Иогихес м и неврозы в детском возрасте

Иогихес М.И., прив.-доц. Неврозы в детском возрасте.
В книге приват-доцента М.И. Иогихеса, заведующего нервным отделением детской больницы им. К.А. Раухфуса в Ленинграде, дается описание клиники неврозов детского возраста, обсуждаются вопросы их лечения и профилактики возникновения. Очерк был задуман как описание нервности у детей. Из понимания нервного характера ребенка вытекает понимание бесконечно разнообразных симптомов и форм выявления нервности в соответствии с особенностями и общей структурой этого характера. К таким проявлениям принадлежат не только обычные и общеизвестные явления, но и более сложные симптомокомплексы, как фобии, некоторые преходящие психозы, расстройства речи, тик и проч., а также и ряд расстройств со стороны внутренних органов. Обычно эти симптомокомпексы рассматриваются отдельно и выделяются в особую группу неврозов, однако с точки зрения автора, все это — та же нервность, один и тот же невроз, лишь варьирующийся в зависимости от конституциональных особенностей организма и от влияний среды, воспитания и других факторов.

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-nauhkniga
Москва.
— М.-Л.: Государственное издательство 1929г. 164с. Издательский картонажный переплет, обычный формат. Состояние: удовлетворительное, загрязнение страниц, переднего форзаца и обложки, пятна по обрезу, Купить за 800 руб.
2 BS-NatashaSPb
Санкт-Петербург.
М. Л. ГИЗ 1929г. 164 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Утраты на корешке , в остальном - хорошее
вид1
Купить за 1000 руб.
3 BS-domgen
Москва.
М.- Л. ГИЗ. 1929г. 164с. Твердый издательский переплет., Обычный формат. Состояние: Хорошее.
– Переплет – Оборот – Корешок – Титул – Разворот-1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6
Купить за 1500 руб.
4 BS-Sunduk_knig
Москва.
— М.-Л.: Государственное издательство 1929г. 164с. Издательский картонажный переплет, обычный формат. Состояние: Очень хорошее, близкое к отличному
Фото – Фото – Фото – Фото
Купить за 5000 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright © 1999 - 2020, Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Клинические особенности невротических расстройств у детей с задержкой психического развития. - В кн.: 4-й симпозиум детских психиатров социалистических стран. - М., 1976, с. 195-199.

ГолубеваЛ. Г., Гриднева Т. В. и Тонкова-Ямпольская Р. В. О возникновении преневротических расстройств у детей раннего возраста. - Журн. невропатол. и психиатр., 1974, в. 10, с. 1525-1527.

Гольбин А. Ц. Патологический сон у детей. - Л., 1979.

Грибоедов А. С. Детская психопатология и лечебная педагогика. - Л., 1926.

Губачев Ю. М., Либих С. С. Основы психосоматических отношений в клинике внутренних болезней. Психотерапия при соматических заболеваниях. Учебное пособие по терапии. - Л., 1977.

Гуськов В., Мягков И. Ф. Психотерапия при реактивных состояниях и неврозах детского возраста. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1966, с. 73-74.

Давиденков С. Н. Основы профилактики и невроза. - Клин, мед., 1954, No 3, с. 3-8.

Дмитриева Н. В. К вопросу об особенностях психотерапии неврозов в детском возрасте. - В кн.: Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. - Харьков, 1968, с. 399-401.

Драпкин Б. 3. Некоторые особенности гипнотерапии в детском и подростковом возрастах. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1966, с. 41-43.

Драпкин Б. 3. Предупреждение и лечение заикания. - М., 1968.

Драпкин Б. 3. Психотерапия в комплексном лечении больных заиканием подростков. - В кн.: Тезисы докладов конф. по психотерапии. - М., 1973, с. 60-64.

Драпкин Б. 3., Трифонов О. А. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей и подростков. - В кн.: Психиатрия детского возраста. - М., 1979, с. 585-602.

Дьякова Н. Н. Нервно-возбудимые дети и их воспитание. - М., 1929.

Захаров А. И. Социально-психологические особенности групповой психотерапии детских неврозов. - В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. -Л., 1971, с. 33-38.

Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. - В кн.: Неврозы и пограничные состояния. - Л., 1972, с. 53-55.

Захаров А. И. Динамика семейной психотерапии в клинике неврозов детского возраста. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973, с. 120-127.

Захаров А. И. К психотерапии невротических реакций страха в раннем детском возрасте. - В кн.: Третий Всеросс. съезд невропатологов и психиатров, т. 2. - М., 1974, с. 246-249.

Захаров А. И. Предпосылки патогенетически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическими расстройствами. - В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1978, с. 75-86.

Захаров А. И. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста. Методические рекомендации. - Л., 1979.

Зачепицкий Р. А. и Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. - М., 1960.

Иванов Н. В. К вопросу об особенностях психотерапии патологических влечений в детском возрасте. - В кн.: Вопросы детской психоневрологии. - М., 1958, с. 274-234.

Иогихес М. И. Неврозы в детском возрасте. - М., Л., 1929.

Кабанов М. М. Психотерапия и медицинская психология. - В кн.: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. - Л., 1976, с. 53-55.

Каганова Э. Д. Организация детского коллектива и работа врача в нем как один из методов психоневрологической диспансеризации. - Охрана здоровья детей и подростков. - М., 1933, No 5-6, с. 32-38.

Карандашева Э. А. и Мурзенко В. А. К клинико-психологической и биохимической характеристике фобического синдрома у больных неврозами. - В кн.: Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с. 49-53.

Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.

Карвасарский Б. Д., Шурина Г. И., Мурзенко В. А. и др. Диагностика и психотерапия неврозов в условиях специализированного отделения. Методические рекомендации. -Л., 1979.

Каубиш В. К., Нечаев М. Л. Групповая психотерапия в условиях детского психиатрического отделения. - В кн.

Антонов А. И. Социология рождаемости.- М., 1980.

Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма.- В кн.: Руководство по психотерапии. 2-е изд. Ташкент, 1979. С. 24-43.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982.

Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1983.

Бойко В. В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты.- М., 1985.

Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека.- М., 1981.

Булахова Л. А. К особенностям невроза навязчивости на органическом фоне у подростков.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 28-29.

Буянов М. И. Недержание мочи и кала.- М., 1985.

Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1986.

Буянов М. И. О динамике пограничных психоневрологических расстройств.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 30-34.

Вайзман Н. П. Об эпидемиологии невротических нарушений у школьников.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986, С. 34-36.

Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова О. А Вегетососудистая дистония.- М., 1981.

Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом.- В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. С. 87-93.

Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39-41.

Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.

Геодакян Б. А. Дифференциация полов как специализация по количественным и качественным аспектам воспроизводства.- В кн.: Философские проблемы биологии.- М., 1965, с. 39-42.

Гиляровский В. А Узловые моменты в проблеме неврозов.- Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1934, вып. 2-3, с. 74-86.

Гильяшева И. Н. Интеллект и личность при неврозах.- В кн.: Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л., 1969. С. 151-165.

Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности.- В кн.: Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. С. 62-81.

Гольбин А. Ц. Патологический сон у детей.- Л., 1979.

Губачев Ю. М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений.- Л., 1981.

Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста.- В кн.: Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С. 53-55.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.

Иогихес М. И. Неврозы в детском возрасте.- М.; Л, 1929.

Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.- Л., 1984.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей.- Л., 1986.

Кабанов М. М. Изменение теоретической перспективы психиатрии.- В кн.: Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. Л., 1979. С. 5-14.

Каган В. Е. Аутизм у детей.- Л., 1981.

Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации.- Вопр. психол., 1984, вып. 4. С. 89-95.

Карвасарский Б. Д. Неврозы.- М., 1980.

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология - Л., 1982.

Карвасарский Б. Д., Иовлев Б. В. О значении экспериментально-психологических методов исследования личности для клиники неврозов.- В кн.: Клинико-психологические исследования личности. Л., 1971, с. 43-47.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия.- Л., 1985.

Кириченко Е. И. Возрастные аспекты формирования психогенных заболеваний у детей раннего возраста.- В кн.: Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. М., 1986. С. 86-88.

Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико-патогенетическая дифференциация форм невропатии у детей раннего возраста.- В кн.: 4-й Симпозиум детских психиатров соц. стран. М., 1976, с. 223-227.

Кириченко Е. И., Шевченко Ю. С., Бобылева Г. И. Психологическая структура реактивных депрессий у детей раннего возраста.- Журн. невропатол. и психиатр., 1986, вып. 10. С. 1555-1560.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.- М., 1979.

Ковалев В. В. Психический дизонтогенез как Клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста.- Журн. невропатол. и психиатр., 1981, вып. 10. С. 1505-1509.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.- М., 1985.

Козлов В. П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков.- В кн.: Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С. 13-17.

Козловская Г. В., Лебедев С. В. Роль возрастного фактора в динамике синдромологической структуры пограничных психических заболеваний у детей.- Журн. невропатол. и психиатр., 1981, вып. 10. С. 1527-1531.

Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста.-В кн.: Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 66-91.

Лебедев С. В., Козловская Г. В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей (по данным эпидемиологического обследования).-В кн.: Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям. М., 1980. С. 24-26.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей,-М., 1985.

Либих С. С. Психотерапия и психология - В кн.: Руководство по психотерапии. 3-е изд. Ташкент, 1985. С. 45-64.

Личко А. Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии.- Журн. невропатол. и психиатр., 1977, вып. 12. С. 1833-1838.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия.-Л., 1985.

Манова-Томова В. С., Пиръов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.-София, 1981.

Мягер В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы.- Л., 1976.

Мясищев В. Н. К вопросу о патогенезе неврозов.- Журн. невропатол. и психиатр., 1955, вып. 7. С. 486-494.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы.- Л., 1960.

Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов.- Журн. невропатол. и психиатр., 1967, вып. 6. С. 897-900.

Немчин Т. А. Клинические особенности страха при неврозах.- В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. Л., 1965. С. 209-217.

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л., 1983.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения,- Л., 1979.

Пивоварова Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков.- М., 1982.

Платонов К. К. Значение структурного понимания личности для психотерапии и психоневрологии.- В кн.: Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. Харьков, 1968. С. 43-44.

Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова.- М., 1974.

Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства.- Л., 1987.

Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.- М., 1985.

Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение.- М., 1958.

Соколов Л. В. Динамика психоневрологических нарушений у детей в процессе адаптации к детскому дошкольному учреждению.- Сб. научн. трудов Волгоградского мед. ин-та, 1985, №2. С. 102-103.

Сталин В. В. Психологические основы семейной терапии.- Вопр. психол., 1982, вып. 4. С. 109-115.

Сталин В. В. Самосознание личности.- М., 1983.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2.- М., 1959.

Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия.- М., 1981.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты.- М., 1983.

Ташлыков В. А. Клинико-психологическое исследование "внутренней картины болезни" при неврозах в процессе их психотерапии.- Журн. невропатол и психиатр., 1981, вып. 11. С. 1704-1708.

Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы.- М., 1978.

Христозов X., Ачкова М., Шойлекова М., Стамболова С. Роль факторов предрасположения к неврозам в детском возрасте.- В кн.: 4-й Симпозиум детских психиатров соц. стран. М., 1976. С. 90-94.

Adler A. Uber Den Nervosen charakter.- Munchen, 1928.

Almqnist F. Sex differences in adolescent psychopatology.- Acta psychiatr. Scand., 1986, vol. 73, N 3. P. 295-306.

BamberJ. H. The fears of adolescents.- London; New York; San Francisco, 1979.

Bowlby J. Separation: anxiety and anger.- London, 1973.

Debray Q. Genetique et psychiatric.- Paris, 1972.

(Freud S). Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе/ Пер. с нем.- М.; Пг., 1923.

Freud S. Inhibition, symptome, angoisse.- Paris, 1926.

Freud A. The Ego and the mechanisms of defense.- London, 1936.

Horney K. Neurotic personality of our time.- N. Y., 1937.

Horney K. Our inner conflicts.- N. Y., 1945.

Horney K. Neurosis and Human Growth.- N. Y., 1950.

(Hug-Helmuth H.) Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста/Пер, с нем.- Л., 1926.

(Jakubik А.) Якубик А. Истерия.- М., 1982.

Jung С. G. Психологические типы.- М., (год не указан).

Klein M. Development de la psychanalyse.- Paris, 1966.

(Langmeier J., Matejcek Z.) Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.

Leonhard К. Kindernevrosen und Kinderpersonlichkeiten.- Berlin, 1965.

Levy D. M. Maternal overprotection.- N. Y., 1943.

Miner G. D. The evidence for genetic components in the neuroses.- Arch. gen. Psychiat., 1973, N1. P. 111-118.

Mussen P. H., Conger J. J., Kagan J. Child development and personality.- New York: Evanston a. London, 1969.

Noyes R., Clancy J., Grows R., Hoecik V. The familial prevalence of anxiety neurosis.-Arch. gen. Psychiat., 1978, № 9. P. 1057-1059.

Richter H. E. Eltern, Kind und Nevrose.- Stuttgart, 1983.

Sarason S. B. Anxiety in elementary school children.- N. Y., 1960.

Schwartz G. M. et at. Estimating the prevalence of childhood psychopathology. A critical review.- J. Am. Acad. Child Psychiat., 1981, N 3. P. 426-476.

(Strelau J.) Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 1982.

(White В.) Уайт Б. Первые три года жизни.- М., 1982.

Происхождение детских неврозов и психотерапия

Происхождение детских неврозов и психотерапия

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Преморбидные особенности детей.

Понятие "жизненной ситуации".

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному "эмансипированному" положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.


  • Причины возникновения неврозов у детей
  • Невротические проявления у ребенка
  • Формы и лечение неврозов детского возраста

Неврозы у детей составляют большой раздел детской психологии. Распространенность неврозов в детском возрасте обусловлена повышенной ранимостью, нестабильностью психики ребенка, отсутствием выработанных защитных реакций, адекватных травмирующим ситуациям. Немаловажным фактором в появлении и закреплении невротических проявлений считается поведение и стили воспитания родителей, близких родственников, педагогов: неверные стратегии поведения не только способствуют появлению неврозов у детей, но и закрепляют их при отсутствии внимания к симптомам нарушения и своевременной терапии. IllnessNews рассказывает о видах невротических состояний, их причинах и проявлениях у детей.

Причины возникновения неврозов у детей


Неврозы у детей и взрослых не относятся к опасным психическим заболеваниям. В большинстве случаев это временное нарушение психического состояния под влиянием травмирующей ситуации. Пластичность психики позволяет говорить о самостоятельном восстановлении баланса, однако нередко невроз, оставшийся без внимания и коррекции, способен приводить к закреплению негативных черт личности, влиять на поведение, самочувствие в течение длительного периода вплоть до десятилетий. Существует также и хроническое состояние невротизации, комплексные неврозы у детей, и истоки нарушений могут находиться в самом раннем возрастном периоде младенчества.

Среди причин неврозов у детей выделяют две основные группы:

  • физиологические факторы невротизации, способствующие повышенной сенситивности (чувствительности) психики к травмирующему воздействию: наследственная склонность, тяжелое течение беременности (токсикозы, особенно третьего триместра, отслойка плаценты, болезни матери, влияющие на полноценное кровоснабжение плода, гормональные нарушения и т. п.), гипоксия, травмы родового периода у ребенка (при неправильном положении плода, узком тазе, необходимости инструментальной помощи в потужном периоде и т. д.), болезней раннего возраста, как протекающие с выраженной интоксикацией организма, так и хронические заболевания, травмы, особенно головного мозга, неполноценное питание, физическое переутомление, отсутствие режима дня и т. д.;
  • психологические факторы. Наиболее распространенной причиной являются неадекватные стили воспитания: гиперопека, сочетание гипер- и гипоопеки у одного члена семьи (непоследовательное воспитание) или у нескольких, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, стрессы, значительные (для ребенка ) эмоциональные потрясения, повышенные нагрузки (интеллектуальные, психологические).

Часто встречается сочетанное влияние на детей, провоцирующее возникновение невроза : слабое физическое здоровье ребенка и обилие травмирующих воздействий на нервную систему и эмоциональное состояние.

Неврозы у детей нередко остаются без внимания взрослых по двум причинам: их проявления не считаются (за исключением выраженных случаев) признаком нарушения, а приписываются недостаткам характера или воспитания; или же считаются общей детской нормой — какой ребенок не боялся монстра под кроватью?

Влияние эмоциональной травмы на детей может значительно варьироваться: часть детей не будет испытывать выраженного стресса от присутствия, например, на похоронах; часть испытает сильное эмоциональное потрясение; некоторым детям значительно больше повредит попытка умолчать о феномене смерти и скрыть причину отсутствия значимого лица.

Задача родителей — отслеживать вероятные проявления неврозов у детей, особенно в периоды возрастных кризисов и во время или после травмирующих событий.

Невротические проявления у ребенка


Симптоматика неврозов многообразна, особенно в запущенных случаях. Однако среди всех вариаций выделяют наиболее распространенные проявления, характерные для детского возрастного периода.

  • нарушения сна, чаще всего — неровный, прерывистый, беспокойный сон, сложности с засыпанием; изредка — гиперсомния, сонливость, постоянное желание спать;
  • нарушения аппетита: как правило, снижение аппетита, отказ от привычной пищи, возможны как появление потребности в повышенном количестве сладостей, так и искажения вкуса, желание есть не вполне съедобные вещи (при крайних формах невротического состояния);
  • головные боли, головокружения — яркий симптом неврозов у детей, возникающий чаще всего как следствие недостаточности кровоснабжения из-за мышечных зажимов в области шеи, плечевого пояса;
  • боли в животе;
  • боли в области сердца;
  • слабость, утомляемость, особенно при физических нагрузках в пределах нормы, мышечные судороги и т. п.

К психологическим проявлениям неврозов относят:

  • частые беспричинные колебания настроения;
  • повышенную реакцию раздражения;
  • обидчивость, чувствительность, ранимость ребенка, не характерные для него ранее;
  • страхи в различной форме;
  • истерические проявления.

Неврозы у детей редко бывают моносимптоматичны (то есть, не проявляются лишь одним признаком). Так, чаще всего ночной энурез (недержание мочи во сне) без дополнительных проявлений не является признаком невроза. Ребенок в силу особенностей возрастного периода чаще всего реагирует на травмирующее событие и физиологическими, и психологическими проявлениями. Например, сочетанием головной боли и/или мышечных спазмов, повышенной раздражительности и страхами.

Формы и лечение неврозов детского возраста


Невроз может проявляться многообразно, но среди многообразия выделяют формы невротических состояний. Часть их них наиболее характерна для детского возрастного периода.

  • Истерическая форма невроза проявляется частыми истериками, криком, слезами, избыточным эмоциональным реагированием. Ребенок не понимает, почему ему плохо, и таким образом неосознанно пытается привлечь внимание к своим проблемам.
  • Астенический невроз выражается в ухудшении самочувствия без видимых причин, слабости, повышенной утомляемости, сонливости, раздражительности или плаксивости вследствие истощения нервной системы.
  • Неврозы навязчивых состояний выражаются в потребности совершать одни и те же действия, ритуалы, навязчивых мыслях, желании грызть ногти, ручки, волосы, выдергивать ресницы, перешагивать через трещины в асфальте, причем желании неконтролируемом, неосознаваемом. При запрете родителей повышается тревожность, усиливаются явления невротизации, так как именно таким образом психика ребенка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний.
  • Неврастенический невроз проявляется мышечным напряжением, головными болями, тремором, повышенной потливостью, явлениями тахикардии, учащенным дыханием и т. д.
  • Депрессивная форма невроза у детей выражается в подавленном настроении, замкнутости, пониженной скорости реакции на оклики, разговоры, события и т. д.

Следует помнить, что невроз — состояние, не поддающееся лечению медикаментами. При наличии травмирующего фактора нарушение не способно корректироваться только лекарственными препаратами. При выборе терапии необходим индивидуальный подход, установление причин возникновения состояния, их устранение, чаще всего требуется работа как с ребенком, так и с родителями. В терапию для детей также включают такие вспомогательные методы, как арт-терапия (или творческие игры), физические упражнения, плавание, массаж и т. д.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.