Историческая личность и неврозы

НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Психология личности необозрима.

Нашей задачей является лишь попытка приоткрыть двери в мир психологических конфликтов и актуальных неврозов повседневности.

Найдется ли в мире хоть один человек, свободный от проблем?

Ответ очевиден, потому что каждый несет на себе бремя прошлого, настоящего и даже будущего. Все мы пережили рождение, детство, отрочество и юность, успев накопить тяжелый груз комплексов и неудач и приобрети массу полезного практического опыта. Психологически здоровый человек в современном мире — нонсенс, но стать здоровым вполне возможно, пройдя путь самосовершенствования и личностного роста.

Чем же болен современный человек?

Диагнозов сотни, и, чтобы разобраться во всех хитросплетениях психологических отклонений, нам потребуется не один десяток книг. Впрочем, можно сократить это путешествие и поговорить о самых распространенных проблемах нашей цивилизации.

Все мы находимся в социальной среде, давящей на нас непосильным грузом, отчего нам приходится либо прогибаться под суровый мир, либо раскалываться на части — мир прогибается под нас лишь в исключительных случаях.

Изначально человек стремится к совершенству и не стоит на месте, желая развиваться и двигаться вперед, но это получается далеко не у каждого. Внешние обстоятельства, внутренний стержень, воля, темперамент и характер — все это определяет силу и мотивационную составляющую личностного напора, приводящего к успеху или к поражению.

Каждый может достичь большего, и каждый силен во многом, а потенциал человека безграничен. Так и мы верим в силу светлого разума, одновременно понимая, что человеку часто необходим наставник, помощник, катализатор. Тот, кто занимается психотерапией в любом ее проявлении: психологическом, клиническом, духовно-эзотерическом или сугубо прикладном, пусть даже воспитательно-педагогическом. По своей сути это общая взаимосвязанная психотерапия, где каждый влияет на другого и опосредованно на самого себя.

ГДЕ КОРНИ НАШИХ ПРОБЛЕМ?

Столь принципиальным вопросом задавались с момента зарождения психологической науки. Естественно, психоаналитики остановились на детстве. Что влияет на человека? Наследственность, раннее развитие, воспитание, окружающая среда. Очень важным моментом является взаимодействие ребенка и матери на первом году жизни. Как мать относится к своему ребенку, желанный он или незапланированный? Что она испытывает по отношению к нему: любовь, заботу, преданность, ненависть или тревогу? Часто матери испытывают противоречивые чувства, не всегда осознанные и проявляющиеся в поведении. Младенец все очень тонко воспринимает, весь мир для него — это мать, поэтому его обращенность к миру опосредована материнским отношением.

Если сравнить ребенка в колыбели, окруженного неиссякаемой заботой, с заброшенной коляской в коммуналке, где каждый член семьи занят своим делом, выводы будут однозначными. В первом случае младенец впитает с материнским молоком любовь к людям и себе, во втором — вырастет угнетенным, отстраненным и заброшенным. Ему суждено попасть в среду, в которой придется как-то существовать и развиваться, справляясь с огромным количеством проблем. Но готов ли ребенок, растущий в атмосфере враждебности, к подвигам? Скорее нет. Впереди его ждут трудности и серьезные испытания, но фундамент будущих проблем заложен уже сейчас.

Позже развитие ребенка продолжится, его самосознание трансформируется в личность, на которую будет влиять ближайшее окружение: мать и отец, если речь идет о полной семье, бабушки и дедушки, тетушки и дядюшки и другие второстепенные персонажи. Мать оказывает первостепенное влияние; отец скорее вторичен, но тоже важен — его отсутствие может тяготить ребенка и стать источником первых комплексов.

Мальчик видит в отце силу и защиту, образец поведения, наблюдает его отношение к матери. Это образ его тайных фантазий о могуществе. Отец может стать причиной ревности, ведь психоаналитически ребенок жаждет обладать матерью, чтобы она принадлежала исключительно ему, а отец является третьим лишним.

И не так важно, существует ли воспетый фрейдистами Эдипов комплекс на самом деле, ведь наверняка каждый испытывал подобные эмоции.

Девочка, со своей стороны, видит перед собой образец мужественности, получает первые знаки внимания и поддержку с элементами чувственной любви. Если отца рядом нет, то впоследствии она часто не может научиться общаться с противоположным полом, теряется в кругу сверстников или ее тянет исключительно на негодяев и неудачников. Иногда она идеализирует реального или воображаемого отца, упрямо ищет его копию, находит (чаще неудачную), подделывает под себя, разочаровывается и прерывает отношения в самом начале.

Сын, растущий без отца, часто не имеет образца для подражания, поэтому сливается с матерью и получает гомосексуальные черты поведения, закрепляя которые, имеет все шансы пополнить число сексуальных меньшинств. Девушки подвержены этому в меньшей степени, но чаще склонны к одиночеству, постепенно превращаясь в старых дев.

Таким образом, мы определили важность присутствия родителей обоего пола для формирования здорового характера и мировоззрения ребенка.

Но разве ребенок сидит взаперти и не видит вокруг никого, кроме взрослых? Отнюдь. С малых лет он начинает общаться со сверстниками и сравнивать себя с другими детьми. Вырабатывается универсальный комплекс неполноценности, корень всех человеческих побед и поражений, двигатель прогресса. Каждый ребенок априори сомневается в себе: хватит ли у него сил на достойную жизнь, красив ли он по сравнению с остальными, умен, талантлив, популярен?

Смутные сомнения терзают душу и мешают радоваться жизни.

Каждый находит в себе настоящие и мнимые недостатки: ах, мой нос значительно длиннее, пальцы слишком тонкие, зубы не отливают белизной, а волосы слишком редкие, выпадают и вот-вот начнут седеть. Что с этим делать и как придать себе уверенности?

Неполноценность усиливается с поступлением в школу, где ролевые взаимодействия обостряются и начинается борьба за место под солнцем. Там же проявляются различия в способностях: кто-то учится лучше, кто-то отстает. Интересы начинают разниться, и видны первые склонности к гуманитарным или техническим специальностям. Первые оценки, похвала и осуждение, слезы, напряжение — все это заполняет жизнь юного создания. Если раньше ребенка наполняли фантазии, он мог путешествовать в своих мирах и быть рыцарем, суперменом, миллионером и иметь тысячу друзей, то сейчас реальность начинает оттеснять иллюзорность, избегая лишь немногих застрявших в грезах детей.

Параллельно приходят кризисы первого, третьего и последующих лет, обостряясь в подростковом возрасте — час икс для любого молодого человека. Это время значимых перемен, когда внешность меняется чуть ли не каждый день, когда появляются глобальные противоречия в отношении к самому себе и окружающим людям, прежде всего к родителям и устоям общества. Подросток отрицает все и вся, ему наплевать на авторитеты, он становится центром мироздания и вождем мировых революций, примеряя все на себя. Он сбрасывает шкуры и надевает ослепительные мантии, бунтует просто потому, что хочет бунтовать, его захватывает процесс, а не результат, и он не видит цели и смысла, но остро чувствует содержание процесса.

Подростковый возраст — время первой любви и первых разочарований, сентиментальных прогулок под луной, платонических и эротических переживаний Желания могут быть вполне взрослыми, но реализовать их пока затруднительно, и подросток начинает страдать: он уже не маленький, но еще и не взрослый. Но кто же он тогда? Непонятно кто — странное существо, почти как гуманоид, только по-человечески разговаривает. И ростом не вышел, неказист, кожа в прыщах, ноги кривые, уши торчат, нос красный, как у деда Мороза, слишком бледен, худощав или, наоборот, заплыл жирком от бабушкиных пирожков. Разве он идеален? Увы…

Что поделать с ужасной несправедливостью? Остается лишь ждать и верить в скорые перемены.

Приходит первая любовь: чарующая, страшная, мучительная, капризная, если повезет — взаимная, но обычно не очень счастливая. И влюбляться хочется в кого-то взрослого и значительного, к кому никогда не подойти: в строгую учительницу, недоступную старшеклассницу, соседку по лестничной клетке, а то и далекую кузину. Но понемногу вулкан страстей затухает, подросток взрослеет, и черты его уязвимости сглаживаются.

Однако не у всех этот период протекает гладко.

Чем опасен подростковый возраст для формирования невротичной взрослости? Можно выделить следующие пиковые моменты:

1) неуверенность в себе и влияние комплекса неполноценности;

2) тревога о прошлом, настоящем и будущем;

4) чрезмерный инфантилизм и маска самостоятельности;

5) стойкая неудовлетворенность собственной внешностью;

7) расстановка приоритетов;

8) формирование жизненного сценария, обусловленного влиянием родительского начала, собственными желаниями и силой воли.

Так к пяти годам формируется родительский сценарий по Эрику Берну. Но иногда ребенок не соглашается с влиянием неудачливых предков и путем колоссальной работы над собой или путем необъяснимой внутренней силы вырывается из-под родительского крыла, сбрасывает одеяло опеки и формирует свой сценарий, часто совершенно противоположный. Он может быть как позитивным, так и негативным: ребенок из семьи алкоголиков становится известным спортсменом, а подросток из обеспеченной семьи сбегает и начинает бродяжничать, приобретает зависимости и кончает свой недолгий жизненный путь в колонии строгого режима или больничной палате. Таким способом происходит реализация позитивных и негативных установок.

Как связаны между собой ранние периоды развития с реализацией сценария? Ответ дается в схематичной формуле:

2) базовое недоверие вызывает отрицание себя и окружающего, что способствует формированию негативного родительского сценария или негативного антисценария.

И наиболее редкий вариант:

3) базовое недоверие на отрицательной почве с принятием-непринятием себя (борьба мотивов и внутренних сил) с победой рационального начала, что вопреки всему формирует позитивный антисценарий.

ВВЕДЕНИЕ В БОЛЬШУЮ НЕВРОЗОЛОГИЮ

Что такое невроз?

В условиях хронического стресса человек особенно подвержен вредному воздействию окружающей среды. Он сам носит в себе невротические зерна и сам их взращивает, не считая удобрений и поливки со стороны любящих и заботливых родителей.

Первый этап формирования невроза — психологическая травма или любой пережитый стресс, имеющий особое значение для конкретной личности.

Затем наступает этап психологической реакции на стрессогенную ситуацию, когда человек не находит средств для управления своим стрессом.

Предпосылками здесь являются:

1) ограниченное время для осознания проблемы и ее причин, принятия конструктивного решения;

2) ригидность личностных установок, неспособность осознать свои потребности;

3) недостаток жизненного опыта и ресурсов для ориентации в проблеме, отсутствие информации для принятия адекватного решения;

4) субъективизм в оценке, приводящий к неспособности своевременно изменить ее;

5) тревожность и мнительность как особенности личностного развития;

6) нереалистичная самооценка.

В другом случае при накопившихся неразрешимых конфликтах возникает симптом — формируются страхи, депрессия, тревога. Симптоматика усложняется, человек не может справиться самостоятельно и все глубже погружается в невроз. Дальше присоединяется реагирование тела, невроз усложняется, влияя на все сферы жизни. Человек стремится противостоять ему, спасается бегством или ищет успокоения, но часто выхода поблизости нет, потому что прежние конфликты не осознаны и не отреагированы — это вызывает постепенное угасание эмоций и принятие своего невротического поведения.

Неврозы — это разнообразная группа функциональных психогенных расстройств, которая характеризуется различными проявлениями с одновременным сохранением самосознания личности и возможным осознанием своих проблем.

Распространенность неврозов растет с каждым днем — как минимум тридцать процентов населения страдают подобными расстройствами, и ни один человек не избежал тех или иных невротических проявлений своей личности.

Классифицировать неврозы можно по-разному. Сначала необходимо разделить неврозы по длительности.

Выделяют невротические реакции, собственно невротическое состояние и невротическое развитие личности.

Невротические реакции присутствуют у ста процентов людей. Любой здоровый человек может в течение дня так или иначе отреагировать, подумав о какой-либо проблеме, посмотрев по телевизору новости, услышав дурную весть, проехав на общественном транспорте или просто оставшись наедине с самим собой. Но благодаря нашим психологическим защитам эти неадаптивные реакции быстро редуцируются. Человек понимает, что подумал о несущественном, отстраняется, улыбается и живет дальше — до следующих невротических реакций. Но у некоторых людей реакции могут затянуться и в силу личностных особенностей превратиться в настоящий невроз, требующий разрешения.

Невроз имеет свои фазы, или интервалы течения. При своевременном обращении к специалистам он еще может быть редуцирован и удален, но от будущих неврозов человек по-прежнему не застрахован, если не научится методам профилактики. А в том случае, если он заболеет снова, это будет новый невроз, как мозаика собранный из других личностно-поведенческих фрагментов.

В худшем случае невроз может затянуться на долгие годы и привести к невротическому развитию личности, когда невроз и его носитель сращиваются. Становится трудно отделить болезнь от человека, он начинает холить и лелеять ее и ни за что не желает с ней расставаться.

В нем особенно сильно работают механизмы психологической защиты и вторичные выгоды: невроз становится родным, человек не представляет себе жизни без него, расставание с ним означает появление дискомфорта. Невротическое развитие — это выраженная дисгармония личности и своеобразный невроз характера, исправить который гораздо сложнее.

Причины неврозов разнообразны. Различные школы психологической и психотерапевтической науки по-разному объясняют их происхождение и динамику.

Пионером в неврозологии по праву остается психоанализ, считающий невроз следствием столкновения либидонозных и агрессивных инстинктов с требованиями совести и собственным эго, а также результатом неосознанного конфликта между противоречивыми желаниями личности. Классики психоанализа во главу угла ставили сексуальные конфликты, столь распространенные в конце девятнадцатого — начале двадцатого века. По мере развития общества и свершения сексуальной революции фрейдистский пансексуализм отходит на второй план и все большее внимание уделяется социальным факторам. Согласно психоаналитическим воззрениям, невроз берет начало в детстве и связан с нарушением той или иной стадии развития.

Невроз — компромисс между инстинктивными влечениями и психологической защитой личности. Классики выделяли актуальный невроз, связанный с настоящим пациента и причину которого следует искать в значимой ситуации, а не в прошлом; травматический нервоз — следствие катастрофической эмоциональной ситуации; и невроз характера, он же невроз судьбы, связанный с длительным невротическим стажем, заложенным в детстве и переплетенным с последующим развитием и многократно повторяемым стереотипом поведенческих схем.

Последователи психоанализа указывали на весомый вклад социальных и культурных факторов — у каждого времени свой невроз, и у каждой культуры своя невротическая почва. Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливан и другие выдающиеся психоаналитики своего времени вступали в увлеченные споры с отцом-основателем, предъявляя ему неопровержимые доказательства своей правоты. Дальше огромное значение приписывалось экзистенциальным факторам существования человека, которые описали психотерапевты Джеймс Бьюдженталь, Ролло Мэй и Ирвин Ялом. Несколько ранее стремительно развивалась гуманистическая психология устами Карла Роджерса, указывающая на невроз как на нарушение отношений личности. Мощное течение бихевиоризма видело невроз как неправильное поведение, синтез психоанализа и гуманизма — гештальт, кристаллизируя неудовлетворенные потребности, нарушение границ с внешней средой и особенности телесных проявлений. На современном этапе все больше говорят о наследственной предрасположенности невротических расстройств, что можно поставить под сомнение. Неизменным остается лишь значение психической травмы, хотя представителями разных школ она трактуется часто прямо противоположным образом.

Очевидно одно: любой невроз неразрывно связан с личностью, ее мировоззрением, жизненным опытом, социальными установками и общим физическим состоянием.

Андрей ХАВАНОВ, психиатр, психотерапевт Междисциплинарного центра реабилитации:

— Вообще, неврозами в психиатрии называют целую группу различных заболеваний. Их объединяет то, что, во-первых, они обусловлены (чаще всего) психологическими причинами, а во-вторых, они обратимы. Еще очень важно добавить про эти заболевания следующее: они проявляются очень разной, говоря научным языком, полиморфной симптоматикой.

Болезни в психиатрии условно можно разделить на две большие категории: неврозы и психозы. Граница между ними условна. Объяснить ее можно таким образом: при тяжелых психических расстройствах (психозах) у человека грубо дезорганизуется психика. Он теряет критичность к своему состоянию — не осознает, что с ним что-то не так. Это обычно хорошо заметно окружающим. А он может этого не осознавать. Третий момент: человек теряет способность к произвольной регуляции своего поведения, не может подчинять свое поведение своей воле. Это все характеризует психозы.

А вот про неврозы можно сказать как раз другое: психика человека при подобных расстройствах не грубо нарушена. Он относится к этому критически, страдает от этого, понимая, что с ним что-то не так. И еще один момент: при неврозах человек сохраняет способность к произвольной регуляции своей деятельности. он может подчинять самого себя своей воле. Конечно же, в меньшей степени, чем здоровый человек, но все-таки он может это делать.

Пациент может обратить внимание на то, что он стал плохо спать или просыпаться по ночам. Довольно часто такие люди жалуются на повышенную тревожность. Несмотря на такое разнообразие этих признаков, все-таки невротические расстройства можно разделить на несколько крупных категорий.

Раньше долгое время думалось о том, что неврозы — это исключительно психогенные заболевания. такие заболевания, которые возникают из-за каких-то психологических причин. Чаще всего из-за конфликтов, которые могут быть внешними (например, трудности в рабочем коллективе или постоянные конфликты в семье), либо же они могут быть внутриличностными, с которыми человек живет с детства. В общем, довольно долго считалось, что это единственная причина неврозов. Но на сегодняшний день стало понятно, что любое заболевание, без исключения (и неврозы, в том числе), имеет мультифакториальную природу. Они случаются из-за стечения определенных обстоятельств.

Если опять немножко заглянуть в историю, то неврозы лечились длительное время исключительно психологическими методами. Самый распространенный и, наверное, известный во всем мире способ лечения неврозов — это знаменитый психоанализ Зигмунда Фрейда. Но на сегодняшний день он имеет скорее историческую ценность. Он, безусловно, важен. Он дал пониманию и человеческой души, и расстройств очень многое. Однако сегодня становится ясно, что одними только психологическими средствами невротические нарушения победить довольно сложно. Используется различный широкий спектр психофармакологических препаратов. Используются различные методы психотерапии. На сегодняшний день наиболее доказанными методами являются методы когнитивно-поведенческой психотерапии и всех ее ответвлений.

Невроз по современным воззрениям - это группа заболеваний, обусловленных психотравмирующим воздействием, характеризующихся, как правило, обратимыми нервно-психическими нарушениями, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. Современные психологи и психиатры различают три основных формы неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Для каждого из них характерна своя картина болезни со своими симптомами и проявлениями.

Неврозы — психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах. По существу это патологическая, чаще всего избирательная, реакция личности на нарушения в микросоциально-психологических отношениях с окружающими людьми.

При неврозах больные правильно критически оценивают происходящие события и своё состояние. Неврозы проявляются в основном вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями.

В. Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:

Связь с личностью больного, психотравмой; неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию.

Неврастения (лат. – "нервная слабость")— нервное истощение, переутомление - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях.

Истерический невроз

Истерия (греч. hysthera — матка) — более сложный невроз, основу которого составляют особенности поведения, зависящие от повышенной эмоциональности и внушаемости.

Истерия чаще возникает у лиц с истерическим складом характера, преимущественно у женщин с повышенной впечатлительностью, внушаемостью, неустойчивостью настроения и стремлением быть в центре внимания. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес – такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.

По О. В. Кебрикову, страдающие истерией выросли в условиях чрезмерного внимания близких (кумир семьи) и т. д.

Истерический невроз, по мнению А.Е. Личко, возникает на фоне истероидной акцентуации или реже при некоторых смешанных с истероидным типах – лабильно-истероидном, истероидно-эпилептоидном, реже шизоидно-эпилептоидном.

Истерический невроз по частоте встречаемости занимает второе место после неврастении. Истерия представляет собой ряд состояний, возникающих вслед за психической травмой (обида, оскорбление, ссора, др.) и характеризующихся разнообразными и меняющимися проявлениями. К психическим нарушениям при истерии относятся следующие:

истерическое сумеречное помрачение сознания – внезапно возникающее и быстро прекращающееся состояние, когда больной не реагирует на окружающее, не осознает время и свое местонахождение с продолжительностью в несколько часов, после чего не может вспомнить, что с ним было;

истерические депрессии – когда настроение подавленное, но больной всем своим видом, мимикой, позой стремится привлечь внимание окружающих, продемонстрировать им, как он переживает и страдает.

Истерический конфликт отличается чрезмерно завышенными претензиями личности, отсутствием критического отношения к себе и своему поведению. Симптомы истерии чаще всего напоминают проявление самых различных заболеваний, которых на самом деле нет. Эмоции как бы распространяются не только на область психических, но и соматических функций. Истерии чаще всего возникают у лиц демонстративных, с большой внушаемостью и самовнушаемостью.

Невроз навязчивых состояний – это наиболее редко встречающийся вид неврозов. Этот невроз проявляется в виде навязчивых страхов, опасений, сомнений, мыслей, воспоминаний, представлений и действий. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами характера, также при психопатиях .

Фобии – это навязчивые страхи (например, клаустрафобия – боязнь закрытых пространств, агарофобия – наоборот, боязнь открытых пространств, кардиофобия – страх получить неизлечимое заболевание сердца, оксифобия – страх перед острыми предметами и др.). Впервые страх появляются в определенных ситуациях, закрепляется при повторении схожих обстоятельств, а затем возникает уже при одном воспоминании о пережитом страхе. Обычно у больного бывает один вид фобии.

Личность, сознание и самосознание неразрывно связаны друг с другом и являются специфической для человека особенностью его психики.

Невроз, являясь болезнью личности, представляет сложный продукт социального развития человека, т.е. продукт индивидуального развития в условиях этой среды.

Личность – это человек, сознательно относящийся к совей действительности.

Болезнь личность-это болезнь вытекающая из его взаимоотношений с этой действительностью, из нарушений этого взаимоотношения.

В ранней стадии у ребенка нет отношений, его реакции обусловлены импульсами непосредственного удовлетворения своих органических влечений. В дальнейшем развитии они крайне неустойчивы, импульсивны, непосредственно обусловлены аффективным состоянием или аффективной реакцией, вызываемой предметами и лицами окружающей действительности. Еще дальше завязываются определенные отношения с действительностью, имеющие еще непосредственно – эмоциональный, конкретно-личный характер, определяется привязанностью или враждой, интересом. Параллельно с формирующимся сознанием объективной действительности у ребенка возникает объективная мотивировка отношений, и он начинает действовать в силу сознания необходимости и подчинять непосредственные побуждения, желания, эмоции опосредованным мотивам.

Там где невроз развивается, как острая реакция, в связи с переживаниями, вызванными обстановкой, в которой растет ребенок, характер этих патогенных поводов связан с возрастом ребенка.

В самом раннем возрасте это перераздражение в связи с неудовлетворением органических потребностей ребенка, в дальнейшем это – элементарные аффективные потрясения, вызванные например, гневом перевозбуждением ребенка или эмоцией страха. Возникновение конкретно-личных связей в дальнейшем может создавать тяжелые конфликты на почве личных привязанностей. В каждом последующем периоде развития сказываются особенности личности характера предыдущего периода. Переходящий в фазу конкретно-личных отношений периода дошкольного возраста ребенок может иметь уже от предыдущего периода явления аффективной раздражительности или боязливости. Здесь ребенок уже может предъявлять к действительности повышенные претензии, обнаруживать повышенно острую реакцию на ряд неудач и травм в личных отношениях. Возможно, поэтому в дошкольном периоде отмечается возникновение невроза. Источником невроза находится в узко - семейной ситуации. Формирование характера в этом возрасте. В этой ситуации выступает капризно-астенический тип и с реактивно-лабильным, астенически - раздражительным и упрямым, с боязливо заторможенным, изнеженно – привязчивым. Невроз сопровождается аффективным заострением черт характера. Дальнейшее развитие. В школьном возрасте роль этих различий, сказывающихся и ранее, выступает особенно ярко. Пролетарский ребенок в буржуазном обществе рано встречается с суровой необходимостью втягиваться в труд, рано преступает узкие рамки семейного общения. Для него нет кризиса поступления в школу. Ребенок буржуазной семьи в других условиях. Он может быть неплохо воспитанным, приученным к занятиям, может подчиняться требованиям, не быть изолированным от детского общества – в этом случае нет ни кризиса, ни трудностей. ни опасности невроза. Но избалованный, распущенный и заласканный ребенок – одиночка попадает в условия, для него явно трудные ; конфликт, тяжелые переживания и невроз при этом возникают не случайно, но вытекают из внутренних особенностей личности сформированных внешними условиями.

Если ближайшие причины заболевания заключаются в личности, в ее взаимоотношениях с условиями, в неправильной переработке ею последних, в ее, наконец, соматических качествах, то отдаленной причиной невроза являются условия истории развития личности. Структура индивидуального симптомокомплекса может быть правильно объяснена лишь на основе изучения истории развития личности и болезни больного. Структурный анализ болезни, таким образом есть анализ патогенетический. Патогенетическое понимание должно осветить нам несколько сторон в развитии психоневроза. Во-первых сама болезнь возникает, развивается, проходя через ряд этапов; во-вторых, психоневроз является болезнью личности, а сама личность в каждый момент представляет результат ее индивидуальной истории развития; в – третьих и болезнь и личность возникают и протекают в известных развивающихся общественно-исторических культурных. экономических, политических условиях, определяющих характер личности и причины возникновения психоневроза. И психоневроз и личность обусловлены конкретными историческими условиями того периода, к которому относится заболевание и его носитель.


О неврозах написано немало. Каждый практикующий психотерапевт публикует минимум одно издание, где раскрывает собственный взгляд на аспекты невротического развития личности, причины и способы её формирования, упоминает авторские методы психокоррекции навязчивых состояний. Сегодня, когда невротическая личность – это почти герой нашего времени, человека трудно удивить очередным изысканием на эту тему. Но Карен Хорни смогла.

Если рассматривать культурное наследие не в глобальных масштабах, а с более узкой точки зрения – семейные традиции, образовательные школьные программы, модные тенденции и субкультурные течения, характерные для определённого промежутка времени, то можно спрогнозировать не только типичные черты характера здорового человека, но и предусмотреть наиболее определяющие факторы формирования невроза. Об этом рассказывает в своей книге Карен Хорни. Актуальное для нашего поколения издание намного опередило своё время. Прогресс, наступивший на западе гораздо раньше, создал предпосылки для появления тревожной личности.

Чтобы читатель смог разобраться в сложной взаимосвязи культурного развития общества и формирования невротической личности, Карен структурирует свой сюжет, выделяя такие понятия, как невроз, невротическая личность, формирование тревожных оттенков в проявлении характера, влияние родителей на будущий характер своего ребёнка и влияние культурной среды как основополагающего фактора возникновения невроза. Карен Хорни убирает на задний план физиологические условия формирования невроза, отмечая, что большинство её пациентов, принявших участие в данном исследовании, уже имели склонность к определённым выводам и поведению задолго до вовлечения в травмирующую ситуацию. Более того, психолог сосредотачивает внимание читателей на том моменте, когда общество и сам индивид определяют невротичность в несовпадении мышления и образа жизни конкретного человека общепринятым клише, стереотипам и запретам, характерным для современного общества.

Критерии нормальности свои в каждой культуре, более того, они индивидуальны для каждого социального слоя и меняются в зависимости от половой принадлежности. Эти нюансы необходимо учитывать психотерапевту при постановке такого диагноза, как невроз. Основная проблема современного человека, провоцирующая рост уровня тревожности и приводящая к невротичному состоянию, это большая разница между амбициями и возможностями для их реализации. Отсутствие финансов, времени или сил для осуществления планов приводит к глубокому внутреннему конфликту, который обостряется из-за страха, вызванного опасениями негативной реакции окружающих. Невроз выступает в качестве защитной реакции на эту мнимую угрозу.

Не всегда страх или тревога, лежащие в основе любого невроза, могут свидетельствовать о том, что у человека наблюдается психическое расстройство. Даже мнительная и тревожная личность может соответствовать всем критериям нормальности, проявляя свои слабые стороны лишь в момент травмирующих ситуаций. О неврозе, по мнению Карен, можно говорить лишь в том случае, когда наряду с общепринятой симптоматикой заболевания проявляется деформация характера. Психолог утверждает, что клинические симптомы могут отсутствовать. В этом случае трансформация характера послужит тревожным сигналом.

Проблема современной психотерапии в том, что она направлена на устранение симптомов невроза и поиск его причины в детских травмах. Отчасти это верно. Но необходимо учитывать сложную систему объединения детских психологических травм и общественных устоев. Также важно осознать, что устранение внешних проявлений симптоматики невроза не означает полного излечения, так как культурные установки по-прежнему будут оказывать влияние на личность.

Страх, равно как и тревога лежит в основе инстинкта самосохранения и является адекватной реакцией организма, если рассматривать его с точки зрения физиологических аспектов. Однако Карен подошла к трактовке данных понятий с точки зрения социальных и культурных проявлений, подразделяя их на здоровые (оправданный страх) и нездоровые (субъективная тревога) реакции.

Если читатель придёт к правильным выводам и сможет взять контроль над субъективным тревожным состоянием, то самый сложный шаг в сдерживании и предотвращении развития невроза будет сделан.

Развитие ребёнка и невроз: взаимосвязи и вытекающие последствия

Путь к невротической личности начинается в раннем детстве, поэтому Карен не обходит период становления личности стороной. Автор обозначает корень проблемы в отсутствии любви и уважения к ребёнку. В этих условиях слабая детская психика воспринимает даже конструктивный воспитательный процесс как травму и обиду. Не зря же говорят, что самая большая угроза для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. А если ко всему этому присовокупить социальное давление на юную личность, то в результате получится бомба замедленного действия в виде целого клубка тревог и подавленной агрессии. Точное время взрыва неизвестно.

Мир глазами невротической личности

В своей книге Карен рассматривает состояние невротической личности в периоде здесь и сейчас. Она раскрывает читателю внутренние конфликты, противоречия и переживания, в которых находится страдающий от невроза человек. Если сильная и здоровая личность преодолевает трудности без ущерба для своей психики, то реакции невротика усиливают любую трудность до такой степени, что получение удовлетворительного результата не представляется возможным. Невроз – это персональный ад на земле. Ад, который мы строим своими руками, превознося культурные и общественные устои на первый план, пускаясь в погоню за ценностями, которые нужны лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, соперничая и соревнуясь, вместо того, чтобы задуматься о самом главном – гармоничном душевном состоянии.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.