Какие есть теории неврозов


Неврозы: теории возникновения и симптомы


Наверняка вы встречались в своей жизни с людьми, которые говорят: "Ой, какое-то настроение неважное сегодня. И спала плохо. Три часа лежала, овец считала, заснуть не могла. Как-то беспокойно на душе, сама не пойму, почему. Причин, вроде нет. А так тревожно. "

А, может быть, и вы сами иногда говорили эти слова:)

А ведь это могут быть признаки невроза..

Вы знаете, какими заболеваниями чаще всего болеют люди? Неврозом. Точнее, неврозами. Поскольку известно множество различных видов неврозов. Считают, что 70-80% взрослого населения нашей страны страдают невротическими расстройствами.

НЕВРОЗ – это временное обратимое нарушение нервной системы, возникающее под действием психической травмы. Им подвержены люди со слабой нервной системой. Считается, что женщины чаще, чем мужчины, страдают от неврозов. К тому же токсикоз во время беременности или патология родов также могут привести к этим заболеваниям.

Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто попытался объяснить механизм возникновения неврозов. По мнению Фрейда, эта проблема родом из детства, как, впрочем, и все остальные психологические проблемы человека. Нереализованные сексуальные желания ребенка вытесняются в бессознательное. Неудовлетворенный сексуальный интерес девочки к отцу, а мальчика - к матери через много лет проявляется в виде нервных заболеваний.

Причины неврозов Фрейд искал в тех областях, где бессознательное проявляет себя. Он изучал сновидения, действия больных в состоянии гипноза, свободные ассоциации, описки, оговорки и т.д. А после того, как была определена причина невроза, пациенту оставалось осознать ее. Т.е. психоаналитик определял тайное скрытое желание человека, а пациент выводил его из области бессознательного в область своего сознания. Таков метод лечения неврозов по З. Фрейду.

Карен Хорни истоки неврозов видела в раннем детстве, как и все психоаналитики, и рассматривала невроз как защитную реакцию ребенка от неблагоприятных социальных факторов (унижение, пренебрежительное или агрессивное отношение родителей к ребенку и т.д.). Чтобы защититься от неблагоприятного социума (или социально адаптироваться к нему) у ребенка формируется три способа бессознательной защиты:

  • движение к людям
  • движение против людей
  • движение от людей

Движение к людям означает идти навстречу желаниям людей и формирует у ребенка потребность в подчинении, в любви, в защите, в угождении, в уступках, в готовности пожертвовать собственными интересами. Формируется мазохистская установка.

Движение против людей означает идти против желаний людей и формирует стремление к неограниченной власти, к подавлению ближнего, потребность быть успешным, сильным, признанным, выше всех. Формируется садистическая позиция.

Движение от людей означает избегать желаний других людей, дабы не быть ими поглощенным. Эта защита формирует потребность в отстранении, обособлении, отдалении от людей, стремлении держать дистанцию, самостоятельности, независимости, свободе. Проявляется в отшельничестве, выборе профессий и занятий, связанных с уединением. Развивается человеконенавистничество.

Эти чувства не допускаются в сознание и вытесняются в бессознательное.

Доминирующая тенденция определяет мотивацию любого поступка. От возможности и удачности ее реализации будет зависеть разрешение реализоваться двум другим. Основная тенденция обуславливает реализацию двух других.

Именно такая внутриличностная конструкция невротика является залогом ощущения цельности личности.

Можно ли определить доминирующую тенденцию? Можно. Как? По реакции в отношениях с близкими людьми в условиях внезапного стресса. Поведение человека и его действия будут укладываться в одну из следующих схем:

  • подчинение и признание вины
  • нападение, унижение, обвинение
  • оправдание, извинение. Может просто замереть и выжидать

Психически здоровый зрелый человек – это человек, который гармонично сочетает в себе отцовское и материнское сознание. По мере взросления он освобождается от отцовской и материнской фигур, выстраивая их внутри себя.

Согласно Фромму, если человек ориентирован на мать, то в общении он будет исключительно приятным и обаятельным. А в жизни - беспомощным, эгоистичным, подвержен чужому влиянию и нуждающимся в опеке.

Если человек имеет отцовское сознание, то он дисциплинирован и независим, однако вместе с тем бесчеловечен и зол.

Какими невротическими симптомами будет обладать человек, привязанный к матери? Истерии, алкоголизм и депрессии будут сопровождать его на протяжении всей жизни.

А человека, центрированного на отце? Маниакальный невроз, основанный на мании величия, и выражающийся в хвастовстве, повышенной самооценке, бреде исключительной талантливости, высокого происхождения, богатства и др.

Каковы симптомы неврозов? Эмоциональное неблагополучие (без видимых причин), напряжение, тревожность, озабоченность, а также учащенное сердцебиение, дрожь во всем теле, потливость и др. Бывает, что неврозы являются причиной расстройств работы внутренних органов (нарушается нервная регуляция их деятельности).


Эти многоликие неврозы.

В настоящее время в отечественной психиатрии выделяются три основные формы неврозов: истерия, неврастения и психастения (невроз навязчивых состояний).

17 ноября 2013 г.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Теория неврозов Карен Хорни – одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться. Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три разных типа невротической личности: беспомощный, агрессивный и обособленный. Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

Зависимость

Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Власть и контроль

Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих. Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля. Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Обособленность

Невроз этого типа ведет к асоциальному поведению; окружающим такой человек кажется равнодушным и безразличным. В основе такой линии поведения лежит идея, что ограничение контактов с другими людьми позволит избежать опасности и умерить тревогу. Обычно в результате приходит чувство пустоты и одиночества.

В рамках этих трех групп неврозов Хорни выделяла десять невротических потребностей:

Зависимость

• Потребность в любви и одобрении – желание во что бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих, доставлять им удовольствие, делать их довольными и счастливыми, нравиться им. Люди, испытывающие эту потребность, очень боятся враждебности или проявлений злобы других людей и чрезвычайно чувствительны к критике и неприятию.

• Потребность в руководящем партнере, который будет контролировать его жизнь. Эта потребность предполагает сильный страх перед перспективой быть брошенным и забытым и веру в то, что постоянный партнер поможет решить любые проблемы, которые могут возникнуть в жизни.

Власть и контроль

• Потребность во власти. Люди с этой потребностью контролируют других и стараются доминировать потому, что ненавидят слабость и восхищаются силой.

• Потребность в эксплуатации. Люди с такими наклонностями манипулируют окружающими. Они убеждены, что другие существуют только для того, чтобы их использовать. Связи и взаимоотношения с остальным миром, с их точки зрения, нужны лишь для того, чтобы иметь контроль, секс или деньги.

• Потребность в престиже. Эти люди стремятся к публичному признанию и одобрению. Социальный статус, материальные блага, профессиональные достижения, личные качества и даже родственные связи и любовные отношения оцениваются с точки зрения престижа. Этим людям свойствен сильный страх перед негативным общественным мнением.

• Потребность в личных достижениях. Стремление к успеху – вполне нормальное качество. Но невротик может стать одержимым этой идеей, а его желание достижений основывается на чувстве незащищенности. Он страшно боится неудачи, поэтому ему всегда надо быть лучше других.

• Потребность в восхищении. Для таких людей характерен нарциссизм, желание выглядеть в глазах других идеальным – именно выглядеть, а не быть на самом деле.

Обособленность

• Потребность в безупречности. Человек с таким неврозом обычно очень боится своих недостатков и изъянов и постоянно старается их выявлять, чтобы как можно быстрее скрыть или избавиться от них.

• Потребность в жизненных ограничениях, позволяющих оставаться в узких рамках. Люди, испытывающие такую потребность, стараются оставаться незаметными, привлекать к себе как можно меньше внимания. Они обычно недооценивают свои навыки и таланты, не требуют многого от окружающих, не стремятся к материальным благам, довольствуются очень малым и считают свои нужды и потребности второстепенными.

Идеи Карен Хорни оказали огромное влияние на современную психологию. Ее теория неврозов как механизма снятия тревоги и классификация невротических потребностей совершили настоящий прорыв в науке. А благодаря решительному неприятию идей Зигмунда Фрейда, базирующихся на превосходстве мужского пола над женским, Хорни заслужила репутацию защитницы равноправия полов и признанного мастера в сфере женской психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ.. 4

1.1. Теория неврозов З. Фрейда. 4

1.2. Теория К. Юнга. 7

1.3. Концепция природы неврозов Адлера. 10

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ НЕВРОЗА И ИХ РОЛЬ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ.. 15

2.2. Ноогенная теория неврозов В. Франкла. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования: Понятие невроза связано с многообразными – как по форме проявлений, так и по степени выраженности – проявлениями психической жизни. Общим для них является переход от рационального способа реагирования на требования внешнего мира и адекватного управления внутренними побуждениями к неким иррациональным феноменам, кажущимся странными и не подлежащими произвольному контролю.

Невроз – психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения с самим собой, или, более формально, умеренная диссоциация личности, обусловленная активизацией комплексов.

Теория и техника психоанализа базируется, в основном, на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Хотя в последние годы наметилась тенденция расширять рамки психоаналитических исследований, включая нормальную психологию, психозы, социологические и исторические проблемы, наши знания в этих областях не прогрессировали так далеко, как наше понимание неврозов. Клинические данные по неврозам все еще снабжают нас наиболее достоверным материалом для формулирования психоаналитической теории.

Психоанализ утверждает, что психоневрозы базируются на невротическом конфликте. Конфликт ведет к обструкции\разрядки инстинктивных побуждений, что кончается состоянием "будь я проклят". Эго становится все менее способным справляться с усиливающимися напряжениями и, в конце концов, оказывается подавлено. Непроизвольные разрядки в клинике проявляются как симптомы психоневроза.

Термин "невротический конфликт" используется в единственном числе, хотя всегда имеется более чем один важный конфликт. Привычка и условность заставляют нас говорить о единственном конфликте. Невротический конфликт – это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию[1].

Целью данного исследования является изучение психоаналитической теории неврозов.

Объект исследования:психоаналитическая теория неврозов.

Предметом исследования выступают особенности возникновения и развития теории неврозов в психоанализе.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

1. рассмотреть теорию неврозов З. Фрейда;

2. проанализировать теорию К. Юнга;

3. выявить особенности в концепции природы неврозов Адлера;

5. раскрыть ноогенную теорию неврозов В. Франкла.

Методы исследования:

1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2) анализ научной литературы, учебников и пособий по психоанализу и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех подпунктов заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ

Теория неврозов З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений XX века. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.


Рис. 1. Этиологическое уравнение неврозов

По мнению З. Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза. При этом невротизирующий механизм начинает формироваться в раннем детстве (обычно в первые три года жизни), когда у ребенка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные, недозволенные (аутоэротизм, гомосексуальные или инцестуальные влечения)[3].

Фрейд, исходя из своих наблюдений, совместно со своим коллегой и учителем Й. Брейером, пришел к выводу о том, что симптомы невроза выполняют защитную функцию и являются неудачной попыткой справиться с болезненным переживанием. Эти сложные чувства, связанные с воспоминанием о травматическом опыте, находились вне сознания, но при этом они оказывали активное воздействие на сознание и поведение взрослого человека. Таким образом, Фрейд сделал открытие, что большая часть психический жизни протекает вне нашего сознания, т.е. является бессознательной.

Кроме того, Фрейд пытается классифицировать неврозы (включая и шизофрению) или установить их различие согласно периоду инфантильного развития, в котором возникла фиксация. С точки зрения этой теории, нервнобольной совершенно зависит от инфантильного прошлого; все позднейшие расстройства, нравственные конфликты, ощущение неполноценности и т. д. как бы порождены могущественными влияниями этого периода жизни. Соответственно, главная задача лечения заключается в развязывании этой инфантильной фиксации, которая понимается как бессознательное застревание ("зацикливание") сексуального либидо в некоторых инфантильных фантазиях и привычках.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это “переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение”. Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы. В одной из своих работ он писал: “Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их”. О цели психоаналитической терапии Фрейд писал: “Где было Ид, там будет Эго” т. е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в экзистенциальную организацию[4].

Все вышеизложенное является сущностью фрейдовской теории невроза.

Теория К. Юнга.

Любой невроз характеризуется диссоциацией и конфликтом, содержит комплексы и демонстрирует следы регрессии и понижение ментального уровня. По мнению Юнга, невротический приступ приступ, или взрыв, вспышка, целенаправлен, является благоприятной возможностью осознать, кто же вы есть на самом деле в противоположность тому, кто мы думаем, мы есть. Путем проработки симптомов, которые неизменно сопровождают невроз – беспокойство, страх, депрессия, вина и отдельный конфликт – мы все более осознаем свои личностные границы и обнаруживаем свою подлинную силу.

При любом нарушении в деятельности сознания энергия регрессирует и бессознательные содержания активизируются в попытке скомпенсировать возникшие неполадки, преодолевая тем самым и очевидную односторонность сознания. Неврозы, как и любые болезни, являются симптомами плохого приспособления. Как следствие появления какого-либо препятствия или мешающего воздействия – конституциональной слабости или дефекта, неправильного образования, воспитания, печального опыта, неадекватной установки и т. д. – человек избегает трудностей, которые приносит ему жизнь, стремясь, таким образом, обратно в инфантильный мир, мир детства. Бессознательное компенсирует эту регрессию, продуцируя символы, которые, будучи поняты объективно, т. е. путем сравнительного их изучения, реактивируют общие идеи, которые лежат в основе всех таких естественных систем мысли. Таким путем и происходит изменение установки, которая связывает диссоциацию между человеком таким, каков он есть, и человеком, каким он должен быть.

Юнг называл свою установку в отношении невроза энергетической или финальной, так как она базируется, прежде всего, на потенциальной энергетической последовательности или прогрессии, нежели на каузальной или механистической причине, приводящей к регрессии. Эти два взгляда нельзя считать несовместимыми, скорее они взаимодополнительны. Механистический подход обращен к прошлому в поисках причин психического дискомфорта в настоящем; Юнг же фокусируется на настоящем, обращаясь взглядом к будущим возможностям.

"Я больше не ищу причины невроза в прошлом, но пытаюсь отыскать ее в настоящем. Я спрашиваю, в чем заключается необходимая задача, которую пациенту не удалось завершить". "В психических расстройствах в любом случае недостаточно просто привести предполагаемые или реальные причины к сознанию. Лечение включает в себя интеграцию содержаний, которые оказались разобщенными, диссоциированными от сознания"[5].

Юнг возражал против прямого вмешательства в жизнь больного неврозом практическим советом, моральными или интеллектуальными инструкциями. Цель психоаналитической терапии он видел не только в устранении болезненного симптома, но и в укреплении здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости. Если по Фрейду, “где было Ид, там будет Эго”, то Юнг, исходя из требований индивидуальности, говорит: “Самость должна заменить Оно”.

Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, “если человек живет, он Должен бороться и жертвовать тоской, чтобы восходить к своему собственному росту"; по Фрейду, это значит, что человек должен "договориться с реальностью”.

Факторы риска невроза

Определение и общая характеристика невроза

НЕВРОЗ

Невроз группа психогенных нервно-психических расстройств вызванные нарушением жизненно важных отношений человека со средой и не имеющее психотических проявлений (галлюцинации, бред и др.) Невроз пограничное состояние между нормой и психической патологией, возникающее в случаях, когда требования окружающей среды превышают функциональные физиологические возможности личности.

Патогенетическую основу неврозов составляют нарушения силы, под­вижности и уравновешенности основных нервных процессов — воз­буждения и торможения.

Принято выделять 3 главных группы развития неврозов: биологические, социальные и психогенные.

· Биологические: наследственная предрасположенность, пол (чаще у женщин), возраст (чаще в пубертатном и климактерическом периодах), конституциональ­ные особенности человека (более склонны астеники), перенесённые и текущие хронические заболевания, эндокринная патология.

· Социальные: особенности профессиональной деятельности (напри­мер, информационные перегрузки, однообразие трудовых опера­ций), неблагополучное семейное положение, неудовлетворительные бытовые условия, особенности сексуального воспитания и др.

· Психогенные: личностные особенности, психические травмы в детстве.

Ниже мы рассмотрим 2 теории невроза: информационная теория Петра Васильевича Симонова и биологическая теория Петра Кузьмича Анохина.

Информационная теория невроза П.В Симонова. Главная идея это теории заключается в том, что при любой поведенческой активности организма необходима определенная информированность об окружающей среды. При недостаточной информированности развивается нервное напряжение, степень которого и определяет возможность развития невроза. П.В.Симоновым была предложена формула степени нервного напряжения:


Чем ближе этот условный показатель к единице (1), тем меньше напряжение и наоборот. Например, когда студенту медику, дают невыполнимое задание, которое необходимо выполнить в короткий срок – возникает напряжение, которое может привести к неврозу.

Биологическая теория невроза П.К.Анохина - основана на учении о системной организации функций П.К.Анохина. Согласно теории П.К.Анохина, главным фактором формирующим функциональную систему высшей нервной деятельности человека является – цель. Причиной невроза является несовпадение между намеченной целью и конкретным результатом действия системы, т.е. в итоге цель оказывается недостигнутой, что сопровождается нервным и психическим напряжением. Совершенно очевидно, что чем больше и важнее цель, тем выше риск развития невроза. Степени напряжения в зависимости от уровня дефицита средств достижения цели Г.И. Косицкий могут дополнить теорию П.К.Анохина. Итак, Г.И.Косицкий выделял 4 степени напряжения.

I степень - В.М.А. (внимание, мобилизация, активность) - это активная ориентировочная реакция, стадия адекватной мобилизации сил, подъем творческой активности достижение цели, преодоление трудностей.

II степень - С.О.Э. (стенические отрицательные эмоции), если цель не достигается, не хватает средств для её достижения, то возникает мобилизация вегетативных резервов, появляется гнев, ярость, что делает даже слабого человека сильным и способствует достижению цели.

Классификация неврозов

I. В зависимости от причин все неврозы принято разделять на 2 большие группы:

· первичные – возникают в результате первичного нарушения нервной деятельности;

· вторичные возникающие как результат предшествующего соматического заболевания – соматогенные неврозы. Соматогенные неврозы могут быть результатом:

1. патологической импульсации при соматических заболеваниях, особенно хронические боли (перенапряжение нервных процессов);

2. нарушение висцеральных функций и необходимого обеспечения: метаболические, эндокринные сосудистые и другие расстройства.

3. психогенное действие соматической болезни: социальная изоляция (ВИЧ, псориаз, озена), угнетающее воздействие.

II. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения: неврозы с преобладанием возбуждения и неврозы с преобладанием торможения.

III. Формы неврозов. Традиционно выделяют три группы наиболее распространён­ных форм неврозов: невроз навязчивых состояний, истерию, неврас­тению.

Форма невроза во многом определяется типом личности – соотношение первой и второй сигнальных систем. Если преобладает вторая сигнальная система, т.е. абстрагирование - это мыслительный тип личности, если преобладают образы в мышлении – художественный тип и смешанный тип, который сочетает в себе образное мышление и способность к абстрагированию. Для абстрагированного типа характерен невроз навязчивых состояний, художественный тип склонен к истерическому неврозу (истерии), а смешанный тип неврастении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

  • Add to friends
  • RSS

Тёмная триада

Здесь я редактировал Колесо эмоций Р. Плутчика и компилировал его с основами теории К. Хорни. Но, проснувшийся во мне дизайнер сделал эту схему - "более лучшую" схему базовых и сложных эмоций. В размере 1300х1500 открывается в новом окне.

Значение эмоций в формировании невроза является определяющим - ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части - эмоционально. Понимание этого значения необходимо для избавления от невроза.

Роль эмоций.
Эмоции – адаптивный эволюционный механизм, который помогает решать вопрос выживания и размножения живых организмов. Их роль – информирование, активация и мотивация животного для реагирования на изменения во внешней среде, на изменения внутри его организма или для удовлетворения его биологических потребностей. Эмоции имеют разную интенсивность, чтобы живые существа могли определить значимость тех или иных воздействий или событий.

Для человека роль эмоций несколько шире – это дополнительная оценка функционирования его собственной личности и личностей других людей. При этом эмоция – это комплексная реакция всего организма, активирующая или расслабляющая мышцы тела, внутренние органы, задействующая память, когнитивные образы, воображение, вербальную сферу.

Смысл появления той или иной эмоции – сформировать у человека субъективное отношение к чему-либо или к кому-либо и подтолкнуть к определенному действию. Особенность человека в отличие от животных (не дрессированых) состоит в том, что он может действовать вопреки своим эмоциям, выбирая в виде мотивирующей системы условные, воображаемые социальные конструкции и представления (хорошо-плохо, польза-вред, долг-предательство, добро-зло, правда-ложь).

К эмоциональному аппарату у человека прилагается и механизм его подавления, доставшийся от животных. У них он используется только в крайних случаях, например - для уменьшения страданий раненного животного или животного, попавшего в западню, из которой оно не может выбраться.

В этих безвыходных случаях, для сохранения сил естественным путем подавляется активность – эмоции перестают восприниматься как команды к действию. Единственной доступной к ощущению эмоцией остается тревога, как сигнал неблагополучия и запасной клапан для психической энергии. И ее сила пропорциональна степени подавления спектра всех вытесненных эмоций.

Человек же с детства учится вытеснять свои неуместные, по мнению родителей, эмоции -враждебность, радость, печаль, неприязнь и т.д. Поэтому, в случае невроза, удовольствие, которое испытывает здоровый человек от действий диктуемых ему его живыми эмоциями, заменено у невротика удовольствием от снижения уровня тревоги.

Если уровень тревоги у человека и животного становится непереносимым или становится очевидным, что ситуация полностью безнадежна и естественная эмоциональная (и поэтому – деятельная) жизнь исключена, то включается механизм подавления тревоги – депрессия. Это режим полного подавления отрицательных ощущений. Но, так как эмоциональная сфера является цельной и неразделимой, то остатки положительных ощущений подавляются тоже.

Единство и цельность.
Аппарат эмоций является ядром подлинного Я, его первичной мотивирующей системой, которая неотделима от телесных реакций.

Правильное обозначение объектов для естественного проявления выданных по умолчанию вместе с телом каждому ребенку комплектов эмоций – это, по сути, основная задача развития здоровой личности.

Чему радоваться, а чему - нет, чего бояться, а чего – нет, с кем бороться, а с кем согласиться, с какой интенсивностью, в каких случаях, что в этих случаях делать - не конфликтующие (но уравновешивающие) между собой и дополняющие друг-друга внутренние ответы на эти вопросы дают возможность получать удовольствие от жизни. В этом случае собственные эмоции становятся идеальным подсказчиком и мотиватором.

Однако, при неврозе дело обстоит по-другому и эмоции почти всегда – худший советчик.

Отчуждение от себя и центральный конфликт.
Естественные эмоции невротика в детстве подверглись надругательству со стороны взрослых, частично или полностью были вытеснены и, являясь ядром Я, утащили в область презираемого и неосознаваемого личностную конструкцию, определяемую как подлинное Я.

Родители по своему (необъяснимому для ребенка) невротическому убеждению давали оценку внешним событиям, поведению ребенка, его ощущениям и действиям, манипулируя положительными или отрицательными обозначениями. Не всегда последовательно и почти всегда без учета особенностей эмоционального и интеллектуального развития ребенка в каждом возрасте. Так, через наказания и поощрения ребенок может научится не замечать естественного ответа организма и реагировать на препятствия не гневом, а страхом (а, гневом реагировать на то, что препятствием не является), на дружелюбие – неприязнью, на любовь – презрением, на враждебность - радостью.

В некоторых крайних случаях эмоции могут быть полностью запрещены сознанием – это значит, что для возникающей эмоции нет конкретного действия и эмоция никак не обозначена. Она может просто возникать и не иметь выхода или способа снижения напряжения. Это порождает паническую атаку.

Когда последовательность воздействий на личность ребенка становится для него привычной, то причины и поводы реакций на его поведение или оценок внешних событий вычеркивается из его сознания. Его эмоциональные реакции становятся автоматическими и не критикуются сознанием. В дальнейшем обсуждаются лишь переживания, последствия эмоциональных катастроф и их внешние причины.

При этом эмоциональные сигналы подлинного Я гасятся еще на подлете к сознанию. Например, если радость и беззаботность каралась наказанием, то в моменты радостного возбуждения наступит его рефлекторное торможение и возникнет тревога.

В результате при неврозе для личности смещается значимость различных (внутренних и внешних) факторов и невротик испытывает те же самые эмоции, что и здоровый человек. Только по другим поводам – поводам, диктуемым сформированным невротическим Я.

У невротичного родителя в арсенале воздействий на ребенка есть гиперторофированный страх, нездоровый интерес, удушающая любовь, деланное разочарование, искренняя злость, фальшивая радость. Но, его главным оружием является палка с названием стыд-гордость. Это межличностная производная от базовых эмоций отвращение - приятие.

Невротик не способен испытывать подлинные эмоции, поэтому их смесь в виде приятие+радость=любовь ему недоступна. Именно дефицит приятия и радости по отношению к себе чувствует ребенок на протяжении своего детства. Этот дефицит восполняется отвращением к ребенку (в том естественном виде, в котором этот ребенок есть), неприязнью к его личности и неодобрением его поведения.

Стыд (отвращение к себе) – практичный социальный инструмент, который изначально появился как метод регуляции полового поведения в племенах и доисторических сообществах. Изгнание из группы не адекватного соплеменника для этого индивида было равносильно смерти.

В семье демонстрация отвращения и пристыживание ребенка инстинктивно воспринимается им как угроза смерти. При этом для ребенка может оказаться стыдно быть непослушным и стыдно быть робким, стыдно плохо учиться и стыдно умничать, стыдно быть отстающим и стыдно быть самым первым… Сейчас чувство стыда распространилось на все без исключения формы человеческой деятельности или поведения и используется для манипуляции им совершенно произвольно. Что угодно может трактоваться как стыдное. Стыдно быть бедным и стыдно быть богатым, стыдно быть глупым, стыдно быть умным, стыдно протестовать, стыдно соглашаться и т.д. и т.п. в зависимости от точки зрения, контекста или системы ценностей.

В любом случае и говоря образно, стыд (отвращение к себе) – это отталкивающая пружина которая закладывается родителями между эволюционно-совершенным и уравновешенным эмоциональным ядром подлинного Я ребенка и деформированным эмоциональным ядром его фальшивого невротического Я. При этом в самом раннем детстве невротическое Я ребенка (сознательно или бессознательно) имеется только в голове родителя, но постепенно через воздействия оно интроецируется ребенком и в последствии воспринимается как собственное.

Сила стыда как инструмента воздействия состоит в том, что ребенок в возрасте от 3 лет и выше активно формирует собственное Я на основе реакции на него окружающих его людей и собственного подражательного поведения. И сравнение его поведения, интеллектуального уровня, навыков с высокими идеалами или другими людьми почти всегда не в его пользу. Ребенок страстно хочет стать таким же как взрослые и готов пожертвовать Собой ради того, чтобы быть ими принятым.

Таким образом, история самоотчуждения и формирования центрального внутреннего конфликта у любого невротика может быть описана следующим образом:

Принятое ребенком как неизбежная данность отвращение родителей (не будь таким какой ты есть / вообще не будь) субъективно ощущается им как стыд. После окончательного формирования личности (лет 25) отвращение к себе испытывается все реже, т.к. к этой эмоции все больше примешиваются злость и печаль. В готовом и созревшем (описанном у К. Хорни) виде невротик получает отвращение+злость=ненависть к себе и отвращение+печаль=презрение к себе.

При этом вживленная в детстве эмоция отвращения к себе продолжает отталкивать человека от самого себя, усиливая параллельное невротическое Я, состоящее из осколков (часто острых осколков – аффектов) и эрзацев натуральных эмоций. Вся личность, ее эмоциональное ядро (а фактически два ядра), интеллект, воображение, способность к планированию, память, тело обслуживают эту неустойчивую конструкцию. Представления о себе, о других и мире в целом формируются так, чтобы естетвенно возникающая эмоция подлежала подавлению и избеганию.

В этом контексте отторгнутое отвращением к себе подлинное Я вполне можно назвать внутренним ребенком.

В какой-то момент cтыд распространяется сам на себя и запирается как ключом своей производной – невротической гордостью. В этой ситуации неосознанности отвращения к себе можно говорить о рекурсии (самоповторении) стыда внутри самого себя. Например, когда перед знакомством с человеком становится стыдно от того, что перед ним может быть за что-то стыдно.

Отвращение к себе является основой для ощущения непринадлежности к людям, неполноценности и инаковости. Вынесенное во вне (экстернализированное) - оно порождает страх неодобрения, боязнь отвержения и покинутости, без разбора преувеличивая субъективную ценность других людей и возбуждая ненасытное желание соответствовать, угождать, нравится, оправдывать ожидания, быть как все.

Родительское неодобрение, неприязнь и отвращение играет определяющую роль и в формировании конфликта внутри невротического Я. Если враждебность ребенка одобряется, а отвращение вызывает смирение и страх, то ребенок учится гордится своей агрессивностью. Если наоборот - то смирением. А, если неприятием встречалась любая деятельная активность ребенка, то его спасением становится высокомерие, а конечной целью - отчуждение.

Единственный способ полной разблокировки естественных эмоций – это демонтаж всего невротического Я. Для этого надо осознать структуру, форму, размеры, причины и историю строительства этого фальшивого Я. Надо понять, что имплантированное родителями отвращение к себе – не настоящее. Им оно тоже было вживлено против их воли. Надо понять, что соответствие многочисленным и противоречивым требования других людей невозможно по определению, а значит стыд – не имеет практического смысла. Осознание переобозначает объекты, которые вызывают эмоции и создает новые, адекватные действительности, когнитивные образы.

Кроме анализа и самонаблюдения могут помочь ведение протокола дисфункциональных мыслей; упражнения гештальт-терапии с акцентом на выяснение: чьи это эмоции, ради кого они испытываются, кому они посвящены (всегда выясняется, что родителям), когда возникали подобные, в каких обстоятельствах; висцеральный массаж и самомассаж мышц (в первую очередь живота, шеи, диафрагмы и межреберных) для разархивирования подавленных эмоций и образов. Работа с образами.Поведенческая терапия - для тренировки эмоциональных проявлений подлинного Я.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.