Если душа плачет советы православного врача неврозы депрессии зависимости

Душевная поддержка, утешение, успокоение, отвлечение, разъяснение — вот к чему, собственно говоря, призвана психотерапия. Метод этот очень важный. В структуре всех психических заболеваний психозы, требующие назначения медикаментозных средств, занимают 20% , а 80% — это пограничные состояния, состояния на грани нормы и патологии. В их лечении важно участие психотерапевта, причем именно такого, который имеет правильное представление о человеческой душе.

— То есть православного. Вот мы и перешли к православной психотерапии. В чем ее главное отличие от психотерапии неправославной?

— То есть православный врач за болезненными проявлениями помогает больному увидеть главную их причину — греховную страсть?

— Но это предполагает, что люди, которые к Вам обращаются, тоже должны быть верующими? Или это необязательно?

Если человек, который узнал обо мне, прочитав мою книгу, посетив сайт в Интернете, заинтересовался, если у него есть ко мне вопросы, я готов к беседе с ним. И наша встреча, с Божией помощью, может принести добрые плоды.

— Для кого-то Ваш кабинет может стать первой ступенькой на пути к храму?

— Да, я так и говорю, что психотерапия может стать мостиком к Православию. Часто ко мне обращаются люди, которые еще не готовы на Исповедь прийти, к Таинствам церковным прибегнуть. И я понимаю, насколько велика на мне ответственность — я должен такого человека не отдалить от храма, а сделать все, чтобы приблизить к нему.

— Вы не пытались подсчитать, сколько людей из числа неверующих, обратившихся к Вам, в итоге пришли к вере?

— Не подменяет ли в таком случае православный психотерапевт священника?

— Дмитрий Александрович, а каков был ваш личный путь к вере? Ведь, наверное, когда Вы поступали в медицинский институт, Вы не были верующим человеком?

— В девяностые годы это было модно — внедрение практической психологии…

Как утешить мать, которая потеряла единственного сына, как не тем, что сказать ей, что у Бога… смерти нет?! И это — правда! У Бога нет смерти, и за сына нужно молиться. И нужно продолжать выполнять ту миссию, которую Господь на тебя возложил, пока ты жив, пока дышишь…

И вот эта правда Божия стала творить чудеса. Мои пациенты начали воцерковляться. Стали исповедоваться, причащаться…

— Можно сказать, что Вы стали в нашей стране пионером этого направления в психотерапии?

Неоценимую роль в моей жизни, в моем становлении как православного христианина сыграло общение с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Высокопреосвященнейшим Варнавой, тогда он был архиепископом. Клиника в Чебоксарах, в которой я трудился, находилась в нескольких метрах от кафедрального Введенского собора и резиденции владыки. Я мог прийти к нему на прием, получить напутствие, благословение. Через маму, которая ездила к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), я получал советы и этого духоносного старца…

— Вы встречаете понимание среди ваших коллег? Обретаете единомышленников?

— Неприятие правды Божией?

— Почему в Румынии?

— В прошлом, 2010 году исполнилось пять лет созданному Вами Институту проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Что представляет собой Институт, чем он занимается?

— То есть одержимости?

— Да. Но это уже область пастырского душепопечения, в это вмешиваться я не дерзаю.

— Дмитрий Александрович, как Вы уже заметили, в современной психотерапии сегодня множество методик и приемов, которые могут таить в себе опасность. И они довольно активно внедряются. Как с этим бороться?

— И вера слаба, и от греха мы не свободны, а лишь только идем путем борьбы с ним. Православный человек может, по попущению Божию, и заболеть, в том числе и психически. А для кого-то душевная болезнь — это путь ко спасению, Господом возложенный крест. Все мы несем тяготы, скорби. Иногда, даже не имея серьезной болезни, человек оказывается в труднейших жизненных обстоятельствах, когда ему особенно нужна поддержка, сочувствие, понимание, взгляд со стороны.

— К Вам обращаются люди с зависимостями — алкогольной, наркотической?

— Безусловно. Я занимаюсь психотерапевтическим сопровождением ремиссии. Это состояние, когда человек вырвался из наркотического угара, оставил пьянку. Но жизнь продолжается, будут в ней и скорби, и неприятности, может быть и безденежье, и обиды — как удержаться в трезвости? А с другой стороны, будут и радости — праздники, свадьбы — и здесь нужно уметь чувствовать себя спокойно за праздничным столом. Стойкий результат после отказа от наркотиков или алкоголя может появиться только через год, и нужно помочь человеку этот год продержаться.

— Недавно прошла информация о том, что в США очень многие употребляют антидепрессанты…

— Метод психоанализа получил распространение в нашей стране?

— Как православный психотерапевт, какой диагноз Вы поставили бы современному российскому обществу?

— Ставить диагноз обществу — это очень ответственно, но почему-то напрашиваются слова: маловерие, неверие. Нам бы укрепиться в вере, нам бы быть со Христом! И себе в первую очередь этого желаю.

Основа православной психотерапии — святоотеческое наследие. В нем содержится все, необходимое и для врачевания души, и для ее спасения. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность.

Больные психотерапевтического профиля — это совершенно особый контингент. Их страдания нередко связаны с моральными конфликтами, семейными проблемами, переживаниями после тяжелых болезней, с духовными поисками. Как правило, в глаза врачу смотрит человек, который испытывает дефицит любви, понимания, поддержки со стороны близких. Пациентам прежде всего надо давать любовь и душевное тепло.

Нередко пациенты, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги, сами спрашивают меня о смысле жизни. И тогда тем, у кого открыто сердце, я рассказываю о христианском понимании смысла жизни, о смысле страдания, болезни.

Можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится врачом или психологом кающимся, исправляющим свою жизнь.

— Дмитрий Александрович, вы часто приводите в своих работах современные данные о распространении психических расстройств.

По опубликованным данным, в мире на сегодня насчитывается более 500 миллионов психически больных людей и число их постоянно увеличивается. Более того, думается, что даже эти показатели не отражают истинных реалий. В действительности психически больных людей значительно больше.

Судите сами. Вот лишь некоторые факты по Российской Федерации, отражающие остроту проблемы. В стране 7 миллионов больных алкоголизмом, 3 миллиона наркоманов, 500 тысяч подростков состоят на учете у наркологов по поводу наркотической зависимости и токсикомании. В одной только Москве насчитывается больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Ежегодно 70 тысяч молодых людей умирают от наркотиков. Чрезвычайно высоки показатели самоубийств. В среднем каждые 39 человек на сто тысяч населения заканчивают жизнь самоубийством. Проблема психического здоровья общества из разряда медицинской становится государственной.

— А как вы оцениваете неврозы, которым сейчас уделяете много внимания, с христианской позиции?

Во все времена в истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена?

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг. Больного отличает стиль мышления, носящий характер бескомпромиссности, в оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для него оттенков и строится на контрасте: плохо — хорошо.

Невроз часто возникает в результате внутренних личностных процессов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная способность нервозно реагировать на жизнь.

Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей. Имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души. В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, страхи…

Святые отцы говорят, что, чем человек грешит, тем он и страждет. По этой причине сокращается продолжительность жизни людей, слабеет их здоровье.

К примеру, ученые установили, что у людей амбициозных, находящихся в состоянии постоянного внутреннего смятения и неудовлетворенных стремлений, кровь свертывается значительно быстрее и коронарные сосуды склонны к закупорке в среднем вдвое чаще, чем у людей, не обладающих подобным личностным складом.

Таким образом, психосоматическая патология — это своеобразный соматический резонанс психических процессов. И, что очень важно, духовных процессов. На мой взгляд, истинная схема формирования психосоматических расстройств должна выглядеть так: грех — характер — болезнь. Плачет душа, а слезы капают в тело.

— Скажите пожалуйста, то, о чем мы говорим, — это Ваше личное мнение или существует общецерковный взгляд на проблему психических расстройств?

Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницею душ человеческих. Отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям отражены в основах социальной концепции, принятых на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года. В ней говорится, что, к примеру, основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Таким образом, Церковь, как на одну из причин развития психических болезней, указывает на греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. В этой группе заболеваний и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.

— Поясните, что такое интернет-зависимость?

Любое зависимое поведение — это страдание, это рабство. И в принципе, уже не важно, от чего. От наркотиков, табака, алкоголя, азартных игр или от компьютера. Принцип один — порабощенность. Душевная, физическая, социальная…

— Сейчас много говорят и пишут о депрессии. Расскажите подробнее, какие у нее особенности, как она возникает?

А бывают депрессии — и их значительно больше — как следствие поработивших душу страстей уныния и печали. Этот момент очень существенен. И нужно различать, в том числе и священнослужителю, где грех, а где болезнь. Вообще же депрессия по распространенности вышла на одно из лидирующих мест в мире среди прочих болезней. Потребление психотропных препаратов, антидепрессантов вышло из-под контроля медиков и не поддается никакому учету. Более того, депрессия помолодела, сегодня мы говорим о детской депрессии. Очень много таких расстройств и в моей практике тоже.

— Бывает, что депрессивные состояния, нервный срыв приводят человека к мыслям о самоубийстве. Как помочь человеку, который, может быть, стоит на грани суицида?

Если говорить о проблеме суицида в целом, известно, что только десять процентов среди самоубийц — психически больные люди. А остальные девяносто процентов — душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. А вы знаете, сколько их? 39—40 человек на каждые 100 тысяч населения! То есть ежегодно десятки тысяч — это целый город самоубийц! Мы говорим о завершенных суицидах, а есть еще попытки суицида, и их намного больше.

А проблема алкоголизма, наркомании, игромании? Вот поэтому-то полтора года назад был создан Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Потому что ко многим из них нужно христианское отношение.


Если говорить о лечении депрессии, то понятно, что психогенные депрессии – это проблема личности, и лечится такой вид депрессий преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека – это борьба со страстями, путь терпения, смирения, незлобия и любви. Наряду с этим, конечно, важны: отдых, физическая активность, свежий воздух, достаточный сон.

Депрессия эндогенная, как правило, не может быть излечима без назначения необходимых медикаментов. Назначает их врач-психиатр. Различают множество разновидностей эндогенной депрессии: тревожная депрессия, депрессия с утратой эмоциональных реакций на окружающее, депрессия с раздражительностью или злобой, с навязчивыми страхами. В ряде случаев требуется госпитализация и интенсивная терапия в условиях стационара.

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться, потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения, возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против”, усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем дольше будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише”. По опыту известно, что можно “спотыкаться”, терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Переключение – простой и эффективный прием. Одному доставляет радость работа на даче, другому – вечер в общении с семьей. Умение отдыхать с пользой для души – премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться, побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот.

Терпение скорбей. Как говорил преподобный Серафим, “нет скорбей – нет спасения”. А преподобный Симеон Новый Богослов наставляет нас так: “Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей”.

По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), “искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым людьми, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесными болезнями, если все это претерпят до конца, то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения”.

Серия: "Вечные истины"

Автор этой книги — известный православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор московского Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. С православной точки зрения рассматриваются причины неврозов и депрессий. Раскрываются духовные причины алкоголизма, наркомании, табакокурения, особенности игровой и компьютерной форм зависимых расстройств. Издание содержит много святоотеческих поучений. В книге также содержатся разнообразные советы и рекомендации врача, который более четверти века ведет прием пациентов, читает лекции в России и за рубежом. Автор надеется, что книга будет полезна всем, кого интересуют вопросы душевного здоровья. Доктор Авдеев — член Союза писателей России, автор более 50 книг и брошюр, изданных, кроме русского, на многих иностранных языках. Для широкого круга читателей.

Издательство: "Феникс" (2015)

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Неврозы и психотерапия: православный взглядАвтор этой книги — православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор московского Института проблемформирования христианского отношения к… — Феникс, Вечные истины Подробнее. 201488бумажная книга
100 вопросов православному психотерапевтуАвтор книги - известный московский православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к… — Феникс, Вечные истины Подробнее. 2015139бумажная книга
Врачевание душевных ран. Лекции по православной психологииВ книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение", "Душевное… — Феникс, Вечные истины Подробнее. 2015169бумажная книга
Душевное здоровье ребенка. Советы православного врачаКнига написана врачом, который более 25 лет принимает пациентов, читает лекции и проводит беседы на темы психического здоровья детей. Доктор рассказывает о детскойнервозности, страхах, нарушениях… — Феникс, Вечные истины Подробнее. 2015148бумажная книга
Если душа плачет. Советы православного врачаАвтор этой книги - известный православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор московского Институтапроблем формирования христианского… — Феникс, Вечные истины Подробнее. 2015153бумажная книга
Как сохранить душевный мирДмитрий Александрович Авдеев — московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор Института проблем формирования христианского… — Лепта Книга, Исцеление Подробнее. 2015126бумажная книга
Душевное здоровье ребенка. Советы православного врачаКнига написана врачом, который более 25 лет принимает пациентов, читает лекции и проводит беседы на темы психического здоровья детей. Доктор рассказывает о детскойнервозности, страхах, нарушениях… — ФЕНИКС, (формат: 84x108/32, 174 стр.) Вечные истины Подробнее. 2015126бумажная книга
Если душа плачет. Советы православного врача. Неврозы, депрессии, зависимостиАвтор этой книги - известный православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор московского Институтапроблем формирования христианского… — ФЕНИКС, (формат: 84x108/32, 206 стр.) Вечные истины Подробнее. 2015137бумажная книга
Как сохранить душевный мирДмитрий Александрович Авдеев - московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор Института проблем формирования христиан ского… — Лепта Книга, (формат: 125x200, 160 стр.) Исцеление Подробнее. 2015105бумажная книга
100 вопросов православному психотерапевтуАвтор книги - известный московский православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к… — ФЕНИКС, (формат: 84x108/32, 240 стр.) Вечные истины Подробнее. 2015127бумажная книга
Врачевание душевных ран. Лекции по православной психотерапииВ книге представлены семь лекций, а именно: Психотерапия, Неврозы, Основные формы неврозов, Причины психических заболеваний, Депрессия, Аддиктивное (зависимое) поведение, Душевное здоровье ребенка и… — ФЕНИКС, (формат: 84x108/32, 252 стр.) Вечные истины Подробнее. 2015144бумажная книга
Неврозы и психотерапия. Православный взглядАвтор этой книги - православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор московского Института проблем формирования христианского отношения к… — ФЕНИКС, (формат: 84x108/32, 109 стр.) Вечные истины Подробнее. 201494бумажная книга
Греховные недуги. Психология страстиАвтор книги просто и убедительно рассказывает о духовных причинах алкоголизма, наркомании, табакокурения, различных нехимических зависимостей (игромании, компьютеромании и др.). Предлагает различные… — Родное слово, Подробнее. 2013261бумажная книга
Греховные недуги. Психология страстиАвтор книги просто и убедительно рассказывает о духовных причинах алкоголизма, наркомании, табакокурения, различных нехимических зависимостей (игромании, компьютеромании и др.). Предлагает различные… — Родное слово, Подробнее. 2013241бумажная книга
100 вопросов православному психотерапевтуАвтор книги — известный московский православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к… — Родное слово, - Подробнее. 2013362бумажная книга

Авдеев, Дмитрий Александрович

Авде?ев Дми?трий Алекса?ндрович (р. 1964) — московский психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, медицинский психолог.

Содержание

Биография

Труды

  1. Через страдания к свету Православия. Москва, 1994, 15 с.
  2. Из дневника православного психиатра. Москва, 1995. 64 с.
  3. О духовной сущности невроза. Москва, 1996, 20 с.
  4. Православная психиатрия. Москва, 1997, 125 с.
  5. Духовная сущность психических расстройств. Москва, 1998, 64 с.
  6. Беседы с православным психиатром. Москва, 1998, 96 с.
  7. Нервность: её духовные причины и проявления. Неврозы (совм. с В. К. Невяровичем). Москва, 1999, 128 с.
  8. Греховные недуги: пьянство, наркомания, курение. Москва, 1999,64 с.
  9. Беседы с православным психиатром, 2-е изд., Москва, 2000, 160 с.
  10. Из дневника православного психиатра, 2-е изд., Москва,1999,235 с.
  11. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. Москва, 2000, 368 с.
  1. Психиатрия и духовность.
  2. О нравственности в психотерапии.
  3. Христианство и психиатрия.
  4. Греховные недуги (пьянство, наркомания).
  5. Православный врач отвечает на вопросы.
  6. Беседа с православным психиатром.

Литература

Тяжелое душевное состояние — грех или болезнь?

…Просто накапливается усталость, опускаются руки, ничего не хочется делать, по утрам трудно встать на молитву, трудно порадоваться новому дню. Да и чему радоваться, когда за окном уже целый месяц серая хмарь? И зачем молиться, если никаких чудесных перемен по твоим молитвам не происходит? Для чего каяться в одних и тех же грехах, если ты так и пойдешь с ними в могилу? А тут еще пугающие новости: войны, теракты, упавшие самолеты, стихийные бедствия… Нескончаемый поток негативной информации притупляет ощущение душевной боли, загоняет ее вглубь, и человек годами живет в состоянии стресса, на который накладываются потери, разлуки, предательства близких людей, непрощенные обиды и болезненные воспоминания.

Из этого состояния очень трудно, невозможно выбраться самому.

Конечно, верующий человек должен задуматься о духовных причинах своего состояния. Ему нетрудно догадаться, что первое и главное лекарство, которое может помочь в этой ситуации, — это церковные таинства. Конечно, нам нужна и беседа с духовником, его вразумляющие и поддерживающие слова; нам могут помочь и духовные книги. Однако человек — не бесплотный дух; от стресса страдает его плоть, прежде всего, конечно, самая уязвимая часть телесной оболочки человека — нервная система: именно она изнемогает под грузом негативных переживаний. Для телесной немощи есть много научных названий: депрессия, синдром выгорания, хроническая усталость, невроз, переживание детской травмы… Но, так или иначе, здесь — замкнутый круг: духовное повреждение человека сказывается на его нервной системе, а ненормальное состояние последней подавляет в человеке духовную жизнь.

Проблема в том, что симптомы болезненных пограничных состояний человеческой психики очень похожи на проявление чисто духовного недуга, греха — уныния. И чувство богооставленности, терзающее душу христианина, может быть как следствием болезни, так и следствием нераскаянного греха.

Какие вопросы надо решать со священником, а какие — с психотерапевтом или психологом? Как различить недуг духовный и недуг телесно-душевный? Как понять, что в тебе сейчас действует — проявление греха или симптом болезни? Об этом размышляют наши авторы и собеседники.

Каждого из нас в тот или иной период жизни посещает чувство печали, тоски, тревоги. Причины для такого чувства всегда есть! Но иногда оно становится хроническим и уже само подыскивает для себя причины или, точнее, поводы. А иногда человек понимает, что не выдерживает… Все это может серьезно пошатнуть наше душевное здоровье и привести к возникновению такого расстройства, как депрессия. Что делать в такой ситуации? Как помочь себе и близким выйти из нее? Каким должно быть христианское отношение к этому заболеванию? Об этом мы беседуем с Василием Глебовичем Каледой — врачом-психиатром, доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.


— Василий Глебович, наша действительность полна стрессов и негативной информации. А насколько наша психика приспособлена к подобным переживаниям, каковы наши возможности и от чего они зависят?

— К сожалению, та ситуация, в которой мы с вами находимся, дает нам слишком много поводов, чтобы ощутить психологический дискомфорт. Свою роль здесь играют не только сложные обстоятельства нашей частной жизни, но и — вы правы — интенсивный поток негативной, да попросту пугающей информации. Противостоять этому натиску может только человек с очень крепким внутренним стержнем, каковым, безусловно, является вера.

Но наша психика не всегда может успешно противостоять натиску негатива, психологические барьеры легко ломаются, и человек впадает в состояние депрессии, в котором ему требуется не только поддержка друзей, членов семьи, духовная помощь священника, но и помощь врачей-специалистов: психотерапевта, а может быть, и психиатра.

— Насколько распространено сегодня это расстройство — депрессия?

— Распространенность депрессии сегодня очень велика. По последним статистическим данным, в России от этого заболевания страдают около 9 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет наиболее распространенным заболеванием из приводящих к временной утрате трудоспособности.

— С чем же связана такая распространенность депрессии в последние годы?

— Причин этому много. Это постоянное ускорение ритма жизни, увеличение интенсивности трудовых процессов, миграция, постарение населения. Однако, по мнению экспертов ВОЗ, одна из значимых причин распространения депрессии — глобальная утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Человек, имеющий четкие жизненные ориентиры, связанные с религиозными ценностями, оказывается на порядок более устойчивым, чем тот, кто живет только земными сиюминутными интересами. Человек религиозный имеет возможность отнестись к своим невзгодам как к испытаниям, которые посылает ему Спаситель.


А когда возможность такого восприятия невзгод утрачивается, наша психика становится уязвимой. Если в жизни человека нерелигиозного что-то идет не так, то он может прийти к выводу, что его жизнь полностью лишена смысла. Поэтому у таких людей нередко возникают суицидальные мысли и даже попытки самоубийства, часть из которых, увы, заканчивается летальным исходом.

— Его страшный поступок был следствием болезни?


— Можем ли мы сказать, что верующему человеку легче пережить состояние депрессии?

— Все научные исследования, подчеркну, именно научные, где есть четкая методология, говорят о том, что люди верующие на порядок стрессоустойчивее. Известный философ и психиатр Виктор Франкл, прошедший в свое время через Освенцим, говорил, что религия дает человеку духовный якорь спасения: уверенность, которую нельзя найти более нигде. В ряде современных исследований показано, что уровень религиозности человека обратно пропорционален уровню выраженности реактивной депрессии, то есть депрессии, которая возникает в ответ на столкновение с объективными жизненными ситуациями. Понятно, что, если в жизни человека происходят серьезные несчастья, например смерть близких, он не может не переживать по этому поводу. И даже человек глубоко религиозный будет в этой ситуации испытывать боль, тоску. И это в общем-то нормальная реакция. Назвать ее греховной нельзя, но вот оставаться в ней надолго — грех. Ненормально, если человек воспринимает эту ситуацию с холодностью и равнодушием. Но человек верующий даже самую тяжелую утрату может воспринять в религиозном контексте: да, Господь призвал к себе близкого, дорогого мне человека, да, это тяжело, но мы должны как-то это пережить.

Высокий уровень религиозности связан с большой силой духа и даже, как ни парадоксально, с верой в собственные силы. Вера в свои силы обусловлена тем, что человек ощущает помощь и поддержку от Бога даже в состоянии депрессии. Депрессия — тоже испытание, которое посылает нам Господь. И иногда это испытание бывает очень тяжким.

Однако нужно иметь в виду, что верующие, страдающие затяжной или хронической депрессией, иногда преломляют восприятие Православия через свое состояние и активно транслируют такое восприятие вовне. В их понимании Православие является очень депрессивной религией — религией скорби, слез и страха. Им кажется, что радость и христианство несовместимы. Но это, конечно же, не так. Как мы помним, апостол Павел призывал нас всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить (см.: 1 Фес. 5, 16–18).

— Среди верующих бытует мнение, что депрессия — это новое название старого греха — уныния. Так ли это?

Нередко депрессия воспринимается окружающими как проявление лени и эгоизма или плохого характера, что бывает очень трагично. В состоянии депрессии человек часто не может понять, что с ним происходит. Обращается за помощью к своим близким, а в ответ непонимание и обвинения. Возникает состояние отчаяния и суицидальные намерения…


Безусловно, между депрессией и духовными проблемами человека во многих случаях есть определенная связь. Реактивная депрессия развивается как ответ на некие негативные воздействия. Иногда эта реакция бывает неадекватной, и тогда мы можем говорить о том, что развитие депрессивного синдрома есть следствие определенной духовной слабости человека, его маловерия. Человек, который впал в подобное состояние, не доверяет Богу и не может понять, для чего он проходит через те или иные испытания.

Святые отцы подробно говорили и о причинах возникновения этих состояний. Первая причина заключается в том, что человек не получает желаемого в самом широком смысле слова. Вторая — это разнообразные гневные помыслы. Третья — прямое воздействие темных сил. Но для меня как для психиатра совершенно удивительно, что уже в IV веке святые отцы писали о том, что бывает печаль совершенно беспричинная. Будучи величайшими знатоками человеческих душ и, как сказали бы психиатры, великолепно владея клиническим методом, святые отцы видели, что человек может впасть в депрессию без какой-либо видимой причины. На современном языке причины, приводящие к подобного рода состояниям, называются эндогенными. В этом случае болезненные переживания человека вызваны первичными функциональными нарушениями головного мозга, на уровне определенных нейромедиаторов. В тех случаях, когда депрессия имеет психогенную природу, все равно происходят такие же биохимические отклонения, которые при выраженной степени требуют медикаментозной терапии. При этом чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем более вероятен успех в выздоровлении.

— Можем ли мы говорить о какой-то особой предрасположенности к депрессии? Кто, если можно так сказать, находится в зоне риска? Играет ли здесь какую-либо роль наследственность?

Конечно, к депрессиям предрасположены люди, которые имеют серьезные соматические заболевания, например онкологические или инфаркт миокарда. Около 20% женщин страдают депрессией в послеродовый период. Причем это может произойти и в благополучной семье, в которой маму долгожданного ребеночка окружили заботой и вниманием. Склонны к депрессивным состояниям также люди пожилого и старческого возраста. Это происходит из-за биохимических процессов в головном мозге, хотя играют свою роль и жизненные трудности, которых у них, конечно, очень много. Склонны к депрессивным состояниям и работники сферы ухода за пожилыми и больными людьми.

Понятно, что депрессия возникает чаще у социально незащищенных, например у безработных. Кроме того, она нередко развивается у членов семьи депрессивных пациентов. Приблизительно 20% родственников больных подвержены депрессии, в то время как родственники здоровых заболевают в 7% случаев. Риск развития депрессии среди одиноких и разведенных в два-четыре раза выше, чем среди семейных людей. При этом разведенные и одинокие мужчины рискуют больше, чем разведенные и одинокие женщин.

— Возможен ли выход из состояния депрессии без помощи врача?

— Ответ на этот вопрос зависит от степени выраженности депрессии. Специалисты различают слабую (так называемую субдепрессию), умеренную и тяжелую степени выраженности депрессии. При субдепрессии у человека снижено настроение, ему не хочется заниматься теми или иными делами, но тем не менее он справляется со своими профессиональными и семейными обязанностями. В этой ситуации обращаться к врачу и ставить вопрос о назначении тех или иных препаратов необязательно. Человек нуждается прежде всего в поддержке окружающих, в отдыхе, в положительных эмоциях, в занятиях физическими упражнениями. Родственники пациента должны четко осознавать то, что депрессия является реально существующим заболеванием, и обеспечить страждущему максимально возможное внимание и заботу. Для верующего человека в этот момент очень важно услышать значимые слова от священника и сконцентрироваться на своей духовной жизни.


Но уже при умеренной степени выраженности депрессии человеку трудно справиться с работой, учебой, со всеми жизненными ситуациями. И если это состояние длится долго, нужно обратиться к врачу. Это необходимо делать и в случаях классической эндогенной депрессии, и при реактивных состояниях, когда имела место психологическая травма.

При тяжелой депрессии симптомы проявляются столь значительно, что пациент не может или почти не может не только продолжать профессиональную и социальную деятельность, но даже выполнять простые домашние обязанности. Он близок к состоянию отчаяния. Его настойчиво преследует мысль о бессмысленности жизни, возникает желание покончить самоубийством. При остром тяжелом начале диагноз депрессии может быть поставлен и ранее двух недель. Эта ситуация крайне опасна и требует немедленного обращения к врачу! К сожалению, депрессия — это заболевание, которое может закончиться суицидом. По статистике ВОЗ, к 2020 году депрессия может стать убийцей номер один среди других заболеваний.

— Желательно ли для православного человека, чтобы специалист, к которому он обратился, был православным?

— Если мы говорим о состоянии тяжелой и умеренной депрессии, то важно как можно быстрее найти грамотного специалиста. И совершенно необязательно, чтобы он исповедовал православную веру. Дело в том, что в состоянии тяжелой депрессии человек часто просто не способен воспринять слова ни о Боге, ни о чем-либо другом.

— Все эти симптомы — это не следствие греха, а следствие тяжелой болезни?

— Да, это следствие болезни. Нельзя болезненные симптомы принимать за факторы духовной жизни. Ошибки могут быть фатальны. Классический пример такой ошибки — трагическая смерть Николая Васильевича Гоголя. Гоголь находился в состоянии тяжелой эндогенной депрессии, а его духовник архимандрит Матфей Константиновский призывал его каяться, каяться и еще раз каяться в грехах, тем самым усугубляя его состояние. Все это закончилось тем, что Гоголь практически отказался от приема пищи и умер.

— Каковы особенности духовной жизни больных различными формами депрессии? Есть ли какие-то рекомендации для священнослужителей, духовно окормляющих больных депрессией?

— Легкие формы депрессии при правильном христианском восприятии дают человеку возможность стать глубже, отстраниться от суеты, сосредоточиться на смысле бытия, на духовной жизни и стать ближе к Богу. В состоянии субдепрессии человек способен услышать обращенные к нему слова священника. Но уже при умеренной депрессии у человека может появиться ропот на Бога, он может испытывать окамененное бесчувствие, утрачивает возможность молиться, теряет надежду на милосердие Божие. А при тяжелой депрессии все эти симптомы выражены максимально. В этом состоянии жизненные факторы, которые в более легком случае могли бы пациенту помешать совершить суицид — мысли о семье, о детях, о родителях, вера в Бога, — уже не имеют для него сдерживающего значения.

Очень часто священник оказывается тем, к кому человек обращается в первую очередь. Важно, чтобы болезненное состояние прихожанина было правильно воспринято священником. В этом состоянии верующий остро нуждается в поддержке духовника. Но одной только этой поддержки в некоторых случаях недостаточно. При умеренной или тяжелой форме депрессии священник обязан, я подчеркиваю — обязан! — направить этого человека к соответствующим специалистам, потому что на фоне депрессии велика вероятность суицида. И если священник возьмет на себя ответственность за состояние окормляемого, то вполне вероятно, что ему придется взять на себя ответственность и за его смерть. Можно привести много реальных примеров, когда священники на исповеди выявляли, что человек находится в состоянии депрессии, в том числе и депрессии с суицидальными мыслями, которую не заметили родственники, и направляли его к психиатру, что спасало ему жизнь. Но, к сожалению, есть и противоположные случаи, когда священник полагал, что он сможет сам избавить человека от ненормального состояния, и это кончалось самоубийством.

— Можно ли полностью излечиться от депрессии?

— Да, можно. В большинстве случаев депрессивное состояние успешно лечится. В настоящее время в арсенале врачей имеется большое количество достаточно эффективных антидепрессивных препаратов. Но прогноз течения депрессии всегда индивидуален. Он зависит как от особенностей проявлений депрессивного состояния, так и от особенностей течения самого заболевания, в рамках которого возникла депрессия. Однако, по данным современных исследований, в 20% случаев депрессивное состояние тянется более двух лет, и тогда принято говорить о формировании так называемых затяжных и хронических депрессий.

— Это стереотипы прошлого. Человека, который сам обратился к врачу по поводу депрессии, никогда не поставят на диспансерное наблюдение. Госпитализация в психиатрические клиники в большинстве случаев добровольная. Недобровольная госпитализация возможна только при отказе от лечения человека с суицидальными намерениями. Можно обратиться к врачу-психотерапевту в поликлинике по месту жительства. Существуют консультативно-диагностические центры, где принимают врачи-психиатры и врачи-психотерапевты. В этих центрах никакого особого учета больных психиатрического профиля не ведется. Не нужно бояться обращаться за психиатрической помощью.

Василий Каледа
Беседовала Екатерина Иванова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.