Лечение неврозов у детей и взрослых


Все виды неврозов возникают при совмещении психической травмы с очень напряженной работой и недостатком отдыха, недосыпанием. Разнообразные инфекции, злоупотребление спиртным, гормональные нарушения, плохое питание являются факторами, которые ослабляют организм.

Невроз развивается не столько вследствие реакции человека на травмирующую ситуацию, сколько по причине последующей ее переработки. То есть, из-за длительного анализа человеком сформировавшейся ситуации и результатов, боязни невозможности приспособиться к обстановке. Ученые считают что, сколько неврозов, столько и разнообразных причин для его возникновения.

Лечение невроза

Лечится ли невроз? Специфика невроза - человек осознает свое заболевание и стремится справиться с ним. Поэтому неврозы благополучно лечатся, если лечение осуществляется вовремя. Терапия неврозов должна быть комплексной, состоять из психотерапии и медикаментозного лечения.

Существуют такие принципы лечения неврозов:

  • Устранение влияния психотравмирующего фактора. Терапия невроза не даст никакого эффекта, пока не будет устранено влияние конкретной психотравмирующей причины или не изменено отношение к ней.
  • Психотерапия.
  • Медикаментозное лечение.


Основной способ как выйти из невроза — это психотерапия. Она требует основательного выбора специалиста и наиболее действенных методов лечения неврозов. Потому как выйти из невроза поможет только опытный психолог и психотерапевт. Начинается психотерапия с применения методик рациональной и разъяснительной терапии.

Очень часто проводится лечение неврозов гипнозом. Обычно снятие невроза гипнозом у взрослых используется при лечении неврастении.Аутогенная тренировка по Шульцу оказывает хорошее воздействие, когда осуществляется лечение депрессивного невроза.Для эффективного лечения невроза страха активно используется нейролингвистическое программирование.

При лечении неврозов, которые появились у взрослых на почве семейных и супружеских проблем, используют парную терапию. Лечение неврозов у детей проводится с использованием семейной терапии.

Представляет собой вспомогательное звено для лечения невроза. Лекарства используются как элемент поддержания психотерапии и облегчения допуска к психотравмирующей информации.

Лекарства помогают достигнуть следующих целей:

  • снятие невроза;
  • угнетение высокой возбудимости нервной системы;
  • улучшение сна;
  • возобновление умственной работоспособности (внимательности, памяти) и физической;
  • стимулирование обменных процессов.

Для лечения неврозов назначаются следующие лекарства:

  • Седативные препараты – для избавления от вспыльчивости и раздражительности (Ново-пассит, Фитосед, настойка валерианы, корня пиона, пустырника).
  • Адаптогены – для лечения неврастении, тревожного расстройства, депрессивного невроза (фитопрепараты с женьшенем, родиолой розовой, элеутерококком, а также препарат Глицин).
  • Транквилизаторы – используются для взрослых при истерическом неврозе, отдельных фобиях, неврозе навязчивых состояний (Адаптол, Гидазепам, Феназепам).
  • Антидепрессанты – принимаются при всех неврозах, которые сопровождаются депрессивной симптоматикой. Такие препараты должен подбирать специалист, потому что особенности воздействия этих лекарств могут отличаться, а они обязательно должны совпадать с симптомами (Гелариум, Деприм, Золокс, Золофт, Мелипрамин, Паксил, Прозак, Саротен, Сероксат, Триптизол, Ципралекс, Ципрамил).
  • Поливитаминные комплексы, особенно включающие витамины группы В и минералы (Берокка, Дуовит, Магне-В6, Мульти-табс В-комплекс, Нейровитан).
  • Гомеопатия – благодаря лечению невроза гомеопатией можно устранить синдром хронического утомления и раздражительность, а заодно разрешить проблемы с кишечником. Важно только правильно определиться с дозировкой препарата, поэтому назначать его должен врач-гомеопат.

В последнее время медицина далеко продвинулась вперед, и ее достижения в лечении неврозов результативны и неоспоримы. Однако лечение невроза в домашних условиях лекарственными травами способно оказать не менее успешное действие.

В природе есть седативные растения, поэтому терапия травами может быть отличной заменой синтетическим лекарствам. Лечение неврозов травами насчитывает несколько столетий. Для лечения невроза народными средствами применяются такие седативные растения, как:


  • бурачник (огуречная трава);
  • валериана (корень);
  • липа (цветы);
  • пассифлора;
  • пион (корень);
  • пустырник;
  • синюха голубая (корень);
  • хмель (шишки).

Лечение травами имеет успокаивающее, антисептическое и иммуномодулирующее действие. Это очень важно, так как при неврозах снижается общая сопротивляемость организма к инфекциям. Кроме этого, лечение невроза травами эффективное, малотоксичное и практически не имеет побочных действий.

Также нужно обратить внимание на пользу дыхательного лечения. Дыхательный центр тесно связан с отделами мозга, которые обеспечивают общий тонус нервной системы. Следовательно, использование дыхательных тренировок является очень актуальным методом для лечения невроза.

При самостоятельном применении необходимо использовать сначала обычное дыхание на счет (осознанное дыхание). Лежа с закрытыми глазами, попросту считать, сколько длится вдох и выдох. Далее нужно попытаться проконтролировать дыхание – вдох на 5 счетов, и такой же выдох. Благодаря осознанному дыханию ум освобождается от навязчивых мыслей и тревожного состояния, успокаивается нервная система. Упражнения активизируют деятельность дыхательного центра и стимулируют выработку серотонина.

Лечение неврозов у детей и подростков


Психотерапия у подростков неизменно начинается с установления личного контакта. Затем необходимо выяснить суть конфликтной ситуации и причину тревожного состояния. Далее приступают к разрешению конфликта, применяя индивидуальную, семейную или групповую психотерапию. Решить конфликт можно различными методами: обесцениванием предыдущих целей, формированием новых настоящих перспектив, отыска­нием увлекательных форм деятельности, которые могут отвлечь от неразрешимых проблем.

Кроме психотерапии лечение неврозов у детей и подростков требует оздо­ровления жизненных условий — гигиена, необходимый отдых, чередование интеллектуальных и физических нагрузок. Большое значение имеют занятия спортом. Начинать желательно с бега, велосипеда, гимнастики, лыж, прыжков и со временем перейти к спортивным играм.

Терапия неврозов у подростков проводится амбулаторно или с применением частичной госпитализации. Лечение подростков в стационаре нерационально — они должны продолжать обучение.

Организация отделений санаторного характера для под­ростков оправдана, если нахождение в них совмещается с продолжением обучения. Профилактика неврозов у подростков, кроме общего оздоровительного режима, заключается в том, чтобы обучить их избегать воздействия тех психогенных причин, которые являются факторами тревожного состояния. Большое значение имеет обстановка в семье.

Если в семье присутствует гармония, неврозы у подростков практически не встречаются

Чем отличается терапия неврозов от лечения психозов?

Подходят ли методы лечения неврозов для устранения психозов? Психоз является расстройством, которое характеризуется резкими нарушениями эмоционально-волевой области, трансформацией мышления и сопровождается нарушением критичности к собственному состоянию с нарушением способности находить отличие между внутренними волнениями и внешними источниками.

Невроз характеризуется эмоциональными или телесными признаками внутреннего конфликта без изменения мышления и сверхкритики к собственному состоянию. В появлении психозов преобладают биологические факторы, а в развитии неврозов основное значение имеют внутриличностные конфликты. Механизмы, на которых основывается возникновение невроза и психоза очень отличаются между собой. Поэтому принципы лечения этих заболеваний тоже отличаются. Для лечения неврозов основную роль играет психотерапия. А при лечении психозов акцент делается на медикаментозных препаратах. Таковы основные принципы лечения неврозов, будьте здоровы!


Поведение человека при неврозе навязчивых состояний в большинстве своём расцениваются социумом как что-то само собой разумеющееся, если конечно, действия больного не что-то из ряда вон выходящее.

По этой и многим другим необоснованным причинам редко кто обращается за профессиональной помощью, даже если невроз начинает вносить значительный дискомфорт в бытовой и социальной жизни. Одним из таких изнуряющих расстройств является невроз навязчивых состояний.

Невроз навязчивых состояний в психиатрии и неврологии определяется как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Это патологическое состояние психики, которое проявляется или в навязчивых мыслях пугающего характера (обсессиях), или в череде абсурдных навязчивых действий, к которым привели эти мысли. В тяжёлых формах расстройства пациент страдает одновременно и от обсессий, и от компульсий.

Причины возникновения


В отношении достоверных причин развития патологии до сих пор существует множество разногласий.

Но совершенно чётко в этиологии обсессивно-компульсивного расстройства прослеживается совокупность сразу трёх факторов: биологического, социального и психологического.

Под биологическим фактором подразумеваются:

  • Сбой в работе нейротрансмиттеров: серотонина и норадреналина. В результате — скачки патологической тревожности и перемены в мыслительной деятельности;
  • Тяжёлые черепно-мозговые травмы;
  • Функциональные расстройства вегетативной нервной деятельности;
  • Хроническая бессонница;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Нарушения метаболизма;
  • Инфекционный мононуклеоз, вирусный гепатит;
  • Эпилепсия.


В качестве социального триггера выступает ближнее окружение больного:

  • воспитание в авторитарном стиле или религиозной семье;
  • буллинг (психологический террор) со стороны одного или нескольких человек.

Психологическим провоцирующим фактором выступают:

  • гиперопека чересчур тревожной матерью;
  • ипохондрический невроз;
  • глубокие психотравмы, полученные в возрасте от 10 до 30 лет.

Симптомы

Общий психологический портрет пациента с неврозом навязчивых состояний выглядит следующим образом:

  • Интеллект выше среднего;
  • Чрезмерно требователен к себе и окружающим, перфекционист;
  • Регулярно подавляет агрессию, из-за чего она трансформируется в постоянную напряжённую тревогу;
  • Способен замечать мелкие незначительные детали, упуская основное;
  • Постоянно оценивает себя и свои действия;
  • Богатая фантазия;
  • Любыми способами избегает конфликты;
  • Всегда старается всем угодить, соответствовать чужим ожиданиям в ущерб собственным интересам;
  • Не умеет отказывать;
  • Предельно мнительный;
  • Патологически боится перемен;
  • Подавляет собственную инициативу;
  • Находится в постоянном напряжённом ожидании чего-то неблагоприятного и негативного.


В качестве социального триггера выступает ближнее окружение больного:

  • воспитание в авторитарном стиле или религиозной семье;
  • буллинг (психологический террор) со стороны одного или нескольких человек.

Психологическим провоцирующим фактором выступают:

  • гиперопека чересчур тревожной матерью;
  • ипохондрический невроз;
  • глубокие психотравмы, полученные в возрасте от 10 до 30 лет.

Симптомы

Общий психологический портрет пациента с неврозом навязчивых состояний выглядит следующим образом:

  • Интеллект выше среднего;
  • Чрезмерно требователен к себе и окружающим, перфекционист;
  • Регулярно подавляет агрессию, из-за чего она трансформируется в постоянную напряжённую тревогу;
  • Способен замечать мелкие незначительные детали, упуская основное;
  • Постоянно оценивает себя и свои действия;
  • Богатая фантазия;
  • Любыми способами избегает конфликты;
  • Всегда старается всем угодить, соответствовать чужим ожиданиям в ущерб собственным интересам;
  • Не умеет отказывать;
  • Предельно мнительный;
  • Патологически боится перемен;
  • Подавляет собственную инициативу;
  • Находится в постоянном напряжённом ожидании чего-то неблагоприятного и негативного.


На фоне стабильного тревожного состояния и страха у пациента регулярно возникают разнообразные навязчивые мысли, стойкие беспочвенные сомнения, совершенно иррациональные идеи, представления и желания. Вся суть обсессий сокрыта в двух вариантах: в страхе причинить вред окружающим, и страхе причинить вред себе.

Сложно объяснимая или даже не осознанная самим пациентом тревога переходит в чёткие опасения: например, патологическая боязнь микробов.

Немаловажно, что подобные чувства и мысли чрезвычайно истощают больного, который всегда признаёт их алогизм и абсурдность. Но в то же время сила этих обсессий настолько велика, что захватывает человека всецело, и он при всём желании не в состоянии переключиться на любые другие конструктивные мысли.


В то время как корень обсессий находится в патологическом безосновательном страхе, корень компульсий — в обсессиях.

Как яркий пример: навязчивое сомнение (закрыта ли входная дверь, выключен ли в квартире свет и пр.) у здорового человека возникает относительно редко и исключительно из-за кратковременной проблемы с концентрацией внимания.

Сомнение проходит сразу после того, как его причина была устранена фактической перепроверкой. Человек вернулся, убедился, что свет выключен, входная дверь закрыта, и успокоился.

В это же время пациент с ОКР снова и снова будет возвращаться, чтобы проверить, закрыта ли дверь и так множество раз. Само собой подобные действия никакой логикой не подтверждаются.

Второй пример: больному с ОКР внезапно приходит идея, что он рискует умереть, заразившись смертельно опасными бактериями, которые находятся на ладонях. Пациент ухватывается за эту мысль и начинает развивать её до полного абсурда: например, настолько неистово мыть руки жёсткими щётками, что кожа начинает кровоточить.

6 ярких признаков невроза навязчивых состояний:

  1. Стремление к соблюдению во всём симметрии.
  2. Многократные однотипные действия в качестве повторения чего-либо.
  3. Изнуряющие проверки (закрыты ли окна, выключена ли плита, закрыты ли двери и т.д.).
  4. Патологически частое мытьё рук и уборка.
  5. Страх чем-то заразиться.
  6. Педантичная сортировка всего подряд по характерным признакам.

Справка. Компульсии при ОКР легко отличить по ритуальному характеру бессмысленных действий. Что-то проделанное однажды в определённой ситуации пациент повторяет впоследствии снова и снова, даже если новая ситуация большей частью отличается от предыдущей. В ритуал может превратиться совершенно любое действие.


Симптомы ОКР достаточно специфичны и лишь в редких случаях могут трансформироваться в отчётливые физические признаки. Такими исключениями являются, например, трихотилломания и компульсивное мытьё рук.

В первом случае на коже головы пациента формируются многочисленные корочки, а во втором — кожа рук или слишком пересыхает, или травмируется до крови в тяжёлых течениях ОКР.

Но этот невроз очень часто сопровождается другими заболеваниями, проявления которых отмечены в виде:

  • отёчности нижних конечностей;
  • сдавливающих болей в грудной клетке;
  • бессоннице;
  • синдроме хронической усталости;
  • проблемах с памятью;
  • вялом аппетите или его полном отсутствии;
  • одышке.

У детей

Невроз навязчивых состояний у детей чаще всего начинает прогрессировать в раннем подростковом возрасте. Течение расстройства и его симптомы ничем не отличаются от течения ОКР у взрослых.

Несколько признаков того, что ребёнок страдает неврозом навязчивых состояний:

  • обсессии, касающиеся домашней безопасности: выключена ли плита, закрыта ли дверь и т.д.;
  • тревожность в отношении потенциального загрязнения;
  • обсессии по поводу страха, что с родителями случится что-то ужасное;
  • аномальная тревожность по поводу оценок в обучении;
  • выдуманные защитные ритуалы;
  • массовое накопление ненужных вещей.


Однозначную причину развития ОКР у детей, как и в случае со взрослыми, выявить не удаётся. В качестве допущения широко используется версия стрептококковой инфекции и нарушений на генном уровне.

Для диагностики используется детская обсессивно-компульсивная шкала Йеля-Брауна. Достаточно часто расстройство дополнительно сопровождается синдромом гиперактивности с дефицитом внимания или синдромом Туретта.

Лечение, как правило, комплексное и состоит из медикаментозной терапии и психотерапевтических сеансов. Коррекция препаратами актуальна для устранения острых симптомов, после чего ребёнок переходит к когнитивно-поведенческой терапии. Его обучают осознанию нелепых мыслей и замене их на другие — позитивные и конструктивные, а также формированию поведенческих шаблонов в качестве ответной реакции на очередную обсессию.

В ряде случаев дополнительно может понадобиться гештальт-терапия, семейная и телесно-ориентированная терапии.

Диагностика


В своих проявлениях невроз навязчивых состояний схож с другими психическими расстройствами — например, шизофренией, и диагностировать его зачастую непросто. Особенно в ситуациях, когда пациент патологию тщательно скрывает.

В этом случае на приёме он будет вести себя совершенно естественным образом, даже если вдруг возникнет острая необходимость выполнить тот или иной ритуал. Пациент сделает это позже, когда останется наедине.

Самые распространённые сложности в диагностике:

  • При желании ОКР можно скрыть;
  • Вместо ОКР нередко ставят панические атаки, бред воздействия, депрессию или ВСД;
  • Из-за большого количества симулянтов бывает сложно выявить истинного больного.

Основные критерии для выявления ОКР:

  • Больной не воспринимает компульсии и обсессии как нечто навязанное со стороны. Расценивает эти мысли и поступки как свои собственные;
  • Обсессии и компульсии длятся уже продолжительный период времени, что выматывает больного и не доставляет никакого удовольствия;
  • Реализация навязчивой идеи или мысли всегда неприятна для больного;
  • Больной отчаянно сопротивляется обсессиям, но безуспешно, что вызывает страдания;
  • Результаты тестирования по шкале Йеля-Брауна;
  • Обсессии и компульсии делают невозможным адекватный распорядок дня из-за необходимости выполнять многочисленные ритуалы;
  • Больной склонен к социальной изоляции;
  • В учёбе, на работе и семье — многочисленные трудности вследствие частого неадекватного поведения;
  • Подведение итогов осмысленного разговора с пациентом.

Дополнительно полезными будут компьютерная и ПЭТ (позитронная эмиссия) томографии головного мозга.

Лечение


Лечить невроз навязчивых состояний необходимо комплексом мероприятий из медикаментозной терапии, психотерапевтического воздействия, иногда — техник гипноза и самостоятельными профилактическими действиями со стороны пациента.

При соответствующих врачебных показаниях лечение начинается с двухнедельного курса бензодиазепинов. Попутно на ближайшие полгода настоятельно рекомендуют антидепрессанты класса СИОЗС.

Дополнительно при необходимости могут быть актуальны нормотимики или атипичные антипсихотики.

Основная цель препаратов — максимально убрать беспричинную тревогу и страх, укрепить нервную систему в целом, убрать признаки депрессии и отчаяния, помочь овладеть контролем над собственным мыслительным процессом.

В особо тяжёлых и сложных случаях бывает уместна электрошоковая терапия (ЕСТ).

Лучшие результаты показывает лечение пациента с группой специалистов: психиатра, невропатолога и клинического психолога.


Ключевым фактором в немедикаментозном лечении является когнитивно-поведенческая психотерапия. Все её методики сводятся к трём важнейшим задачам:

  1. Научить пациента трезво оценивать каждую обсессию, понимать, что это нездоровая абсурдная мысль.
  2. Научить усугублять пугающие мысли до предела: может произойти? Пусть происходит, ничего не поделаешь.
  3. Максимально развить осознанность пациента, чтобы он прекратил отождествлять себя с потоком своих нездоровых обсессий.

Как справиться с неврозом навязчивых состояний самостоятельно

ОКР может продолжаться долгие годы. Медикаментозная терапия показана не всегда или не приносит результата. Поэтому научиться максимально справляться самостоятельно для пациента в этой ситуации — одно из лучших решений.

В чём суть основной проблемы страдающих от ОКР?

  1. В безусловной вере, что за нелепой мыслью последует реальное действие.
  2. В неустанном сопротивлении этим нелепым мыслям.
  3. В постоянном страхе (осознанном или подсознательном) потерять над собой контроль и осуществить задуманное.
  4. В постоянном страхе оказаться плохим для окружающих.

Два действия, без выполнения которых разорвать замкнутый круг обсессий с компульсиями пациенту будет невозможно:

1. Прекратить любую борьбу с возникающими алогичными мыслями.


Например, пришла обсессия, что пациент, выйдя из дому, не выключил утюг. Обсессия стремительно прогрессирует, рисуя страшный пожар в квартире.

Что надо сделать? Прекратить любое сопротивление обсессии. Отпустить её и позволить рисовать до конца, как сгорела квартира, какие лишения придётся пережить ближайшие несколько лет и за что ему (пациенту) всё это?!

Что немаловажно, утюг действительно может оказаться невыключенным. В этом случае использовать технику нужно после первой удостоверяющей проверки квартиры.

2. Навсегда прекратить потакать нелогичным бессмысленным желаниям, которые провоцируют обсессии.

К примеру, обсессия, которая убеждает пациента, что он может убить собственного отца любым режущим предметом, вынуждает прятать от себя же все острые и колющие предметы в квартире.

Развить обсессию до конца: пациент убивает отца, оказывается пожизненно заключённым в тюрьме, отца, конечно, жаль, но что поделать? Самое важное — прекратить убирать все ножи из зоны видимости. Принять их существование как бытовую необходимость и не более того.

Таким образом, совершенно осознанное отношение к качеству своих иррациональных мыслей и действий ведёт к стойкому облегчению симптомов и полному излечению.

Классификация по МКБ-10

Согласно международному классификатору невроз навязчивых состояний обозначен как обсессивно-компульсивное расстройство и расположено под кодом F42.


Заболевание характеризуется как наличие навязчивых мыслей и действий, которые стереотипно возникают у пациента. По характеру эти образы, идеи или побуждения для больного всегда огорчительны, а борьба с ними полностью безуспешна.

Подобные мысли и дальнейшие вынужденные действия больной расценивает, как свои собственные идеи, даже если они всецело аморальны и отвратительны.

Навязчивые действия выглядят, как ритуалы и в виде стереотипных манер повторяются больным снова и снова. При этом речь не идёт ни о каком получении удовольствия или благоприятных для кого-то действиях.

Суть каждого действия в предотвращении некоего ужасного события, если больной это действие своевременно не осуществит.

Как правило, действия признаются больным как бесполезные и абсурдные и он им всячески безрезультатно сопротивляется. Эмоциональный фон стабильно тревожный. При сопротивлении компульсивным действиям уровень тревожности резко возрастает и становится ярко выраженным во внешних проявлениях.

Включены: ананкастический невроз и обсессивно-компульсивный невроз.
Исключены: обсессивно-компульсивная личность (F60.5).

Видео по теме

Обязательно посмотрите видео психолога на тему обсессивно-компульсивного расстройства

Невроз навязчивых состояний — заболевание, справиться с которым полностью самостоятельно крайне сложно. На первом этапе стоит обратиться как минимум к психологу, который оценит состояние и определит дальнейшие действия.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.И. Турсынов, М.А. Григолашвили, С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н.И. Турсынов, М.А. Григолашвили, С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова

APPROACHES TO NEUROSIS TREATMENT IN CHILDREN AND ADULTS

The article is about neurotic disorders in children . Clinical manifestations of neurasthenia, anxiety and obsessive-compulsive disorders are described as well as basic psychotherapeutic techniques currently available in treating neuroses . Special emphasis is given to current approaches in pharmacotherapy, in particular, to Adaptol – a non-benzodiazepine tranquilizer. Its tranquilizing effect is not accompanied by myorelaxation, drowsiness and psychomotor retardation.

Н.И. Турсынов (д.м.н.), М.А. Григолашвили (к.м.н.), С. Хан, Е.Д. Ким, С.У Сопбекова, А.Д. Мухамедкалиева Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан

современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей

Невроз - психогенное (как правило, кон-фликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений [1, 2].

Для невроза характерно:

• обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

• психогенная природа заболевания, которая определяется существованием содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

• специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение получают концепции полифакторной этиологии неврозов [3, 4, 5]. Признается единство биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные трудности. Психотравма-тизация является ведущей причиной невроза, но ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством других предрасполагающих условий (генетически обусловленная "почва" и "приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному результату.

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также без психопатических черт характера [6, 7, 8]. Одним из основных этиологических факторов социальной природы является

неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при безразличном отношении по типу "отвержения", а также в обстановке грубо-деспотического подавляющего воспитания.

Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований [9, 10, 11, 12].

В генезе психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличност-ный) конфликт определяется существованием противоречивых желаний , тенденций, мотивов и позиций личности.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенден-

N.I. Tursynov, e-mail: nurtasisataevich@mail.ru

циями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени соответствуют трем основным формам - истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимости от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий. Можно выделить общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность личности больного неврозом [13, 14, 15].

Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют определенные особенности в зависимости от применяемых методов лечения.

Частые неврозы детского возраста [10, 16].

Основным симптомом неврастении является раздражительная слабость, т. е. повышенная возбудимость и легкая истощаемость. Собственно астенические жалобы (общая слабость, утомляемость, истощаемость, вялость, дневная сонливость)

сочетаются с головными болями, нарушениями внимания и памяти. Эти жалобы не проходят после отдыха. Кроме того, дети часто страдают разнообразными нарушениями сна: отмечаются затрудненное засыпание, поверхностный и тревожный сон с обилием сновидений, легкое пробуждение под влиянием незначительных внешних раздражителей.

2. Тревожно-фобические расстройства.

Тревога - эмоциональное состояние, для которого характерны сильный негативный аффект, симптомы мышечной напряженности и предчувствие опасности или неудачи в будущем. Это определение включает два основных признака тревоги: сильные негативные эмоции и элемент страха. Невротические фобии - навязчивое переживание страха с четкой фабулой при наличии достаточной критики. Они обостряются в определенных ситуациях, носят яркий, образный, чувственный характер.

Дети с генерализованным тревожным расстройством испытывают хроническое или чрезмерное беспокойство и эмоциональное напряжение, которым зачастую сопутствуют соматические симптомы.

Детям со специфическими фобиями свойственен сильный страх, связанный с определенными объектами или ситуациями (страх высоты, прививки, пауков и др.). Тревога может выражаться в плаче, капризах, застывании на месте, поиске защиты у взрослых. Специфические фобии могут формироваться в любом возрасте, но чаще всего возникают у детей 10-13 лет. Фобии, связанные с животными, темнотой, насекомыми, кровью и травмами, обычно возникают в возрасте 7-9 лет, что делает их похожими на страхи, характерные для нормального развития. Также как нормальные страхи, клинические фобии со временем ослабевают, но, в отличие от страхов, фобии имеют тенденцию сохраняться гораздо более продолжительное время.

Симптомы социофобии выражаются в страхе говорить на публике, покраснении, чрезмерном беспокойстве по поводу совершенных действий и поступков, в сильной застенчивости.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) характеризуется появлением навязчивых мыслей и ритуального поведения. Обсессии представляют собой стойкие, навязчивые и иррациональные мысли, идеи, импульсы или образы. Наиболее распространенными обсессиями у детей являются страх заражения и боязнь причинить вред себе или другим людям.

Патогенетическая психотерапия направлена на решение следующих задач: глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений;

• выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению невротического состояния и симптоматики;

• достижения у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеваний;

• помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости - изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих;

• изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет к улучшению самочувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному управлению психической саморегуляции, активному противодействию болезни [18, 19, 20, 21].

У пациентов преобладает представление о неблагоприятных влияниях социально-средовых факторов (семейные, бытовые и производственные проблемы). Они видят источник заболевания вне себя и возлагают ответственность за создающиеся жизненные трудности на окружающих. Лишь немногие больные выдвигают на первый план личностные факторы в развитии невроза.

В лечении неврозов важную роль играют психотерапевтические методики. В рамках рациональной психотерапии врач должен четко, доступно и обоснованно изложить родителям ребенка суть его заболевания. На всем протяжении лечения необходимо ободрять ребенка, внушать ему веру в

себя, формировать и поддерживать в нем чувство собственной полноценности, повышать его самооценку - это важно, так как больные неврозами не уверены в себе и ранимы. Большое значение придается семейной терапии, основной целью которой является ликвидация психотравмирующей ситуации в семье. Для лечения у детей применяются седативные средства и транквилизаторы. К первым относятся фитопрепараты, созданные на основе валерианы, мелиссы, зверобоя: Дормиплант, Гела-риум гиперикум и т. д. В группу транквилизаторов (анксиолитиков) входят психофармакологические средства, уменьшающие проявления тревоги, эмоциональную напряженность, страхи. Кроме того, транквилизаторы характеризуются гипнотическим, противосудорожным и миорелаксирующим эффектами. В лечении неврозов у детей целесообразно использовать небензодиазепиновые транквилизаторы (Фенибут, Тенотен, Атаракс), так как они имеют меньшее число побочных эффектов. Одним из таких препаратов является Адаптол. Адаптол может оказывать метаболическое действие, но-отропный эффект, нормализуя нарушенные стрессом метаболические процессы, а также влиять на функционирование нейромедиаторных систем. Он имеет умеренную анксиолитическую активность, устраняет или ослабляет беспокойство, тревогу, страх, внутреннее эмоциональное напряжение и раздражительность. Транквилизирующий эффект препарата не сопровождается миорелаксацией и нарушением координации движений.

Патогенетическая или личностно-ориентиро-ванная (реконструктивная) психотерапия при неврозах может осуществляться в двух основных формах - индивидуальной и групповой. Каждая из них обладает собственным специфическим психотерапевтическим потенциалом.

Групповая и индивидуальная психотерапия направлена на внтуриличностную проблематику и систему отношений пациента, дефекты которой находят выражение в межличностном взаимодействии, уже вторично обусловливающем усиление нарушений внутриличностных структур и рост нервно-психического напряжения.

Групповая психотерапия позволяет начать работу с конечного звена этой цепи, т.е. с неконструктивного поведения пациента. Психотерапевтическая группа является моделью естественных групп, и пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения. Специфика внутригрупповой терапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы - групповой динамики в лечебных целях.

1. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка / Пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384 с.

2. Barlow D. Н. Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. N. Y. Guilford Press, 1988: 477 p.

3. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицко-го. - Ф50 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил

4. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 е., ил.

5. Пробуждающее мышление / Ф. Клике. - М.: Прогресс. 1983.

6. Физиология ВИД / JI. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979

7. Иванова А. А., Рудницкий В. А., Костин А. К., Аксенов М. М., Епанчинцева Е. М., Стоянова И. Я., Цыбульская Е. В., Гарганеева Н. П.(Томск) Направления психологической помощи пациентам с непсихотическими психическими расстройствами// Сибирский вестник психиатрии и наркологии/, 2015, №2, стр 92-97

8. Каткова М. Н., Стоянова И. Я., Бохан Т. Г., Кол-макова И. А. (Томск) Возможности ОКАЗАНИЯ психологической помощи пациентам с эндогенными расстройствами /Сибирский вестник психиатрии и наркологии// 2015, №2, стр 97103.

9. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия. М., 2006. 15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: Руководство. М.: ОППЛ, 2012. 536 с.

10. Сергеев И.И., Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф. Психиатрия и наркология. М., 2009. 34. Сердюков-ская Г.Н. Задачи психогигиены и пути её развития // Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 7-16. 35.

11. Сметанников П.Г. Психиатрия. Руководство для врачей. СПб., 2007. 36. Смирнов Н.К. Современная школа и здоровье учащихся // Роль

курсов ОБЖ и БЖ в достижении целей новых ФГОС. Сергиев Посад, 2012. С. 11-20. 37.

12. Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия. М., 2012.

13. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 2000. 496 с.

15. Гурович И.Я. Состояние психиатрической службы в России: актуальные задачи при сокращении объема стационарной помощи // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22, № 4. С. 5-9.

16. Гычев А.В., Артемьев И.А. Пограничные нервно-психические расстройства и социальная нестабильность // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 4. С. 67-69.

17. Демчева Н.К., Орлова Н.В. Невротические расстройства у городского населения (клини-ко-эпидемиологический, фармакоэпидеми-ологический и организационный аспекты) // Российский психиатрический журнал. 2011. № 6. С. 5-19

18. Кузив Т. Как обрести мир в душе // Медицинская газета. № 95 от 17.12.2008.

19. Потапов О.В. Клиническая характеристика пациентов с расстройствами адаптации макросо-циального генеза // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 6. С. 27-32.

20. Семке В.Я. Производственная миграция и психическое здоровье // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 2. С. 5-6.

21. Ступина О.П., Говорин Н.В., Ахметова В.В. Структура и динамика показателей психического здоровья населения Забайкальского края (1998-2010 гг.) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 5. С. 99-101.

56 § НЕЙРОХИРУРГИЯ И НЕВРОЛОГИЯ КАЗАХСТАНА №2 (43), 2016

Н.И. Турсынов (м.г.д.), М.А. Григолашвили (м.г.к.), С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова, А.Д. Мухамедкалиева Караганды мемлекетт'к медицина университету Караганды к., К,азак,стан Республикасы

ересектер мен балаларда невроздарды емдеудег1 заманауи эд1стер1

Вул макала балалардаFы невротикалык мен катар бензодиазепиндк емес транквилиза-

бузылыстарFа арналFан. ЭртYрлi невроз тYрлерiнiк тор АдаптолFа назар аударылFан. Вул препараттыц

клиникалык кер^ст^ берiлген: неврасте- транквилизаторлык эсерi миорелаксациямен,

ниялар, YPейлi жэне обсессивтi-компульсивтi уйкышылдыкпен, тежегiштiк эсермен жYрмейдi.

бузылыстар. Невроздарды емдеуде колданылатын Негiзгi сездер: Невроздар, балалар, YPейлiк

негiзгi психотерапиялык эдктер сипатталFан. бузылыстар, Адаптол. Фармакотерапияныц заманауи эдктерЫе, соны-

N.I. Tursynov (D.Med.Sci.), M.A. Grigolashvili (Cand.Med.Sci.), S. Khan, E.D. Kim, S.U. Sopbekova, A.D. Mukhamedkaliyeva

Karagandy state medical university, Karagandy, Republic of Kazakhstan

modern approaches to neurosis treatment in children and adults

The article is about neurotic disorders in children. Clinical manifestations of neurasthenia, anxiety and obsessive-compulsive disorders are described as well as basic psychotherapeutic techniques currently available in treating neuroses. Special emphasis is given to current approaches in pharmacotherapy,

in particular, to Adaptol - a non-benzodiazepine tranquilizer. Its tranquilizing effect is not accompanied by myorelaxation, drowsiness and psychomotor retardation.

Keywords: Neuroses, children, anxiety disorders, Adaptol.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.