Характер и невроз отзывы


Клаудио Наранхо (Claudio Naranjo, 24 ноября 1932, Вальпараисо, Чили) — чилийский психиатр, доктор медицины, известный гештальт-терапевт, был одним из первых, кто интегрировал на научной основе духовные учения в психотерапевтическую практику. Дал развитие учению Гурджиева об эннеаграммах, включил его в свою практику и в методику курса по внутренней работе SAT (Searchers after Truth). Основатель Фонда Клаудио Наранхо.

Клаудио Наранхо родился в Вальпараисо, Чили, где закончил школу. В первые годы жизни получил разностороннее музыкальное образование, которое в дальнейшем нашло своё применение в его терапевтических семинарах. Затем перебрался в столицу, Сантьяго, где получил степень доктора медицины в 1959 году. После получения диплома он работает в Чилийском университете в новаторском центре по изучению медицинской антропологии, основанном чилийским врачом Францом Хоффманом, проходит практику в психиатрической клинике этого университета и изучает психоанализ в Чилийском институте психоанализа.

В эти годы происходят важные для дальнейшего формирования взглядов Наранхо встречи: с чилийским поэтом, мыслителем и скульптором Тотилой Альбертом и университетским профессором, преподавателем истории культуры Богумилом Ясиновским.

Чилийский исследователь был отправлен своим университетом в США для изучения психологии восприятия. В эту поездку он познакомился с работами Сэмуэля Реншоу и Хойта Шермана, посвященным восприятию целостных объектов. Далее последовал целый ряд стажировок и работ в американских центрах.

В 1970 году трагическая смерть единственного сына и глубокий личностный кризис стали поворотным пунктом в жизни Клаудио Наранхо: он прошел шестимесячное обучение в группе Оскара Ичазо, включавшее в себя ретрит в пустыне недалеко от Арики, Чили. Клаудио Наранхо считает, что этот период ознаменовался для него началом духовного опыта, созерцательной жизни и открытием внутреннего наставника.

Книги (6)

Вопросы, поставленные в книге Наранхо, лежат в широком диапазоне: от профессионализма до духовного ведения, от легализма до движения духа, от трансцендентности до имманентности, от Апокалипсиса до Метаморфозы, а также от священника до одержимого Шамана.

Гештальт-терапия является наиболее значительной областью психотерапии. Уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что эта система построена скорее на интуитивном, эзотерическом понимании, чем на теории. Есть много хороших, солидных, компетентных работ в области психотерапии, но мало таких, которые можно назвать праздником. Эта книга- праздник, вдохновение, эрудиция, завершенность. Она отличается глубиной анализа, основанного на потоке наблюдений, ясностью стиля изложенияЭта книга, раскрывающая некоторые глубинные проблемы психотерапии, будет полезной и для специалистов, и для широкого круга заинтересованных читателей.

Из множества психологических течений и религиозно-духовных практик он отбирает самое полезное и действенное для достижения Мудрости. Созданная им и постоянно обновляемая авторская программа развития личности за почти полвека изменила жизни огромного числа людей.

Автор считает, что для построения лучшего общества необходимо изменить также систему образования, нацелив её на гармоничное развитие. Клаудио Наранхо надеется, что распространение его идей послужит изменению сознания молодежи в глобальном мире.

Данное исследование латиноамериканского ученого существенно дополняет существующую психоаналитическую и психологическую литературу.

На основе идей Карла Юнга, Карен Хорни, в сотрудничестве с Кеттелом, Шелдоном, Перлзом и рядом суфийских учителей, таких как Идрис Шах, Оскар Ичазо и других, Клаудио Наранхо разработал оригинальную концепцию психологической типологии человека, строя ее с учетом характерологических черт личности на базе современной психотерапии.

Книга является важной вехой на пути построения новой психотерапии и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современными разработками в данной области.

Энеа-типологические структуры личности. Самоанализ для ищущего

Для читателей открывается возможность познакомиться с Клаудио Наранхо как с пропагандистом и распространителем учения об энеаграммах, зародившихся в малоизвестной школе суффистов на Среднем Востоке. С помощью всех новейших средств психологии он изучил древнюю систему энеаграмм и придал ей современное звучание.

Тем, кто решил следовать по пути самоанализа и самоисследования, материал книги дает уникальную возможность подготовить себя к этой Работе.


Что такое невроз

В общем виде под неврозом понимается целая группа психических расстройств, не связанных с патологическими изменениями мозга и носящих функциональный характер.

Неврозы отличаются следующими особенностями:

  • возникают в основном под действием психологических факторов, причины неврозов – сильные или длительные стрессы, постоянные негативные эмоции, переживания;
  • не приводят к патологическим изменениям личности, расстройствам интеллекта;
  • при неврозе физические недомогания вторичны и вызваны психическими причинами;
  • неврозы обратимы, то есть расстройство можно полностью излечить.

Наряду с психологическими причинами, неврозам способствуют и особенности характера. Людей, склонных к развитию невроза, называют невротиками, а их расстройства – неврозами характера.

Формы и признаки невроза

Наша медицина выделяет три формы невроза:

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастению;
  • истерический невроз (истерию).

Каждой форме присущи свои проявления. Но есть и общие признаки. Так, неврозы, имеющие психическую природу, сопровождаются и физическими недомоганиями.

Он же невроз навязчивости, обсессивно-компульсивное расстройство. Характеризуется появлением навязчивых мыслей, а также разнообразными навязчивыми действиями.


Человек фиксируется на какой-нибудь мысли и не может избавиться от нее и переключиться на другие. Это могут быть неприятные воспоминания, различные страхи, фобии.

К физическим проявлениям относятся боли (головные, сердечные), скачки давления, плохой аппетит, диспепсия, бессонница, снижение либидо.

Другое название этого недуга – синдром хронической усталости. Уже из названия понятны основные проявления расстройства – постоянная усталость, не проходящая даже после сна и отдыха, слабость, снижение памяти, а также повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость.

На физическом плане неврастения характеризуется симптомами вегето-сосудистой дистонии: это головные боли и головокружения, колотье в груди, боль в мышцах и суставах, сердцебиение, холодные руки и ноги, плохой сон и плохой аппетит.

К признакам истерического невроза относятся также эгоцентризм, манипулирование людьми, демонстративное поведение, лживость.

Для данного расстройства характерны и истерические припадки, начинающиеся с криков и иногда заканчивающиеся падением (в основном на что-нибудь мягкое). Во время припадка больной совершает разнообразные движения – дергает руками и ногами, трясет головой, гримасничает, выражая бурные эмоции, повторяет одни и те же фразы.


Проявлениями истерического невроза могут быть мутизм (немота) из-за спазма связок, глухота, потеря зрения, скованность мышц, различные болевые ощущения.

Невроз характера

Этим термином оперируют в основном психоаналитики. У людей невротического типа (невротиков) возникают проблемы с общением, отношениями с окружающими, с самооценкой и самоутверждением, просто с приспособлением к реальному миру.

Американский врач-психоаналитик К. Хорни выделяет три типа невроза характера: подчиненный, агрессивный, отстраненный.

Другие основные признаки невроза характера этого типа:

Человек испытывает неуверенность в себе, у него развивается комплекс неполноценности. Он убежден, что некрасив, или в профессиональном отношении полный ноль, или глуп, или у него отсутствуют любые способности. При этом никаких объективных причин для подобных убеждений нет.

Невротик-подчиненный испытывает трудности с общением. Ему сложно контактировать с незнакомым человеком, попросить о помощи, сказать о своих желаниях. Он старается не высказывать своего мнения и никого не критиковать.

Невротики-подчиненные по жизни пассивны. Им трудно принять важное решение, и часто они позволяют делать это за себя другим.

Постоянное чувство неуверенности и вины, подавление своих желаний, стремление угодить и невозможность открыто выразить агрессию приводят развитию невроза.

Основная черта такой личности – стремление господствовать над окружающими.


Его способы действия – ложь, запугивание, использование других в своих целях.

Агрессору тяжело даются проигрыши. Его установка – выигрывать всегда и любой ценой. Невротик этого типа никогда не признает своей ошибки: у него будут виноваты все, кроме него самого.

Для достижения своих целей такой человек полностью вытесняет из сферы своих эмоций сопереживание, любовь, доброту, считая эти чувства слабостями.

Такие люди умны, работоспособны, в состоянии просчитать все плюсы и минусы наперед, поэтому они часто успешны и богаты. Но парадоксально, что все это не приносит агрессору желаемого счастья. Постоянный страх оказаться слабым, проиграть, гонка за успехом при отсутствии обычных человеческих привязанностей способствует развитию невроза.

Основная черта личности такого типа – стремление к абсолютной независимости.

Отстраненные невротики холодны и бесстрастны. Они не будут делиться сведениями о личной жизни, своими переживаниями. По отношению к окружающим такой человек будет всегда держать дистанцию.

Перед лицом жизненных трудностей отстраненный оказывается беззащитным. И это может привести к срыву и развитию невроза.

В норме у человека присутствуют все эти три составляющие характера. И проявляются они вполне осознанно. В каких-то ситуациях мы уступаем, соглашаемся, в других проявляем здоровую агрессию, а где-то приходится и дистанцироваться. Но у невротика преобладает одна из описанных характеристик. И именно это приводит к развитию невроза.

В данном случае речь идет не о лечении, а о коррекции. Невротик, невротическая личность – это не диагноз, но при усилении невротических черт и определенных условиях возникают все симптомы невроза: и психические (страхи, тревожность, раздражительность), и физические (непонятные боли, головокружения, потливость и пр.). А это уже свидетельствует о расстройстве.


Для того чтобы предупредить развитие невроза, выполняйте такие рекомендации:


  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Клаудио НАРАНХО - ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ краткое содержание

Данное исследование латиноамериканского ученого существенно дополняет существующую психоаналитическую и психологическую литературу. На основе идей Карла Юнга, Карен Хорни, в сотрудничестве с Кеттелом, Шелдоном, Перлзом и рядом суфийских учителей, таких как Идрис Шах, Оскар Ичазо и других, Клаудио Наранхо разработал оригинальную концепцию психологической типологии человека, строя ее с учетом характерологических черт личности на базе современной психотерапии.

Книга является важной вехой на пути построения новой психотерапии и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современными разработками в данной области.

ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

В 1962 году я получил благоприятную возможность приехать в США и посетить Гарвардский университет, а также Государственный университет в Колумбусе штата Огайо, где уже имелись разработки в области перцептивного обучения. Эта поездка прибавила мне аппетита для более обстоятельной академической подготовки - которую я впоследствии благодаря счастливой судьбе смог завершить.

Фулбрайтовская стипендия в 1963 году позволила мне более полугода заниматься в Гарвардском университете, кроме того, в это же время я проходил подготовку в Центре по изучению личности, где господствовала школа Генри Мюррея (Henry Murray), личные встречи с которым служили дополнительным побудительным мотивом для знакомства с его идеями.

В последующие месяцы (как и планировалось) я посещал д-ра Раймонда Кеттелла в Иллинойсском университете, а впоследствии некоторое время с ним переписывался (я консультировался у него в отношении рефакторизации 16PF в Южной

Америке), воспринимая себя как ученика-заочника. Еще задолго до нашей встречи я прочел его книгу о Факторном анализе и погрузился в нее как истинный верующий в поисках более глубокого понимания разума через статистику. Месяцы, проведенные в Урбане (Иллинойсский университет), были насыщены учебой и продолжением моего собственного исследования, а также посещением ряда специалистов подобно Осгуду (Osgood) и Моуреру (Mowrer). Перед отъездом я принял приглашение д-ра Кеттелла стать партнером в основанном им IPAT (Институт личности и тестирования) в качестве его представителя в Южной Америке. Казалось, это вполне соответствовало той работе, которую я вел тогда, но вспыхнувшая во мне любовь к Калифорнии несколько изменила мои планы. К концу моего пребывания в Гарварде пришло письмо от д-ра Фрэнка Бэррона из калифорнийского Института личностной оценки и исследований (IPAR) с приглашением поработать в Беркли, и я принял судьбоносное решение согласиться…

Я думаю, тот факт, что Хорни была сама простота, уже говорит о ее тонкости и величии, лишенном напыщенности. Я рад видеть сегодня, что психоанализ в значительной степени преобразился относительно своих ранних воззрений и что имя Хорни стало вспоминаться все чаще, хотя и думаю, что подлинная ценность ее работ выявится позднее. Привлекая внимание к Хорни посвящением данной книги ее памяти, я хочу указать на ее имя не только в общем, но признать ту степень ее воздействия, которая спонтанно выявилась на страницах нижеследующего изложения. Но возвращаюсь к своей истории: наконец, в 1969 году, пришло то время, когда эмпирический искатель (experiential seeker) взял верх во мне над интеллектуальным исследователем (intellectual investigator).

Поскольку я был готов к своему жизненному паломничеству (pilgrimage), то намеревался выразить свой предшествующий опыт странника в форме различных книг [9], но совершенно не чувствовал готовности делать какие-либо утверждения относительно личностной типологии. Мой поиск в этой области казался мне носящим предварительный характер.

Полагаю, что мои читатели немало удивятся, если я скажу по этому поводу, что, несмотря на обширный вышеизложенный curriculum (профессиональное досье), главное влияние на эту книгу пришло вовсе не от источников, которые я упомянул. Как ни странно, оно возникло с самой неожиданной (и для меня в первую очередь) стороны: от человека, который первым привлек мое внимание к суфийскому наставничеству и чьим практическим руководством я стал интересоваться настолько, чтобы оставить свою академическую жизнь позади - похоже, навсегда.

ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ

Данное исследование латиноамериканского ученого существенно дополняет существующую психоаналитическую и психологическую литературу. На основе идей Карла Юнга, Карен Хорни, в сотрудничестве с Кеттелом, Шелдоном, Перлзом и рядом суфийских учителей, таких как Идрис Шах, Оскар Ичазо и других, Клаудио Наранхо разработал оригинальную концепцию психологической типологии человека, строя ее с учетом характерологических черт личности на базе современной психотерапии.

Книга является важной вехой на пути построения новой психотерапии и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современными разработками в данной области.

Интегративное обозрение

Перевод с английского под общей редакцией Валерия Зеленского

Предисловие автора В. Зеленский

Введение: теоретическая панорама - В. Зеленский

Главы 1-4 - М. Скородумова .

Главы 5-6, приложение - К. Бутырин .

Главы 7-10 - Д . Скородумов .

Character and Neurosis An Integrative View

Claudio Naranjo, M. D.

Gatewaays/IDHHB, Inc. Pablishers, 305 p.,1994.

ПАМЯТИ КАРЕН ХОРНИ


Биографические сведения об авторе

«Вот эти препятствия: темнота глупости, самоутверждение, страсть, ненависть, привязанность.

Темнота глупости - область других…

Ноша зависимости и рабства, к сожалению, имеет свой корень в этих препятствиях".

ПАТАНДЖАЛИ. КНИГА II

Бывает и с отдельным человеком,

Что. например, родимое пятно,

В котором он невинен, ибо, верно,

Родителей себе не выбирал,

Иль странный склад души, перед которым

Сдается разум, или недочет

В манерах, оскорбляющий привычки, -

Бывает, словом, что пустой изъян,

В роду ли, свой ли, губит человека

Во мненьи всех, будь доблести его,

Как милость Божья, чисты и несметны,

А все от этой глупой капли зла,

И сразу все добро идет насмарку.

Досадно ведь.

ШЕКСПИР. ГАМЛЕТ. АКТ 1, СЦЕНА 4

(Пер. Б. Пастернака)

«Интроспекция есть первый шаг к преобразованию, и

Я понимаю, что после узнавания себя никто уже не сможет

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА [1]

Он, который знает, и знает, что

ОН ЕСТЬ: он мудр.

Последуй за ним.

Одного его присутствия достаточно

для преобразования человека.

Я обязан Френку Бэррону идеей подзаголовка данной книги и надеюсь, что мои читатели сочтут ее полное название вполне уместным и очевидным, хотя сам дух книги концентрируется не на противоречивых ее аспектах. Я исследую разные школы, подходя к ним с открытым разумом, и считаю, что мой самый специфический вклад в современное понимание вопроса интегративен по своей природе. Сам подход, который я излагаю на протяжении всей книги, в равной степени можно назвать когнитивным в психодинамическом смысле, подход, где личность рассматривается как система черт (traits). Думается, что лишь искусственно можно отделить черты характера человека от мотивов и от способов (modes) видения вещей [2] , точно так же как я полагаю искусственным отделять взгляд на социальное научение этим чертам от объектно-ориентированного (object relational view) подхода, который рассматривает интернализацию родительских фигур и ранние чувства в отношении к ним.


  • Активные пользователи





  • 103 сообщений
    • Пол: Женщина
    • Город: ZZZ

    Здравствуйте, дорогие форумчане!

    Хочу поделиться с вами своей историей, обнадежить вас и, может быть, кому-то помочь, так как когда-то я сама искала истории исцеления, которые бы держали меня наплаву.

    Первый эпизод случился 11 лет назад на фоне длительного напряжения на работе, но тогда организм был моложе, через месяц и после того, как я узнала, что беременна, все прошло.
    А вот по-настоящему прибило спустя 9 лет, 2 года назад.
    Опять же на фоне длительного умственного напряжения, каких-то личностных проблем.
    Началась стойкая сильнейшая тревога, появился дикий страх сойти с ума. Состояние практически не снималось даже алпрозоламом.
    Назначили лечение - тералиджен и феварин, параллельно психотерапия, преимущественно НЛП.
    Через 3,5 мес. лечение медикаментами прекратила, состояние нормализовалось.
    Через 2 месяца все вспыхнуло опять.
    Все наработанное с терапевтом и прочитанное за время лечения перевернулось с ног на голову и сыграло обратный эффект. Воспаленный мозг интерпретировал все в пользу подсознания. Почва была выбить из-под ног.
    Работала с терапевтом, терпела, через 3 недели вышла из этого состояния. Через неделю одна неприятная ситуация снова вогнала меня в дикую тревогу, которая лишала и сна. В голове творилось что-то невообразимое, словами это не описать, моя фантазия разыгралась не на шутки и заблокировала мне все пути-выходы в разумное существование. Что бы я ни читала по самопомощи и что бы я ни делала из известных мне техник, а их я нахваталась дай Бог, в этот период все вгоняло меня в еще более дикое состояние.
    При этом я каким-то чудом продолжала работать, воспитывать двоих детей-школьников, благо у меня понимающий муж.
    Когда состояние стало невыносимым, назначили эглонил, 12 уколов меня вернули в норму, но этого хватило на 3 дня, малейший неприятный случай снова вернул все на круги своя. Присоединилась депра, черная-пречерная. Как я ходила на работу, не знаю, одному Богу известно, видно, он меня тогда уже поддерживал, хотя я еще в него не верила.

    Терапевт тянул меня сколько мог, просил побороться за себя, потому что прием препаратов грозит хронизацией, как он говорил, я это тоже понимала.
    Но я не выдержала и через 3 недели легла в клинику неврозов, как мне казалось, в предпсихозном состоянии - я уже практически себя не контролировала - так мне казалось. Месяц в стационаре - тиорил, 1 раз даже галоперидол, потому что даже феназепам 1 мг в инъекции не снимал тревогу.
    Выписалась на сонапаксе и ципралексе, месяц более-менее, но после отмены сонапакса опять стала накатывать тревога, как посчитала врач, побочка АД. перекрывалась феназепамом. Через месяц назначили оланзапин 1,25 мг на ночь, благодаря которому состояние выровнялось. Мы даже съездили в отпуск. Но через месяц я почувствовала дикую тоску, я почувствовала, что куда-то уходит моя воля, а я ей обделена не была.
    Я почувствовала, что я - это не я, что я теряю свою личность. Для меня это было страшнее смерти.

    Я была в отчаянии. Я не знала, куда двигаться дальше.
    Я обратилась к гомеопату, которого знала уже больше 10 лет.
    Начали лечение, параллельно отменили с согласия психотерапевта АД и нейролептик. Через неделю началось опять, не выдержала, снова легла в клинику неврозов, где сделали только шесть инъекций эглонила, но душе было немного спокойнее. Я надеялась, что пережила синдром отмены. Но не тут-то было.
    Выписалась. Состояние ухудшилось, била тревога, одолевала депра, безнадега, состояние было на грани, сон пропал.
    Врач намекнула, что это пограничное расстройство, предложила сесть на рисперидон пролонг. Я взяла таймаут.
    Перебивалась донормилом для сна, который, правда, тоже не сильно помогал.
    Так длилось 2 недели, как вытерпела - одному Богу известно.
    Гомеопатическое лечение продолжала.

    И в этот период благодаря своей подруге я обратилась к вере, хотя до этого была атеистом.
    В этот день мне вдруг стало ХОРОШО. Я спокойно уснула и спала как младенец.

    Я стала читать и читать, сначала художественные православные книги, потом и книги святых отцов, Евангелие, посещать воскресную школу, я пустила, наконец, Бога в душу, и там стало светло. Я почувствовала почву под ногами, я стала черпать силу из Божественного источника, а он неиссякаем. Ибо такое выдержать только лишь человеческими силами нельзя. Начался мой путь к исцелению.

    Я приняла решение, что я отказываюсь от медикаментозного лечения, и будь что будет. Я перепробовала много лекарств, и они мне не помогли, значит, у меня другой путь.

    Потом через неделю снова подступила депрессия, но решение было принято. Я не хотела возвращаться к таблеткам, для меня это был путь в никуда.
    В течение полугода была депрессия с редкими просветлениями, во время которой я чувствовала какой-то блок в голове, который не давал прохода рациональным мыслям, но почти без тревоги, и это было уже терпимо, хоть и очень больно. Спала в депрессивные периоды мало - 4-5 часов, просыпалась, и меня колотила тревога до утра. Так повторялось каждый день, я молилась и молилась.
    Любое напоминание о психических расстройствах повергало меня в пучину, поэтому я не заходила на форумы, не читала про это в интернете, я убрала эту тему из своей жизни, исключила ее. Я вырвала из своей карточки все листочки с записями психотерапевтов.
    Родным, которые знали о моей болезни, я сказала, что мне гораздо лучше, никто не знал истинной ситуации.
    Это была часть моей стратегии - создать видимость отсутствия болезни вокруг, чтобы и внутри она стала угасать.
    Я постоянно искала способы распутать свой клубок мыслей, пыталась отделить депрессию от себя, и я готова была даже смириться и принять ее как часть себя и жить с ней.
    И молилась.
    Меня очень грела фраза, которая звучит примерно так:
    Крест, если его нести смиренно и достойно, со временем становится все легче и легче.

    Я терпела и терпела. Моя сила воли постепенно возвращалась ко мне, спасибо Богу.

    В этот период прошла еще иглотерапию 30 сеансов.

    Через полгода пошли значительные улучшения, депрессия стала больше похожа на уныние, был один сильный приступ тревоги, который я преодолела за сутки молитвой "Отче наш", без таблеток.

    Гомеопатию принимаю до сих пор.
    Традиционные препараты не принимаю уже почти год.
    Недавно была у своего психотерапевта, она сказала, что процесс восстановления после таблеток,действительно, занимает немало времени и да, этот период нужно перетерпеть, и ждать, пока заработают собственные механизмы.
    Память пострадала, да, но это дело наживное.

    Сейчас чувствую себя хорошо и уже не боюсь, что болезнь может вернуться, если это и случится, я встречу ее во всеоружии, с молитвой.

    Я верю, что наше сознание - это что-то очень великое и безграничное, и оно может очень многое, если не все.
    А наш мозг очень пластичен и, следовательно, обучаем, и своим сознанием мы можем многое в нем изменить, чего не могут сделать таблетки.

    И знаете, что еще? Я нисколько не жалею, что это произошло со мной, это был мой путь к изменениям, это был мой путь к Богу, а он часто тернист.

    Я очень надеюсь, что моя история поможет кому-то и подарит надежду.

    С жалобами на плохой сон или неожиданно накрывающую слабость мы обычно идем к терапевту. Если врач, проведя обследование, не находит никаких изменений в организме, он выписывает витамины или успокаивающие препараты, советует больше гулять и отпускает восвояси. Воодушевленные, мы возвращаемся домой, но. проходит пара недель, а наше состояние не улучшается.


    Так что же это за болезнь такая - невроз? Каковы его причины и, главное, как от него избавиться?

    Невроз - это расстройство, которое вызвано различными психотравмирующими обстоятельствами. А их вокруг нас множество. Конфликты, стрессы, психологические травмы, возникшие в детстве или даже вчера, нарушают наш внутренний баланс и могут серьезно повредить нашу личность. В таких случаях в человеческой психике предусмотрен механизм защиты: невроз - состояние, которое занимает наше внимание и таким способом защищает нашу личность, помогает примириться с обстоятельствами и жить дальше.

    Важно знать: хотя симптомы невроза и похожи на многие известные болезни, сам он не наносит никакого ущерба организму. Не приводит к болезням, не является психическим расстройством. И даже если длится много лет, всегда обратим.

    В основе формирования любого невроза много причин: это и наследственность, и перенесенные заболевания, и особенности характера, и даже воспитание с образованием. А самым главным его признаком является наличие так называемого внутриличностного конфликта, нарушенных отношений или важной неудовлетворенной потребности.

    Например, человек хочет выступать на сцене, а ему приходится работать бухгалтером. Или он вынужден руководить коллективом, совсем не желая быть начальником и не имея для этого необходимых качеств. Из-за сложных отношений с мужем женщина хочет развестись, но ее мать, которой она не может возразить, настаивает на сохранении брака.

    С какими проявлениями невроза мы чаще всего сталкиваемся в жизни?

    Астения, или истощение, - это повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние слабости, прежде всего физической. Снижается трудоспособность, ухудшаются внимание и память. Все это может сопровождаться повышенной возбудимостью, раздражительностью, неустойчивостью настроения. Трудно становится ждать, воспринимать громкие звуки, шум, яркий свет.

    Нарушения сна. Человек с трудом засыпает, просыпается в середине ночи и по утрам не испытывает чувства бодрости.

    Навязчивые мысли и неуверенность в правильности или завершенности действий. Стремление много раз перепроверять - выключен ли газ или свет. Постоянный страх опасных или нелепых действий - порезаться острыми предметами, прыгнуть с балкона. Многократное мытье рук, бесконечное проведение медицинских обследований.

    Фобии. Например, ипохондрия - чрезмерный страх за свое здоровье, склонность приписывать себе болезни, которых нет.

    Депрессия. Основной признак - тоска, плохое настроение. Отсутствие сил и желания что-то делать. Эмоциональная неустойчивость.

    Впрочем, всех проявлений невроза и не перечислить! Им может стать расстройство любой из систем человеческого организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочеполовой. Симптомы, которые беспокоят человека, могут периодически усиливаться или ослабевать. Иногда они даже полностью исчезают, а потом снова возобновляются. Характерной особенностью всех невротических состояний является изменчивость симптоматики. Например, страх заболеть СПИДом со временем может трансформироваться в навязчивое мытье рук.

    Сколько же может длиться это состояние? По-разному. От нескольких недель до нескольких лет. Зависит от продолжительности пребывания человека в сложной ситуации, от того, насколько своевременно он обратился к помощи медицины. Наконец, от его способности адекватно разрешать свои проблемы.

    Повторю: при неврозе не происходит поражения органов или систем организма. Изменения касаются только сферы психики. Поэтому желание самого человека измениться, попытаться как-то скорректировать эффективные реакции и является, пожалуй, самым важным условием в лечении невроза.

    Так что могу утверждать: здоров не тот, у кого нет никаких проблем, а тот, кто умеет их решать.

    Доктор, помогите, у меня постоянная усталость, я взрываюсь по любому поводу, плохо сплю, мне пришлось завести ежедневник, так как я все забываю, мне трудно концентрироваться (Антон, 43 года).

    Внезапно меня накрывает такая слабость, ноги ватные, я не могу сдвинуться с места. А ночью просыпаюсь в холодном поту, бьется сердце и мне очень страшно (Александра, 39 лет).

    Ничего не хочется делать, совсем нет сил и энергии. Кажется, спала бы целый день. Может быть, это старость? (Елена, 28 лет).

    Я пять раз возвращаюсь, чтобы проверить, закрыл ли я дверь. А может, я забыл выключить свет? Я схожу с ума? (Алексей, 36 лет).

    Мне кажется, что я болен какой-то страшной болезнью. Обследовал все и вся. И, конечно, врачи ничего не находят. Я здоров, как космонавт. И только я успокаиваюсь, что у меня нет рака или СПИДа, как начинаю бояться туберкулеза или гепатита. И так до бесконечности. Я устал (Ярослав, 52 года).

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.