Формы школьной дезадаптации неврозы страхи депрессия неврастения

1. Определение школьной дезадаптации (ШД)

Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы.
Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения. Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).

2. Причины ШД

Наиболее распространенной причиной ШД являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.
При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.
Среди детей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность.
Второй по распространенности причиной ШД являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению.
В категорию школьников - "дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками:
1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.
2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.
3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

3. Проявления ШД

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:
1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).
У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.

4. Задачи психологов и педагогов, работающих с детьми "группы риска"

Задача психолога, работающего с ребенком группы риска школьной дезадаптации - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным

Семинарское занятие

Цель - исследование причин и форм школьной дезадаптации в младшем и подростковом возрасте.
Основные понятия: школьная дезадаптация, стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, неврозы, страхи, депрессия, неврастения.

1. Понятия "адаптация" и "дезадаптация" в психологии.
2. Причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт).
3. Формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрастах (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).

1. Ознакомьтесь с определениями, приведенными в методических рекомендациях к занятию. Подумайте, какого рода воздействия могут вызвать стресс? Можно ли рассматривать фрустрацию как одну из форм психологического стресса?
2. Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации?
3. Что понимается под "школьным неврозом"?
4. Какие школьные ситуации чаще всего вызывают страх у ребенка и подростка?
5. В чем Вы видите возможности профилактики школьных неврозов?

Решите психолого-педагогические задачи, опираясь на изученный материал (см. Приложение 1).


1. При работе над темой 3 Вам необходимо овладеть понятийным аппаратом:
СТРЕСС - состояние организма, обусловленное неспецифическим действием любых резко выраженных и/или длительных физических или психических нагрузок - стрессорных факторов или стрессоров.
ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.).
ДЕПРИВАЦИЯ - создание препятствий для удовлетворения потребностей.
НЕВРОЗ - функциональное нервно-психическое расстройство, при котором человек осознает свое состояние и не утрачивает способности управлять своим поведением. Различают несколько видов неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Каждый из видов имеет свои характерные черты.
СТРАХ - эмоциональное состояние, выражающееся в сильной тревоге, беспокойстве, душевном смятении, которое может возникать перед конкретной реальной или мнимой опасностью. Имеет определенную предметную направленность и влияет на поведение (активность) человека.
ДЕПРЕССИЯ - угнетенное, подавленное психическое состояние.
2. Прочитайте основные понятия, сравните их, определите, что из перечисленного является причиной ШД, а что - ее следствием.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки


Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

Слушатель факультета ДПО

Каковы причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт)?

Охарактеризуйте формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).

Ознакомьтесь с определениями, приведенными в методических рекомендациях. Подумайте, какого рода воздействия могут вызвать стресс? Можно ли рассматривать фрустрацию как одну из форм психологического стресса?

Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации?

Что понимается под школьным неврозом?

Какие школьные ситуации чаще всего вызывают страх у ребенка и подростка?

В чем вы видите возможности профилактики школьных неврозов?

Адаптацией (от лат. adaptare — приспособлять) принято называть процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т. д.

Дезадаптация — процесс, который приводит к наруше­нию взаимодей­ствия со средой.

Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом, необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции как сложные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.

2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

Одна из форм школьной дезадаптации учащихся младших классов связана с особенностями их учебной деятельности. В младшем школьном возрасте дети овладевают прежде всего предметной стороной учебной деятельности - приёмами, навыками, умениями, необходимыми для усвоения новых знаний. Овладение мотивационно-потребностной стороной учебной деятельности в младшем школьном возрасте происходит как бы латентно: исподволь усваивая нормы и способы социального поведения взрослых, младший школьник ещё не пользуется ими активно, оставаясь по большей части зависимым от взрослых в своих отношениях с окружающими людьми.

Если у ребёнка не формируются навыки учебной деятельности или приемы, которыми он пользуется, и которые закрепляются у него, оказываются недостаточно продуктивными, не рассчитанными на работу с более сложным материалом, он начинает отставать от своих одноклассников, испытывать реальные трудности в учёбе (12).

Возникает один из симптомов школьной дезадаптации - снижение успеваемости. Одной из причин этого могут быть индивидуальные особенности уровня интеллектуального и психомоторного развития, которые однако, не являются фатальными. По мнению многих педагогов, психологов, психотерапевтов, если правильно организовать работу с такими ребятами, учитывая их индивидуальные качества, обращать специальное внимание на то, как они решают те или иные задания, можно в течении нескольких месяцев, не изолируя детей от класса, добиться не только ликвидации у них отставания в учёбе, но и компенсации задержки в развитии.

Другая форма школьной дезадаптации младших школьников, так же неразрывно связана со спецификой их возрастного развития. Смена ведущей деятельности (игровой на учебную), которая происходит у детей в 6-7 лет; осуществляется за счёт того, что только понимаемые мотивы учения при определённых условиях становятся действующими мотивами.

Одним из таких условий является создание благоприятных отношений референтных взрослых к ребёнку - школьнику - родителей, подчёркивающих значимость учёбы в глазах младшеклассников, учителей, поощряющих самостоятельность учащихся, способствующих образованию у школьников стойкой учебной мотивации, заинтересованности в хорошей оценке, получении знаний и т.п. Однако наблюдаются и случаи не сформированности у младшеклассников мотивации учения.

Третья форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Неумение адаптироваться к требованиям школы и управления своим поведением в соответствии с принятыми нормами может быть следствием неправильного воспитания в семье, которое в ряде случаев способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность и др. Основное, что характеризует стиль отношений в семье к таким детям, - это либо полное отсутствие внешних ограничений и норм, которые должны были бы интериоризироваться ребёнком и стать его собственными средствами самоуправления, либо "вынесенность" средств контроля исключительно вовне. Первое присуще семьям, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьям в которых царит "культ ребёнка", где ему дозволено всё, он ничем не ограничен. Четвёртая форма дезадаптации младшеклассников к школе связана с их неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Как правило, она встречается у соматически ослабленных детей, ребят с задержкой физического развития, слабым типом ВДН, нарушениями в работе анализаторов и других. Причины возникновения дезадаптации таких детей в неправильном воспитании в семье или в "игнорировании" взрослыми их индивидуальных особенностей.

Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Принято различать: фрустраторпричину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило, достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Дело в том, что человек планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, при этом, одновременно мобилизует блок обеспечения своих целей определенными действиями. В этом случае имеется в виду энергетическе обеспечение целенаправленного поведения. Перед этим запущенным в ход действием возникает некое препятствие – само психическое событие тормозится или прерывается, при этом в месте прерывания события происходит повышение психической энергии. Все это приводит к повышению активизации корковых образований, в частности ретикулярной формации. Именно этот пререизбыток нереализованной энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять. Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разнообразным, оно зависит от многих факторов, таких как возрастные особенности, сила фрустратора, привлекательность цели, объем остановленной психической энергии.

Вообще, фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Депривация может возникать и из-за того, что взрослые не позволяют ребенку выказывать свои эмоции. Злясь на малышей за их радость или слезы, родители заставляют младших членов семьи блокировать вполне естественные эмоции, что в дальнейшем приводит к их замкнутости и регулярным депрессиям.

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ - недуг, мешающий детям нормально учиться. Это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает школьник.

3. Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

5. Страх перед обидчиками — одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.

Профилактика школьных неврозов:

- знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к невротическим реакциям;

- благожелательная атмосфера на уроке;

- уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей;


Не болезнь, но проблема

Татьяна Дунаева: «Школьный невроз — это психологическое и эмоциональное расстройство, возникающее как результат стресса и нарушения адаптации ребенка к школе. Чтобы было понятнее, можно сказать, что это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.

В основе невроза всегда лежит какой-то внутренний конфликт между особенностями личности и характера человека и окружающей его ситуацией.

Если разрешить этот конфликт нормальным способом не удается, развивается состояние невроза, который для детской психики становится своеобразной защитной реакцией.

В чем причина школьного невроза?

Определить причины школьного невроза непросто, это сложное по своему механизму развития состояние. Даже сильный стресс далеко не всегда приводит к формированию невротического расстройства, очень многое зависит и от личности самого ребенка, и от окружения, в котором он живет. Поэтому в психологии принято считать, что невроз возникает в том случае, если совмещается несколько важных факторов:

• длительный стресс или напряжение, которое истощает нервную систему;

• особенности характера и темперамента ребенка;

• наличие какого-то нерешенного внутреннего конфликта;

• психотравмирующая ситуация, способная запустить развитие невроза.

Татьяна Дунаева: «Невроз никогда не возникает на пустом месте. Множество детей сталкивается с одними и теми же школьными проблемами, страдает от повышенной учебной нагрузки и конфликтов с одноклассниками и учителями. Но одни спокойно выходят из сложной ситуации и довольно быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, а у других развивается состояние дезадаптации, которое приводит к невротическому расстройству. Поэтому считается, что школьный невроз, в первую очередь, развивается у детей с невротической предрасположенностью.

В группу высокого риска развития невроза можно отнести детей, в характере которых сочетаются следующие черты:

• повышенная тревожность, неуверенность в себе;

• обидчивость, постоянное ожидание агрессии от окружающих;

• недоверчивость к окружающим;

• чрезмерная зависимость от старших;

• низкая активность, избегание сверстников;

• чрезмерная „демонстративная“ активность;

• склонность к избыточным эмоциональным переживаниям;

Многоликий невроз

Симптомы школьного невроза так же разнообразны, как и причины. У ребенка в состоянии невротического расстройства меняется буквально все: интересы, эмоциональные реакции, привычки, поведение и даже самочувствие. По тому, какие именно симптомы преобладают, принято выделять три основные формы невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения чаще всего проявляется жалобами на усталость, слабость. Ребенок становится плаксивым, обидчивым, легко раздражается, всего боится, перестает справляться с привычной нагрузкой. Очень часто к этому присоединяются жалобы на самочувствие, которые чаще всего появляются в первой половине дня. Беспокоят головная боль и головокружение, тошнота, боль в животе, нарушения сна и аппетита.

Чем помочь ребенку?

Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.

Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.

Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.

Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.

Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.

Расстройства сна, истерики, страхи, навязчивости, ритуалы и др. Причины неврозов, их влияние на успешность обучения. Педагогические возможности коррекции


Особенности организации учебного процесса влияют не только на возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и др., но и на общее психическое состояние школьников. Признаком школьной дезадаптации могут быть различные симптомы невротических нарушений: истощение, повышенная отвлекаемость, нарушения сна (ночные кошмары, трудности засыпания, тревожный сон и т.д.), обилие страхов, обгрызание ногтей, кручение волос, тики, навязчивые движения и ритуалы, плаксивость, упрямство, энурез, головные боли и др. Если невротические симптомы снижаются или совсем не проявляются в период каникул – значит, одна из основных причин возникшей проблемы – школьная ситуация.

Какие факторы школьной среды могут влиять на появление невротических нарушений? Это большая учебная нагрузка, с которой ученик не справляется (обилие домашних заданий и дополнительных занятий); высокие требования учителя, которые не соответствуют возможностям школьника; негибкое поведение педагога и неумение найти индивидуальный подход к ребенку, неумение учитывать психофизиологические особенности ученика (медлительность или подвижность, активность, утомляемость к концу урока и др.); неприятие педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических особенностей (полнота, неуклюжесть). Тяготение к учебно-дисциплинарному типу взаимодействия учителя с учеником приводит к развитию тревожности и неуверенности у школьников. Даже если учитель проявляет агрессию к другому ученику, тревожный ребенок будет воспринимать ее как адресованную и ему тоже.
Но если в начальной школе причинами развития невротических реакций являются учебная ситуация и взаимоотношения с учителем, то в подростковом возрасте фактором повышенной тревоги становятся взаимоотношения со сверстниками. Так, например, в начальной школе ребенок больше всего боится опоздать в школу и получить плохую оценку, а в средней школе переживает по поводу отношений с одноклассниками, по поводу своего статуса в коллективе.
Кроме этого, на формирование невротических реакций могут влиять и родители. Например, если у них завышенные ожидания по поводу школьных успехов своего ребенка, каждая тройка или четверка воспринимается мамой как личная трагедия. И в то время, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке, мама выказывает ему недовольство или, что еще хуже, наказывает. Таким образом, ребенок оказывается меж двух огней: его ругают и в школе, и дома. Как гиперопека, так и недостаток внимания со стороны родителей вызывает невротизацию личности. Например, если в семье конфликтная или предразводная ситуация, родители сконцентрированы на выяснении отношений, у ребенка появляются неуверенность, повышенная тревожность, чувство незащищенности.
Учителя и родители нередко жалуются на леность детей. Но нет такого ребенка, который бы не желал быть успешным в учебе. Плохая успеваемость школьников часто обусловлена такими причинами: низкая учебная мотивация; несформированность школьных навыков; неумение организовать свое время и распределить нагрузку; пробелы в знаниях; нарушение внимания (отвлекаемость) и т.д.
Школа может актуализировать внутренний конфликт, и тогда ребенок выпадает из учебной ситуации, неосознанно загоняет проблемы в глубь себя, у него появляются тики, заикания, энурез и прочие симптомы невротизации. Важно подчеркнуть, что травмирующим фактором в данном случае является не сам процесс обучения (у невротизированных детей есть большое желание учиться, высокие интеллектуальные способности), а неадекватно организованный образовательный процесс, без учета индивидуальных особенностей, с чрезмерными обучающими нагрузками и дефицитом свободного времени. Дополнительный вклад вносят родители, которые требуют от сына или дочери высоких и быстрых результатов любой ценой, несмотря ни на что.

В первом классе

Прежде всего оценивать готовность ребенка к школе не только по показателям интеллектуального развития. Необходимо полноценное медицинское обследование. И если у ребенка есть отклонения и проблемы со здоровьем, нужно их решать до поступления в школу. Необходима преемственность между детским садом и школой.
На возникновение школьной дезадаптации в 1-м классе может влиять уровень биологического развития. Часто встречается несоответствие биологического и психологического возраста, к тому же разница между 6 и 7 годами весьма велика. В одном возрасте у детей может быть различная степень зрелости мозговых центров, различная выносливость и утомляемость. Поэтому не все выдерживают учебный темп и нагрузку. И как следствие – появляются проблемы со здоровьем. Часто болеющие дети плохо адаптируются в школе, легко истощаются.
Уже много написано о психологической готовности к обучению в школе, которая влияет на успешность адаптации. Невротические реакции могут возникать, если школьник не умеет строить отношения со сверстниками, не в состоянии выполнять требования, которые предъявляет школа, не имеет сформированную учебную мотивацию и пр. Поэтому важными являются психологическая диагностика ребенка на этапе поступления в школу и выработка индивидуальных рекомендаций по оптимизации процесса обучения каждого ребенка с учетом его особенностей. Например, если выявлено, что ученик тревожный и боится отвечать на уроке, лучше его не вызывать к доске, а спрашивать с места или предлагать ему письменные задания.
На успешность усвоения знаний и навыков письма и чтения влияют логопедические проблемы, которые могут быть выявлены у ребенка еще до школы. Дети, плохо излагающие свои мысли, страдающие нарушением слуховосприятия и звуко-буквенного анализа, тяжело адаптируются в школе. Важно оценить еще до поступления в школу логопедические проблемы ребенка; если они невелики, то дать родителям задание на лето; если значительны, то привлечь логопеда для преодоления речевых проблем.
Недопустимо делать упор на учебную деятельность в дошкольный период. Появившиеся в продаже прописи для левшей помогут воспитателям и учителям подготовить руку ребенка к письму, а не научить его писать буквы в 5 или 6 лет.

При переходе из начальной школы в среднюю меняется учебная ситуация, появляются новые требования, новые учителя, а нередко еще и другая школа с новыми одноклассниками. В последние годы изменения среды обучения стали нередкими: зачастую начальная школа находится в одном месте, средняя – в другом, дети набираются в нее заново, как в первый класс. Все это нагружает нервную систему детей и как следствие – приводит к школьной дезадаптации. Поэтому создание комфортной образовательной среды в этот период является важной задачей. Нередко из-за непонимания и несогласованности требований начальной и средней школы у детей в 5-м классе падает успеваемость, и это является дополнительным стрессовым фактором. Психолого-медико-педагогические консилиумы могут выработать рекомендации для каждого школьника и объединить усилия разных специалистов в решении проблем адаптации.
Важно не забывать о соблюдении режима дня, об адекватной учебной нагрузке, о двигательной активности. Жизнь школьника должна быть наполнена не только событиями, связанными с учебным процессом, но и с успехами в спорте, музыке, изобразительном искусстве и т.д.

В подростковом возрасте

Дезадаптация связана со снижением мотивации к обучению, которая, в свою очередь, вызвана как гормональной перестройкой, так и асинхронным развитием разных отделов головного мозга. Для того чтобы не произошел социальный сбой, необходимо следить за здоровьем детей и творчески подходить к организации учебной деятельности.
Необходимо ежегодно консультировать школьников у эндокринологов. Важна также консультация невролога, но не формальная диспансерная, а углубленная. Необходимо в возрасте 14–15 лет провести следующие дополнительные обследования:

– ультразвуковое обследование щитовидной железы;
– анализ крови на содержание гормонов щитовидной железы;
– исследовать функцию вегетативной нервной системы.

Для подростков важны взаимоотношения со сверстниками. Их волнуют многие проблемы: как их воспринимают окружающие, какой статус они занимают в коллективе, достаточно ли они успешны в той или иной сфере. Поэтому любые замечания в свой адрес (особенно в присутствии других) подростки воспринимают очень болезненно. Этот период сенситивен (восприимчив) для развития мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков. Если подросток не получает подтверждения своей значимости в школе (например, плохо учится, отвергаем в классе), он начинает искать иные способы повышения своей самооценки. И эти способы часто бывают разрушительны. Это могут быть вовлечение в различные криминальные компании и тоталитарные секты, употребление алкоголя, побеги из дома и бродяжничество и пр. Поэтому важно максимально задействовать школьников в учебной деятельности и в организации внешкольных мероприятий. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческих способностей, системности мышления. Организация школьного театра помогает многим подросткам (особенно неуспешным в учебе) реализовать свой творческий потенциал. Привлечение подростков к участию в гуманитарных акциях воспитывает толерантность, чуткость, поднимает их значимость в глазах окружающих. Важно помнить, что жизнь подростка состоит не только из учебной деятельности. И если он не добивается успеха в учебе, необходимо дать ему возможность проявить себя и повысить свою самооценку в других сферах жизни. К сожалению, педагоги часто сосредоточены только на успеваемости.


Копилка достижений. Ребенок берет коробку с крышкой. Самостоятельно раскрашивает или обклеивает ее. Каждый день он кладет в коробку карточки, на которых пишет свои достижения (отвечал с места, хорошо написал контрольную, сходил в магазин). В конце недели вместе со взрослыми проговаривает достигнутое. Обзор достижений можно проводить как в школе, так и дома.
Проблемные ситуации. Учащимся предлагают ситуации, они должны предложить различные варианты выхода из этих ситуаций.

Заканчивая цикл лекций по школьной дезадаптации, хочется остановиться на следующих аспектах организации обучения.
1. Не берите все на себя. Привлекайте коллег и специалистов-смежников.
2. Обращайтесь за помощью к литературным источникам. Интересуйтесь трудами не только по педагогике, но и психологии, физиологии.
3. Берите родителей в союзники.
4. Доверяйте детям. Ориентируйтесь на их насущные потребности. Будьте внимательны.
И, наконец, берегите себя, дорогие учителя. Ваша профессия очень трудная, неврозы учителей – это профессиональное заболевание. Не бойтесь поделиться проблемой со специалистами – докторами и психологами. Школьники такие разные, развитие в них творческого, мыслительного потенциала поможет вам работать. Ищите новые формы партнерских взаимодействий с детьми и их родителями.
И в заключение я хочу выразить благодарность учителям, которые помогли мне в работе над циклом лекций.

1. Таунсенд Ч.Б. Самые веселые головоломки. – М.: АСТ-пресс, 1998.

2. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. – М.: Рипо классик, 2003.

3. Готтлиб С.Е. Проблемы детского сна. – М.: Росмэн, 1998.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.