Как лечить невроз в домашних условиях у ребенка в 3 года


Очень часто многие родители не могут понять, почему их дети буквально на пустом месте устраивают истерики, плохо спят или кричат по ночам. Не стоит в такой ситуации злиться на ребёнка и пенять на плохое воспитание. Причиной такого поведения зачастую является детский невроз.

При появлениях таких симптомов родителям необходимо обратиться к детскому неврологу. Ведь лечение детских неврозов обязательно. В том случае, если родители проигнорируют лечение детских неврозов, последствия для психики могут быть достаточно серьёзны.

Неврозами называют функциональные заболевания ЦНС, которые постепенно охватывают весь организм. Причины проявления неврозов у детей имеют целый ряд различных причин. Состояние невроза у ребенка могут вызывать как темнота, так и слишком яркий свет, как слишком громкий и резкий звук (крик), так и полное отсутствие каких-либо звуков, неприятные запахи и ощущения. Иначе говоря, основная причина детских неврозов - это хроническое или острое нервное перенапряжение.

Наиболее характерными формами детских неврозов являются ночное недержании мочи, заикание, неврастения, невроз навязчивых состояний.

Такие явления, как потеря аппетита, излишняя раздражительность, плаксивость, головные боли, ноющая, а иногда и колющая боль в области сердца, которая может длиться часами, а иногда и днями — все это признаки невроза.

Случается, что неврозы у детей возникают в случаях, когда например, ребенок перенес какое-либо серьезное заболевание и оказался в больнице. Высокая температура, болевой шок, потеря сознания, различные травмы, внезапная смерть близких людей, развод или конфликты между родителями, когда ребенок пребывает в постоянном нервном напряжении - все это является благоприятной почвой для проявления у ребенка симптомов невроза.

Чаще всего основное лечение неврозов у детей заключается в сеансах психотерапии в сочетании с медикаментозным лечением. Но следует отметить, что психотерапия тоже может быть разной. Помните, что основополагающее лечение неврозов у детей - это помощь в нахождении выхода из состояния постоянного нервного перенапряжения. Сегодня существует множество различных вариантов лечения, когда невротическое расстройство ребенок может вывести через действие: это и песочная терапия, где можно строить различные миры из песка, и арт-терапия, где занимаясь таким любимым делом, как лепка, рисование или конструирование ребенок может отвлечь свое сознание от навязчивых мыслей и страхов.

Весьма интересные и эффективные методы лечения неврозов у детей - танцевальная терапия. В танце ребенку проще открыться и выплеснуть свою боль. Однако, так называемая телесно - ориентированная терапия чаще всего идет от обратного: тебе плохо и ты хочешь дергать головой? Сколько угодно! Хочешь махать руками и при этом кричать от обиды на родителей? И это пожалуйста! Представляй перед собой, и кричи на все, что угодно! Высвобождайся!

Разумеется, подобные сеансы должен проводить не просто педагог, а квалифицированный детский психотерапевт.

При лечении же медикаментозными средствами, врачи зачастую назначают применение психотропных препаратов, которые хоть и косвенно, но все же влияют на волю человека. Следует понимать, что ждать быстрого излечения не стоит - ведь ребенку под воздействием подобного лечения становится труднее побороть свою болезнь. Он быстрее согласится признать себя больным и продолжать глотать таблетки, что в итоге способно привести его к полной потере себя в социуме.

Наиболее хорошо зарекомендовало себя лечение детских неврозов народными средствами.

Важно помнить, что осуществлять лечение народными средствами можно только при отсутствии противопоказаний на каждый из компонентов, используемых в той или иной рецептуре.

Лечение неврозов у детей возможно такими общепризнанными народными средствами, как сборы лекарственных трав и настоек.

Одним из таких целебных настоев является настой зерен овса. Для приготовления берут 500г овса (зерна), тщательно промывают холодной водой, заливают литром холодной воды и на слабом огне варят до состояния полуготовности. После чего процеживают через марлю и, добавив 1-2 чайные ложки меда, принимают по 200мл.

Издревле при различных нервных перенапряжениях считалась наиболее полезной ходьба босиком по земле. Сегодня этот метод так же актуален.

Отличными вспомогательными народными средствами лечения неврозов у детей - отвары трех из нижеследующих трав, смешанных в равных пропорциях: корень валерианы, трехцветная фиалка, пустырник, боярышник, листья мелиссы, мята (преимущественно лимонная), цветки календулы, трава золототысячника.

Не менее благотворно лечение детских неврозов настоем молодых листьев березы. Для приготовления настоя берут 100 г измельченных листьев, заливают 400мл кипящей воды. Настаивают в течение 1 часа, процеживают и отжимают. Принимают за 20 мин. до еды по 1/3 стакана 3 раза в день.

При бессоннице хорошо помогает настой плодов укропа. На 1 столовую ложку плодов 500 мл кипятка. Процедить через марлю и принимать при сильном нервном возбуждении по 1/3 стакана.

Одну столовую ложку корня валерианы измельчить, залить 2,5 стакана охлажденной холодной кипяченой воды, настоять 10 часов, процедить. Принимать 3 раза в день по 2 чайных ложки.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям


Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Причины неврозов у детей

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее темперамент.

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

- избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

- нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

- болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

- перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

- разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

- запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

- проживание в мегаполисе;

- нехватку полноценного отдыха;

- плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

- постоянная профессиональная занятость родителей;

- привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в ступоре, в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская неврастения сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична ипохондрия, однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: навязчивое состояние, астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко истерика у ребенка сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или анорексия. Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Лечение неврозов у детей

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

Контакт с участниками семейных отношений позволяет терапевту изучить жизненные проблемы непосредственно в семейной среде, что способствует ликвидации эмоциональных расстройств, нормализации системы взаимоотношений, коррекционному воздействию воспитания. Поэтому значение семейной терапии в лечении невротических состояний у детей настолько велико. Особенным значением обладает семейная психотерапия неврозов у детей, находящихся на дошкольном возрастном этапе, так как именно на данном этапе она наиболее эффективна вследствие того, что в этом возрасте легче поддается устранению патологическое воздействие ошибок родительского воспитания. Психотерапия семьи включает обследование семьи, которое позволяет изучить совокупность личностных особенностей, психопатологических и социально-психологических характеристик семейства, что даст основание определить семейный диагноз. Следующий этап психотерапии семье включает семейные обсуждения, которые охватывают беседы с дедушками и бабушками, разговор с родителями. С малышом необходимо заниматься в специализированном кабинете, оснащенным как игровая комната. Вначале крохе предоставляется возможность свободного взаимодействия с игрушками или книжками. После установления стойкого эмоционального контакта с малышом проводится непосредственно беседа с ним. Занятиям с ребенком обычно предшествуют семейные обсуждения, но иногда можно начинать занятия без предварительных обсуждений, так как улучшение состояния малыша положительно повлияет в свой черед на семейные обсуждения. В ходе семейных обсуждений необходимо определить педагогическую перспективу, при этом подчеркивается непосредственная роль родителей и необходимость тесного сотрудничества.

На следующем этапе происходит совместная психотерапия родителей и малыша. С дошкольниками могут проводиться предметные игры или рисование. С детьми, находящимися в школьном возрастном периоде происходит обсуждение разнообразных тем, целенаправленные предметные игры. В ходе взаимодействии малышей и их родителей определяются привычные реакции эмоционального характера и возможные конфликты. Затем проводятся ролевые игры, которые отражают вербальное взаимодействие в жизни, проигрываются школьные ситуации или моменты из жизни семьи. В процессе таких игр происходит смена ролей – ребята и родители меняются ролями. Задача психотерапевта лежит в демонстрации во время разыгрываемого сценария оптимальной модели семейных взаимоотношений, что позволяет постепенно построить условия для устранения психологического конфликта и видоизменения отношений в семейных связях.

Индивидуальная психотерапия неврозов у детей включает рациональную, суггестивную игротерапию, методики арт-терапии, аутогенную тренировку.

Метод рациональной психотерапевтической помощи проводится в несколько этапов. После установления с пациентом стойкого эмоционального контакта терапевт объясняет ему в доступной форме суть его болезненного состояния. Следующий этап ребенок совместно с терапевтом старается выявить источник переживаний. Затем малышу предлагается окончить рассказ, начатый терапевтом. Разбирая различные вариации завершения рассказа, ребенок старается разрешить серьезные конфликтные ситуации самостоятельно или при помощи врача.

Нередко рисование может стать единственной возможностью малыша общаться. При помощи рисования ребенок начинает лучше ориентироваться в собственных переживаниях. А наблюдение за малышом в процессе рисования дает возможность составить представление о его особенностях характера, коммуникативности или замкнутости, самооценке, кругозоре, наличии фантазии и творческого потенциала. Игровая психотерапия наиболее отвечает возрастной потребности в игре, однако предполагает организацию игры в качестве терапевтического процесса. Может применяться спонтанная игра, то есть не предполагает определенного сценария, и направленная игра, которая базируется на заданном сюжете, но с использованием импровизации. Спонтанная игра предоставляет возможность самовыражения, осознания страха, тревоги и напряжения. Импровизационная игра предполагает создание особых стрессовых ситуаций страха, спора или других неблагоприятных условий, чтобы малыш самостоятельно находил решение или выход из ситуации.

Как лечить невроз у ребенка? При неврозах медикаментозная терапия имеет, скорее, второстепенное значение, так как она действует симптоматически, снимает напряжение, устраняет повышенную возбудимость или, наоборот, депрессивные состояния, уменьшает астенический синдром. Также нередко применяется комплексное лечение, объединяющее в себе психотерапию прием лекарственных препаратов и физиотерапию. Чаще она применяется при неврозоподобных состояниях. Не рекомендуется прием антидепрессантов и транквилизаторов, так как данные препараты могут осложнить проведение психотерапии. Чаще транквилизаторы употребляется для коррекции гиперактивного ребенка и при органической расторможенности.

Детям для лечения невротических состояний целесообразно назначать прием настоев лекарственных растений.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии невроза у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.