Как организовать качественный невроз у своего ребенка

Как его заработать и как от него избавиться


Наверное, нет мамы, которая не задумалась бы – а достаточно ли я хороший родитель? А все ли возможное я делаю для ребенка? Казалось бы, с опытом неуверенность должна пропасть, но на деле мамы вторых детей впадают в депрессию даже чаще: во-первых, выше нагрузка; во-вторых, невозможно не сравнивать отношение к детям. Одни страдают от того, что старший ребенок недополучит теперь вашего внимания, другие – от того, что не могут тратить на малыша столько же сил и времени, сколько на первенца…

Умные, добрые, образованные женщины нестройными рядами идут за психологической помощью, или, что еще хуже, не идут, а живут, мучаясь от собственного несовершенства. Кто виноват, и что делать?

Почему мы стали такими нервными?

Действительно, проблема массового родительского невроза – сравнительно свежа. И в ее основе, как ни странно, развитие технологий. У нас в доме слишком много (как мы считаем) бытовой техники, а в голове - слишком много информации из интернета!

Наверное, это самый частый упрек матерям, который они периодически бросают даже друг другу и сами себе: вот раньше по 10 детей в поле рожали без пылесосов и автоматических стиральных машин, а ты? Устаешь с одним-единственным малышом в доме, набитом бытовой техникой?

Конечно, проанализировав все в спокойной обстановке, понимаешь, что, во-первых, не так уж розово-шоколадно все обстояло с воспитанием детей в недавние времена. Не нужно даже погружаться в глубь веков с их 50% детской смертностью, еще полвека назад воспитание детей в значительной мере делегировалось государству: ясли, детский сад, продленка, самостоятельные прогулки с ключом на веревочке… Как у женщины хватало сил на все? Да вот так и хватало, не очень-то они на ребенка и тратились! Во-вторых, стандарты ухода за детьми за последние четверть века достигли просто небывалых высот.

” Инстамамы уже стали притчей во языцех, и даже породили обратный тренд – хейтерство счастливого материнства. Даже тех из них, кого природа действительно одарила редким сочетанием талантов – быть одновременно счастливой мамой, любящей женой и успешной бизнес-леди – постоянно упрекают в фальши и лакировке действительности.

На самом деле неважно, считаете ли вы их лгуньями, или себя – недотепой, социальные сети стали мощным раздражителем, заставляющим мерить себя самой суровой меркой. Каждый день современной мамы словно отражается в двух зеркалах – реальном и виртуальном, и недостижимость виртуального идеала заставляет нас обесценивать реальную картинку.

Как избавиться от родительского невроза за 10 шагов

Зачастую молодая мама оказывается в социальной изоляции: если подруги не обзавелись малышами одновременно, то ритм жизни очень быстро начинает разниться, интересы – отличаться. Найдите тех, кто близок вам по духу именно сейчас и постарайтесь не ограничиваться виртуальным общением. Совместные прогулки с детьми (а иногда и без детей) – отличная идея!

Переживания мам чаще всего связаны с опасениями, что из-за их несовершенства пострадает ребенок: будет менее успешен и благополучен, чем его сверстники. Постарайтесь определить сильные стороны своего ребенка; в конце концов, их наличие – это ваша прямая заслуга!

” Любое качество и достижение можно рассматривать как с позитивной, так и с негативной точки зрения. Хитрость – это еще и умение выпутываться из трудных ситуаций (правда, здорово?), нерешительность – готовность прислушиваться к вашим советам (многие родители об этом мечтают), медлительность – синоним основательности и тщательности. Привыкайте интерпретировать ситуацию в свою пользу!

Концентрируйтесь на хорошем: театральные представления, встречи, походы в гости – все, что может улучшить ваше настроение и взглянуть на материнство с праздничной стороны. Не пренебрегайте уличными мероприятиями, новогодними и масленичными гуляниями во дворе, выступлениями артистов на свежем воздухе. На первый взгляд, это совершенно не связанные с родительским неврозом вещи, но важно попробовать взглянуть на материнство, как на праздник. Ну, хорошо, как на часть жизни, где есть место празднику…

Тревожные родители все время представляют себе последствия своей неидеальности – разумеется, самые пагубные для ребенка. Они еще не наступили и, скорее всего, никогда не наступят. А если наступят, то, возможно, будут вовсе не ужасными, а обычными житейскими неприятностями… Но изводят себя родители уже сейчас. Просто не страдайте из-за событий, которые еще не наступили!

Очень важный фактор, порой снимающий родительский стресс более чем полностью. Планируйте все с запасом времени! На все дела, которые вы собираетесь делать с ребенком, отводите в полтора раза больше времени, чем собирались первоначально. Кто никуда не торопится, тот везде успеет.

” Это правило действует и в долгосрочной перспективе: если вы уверены, что к году ребенок должен пойти, к двум – заговорить, в пять – читать по слогам, просто добавьте мысленно к этому сроку еще пару месяцев.

Если произошло какое-то событие, которое при всем желании невозможно оценить позитивно, нужно хотя бы постараться снизить уровень стресса. Переходите от самобичевания к осмыслению: чему вы научились? Что поняли? Какие новые знания получили, полезные навыки освоили? И вот вы уже не мама-растяпа, ребенок которой затолкал пуговицу в нос, а опытная супер-мама, которая знает адрес и режим работы ближайшего травмпункта и личный телефон врача-отоларинголога.

Любая мама, и умелая, и не очень, в первую очередь живет чувствами своего малыша. Страдает, когда ему больно, переживает, когда обидно, в общем – сочувствует всем сердцем. Зачастую именно это сопереживание прорастает в нас чувством вины – что я за мать, если ребенку плохо? Ребенок уже и думать забыл о разбитой вчера коленке (и даже сломанной полгода назад руке), а мама все вздрагивает и вздрагивает. Если вы понимаете, что ваша эмпатия не приносит в данный момент никакой практической пользы ни вам, ни ребенку, переключайтесь в режим деятельной помощи: лечите разбитые коленки, чините поломанные игрушки, ищите потерянную книжку… Решайте проблемы!

Мы так стараемся обеспечить ребенка всем необходимым, что порой прикладываем к этому чрезмерные усилия. Потому что у хорошей мамы ребенок не может быть голодным, холодным и невыспавшимся… но, по большому счету, нужно задать себе один единственный вопрос: действительно ли отступление от правил представляет серьезную угрозу жизни и здоровью ребенка?

” Есть хороший совет для чересчур старательных мам, ну, вы наверняка его знаете – про кислородную маску в самолете, которую надевают сперва на себя. Если не можете уложить ребенка спать – ложитесь спать сами. Если ребенок не ест – сядьте и пообедайте. Не исключено, что такой подход принесет ему больше пользы, чем пара ложек каши пополам с истерикой.

А где взять этот выходной? – спросят нас, наверное, многие мамы… Для этого нужно сделать десятый, самый важный шаг: просите о помощи! Не стесняйтесь, не считайте, что должны все и всегда делать сами, не бойтесь, что становитесь обузой для окружающих. Сосед поможет вам поднять коляску по ступеням. Бабушка – раз в неделю погуляет с малышом. Подруга раз в месяц заберет кроху на пару часиков. Муж – освободит на полчаса, но каждый вечер…

” Поверьте, ваши близкие могут не догадываться, что вы нуждаетесь в помощи, и посчитают вашу просьбу столь незначительной, что ничего не будут ждать взамен.

Из этих минут и часов сложится другая, свободная жизнь, где вы будете расслаблены и свободны и при этом останетесь отличной заботливой мамой!

Согласно одному из классических определений, невроз, будь то детский или взрослый — это психогенное (возникающее на нервной почве) нервно-психическое расстройство, которое формируется в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию.

Детский невроз — это психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему её отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми.

Неврозом страдает большое количество людей. По данным ВОЗ, к 2020-му году каждый четвёртый житель планеты будет страдать этим заболеванием.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности.

Важно знать, что человек заболевает неврозом не вдруг! У этого недуга есть свой период предболезни. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. Невроз вызывается именно длительными тяжёлыми стрессовыми ситуациями, которые срывают психологическую адаптацию и истощают нервную систему.

В детском возрасте в клинической картине невротических реакций появляются аффективные, фобические, псевдосоматические (со стороны внутренних органов) проявления: нестойкие страхи, истощаемость, низкая работоспособность, снижение интереса к учёбе, излишнее беспокойство, неусидчивость. Большое значение приобретает вегетативная лабильность, проявляющаяся в потливости, сердцебиении, повышенной чувствительности к громким звукам, яркому свету, переходу от жары к холоду. Возможны колебания артериального давления, сопровождающиеся головной болью, снижением аппетита и настроения. Сон у таких детей глубокий, но утром они не чувствуют себя отдохнувшими, им все время хочется спать. Проявления неврозов обобщённо могут быть именованы как устойчивая потеря душевного мира. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.

Факторы, вызывающие невротические расстройства, могут быть подразделены на психические травмы, нарушение системы отношений, дисгармонию семейного воспитания.

Психическая травма — это внешний раздражитель, оказывающий отрицательное воздействие на человека. Невроз может возникнуть непосредственно после тяжёлой психотравмы, но, как говорилось ранее, чаще в связи с длительно продолжающимися психотравмирующими ситуациями.

Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, — это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующая ситуация непосредственно вытекает из внутрисемейных отношений. В школьном возрасте — психотравмирующие моменты возникают со сверстниками, педагогами, воспитателями.

Примером может быть такой эпизод, когда родители проводят "воспитательные" беседы с ребёнком ежедневно вечером за обеденным столом. Такие беседы вызывают у ребёнка негативную реакцию, которая разрешается в форме реакции невротической — отказа от еды и контакта с родителями. Особенно тяжело реагирует ребёнок, если его начинают отчитывать в присутствии посторонних взрослых или соучеников.

Неправильное воспитание может быть подразделено на несколько видов: отвергающее, гиперсоциализирущее и эгоцентрическое.

Неправильное воспитание отвергающего типа заключается в отсутствии ласки, любви к ребёнку с рождения или в чрезмерной требовательности и контроле со стороны родителей. Гиперсоциализирующее воспитание формируется на базе тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребёнка и других членов семьи, социального статуса ребёнка среди сверстников и особенно его успехов в учёбе, в чрезмерной озабоченности, будущим ребенка. Эгоцентрическое воспитание характеризуется низким уровнем ответственности ребёнка, когда все родственники стараются выполнять его прихоти. Все это создаёт определённый тип характера, деятельности нервной системы и ответной реакции на сверхсильный раздражитель, которым является психотравма.

Все же, для невроза исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между стремлениями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности.

Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказывается для него на данном этапе неразрешимым и, затягиваясь, создаёт аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом.

Поиск разрешения конфликта нередко носит драматический характер, поскольку ребёнку необходимо, чтобы другие его поняли и признали. Поэтому дети уходят из дома (пусть родители поволнуются), пишут в своих дневниках, что хотят покончить с собой и т.п. Неврозы выступают как аффективно заострённая проблема утверждения самого себя в коллективе.

Необходимо подчеркнуть, что нервная система ребёнка очень ранима. То, что взрослому кажется естественным: громкий разговор в семье, рассказы о происшествиях, современные фильмы по телевизору, смысл которых не всегда понятен, — вызывает страх у ребёнка. Ночью ему снятся страшные сны, ребёнок вскакивает, кричит, у него может появиться непроизвольное мочеиспускание, за что он получит от родителей очередное наказание.

Классификация невротических конфликтов в соответствии с учётом внутренних личностных механизмов их развития следующая: истерический невроз, обсессивно — психастенический и неврастенический.

Первый тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность к себе, отсутствует критичность по отношению к своему поведению. В генезе такого типа конфликта имеют значение история развития личности и процесс формирования системы её жизненных отношений, связанных с неправильным воспитанием. Особенности истерического характера рассматриваются Мясищевым в виде первичных, вторичных и третичных личностных образований. При истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своём болезненном состоянии. В этих случаях подразумевается конфликт между субъективно завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения. Ребёнок считает себя самым умным, самым красивым, как ему внушили родители, а учительница ставит ему удовлетворительные оценки. Вследствие этого ученик отказывается посещать школу, формируется плохое поведение именно у данного педагога. Иногда возникает истерическая реакция как протест, когда ребёнок чего-то требует, а родители ему отказывают. Конфликтная ситуация разрешается истерической реакцией: ребёнок падает на пол, стучит руками и ногами, кричит, привлекая внимание посторонних для решения своей проблемы.

Конфликт на почве "невозможности признания себя" является основным источником психической травматизации при истерическом неврозе.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Если одна из них доминирует, но продолжает встречать противодействие другой, то создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.

Особое значение здесь придаётся противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к появлению нереальных установок. Как его ещё называют — Невроз навязчивых состояний — характеризуется навязчивыми страхами, мыслями, действиями, идущими вразрез с желаниями человека. Нередко при этих состояниях наблюдаются постоянные сомнения и колебания в принятии решения, тревожная мнительность. Внутренний конфликт в этом случае можно представить как несовместимость чувств и желаний, эмоциональной и рациональной сторон формирующейся личности.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и её стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. При возникновении данного типа конфликта играют определённую роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряжённостью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учёта сил и возможностей индивида. При неврастении преобладает повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость, трудность концентрации внимания, сочетающаяся с раздражительной слабостью (своего рода недержание эмоций и их быстрое истощение), общей вялостью, непереносимостью громких звуков, яркого света, жары и холода. Такие явления наблюдаются у детей, имеющих в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию в связи с родовой черепно-мозговой травмой, частыми инфекциями, слабым типом нервной деятельности.

Явления неврастении возникают после перенапряжения нервных процессов, перегрузок, психотравм. При неврастении содержанием внутреннего конфликта часто являются завышенные требования родителей, не соответствующие возможностям формирующейся психики ребёнка: он не может, несмотря на желание папы с мамой, учиться только на "отлично", вести себя хорошо, изучать дополнительно языки и музыку.

Описанные выше неврозы не всегда удаётся разграничить по клинической или психологической картине, что особенно заметно в раннем детском возрасте. Поэтому обобщающими понятиями являются просто термины "неврозы", или "невротические реакции", как наиболее распространённые виды детской нервности.

Итак, вы подозреваете одно из вышеописанных состояний у вашего ребёнка. Что делать? В данном случае вам необходим комплексный подход. Только не стоит стремиться лечить заболевание, которое ещё не диагностировано: сначала отведите ребёнка к психотерапевту или клиническому психологу, который скажет точно, с чем вы и ваш ребёнок имеете дело. Если это все-таки невротическое состояние, то первое, что понадобится — это хорошая психотерапия. Как правило, при работе с детьми терапевт использует всевозможные методы арт-терапии — танец, движение, рисунок, музыку и т.д. Так же, определённые виды физических упражнений для саморегуляии. Физические упражнения, как я говорила выше, в обязательном порядке используются и как профилактика детских неврозов: если ваш ребёнок более спокоен, умиротворён, то следует отдать его на спокойный вид спорта — например, плавание или йогу. Если же его темперамент требует активности в самовыражении, то хорошим выходом для его эмоций станет, например, каратэ, бокс или современные танцы. Иногда в терапии детских неврозов применяются и лекарства — успокоительные, антидепрессанты, а также гомеопатические средства.

Важно знать — если невротическое состояние зафиксировано один раз, то это повышает вероятность возникновения каких-либо расстройств в будущем! Поэтому, обязательна своевременная диагностика и комплексная терапия под руководством грамотного клинического психолога или врача-психотерапевта!

Неврозы у детей: лечение в домашних условиях. Возможно ли лечение в классическом понимании этого слова дома, родителями? Возможно, если родители обладают достаточными знаниями в области детской психологии, психотерапии и физиологии и сами не страдают невротическими расстройствами. В любом случае, дома должна быть обязательна создана такая обстановка, которая будет всячески способствовать выздоровлению маленького пациента, иначе все усилия у психотерапевта, все лекарства и методики релаксации пойдут насмарку. Как это ни сложно признавать некоторым родителям, именно домашняя обстановка наиболее важна для детей — как для маленьких, так и для подростков. Дети чувствуют все: тончайшие нюансы в отношении к себе, отношениях между родителями, семейные проблемы. Не стоит пренебрегать вниманием детей! Постарайтесь создать дома приятную и дружелюбную атмосферу: проводите больше времени с ребёнком — желательно, всей семьёй. И не зацикливайтесь на его проблеме: дайте ему понять, что вы его любите, несмотря ни на что.

Для профилактики и эффективного лечения неврозов у детей Обязательны: сбалансированное питание и физические нагрузки, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима сна и бодрствования, режима питания, труда и отдыха.

Резюмируя все вышеизложенное, сделаю, на мой взгляд, основной вывод данной статьи: развитие невроза напрямую зависит от семейной ситуации ребёнка! Существует неприятная, но жизненно очевидная взаимосвязь между Вашей нервностью и нервностью ребёнка. Чем больше Вы не можете владеть собой, эмоционально расстроены, напряжены и обеспокоены, тем больше ребёнок, находясь в непосредственном общении с Вами, непроизвольно усваивает эти нежелательные модели поведения. Важно задуматься — все ли благополучно у Вас с характером и нервной системой? Счастливы ли вы?

Если нет, — то это, с большей долей вероятности, отразится и на Ваших детях.

Аксиома — счастливые родители — счастливые дети!

Для начала нужно запастись терпением: дети обычно чертовски выносливы и первые признаки невроза вы получите только со временем. Ребенок верит, что вы на его стороне, что вы принимаете его любым, и пока вам удастся основательно разрушить эту веру или хотя бы ее часть, придется как следует потрудиться.
Нужно постоянно подчеркивать, что ребенок для вас недостаточно хорош, что вы ожидаете большего, что его нельзя считать достаточно послушным/усердным/успешным и т.п. Желательно при этом как можно чаще приводить в пример других детей и самих себя в детстве. Сравнение не в пользу ребенка и его недовольство собой - основа хорошего невроза. Постепенно у него расшатается вера в себя и он начнет проявлять долгожданные первые невротические признаки. Теперь главное - не останавливать на достигнутом. Предположим, налицо навязчивое обкусывание ногтей. Начинайте почаще упоминать это, а еще лучше - категорически запрещайте кусать ногти. Если чувствуете в себе силы бить по рукам - просто идеально. Это вгонит его в еще большее напряжение, появится несколько взаимоисключающих очагов внимания и дело будет двигаться намного быстрее.
То же самое - с кусанием губ, отведением взгляда в сторону, верчением чего-либо в руках и так далее. Употребляйте в момент "серьезного разговора" побольше фраз и оборотов типа "смотри мне в глаза, у тебя что совесть нечиста?", "опусти руки, перестань все время что-то теребить!", "прекрати кусать сам себя, лучше бы зубы почистил" и тому подобное. Все это закрепляет неуверенность в себе и приводит к желаемым результатам.
Очень хорошо также посильнее напугать, например так: "будешь кусать ногти - с тобой никто не захочет общаться" или "такие плаксы никогда ничего не достигнут", "если будешь так себя вести, я с тобой больше не буду разговаривать".
Подчеркивайте все время, что вас интересует не ребенок, а его достижения: учеба, умение играть в правильные игры, способность вызывать похвалу других и пр. Прекрасно, если у вас есть союзники: школа, в которой часто публично демонстрируется его совершенная никчемность, родственники и знакомые, которые выражают неприятное удивление теми или иными его качествами. Не забывайте напоминать, что для вас исключительно важно мнение других людей о нем.
Старайтесь в любой ситуации находить причину для недовольства. Ребенка нужно довести до состояния, в котором он понимает, что не может быть в безопасности. В любой, даже очень приятной ситуации мама и папа могут найти признаки его плохого поведения. Обращайте внимание на мелочи: не беги, не кричи, сиди ровно, правильно держи ложку, одень другую одежду, переделай задание - все годится в дело.
Не оставляйте ему времени на самого себя: он должен быть постоянно занят чем-то важным (важным, естественно, с вашей точки зрения). Он должен как следует уяснить: только вы решаете, что в жизни действительно имеет смысл.
Почаще организовывать для него ситуацию унижения: задавайте неприятные вопросы при других, если чего-то не сделал - требуйте переделать, если есть возможность - в максимально извращенной форме. Так, например, один мой знакомый родитель спросил сына при гостях, что ему понравилось в просмотренном спектакле, и после того, как ответ оказался неудовлетворительным, потребовал написать рецензию на спектакль, а потом прочесть всем. Мальчик плакал, отказывался, но в результате все написал, как велел отец. Такие прекрасные ходы многократно увеличивают шансы на успех. В описываемом случае одной этой ситуации хватило для качественного нервного срыва, который со временем превратился в хронический невроз.
На каком-то этапе нужно обелить себя и обратиться к специалисту. Ребенок должен понимать, что с ним объективно что-то не так: вы о нем заботитесь, а он действительно плох. Помните: родитель не может ошибаться! Вам нечего менять в своем поведении. Долой рефлексию и сомнения, воистину: у всех дети как дети, а у вас черт знает что!
Действуя подобным образом вы сможете задать верное направление на всю его жизнь. Он никогда не будет счастлив, у него огромные шансы навсегда остаться инфантильным ребенком, он непременно издергает всех, кто окажется рядом в будущем. А главное, если повезет - ваша энергия достигнет и следующих поколений. Он перенесет все происходящее с ним и на ваших внуков. А дальше - да здравствует невротичная непобедимая вечность!

Психологическая помощь и развитие


Известный детский психолог перечисляет ошибки при воспитании детей

Для начала нужно запастись терпением: дети обычно чертовски выносливы и первые признаки невроза вы получите только со временем. Ребенок верит, что вы на его стороне, что вы принимаете его любым, и пока вам удастся основательно разрушить эту веру или хотя бы ее часть, придется как следует потрудиться.

Нужно постоянно подчеркивать, что ребенок для вас недостаточно хорош, что вы ожидаете большего, что его нельзя считать достаточно послушным/усердным/успешным и т.п. Желательно при этом как можно чаще приводить в пример других детей и самих себя в детстве. Сравнение не в пользу ребенка и его недовольство собой – основа хорошего невроза. Постепенно у него расшатается вера в себя и он начнет проявлять долгожданные первые невротические признаки.

Теперь главное – не останавливать на достигнутом. Предположим, налицо навязчивое обкусывание ногтей. Начинайте почаще упоминать это, а еще лучше – категорически запрещайте кусать ногти. Если чувствуете в себе силы бить по рукам – просто идеально. Это вгонит его в еще большее напряжение, появится несколько взаимоисключающих очагов внимания и дело будет двигаться намного быстрее.

Подчеркивайте все время, что вас интересует не ребенок, а его достижения: учеба, умение играть в правильные игры, способность вызывать похвалу других и пр. Прекрасно, если у вас есть союзники: школа, в которой часто публично демонстрируется его совершенная никчемность, родственники и знакомые, которые выражают неприятное удивление теми или иными его качествами. Не забывайте напоминать, что для вас исключительно важно мнение других людей о нем.

Старайтесь в любой ситуации находить причину для недовольства. Ребенка нужно довести до состояния, в котором он понимает, что не может быть в безопасности. В любой, даже очень приятной ситуации мама и папа могут найти признаки его плохого поведения. Обращайте внимание на мелочи: не беги, не кричи, сиди ровно, правильно держи ложку, одень другую одежду, переделай задание – все годится в дело.

Не оставляйте ему времени на самого себя: он должен быть постоянно занят чем-то важным (важным, естественно, с вашей точки зрения). Он должен как следует уяснить: только вы решаете, что в жизни действительно имеет смысл.

Почаще организовывать для него ситуацию унижения: задавайте неприятные вопросы при других, если чего-то не сделал – требуйте переделать, если есть возможность – в максимально извращенной форме. Так, например, один мой знакомый родитель спросил сына при гостях, что ему понравилось в просмотренном спектакле, и после того, как ответ оказался неудовлетворительным, потребовал написать рецензию на спектакль, а потом прочесть всем. Мальчик плакал, отказывался, но в результате все написал, как велел отец. Такие прекрасные ходы многократно увеличивают шансы на успех. В описываемом случае одной этой ситуации хватило для качественного нервного срыва, который со временем превратился в хронический невроз.

На каком-то этапе нужно обелить себя и обратиться к специалисту. Ребенок должен понимать, что с ним объективно что-то не так: вы о нем заботитесь, а он действительно плох. Помните: родитель не может ошибаться! Вам нечего менять в своем поведении. Долой рефлексию и сомнения, воистину: у всех дети как дети, а у вас черт знает что!

Действуя подобным образом, вы сможете задать верное направление на всю его жизнь. Он никогда не будет счастлив, у него огромные шансы навсегда остаться инфантильным ребенком, он непременно издергает всех, кто окажется рядом в будущем. А главное, если повезет – ваша энергия достигнет и следующих поколений. Он перенесет все происходящее с ним и на ваших внуков. А дальше – да здравствует невротичная непобедимая вечность!

Малыш может начать бегать на носочках, или после скандала в детском саду может "не добегать" до туалета, может стать плаксивым или агрессивным, а может сосать палец. Почему возникают неврозы у детей, мы спросили у Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ: Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ:

Что провоцирует невроз у ребенка?

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

- первоначально проблемы семейных взаимоотношений,

- дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения,

- проблемы поиска своего "я" и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания,

- неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей - эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности,

- тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки,

- внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье,

- а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.


Ребенок начинает болеть, когда ему не хватает внимания и любви родителей

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Проявления неврозов у детей могут быть самыми разными:

- склонность к слезам и капризам,

- непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

- двигательная расторможенность, суетливость,

- быстрая потеря интереса к играм,

- неустойчивость внимания, отвлекаемость,

- потеря аппетита,- расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

Какие бывают неврозы

Неврозы страха. Самыми распространенными проявлениями неврозов являются предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. Содержание страхов зависит от возраста.

При навязчивых страхах у детей более младшего возраста преобладают фобии загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, занимают важное место:

- Заикание - судорога мышц речевого аппарата,

- ночной энурез - ночное недержание мочи,

- неврастения у детей - синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями),

- истерический невроз - жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии,

- припадки - падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка.

Невроз навязчивых движений, страхов у детей (тик). Это движения в отдельных группах мышц, напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений:

- мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу,

- движения в шее как реакция на тесный воротник,

- движения головой как отрицательный ответ,

- покашливание, кряхтение, придыхание.

Как правило, тики появляются не ранее 2—3 лет. Невротические тики важно не спутать с гиперкинезами при неврологических расстройствах. Но тут вам поможет только доктор!

Чего боятся подростки

Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Как лечат невроз?

В первую очередь это психотерапевтические мероприятия. Важно наладить отношения в семье, провести психотерапию, которая поможет ребенку разобраться со своими личностными проблемами и может понадобиться групповая психотерапия, чтобы наладить отношения ребенка со сверстниками.

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков - это хорошая атмосфера в семье. Если у ребенка появился страх, нужно с ним разобраться. И это значит, что родители должны быть рядом, должны помочь, а не отругать за трусость.

Важно в целях опять же профилактики "закаливать" ребенка психологически. Учить его быть активным, инициативным, учить преодолевать трудности.

А для родителей школьников первым правилом должно быть - следить за нагрузками. Чтобы у ребенка не было информационных перегрузок.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.