Карен хорни невроз и развитие личности отзывы

Карен Хорни

ISBN: 978-5-8291-1033-8
Год издания: 2008
Издательство: Академический проект
Серия: Психологические технологии
Язык: Русский

Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К.Хорни конструктивная теория невроза до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. Она включает исчерпывающую классификацию невротических типов личности; основных невротических влечений и их связь с базисным конфликтом; содержит анализ всех основных способов защиты и методов подлинного разрешения невротических конфликтов.

Лучшая рецензия на книгу

С этой финальной работы автора началось моё знакомство с Карен Хорни. Затем я прочитала и предыдущие её книги в хронологическом порядке, с интересом наблюдая за изменениями во взглядах одного из основателей неофрейдизма. Согласно её убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются отношения между ребёнком и родителем. Главной в развитии ребёнка становится потребность в безопасности. Поэтому всё, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности, приводит к базальной (базовой) тревоге. Базальная тревога (как чувство изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире) – одна из основополагающих концепций Хорни. Таким образом, причины невротического поведения заключаются в нарушенных отношениях между ребёнком и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребёнка ведёт к формированию невроза у взрослого.

Давление базальной тревоги вынуждает человека вместо непосредственного и искреннего отношения к людям искать иные пути обращения с ними, смягчающие его тревожность. Есть три направления движения в общении – к людям, против людей и прочь от них. В здоровых человеческих отношениях эти пути не исключают друг друга. Но при невротическом развитии они доходят до крайности, образуя конфликт, при попытке решения которого автоматически выбирается в качестве главной одна из установок: на соглашательство, на агрессивность или на уход. Этим выбором определяется конкретное русло дальнейшего невротического развития, вследствие которого всегда нарушается целостность личности и начинается отчуждение от себя. Но самоотчуждённый человек нуждается в поддержке, дающей ощущение идентичности. И роль такой поддержки играет создаваемый воображением идеальный образ самого себя. Самоидеализация – процесс чисто человеческий, это всеобъемлющее невротическое решение, дающее ощущение значительности, превосходства и влекущее за собой всемерное прославление себя, названное Хорни погоней за славой.

Погоня за славой – самое могущественное влечение, вызванное идеализацией себя. Оно похоже на одержимость дьяволом: человека словно поглощает чудовище, им же и созданное. Идейное содержание историй о сделке с дьяволом – наиболее уместный символ для невротического процесса, инициированного погоней за славой. Тема сделки с дьяволом звучит на протяжении всей книги.

Как пишет Хорни, дьявол, или другое персонифицированное зло, искушает человека, запутавшегося в духовном или материальном плане, предложением неограниченной власти. Но он может получить эту власть, продав свою душу или отправившись в ад. Такое искушение может возникнуть у каждого, богатого или бедного духовно, потому что взывает к двум могущественным страстям – стремлению к бесконечному и желанию найти лёгкий выход из положения. Согласно религиозной традиции, величайшие духовные вожди человечества, Будда и Христос, испытывали такое искушение. Но поскольку они были твердо укоренены в себе, они распознали это как искушение и смогли его отвергнуть. Более того, условия, оговоренные в сделке, вполне соответствуют цене, которую придётся заплатить при невротическом развитии. Говоря символическим языком, лёгкий путь к бесконечной славе неизбежно оказывается путём во внутренний ад презрения к себе и самоистязания. Выбирая эту дорогу, человек фактически утрачивает свою душу – реальное собственное Я.

По мнению Хорни, невроз – это нарушение отношения к себе и к другим. Центральный внутренний конфликт – конфликт между конструктивными силами реального собственного Я и влечением воплотить в действительности совершенства идеального собственного Я. Концепция идеального образа себя оказалась входом во всю область внутрипсихических процессов, представленных в этой книге и оказывающих огромное влияние на межличностные отношения.

Люди ненавидят и презирают себя с той же силой и с той же иррациональностью, с какой себя идеализируют: богоподобное существо обречено ненавидеть своё актуальное существование. И эта прямая связь между погоней за безграничным совершенством и ненавистью к себе была понятна ещё в древности. Как считает автор, лучше всего её символизируют всё те же истории о договоре с дьяволом, суть которых всегда одна. С одной стороны – человек, испытывающий психическое или духовное расстройство. А с другой – искушение, представленное в виде символа злого начала: дьявол, колдун, ведьма и т.д. Следуют обещания не только чудесного избавления от беды, но и безграничной власти. Затем назначается цена – представленная в различной форме утрата души, которую предстоит уступить силам зла. Ценой может стать психическое страдание в жизни или муки ада. Эта же тема, по-разному символизированная, но постоянная в её истолковании, постоянно возникает в фольклоре, мифологии, теологии – где бы ни затрагивался основной дуализм добра и зла. Значит, она уже давно поселилась в сознании людей. Очевидно, что она несёт в себе психологическую мудрость. Её параллель с невротическим процессом, представленным в книге, поразительна: личность при психическом расстройстве претендует на безграничную власть (идеальное Я), утрачивает свою душу (реальное Я) и мучается в аду ненависти к себе (актуальному Я). Об истинном величии свидетельствует то, что человек способен противиться искушению, как в притче о Христе.

Невротик, как считает Хорни, – это вообще-то иллюзионист, живущий силой своего воображения. А каждый его шаг к самореализации означает рассеивание иллюзорных сил и переход к реальным. Начав принимать себя таким, как есть, со своими проблемами, он приобретает веру в себя и считает работу над собой составной частью жизни.

Дорога аналитической терапии стара и нахожена за века истории человечества. Говоря словами Сократа и индийской философии, это путь к изменению через самопознание. Как пишет Хорни, нов только сам метод самопознания, которым мы обязаны гению Фрейда. Как ни велика способность человека к разрушению, история всё же говорит о его живом и неустанном стремлении к большему знанию о себе и окружающем мире, о росте духовных сил, о стремлении к лучшей жизни.

В целом взгляд Хорни на человечество, при всём понимании трагического элемента при неврозе, является оптимистическим. Он основан на убеждении, что в каждом человеке изначально заложены способности к личностному росту.

С этой финальной работы автора началось моё знакомство с Карен Хорни. Затем я прочитала и предыдущие её книги в хронологическом порядке, с интересом наблюдая за изменениями во взглядах одного из основателей неофрейдизма. Согласно её убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются отношения между ребёнком и родителем. Главной в развитии ребёнка становится потребность в безопасности. Поэтому всё, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности, приводит к базальной (базовой) тревоге. Базальная тревога (как чувство изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире) – одна из основополагающих концепций Хорни. Таким образом, причины невротического поведения заключаются в нарушенных отношениях между ребёнком и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная… Развернуть


О неврозах написано немало. Каждый практикующий психотерапевт публикует минимум одно издание, где раскрывает собственный взгляд на аспекты невротического развития личности, причины и способы её формирования, упоминает авторские методы психокоррекции навязчивых состояний. Сегодня, когда невротическая личность – это почти герой нашего времени, человека трудно удивить очередным изысканием на эту тему. Но Карен Хорни смогла.

Если рассматривать культурное наследие не в глобальных масштабах, а с более узкой точки зрения – семейные традиции, образовательные школьные программы, модные тенденции и субкультурные течения, характерные для определённого промежутка времени, то можно спрогнозировать не только типичные черты характера здорового человека, но и предусмотреть наиболее определяющие факторы формирования невроза. Об этом рассказывает в своей книге Карен Хорни. Актуальное для нашего поколения издание намного опередило своё время. Прогресс, наступивший на западе гораздо раньше, создал предпосылки для появления тревожной личности.

Чтобы читатель смог разобраться в сложной взаимосвязи культурного развития общества и формирования невротической личности, Карен структурирует свой сюжет, выделяя такие понятия, как невроз, невротическая личность, формирование тревожных оттенков в проявлении характера, влияние родителей на будущий характер своего ребёнка и влияние культурной среды как основополагающего фактора возникновения невроза. Карен Хорни убирает на задний план физиологические условия формирования невроза, отмечая, что большинство её пациентов, принявших участие в данном исследовании, уже имели склонность к определённым выводам и поведению задолго до вовлечения в травмирующую ситуацию. Более того, психолог сосредотачивает внимание читателей на том моменте, когда общество и сам индивид определяют невротичность в несовпадении мышления и образа жизни конкретного человека общепринятым клише, стереотипам и запретам, характерным для современного общества.

Критерии нормальности свои в каждой культуре, более того, они индивидуальны для каждого социального слоя и меняются в зависимости от половой принадлежности. Эти нюансы необходимо учитывать психотерапевту при постановке такого диагноза, как невроз. Основная проблема современного человека, провоцирующая рост уровня тревожности и приводящая к невротичному состоянию, это большая разница между амбициями и возможностями для их реализации. Отсутствие финансов, времени или сил для осуществления планов приводит к глубокому внутреннему конфликту, который обостряется из-за страха, вызванного опасениями негативной реакции окружающих. Невроз выступает в качестве защитной реакции на эту мнимую угрозу.

Не всегда страх или тревога, лежащие в основе любого невроза, могут свидетельствовать о том, что у человека наблюдается психическое расстройство. Даже мнительная и тревожная личность может соответствовать всем критериям нормальности, проявляя свои слабые стороны лишь в момент травмирующих ситуаций. О неврозе, по мнению Карен, можно говорить лишь в том случае, когда наряду с общепринятой симптоматикой заболевания проявляется деформация характера. Психолог утверждает, что клинические симптомы могут отсутствовать. В этом случае трансформация характера послужит тревожным сигналом.

Проблема современной психотерапии в том, что она направлена на устранение симптомов невроза и поиск его причины в детских травмах. Отчасти это верно. Но необходимо учитывать сложную систему объединения детских психологических травм и общественных устоев. Также важно осознать, что устранение внешних проявлений симптоматики невроза не означает полного излечения, так как культурные установки по-прежнему будут оказывать влияние на личность.

Страх, равно как и тревога лежит в основе инстинкта самосохранения и является адекватной реакцией организма, если рассматривать его с точки зрения физиологических аспектов. Однако Карен подошла к трактовке данных понятий с точки зрения социальных и культурных проявлений, подразделяя их на здоровые (оправданный страх) и нездоровые (субъективная тревога) реакции.

Если читатель придёт к правильным выводам и сможет взять контроль над субъективным тревожным состоянием, то самый сложный шаг в сдерживании и предотвращении развития невроза будет сделан.

Развитие ребёнка и невроз: взаимосвязи и вытекающие последствия

Путь к невротической личности начинается в раннем детстве, поэтому Карен не обходит период становления личности стороной. Автор обозначает корень проблемы в отсутствии любви и уважения к ребёнку. В этих условиях слабая детская психика воспринимает даже конструктивный воспитательный процесс как травму и обиду. Не зря же говорят, что самая большая угроза для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. А если ко всему этому присовокупить социальное давление на юную личность, то в результате получится бомба замедленного действия в виде целого клубка тревог и подавленной агрессии. Точное время взрыва неизвестно.

Мир глазами невротической личности

В своей книге Карен рассматривает состояние невротической личности в периоде здесь и сейчас. Она раскрывает читателю внутренние конфликты, противоречия и переживания, в которых находится страдающий от невроза человек. Если сильная и здоровая личность преодолевает трудности без ущерба для своей психики, то реакции невротика усиливают любую трудность до такой степени, что получение удовлетворительного результата не представляется возможным. Невроз – это персональный ад на земле. Ад, который мы строим своими руками, превознося культурные и общественные устои на первый план, пускаясь в погоню за ценностями, которые нужны лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, соперничая и соревнуясь, вместо того, чтобы задуматься о самом главном – гармоничном душевном состоянии.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


  • Участники
  • Пользователь 24544

    • Валли и Haru это нравится
    • Наверх


  • Участники
  • Пользователь 24544

    • Наверх


  • Советники
  • Пользователь 14135

    Привет, Марафонец.
    Сделаю пару каментов.
    Хорошо, что открыл ветку. Хорошо в плане "пацан сказал -пацан сделал"
    Что же касается неврозов, мы же не специалисты в этом.
    Наверное "тип невроза - такой-то" не очень корректно по названию, понятно только для тех кто прочитал книгу. А еще это самодиагностика получается. К примеру когда я читал про "смиренничество", я чувствовал отвращение к себе, думал что это 100% про меня. Потом дошел до "отставки" и она мне по началу очень понравилась. И я понял, что в основном делаю именно так и горжусь этим. "Захватничество" это как бы то, чего мне не хватает. ну это я по крайней мере так и считал по началу.
    Короче говоря, когда я читал это все, то и так и этак на себя примерил все что там описано.
    . Еще отвлеченный комментарий. Ведь почему Фрейд так широко известен, он ведь выдвинул очень интересную теорию, основал школу психоанализа, его идеи были основой для многих. Хорни ведь его ученица, по крайней мере можно сказать что это нео-фрейдизм. К чему я это, когда мы это читаем, может быть мы тоже подпадаем под очарование отточенных формулировок грамотно выстроенной теории. Я не касаюсь сейчас содержания, но согласитесь, когда это читаешь - это поражает, "как будто с меня писали". А что с этим дальше делать?

    Все-таки, как не крути, 12 шаговые программы предполагают очень конкретные действия, следование . верованиям. предполагает действия, занятия с терапевтом это тоже действия и определенные переживания. Какие действия или переживания мы можем осуществить на основе книги на форуме? Это не риторический вопрос. И еще. Ты же читал "The porn trap. " там ведь тоже много и упражнений и программа действий, и я считаю все очень толково. Реально структура есть. Но дальше надо работать. И каждый кто возьмет эту структуру за основу все равно будет навешивать на нее свое. если будет работать разумеется.

    Что мы можем? Обмениваться впечатлениями по поводу сделанного? Ну это и в дневниках происходит.
    Надо понимать также, что это существенные траты времени. Например, когда я посещаю реальные группы, это минус вечер. Если транслировать результат своей работы на форум, это еще минус вечер, хотя возможно и гораздо меньше, если не пускаться в пояснения.
    Тут надо подумать.

    12 шаговые группки ведь изначально создавались очень малым числом людей, для которых перспектива гибели была очень реальна и близка. Это ведь был их последний шанс, отсюда возможно и такая отдача. А многих из нас, таких проблем нету, ну разве что гипотетически в будущем.

    Ну ладно, закончу так, как изначально и не планировал - а может эта деятельность тоже своего рода попытка увильнуть от реальности? (по мотивам постов Edition, GoodGod и т.д.)

    • Putnik это нравится
    • Наверх


  • Участники
  • Пользователь 24544

    Наверное "тип невроза - такой-то" не очень корректно по названию, понятно только для тех кто прочитал книгу. А еще это самодиагностика получается.

    Ничего плохого в самодиагностике не вижу. Думаю, что информации в книге как правило достаточно, чтобы понять, в каком направлении пошёл невроз. Кстати, когда-то я увлекался соционикой, там уже не три, а 16 типов, и довольно точно научился диагностировать других людей на принадлежность к типу.

    К примеру когда я читал про "смиренничество", я чувствовал отвращение к себе, думал что это 100% про меня. Потом дошел до "отставки" и она мне по началу очень понравилась. И я понял, что в основном делаю именно так и горжусь этим. "Захватничество" это как бы то, чего мне не хватает. ну это я по крайней мере так и считал по началу.
    Короче говоря, когда я читал это все, то и так и этак на себя примерил все что там описано.
    . Еще отвлеченный комментарий. Ведь почему Фрейд так широко известен, он ведь выдвинул очень интересную теорию, основал школу психоанализа, его идеи были основой для многих. Хорни ведь его ученица, по крайней мере можно сказать что это нео-фрейдизм. К чему я это, когда мы это читаем, может быть мы тоже подпадаем под очарование отточенных формулировок грамотно выстроенной теории. Я не касаюсь сейчас содержания, но согласитесь, когда это читаешь - это поражает, "как будто с меня писали". А что с этим дальше делать?

    У Хорни и написано, что уход в отставку в какой-то мере наблюдается при всех типов невроза. Просто какое-то решение должно быть главным. Для меня мой тип не был загадкой, ты прав, когда читал про "отставку", было чувство, что как будто с меня писали.
    Что делать с этим знанием? Как раз для этого тема и создана - обмениваться опытом практического применения.
    Многие идеи Фрейда, когда с ними знакомился, вызывали отторжение, Корни же очень легла на душу. Как отмечает сама Хорни, теория Фрейда пессимистична, человеком движут лишь деструктивные силы, и он не волен от них избавиться, лишь уменьшить их влияние, изменить балансировку сил. По Хорни же, в основе человека - созидательные силы, огромный потенциал, на который накладывает узду невроз. Что согласуется с библейским представлением о человеке, созданном по образу Бога. А невроз в каком то смысле синонимичен греху.

    Что мы можем? Обмениваться впечатлениями по поводу сделанного? Ну это и в дневниках происходит.

    Ты сам в начале отметил, что многие термины для непосвященных непонятны. В этой теме можно обсуждать теорию неврозов с теми, кто "в теме", не нужно разжевывать азы. А незнакомые с теорией могут зайти, и если заинтересуются, прочитать книгу и присоединиться к обсуждению. У Хорни тема зависимости затрагивается, но вскользь, можно проработать ее идеи в этом направлении, лучше понять, как эти идеи могут помочь в борьбе с зависимостью. То, что ты познакомил нас с Хорни, имело вирусный эффект, многие узнали о ее книгах, и думаю, настало время для обсуждения в отдельной теме.

    • Philippians4:13 это нравится
    • Наверх


  • Меценаты
  • Пользователь 11907

    Запись #1 от OldMаna

    Онанизм и порнозависисимость нельзя победить - ее можно Перерасти.

    Когда будет восполнена "духовная" ущербность развития личности, онанизм потеряет свою привлекательность и интерес к нему постепенно исчезнет.

    • vadim33, Reneved knight, ясчастливый и 9 другим это нравится
    • Наверх


  • Меценаты
  • Пользователь 11907

    Запись #2 от OldMana

    Существует несколько путей перерасти нездоровый интерес и зависимость от О и П.
    1. Естественное гармоничное развитие личности;
    2. Своевременное и естественное начало половой жизни;
    3. Работа над развитием своей личности и Личностный рост.

    Увы, если вы проскочили первые два пункта, (и оказались в лапах О) как правило по независящим от вас причинам, я могу смело предположить, что что-то пошло не так в формировании вашей индивидуальной личности. Если отклонения не слишком сильные, то это можно назвать невротическим развитием. И у вас остался только третий путь спасения.

    • Philippians4:13, yafytsych, ясчастливый и 2 другим это нравится
    • Наверх


  • Победители
  • Доверенные
  • Пользователь 3050

    мне кажется этот опрос ни к чему прилеплен, книгу пока читало всего человек пять от силы с форума. да и смысл определять тип невроза, когда чаще смешанные типы получаются.
    Лично я могу себя вести во всех этих типах неврозов, есть примеры поведения во всех трех типах.

    А обсуждение и популяризацию трудов К.Хорни приветствую

    • Наверх


  • Меценаты
  • Пользователь 11907

    мне кажется этот опрос ни к чему прилеплен, книгу пока читало всего человек пять от силы с форума. да и смысл определять тип невроза, когда чаще смешанные типы получаются.
    Лично я могу себя вести во всех этих типах неврозов, есть примеры поведения во всех трех типах.

    А обсуждение и популяризацию трудов К.Хорни приветствую

    Радуга, во многом с тобой согласен. На мой взгляд формулировка "тип невроза" совсем упрощена до предела. Корректный вопрос мог бы звучать так "какой вариант решения внутреннего базального конфликта вы используете чаще всего?"
    Второй вопрос к марафонцу, почему он решил начать эту тему с подобного опроса, наверное у него есть причина? Хотелось бы понять.

    Мне бы было более понятно если бы мы начали с опроса типа "считаете ли вы, что причина вашего О это невроз?" Или более прямая, но травмирующая форма "считаете ли вы себя невротиком?"

    • Наверх


  • Участники
  • Пользователь 24544

    [На мой взгляд формулировка "тип невроза" совсем упрощена до предела. Корректный вопрос мог бы звучать так "какой вариант решения внутреннего базального конфликта вы используете чаще всего?"
    Второй вопрос к марафонцу, почему он решил начать эту тему с подобного опроса, наверное у него есть причина? Хотелось бы понять.

    Мне бы было более понятно если бы мы начали с опроса типа "считаете ли вы, что причина вашего О это невроз?" Или более прямая, но травмирующая форма "считаете ли вы себя невротиком?"

    • Наверх


  • Участники
  • Пользователь 24544

    • Наверх


  • Меценаты
  • Пользователь 11907

    Знал что у тебя была причина , но с начало отвечу за свой вопрос.

    Я немого себе представить ситуацию где было бы наоборот, был отличный мальчик, а потом увлекся О и стал невротиком. Хотя большинству форумчан такой вариант нравится гораздо больше, но это не что иное, как попытка обелить себя. А по факту, неспособность взять на себя ответственность за свои поступки и за их последствия, что само по себе является прямым доказательством невроза, в виде отчуждения от себя (конец главы 6, Хорни). Если мальчик формируется целостно, без внутренних конфликтов, то подергав за писюн пару лет, ну в крайнем случае добившись девочки, он об О забывает так же как и любой взрослый человек забывает о куличиках и совочке для песка.

    Я прочитал/посетил сотню дневников на этом форуме и каждый из которых только убедил меня в справедливости вышесказанного. (примеры приводить небуду )
    На своем примере могу сказать, что путем анализа, я понял что мой невроз получил развитие в возрасте 3-6 лет, и к семи годам, когда у меня еще совсем не стоял, я уже был невротиком и во всю уже вел невротическое существование. А потом уже в 10 научился О, который отлично вписался в мою жизнь, обогатив ее новыми красками

    KAREN HORNEY, md.

    NEUROSIS AND HUMAN GROWTH

    The Struggle Toward Self-Realizution

    Введение
    Нравственность эволюции

    Невротический процесс – это совершенно особенная и особенно неудачная форма человеческого развития. Человек вынужден расходовать всю свою творческую энергию, вольно или невольно, и постоянно обессилен от вечной борьбы. Она не только качественно отличается от здорового взросления и роста, но и прямо противоположна ему по многим признакам, причем в гораздо большей степени, чем мы думаем. При благоприятных условиях энергия людей питает их собственный потенциал, то есть идет осуществление всей совокупности потенциальных возможностей. Такое развитие нельзя назвать единообразным. В зависимости от особенностей темперамента, способностей, пристрастий, условий детства и дальнейшей жизни человек может стать мягче или жестче, осторожнее или доверчивее, уверенным или скромным, одиночкой или душой компании, он может стать застенчивым или развить свои таланты. Но независимо от выбранного направления он будет развивать свои, присущие именно ему задатки.

    Но, попадая под гнет внутреннего пресса, человек может начать двигаться в обратную сторону от того, что ему свойственно на самом деле. И тогда акцент всех его сил и энергии смещается на другие приоритеты: превращения себя в абсолютное совершенство посредством жесткой системы внутренней самодисциплины. Богоподобное совершенство, и не меньше, составляет его идеальный образ и тешит гордость теми возвышенными достоинствами, которыми (по его убеждению) он обладает, мог бы обладать или должен обладать.

    Страницы этой книги не лучшее место для обсуждения того множества способов, которыми ставили этот вопрос и отвечали на него на протяжении истории человечества, да и я не готова к такому обсуждению. Я хочу только заметить, что на ответ влияет один из существенных факторов – это характер нашей веры в природу человека.

    Существуют три основные концепции предназначения морали, основанные на разном толковании сущности человеческой природы. Строго следуют навязанным запретам и ограничениям те, кто верит (назовем это так), что человек по природе грешен или движим примитивными инстинктами (по Фрейду). Целью морали тогда становится контроль или преодоление status naturae (естественного состояния) человека, а вовсе не его развитие.

    Таким образом, когда мы должны сделать выбор, что нам взращивать в себе или искоренять, возникает вопрос: препятствует или способствует эта моя установка или влечение моему человеческому росту, мы приходим к идее о нравственности эволюции. Частота неврозов показывает, что любой вид принуждения может с легкостью направить конструктивную энергию в неконструктивное или даже деструктивное русло. Но если у нас есть вера в автономное стремление к самореализации, мы не нуждаемся ни во внутренней смирительной рубашке для нашей спонтанности, ни в дубинке внутренних предписаний, подталкивающей нас к совершенству. Несомненно, такие дисциплинарные воздействия придутся кстати для подавления нежелательных факторов; но также не вызывает сомнений, что они вредят нашему росту. Нам они не нужны, потому что существует лучший способ преодоления деструктивных внутренних сил, и он состоит в том, чтобы перерасти их. Путь к этой цели лежит через все большее сознавание и понимание себя. Следовательно, в данном случае самопознание не является самоцелью, но служит средством освобождения сил спонтанного роста личности.

    В этом смысле работа над собой становится не только первейшей нравственной обязанностью, но в то же время (в самом прямом смысле) первейшей нравственной привилегией. Насколько мы хозяева своей трансформации – зависит от нашего желания работать над собой, и результат покажет, серьезно ли мы относимся к нашему росту. Одержав победу над невротической одержимостью собой, мы получаем свободу роста, освобождаемся для любви и заботы о других людях. Мы хотим обеспечить им возможность для нестесненного роста, пока они молоды, и помочь им любым возможным путем найти и осуществить себя, когда они блокированы в своем развитии. Идеалом применительно к себе или к другому становится освобождение и культивация сил, ведущих к самореализации.

    Я надеюсь, что эта книга также будет способствовать такому освобождению – тем, что в ней ясно указываются препятствующие ему факторы.

    Глава 1
    В погоне за славой

    Вкаких бы условиях ни рос ребенок, он рано или поздно (если только не страдает психическим расстройством) научится взаимодействовать с другими людьми и обязательно приобретет некоторые практические навыки. Но внутри у него зреют и такого рода силы, которые невозможно ни выработать в форме навыка, ни обрести посредством обучения. Вы не сможете (даже если очень захотите) научить желудь тому, как стать дубом. Но если желудю создать условия, его внутренняя сущность раскроется сама. Таким же образом человек стремится раскрывать заложенные в нем задатки, при условии, конечно, что для этого имеются возможности. При этом он будет развивать все, что составляет уникальные живые силы его реальной сущности: чистоту и глубину своих собственных чувств, мыслей, надежд и увлечений; осознание своих возможностей; силу воли; особый дар или талант; способность к самовыражению и способность строить отношения с людьми, повинуясь голосу сердца. Когда придет время, все это станет основой его системы ценностей и жизненных целей. Короче говоря, он будет расти в сторону самореализации, то есть осуществления себя, без резких отклонений от этого направления. Именно поэтому теперь, и на протяжении всей книги, я говорю о реальном Я как о центральной внутренней силе, общей для всех людей и все же уникальной и неповторимой. Сила реального Я человека и есть глубинный источник его роста [2] .

    Но неблагоприятные влияния могут помешать ребенку вырасти таким, каким он мог бы стать, исходя из его индивидуальных потребностей и возможностей. Эти неблагоприятные условия слишком многочисленны, чтобы перечислять их здесь. Рассматривая их в целом, мы должны признать тот факт, что окружающие ребенка люди слишком глубоко погружены в свои собственные неврозы, чтобы любить ребенка или хотя бы думать о нем как о самобытной личности; их собственные невротические потребности и реакции определяют их отношение к ребенку [3] . Проще говоря, дети могут быть окружены взрослыми подавляющими, гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, безразличными, имеющими любимчиков в ущерб другим детям и т. д. И дело не в каком-то одном качестве – очевидно, что целый набор неблагоприятных факторов препятствует росту ребенка.

    В здоровых человеческих отношениях эти пути не исключают друг друга. Способность принимать и дарить привязанность (открыть для нее свое сердце или не идти на поводу у чувств), способность бороться и способность находиться в одиночестве – все эти способности дополняют друг друга и являются залогом хороших отношений с людьми. Но если у ребенка базальная тревога выбивает твердую почву из-под ног, все эти три пути доходят до крайности и становятся жесткими, ригидными. Привязанность, например, переходит в цепляние, уступчивость – в угодливость и вечные компромиссы. Точно так же он бросается в бой (или использует любую возможность бегства) без всякой связи с тем, что он на самом деле испытывает и безотносительно того, уместна ли его установка в конкретной ситуации. Степень его слепоты и бескомпромиссности установок прямо пропорциональна интенсивности таящейся в нем базальной тревоги.

    Поскольку при таких условиях ребенок чувствует потребность идти не в одном из указанных направлений, а во всех сразу, по отношению к людям у него развиваются фундаментально противоречащие друг другу установки. Три направления движения (к людям, против людей и прочь от них) образуют конфликт – его базальный конфликт с другими. Со временем ребенок пытается решить его, приняв для себя основное направление, то есть делая одну из установок (на уступчивость, на сопротивление или на отстранение) своей главной установкой.

    Это первая, но никак не поверхностная, попытка разрешения невротического конфликта. Более того, она определяет русло, в котором далее пойдет невротическое развитие. И она затрагивает не только его установки по отношению к другим, но неизбежно влечет за собой также определенные изменения личности. Главная установка ребенка отвечает за развитие определенных потребностей, запретов, требует особой чувствительности и начала нравственных ценностей. Например, ребенок, уступчивый по натуре, склонен не только признавать верховенство других и доверяться им, но старается быть также добрым. Аналогичным образом агрессивный ребенок начинает придавать ценность силе и способности к выдержке и борьбе.

    Однако это первое решение дает интегрирующий эффект не такой устойчивый или всеохватывающий, как при невротических решениях, о которых мы будем говорить далее. Так, например, одна девочка выбрала направление к уступчивости. Эта тенденция проявлялась в слепом восхищении авторитетными лицами, в стремлении угодить и подольститься, в робости, с которой девочка выражала собственные желания, и в периодических попытках приносить жертвы. Когда ей было восемь лет, она вынесла часть своих игрушек на улицу и оставила там, чтобы бедные дети могли поиграть. О своем поступке она никому не сказала. В тринадцать лет она по-детски доверчиво пробовала найти некое мистическое растворение в молитве. Позже ее стали посещать страхи о том, как ее наказывают учителя, в которых она была влюблена. Но к девятнадцати годам, когда ее товарищи разработали план мести одному из учителей, она без колебаний к ним присоединилась: ягненочек время от времени возглавлял школьные бунты. А разочаровавшись в священнике из своей церкви, она перешла от явной глубокой религиозности к демонстративному цинизму.

    Такая интеграция еще слаба (чему доказательство – наш типичный пример), и причина ее слабости – отчасти в незрелости растущей личности, а отчасти в том, что раннее решение преследует цель – унификацию отношений с другими. Следовательно, у личности остается возможность и даже потребность в более устойчивой интеграции.

    Подобное развитие личности вовсе не обязательно для всех. Для каждого отдельного случая существует свое неблагоприятное окружение, со своими особенностями и особенностями путей развития и с конечным исходом. Но такое развитие всегда ослабляет внутреннюю силу и цельность личности и тем самым порождает определенные витальные потребности, чтобы компенсировать возникшую ущербность. Хотя потребности тесно переплетены, мы можем выделить их основу.

    Он живет не в вакууме и, сравнивая себя с другими, чувствует себя не просто слабым, а в некотором роде менее основательным, менее подготовленным к жизни. Если бы у него было чувство принадлежности, то чувство неполноценности в сравнении с остальными не стало бы преградой на пути к развитию. Но поскольку в обществе силен дух конкуренции, индивид, которому кажется, что он находится в самом его низу, изолирован и окружен врагами (а у него именно такое чувство), может почувствовать только настоятельную потребность поставить себя над другими.

    Более фундаментальным, чем эти факторы, является его начинающееся отчуждение от себя. Подлинной сущности его личности не только не дано расти и взрослеть; хуже того, – потребность вырабатывать искусственные, военно-стратегические способы взаимодействия с другими людьми вынуждает его подавлять свои искренние, истинные чувства, желания и мысли. Чем больше безопасность становится для него главенствующей, его самые сокровенные чувства и мысли приобретают все меньшее значение – фактически их следует заставить замолчать и превратиться в зыбкие тени. (Неважно, что ты чувствуешь, лишь бы только находиться в безопасности.) Его чувства и желания, таким образом, перестают быть определяющими факторами; он больше не идет по жизни, – его куда-то ведет. Кроме того, внутренняя раздробленность не только его ослабляет, но и усиливает его самоотчуждение, добавляя к ней растерянности; он больше не знает, где он и кто он.

    Если благоприятные внутренние обстоятельства не меняют внутреннее состояние человека так, чтобы он мог освободиться от вышеперечисленных потребностей, есть только один путь, которым он, по-видимому, может удовлетворить их, причем одним махом. Это путь воображения. Постепенно и бессознательно воображение включается в работу и создает в его сознании идеальный образ Я. В воображении он наделяет себя безграничной силой и необычайными способностями: он становится героем, гением, чудо-любовником, святым, божеством.

    У него есть три варианта того, как поступить с тенденциями, противоречащими главной. Во-первых, он может прославлять и их тоже, но все же задвинуть на задний план. Например, иногда только в ходе психоанализа выясняется, что агрессивный человек, который любовь считает недопустимой слабостью, создал не только идеальный образ себя как рыцаря в сияющих доспехах, но и образ себя как чудо-любовника.

    В-третьих, противоречащие тенденции можно преподнести как позитивные способности, как обогащающие друг друга грани богатой личности. В других работах [4] я приводила пример того, как одаренный человек развернул свою тенденцию к угодливости в Христово смирение, агрессивную тенденцию – в уникальную способность к политическому лидерству, а отчужденность от людей – в мудрость философа. Следовательно, все три аспекта его базального конфликта были сразу и восславлены, и примирены друг с другом. Он стал видеть себя кем-то вроде современного эквивалента универсального человека эпохи Возрождения.

    У нас есть две перспективные точки зрения на самоидеализацию: она представляет собой логический исход раннего развития и определяет начало нового; она в любом случае оказывает важное влияние на дальнейшее развитие, потому что просто не существует другого последовательного шага, который можно было бы предпринять в данной ситуации, помимо удаления от реального Я. И все же главная причина ее поистине революционного эффекта лежит в другом неявном смысле этого шага. Энергия, питающая движение к самореализации, обращается на другую цель – на превращение в действительность идеального Я. Этот сдвиг означает не что иное, как смену курса всей жизни и развития человека.

    В последующих главах этой книги мы проследим, какими многосложными путями данный сдвиг направления развития формирует личность в целом. Его непосредственная работа – не позволить самоидеализации остаться сугубо внутренним процессом, а вытолкнуть ее наружу, заставить ее вписаться в жизнь человека. Человек ощущает потребность выразить себя или, скорее, испытывает к этому влечение. И это означает, что он хочет выразить идеального себя, доказать идеал действием. Этим стремлением проникнуты его желания, цели, образ жизни, отношение к людям. В результате самоидеализация неизбежно перерастает в более всеохватывающее влечение, природа и направленность которого дает нам основания назвать его погоней за славой. Его ядром остается самоидеализация. Остальные элементы, всегда присутствующие, хотя и с разной силой и степенью осознанности у каждого конкретного индивида, – это потребность в совершенстве, невротическое честолюбие и желание взять реванш.

    Для серьезной дискуссии не так важно, в какую именно область деятельности устремляется честолюбие. Оно всегда сохраняет свои характерные черты, независимые от цели, будь то лидерство в своем кругу, репутация блестящего собеседника или законодателя моды, слава ученого или музыканта, популярность светского льва или писателя. Однако общая картина во многом зависит от природы желанного успеха. Навскидку его можно грубо разделить на две категории: власть (непосредственная власть, власть за спинкой трона, влияние, возможность манипулировать другими) и престиж (репутация, признание, популярность, восхищение, особое внимание).

    Эти честолюбивые стремления – самые реалистичные из экспансивных (или захватнических) стремлений. Во всяком случае, это верно хотя бы потому, что люди, их имеющие, прикладывают реальные усилия ради достижения превосходства. Эти стремления представляются более реалистичными еще и потому, что при некоторой удаче карьеристы действительно достигают славы, почестей, влиятельности. Но, с другой стороны, став обладателем богатства, почестей, власти, они вместе с тем начинают ощущать, насколько бессмысленна эта погоня. В их душе по-прежнему нет спокойствия, удовлетворенности жизнью. Они гнались за призраком славы, надеясь избавиться от внутреннего напряжения, но оно не ослабевает ни на йоту. И поскольку это не единичный случай, а неизбежный результат, мы вправе заключить, что нереалистичность всей этой погони за успехом – ее неотъемлемое свойство.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.