Экзистенциальный невроз что это такое

Ноогенный невроз — это патологическое состояние, при котором у пациента наблюдается появление апатии, потеря жизненных целей, а также смысла существования. Это состояние относится к числу психологических расстройств, а не психических.

С проявлениями данной патологии периодически сталкивается большинство взрослых людей. Многими специалистами это нарушение оценивается, как временный кризис личности, сопровождающийся изменением восприятия окружающей действительности.

Что такое ноогенный невроз?

В норме жизнь психически здорового человека насыщена стремлениями, желаниями, духовными ценностями и смыслами. Обратимые изменения психики на фоне повседневной рутины и невозможности раскрыть свой трудовой и творческий потенциал может закончиться неврастенией такого типа.

При развитии этого патологического состояния человек испытывает сильное духовное страдание. Больной перестает ощущать себя личностью. В большинстве случаев человек может самостоятельно выйти из этого состояния. Однако при неблагоприятном стечении обстоятельств данное нарушение может стать причиной стойких психических нарушений и невротических реакций.


Причины и симптомы болезни

Ноогенные неврозы относятся к пограничным состояниям. Этот экзистенциальный невроз в большинстве случаев возникает на фоне тяжелого конфликта между имеющимися у человека влечениями и сознанием.

Часто потеря смысла и желаний возникает даже без психотравмирующих ситуаций, а на фоне повседневной рутины. Это состояние является результатом длительного отсутствия ярких эмоциональных переживаний, что приводит к появлению мыслей о бесцельности существования и апатичного состояния. При этом возможно возникновения ноогенного невроза на фоне таких психотравмирующих ситуаций, как:

  • стрессы на работе;
  • конфликты с родственниками;
  • потеря материальных ценностей;
  • увольнение с работы;
  • проблемы с законом;
  • гибель близкого человека;
  • тяжелый разрыв отношений и.д.

Эта форма невроза не отличается появлением яркой клинической симптоматики. Часто люди, страдающие этой патологией, стараются не показывать своего эмоционального состояния окружающим, т.к. не могут объяснить причины появления проблемы и опасаясь недопонимания или осуждения. При этом состоянии человек уходит в себя и старается избегать контактов даже с близкими людьми. Ощущение радости не возникает даже при самых благоприятных моментах жизни.

Кроме того, присутствует апатичность и потеря интереса к жизни. Все выглядит серым и неинтересным. При этом человек начинает негативно и чрезмерно критически относиться к поступкам и суждениям окружающих. Часто проявления ноогенного невроза заставляет человека злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами. В редких случаях душевное страдание вызывает мысли о суициде.

В большинстве случаев данное нарушение сопровождается появлением физических симптомов. Человек чувствует слабость. Снижается умственная и физическая работоспособность. Даже после длительного сна присутствует усталость. В ряде случаев возникают нарушения сна. Может снижаться или повышаться аппетит. Часто наблюдается снижение иммунитета. Кроме того, нередко на фоне ноогенного невроза происходит обострение имеющихся хронических заболеваний.


Методы лечения ноогенных неврозов

Учитывая, что эта форма невроза не является психическим расстройством, консультации у психиатров и лекарственные средства, оказывающие влияние на психику человека, не позволяют добиться положительного эффекта. Пациентам с ноогенным неврозом рекомендованы консультации психолога. Для выхода из этого состояния необходимо избавиться от имеющихся комплексов и неудовлетворенности.

Желательно провести переоценку жизненных приоритетов. При необходимости нужно сменить работу, даже если она приносит стабильный доход, но оказывает неблагоприятный эффект на психику человека. Людям, страдающим ноогенным неврозом, рекомендуется разнообразить жизнь походами на природу, посещением мест культурно-массового досуга и т.д. Может быть рекомендован длительный отдых в санаторно-курортных условиях. Смена обстановки и изменение образа жизни позволяют быстро устранить проявления этого нарушения.



Экзистенциальный невроз – это вид нервно-психического расстройства, причиной которого становится потеря смысла жизни.

Невроз развивается в случаях нервно-психического дисбаланса, связанного с нарушением важных для человека отношений.

Часто развитие экзистенциального невроза сопровождается внутренним конфликтом с совестью, ощущением бессмысленности существования.

Описание патологии

Развитию заболевания способствуют убеждения, распространенные в современном мире. Людей побуждают потреблять все больше, а чтобы потреблять, необходимо работать.

В то же время приобретаемые вещи не имеют длительного срока службы либо часто меняются из-за того, что становятся не актуальными, не модными. Рано или поздно человек осознает, что все его усилия не приводят ни к чему и устает от происходящего.

На фоне этого развиваются внутренние конфликты, стрессовые состояния, которые рано или поздно проявляются физически. Однако ситуация может рассматриваться не только со стороны проблемы потребления.

Экзистенциальный невроз – проявление внутреннего разлада, развившегося вследствие сложных переживаний, потерь, чрезмерных нагрузок, нереализованных желаний, других причин, оказавших воздействие на психику.

Не всегда понятно, является ли данное состояние заболеванием, и есть ли потребность в обращении к специалисту.


Для развития невроза характерно состояние, когда человек не видит выхода из создавшейся ситуации, не может разобраться в ней, не в состоянии пережить трагедию.

Причины

Экзистенциальный невроз возникает при конфликте желаемого с действительным. В то же время наблюдается ярко выраженная связь с духовной сферой, так как здесь задействованы нравственные составляющие.

Соответственно, при одних и тех же условиях у одного человека это состояние может развиться, а у другого – нет. Многое зависит от моральных принципов, нравственного выбора.

Причины любого экзистенциального невроза тесно связаны с угрызениями совести, отсутствии смысла жизни, утратой духовных основ. Поэтому стрессовые ситуации и проблемы являются не причиной развития невроза, а, скорее, стимулирующим фактором. В основе же лежит личность самого человека.

О симптомах и лечении дыхательного невроза специалисты рассказали далее.

Экзистенциальные неврозы протекают со своими особенностями:

  • апатичное состояние;
  • развитие депрессии;
  • потеря интереса к происходящему вокруг.

Считается, что один из пяти случаев нервно-психических расстройств имеет под собой ноогенную (экзистенциальную) основу. Однако вполне вероятно, что эта цифра намного больше.

Не только отсутствие смысла жизни, но и отсутствие возможности реализовать желаемое могут привести к состоянию, которое называется вакуумом. Оно, по сути, и становится причиной ноогенного невроза.

Симптомы и признаки

Главным признаком является потеря человеком интереса к жизни. Люди с таким диагнозом не могут в полной мере оценить положительные моменты в жизни, наслаждаться тем, что имеют.

Например, стандартные человеческие ценности: когда есть семья, дом, дети перестают иметь для них ценность. По их мнению, лучшее, что может произойти с ними – смерть за какую-нибудь высокую идею.

Нередко этот тип невроза развивается как следствие духовной бедности, когда человек просто не знает, чем себя занять. Таким образом проявляется духовный конфликт человека, связанный с неопределенностью ценностей.

Экзистенциальный невроз опасен своим побочным влиянием. Часто люди под воздействием собственных размышлений приходят к мысли о самоубийстве.

Еще одной возможной стороной является развитие пристрастия к алкоголю или наркотикам. Исследования выявили прямую зависимость подобных явлений и их последствий с социальной и экономической ситуацией в обществе.

Изначально течение заболевания проявляется психической симптоматикой, к которой впоследствии присоединяется соматогенная. Депрессивные состояния становятся типичными да больного, несмотря на то, что для окружающих его жизнь может выглядеть вполне благополучно.

Депрессия и апатия всегда сказываются на физическом состоянии человека. С течением времени возникают нарушения сна, мигрени, снижается продуктивность, ухудшается общее самочувствие.

Под воздействием постоянного стресса организм становится более слабым, поэтому для длительного состояния невроза характерно обострение любых хронических заболеваний.


Есть мнение, что любой невроз, в том числе и ноогенный, это последствие продолжительного воздействия на психику человека травмирующей ситуации.

Как лечить экзистенциальный невроз

Рассматривая данное заболевание, возникает вопрос, ответ на который может быть неоднозначным. Нужна помощь только пациенту либо всему обществу в целом?

Разумеется, человек может обратиться к специалисту, который порекомендует принимать препараты, действие которых направлено на устранение имеющихся в каждом конкретном случае симптомов.

Это могут быть лекарства, повышающие настроение, восстанавливающие нормальный режим сна, повышающие работоспособность и т.д. В запущенных случаях такое лечение экзистенциального невроза будет даже не рекомендуемым, а обязательным.

Также потребуется справляться с теми последствиями, которые были вызваны неврозом. Это могут быть заболевания, затрагивающие любые системы и органы: сердечнососудистые нарушения, проблемы с желудком, кишечником и т.д.

Однако без устранения причины, которая породила заболевание, симптомы будут возвращаться вновь и вновь, усугубляя состояние невроза и провоцируя возникновение новых болезней.

В идеале, необходимо заниматься оздоровлением общества, чтобы превратить его из общества потребления в объединение созидающих и творческих людей. Еще раз необходимо отметить, что существование в современном мире не для всех является проблемой.

Кто-то замечательно живет, не испытывая беспокойств, связанных с неудовлетворенными духовными потребностями. Но тем, кто ищет способ заполнить образовавшуюся духовную пустоту, необходимо найти нужное решение.

Сложно давать советы, каким образом можно это сделать, ведь каждый человек индивидуален, и каждый видит свой способ формирования духовного богатства. При этом можно дать несколько общих рекомендаций:

Попробовав следовать этим советам, можно сделать свою жизнь увлекательнее. Хорошо, если вы сможете помочь и другим людям, которые попали в аналогичную ситуацию и тоже нуждаются в поддержке.

Ведь общество состоит из отдельных людей, а значит для его выздоровления необходимо, чтобы каждый из нас чувствовал себя в гармонии с собой и окружающим миром.

О симптомах невроза кишечника читайте тут.

В следующей нашей статье мы расскажем, как лечить невроз.

Поэтому правильным решением будет создание собственной программы по борьбе с причинами неврозов и противодействие ситуациям, которые травмируют психику. Самое важное, чем можно помочь человеку, который столкнулся с такой ситуацией – направить его, вызвать интерес к чему-то, поддержать его увлечения.

это может вам помочь Открытие ритуальной службы в Нижнем Новгороде Сфера ритуальных услуг — это развитая структура, которая с каждым днем выходит на новый уровень

Известно, что люди, ищущие психотерапию, в большинстве случаев разочарованы в основах и сущности своей жизни. Субъективно они переживают потерю смысла жизни или же не могут его найти. Очевидно также, что многие люди, ощущающие себя относительно здоровыми и не нуждающиеся в психотерапии, страдают от одиночества и от некой опустошенности души. Последний вариант -- неклинический, экзистенциального невроза, -- я хотела бы проиллюстрировать анализом глубоко потаенного состояния одного литературного героя, а именно -- главного героя романа Германа Гессе 'Игра в бисер' Иозефа Кнехта. Состояние Иозефа описано следующим образом: 'Это было чувство, легко переносимое на первых порах, даже почти неприметное состояние, не связанное, в сущности, ни с какой болью и ни с какими лишениями, вялое, тупое, скучное душевное состояние, определить которое можно было, собственно, лишь негативно, как убыль, уход, и в конце концов отсутствие радости. Когда пасмурно, но не до черноты, душно, но грозы нет. все тянулось лениво, нудно, нехотя, через силу. ничего, кроме усталой, серой, безрадостной пустоты, этого чувства неизбывной пресыщенности. Он чувствовал, что пресытился всем: самим существованием, тем, что дышал, ночным сном, жизнью в своем гроте на краю маленького оазиса, вечной сменой сумерек и рассветов, вереницами путников и паломников, людей, ехавших на верблюдах, и людей, ехавших на ослах, а больше всего ТЕМИ, КТО ПОЯВЛЯЛСЯ ЗДЕСЬ РАДИ НЕГО САМОГО'.

Наконец, это чувство разрослось до таких масштабов, что Иозеф, утомленный исповеднической деятельностью, присматривал каждый сук для окончания жизни, потому что даже ухо его чувствовало его усталым и поруганным, оно мечтало о том, 'чтобы поток и плеск слов, признаний, забот, обвинений и самообвинений когда-нибудь прекратится, чтобы вместо этого бесконечного потока пришла смерть и тишина'. Но смерть была невозможной для Иозефа, потому что как верующий он не решался на этот грех. Некоторое время он живет в сосредоточенном на желании конца ощущении того, что жизнь стала пресной и потеряла ценность. Но, когда пламень ненависти к себе и жажда смерти и днем и ночью стали невыносимыми, он сделал попытку убежать.

Если обобщенно обозначить симптоматику экзистенциального невроза, оставляя в стороне его различие с неврастенией, депрессией, отчуждением, она необыкновенно точно обозначена в состоянии этого героя: это убежденность в бессмысленности своей жизни, аффективный характер апатии и скуки, отсутствие активности, избирательности видов деятельности, отчужденности от себя и от общества.

Какая же личность несет в себе предрасположенность к экзистенциальному неврозу? Эта личность чрезмерно конкретная, разрозненная и развивающая наименее уникальные свои качества. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей. Так, наш исповедник бросил свой дом, покинул земные радости, раздал свое имущество, но должен был взять с собою себя самого. И сначала он боролся со своим телом, иссушая его жарой, холодом и голодом, пока оно не высохло. Но осталась еще душа, неспособная переносить себя. Зато, когда появились первые нуждающиеся в исповеди, они дали и единственный смысл, и содержание его жизни и позволили не слышать себя. Теперь он мог служить богу орудием для привлечения душ, и, хотя этот сан был случайным для него, Иозефом овладело удовлетворение им.

Человек, у которого развивается экзистенциально-невротическая симптоматика, в отношении с людьми весьма хладнокровен, они для него лишь средства для какого-то результата, хотя в эмоциональной области он склонен беспокоиться, переживать страх и тревогу по поводу его достаточности, его добросовестности или внутренней благополучности в глазах окружающих. Иозеф испытывал суетное самолюбие от прихода к нему на исповедь и приходил в ужас от того, что он грешен в этом перед богом. У него был дар слушать, но мало-помалу обязанность эта подчинила его себе и сделала его своим орудием. Для него исповедания были одинаковы, все жалобы, признания входили в него, 'как вода в песок пустыни'. Казалось, он не имел о них никакого суждения, он не испытывал к ним ни сочувствия, ни презрения. Его обязанностью было принять излившееся на человека в себя и облечь излияния в молчание. Так он стал заполняться чужим человеческим материалом.

Таким образом, преморбидная личность невротика может жить долго, пусто, со смутной тревогой, пока не подвергнется стрессу: угрозе близкой смерти, резким социальным изменениям или повторяющемуся недостатку глубоких и всесторонних переживаний. Иозеф, переполненный чужими страданиями и суетой, перестал слышать самого себя, сначала умертвляя свою плоть, затем свою душу. Переживания стали недоступны ему в связи с недоступной для его личности обобщающей, объединяющей и гуманизирующей силой собственного психического выражения, и рядом с этим постепенно накапливалось чувство упущенных возможностей и онтологической виновности.

По Фредерику Пёрлзу, чем меньше личность соприкасается сама с собой, тем более она хочет контролировать окружающее с целью спрятать какие-то части себя от осознавания, тем более эта личность становится фрагментированной и предсказуемой. А истинная, аутентичная личность непредсказуема во всем, кроме того что она интегрированна, т.е. целостна, искренна, способна к саморазвитию. Такая личность владеет собой -- как силой своей, так и слабостями. Личность же невротическая не чувствует резервов, чтобы жить, чтобы стоять на собственных ногах. Она не видит и даже не хочет видеть свои резервы, свои силы. И тогда нужен терапевт - 'зрячий', тот, кто поможет рассмотреть затаившиеся внутренние родники силы, энергии и возможности. И расширение представления о своих возможностях, в свою очередь, порождает ответственность за себя. Боясь же этой ответственности, невротическая личность предпочитает чувство вины перед собой и отказ от свободы выбирать решения, свободы использовать свои возможности.

Ответственность за себя оставляет человека наедине с тем, что он представляет о себе сам. И тогда он ищет опору внутри себя. Или ищет того, кто возьмет за него ответственность, или с кем можно ее разделить. В такой ситуации помощь может быть найдена в религии как терапии, освобождающей от ответственности за свои решения. Кто-то уже искупил свой грех, кто-то за тебя принес жертву, кто-то сочинил перечень для запретов-заповедей-возможностей и невозможностей действовать. А психотерапия жестка с личностью тем, что она научает контролировать свою жизнь и отвечать за свои решения перед собой. Американский психотерапевт Кайзер определяет вину как опыт слияния, сплава ответственности и неответственности, где может быть взята ответственность за то, что не твое: грех всего человечества можно переживать легче, чем свой личный грех. Вина невротика перед собой вместо ответственности за себя - это иногда единственный способ чувствовать себя связанным с миром вместо того, чтобы чувствовать себя одиноким, ответственным за себя, это уход от встречи с собой. И это один из путей, чтобы не быть активным в мире, способ спрятаться от жизни, потому что жизнь трудна.

Экзистенциональный невротик испытывает вину за то, что он есть, за то, что он незначителен, за то, что он не соответствует этому миру. Ему достаточно чувствовать себя виноватым для того, чтобы жить, пусть и в экзистенциальном неврозе, вина не обязывает к действию, тогда как принятие ответственности за себя обязывает. Американский психотерапевт Котский называл чувство вины результатом знания того, что нужно делать, но не делаешь. Защищенный экзистенциальным неврозом от жизни и действия, невротик защищает себя от страдания как части жизни, перестаёт быть ранимым и теряет гибкость своей психической структуры. Здоровая личность ранима, но восстановима, для нее страдания - норма жизни, как и радость, потому что ты открыт людям, миру, действию. Но люди не хотят, чтобы им было больно, и они ищут щит для ограждения себя от мира, от самого себя, не замечая того, что они психологически защищаются от жизни вообще. По Адлеру, одна из целей работы психотерапевта -- пустить человека в страдания, а не учить прятаться от них.

Свобода личности включает в себя способность жить в страдании. Часто нежелание жить -- это нежелание рисковать, делать то, что ты хочешь, делать независимо от других, это уход от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности, -- необходимость пребывания в одиночестве. Свобода от других и одиночество связаны с МУЖЕСТВОМ БЫТЬ. А бегство от этой свободы характеризуется отказом от индивидуальности и интегрированности, ощущением вынужденности, тревоги, и в итоге -- бегство в невроз.

Кайзер в психотерапии выделял три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом: 1. 'Сплав' - желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество непереносимо для личности. 2. 'Универсальный симптом' -- состоявшееся слияние или попытка (или иллюзия) слияния с другим и переживаемое при этом чувство двойственности. 3. 'Универсальный конфликт' - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.

Все три тенденции позволяют клиенту не проживать те переживания, которые дает одиночество; настойчиво желать чего-либо; достигать своих убеждений путем размышления; выработать способность принимать свое решение. Эти тенденции приводят к бегству от одиночества, и такое бегство приносит облегчение от свободы и по существу является замещением, заменой, психологической защитой от необходимости иметь свои убеждения, исполнять или чувствовать свои желания. Невротическая личность делает все, чтобы уйти от одиночества, а здоровая, аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

Удивительно просто это звучит у Сартра: 'Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь'. Но это необыкновенно сложно для невротика - как программа жизни, и это сложно для терапевта, который должен помочь клиенту научиться жить по этой программе.

Так, герой-исповедник у Гессе, не обладая мужеством предстоять перед самим собой, теряет самого себя, ведя как будто одинокий образ жизни отшельника, но организуя это отшельничество так, чтобы ни одной минуты не находиться наедине с собой - все время в чужих исповедях, в чужом присутствии. И какая-то часть его личности, не перенося это отчуждение от себя, начинает вянуть, тупеть, опустошаться, терять все краски жизни. Так, герой, убегая от себя, пришел в состояние экзистенциального невроза. Если бы не осознание греховности своей деятельности, он так и увял бы среди потоков чужих слов и забот.

Но он начинает бег, внезапный, как от погони, от людей, от бога, а более всего от той своей одной части, разросшейся и занявшей почти всего его, - от своей миссии. И это бегство не позорное, это, наконец, решение и действие, которые он предпринимает сам, выбор, который он осуществляет, преодолевая сам себя, - не быть функцией. Разум его вновь стал оживать и оценивать совершенное, он покинул пост, оказавшийся ему не по силам, и тогда смог оценить себя, осознать свою несостоятельность, признать себя побежденным. Лишь когда образовалось пространство: между ним и тем местом, где он функционировал, он реально смог пережить, что та жизнь покинута им, она не достигла цели и потеряла значение, зато он вернул себе способность признавать себя -- пусть побежденным, но он слышал себя и теперь мог подумать о себе и оплакать в рыданиях себя. Так вернулись к нему его чувства: и после слез он улыбнулся себе и услышал, как в нем зовет добрый далекий голос, 'словно его поход был не бегством, а возвращением домой'.

Иозеф смог преодолеть 'сплав', но стоять самостоятельно на ногах он еще не мог, как и не мог еще нести полноту ответственности за то, как жил, и за то, как переживал эту жизнь. Он почувствовал невыносимое желание разделить с кем-то эту ответственность, переложить часть своих переживаний на кого-то: он хотел исповедаться. И дальнейший его путь - это поиск того, кому можно принести свою исповедь.

А Тот шел в это время к нему и тоже на исповедь, пережив такое же состояние невстреченности с собой и заброшенности себя. Они встретились, но исповедался только Иозеф. 'Теперь он был не один, а жил в тени под защитой другого человека, и поэтому это была все-таки совершенно иная жизнь'. Но исповедник Пугиль, рядом с которым теперь жил Иозеф, так же долго жил в слушании непрекращающегося потока боли и смрада, в глухом отупении. Вокруг него было много людей, и никогда он не мог быть один на один с самим собой, и он тоже бежал, встретил Иозефа, выслушал его, но уже выслушал, КАК БУДТО ВЫСЛУШАЛ СЕБЯ, и тем исцелил его и себя с ним. Слушая Иозефа, он более всего слушал, как отзывается его душа на эту исповедь, наконец у него появилась возможность собирать части своего 'я' в единое целое. Это было горько и больно -- осознать ответственность за то, как ты проживал жизнь.

Так исповедник Пугиль дорого окупил ту единственную мудрость, которая открылась ему в конце жизни, но это была та мудрость, которую он услышал внутри себя: 'Отчаяние бог посылает нам не за тем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь'.

Это суровое жизнеописание было создано студентом Иозефом, которому как будто для постороннего глаза было вовсе не свойственно терять и мучительно искать смысл жизни. Но именно этот текст, созданный им в прозрачной тишине его уединения, свидетельствует нам о его способности самостоятельно переживать глубоко, потаенно сложнейшее и мучительнейшее состояние потерянности и заброшенности. Но сомнение в смысле жизни 'никогда не может быть принято как проявление болезненности или ненормальности, это скорее наиболее истинное выражение человеческого состояния, знак наиболее человеческой сущности в человеке' (В. Франкл).

Герой книги Г.Гессе 'Игра в бисер' Иозеф Кнехт многократно проживает собственное сомнение в своих жизнеописаниях-исповедях и стихах, как бы перебирая еще и еще раз бисер своих глубинных, трудно обозначаемых словом состояний. В них он теряет свою конкретизацию: он то заклинатель дождей, то исповедник, то раджа, но все эти образы неразрывны, и, переливаясь, они интегрируются в образе личности цельной, т.е. противоположной частной. Кнехт, таким образом, сам терапирует свою личность, проигрывая те болезненные состояния, которые ему приходилось переживать. Он был той личностью, которая осознавалась в множественных создаваемых им образах. И, осознавая себя, он не бежал от себя, а определял меру, смысл для себя. Терапирующая себя личность, несомненно, будет совершать поступки, страдать от них, но не бросится выносить приговор себе, что жизнь не состоялась, не совершит болезненный процесс саморазоблачения и отказа от себя, ведущих к экзистенциальному неврозу.

Кнехт показывает, что человек рано или поздно должен прийти к соглашению с одиночеством. Как только он признает его, перестанет бежать и пугаться его, изменятся его качества, вкус к жизни его станет иным. Это не будет сознание изоляции, в которой есть что-то жалкое. Это будет уединенность, а уединенность имеет качество блаженства. Но врата этого рая не могут быть открыты сразу, не сразу можно обрести покой. Чаще всего этому предшествует безумство -- переживание боли одиночества, его трагизма. Но важно позволить себе принять страдание одиночества как данность жизни человека.

Животным жить просто – у них имеются природные инстинкты, которые подсказывают им, что делать. У них нет каких-то особых желаний и стремлений, кроме удовлетворения собственных потребностей. Что же касается людей, то здесь все не так просто. Человек имеет желания и стремления, и они зачастую формируются обществом, в котором он находится. Поэтому раньше с этим было так: существовали различные традиции, религия имела прочное и доминирующее положение в обществе, и у человека всегда был огонек, который вел его вперед. В современном мире все намного сложнее, и очень многие люди начинают испытывать экзистенциальный вакуум. Что это такое? Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Вы поймете, что представляет собой экзистенциальный вакуум, определите его основные причины, узнаете о его последствиях, а также получите представление о том, как побороть этот вакуум.

Что это такое?


Итак, в первую очередь, естественно, необходимо дать понятию экзистенциального вакуума определение, которое позволит вам дальше ориентироваться в той информации, которую вы будете получать с помощью данной статьи. Первым, кто ввел данный термин, стал Виктор Франкл, который обозначил его как противоположность пиковому переживанию, которое ранее было описано Маслоу. Так что же это такое?

Отличия от животных


Данная статья начиналась с описания того, как именно существуют животные, и это было сделано неспроста. Для них экзистенциальный вакуум – это нечто, что не может проявиться по природе. Почему? Дело в том, что у животных имеются определенные природные инстинкты и стремления, которые запрограммированы в них на генетическом уровне. Все эти стремления являются базовыми и примитивными, то есть животные хотят поддерживать свое существование едой, водой и сном, им нужно безопасное место для ночлега, где их не смогут достать опасные хищники, а также они стремятся размножаться. У них нет никаких ценностей более высокого уровня, которые можно обретать и терять. Соответственно, животные никогда не ощущают экзистенциального вакуума, так как их желания и потребности всегда удовлетворяются. Животное не может перестать хотеть есть, потому что если оно это сделает, то умрет.

У людей же все обстоит иначе. У них имеются ценности и стремления более высокого порядка, без которых человек опускается на уровень животного. Но и здесь все не так просто, потому что, оказавшись на уровне животного, человек сохраняет свой развитый рассудок, поэтому чувствует, что в его жизни нет ценностей более высокого порядка. Именно это ощущение пустоты и является рассматриваемым в данной статье феноменом. В отличие от базовых инстинктов, которые запрограммированы в голове каждого животного и человека, желания более высокого уровня не заложены генетически, поэтому в организме нет механизмов, подсказывающих, что без них человеку будет плохо. Именно поэтому и возникают экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, экзистенциальная пустота и так далее. Но это не единственная причина, так что вам стоит приготовиться к тому, чтобы разобраться с еще несколькими факторами, влияющими на этот феномен.

Традиции и ценности


Экзистенциальный вакуум Виктора Франкла также проявляется по той причине, что современные ценности, традиции и соглашения не могут указать человеку верный путь. Об этом также было кратко сказано в начале статьи. Дело в том, что в прошлом строй людей сильно отличался от того, что наблюдается на сегодняшний день. Ранее существовали четкие системы ценностей, различные гласные и негласные соглашения, а также многовековые традиции, которых человек должен был придерживаться. В результате у него всегда был образец, всегда присутствовала цель в жизни. Сейчас же все это сильно ослабевает в течение последних десятилетий, поэтому традиции и ценности уже не могут служить для человека конкретным ориентиром. Соответственно, он не может принимать самостоятельные решения. Экзистенциальный вакуум по Франклу является очень опасным состоянием, так как он может привести к серьезным психическим заболеваниям. Даже не в таком серьезном масштабе можно смело сказать, что этот вакуум может очень негативно сказаться на социальной жизни человека. Как именно? Сам Франкл описывал, что результатами данной проблемы является то, что люди обращаются в конформизм или тоталитаризм, что сильно сказывается на их жизни.

Конформизм и тоталитаризм


Как и писал В. Франкл, экзистенциальный вакуум – это пустота, создаваемая внутри человека отсутствием каких-либо целей и стремлений. Но сам человек в момент подобной слабости не находится в вакууме, поэтому на него влияют различные внешние факторы. И это оказывает свое воздействие на психику. Самым частым направлением человека, страдающего от подобного вакуума, является обращение в конформизм или тоталитаризм.

Если говорить простыми словами, то конформизм – это взгляд на жизнь, при котором человек делает то же самое, что и все вокруг него. Конформизм является наиболее популярным течением на Западе, и человек, у которого не осталось никаких целей и ценностей, обращается в него с большой вероятностью. Он начинает искать эти ценности на стороне, обращаясь к тому, что является наиболее популярным на данный момент. Естественно, это лучше, чем психическое расстройство, к которому может привести рассматриваемый в данной статье вакуум, однако человек, который обращается в конформизм, постепенно теряет свою личность. Он становится частью толпы, что не является полноценной жизнью и неизбежно ведет к негативному воздействию на психику.

Что касается тоталитаризма, то, в отличие от конформизма, он является более популярным следствием вакуума на Востоке. Тоталитаризм – это взгляд на мир, при котором человек делает то, чего от него требуют другие. Суть остается прежней, однако воздействие оказывается еще менее приятным, так как человек фактически становится рабом других, делая то, что ему может даже не нравится. Но так как у него нет своих взглядов и ценностей, он делает то, чего от него требуют другие, так как именно так устроена система иерархии на Востоке.

Так что теперь вы понимаете, насколько опасным может быть экзистенциальный вакуум. В психологии этот феномен рассматривается очень активно, так как в современном обществе распространение вакуума происходит намного быстрее, чем в какой-либо другой период времени.

Редукционизм


Наравне с конформизмом на Западе причиной и следствием экзистенциального вакуума также является такая вещь, как редукционизм. Что это такое? Это довольно интересный феномен, который наиболее распространен в Соединенных Штатах Америке. В рамках редукционизма человека рассматривают не как рассудительное существо, способное иметь свои собственные мысли и идеи, принимать решения и делать что-то для достижения собственных целей. Его рассматривают скорее как совокупность влечений и инстинктов, то есть они неспособны принимать самостоятельные решения, а все их действия диктуются реакцией на внешние факторы, а также защитными механизмами. Естественно, такой подход не может вызывать положительную реакцию у людей, и более сильные личности способны абстрагироваться от этих редукционистских мнений общественности, следуя своим путем. Но в большинстве своем люди не являются сильными личностями, поэтому редукционизм оказывается одним из наиболее важных и решающих факторов в распространении экзистенциального вакуума в современном обществе.

Теперь вы знаете большую часть необходимой информации о том, что представляет собой экзистенциальный вакуум: что это, какие могут быть причины возникновения этого вакуума, а также к чему это может в итоге привести. Но это еще далеко не все, что можно сказать об этом феномене.

Ноогенный невроз


Теперь вы имеете представление о том, чем является экзистенциальный вакуум, а также о его причинах. Теперь же пришло время более детально рассмотреть его последствия. Оказывается, они могут быть гораздо более страшными, чем конформизм. Поэтому стоит взглянуть на новый термин, который вам, возможно, еще неизвестен – это ноогенный невроз. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз прочно связаны между собой, и последний является негативным последствием первого. Что это такое? Это специфическая невротизация человека, которая появляется не на психологической основе, как большинство традиционных неврозов, а на ноологической. Это значит, что болезнь проявляется в духовной сфере человеческого существования. Теперь вы знаете, что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз, так что должны начинать понимать, насколько серьезной может быть эта проблема. Дело в том, что этот невроз возникает на почве неспособности человека обладать целями, высокими ценностями и, конечно же, смыслом жизни. Соответственно, он может вызывать серьезные проблемы, поэтому его необходимо лечить медицинским путем. Если человек просто испытывал легкий экзистенциальный кризис, он с большой вероятностью сможет из него выбраться. Но если проблема вышла уже на такой высокий уровень, то необходимо вмешательство специалиста.

Особенности заболевания


Одной из главных особенностей экзистенциальной пустоты является тот факт, что человек может не осознавать ее наличие. Как уже было сказано выше, пустота часто стремится к заполнению самостоятельно, однако при этом заполняется она далеко не тем, чем стоило бы. Полноценные цели, стремления, ценности и смыслы заменяются фальшивыми. Происходит это довольно примитивным образом: человек начинает увлекаться алкоголем, наркотиками, у некоторых людей это проявляется в крайних стадиях трудоголизма, а кто-то стремится пощекотать нервы, чтобы почувствовать себя живым, ставя под угрозу все, что у него есть. Сам Франкл заявлял, что 80 процентов алкоголиков и 100 процентов наркоманов проходят именно через состояние экзистенциального вакуума, из-за чего и формируются их зависимости.

Логотерапия - что это?

Но как же все-таки бороться с экзистенциальным вакуумом, раз он настолько опасен? Врачи, психологи и психиатры продолжают искать лучшие варианты лечения и по сей день, однако одним из самых эффективных сейчас является тот, который был изобретен самим Франклом, определившим само понятие такого вакуума. Этот метод называется логотерапией, и ее основной целью является помощь больному снова обрести смысл жизни. Проще говоря, врач должен помочь человеку постепенно обнаружить утерянный смысл жизни, продемонстрировав, что этот смысл не пропал окончательно, а всего лишь лежит на дальних полках сознания и ждет того момента, когда его наконец начнут реализовывать. Также врач должен помочь пациенту снова обрести волю к смыслу жизни, так как именно она играет важнейшую роль в том, чтобы человек смог снова полноценно функционировать.

Чем не является логотерапия?

Однако вам стоит понимать, что логотерапия не является стандартным подходом, который существовал уже давным-давно. То есть врач не выступает в роли специалиста, который помогает пациенту размышлять о смысле жизни, он также не читает ему никаких проповедей. Логотерапия ставит перед собой целью осознание человеком самого мира смысла и ценностей.

Ключевая литература для интересующихся

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.