Гарбузов в и неврозы и психотерапия

Меню навигации

Пользовательские ссылки

  • Активные темы

Объявление

Информация о пользователе

Книга Гарбузов В.И. "Неврозы и психотерапия", Санкт-Петербург, Сотис, 2001, 242 стр.

Глава 5. Невроз навязчивых состояний.

ННС – второй после истерического невроза бесспорный невроз, ибо механизмы очевидно неосознаваемы, психозащитны и цель их – неосознаваемое, специфическое (невротическое) приспособление с опять-таки очевидным бегством от действительности. Однако, ННС сложнее и загадочнее других неврозов, о его проявлении говорили как о наваждении, имея ввиду основное в нем – символические ритуалы защиты (психологической защиты).

Далее – история изучения ННС, начиная с 1512 года.

В 1977 году я писал о фобиях у детей и подростков. Привелу кратко текст из этой монографии.
Навязчивые страхи нередко возникали остро, в ответ на эмоциональные потрясения, как правило у детей соматически ослабленных, а главное – тревожно-мнительных, эгоцентричных, с нарушениями общения (со сверстниками), ощущавших наличие какого-либо психофизического дефекта.

На первом этапе возникновения и развития фобического синдрома дети воспринимают навязчивые страхи без критики. Они уверены в реальности угрозы, демонстрируют высокую степень тревожности и незамедлительно принимают меры к защите. Они охотно и заинтересованно выполняют все врачебные назначения. При энергичном психотерапевтическом и медикаментозном лечении с принятием всех мер к соматическому укреплению больного, при ликвидации психотравмирующей ситуации остро возникшие навязчивые страхи удается купировать в несколько дней, недель или месяцев.
Если навязчивые страхи сохраняются, то вскоре больные, как правило, вырабатывают особые приемы защиты простив угрозы, которая лежит в фабуле фобического синдрома. Если страхи в своей основе конкретны (страх заражения, загрязнения, болезни, острых предметов, транспорта, пожаров и др), то больной прибегает к движениям и действиям прямой защиты: длительно и часто моет руки, избегает острых предметов спичек и других источников навязчивого страха.

Фрейд указывает, что если не выполнить навязчивый ритуал – возникает страх и в этом – закон невроза навязчивости. Ритуал станет бессмысленным, в нем отпадет необходимость только тогда, когда больной осознает его корни, его бессознательный смысл.

И из предельно лаконичной мысли Фрейда очевидно: проявления ННС – бессознательны, ритуальны, возникают на почве непреодолимого страха за себя и своих близких, также – неосознаваемого или осознаваемого частично, бессознателен и смысл навязчивостей, они – древние, ахраичные акты психозащиты! Человек, не способный разрешить свои проблемы и противостоять угрозам, трудностям реально, поскольку не доверяет своим реальным психофизическим данным, обращается к древним пластам защиты, приспособления – в себе, к древним богам своих пращуров. Так, слабые, когда все средства и попытки спасения исчерпаны, начинают молиться.

Разные авторы указывают на различную частоту этого феномена у детей. Так, M.Schachter при обследовании 10000 детей с психическими нарушениями выявил 5 больных с ТТМ. F.Anderson и H.Dean среди 500 детей обнаружили 3 таких больных. F. Mannino и R. Delgado установили ТТМ у 7 детей из 1368 обследованных. По данным большинства авторов, ТТМ чаще наблюдается у девочек. Происхождение ТТМ зарубежные авторы трактуют обычно с психоаналитических позиций – конфликт между сексуальными импульсами и Эго, бисексуальный конфликт между мужской и женской сторонами личностями,
проявления врожденной агрессивности и пр.

Ряд авторов подчеркивают также значение взаимоотношений между матерью и ребенком, в частности холодного отношения к нему с ее стороны. Некоторые исследователи видят в ТТМ эквивалент агрессивной реакции. Речь идет о тех случаях, когда в ответ на обиду ребенок не может нанести ущерб взрослым и поэтому находит выход в аутоагрессивных реакциях. Близко к этой точке зрения стоит точка зрения тех авторов, которые рассматривают ТТМ как своеобразную извращенную форму для снятия напряжения и видят в ней свидетельство неразрешимого для ребенка душевного конфликта. Некоторые исследователи относят ТТМ к привычным действиям или привычным манипуляциям тела, подобным сосанию пальца, кусанию ногтей; другие расценивают ее как форму моторной разрядки импульсивного, либо инстинктивного характера; третьи считают ее формой фетишизма.

Прогноз при лечении ТТМ в целом неблагоприятный – Е.Барч, С.Зайкенс, K.Otto, H.Rambach, R.Childers и др. Он несколько более благоприятен в тех случаях, когда выдергиваются ресницы и брови. В некоторых случаях, однако, было отмечено улучшение при лечении хлорпромазином (Р.Хильдерс), при комплексном лечении психофармакологическими средствами, гормонами и методами психотерапии, а также при использовании методов, направленных на лишение больных возможности реализовать навязчивое действие (например, короткая стрижка волос).

Многие из наших больных, тяготясь своим дефектом, отказывались от посещений кино, театра, умоляли родных не брать их в гости и не приглашать гостей. Некоторые из них, сознавая навязчивость своих действий, пытались энергично с ними бороться.
Переживания больных были очень мучительны, тем более, что они мечтали о пышной прическе, длинных ресницах и тп. Некоторые часами стояли у зеркала, чтобы скрыть дефект прической.

Как и при других навязчивых состояниях, больные иногда могли усилием воли заставить себя на какое-то время отказаться от выдергивания волос, ресниц, бровей, однако, возникающие в результате этого напряжение и тревога, невозможность сосредоточиться на учебе или другой целесообразной деятельности делали такой период благополучия весьма кратким.
Все больные до заболевания в той или иной мере отличаются замкнутостью, серьезностью не по годам, повышенным чувством ответственности, самолюбием, честолюбием, упрямством и эгоцентричностью, они тяжело и подолгу переживают неудачи.
Не обладая качествами, необходимыми для реализации своих обычно повышенных притязаний, они терпят неудачи, в дальнейшем у них развивается чувство неполноценности, неуверенности в себе, неверие в благополучное завершение своих начинаний. Возникновение заболевания с неодолимой тягой к нанесению ущерба своей внешности, непонимае природы данного явления приводят к еще большему углублению имеющегося чувства неполноценности, а также к возникновению тревоги, страха и напряжения. Это в свою очередь усугубляет замкнутось, эгоцентричность, и затрудняет адаптацию больного в коллективе и в семье.

В первой группе обследованных больных выдергивание волос наблюдается с раннего детства. У них привычка играть волосами, подергивать их, возникает еще в младенчестве, при грудном кормлении или на руках у матери при засыпании. Здесь особенно следует подчеркнуть 2 момента: первый – действие (в данном случае игра с волосами) связано с мощным безусловным рефлексом, как кормление грудью, второй – действие происходит в дремотном состоянии. Последнее приобретает особое значение в свете данных ЕА Попова о возможности возникновения навязчивых состояний в момент перехода от бодрствования ко сну. Немаловажным является и то, что ребенок теребит и подергивает волосы при засыпании на руках у матери, когда чувство покоя и безопасности достигает максимума.

В конце концов они принимают точку зрения родных о недопустимости подобных действий, но настоящего отрицательного отношения к ним, критики и тем более борьбы с ними в этом возрасте не наблюдается. Весь комплекс переживаний, характеризующий это явление как навязчивое состояние, возникает лишь в возрасте 6-9 лет, когда появляется интерес к оценке своей личности и внешности окружающими. Больные в это время начинают борьбу с навязчивостью, но с удивлением и страхом отмечают невозможность избавиться от привычки усилием воли.

Ко второй группе больных с навязчивым выдергиванием волос относятся дети, у которых данный синдром развивается не из привычного действия, а возникает как первичная невротическая реакция, обычно в ответ на отрыв ребенка 3-5 лет от матери (чаще всего при госпитализации, а также направлении в круглосуточную группу детского сада или к родственникам в другой город).

Эти дети отличаются боязливостью, очень привязаны к семье. Трудно привыкают к новой ситуации.

Выдергивание волос, по нашему мнению, возникает у них первично как примитивная защитно-приспособительная реакция на уровне неосознаваемых форм психического реагирования. Эта реакция напоминает известные в биологии факты попыток уйти из устрашающей ситуации ценой нанесения себе ущерба (феномен хвоста ящерицы).

В этой группе больных выдергивание волос часто прекращается через несколько месяцев после возвращения ребенка в семью. Однако, в тех случаях, когда, кроме описанных выше особенностей преморбидной личности, имеются еще неблагоприятная семейная обстановка и трудности адаптации в дошкольных учреждениях и в школе, такого рода невротическая реакция может закрепляться более прочно и рецедивировать, приобретая все черты навязчивого действия.

И, наконец, в третьей группе выдергивание волос сопровождается такими же действиями в отношении бровей и ресниц. Больным третьей группы в еще большей степени, чем детям двух первых групп, присущи характерные для страдающих навязчивыми действиями особенности преморбидной личности.

Чувство досады и вины в качестве психической травмы отчетливо проступало в психогенезе невроза у наших пациенток, выщипывающих у себя ресницы.

К третей группе можно отнести больных, навязчиво покусывающих слизистую губ, щек, пальцы. Навязчивые аутоагрессивные действия у них либо фиктивно-символическое самонаказание, обусловленное чувством вины, неоправданием доверия при неудачах, неудовлетворенности собой (наиболее частый внутренний конфликт этой группы), либо столь же неосознаваемый вид протеста против непреодолимой патогенной ситуации в семье или школе (чаще одновременно в семье и школе).

Итак, подведем итоги:

ТТМ, как символический психозащитный ритуал, защищает от нестерпимого чувства вины, от переживаемого чувства ущемленности достоинства и чувства несостоятельности, от непереносимого внутреннего конфликта, от изматывающей безотчетной тревоги за себя и за своих близких.

ТТМ возникает, как правило, у детей и подростков на почве неприятия их родителями. До 1968 года я не понимал сущность ТТМ и не находил ответа на вопрос, что же это такое в научной литературе. Я вел больных с ТТМ, как страдающих неодолимой вредной привычкой. Прозрение произошло случайно.

В результате человек неосознаваемо лишил себя волос, бровей и ресниц, но поскольку это символический ритуал, это безболезненно, безопасно для организма, здоровья и жизни, но приносит успокоение, смягчает чувства ущемленности достоинства, ликвидирует внутренний конфликт, обеспечивает повышенное внимание близких, ликвидирует изматывающую тревогу за себя и близких, приводит к невротическому приспособлению, когда близкие перестают быть требовательными, соученики, потрясенные необычностью синдрома, прекращают преследование, отвергание, а учителя проявляют понимание.

А если очень коротко сформулировать сущность ТТМ, то она – неосознаваемое, из древних пластов неосознаваемого, табу – запрет на наличие волос, бровей и ресниц, она – неосознаваемый обет, заклинание, епитимья - с определенной психозащитной целью.

Среди причинных факторов, приводивших к ННС у детей, следует выделить следующие:
1. Нарушение адаптации среди сверстников в детских дошкольных учреждениях и школе, связанные с наличием психофизического дефекта (у 18% больных интеллектуальная недостаточность, дефекты внешнего облика, излишняя полнота и тд) при осознаваемом или неосознаваемом ощущении неполноценности.
2. Осознаваемое или неосознаваемое переживание неприятия со стороны родителей.
3. Отрыв от матери.
4. Угроза семейному благополучию.
5. Блокада притязаний.
6. Острая психическая травма (испуг, переживания, связанные со смертью близких, аффективные потрясения при госпитализации с отрывом от семьи).
7. Тотальные трудности (примерно у 60% всех больных неврозом навязчивых состояний).

Итак, подведу итоги моей многолетней работы над проблемой невроза навязчивых состояний в целом, начиная с проблемы предобсессивного личностного радикала.

Предобсессивный личностный радикал возникает чаще всего у лиц эгофильного типа, флегматического темперамента, но он может возникнуть и у лиц маскулинных типов, обычно – у лиц исследовательского типа, холерического темперамента, когда их натура подавлена и искажена тревожно-мнительным или гиперсоциализирующим воспитанием, неблагоприятными условиями жизни, особенно в детстве, когда холерика запугали, маскулинность подавили, когда инстинкт самосохранения настолько гипертрофирован, что как-бы переместился на первое-второе места в профиле личности по инстинктам и холерик стал тревожно-мнительным, у него возник выраженный дефицит маскулинности.

Этот вариант преневротического личностного радикала характеризуется достаточно выраженной эгоцентричностью, интровертированностью, чрезвычайной суженностью интересов, чрезмерной фиксацией на проблеме безопасности; чувством несостоятельности, ущемлением достоинства; весьма выраженным пессимизмом и дефицитом доверия по отношению к другим; дефицитом маскулинности, тревожностью и мнительностью в отношении своего здоровья и безопасности, предрасположенностью к тревожной педантичности и пунктуальности, к гиперсоциальности, к перестраховке, к формированию фобий; социальной дезадаптацией с тревожно-мнительным восприятием жизни, реальности; напряженным внутренним конфликтом между тенденцией самосохранения и чувством достоинства, контрастностью поведения, высокой готовностью к специфической фиксированной форме психологической защиты – к сверхзащите.

Итак, он потрясен, охвачен страхом. Предобсессивный личностный радикал обострен до предела, и у него, естественно, возникает психологическая защита в формах сверхзащиты: перестраховка, сверхконсерватизм, фиксация, защитный фасад, дифлексия, интрапсихическая адаптация и основная ее форма – ритуально-символические действия.

Человек отбросил все сомнения и колебания. Он теперь сверхосторожен, он уходит в глухую защиту, нет и внутреннего конфликта. И психозащитно он теперь не скажет, не совершит ничего сомнительного в аспекте личной безопасности, не допустит малейшей неосторожности и ошибки (перестраховка), он теперь окончательно замкнулся в себе, окружил себя броней недоступности (фиксация), он теперь избегает всего нового, ибо новое, непроверенное, таит в себе угрозу (сверхконсерватизм), он теперь и внешне – сух и отгорожен (защитный фасад, дифлексия), он теперь подчеркнуто довольствуется минимумом в потреблении, а в результате – в этом его безопасность, безопасность неподкупного законника, скромно живущего, не засветившегося роскошью (интрапсихическая адаптация).

Однако, обязательное в ННС – ритуально-символические действия! Ведь основное в предобсессивном личностном радикале – смутный страх смерти, несчастья, беды (конкретные фобии лишь производное, лишь следствие этого страха!). Речь идет о тотальном страхе смерти, несчастья. И от такого страха, страха тотального, смутного, абстрактного, не спасешься конкретным противоядием, а необходимо какое-то универсальное средство.

Впадая в невроз навязчивости, человек впадает в регрессию. Он прибегает к древним, архаичным способам защиты, к символике, к символическому ритуалу! И выполнив, подобно дикарю, символический защитный ритуал, он на какое-то время освобождается от страхов и тревоги. Страхи и тревога – здесь на бессознательном уровне и защититься от них можно только противопоставлением бессознательному страху бессознательного отпора, психологической защиты ритуально-символического характера. Дикарь, испытывая страх, обращался к шаману. Шаман определенным образом двигался, манипулировал предметами, особенно – тотемами рода, полными символического значения, совершал ритуальные действа. Дикарь успокаивался, преисполнялся надеждой. Он верил шаману, в шаманство, в богов, в неведомые ему высшие начала и силы, грозные, наказующие, но и защищающие, если неукоснительно и точно выполнять предписанные ими ритуалы. Все это генетически запечатлелось в коллективном бессознательном, в инстинкте самосохранения. И облигатная психозащитная особенность ННС – шаманство! И шаманские ритуалы, без критики к ним, выполняет теперь бессознательно сам человек, если не найдет психотерапевта с магическим даром, применяющего ритуально-символические методы психотерапии.

И вот человек, чаще всего не понимая, почему он это делает, осознавая лишь, что ему после обязательного и точного выполнения определенного ритуально-символических действий – спокойнее, ходит, подпрыгивая время от времени, выполняет некие телодвижения, жесты, поступки, акты. Он выполняет их неистово, потому что для него – иначе нельзя!

Поскольку ННС пронизан в первоисточниках его бессознательным, древним, архаичным страхом, он пронизан суеверностью, строжайшим учетом определенных примет, как знаков судьбы. И, короче, обессиливший невротик – человек, у которого особо обострена связь времен, у которого имеет место особая чувствительность к предчуствиям и он склонен к генетическому, древнему восприятию и реагиованию.

В реальности же он невротически приспособился к жизни, поскольку на работе все знают, что он не допустит просчета, не ошибется, ибо он пунктуален, педантичен, точен, сверхосторожен, сверхответственен, что у него нет сомнительных знакомств, что он не примет сомнительного решения, не авантюрист, не рискует, что он истинный чиновник, неподкупен, скромен, довольствуется только честным заработком. В результате, его ценят, уважают. У него безупречная репутация!

Диагностические признаки ННС:

ННС – психогенно возникшие специфические фиксированные формы психологической сверхзащиты: перестраховка, фиксация, сверхконсерватизм, защитный фасад, дифлексия, интрапсихическая адаптация и особенно ритуально-символические действия, ликвидирующие наиболее тягостные особенности предобсессивного личностного радикала и обеспечивающие невротическое приспособление к жизни путем символических ритуалов защиты и перестраховки, консерватизма, невротического педантизма, сверхрассудочности и отгороженности, ухода в футляр с сохранением чувства достоинства (чувства интеллектуального превосходства).

Неврозы у детей и подростков являются одной из актуальнейших проблем настоящего времени. Под давлением негативного влияния современного темпа жизни психика ребенка переживает большую нагрузку. Поэтому в любой семье должны обеспечиваться все необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. Неврозы являются формой нервно-психической патологии (истерический плач, чувство страха дыхательный и пищевой невроз).


Прочитав книги В.И. Гарбузова, вы сможете сориентироваться, что и как делать, выявив у своего ребенка такие симптомы, как истерический припадок, чувство страха нахождения в темноте, дыхательный невроз и так далее. Узнаете, какие успокаивающие препараты рекомендуются при заболевании нервной системы. Если заболевание лечить, то все симптомы обратимы.

Причины

В основе неврозов у детей имеется своя этиология. Причинами проявления данного состояния у ребенка школьного возраста могут стать:

  • психологическая травма;
  • перенесенная болезнь;
  • генетическая наследственность;
  • напряженные взаимоотношения родителей;
  • физическая и эмоциональная перегрузки;
  • нарушение сна;
  • ошибки в воспитании.

Симптомы

Клинические симптомы зависят от характеристики психологической травмы и личных качеств ребенка. На что следует обратить внимание? В зависимости от вида неврологического нарушения, этиология может носить разный характер.

Следует сразу обратить внимание на здоровье своего ребенка, увидев следующие общие симптомы, чтобы принять решение, что делать дальше:

  • приступы боязни и страха;
  • заикание или стопорное состояние;
  • ранимость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • нежелание общаться, стремление к одиночеству;
  • различные нарушения сна (ощущение беспричинного страха);
  • быстрая утомляемость;
  • истерический плач или истерический припадок;
  • раздражительность;
  • головная боль;
  • энурез и другие.

Термин невроз характеризует ряд очень распространенных психических недугов. В медицине используется более широкое понятие – невротические расстройства.

Виды и формы

Существуют такие общие виды и формы проявления заболевания:


  • Заикание – форма невроза по причине испуга, разлуки с родителями, повышенной интеллектуальной и речевой нагрузки.
  • Расстройства сна – особенностью этой формы невроза является то, что она выражаются в виде проблем во время засыпания, а именно: ощущением страха и беспокойства во сне, лунатизм и другие.
  • Невроз навязчивых состояний у детей – проявляется в формировании определенных страхов и мыслей, а также навязчивых движений у детей.
  • Невротический детский энурез – несознательное мочеиспускание. Этиология заключается в следующем: строгое физическое наказание, стрессовая ситуация, генетическая предрасположенность и другие.

Диагностика

Во время диагностики ребенка проводится углубленный медицинский осмотр с подробным изучением истории болезни пациента, чтобы исключить такие заболевания, как опухоли мозга или травмы головы. Если есть признаки невротических расстройств, то при помощи целого ряда исследований оценивается психическое состояние ребенка.

Общие методы психологических исследований:

  • клиническое интервью;
  • психологические тесты
  • методы диагностики личности
  • опросники для скрининга неврозов
  • фундаментальные методики интеллекта и так далее.

Лечение

Для помощи и ликвидации заболевания требуется применение психокоррекционной и психотерапевтической методик.

Суть психокоррекционной и психотерапевтической методик заключается в объединении двух методов воздействия на психику, которые дополняю друг друга. Каждый из методов имеет свою зону применения.

Психотерапия – способ вылечить симптомы и формы данного заболевания у детей дошкольного и школьного возраста. Психокоррекция, применяется как профилактика неврозов у детей.

  • Это интересно: шизофрения у детей

Психотерапия является основной формой индивидуальной терапии. Согласно этому методу пациент говорить о своих проблемах и конфликтах, напряженных и критических жизненных событиях. Психотерапия неврозов у детей и подростков состоит из системного способа диагностики психологических нарушений в здоровье всех близких и соответствующей психотерапевтической работы с больным ребенком и окружающими его людьми.


Необходимо найти грамотного специалиста в сфере психологической помощи, который будет регулярно заниматься с ребенком.

  • Читайте также: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Чтобы лечить неврозы многие врачи используют психотропные препараты, которые имеют успокаивающие свойства. Препараты, при помощи которых можно лечить неврозы:

  • хлорид кальция;
  • глюконат кальция;
  • глицерофосфат кальция;
  • седативные препараты и другие.

Медикаментозные средства применяются комплексно вместе с психотерапией. Главная задача при оказании помощи и лечении заключается в отдыхе нервных клеток. Родители больного ребенка должны соблюдать требования по диете и режиму сна, проводить на свежем воздухе больше времени. Согласно статистике – 60% болезней нервной системы детей излечиваются самостоятельно, но от профессиональной помощи оказываться не стоит.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 72 , средняя оценка: 4,06 из 5

  • Скачать:
  • FB2
  • EPUB
  • iOS.EPUB
  • Ещё 7

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 530 стр. 19 иллюстраций
  • Жанр:д етская психология, п едагогика, п рочая образовательная литература
  • Теги:н еврозы, п сихические расстройстваРедактировать


Вступление

Если обратиться к истории невроза, то относительно трех основных его форм, коротко можно заметить: об истерии впервые в конце XVIII – начале XIX века сказал французский психиатр Пинель, хотя рассматривал как невроз и глухоту, слепоту, изжогу, рвоту, параличи, водобоязнь, столбняк, ипохондрию; американский врач Бирд в конце XIX века описал неврастению как невроз, возникающий на почве переутомления (главным образом умственного), подчеркнув при этом значение длительных переживаний как основного условия ее возникновения; и, наконец, в начале ХХ века З. Фрейд выделил третий из так называемых больших неврозов – невроз навязчивости, использовав термин Zwangs для обозначения непреодолимости, насильственности навязчивых явлений.

Виленин Исакович Гарбузов, один из ведущих на сегодняшний день исследователей неврозов, пишет: «Зигмунд Фрейд, основоположник научной неврозологии, писал, что невроз – бегство от реальности оказавшихся „слабыми для этой жизни“, в монастырь. И „монастырь“ – это невроз. Вот и все, ясно и просто. Но возникает вопрос – кто они, оказавшиеся слабыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть понятия „адаптивность“ и „адаптированность“. Это одна из самых острых проблем для человека. Именно она порождает у многих неверие в Бога, горькую претензию к Нему: почему Он так несправедлив, даруя одному – все, а другому – ничего… Адаптивность – это уровень врожденных и приобретенных психофизических возможностей человека, обеспечивающих готовность к адаптации – приспособлению человека к жизни. Адаптированность – уровень умственных потенций, способностей, физических данных, защитных сил организма, уровень биоэнергетического потенциала, адаптивных личностных характеристик человека… Адаптивность более всего проявляется в экстремальных ситуациях, обстоятельствах, условиях, в преодолении трудностей, во всех видах испытаний, в конкурентных отношениях, в устойчивости к дистрессам – к отрицательным явлениям жизни и к переживаниям, и в способности реализовать свои притязания. Естественно, она проявляется в устойчивости к заболеваниям и при заболеваниях…

Глава 1
История изучения неврозов

– он вызывается психической травмой;

– содержание травмы отражается в клинической картине страдания;

– невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место осознание своей болезни и стремление избавиться от нарушений [Ясперс 1997].

Ученые этой школы поразили научный мир рядом своих монографий: Пьер Жане (Pierre Janet; 1859–1947) – о фиксированных идеях, навязчивых страхах; Жюль Дежерин (Joseph Jules Dеjerine; 1849–1917) – об эмоциональных факторах при развитии неврозов; Жозеф Бабинский (Joseph Jules Babinski; 1857–1932) – об истерии, дав классическую ее формулировку; Поль Шарль Дюбуа (P. Dubois; 1848–1918) – о психотерапевтическом подходе (рациональная психотерапия) к неврозам.

Интересен исторический обзор отечественной литературы по проблеме неврозов, чему мы и посвятим большую часть этой главы, не забывая и о зарубежных авторах, внесших наибольший вклад в изучение этих расстройств.

В дальнейшем Фрейд стал работать один, понимая всю ответственность за свои революционные идеи, предвидя годы сокрушительной критики, неприятия, отвержения и обструкции, что особенно подтвердилось идейным разрывом с самыми близкими его сотрудниками – А. Адлером и К. Юнгом.

Возвращаясь непосредственно к неврозам, необходимо сказать, что первопричиной возникновения невроза Адлер считал чувство несостоятельности, от которого человек стремится избавиться путем достижения чувства превосходства, т. е. путем стремления к власти. Это, по мнению А. Адлера, особенно естественно для ребенка, поскольку, будучи беспомощным и зависимым от родителей, он неосознаваемо борется за достижение превосходства над значимыми для него людьми (родителями в первую очередь), стремясь тем самым к совершенству и компетентности, что и является ведущим мотивом человека на пути к самосовершенствованию. Если родители отвергают ребенка, чрезмерно его опекают, подавляя самостоятельность, у него формируется комплекс неполноценности. Это новообразование порождает стремление к гиперкомпенсации, ведущей к желанию превосходить всех, и тем самым формирует комплекс превосходства, который проявляется в эгоцентризме, высокомерии, гордыне, желании преувеличивать свои способности, возможности и достижения и преуменьшать их у окружающих. Адлер вообще считал, что стремление к превосходству – это сама жизнь, что оно врожденно и неосознаваемо (с пятого года жизни ребенка) определяет долговременные цели человека и смысл его жизни. При этом Адлер полагал, что стремление к превосходству имеет два знака: позитивный, когда это стремление констуктивное, и негативный, когда оно деструктивное. И в случае с деструктивным стремлением к превосходству, которое присуще лицам с низкой приспосабливаемостью, достижение превосходства осуществляется ими путем эгоцентризма и за счет других.

Интровертированная личность, по Юнгу, это такая личность, которая при всех обстоятельствах старается свои собственные субъективные психологические явления поставить выше всего окружающего, т. е. в обыденном понимании это крайнее проявление эгоистических тенденций личности. Экстравертированная личность, наоборот, превыше всего ставит внешние обстоятельства, т. е. в большинстве случаев ориентируется на мнение социальной среды и установленные ею нормы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.