Где же радость о христе православные неврозы и психологические подмены

Кислые лица, согбенные позы, шаркающие ноги – нередко из-под длинных бесформенных юбок, потухшие глаза, усталость или озлобленность, точное исполнение правил, напряжение в теле и нередко во взгляде… А радость – раз в год на Пасху.

А еще правильность – важная черта лучших – когда все должно быть правильно – внешность, речь, поведение, особенно в храме, соблюдение традиции – это очень и очень важно. А если ты не такой и ведешь себя не так? Последствия легко угадываются.

Чем ближе к себе, тем ближе к Богу

Позволим себе сейчас не аргументировать подробно этот тезис, родившийся после долгих наблюдений за собой, за жизнью клиентов и знакомых, артикулированный в бурных диалогах с коллегами и друзьями.

Если я не знаю, не чувствую, не осознаю себя, то, как следствие, погружаюсь в различные подмены, мифы, иллюзии, переназывания вещей не своими именами. И точно так же общаюсь с другими людьми и с Богом – через призму искаженных представлений, в своего рода глухоте и слепоте.

Без встречи со Христом невозможна подлинная религиозность – сейчас об этом уже не спорят. Владыка Антоний Сурожский, в частности, уделял огромное внимание данному вопросу. Сам он являет собой человека, живущего такой Встречей, пребывающего в предельно личном и честном общении со Христом.

Оставим за рамками нашего обсуждения мистический аспект, тайну встречи, действие благодати – все то, что находится на полюсе Бога. В любой встрече активны оба, и мы можем обратить внимание на то, что принадлежит человеку как одному из участников этого диалога, в частности, на то, что мешает такой встрече.


Подмены часто не осознаются

Казалось бы, простые и понятные вещи – вряд ли кто-то собирается сознательно врать Богу, очевидно – молитва должна быть искренней, жизнь – настоящей, отношения с людьми – для начала просто порядочными.

Однако проблема в том, что сегодня мы привыкли делать очень многое, практически не осознавая, не задумываясь, закрывая глаза, по подобию страуса или маленького ребенка: если я этого не вижу, значит, этого нет. И масштабность этого явления крайне велика.

Жизнь современного человека пронизана разного рода подменами, ложью, часто не осознаваемой и порой благовидной, самообманом и прочими искажениями, которые настолько прочно вошли в норму, что распознать их бывает непросто, даже приложив усилия.

Трудность осознавания своих чувств – препятствие для честных отношений

В практике любого психолога найдется немало примеров, когда при искреннем старании обоих участников диалога, в ситуации оказания профессиональной помощи, в атмосфере доверия и безопасности все же трудно бывает выйти на уровень осознавания своих настоящих чувств.

Алекситимичность – одна из причин разного рода подмен. Человек может злиться, досадовать, тревожиться, возмущаться, беспокоиться и при этом думать, что он спокоен или лишь немного взволнован.

И речь здесь не идет о психическом расстройстве или болезни, просто человек пока еще не научился слышать себя и распознавать свои переживания. Однако такая неосознанность может стать препятствием для честных отношений в т.ч. с Богом. Когда фарисей благодарит Бога за то, что он не такой, как прочие люди (Лк, 18, 11), он искренне верит в свою праведность, искренне не видит себя настоящего (в отличие от мытаря) и, скорее всего, так же искренне благодарит.


Почему верующим бывает особенно сложно слышать себя?

Но проблема в том, что эти переживания никуда не деваются, продолжая разъедать человека изнутри, только теперь он этого не видит, успокаивается иллюзией, что уж он-то человек незлобивый.

Например, самый частый аргумент верующих, страдающих созависимостью[1], состоит в том, что надо терпеть и нести свой крест до конца. И сдвинуться с места такому человеку порой бывает тяжелее, чем невоцерковленному.

Христианство призывает человека к предельно честным отношениям с Богом, одна из центральных линий всего Евангелия – обличение фарисейства – яркой подмены внутреннего внешним. Рассмотрим несколько типичных примеров подмен, чтобы затем проанализировать психологические механизмы этого явления.


О психологической природе подмен: непринятие себя, условная любовь и внутреннее расщепление

За психологической консультацией обратилась воцерковленная девушка лет 27, назовем ее Елена, с запросом, касающимся трудностей профессионального самоопределения.

Полного телосложения, активная, общительная, работает в благотворительном фонде, участвует в различных социальных проектах, интересуется психологией, красочно рассказывает, как ей нравится вести различные групповые занятия с детьми и взрослыми, энергичная на вид, жалуется на истощенность, апатию и неудовлетворенность работой в целом… и неоднократно, как бы между строк, упоминает о своей внешней непривлекательности, на которую как будто не жалуется.

По инициативе психолога в процессе углубления в тему внешности выясняется, что для клиентки очень важна ее сексуальная привлекательность, переживается это болезненно, потому что она уже несколько лет в церкви, соответственно, держит определенную дистанцию в отношениях с мужчинами, но быть привлекательной именно сексуально для нее очень значимо.

– Что для вас означает, когда вы сексуально привлекательны?

– Я вижу, что я нравлюсь мужчине, – глаза горят, пауза… Я имею над ним власть.

– Вам важно чувствовать, что вы можете управлять мужчиной, что вы владеете ситуацией?

– Да, я тогда уверена в себе и чувствую, что я ему нужна, потому что я привлекательна для него, – воодушевляется, расцветает на глазах.

– То есть вам хочется чувствовать себя нужной. И вы действительно хотите, чтобы вас ценили за тело? Вам кажется, что, если вы нужна физически, то нужна вы вся, я верно вас понимаю?

Пауза, глаза увлажняются.

– Ну, а как еще-то? Так хоть что-то…

– То есть просто так вас, такую, какая вы есть, полюбить, в общем-то, невозможно… Да? – тихо, медленно, осторожно говорит психолог.

Клиентка замирает, кивает, плачет.

Чтобы психологически выживать, такому человеку приходится постоянно чего-то добиваться, лишь явные достижения дают ощущение оправданности жизни – пятерки в школе, победы в конкурсах, успехи в карьере или в личной жизни, вообще всякого рода успешность (формы ее могут быть любыми) дает ощущение права на жизнь.

Здесь стоит сказать несколько слов о безусловной любви – важнейшем понятии, утвердившемся в психологии, прежде всего, благодаря работам основателя гуманистического направления психотерапии Карла Роджерса. Логика Елены и многих ее собратьев по несчастью примерно такова: полюбить меня можно только ЗА что-то, то есть нужны определенные условия, при которых я могу получать любовь.

Возможно, здесь хочется напомнить Елене о том, что Бог любит каждого и, конечно, любит безусловно, таким, какой ты есть. Мы прекрасно знаем эту истину, но является ли это знание подлинным, глубоким, подкрепленным реальным опытом? Многие ли из нас могут искренне сказать о себе, что я много раз переживал, как Бог меня любит, я чувствую эту любовь, хотя может быть и не всегда, знаю о ней кожей, а не только головой?

Итак, слова о любви и даже вера в истинность этих абстрактных слов еще не то же самое, что опыт переживания любви конкретно ко мне, со всеми моими безобразиями. Именно отсутствие такого опыта становится, на наш взгляд, центральной причиной безрадостного христианства, зацикленного на соблюдении традиций, норм, правил.


На заметку родителям

Как видим, случай Елены иллюстрирует проблему непринятия себя, ставшей важнейшей причиной обозначенных подмен. Корни такого отношения к себе кроются в детстве, когда родители не давали ребенку той самой безусловной любви. Ребенок быстро выучил, что чтобы его любили, надо делать то-то и то-то, а если он будет вести себя плохо, рискует потерять самое главное в жизни – родительскую любовь.

С одной стороны, это удобный способ воспитания – чадо легко дрессируется, ведь как велика цена вопроса. Но с другой, последствия таких травм нередко тянутся всю жизнь, с чем мы регулярно встречаемся в психотерапевтической практике.

У ребенка формируется базовое ощущение собственной плохости – ведь если меня сегодня любят, а завтра нет, пусть даже за проступок, значит, в принципе я сам по себе любви не заслуживаю. Значит, нужно что-то, за что меня можно будет полюбить и далее по сценарию, описанному выше.

Серьезность проблемы в том, что пока не полюбишь, не примешь таким, какой ты есть, сам себя, не сможешь любить других. Влюбленность – запросто, иллюзии любви – сколько угодно. Но это будут такие же подмены в отношениях с другими, как в отношении к себе.


Какое это имеет отношение к встрече со Христом?

Кто-то, может быть, поставит нашей Елене духовный диагноз: блудная страсть, тщеславие, гордость и т.п. И что тогда она будет делать? Бороться с собой плохой, что никак не продвинет ее в сторону принятия себя. Приходит такой человек в церковь и быстро научается, как быть хорошим. Вначале это может выглядеть если не как бурное неофитство, то вполне как приличное благочестие. Надо же, как человек подвизается! – думают прихожане, а порой и духовник.

И все вроде бы хорошо, даже не подкопаешься. Но есть ряд опасностей.

2. Более серьезная проблема – с кем вместо Бога может встречаться такой человек? Часто – со своей проекцией на Бога, то есть со своим образом, как правило, родительской фигуры, который наклеивается на фигуру Бога. А родители были какие? Любящие условно. Делаешь хорошо – молодец. Делаешь плохо – ты не нужен.

В церкви отлично прописано, что надо делать и что не надо. А если еще попадется строгий духовник, то вообще все понятно – слушайся, исполняй правила и ты будешь хорошим. Заметим в скобках, что очень часто родительская фигура проецируется и на духовника.

Проходят годы, а то и десятки лет, и ничего не меняется. Человек ходит в храм, исповедуется, причащается. Но с кем и в какие отношения он вступает, думая, что это отношения с Богом? Может так оказаться, что продолжает жить по старому сценарию, полному подмен. Товарно-денежные отношения с Богом уже хорошо описаны в духовной литературе последних десятилетий.

Но трагедия такого благочестия в том, что в нем может не оказаться места для Христа, пространства для Встречи с Ним. Есть проигрывание с детства заложенного сценария, только теперь зацементированного церковной традицией норм и правил.

В этом контексте можно добавить, что невольно и священник может оказаться ответственным за то, как будут развиваться отношения пасомого не только с ним, но и с Богом – по сценарию условной любви или безусловного принятия.

3. И еще более глубокий аспект проблемы подмен. Как видим, они почти не осознаются самим человеком. В них много выгод, иллюзорных, но все же выгод. Избавляться от них тяжело, в т.ч. потому, что очень страшно встречаться с собой настоящим и идти в неизвестность, перешагивая привычный сценарий, разрывая шаблон.

Но пока я живу неподлинно, живу подменами (а еще хуже, если я при этом думаю, что практикую истинное благочестие), я не могу встретиться с собой настоящим и не могу увидеть подлинно другого (человека, для начала).


Как же раньше жили без вас, господа психологи?


Вопрос очень правильный.

Антропологи и исследователи истории религии в один голос говорят: древний мир был глубоко религиозным. Всюду, во всех концах света. Наиболее точно из психологов об этом писал Карл Густав Юнг, показавший, что психика человека прошлого была целостной благодаря тому, что он удерживал две реальности — физическую и метафизическую, мир земной, где есть смерть, начало и конец, где бьются добро и зло, и мир духовный, где есть ясность, целостность и гармоническая красота. И воспринимать мир именно так было нормой для человека.

Более того, для древнего человека материальный мир был вторичным и реальным лишь в той степени, в какой в нем присутствовало духовное измерение (сравните с днем сегодняшним — все наоборот!). В его религиозности не было невроза — он чувствовал себя собой, и вера была естественным способом понимания бытия.

Но вот в XVII веке начинается процесс десакрализации. Наступает эпоха нового способа понимания мира — научного, рационального, в котором религиозности отводилась второстепенная роль, а некоторые называли ее не более чем продуктом человеческого общества, а вовсе не изначальной реальностью.

И постепенно человек становится клеточкой этого динамического процесса.

Как человек перестал себя чувствовать

Традиции стали рушиться — те традиции, которые удерживали религиозное сознание, не требуя глубокого осмысления. В результате традиций нет, никто никому ничего не передает, и каждое новое поколение становится перед своим собственным, индивидуальным, уникальным выбором — так, словно никакой истории не существует.

Что это значит в каждодневной жизни? Посмотрите на воспитание современных детей: в них впихивают как можно больше знаний: в три они должны говорить по-английски, в пять — решать математические задачи, стопками читать стихи, в которых они ничего не понимают. Это тенденция. Если будете много знать — будет вам счастье в жизни. Состояние души никого не волнует — это, мол, лирика.

Современному миру нужен человек, который может хорошо воспринимать, перерабатывать, воспроизводить информацию (максимально близко к тексту), быть успешным, конкурентным. Что этот человек чувствует, где его тревоги, страхи, желания? Все это остается за скобками. А куда оно девается? Вытесняется.

Мы довольно плохо себя осознаем, почти не чувствуем то, что живет в глубине нас. Есть рациональные вещи, которые я понимаю (около 5-10% от всего), и множество того, чего я не понимаю — воля, эмоции, аффекты, травмы (90-95%). Мы заплатили за десакрализацию схлопыванием собственной психики. И когда у человека такое расщепленное сознание, он несет его с собой в любую религию.


Это было очень жестко. Но надо знать, сколько мягкости, доброты и теплоты проявлял владыка к своим чадам, он имел право на такие слова!

Критерии невротической религиозности

Бог пытается дать нам почувствовать, что мы прощены и любимы, а мы не хотим. Мы привыкли жить в состоянии тревоги, страха, напряжения и по-другому не умеем.


Самоагрессия под видом аскетики

Мы должны видеть, кто мы есть

Человеку, вышедшему из невроза, не становится проще жить. Сложнее, но интереснее, богаче. Солнце светит, и творческая жизнь бьет изнутри. И становится возможной глубокая личностная вера, в которой сгорают страхи и невыносимое оказывается посильным.

Подготовила Юлия Посашко

Фото Наталии Ининой на обложке: Марина Куракина

Название: Где Же Радость О Христе Православные Неврозы И Психологические Подмены

Загрузил: Миссионерский отдел Гатчина

Длительность: 2 ч, 27 мин и 20 сек

Размер: 193.90 MB

Битрейт: 192 Kbps

193.90 MB и длительностью 2 ч, 27 мин и 20 сек в формате mp3.

Марина Филоник Как Правильно Любить Себя Самооценка Смирение И Осуждение

Минская духовная академия

Ты Дорог В Очах Моих Психолог Марина Филоник

Эмоциональный Хаос Или Где Радость От Жизни

Андрей Кочкин Радость Во Христе

Плод Духа 4 Радость

От Мыслей Все Зло Фаддей Витовницкий Штрабулович

Понимающая Психотерапия В Пастырской Практике Диалог И Понимание Филоник Марина Сергеевна

Гордый И Когда Ползёт Думает Что Летит Свт Николай Сербский

Дух Проповеди Православие

Как Научиться Прощать Когда Простить Не Получается Ангелина Могилевская Часть 1 Психология

Первый образовательный телеканал

Радость В Присутствии Бога Александр Лисичный

Церковь Надежда, г. Чикаго

Очень Сильная Проповедь Не Мучайте Себя И Своих Детей Андреас Конанос

Где Найти Радость Что Такое Счастье И Как Стать Счастливым Радость Состояние Души

Алексей Ильич Осипов

Неврозы У Детей Как Лечить Как Помочь Ребенку Поможет Ли Ава Сабанцев Антон Врач Психиатр

Как Достичь Мира Радости И Счастья Фаддей Витовницкий

Дух Проповеди Православие

Мудрость Тела И Ошибки Интеллекта Лекция Марины Филоник

Эта Скорбь Выше Моих Сил Святые Отцы Мирянам

Любите Своих Чад Правильно Воспитывайте Порфирий Кавсокаливит

Марина Филоник Жизненно Важный Выбор Как Не Ошибиться На Перепутье

Афонские Старцы Духовные Поучения

Наталья Скуратовская Когда Церковь Превращается В Ролевую Игру

Как Не Раздражаться И Не Гневаться Как Простить Человека Святые Отцы

Дух Проповеди Православие

Об Иoaннe Пpeдтeчe Где Начало Иисуса Христа Николай Сербский Рецепт Здоровья Сил И Радости Души

Дух Проповеди Православие

Проповедь Радость В Трудностях Жизни Фил 4 2 9 Андрей П Чумакин

Salvation Baptist Church

Три Психологических Принципа Взаимной Поддержки В Семье

Уютно О Маменькиных Сынках

Ч 1 Паисий Святогорец Духовная Борьба

АУДИОКНИГИ - Экзегет.ру / Предание.ру

Вячеслав Боровских Какие Мы На Самом Деле

Вопросы И Ответы

Алексей Ильич Осипов

С Н Лазарев Парадокс В Учении Христа

Сергей Николаевич Лазарев

Песнопения Братии Оптиной Пустыни Благословенная Оптина

Дух Проповеди Православие

Религиозность Психотерапии Содержание И Значение Феномена

Православный психотерапевт Дмитрий Авдеев

Ничего Не Бойся Благодари Бога За Все Духовные Наставления Радонежские Старцы

Марина Филоник Как Переживает Тело Когда Переживает Душа

Бедность Болезни Для Чего Нам Это Дано Пестов Н Е

Миссионерский отдел Гатчина

Марина Филоник Молитва Как Предстояние

Существует Ли Христианская Психология Что Такое Психология Православная Психология Осипов А И

Алексей Ильич Осипов

Что Делать Если Клиент Отказывается Платить За Консультацию Или Просит Скидк

Как Убрать Плохие Мысли Нил Сорский

Дух Проповеди Православие

Не Бойся Мрачных Мыслей И Обстоятельств Радонежские Старцы

Дух Проповеди Православие

Воспитать Детей В Духе Божьем Когда Ругать И Когда Хвалить Ребёнка Паисий Святогорец

Дух Проповеди Православие

Пропал Интерес К Жизни Как Преодолеть Апатию

Диавол Воюет С Молящимся Не Заводи Разговор С Бесом Паисий Святогорец

Дух Проповеди Православие

Ошо Осознанность Первая Часть Аудиокниги

Аудиокниги - Планета в галактике М87

Если Мучает Невроз Священник Игорь Сильченков

Ч 1 Великие Русские Старцы

АУДИОКНИГИ - Экзегет.ру / Предание.ру

Жанна Эппле Судьба Человека С Борисом Корчевниковым

Обида Не Могу Простить Что Делать

Walking Bot Robotics Mount Royal University

Песня После Обнуления

Muntjac Deer Playing With Easter Basket

Sao Md Summer Brings The Roaring Waves M 2 1St 32S

Terane Qumral Musa Musayev Sevgi Dolu Dunyamiz

Где Же Радость О Христе Православные Неврозы И Психологические Подмены

Frank Sinatra I Sing The Songs I Write The Songs

National Rx C53

Gheorghe Dinica Parol Ca Te Iubesc

Реакция На Шипы Сказочного Патруля

Mr Faisu Tiktok Videos Faisal Shaikh Funny Videos Faisu New Viral Video Mr Faisu 07

Live Fait Ta Pub Cup Trio Arene Tryhard

Пони Meme Где Твой Идол До И После

Sao Md Summer Brings The Roaring Waves Master 2 54 Sec Mobile Game

Kamel Bourdib Chante A Guelma

Harry Styles Lights Up Reaction

Outfits Minijuegos Partidas Privadas Fortnite Directo Jugando Con Suscriptores

Harrier Demo At Thunder Over Louisville 2015

Sao Md Summer Brings The Roaring Wave Ranking Part 1 35Sec No New Units R4 Weapon

Paloma Sin Nido Cover Takamine P1Dc12

Mukumbani Ha Tshivhase Khotsia Zillion Vhadoifhedzisa

Carnaval Nexquipayac Panteon

Phase Ii Panorama Semis 2014

Кенеш Тобу Суйо Албайм Сенден Башканы

Cuatro Cartas Cover Con Tabs De Requinto Y Adornos Takamine P3Dc12

Рф Юр Zero Песня Об Обнулении 502

Live Fais Ta Pub Je Rend 3 Et 300 Abo Mrc

Live Fortnite On Peut Conduire Les Voitures

Widy Yahabibi Official Video

Play Date Torcher X Soldier Pd Primer Video Editado V

Геннадий Ветров И Юрий Гальцев Аншлаг И Компания

Call Of Duty Mobile Gameplay 36 Killova

Football Manager 2019 73 The Europa League Quarter Final

Live 23 07 2020 11Th Botany Mr Jeevanathan Online Class

Diy Graduation Flower Money Candy Lei

Iti Si Hasi Itni Si Khushi

Female Unmask The Hitchhiker S01E06

Love Me Boy Animation Meme Roblox Piggy Torcher X Soldier Uwu Lazyyy

Terraria Journey S End 1 4 12 Стрим Кооп В Данж Морозная И Тыквенная Луна Мастер Мод

Александр Соловьев Как Писать Ui Без Боли

Meduza Becky Hill Lose Control Lyrics Ft Goodboys

Daily Wear Salwar Suit Cash On Delivery Available

Let S Play The Outer Worlds Part 23 Ahhhhhhhhhhhh

Pack Opening Fleer 1986 Baseball

A Skylit Drive Hey Nightmare Where Did You Get Them Teeth

Invalyd Toxic Es

Raw Dogging At Home Zweigle S

Live Fortnite Game Abo Go Les 500 Abo

How To Download Install Pubg Korean Kr Version On Android Download Pubg Kr Version

О лечении неврозов – советы и предостережения.

В этой главе мы постараемся более подробно остановиться на путях исцеления нервности, расскажем о духовном подходе к этой проблеме, поговорим о психотерапии, познакомим читателя с некоторыми приемами психологической самопомощи, предоставим рекомендации оздоровительного характера.

Единственно правильный путь к исцелению от неврозов лежит через Православную веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божьим. Главное для человека – понять греховные истоки своего заболевания, глубоко осознать свою немощь, возненавидеть грехи гордыни, тщеславия, гневливости, уныния, лжи, блуда, жадности и стяжательства; захотеть изменить себя, с искренним покаянием обратиться ко Господу.

Безусловно необходимым для больных является посещение богослужений, и участие в Таинствах Церкви – Покаяния (исповеди) и Причащения. В молитве, которую священник читает перед исповедью, есть такие слова в (переводе на русский язык): “Ты пришел в духовную лечебницу, да не уйдешь неисцеленным (утаивая некоторые грехи).” Прибегать к Святым Таинствам надлежит часто и с сокрушением сердечным, глубокой верой и упованием на милость Божию.

Обязательно надо читать Священное Писание, особенно Евангелие, и исполнять заповеди Христовы, которые в нем содержатся. “Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одной болезни, ни душевной, ни телесной, которая не могла бы получить врачевства из Писания” (святитель Иоанн Златоуст).

Неоценимую помощь оказывает святоотеческая литература и жития святых, в которых даны образцы для подражания, показано истинное предназначение человека, величие нравственной красоты, терпение и стойкость при встрече с трудностями.

Духовная жизнь невозможна без поста и молитвы. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17:21). Хорошо по благословению духовника заучивать на память отдельные псалмы и молитвы. Роль молитвы в обретении и хранении внутреннего покоя очень велика. Старец Сампсон (Сиверс) утверждал, что мир души у постоянно молящегося, защищен от внешних волнений.

Укрепляют душу посещения святых мест, православных обителей. Большую пользу принесут поминовение на Божественной литургии и молебнах; регулярное употребление Богоявленской воды с просфорой, частичкой артоса; окропление святой водой жилища, самого больного, его личных вещей.

Необходимо следить за процессами, которые происходят в душе. Надо следить за своими мыслями, ибо всякому дурному делу обычно предшествует дурная мысль. Следует решительно отсекать все отрицательное, греховное, мерзостное, не вступать ни в какие греховные разговоры. В Православной Церкви существует учение о том, как бороться с грехом в самом его зарождении, на уровне помысла.

“…Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностью. Весь ход дела изображается так: сначала бывает прилог (т.е. неизвестно откуда возникает греховная мысль), далее внимание (“беседа” с греховной мыслью – а это уже начало принятия греха), потом (греховное) услаждение, за ним желание (осуществить грех), потом решимость, и, наконец, дело (см. Филофея Синайского. Добротолюбие, т. 3, гл. 34 и далее). Чем дольше человек допускает искушению укрепиться в своей душе, тем ближе он к падению.

Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти. Иногда, впрочем, посредственно переходит в виновность, когда соблазнительный образ рассматривается умом и человек как бы вступает в беседу с ним.

Иногда предмет приковывает к себе внимание своею новизной, поразительностью, но после того, как сознана его нечистота, должно изгнать его вон, ибо иначе тут будет участвовать соизволение. Кто прогнал греховный помысел, тот погасил внутреннюю войну. Услаждение греховными предметами есть уже грех. От услаждения один шаг до желания. От желания приходит решимость. Желающий изрек согласие на дело, но еще ничего не придумал и не предпринимал к достижению своей цели; у решившегося все уже рассмотрено и решено, остается только перейти к делу.

Поэтому следует избегать всевозможных “надумок,” фантазий, бесплодного воображения, особенно чувственного характера.

Следует отучиться осуждать других. Если же в твоем присутствии кого-то порицают или осуждают, то надо перевести разговор, а при невозможности этого -удалиться.

Во всем, что бы ни случилось в жизни, следует обвинять только себя, тогда в душе установится уравновешенность, душевный мир и спокойствие. “Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир, – писал архиепископ Арсений (Жадановский), – самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их.”

Полезно избавиться от привычки многословить и спорить по пустякам. Надо обязательно отказаться от всего лживого, показного, театрального, от всякого притворства, преувеличения, двуличия – то есть всего греховного, даже в мелочах.

Может ли слепой водить слепого?

Лечением неврозов традиционно занимается психотерапия.

Православная Церковь решительным образов всегда высказывалась против всяких оккультных и магических действий. В “Книге правил,” основанной на решениях Вселенских Соборов и указаниях святых отцов и являющейся сводом церковных законов, четко и ясно определена эта деятельность как пагубная и сатанинская. Естественно, поэтому, никакой духовник не смеет советовать обратиться за помощью к знахарке, гадалке или экстрасенсу. А вот обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту может благословит. Однако здесь больного нередко подстерегает серьезная опасность.

Психотерапия – особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели, стремится утешить скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров. Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. “Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?” (Лк. 6:39).

Врач может иметь докторскую степень, звание профессора или академика, однако это не меняет сути, если он человек настроенный материалистически, или придерживается нехристианских воззрений. Его усилия не дадут душе нужного ориентира, более того, они могут завести ее в пучину грехов, и скорби болящего лишь умножатся. Сколько раз к нам обращались за помощью люди, пострадавшие от горе-психотерапевтов, психоаналитиков, гипнотизеров и др.

Духовная неопределенность, несостоятельность психологии и психотерапии, основанная на нравственном “плюрализме,” позволила внедриться в них огромному количеству оккультных психотехнологий – западных, восточных и “доморощенных,” которые являются нравственно неприемлемыми.

Один из принципов современных психологических практик – “цель оправдывает средства.” Зачастую врачи дают “советы,” которые наносят душе явный вред. Не раз мы сталкивались с ситуациями, когда врачи предлагали пациентам обзавестись внебрачными связями – с целью якобы нормализации семейных конфликтов, то есть попросту был рекомендован блуд. Человеку советуют лгать или манипулировать людьми, если это принесет ему выгоду (подобных рекомендаций много в книгах Дейла Карнеги).

Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо делает упор на медитацию, психическую самоурегуляцию через состояния измененного сознания. Подготовка будущих психотерапевтов осуществляется на безнравственной основе. Так, экзаменационный компьютерный тест буквально пестрят непотребностями. Чтобы не быть голословными, приведем пример. На вопрос: “Что бы вы посоветовали читать больному психастенией для оживления его вялой подкорки?” – правильный ответ: “Произведения Ги де Мопассана.” Комментарии, как говорится, излишни…

Врач не выбирает пациентов. Чаще всего к нам на прием приходят люди неверующие либо те, кто не ведает истинного Бога, – иноверцы, неоязычники. Но немало и таких, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается ответственность как на врача и человека. Его задача – помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь подлинные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим – православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой “заслон,” препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи – пьянство, блуд, самоубийство.

К сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов – меньшинство. В этом, на наш взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия сегодня насчитывает тысячи психокоррекционных техник. Уже само количество их говорит о том, что психотерапевты не знают, как вылечить человека. Истинное излечение от душевных недугов начинается с покаянного обращения к Богу. А в этой области большинство психотерапевтов – полные невежды.

Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, ведущим христианский образ жизни. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!

Очень важным на путях психологической самопомощи является правильная оценка больным причин собственных падений и промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Святоотеческая мудрость учит никогда не оправдывать себя, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду своему алиби истинное положение вещей (например: пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был… и т.д., постепенно все более убеждаясь в виновности другого и оправдывая себя).

Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни. “Где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения” (преподобный Никодим Святогорец).

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против,” усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения.

Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Не будем поддаваться его внушениям.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише.” По опыту известно, что мы способны “споткнуться,” потерять душевный мир или поддаться искушению – в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее подготовить себя к трудностям… Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть и постараться предотвратить. Готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Святитель Феофан советует: “Утром, после молитвы, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому заранее определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и проч. Это значит, что истинный христианин должен “держать себя в руках,” держать контроль над движениями своей души, а не позволять им расползаться куда попало. Он должен быть владыкой своего внутреннего состояния.”

Переключение – простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно послушать церковное пение, прочесть духовно-назидательную статью, прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами… Одному доставляет радость работа на даче, другому – встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении и т.д. Существует немало подобных рекомендаций; при внимательном отношении к себе каждый может продолжить этот перечень. Умение отдыхать с пользой для души – мудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Несколько слов по поводу употребления медикаментов при неврозах (транквилизаторов, антидепрессантов). В случае невротических состояний, когда симптомы недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане – смирение и покаяние.

Хорошо помогает при неврозах и неврозоподобных состояниях фитотерапия, то есть использование в лечебных целях лекарственных растений

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.