Кто занимался анализом детских неврозов

Детские психозы и неврозы порой приводят взрослых в тупик, в проблемные ситуации, а иногда доводят и до истерик. И тогда уже надо успокаивать не ребенка, а взрослого. В таких ситуациях дитя из "моего зайчика" превращается в кошмар для родителей.

В этой статьей мы познакомимся с полезным материалом, касаемо детских неврозов, который может стать основой дальнейшего понимания данной темы.

Особенности детства

Детство — период становления и развития человека. Именно за первые 5-6 лет ребенок превращается из несамостоятельного малыша в довольно сформированного человека с собственными интересами, характером и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и новые способности несравнимы ни с каким иным периодом жизни.

Постоянное движение малыша вперед, проявление его самодостаточности выделяют факты, описывающие детское развитие. В случае, если у ребенка некоторые становления происходят по-другому , тогда это может обозначать отклонения в психическом развитии: опаздывание, опережение, искажение, которые всегда имеют первопричины.

Реакции ребенка

В первую очередь, ребенок реагирует именно эмоционально на окружение (ситуации, люди, слова). Поэтому он крайне уязвим и нежен, а детский невроз этому подтверждение.

Становление психики ребенка - простые предостережения

Становление психики ребенка зависит от внешних раздражителей, которые могут вызывать перенапряжение эмоциональной сферы. Такие раздражители могут быть разнообразными:

  • В грудном возрасте несоблюдение условий режима сна, часов кормления, может привести к расстройству слабых нервных процессов, особенно тормозного. Кстати, последнее имеет вероятность быть причиной дальнейшего отказа от еды, далее – спад аппетита.
  • Невроз у детей до 3 лет может возникнуть из за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее.
  • Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость.
  • Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности; неравное отношение к детям в кругу семьи; перехваливание.
  • Перенапряжение психики может вызвать напряженные отношения в семье, конфликты, а так же разрушение семьи, расставание родителей, приход постороннего человека (отчим/мачеха)

Наряду с этим, важно учитывать, что каждому возрастному периоду соответствует биологическая отличительная черта. Перемены же возрастной реактивности у детей происходят с 2 до 4 и с 6 до 8 лет.

А так же хочется рассказать вам про основные правила тибетского воспитания , и нам есть чему поучиться у людей на востоке. Ведь они всегда впереди нас во многих сферах жизни, например, в медицине. Итак, вот основа воспитания:

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

  • Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев;
  • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям;
  • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние;
  • Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

А что если не лечить детский невроз?

Анализом детских неврозов занимались.

Доктор психологических наук Захаров А.И. "Неврозы у детей" (скачать) раскрывает в книге причины детских неврозов во время формирования личности. Все данные, которые приведены в книге отражают опыт автора, а книга написана как для психологов, педагогов, так и для родителей. Проявлениями неврозов у детей занимались и такие личности как:

  • Зигмунд Фрейд "Психоанализ детских неврозов" ( купить);
  • Гарбузов В.И. "Неврозы у детей" ( купить);
  • Спиваковская А.С. "Профилактика детских неврозов" (скачать).

Заключение

Внешнее окружение очень сильно влияет на процесс становления психики ребенка, что формирует личность в будущем. И, кстати, не стоит забывать - "как ребенка не воспитывай, все равно он будешь похож на родителя" . Поэтому в первую очередь надо воспитывать себя, стремиться к жизни без невроза. Конечно же окружение тоже играет роль (детский садик, школа; телевизор, игры; и т.д.). К просмотру предлагается социальное видео, в котором запечатлено, как дети повторяют поведение за взрослыми:

Крепкого психического здоровья Вам и вашим детям!

Неврозы - это группа пограничных заболеваний, в основе которых лежат временные,
то есть обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Невротические расстройства ( неврозы у детей, детские неврозы ) встречаются у 15 - 25% детей. Они чаще возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Неврозы в детском возрасте характеризуются наличием психогенного этиологического фактора, разнообразием и динамичностью клиники, при правильном лечении обратимостью симптоматики, отсутствием морфологического субстрата заболевания. Если возникают неврозы, то помощь могут оказать центр лечения нервно психологических расстройств у детей и взрослых или клиника неврозов.

Причины детских неврозов

Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей - чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

Предрасполагающие факторы развития детского невроза : резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.

Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка , способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

Неправильное воспитание - причина невроза у детей

На появление детских неврозов оказывают большое влияние издержки воспитания: традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым.

Что происходит при неврозе в нервной системе?

При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях. Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастения; 2) истерия; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

Особенности неврозов у детей

Особенностями неврозов у детей являются незавершенность, рудиментарность симптоматики; преобладание соматовегетативных расстройств; слабость или отсутствие личностного переживания при их возникновении; недостаточность внутренней переработки психотравмирующей ситуации (симптомы неврозов у детей).

Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания. Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита. Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций. Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) - это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного. Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

Навязчивые мысли у детей

Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

Навязчивые страхи у детей

Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия - страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия - страх закрытых помещений; 3) акарофобия - страх острых предметов; 4) акрофобия - страх высоты; 5) гомилофобия - страх толпы; 6) мизофобия - страх загрязнения; 7) танатофобия - страх смерти; 8) дисморфофобия - страх уродства; 9) эрейтофобия - страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия). Мы проводим лечение агорафобии, лечение клаустрофобии, лечение акарофоюии, лечение акрофобии, лечение гомилофобии, лечение мизофобии, лечение татнтофобии, лечение диморфофобии и других видов страхов у детей и подростков, мальчиков и девочек, парней и девушек, лечение эрейтофобии в Саратове, в России.

Виды страхов у детей

У детей также бывают специфические виды страхов : остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы-яги, Кощея, Бармалея; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных (волка, змей, пауков); транспорта (самолетов, машин); бури, наводнений, землетрясений; высоты; глубины; тесных маленьких помещений; воды; огня; пожара; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких громких звуков.

Кризисные возрастные периоды - возникновение страхов у детей

Существуют кризисные возрастные периоды : 3 - 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 - 7 лет, 11 - 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников - другие, более взрослые - социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

Нормальный ребенок к 16 - 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 - 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Виды страхов - навязчивые, бредовые, сверхценные

Все страхи подразделяются на 3 группы: навязчивые, бредовые, сверхценные .

Навязчивые страхи у детей, лечение

Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

Бредовые страхи у детей, лечение страхов

Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно часто встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с "идеями фикс"), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

Сверхценные страхи у детей, лечение страхов

К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются очень распространенными. На этих страхах дети часто "застревают", и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных вампиров, вурдалаков, ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению ( невроз навязчивых движений ): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

Ритуал, лечение ритуала, как лечить ритуалы в Саратове

Ритуал - это извращенная защитная реакция психики ребенка на гипертрофированный страх, которая закрепляется по типу условного рефлекса. Патофизиологической основой навязчивых состояний является инертный застойный очаг возбуждения в коре полушарий большого мозга. Мы проводим лечение ритуалов у детей в Саратове, в России.

Истерический невроз вызывается чаще всего подострыми или хроническими психотравмами. Имеет значение наличие в преморбидном состоянии истерических черт личности. Истерические припадки проявляются в эмоциональном и двигательном возбуждении с плачем, криками, падением на пол, разбрасыванием игрушек. У более старших детей могут возникать астазия - абазия (невозможность стоять и сидеть при сохранности движений в суставах), истерические парезы и параличи (в отличие от органических поражений ограничиваются срединной линией тела), нарушение чувствительности (с границей по средней линии тел или в виде перчаток, трусов, носков), псевдоалгические явления (боли в животе, головные боли, боли в груди, при отсутствии органических поражений этих органов), амавроз (полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы), афония (полное отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), задержка мочеиспускания.

Моносимптоматические неврозы у детей

Моносимптоматические неврозы у детей протекают в виде ночного энуреза, энкопреза, заикания, нарушения сна (в том числе снохождения, сноговорения), расстройства аппетита (вплоть до анорексии - отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушением деятельности пищевого центра).

Лечение невроза у детей, детский невроз лечение в Саратове

В Сарклиник успешно применяются лучшие новые комплексные методы лечения различных видов неврозов у детей и взрослых в Саратове.

Как лечить невроз у детей? Как вылечить детский невроз? Как избавиться от детского невроза?

Сарклиник знает, как лечить невроз у детей, как вылечить детский невроз, как избавиться от детского невроза в Саратове, России. В результате терапии нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, взаимодействие между различными системами регуляции в организме, ликвидируются застойные инертные очаги возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания. Также проводится лечение невроза мочевого пузыря у детей, ночного недержания мочи, лечение логоневроза.

Новые методы лечения невроза у детей в России - безопасные и эффективные

Эффективность комплексного лечения невроза у ребенка в России (лечение мальчиков и девочек), невроза у подростка, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 94,7% и зависит от степени тяжести невроза, длительности периода хронизации и сопутствующих факторов.

Лечение детских неврозов в Саратове

Лечение невроза в детском возрасте в Саратове проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. На первой консультации врач Сарклиник расскажет, что такое профилактика детских неврозов, анализ детских неврозов, детский опросник неврозов, откуда родом детские неврозы, почему не помогают психотерапия или народные способы, народное лечение и методы, гомеопатия?

Сарклиник знает, как лечить и вылечить невроз у детей !

Анализ фобии пятилетнего мальчика

С этой целью я уже давно побуждаю своих друзей и учеников собирать наблюдения над половой жизнью детей, которая обыкновенно по тем или другим причинам остается незамеченной или скрытой. Среди материала, который, благодаря моему предложению, попадал в мои руки, сведения о маленьком Гансе заняли выдающееся место. Его родители, оба мои ближайшие приверженцы, решили воспитать своего первенца с минимальным принуждением, какое безусловно требуется для сохранения добрых нравов. И так как дитя развилось в веселого, славного и бойкого мальчишку, попытки воспитать его без строгостей, дать ему возможность свободно расти и проявлять себя привели к хорошим результатам. Я здесь воспроизвожу записки отца о маленьком Гансе, и, конечно, я всячески воздержусь от искажения наивности и искренности, столь обычных для детской, не соблюдая ненужные условности.

Первые сведения о Гансе относятся ко времени, когда ему еще не было полных трех лет. Уже тогда его различные разговоры и вопросы обнаруживали особенно живой интерес к той части своего тела, которую он на своем языке обычно называл Wiwimacher. Так, однажды он задал своей матери вопрос:

Уже эти первые наблюдения позволяют ожидать, что многое, если не большая часть из того, что проявляет маленький Ганс, окажется типичным для сексуального развития ребенка. Я уже однажды указывал, что не нужно приходить в ужас, когда находишь у женщины представление о сосании полового члена. Это непристойное побуждение довольно безобидно по своему происхождению, так как представление о сосании связано в нем с материнской грудью, причем вымя коровы выступает здесь опосредствующим звеном, ибо по природе это — грудная железа, а по виду и положению своему — пенис. Открытие маленького Ганса подтверждает последнюю часть моего предположения.

Большую часть значения, которое имеют животные в мифах и сказках, нужно, вероятно, приписать той откровенности, с которой они показывают любознательному младенцу свои половые органы и их сексуальные функции. Сексуальное любопытство нашего Ганса не знает сомнений, но оно делает его исследователем и дает ему возможность правильного познания.

Любознательность и сексуальное любопытство, по — видимому, тесно связаны между собой. Любопытство Ганса направлено преимущественно на родителей.

Заметим себе это ожидание маленького Ганса. Позже оно получит свое значение.

Конечно же, ему в последние дни часто говорили, что аист принесет мальчика или девочку, и он совершенно правильно ассоциирует необычные стоны с приходом аиста.

Все его замечания показывают, что он приводит в связь необычное в окружающей обстановке с приходом аиста. На все он смотрит с усиленным вниманием и с гримасой недоверия. Без сомнения, в нем прочно засело первое недоверие по отношению к аисту.

Приблизительно через полгода ревность его прошла и он стал нежным, но уверенным в своем превосходстве братом 8 .

9 К подобному же умозаключению в тех же выражениях пришли другие два мальчика, когда с любопытством в первый раз разглядывали живот своей маленькой сестрички. Можно было бы прийти в ужас по поводу этой ранней испорченности детского интеллекта. Почему эти юные исследователи не констатируют того, что видят, а именно: никакого Wiwimacher'a нет? Для нашего маленького Ганса это понятно. Мы знаем, как при помощи тщательной индукции он установил для себя общее положение, что живое отличается от неживого наличностью Wiwimacher'a; мать поддержала его в этом убеждении, давая ему утвердительные ответы относительно лиц, уклонившихся от его наблюдения. И теперь он совершенно неспособен отказаться от своего приобретения после наблюдения над маленькой сестрой. Он приходит к заключению, что Wiwimacher имеется и здесь и он слишком мал, но он будет расти, пока не станет столь же большим, как у лошади.

Для реабилитации нашего маленького Ганса мы сделаем еще больше. Собственно говоря, он поступает не хуже философа Вундтовской школы, который считает сознание никогда не отсутствующим признаком психической живни, как Ганс считает Wiwimacher неотъемлемым признаком всего живого. Когда философ наталкивается на психические явления, в которых сознание совершенно не участвует, он называет их не бессознательными, а смутно сознаваемыми. Wiwimacher еще очень мал! И при этом сравнении преимущество все — таки на стороне нашего маленького Ганса, потому что, как это часто бывает при сексуальных исследованиях детей, за их заблуждениями всегда кроется частица правды. Ведь у маленькой девочки все — таки есть маленький Wiwimacher, который мы называем клитором, но который не растет, а остается недоразвитым. Ср. мою небольшую работу: Uber infantile Sexualtheorien // Sexualprobleme, 1903.

К счастью, отец отметил здесь кое — что, оказавшееся в будущем необыкновенно значимым.

Мы уже знаем, что благодаря этой формуле ему удается поддержать правильность своего открытия.

Всякий исследователь рискует иной раз впасть в ошибку. Утешением ему послужит то обстоятельство, что в ее основе может лежать смешение понятий, имеющееся в разговорном языке. Такого же оправдания заслуживает и Ганс. Так, он видит в своей книжке обезьяну, показывает на ее закрученный кверху хвост и говорит: «Смотри, папа, Wiwimacher 10 «.

10 На немецком (нелитературном) языке хвост и пенис носят одно название. — Примеч. перев.

Это первая, но не последняя черта гомосексуальности, с которой мы встретимся у Ганса. Наш маленький Ганс начинает казаться образцом испорченности.

Наш Ганс, несмотря на его гомосексуальные склонности, при расспросах матери ведет себя как настоящий мужчина.

Дальнейшие наблюдения все еще из периода пребывания в деревне заставляют думать, что у мальчика появляется и кое — что новое.

Почти в то же время сновидение Ганса по содержанию своему резко отличается от той смелости, которую он проявил по отношению к матери. Это первый искаженный до неузнаваемости сон мальчика. Только благодаря проницаемости отца удается истолковать его.

Ясно, что этот процесс, когда Гансу расстегивают штанишки и вынимают его пенис, окрашен для него приятным чувством. Во время прогулок эту помощь Гансу оказывает отец, что и дает повод фиксировать гомосексуальную склонность к отцу.

Вскоре после переезда в Вену отец фиксирует еще одно наблюдение: «Ганс, 4 1/2 года, еще раз смотрит, как купают его маленькую сестру, и начинает смеяться. Его спрашивают, почему он смеется.

Ответ, конечно, ложный. Wiwimacher ему показался комичным. Но, между прочим, теперь он впервые в такой форме признает разницу между мужским и женским половым органом вместо того, чтобы отрицать ее.

У этого ребенка не должно было быть невроза. Однако он был. И я терялась в догадках.

Семья из трех человек — папа, мама и двенадцатилетняя дочка Арина. Все явно, но не напоказ любят друг друга. Все трое открыты, легко отвечают на любые вопросы и готовы ко всяческому сотрудничеству с психологом, то есть со мной. Никаких трагических происшествий в прошлом семьи.

Еще у Арины рецидивирующий дерматит, уже переходящий в экзему. Найти действующие аллергены и подобрать диету так и не получилось. Одни и те же продукты то дают реакцию, то не дают. Но если бы только это! Девочка регулярно обгрызает до мяса ногти так, что игра на пианино иногда причиняет ей боль. Кроме того, у Арины бывают тики (разнообразные), ночные страхи и иногда даже ночной энурез. К сожалению, с годами все эти симптомы не ослабевают, а пожалуй, усиливаются. До школы был только дерматит, все остальное присоединилось в последние два года.

Никаких сомнений с диагнозом не возникало ни у меня, ни у других специалистов. Невроз — это всегда более-менее перешедший в соматику внутренний конфликт. Но где здесь конфликт?

— Может быть, слишком большая нагрузка? — в который раз спрашиваю я у родителей. — Нервная система не справляется… Что-нибудь убрать, ослабить, хотя бы в качестве эксперимента.

— Да мы сто раз предлагали! — хором восклицают мама с папой. — Это же первое, что напрашивается! Она сама не хочет — ей все это в удовольствие и все легко дается.

— А нет ли какого-нибудь конфликта в школе? В одном из кружков? С учителями, с подружками? В этом возрасте, знаете ли…

Ничего не понимая, я даже додумалась до гипотезы о том, что кто-то из семьи тяжело и безнадежно болен. К счастью, это тоже не подтвердилось.

Все рациональные способы разобраться в происходящем я исчерпала. Психоаналитик в этой истории уже был. Может быть, что-то подскажут проективные методики?

Через десять минут я знала, в чем корень проблемы. Через двадцать минут это уяснили для себя родители Арины. Через полчаса был готов план действий.

Взгляните на рисунки.


Первый — это рисунок любящей мамы. Людей на рисунке связывают теснейшие отношения. Может ли этот (нарисованный) ребенок сделать хоть шаг вперед? Не говоря о том, чтобы взлететь? Мама до сих пор встречает Арину из школы (отвозит — по ее просьбе — папа на машине). Уходя вечером в театр с мужем, мама дает Арине от пяти до пятидесяти наставлений, как себя вести, чтобы не произошло чего-нибудь ужасного. Лечить заболевшую даже насморком Арину — важнейшее дело, в котором не может быть мелочей. Только в этом году Арине удалось убедить маму, что она способна сама вымыть себе голову. Постоянно и отовсюду Арина должна отзваниваться маме, чтобы она знала, что все в порядке. Арина очень любит маму и не хочет, чтобы мама волновалась.

Второй — это рисунок любящего папы. Очевидна задача родителей в его интерпретации — подтолкнуть ребенка вперед и вверх, к светлому будущему. К взлету готов! Он учил Арину плавать, бросая ее в воду, он поставил ее на лыжи и столкнул с небольшой горки. Он ставит перед ней задачи повышенной трудности и смеется, глядя, как она пытается их решить (а потом объясняет ей математические формулы, которые класс будет проходить через три-четыре года). Арина обожает папу, он открывает ей новые горизонты…

Она доверяет обоим родителям и считает, что они оба правы.

— Понимаете, у вас только один ребенок! — объясняю я. — Она не может быть одновременно тихим опасливым домоседом и искателем-открывателем новых путей. Но хочет угодить вам обоим. И это есть конфликт, с годами только усугубляющийся.

— А как же правильно? — спросил папа. — Так, как у меня, или так, как у жены?

— Нету ничего правильного. В обществе нужны разные люди — и такие, и такие. Вы взгляните на саму Арину. Какая она?

— Серединка наполовинку, — ответила мама. — Не такая стремительная, как Олег, но и не домоседка, как я.

Мужчина кивнул, соглашаясь.

— Вот и договоритесь между собой, — предложила я. — И не предъявляйте к ребенку противоречивых требований.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.