником мужского пола, находит, что “он слишком мал”, и ощущает этот факт как нечто неприятное для себя, как основу для малоценности

В случае фиксации на этой фантазии в детстве, взрослая женщина ведет себя как мужчина, отвергая свою женственность, бессознательно

“надеясь”, что у нее клитор еще достигнет нормальных размеров пениса мужчины. В этом Фрейд видит причину
женского гомосексуализма
(“О женской сексуальности”). Такую фиксацию следует рассматривать как
отклонение
психосексуального развития женщины.

Вариант нормального психосексуального развития маленькой девочки в изложении Фрейда выглядит не менее фантастичным:

«Но ребенок женского пола учитывает свой актуальный дефект не как половой характер, а объясняет его тем, что некогда раньше он обладал таким же большим членом и затем потерял его вследствие кастрации. Он не распространяет этого вывода с себя на других, взрослых женщин, а предполагает, совсем в духе фаллической фазы,

У девочки, смирившиеся с ужасной потерей, еще остается убеждение, что у любимой матери должен наличествовать полноценный пенис

, как у всех “нормальных” людей. Но маленькую девочку на пути ее психосексуального развития ждет еще одно страшное разочарование, которое заставляет ее от от матери:

«Отход от матери происходит, правда, не сразу, так как девочка считает кастрацию сначала своим индивидуальным несчастьем, она лишь постепенно распространяет ее на другие женские существа и, наконец, также на мать. Ее любовь относилась к фаллической матери

Девочка оказывается разочарованной в своей матери, которая, как выясняется, также как и она, уже кастрирована. Более того, по мнению Фрейда «девочка считает мать ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой своей обделенности« (“Введение в психоанализ”).

«…В качестве сильнейшего мотива к отходу от матери возникает упрек в том, что она не наделила ребенка правильными гениталиями, то есть родила девочкой

И тогда маленькая девочка обращается к отцу, счастливому обладателю пениса ‒ предмету “общечеловеческого достоинства”.

«Желание, с которым девочка обращается к отцу, это ведь первоначально желание иметь пенис, в котором ей отказала мать и которого она ждет от отца. Но женская ситуация восстанавливается только тогда, когда желание иметь пенис

Так, по мнению Фрейда, девочка встает на путь зрелой сексуальности, заменяя желание обрести пенис желанием заполучить ребенка.

А открытая девочкой позже «вагина приобретает ценность как вместилище для пениса

Мои рекомендации

Для борьбы с синдромом лучше использовать семейную психотерапию и индивидуальные консультации для матери и сына. Как правило, сама женщина подпитывает эти отношения. Она вмешивается в личную или семейную жизнь мужчины, постоянно критикует невестку. Выходит, что речь идет о созависимости, а значит, нужно концентрировать внимание на построении личных границ и воспитании независимости, самостоятельности у обоих лиц. И мама, и сын должны прекратить вмешиваться в личную жизнь друг друга, построить отдельные круги общения, обзавестись индивидуальными увлечениями и работой. Для этого подойдут сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии.

Правила выхода из роли жертвы

Согласно компонентам роли жертвы можно выделить такие правила выхода из нее:

  1. Выражать все эмоции, в том числе негативные, но делать это социально приемлемым способом.
  2. Заявлять о своих потребностях, желаниях, интересах, мнении.
  3. Принять и полюбить себя.
  4. Установить личные границы и научиться охранять их (без насилия и агрессии).
  5. Ничего и никогда не терпеть.
  6. Избавиться от фобий, научиться жить наедине с собой.
  7. Обрести физическую, психологическую, материальную, социальную независимость.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.