Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества

это может вам помочь Открытие ритуальной службы в Нижнем Новгороде Сфера ритуальных услуг — это развитая структура, которая с каждым днем выходит на новый уровень

Известно, что люди, ищущие психотерапию, в большинстве случаев разочарованы в основах и сущности своей жизни. Субъективно они переживают потерю смысла жизни или же не могут его найти. Очевидно также, что многие люди, ощущающие себя относительно здоровыми и не нуждающиеся в психотерапии, страдают от одиночества и от некой опустошенности души. Последний вариант -- неклинический, экзистенциального невроза, -- я хотела бы проиллюстрировать анализом глубоко потаенного состояния одного литературного героя, а именно -- главного героя романа Германа Гессе 'Игра в бисер' Иозефа Кнехта. Состояние Иозефа описано следующим образом: 'Это было чувство, легко переносимое на первых порах, даже почти неприметное состояние, не связанное, в сущности, ни с какой болью и ни с какими лишениями, вялое, тупое, скучное душевное состояние, определить которое можно было, собственно, лишь негативно, как убыль, уход, и в конце концов отсутствие радости. Когда пасмурно, но не до черноты, душно, но грозы нет. все тянулось лениво, нудно, нехотя, через силу. ничего, кроме усталой, серой, безрадостной пустоты, этого чувства неизбывной пресыщенности. Он чувствовал, что пресытился всем: самим существованием, тем, что дышал, ночным сном, жизнью в своем гроте на краю маленького оазиса, вечной сменой сумерек и рассветов, вереницами путников и паломников, людей, ехавших на верблюдах, и людей, ехавших на ослах, а больше всего ТЕМИ, КТО ПОЯВЛЯЛСЯ ЗДЕСЬ РАДИ НЕГО САМОГО'.

Наконец, это чувство разрослось до таких масштабов, что Иозеф, утомленный исповеднической деятельностью, присматривал каждый сук для окончания жизни, потому что даже ухо его чувствовало его усталым и поруганным, оно мечтало о том, 'чтобы поток и плеск слов, признаний, забот, обвинений и самообвинений когда-нибудь прекратится, чтобы вместо этого бесконечного потока пришла смерть и тишина'. Но смерть была невозможной для Иозефа, потому что как верующий он не решался на этот грех. Некоторое время он живет в сосредоточенном на желании конца ощущении того, что жизнь стала пресной и потеряла ценность. Но, когда пламень ненависти к себе и жажда смерти и днем и ночью стали невыносимыми, он сделал попытку убежать.

Если обобщенно обозначить симптоматику экзистенциального невроза, оставляя в стороне его различие с неврастенией, депрессией, отчуждением, она необыкновенно точно обозначена в состоянии этого героя: это убежденность в бессмысленности своей жизни, аффективный характер апатии и скуки, отсутствие активности, избирательности видов деятельности, отчужденности от себя и от общества.

Какая же личность несет в себе предрасположенность к экзистенциальному неврозу? Эта личность чрезмерно конкретная, разрозненная и развивающая наименее уникальные свои качества. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей. Так, наш исповедник бросил свой дом, покинул земные радости, раздал свое имущество, но должен был взять с собою себя самого. И сначала он боролся со своим телом, иссушая его жарой, холодом и голодом, пока оно не высохло. Но осталась еще душа, неспособная переносить себя. Зато, когда появились первые нуждающиеся в исповеди, они дали и единственный смысл, и содержание его жизни и позволили не слышать себя. Теперь он мог служить богу орудием для привлечения душ, и, хотя этот сан был случайным для него, Иозефом овладело удовлетворение им.

Человек, у которого развивается экзистенциально-невротическая симптоматика, в отношении с людьми весьма хладнокровен, они для него лишь средства для какого-то результата, хотя в эмоциональной области он склонен беспокоиться, переживать страх и тревогу по поводу его достаточности, его добросовестности или внутренней благополучности в глазах окружающих. Иозеф испытывал суетное самолюбие от прихода к нему на исповедь и приходил в ужас от того, что он грешен в этом перед богом. У него был дар слушать, но мало-помалу обязанность эта подчинила его себе и сделала его своим орудием. Для него исповедания были одинаковы, все жалобы, признания входили в него, 'как вода в песок пустыни'. Казалось, он не имел о них никакого суждения, он не испытывал к ним ни сочувствия, ни презрения. Его обязанностью было принять излившееся на человека в себя и облечь излияния в молчание. Так он стал заполняться чужим человеческим материалом.

Таким образом, преморбидная личность невротика может жить долго, пусто, со смутной тревогой, пока не подвергнется стрессу: угрозе близкой смерти, резким социальным изменениям или повторяющемуся недостатку глубоких и всесторонних переживаний. Иозеф, переполненный чужими страданиями и суетой, перестал слышать самого себя, сначала умертвляя свою плоть, затем свою душу. Переживания стали недоступны ему в связи с недоступной для его личности обобщающей, объединяющей и гуманизирующей силой собственного психического выражения, и рядом с этим постепенно накапливалось чувство упущенных возможностей и онтологической виновности.

По Фредерику Пёрлзу, чем меньше личность соприкасается сама с собой, тем более она хочет контролировать окружающее с целью спрятать какие-то части себя от осознавания, тем более эта личность становится фрагментированной и предсказуемой. А истинная, аутентичная личность непредсказуема во всем, кроме того что она интегрированна, т.е. целостна, искренна, способна к саморазвитию. Такая личность владеет собой -- как силой своей, так и слабостями. Личность же невротическая не чувствует резервов, чтобы жить, чтобы стоять на собственных ногах. Она не видит и даже не хочет видеть свои резервы, свои силы. И тогда нужен терапевт - 'зрячий', тот, кто поможет рассмотреть затаившиеся внутренние родники силы, энергии и возможности. И расширение представления о своих возможностях, в свою очередь, порождает ответственность за себя. Боясь же этой ответственности, невротическая личность предпочитает чувство вины перед собой и отказ от свободы выбирать решения, свободы использовать свои возможности.

Ответственность за себя оставляет человека наедине с тем, что он представляет о себе сам. И тогда он ищет опору внутри себя. Или ищет того, кто возьмет за него ответственность, или с кем можно ее разделить. В такой ситуации помощь может быть найдена в религии как терапии, освобождающей от ответственности за свои решения. Кто-то уже искупил свой грех, кто-то за тебя принес жертву, кто-то сочинил перечень для запретов-заповедей-возможностей и невозможностей действовать. А психотерапия жестка с личностью тем, что она научает контролировать свою жизнь и отвечать за свои решения перед собой. Американский психотерапевт Кайзер определяет вину как опыт слияния, сплава ответственности и неответственности, где может быть взята ответственность за то, что не твое: грех всего человечества можно переживать легче, чем свой личный грех. Вина невротика перед собой вместо ответственности за себя - это иногда единственный способ чувствовать себя связанным с миром вместо того, чтобы чувствовать себя одиноким, ответственным за себя, это уход от встречи с собой. И это один из путей, чтобы не быть активным в мире, способ спрятаться от жизни, потому что жизнь трудна.

Экзистенциональный невротик испытывает вину за то, что он есть, за то, что он незначителен, за то, что он не соответствует этому миру. Ему достаточно чувствовать себя виноватым для того, чтобы жить, пусть и в экзистенциальном неврозе, вина не обязывает к действию, тогда как принятие ответственности за себя обязывает. Американский психотерапевт Котский называл чувство вины результатом знания того, что нужно делать, но не делаешь. Защищенный экзистенциальным неврозом от жизни и действия, невротик защищает себя от страдания как части жизни, перестаёт быть ранимым и теряет гибкость своей психической структуры. Здоровая личность ранима, но восстановима, для нее страдания - норма жизни, как и радость, потому что ты открыт людям, миру, действию. Но люди не хотят, чтобы им было больно, и они ищут щит для ограждения себя от мира, от самого себя, не замечая того, что они психологически защищаются от жизни вообще. По Адлеру, одна из целей работы психотерапевта -- пустить человека в страдания, а не учить прятаться от них.

Свобода личности включает в себя способность жить в страдании. Часто нежелание жить -- это нежелание рисковать, делать то, что ты хочешь, делать независимо от других, это уход от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности, -- необходимость пребывания в одиночестве. Свобода от других и одиночество связаны с МУЖЕСТВОМ БЫТЬ. А бегство от этой свободы характеризуется отказом от индивидуальности и интегрированности, ощущением вынужденности, тревоги, и в итоге -- бегство в невроз.

Кайзер в психотерапии выделял три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом: 1. 'Сплав' - желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество непереносимо для личности. 2. 'Универсальный симптом' -- состоявшееся слияние или попытка (или иллюзия) слияния с другим и переживаемое при этом чувство двойственности. 3. 'Универсальный конфликт' - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.

Все три тенденции позволяют клиенту не проживать те переживания, которые дает одиночество; настойчиво желать чего-либо; достигать своих убеждений путем размышления; выработать способность принимать свое решение. Эти тенденции приводят к бегству от одиночества, и такое бегство приносит облегчение от свободы и по существу является замещением, заменой, психологической защитой от необходимости иметь свои убеждения, исполнять или чувствовать свои желания. Невротическая личность делает все, чтобы уйти от одиночества, а здоровая, аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

Удивительно просто это звучит у Сартра: 'Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь'. Но это необыкновенно сложно для невротика - как программа жизни, и это сложно для терапевта, который должен помочь клиенту научиться жить по этой программе.

Так, герой-исповедник у Гессе, не обладая мужеством предстоять перед самим собой, теряет самого себя, ведя как будто одинокий образ жизни отшельника, но организуя это отшельничество так, чтобы ни одной минуты не находиться наедине с собой - все время в чужих исповедях, в чужом присутствии. И какая-то часть его личности, не перенося это отчуждение от себя, начинает вянуть, тупеть, опустошаться, терять все краски жизни. Так, герой, убегая от себя, пришел в состояние экзистенциального невроза. Если бы не осознание греховности своей деятельности, он так и увял бы среди потоков чужих слов и забот.

Но он начинает бег, внезапный, как от погони, от людей, от бога, а более всего от той своей одной части, разросшейся и занявшей почти всего его, - от своей миссии. И это бегство не позорное, это, наконец, решение и действие, которые он предпринимает сам, выбор, который он осуществляет, преодолевая сам себя, - не быть функцией. Разум его вновь стал оживать и оценивать совершенное, он покинул пост, оказавшийся ему не по силам, и тогда смог оценить себя, осознать свою несостоятельность, признать себя побежденным. Лишь когда образовалось пространство: между ним и тем местом, где он функционировал, он реально смог пережить, что та жизнь покинута им, она не достигла цели и потеряла значение, зато он вернул себе способность признавать себя -- пусть побежденным, но он слышал себя и теперь мог подумать о себе и оплакать в рыданиях себя. Так вернулись к нему его чувства: и после слез он улыбнулся себе и услышал, как в нем зовет добрый далекий голос, 'словно его поход был не бегством, а возвращением домой'.

Иозеф смог преодолеть 'сплав', но стоять самостоятельно на ногах он еще не мог, как и не мог еще нести полноту ответственности за то, как жил, и за то, как переживал эту жизнь. Он почувствовал невыносимое желание разделить с кем-то эту ответственность, переложить часть своих переживаний на кого-то: он хотел исповедаться. И дальнейший его путь - это поиск того, кому можно принести свою исповедь.

А Тот шел в это время к нему и тоже на исповедь, пережив такое же состояние невстреченности с собой и заброшенности себя. Они встретились, но исповедался только Иозеф. 'Теперь он был не один, а жил в тени под защитой другого человека, и поэтому это была все-таки совершенно иная жизнь'. Но исповедник Пугиль, рядом с которым теперь жил Иозеф, так же долго жил в слушании непрекращающегося потока боли и смрада, в глухом отупении. Вокруг него было много людей, и никогда он не мог быть один на один с самим собой, и он тоже бежал, встретил Иозефа, выслушал его, но уже выслушал, КАК БУДТО ВЫСЛУШАЛ СЕБЯ, и тем исцелил его и себя с ним. Слушая Иозефа, он более всего слушал, как отзывается его душа на эту исповедь, наконец у него появилась возможность собирать части своего 'я' в единое целое. Это было горько и больно -- осознать ответственность за то, как ты проживал жизнь.

Так исповедник Пугиль дорого окупил ту единственную мудрость, которая открылась ему в конце жизни, но это была та мудрость, которую он услышал внутри себя: 'Отчаяние бог посылает нам не за тем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь'.

Это суровое жизнеописание было создано студентом Иозефом, которому как будто для постороннего глаза было вовсе не свойственно терять и мучительно искать смысл жизни. Но именно этот текст, созданный им в прозрачной тишине его уединения, свидетельствует нам о его способности самостоятельно переживать глубоко, потаенно сложнейшее и мучительнейшее состояние потерянности и заброшенности. Но сомнение в смысле жизни 'никогда не может быть принято как проявление болезненности или ненормальности, это скорее наиболее истинное выражение человеческого состояния, знак наиболее человеческой сущности в человеке' (В. Франкл).

Герой книги Г.Гессе 'Игра в бисер' Иозеф Кнехт многократно проживает собственное сомнение в своих жизнеописаниях-исповедях и стихах, как бы перебирая еще и еще раз бисер своих глубинных, трудно обозначаемых словом состояний. В них он теряет свою конкретизацию: он то заклинатель дождей, то исповедник, то раджа, но все эти образы неразрывны, и, переливаясь, они интегрируются в образе личности цельной, т.е. противоположной частной. Кнехт, таким образом, сам терапирует свою личность, проигрывая те болезненные состояния, которые ему приходилось переживать. Он был той личностью, которая осознавалась в множественных создаваемых им образах. И, осознавая себя, он не бежал от себя, а определял меру, смысл для себя. Терапирующая себя личность, несомненно, будет совершать поступки, страдать от них, но не бросится выносить приговор себе, что жизнь не состоялась, не совершит болезненный процесс саморазоблачения и отказа от себя, ведущих к экзистенциальному неврозу.

Кнехт показывает, что человек рано или поздно должен прийти к соглашению с одиночеством. Как только он признает его, перестанет бежать и пугаться его, изменятся его качества, вкус к жизни его станет иным. Это не будет сознание изоляции, в которой есть что-то жалкое. Это будет уединенность, а уединенность имеет качество блаженства. Но врата этого рая не могут быть открыты сразу, не сразу можно обрести покой. Чаще всего этому предшествует безумство -- переживание боли одиночества, его трагизма. Но важно позволить себе принять страдание одиночества как данность жизни человека.

В-основном, люди приходят к психологам, чтобы избавиться/разрешить/вылечить свой невроз, надеясь на то, что когда это произойдет – жизнь их качественно изменится, наступит счастье/любовь/высокая самооценка и т.д.


Согласно ожиданиям от работы с психологом – вопрос в заголовке статьи выглядит нелепым. Очевидный ответ: да, конечно! Есть жизнь. Лучшая жизнь! Главное – работать над собой и будет вам счастье. Но не так все просто и очевидно.


Итак, авгиевы конюшни расчищены, страдание перестает быть острым, тревоги меньше и психическая жизнь стала более равномерной. Часть личности, наблюдающая за эмоциональной жизнью, хорошо прокачалась и помогает не тратить на эмоциональные колебания огромные ресурсы. Человек завершил неудовлетворительные отношения или изменил их, осознал свои невротические сценарии и механизмы. Враги отступили, битва либо выиграна либо проиграна, выводы сделаны и пережиты. Произошли реальные изменения и адаптация к ним. Движение замедляется.

И в один момент обнаруживается, что не очень понятно как дальше собственно жить. Ничего не происходит. Как жить, если невроз более не управляет? Что делать, если не получается легко и непринужденно выбирать неподходящих партнеров, как жить, если не спасать других, а дать им спасаться самостоятельно, как жить, если нет желания доказывать свою состоятельность родителям и т.д. и т.п. Как жить без сильной тревоги, толкающей возбуждение и заставляющей развивать бурную деятельность? Где брать энергию, если не очень важно быть таким уж хорошим, лучшим, сильным…

Где брать мотивацию? Обнаруживается, что огромное количество вещей, которые раньше хотелось делать, теперь делать не хочется. Раньше не хотелось, но делалось. А теперь невозможно себя насиловать – ну никак не получается. Привычная драма и сюжет становится скучен (я смотрел это кино сто тысяч раз!). И вот тут становится довольно страшно и первый раз встает странный вопросик-подозрение : а есть ли жизнь после невроза (что это за кино вообще и где его показывают)?


Такое состояние легко спутать с депрессивным расстройством. Однако, это не оно. Переживается нормативная депрессивная реакция, необходимая для проживания. На этой стадии отношение к терапии может меняться – от ложного ощущение, что она закончена до разочарования и символической претензии к психологу, что он не предупредил, о том как неожиданно станет трудно и победный путь изменений пройдет через пустое депрессивное пространство без конца, без края, где ни наград тебе, ни энергии, ни обещанного себе счастья. Желание вернуть матрицу обратно и выбрать другую таблетку. Пардон за поэтичность, у меня много сочувствия и к себе и к своим клиентам в этом переживании.

Одним словом, сложно. Сложно, необходимо, дорого. Дорого, потому что именно этот опыт – фундамент жизненного выбора, который сделает человек. Выбора нового сюжета. Дорого, потому что если все идет по плану, позже становится понятно, какая огромная ценность в этом моменте-периоде. И что именно тогда была одержана настоящая победа. И есть за что себя уважать.

На выходе из депрессивной пустыни фатального одиночества, свободного от невроза, потихоньку открывается новый этап. Более всего он напоминает зрелость. Меняется и схема распределения энергии и ее источники, меняется самоощущение. Пресловутое Счастье становится собственным продуктом, не очень зависящим от внешних агентов.

Вот пришел вопрос на эту тему: а нет ли опасности, что человек от одиночества новый себе невроз организует? Не придет ли другой невроз на смену ушедшему ? Чтобы заполнить пустоту и то ОДИНОЧЕСТВО?

Такой опасности нет, если процесс не прерван и завершен. Потому что по сути много новых навыков психических появляется: чувствительность к своим границам, к чужим границам, навыки уборки и заботы о своем внутреннем домике. Много чего. Это как на велосипеде кататься – разучиться невозможно! Одиночество с большой буквы становится дружеским отношением (или любовным) с самим собой, а там и другие люди подтягиваются.

Ну, так чего? Есть ли жизнь после невроза? Конечно, есть! Какая? Не знаю, такая как вы сами захотите ;) Лучше, чем до? Понятия не имею – но она точно другая и уж точно в ней больше вашего авторства.

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. В этой работе я хотел бы сделать обзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним.

Психологические представления об одиночестве

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)

Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.

Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)

Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.

3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)

В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

4) Интеракционистский подход (Вейс)

Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:

· он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации;

· Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.

5) Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)

Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И.Ялом, К.Мустакас)

Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.

В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.

Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом [3]:

Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество

Диалог vs. монолог (М. Бубер)

Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)

Симбиотическая привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм)



Экзистенциальный невроз – это вид нервно-психического расстройства, причиной которого становится потеря смысла жизни.

Невроз развивается в случаях нервно-психического дисбаланса, связанного с нарушением важных для человека отношений.

Часто развитие экзистенциального невроза сопровождается внутренним конфликтом с совестью, ощущением бессмысленности существования.

Описание патологии

Развитию заболевания способствуют убеждения, распространенные в современном мире. Людей побуждают потреблять все больше, а чтобы потреблять, необходимо работать.

В то же время приобретаемые вещи не имеют длительного срока службы либо часто меняются из-за того, что становятся не актуальными, не модными. Рано или поздно человек осознает, что все его усилия не приводят ни к чему и устает от происходящего.

На фоне этого развиваются внутренние конфликты, стрессовые состояния, которые рано или поздно проявляются физически. Однако ситуация может рассматриваться не только со стороны проблемы потребления.

Экзистенциальный невроз – проявление внутреннего разлада, развившегося вследствие сложных переживаний, потерь, чрезмерных нагрузок, нереализованных желаний, других причин, оказавших воздействие на психику.

Не всегда понятно, является ли данное состояние заболеванием, и есть ли потребность в обращении к специалисту.


Для развития невроза характерно состояние, когда человек не видит выхода из создавшейся ситуации, не может разобраться в ней, не в состоянии пережить трагедию.

Причины

Экзистенциальный невроз возникает при конфликте желаемого с действительным. В то же время наблюдается ярко выраженная связь с духовной сферой, так как здесь задействованы нравственные составляющие.

Соответственно, при одних и тех же условиях у одного человека это состояние может развиться, а у другого – нет. Многое зависит от моральных принципов, нравственного выбора.

Причины любого экзистенциального невроза тесно связаны с угрызениями совести, отсутствии смысла жизни, утратой духовных основ. Поэтому стрессовые ситуации и проблемы являются не причиной развития невроза, а, скорее, стимулирующим фактором. В основе же лежит личность самого человека.

О симптомах и лечении дыхательного невроза специалисты рассказали далее.

Экзистенциальные неврозы протекают со своими особенностями:

  • апатичное состояние;
  • развитие депрессии;
  • потеря интереса к происходящему вокруг.

Считается, что один из пяти случаев нервно-психических расстройств имеет под собой ноогенную (экзистенциальную) основу. Однако вполне вероятно, что эта цифра намного больше.

Не только отсутствие смысла жизни, но и отсутствие возможности реализовать желаемое могут привести к состоянию, которое называется вакуумом. Оно, по сути, и становится причиной ноогенного невроза.

Симптомы и признаки

Главным признаком является потеря человеком интереса к жизни. Люди с таким диагнозом не могут в полной мере оценить положительные моменты в жизни, наслаждаться тем, что имеют.

Например, стандартные человеческие ценности: когда есть семья, дом, дети перестают иметь для них ценность. По их мнению, лучшее, что может произойти с ними – смерть за какую-нибудь высокую идею.

Нередко этот тип невроза развивается как следствие духовной бедности, когда человек просто не знает, чем себя занять. Таким образом проявляется духовный конфликт человека, связанный с неопределенностью ценностей.

Экзистенциальный невроз опасен своим побочным влиянием. Часто люди под воздействием собственных размышлений приходят к мысли о самоубийстве.

Еще одной возможной стороной является развитие пристрастия к алкоголю или наркотикам. Исследования выявили прямую зависимость подобных явлений и их последствий с социальной и экономической ситуацией в обществе.

Изначально течение заболевания проявляется психической симптоматикой, к которой впоследствии присоединяется соматогенная. Депрессивные состояния становятся типичными да больного, несмотря на то, что для окружающих его жизнь может выглядеть вполне благополучно.

Депрессия и апатия всегда сказываются на физическом состоянии человека. С течением времени возникают нарушения сна, мигрени, снижается продуктивность, ухудшается общее самочувствие.

Под воздействием постоянного стресса организм становится более слабым, поэтому для длительного состояния невроза характерно обострение любых хронических заболеваний.


Есть мнение, что любой невроз, в том числе и ноогенный, это последствие продолжительного воздействия на психику человека травмирующей ситуации.

Как лечить экзистенциальный невроз

Рассматривая данное заболевание, возникает вопрос, ответ на который может быть неоднозначным. Нужна помощь только пациенту либо всему обществу в целом?

Разумеется, человек может обратиться к специалисту, который порекомендует принимать препараты, действие которых направлено на устранение имеющихся в каждом конкретном случае симптомов.

Это могут быть лекарства, повышающие настроение, восстанавливающие нормальный режим сна, повышающие работоспособность и т.д. В запущенных случаях такое лечение экзистенциального невроза будет даже не рекомендуемым, а обязательным.

Также потребуется справляться с теми последствиями, которые были вызваны неврозом. Это могут быть заболевания, затрагивающие любые системы и органы: сердечнососудистые нарушения, проблемы с желудком, кишечником и т.д.

Однако без устранения причины, которая породила заболевание, симптомы будут возвращаться вновь и вновь, усугубляя состояние невроза и провоцируя возникновение новых болезней.

В идеале, необходимо заниматься оздоровлением общества, чтобы превратить его из общества потребления в объединение созидающих и творческих людей. Еще раз необходимо отметить, что существование в современном мире не для всех является проблемой.

Кто-то замечательно живет, не испытывая беспокойств, связанных с неудовлетворенными духовными потребностями. Но тем, кто ищет способ заполнить образовавшуюся духовную пустоту, необходимо найти нужное решение.

Сложно давать советы, каким образом можно это сделать, ведь каждый человек индивидуален, и каждый видит свой способ формирования духовного богатства. При этом можно дать несколько общих рекомендаций:

Попробовав следовать этим советам, можно сделать свою жизнь увлекательнее. Хорошо, если вы сможете помочь и другим людям, которые попали в аналогичную ситуацию и тоже нуждаются в поддержке.

Ведь общество состоит из отдельных людей, а значит для его выздоровления необходимо, чтобы каждый из нас чувствовал себя в гармонии с собой и окружающим миром.

О симптомах невроза кишечника читайте тут.

В следующей нашей статье мы расскажем, как лечить невроз.

Поэтому правильным решением будет создание собственной программы по борьбе с причинами неврозов и противодействие ситуациям, которые травмируют психику. Самое важное, чем можно помочь человеку, который столкнулся с такой ситуацией – направить его, вызвать интерес к чему-то, поддержать его увлечения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.