Лечение неврозов у студентов во время сдачи сессии

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна

Статья посвящена изучению проявлений стресса у студентов во время экзаменационной сессии . Под экзаменационным стрессом мы рассматриваем состояние психического напряжения, возникающее у студентов в процессе учебной деятельности, непосредственно перед экзаменом, т.е. когда учащиеся находятся в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах. Экзаменационный стресс представляет собой форму психического стресса, которая зачастую обуславливает экзаменационный невроз и выступает несомненным психотравмирующим фактором . Учебный процесс характеризуется неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии и это является испытанием для всех студентов. Студенты, сталкиваясь с новыми методами обучения в вузе, которые значительно отличаются от школьных, и требуют больше самостоятельной работы в учебе, не всегда справляются с такой нагрузкой. При этом студентам необходимо самостоятельно планировать свое учебное и свободное время, самостоятельно рассчитывать бюджет и.т.д. Особенно трудно студентам первокурсникам. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой само по себе преодоление новизны учебной работы требует больших затрат сил организма. Трудности у студентов в преодолении новой системы обучения, проблемы с материальным положением зачастую сопровождаются нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством. При этом надо учитывать, что научно-технический прогресс приводит к значительному снижению двигательной активности, что также ведет к высокой утомляемости, возникновению ряда хронических заболеваний. На сегодняшний день существует множество подтверждений тому, что хронический стресс является спутником студенческой жизни, этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени и усилий в попытке справиться с рабочими и домашними проблемами. Стресс, который испытывают студенты, может сказываться на качестве обучения, усвоении и анализе знаний, препятствуя успеваемости. В свою очередь, трудности с успеваемостью также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается, что приводит к повышению уровня заболеваемости в данной возрастной категории.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна

FEATURES OF STRESS IN STUDENTS DURING DELIVERY EXAMINATION

The paper studies the manifestations of stress in students during the examination session . Under the exam stress, we consider the state of mental stress arising from the students in the learning activity, directly before the exam, ie when students are in the most complex, difficult conditions and circumstances. Exam stress is a form of mental stress, which often leads to the examination neurosis and acts undoubtedly stressful factor. The educational process is characterized by uneven distribution of loads and their increase during the examination session , and it is a test for all students. Students facing new training methods in high school, which differ significantly from the school, and require more independent work in school is not always cope with the load. At the same time, students need to plan their education and free time, self-assessing the budget, etc. It is especially difficult to freshmen students. On the one hand, they should immediately engage in the hard work that requires the use of all the powers and abilities, on the other in itself to overcome the novelty of study is costly body's defenses. The difficulties of the students to overcome the new training system, with financial situation problems are often accompanied by nervous tension, excessive irritability, lethargy, loss of volitional activity, anxiety. It should be borne in mind that technological progress leads to a significant reduction of physical activity, which also leads to high fatigue, the appearance of a number of chronic diseases.Today, there are a lot of evidence that chronic stress is the companion of a student's life, this contributes to daily stress due to lack of time and effort in trying to cope with work and family problems. Stress that students experience, can affect the quality of training, assimilation and analysis of knowledge, hindering progress. In turn, the academic performance difficulties also create discomfort, resulting in a total stress increases, which leads to increased morbidity in this age group.

Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ..

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ

Андреева Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

университета, Чебоксары (Россия)

Аннотация. Статья посвящена изучению проявлений стресса у студентов во время экзаменационной сессии. Под экзаменационным стрессом мы рассматриваем состояние психического напряжения, возникающее у студентов в процессе учебной деятельности, непосредственно перед экзаменом, т.е. когда учащиеся находятся в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах. Экзаменационный стресс представляет собой форму психического стресса, которая зачастую обуславливает экзаменационный невроз и выступает несомненным психотравмирую-щим фактором. Учебный процесс характеризуется неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии и это является испытанием для всех студентов. Молодые люди, сталкиваясь с новыми методами обучения в вузе, которые значительно отличаются от школьных, и требуют больше самостоятельной работы в учебе, не всегда справляются с такой нагрузкой. При этом студентам необходимо самостоятельно планировать свое учебное и свободное время, самостоятельно рассчитывать бюджет и.т.д. Особенно трудно студентам первокурсникам. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой - само по себе преодоление новизны учебной работы требует больших затрат сил организма. Трудности у студентов в преодолении новой системы обучения, проблемы с материальным положением зачастую сопровождаются нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством. При этом надо учитывать, что научно-технический прогресс приводит к значительному снижению двигательной активности, что также ведет к высокой утомляемости, возникновению ряда хронических заболеваний. На сегодняшний день существует множество подтверждений тому, что хронический стресс является спутником студенческой жизни, этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени и усилий в попытке справиться с рабочими и домашними проблемами. Стресс, который испытывают студенты, может сказываться на качестве обучения, усвоении и анализе знаний, препятствуя успеваемости. В свою очередь, трудности с успеваемостью также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается, что приводит к повышению уровня заболеваемости в данной возрастной категории.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, экзаменационная сессия; факторы, вызывающие стресс у студентов, показатели психо-эмоционального напряжения.

FEATURES OF STRESS IN STUDENTS DURING DELIVERY EXAMINATION

Chuvash State University im.I.Ya. Yakovlev, Cheboksary (Russia) Solovieva Svetlana Anatolievna, candidate of psychological sciences, associate Professor

of social and humanitarian disciplines

Abstract. The paper studies the manifestations of stress in students during the examination session. Under the exam stress, we consider the state of mental stress arising from the students in the learning activity, directly before the exam, ie when students are in the most complex, difficult conditions and circumstances. Exam stress is a form of mental stress, which often leads to the examination neurosis and acts undoubtedly stressful factor. The educational process is characterized by uneven distribution of loads and their increase during the examination session, and it is a test for all students. Students facing new training methods in high school, which differ significantly from the school, and require more independent work in school is not always cope with the load. At the same time, students need to plan their education and free time, self-assessing the budget, etc. It is especially difficult to freshmen students. On the one hand, they should immediately engage in the hard work that requires the use of all the powers and abilities, on the other - in itself to overcome the novelty of study is costly body's defenses. The difficulties of the students to overcome the new training system, with financial situation problems are often accompanied by nervous tension, excessive irritability, lethargy, loss of volitional activity, anxiety. It should be borne in mind that technological progress leads to a significant reduction of physical activity, which also leads to high fatigue, the appearance of a number of chronic diseases.Today, there are a lot of evidence that chronic stress is the companion of a student's life, this contributes to daily stress due to lack of time and effort in trying to cope with work and family problems. Stress that students experience, can affect the quality of training, assimilation and analysis of knowledge, hindering progress. In turn, the academic performance difficulties also create discomfort, resulting in a total stress increases, which leads to increased morbidity in this age group.

Keywords: examination stress, stress resistance, session; factors causing stress among students, the indicators of emotional stress.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В современной жизни стрессы играют значительную роль в жизни каждого человека, так как оказывают влияние на его поведение, здоровье работоспособность, а также взаимоотношения с окружающими.

Сдача экзаменационной сессии сопряжена с огром-

ными умственными и эмоциональными нагрузками, большой психической напряженностью и ответственностью. Во время сдачи экзаменов студенты сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, поскольку за короткий промежуток времени необходимо повторить большой объем материала, сдать несколько предметов, общаться с различными экзаменаторами. Если человек

Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ .

оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз его адаптационных возможностей.

Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию, уменьшить интенсивность подготовки, процедуру проведения экзамена невозможно, однако возможно помочь созданию позитивного эмоционального настроя студентов на экзамен, снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствовать сохранению психологического здоровья учащихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Изучением проблемы стресса и стрессоустойчивости занимались как отечественные, так зарубежные исследователи, такие как Ф. Б. Березин [1], Дж. Гринберг [2], Л. А. Китаев-Смык [3], Р. Лазарус [4], Ч. Рикрофт [5], Г. Селье [6], Ю. Л. Ханин [7] и другие.

Несмотря на довольно широкий круг исследований, ведущихся в русле данной проблемы, она требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности.

На современном этапе развития психологии стресс трактуется как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах [8]. Стресс как нервно-психическое перенапряжение вызывается сверхсильным воздействием, на которое адекватная реакция ранее не была сформирована. Стресс выступает как тотальная, всеобщая мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудных обстоятельств жизни [9].

Р. Лазарус [4] утверждает, что стресс представляет собой неспецифическое психофизиологическое проявление адаптации организма при воздействии значимых для него факторов, которые называются стрессорами. Они вызывают вегетативные изменения в организме, такие как повышение сахара в крови, учащение пульса, увеличение артериального давления и т.д., подготавливая его к интенсивным действиям.

Кроме того, как в быту, так и в научной литературе существует такое понятие как стрессоустойчивость, характеризующее не состояние стресса, а подверженность человека стрессу.

Ф.Б. Березин [1] отмечает, что стрессоустойчивость является интегративным свойством личности, включающим в себя взаимодействие эмоционального, волевого, интеллектуального и мотивационного компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке.

Стрессоустойчивость определяет успешность социального взаимодействия индивида, характеризуется эмоциональной стабильностью, высоким уровнем саморегуляции, низким уровнем тревожности, и высоким уровнем психологической готовности к стрессу.

Проведенный анализ литературных источников [9; 10; 11; 12; 13] показал, что в период экзаменационной сессии у студентов наблюдаются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой. Продолжительное и очень сильное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеоста-за и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс.

Ю. В. Щербатых [14] к неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам относит: усиленную умственную деятельность; увеличенную статическую нагрузку; весьма ограниченную двигательную активность; нарушение режима сна; сильные эмоциональные переживания, связанные с возможным неуспехом или провалом на экзамене, изменением социального статуса студентов.

Все это приводит к тому, что во время экзамена существенно увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, увеличивается уровень мышечного и психоэмоционального напряжения [16; 17; 18]. Однако даже после сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к исходной норме, для этого может потребоваться несколько дней [19; 20]. Таким образом, экзаменационный стресс, имеющий массовый характер, представляет собой серьезную угрозу для здоровья студентов.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Таблица 1 - Результаты исследования уровня психологического стресса у студентов до и вовремя экзаменационной сессии, ср.зн.

Этап обучения б вузе До экзаменационной сессии Во время экзаменационной сессии Т-критерий Стьюдента

1 курс 72,95 113,25 -16,840***

4 курс 70,8 99,74 -8,546***

Примечание: уровень значимости различий обозна-***при р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Большая учебная нагрузка 1Л 8,3 -2,820

3 Отсутствие учебников 1,05 2,1 -5,655

4 Непонятные, скучные учебники 1,51 1,5 0,001

5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов) 3,9 1,05 11,130***

6 Неумение правильно распорядиться ограниченными 3,6 1,05 11,689***

. Неумение правильно организовать свои режим дня 5,9 5,5 0,812

3 Нерегулярное пт ание 4,2 3,8 1,322

9 Проблемы совместного проживания с другими студентами 4,3 3,9 1,280

1и Конфли^МЕУ™6 3: Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др.

Во время сессии у студента существенно меняется образ жизни:

• Прежде всего, повышается количество умственной деятельности студента в среднем за сутки. Студент в этот период начинает судорожно учить то, что не успел выучить за семестр, готовиться к экзаменам, досдавать накопленные долги, и прочее.

• Вследствие этого, ввиду перманентной нехватки времени, снижается физическая активность студента, чередование физических и умственных нагрузок сокращается, а то и вовсе сводится к нулю. В результате студент застаивается, быстрее накапливается усталость и снижается общая работоспособность.

• Нарушается режим сна. В период подготовки к экзаменам студент может ложиться спать и просыпаться в абсолютно разное время, так как ему никуда не нужно идти, у него нет пар, и в этот период студент предоставлен самому себе. Также ухудшается качество сна, обостряется бессонница, ввиду стрессов и переживаний, вследствие этого накапливается недосып. В совокупности, нарушение режима сна и накопление недосыпа может привести к тому, что студент может, просто напросто, проспать экзамен. К тому же, ночь перед экзаменом всегда беспокойная, студент не может уснуть, ворочается, переживает, и к утру просто никакой, добавим к этому страх сдачи экзамена, и студент решает просто не идти на экзамен, а дальше будь что будет, такие прецеденты случались…

К этим пунктам можно добавить психологическое влияние сессии на студентов:

• Во-первых, сессия – это, безусловно, стресс, большой стресс, который оказывает влияние на эмоциональное состояние студента.

• Во-вторых, это волнения, переживания, страхи и прочее. Это все, конечно, сугубо индивидуально, но в некоторой степени присутствуют у каждого студента, что не может положительно сказываться на его состоянии.

• В-третьих, это настроение. Вследствие всего вышесказанного, в экзаменационный период настроение студента всегда будет склонно к снижению.

Подводя итог, можно сказать, что состояние студента в экзаменационный период значительно хуже, чем в обычное время. В течение семестра накапливается усталость, и пик утомляемости приходится на сессию, после которой следует время отдыха. В сессию студент тратит множество сил, энергии и здоровья на сдачу экзаменов. Дабы уменьшить влияние сессии на общее состояние организма, можно посоветовать распределять нагрузку равномерно на весь семестр, ровно подходить к экзаменационному периоду и спокойно, без нервов, сдавать экзамены. Но это все, конечно, на словах, на практике, мы, студенты, так и будем продолжать пинать балду весь семак, а за ум возьмемся только в его конце, понахватаем долгов, и будем отчисленными нахуй.


Конюх, продавец в секс-шопе и медбрат в дурдоме: мы спросили вас про первую работу, а вы ТАКОЕ рассказали

Нынешним студентам повезло: вместо бесконечного скроллинга сайтов с вакансиями можно довериться ассистенту Авито Работы — чат-боту, который подбирает вакансии по вашим предпочтения в несколько кликов. Но откатимся в прошлое, когда подработку искали по объявлениям в газете. Мы спросили у пикабушников про их первую работу. Думаете, официанты и курьеры? Нет, продавцы в секс-шопах и конюхи!

Работа через комнату милиции (спойлер: не обошлось без помощи бабули)


@oleg30: «Было это в 80-х годах прошлого века, в бытность мою молодым и спортивным кабаном. Когда мне исполнилось 14 годков, возжелал я собственных денежек, и не в размерах карманных денег, а сразу много. 100 или даже 150 рублев. Тяжелого труда я не боялся, силой был не обижен. Мама ответила: “Бери газету, ищи работу на летние каникулы”. Поиски ни к чему не привели, никому не нужны малолетки на три месяца. Мама работала, тянула двоих кишкомотов, ей было не до наших хотелок. Брата отправили в пионерлагерь, а меня к бабушке.

Бабушка сразу поинтересовалась, достаточно ли будет разбить окно для получения звания хулигана и работы на каникулы или требуется украсть чего или подрезать кого?

Работа в магазине укрепления семьи (спойлер: было много вибраторов)

Работа в пункте приема стеклотары (спойлер: все закончилось провалом и без денег)


@Xmas9111: «Это было летом 2002 года. Во время каникул решили с друзьями купить мопед (тогда еще не было скутеров, вся мототехника была из Союза). Цена у него 600 рублей, и стоял он в сарае у какого-то брата чьего-то друга. Соцсетей, интернетов и мобильных телефонов тоже не было. Работу пришлось искать, блуждая по улицам.

Нашли быстро, оказалось, пункт приема стеклотары нуждался в молодых и активных, там требовались разнорабочие. Нам пообещали сдельщину – 250 рублей на человека, если мы из трехметровой кучи наваленных бутылок отсортируем битье и расставим в ящики целые. Работа была скучная и неинтересная, но желание кататься на мопеде – хороший стимул. Все шло своим чередом, если бы под самый конец нашей работы один из моих друзей не полез наверх ящиков с бутылками и не опрокинул их на меня.

Никаких объявлений в подъезде и блужданий по улицам. Заходите на Авито Работу, знакомитесь с ассистентом Авито и ждете, пока он подберет работу по вашим интересам. Не забудьте указать свое местоположение, чтобы технология предложила варианты недалеко от дома. Готовы протестить и найти подработку на лето? Тогда жмите сюда. Для активации нужно зарегистрироваться или авторизоваться.

Работа в офисе ради кондиционера (спойлер: работа дизайнера не та, чем кажется)


@Gargos: «О, первая работа… Жара, Москва, торфяники горят. Дома находиться невозможно, июнь добавляет к смогу тополиный пух. Студенческий мозг прикинул, что лучший вариант выжить в этом пекле — срочно найти работу с кондиционером.

Пошуршав по знакомым, я вышел в уютное маленькое дизайнерское агентство, которое вело работу с компанией “Кристалл”. Видимо, именно в тот момент в мою жизнь алкоголь вошел как нечто повседневное. Я месяц ломал глаза – моя задача была вырезать в фотошопе красивые бутылочки с алкоголем. Целый месяц вытекали мои глаза, целый месяц я выходил из офиса и, задыхаясь, шел домой. Старался держаться ближе к набережной.

Работа на станции юных натуралистов (спойлер: навык оформления клумб – бесценен)

Работа в 12 лет конюхом (спойлер: каждый день в окружении ПОНИ!)

Работа в похоронных услугах (спойлер: много гробов и искусственных цветов)


Работа по ночам в психиатрической больнице (спойлер: не для слабонервных)

@Tiktaalik: «На четвертом курсе медицинского университета, решил, что на одну стипендию долго не протянешь. Начал думать, куда идти работать. Одногруппник, будущий психиатр, помог устроиться в психиатрическую больницу “медсестрой”. Прошел профосмотр и все такое. Взяли на работу, на целую ставку: ночные дежурства три раза в неделю. Зарплата для студента – космос. Позже, когда работал врачом-ординатором, получал в полтора раза меньше.

Работа в детском санатории (спойлер: гулянки по ночам и дневной сон тайком)


@Keetik: «В 18 лет я была воспитательницей в детском санатории. Это моя первая запись в трудовой книжке. Нам с подругой дали отряд в 25 человек в возрасте от 8 до 10 лет. Педагогами от бога мы никогда не были, соответствующего образования не имели. Поэтому, уложив детей спать, частенько через окно (жили на первом этаже) уходили гулять с местными, приходили в корпус под утро, и скрытно, как ниндзя, залезали обратно. Потом до сон-часа ходили полумертвые, мечтая о сладком полуденном отдыхе. Обычно с утра у детей были процедуры, это не сложно: отвести их в лечебный корпус, а там они уже сами по кабинетам разойдутся, поэтому мы ни разу не спалились.

Первая работа и сразу на восемь лет (спойлер: когда оказался очень скромным)

@Ylitka105: «На первую работу я устроилась в 16 лет. Училась в колледже на 2 курсе, преподаватель привел в компанию, которая занималась выездными корпоративными мероприятиями (тимбилдинг). Отработала там пару дней и твердо решила бросить, но постеснялась сказать об этом, так как меня уже поставили на следующий выезд. В итоге проработала там восемь лет.

На Авито Работе множество вакансий для студентов безо всякого опыта работы. Можно выбрать удаленную работу, с гибким графиком и посменно. А чтобы ускорить процесс и не тратить бесценное летнее время на поиски, передайте эту задачу в виртуальные руки ассистента Авито Работы – нового чат-бота, который подберет вам варианты работы в несколько кликов.


Тупой платит дважды.

Недавно встретились с однокурсником, и нам вспомнилась одна история из студенческой молодости, о которой я хотел бы рассказать.

Позорить родную альма матер не хочу, поэтому называть вуз не буду, да и к истории это не имеет отношение. Я практически уверен, что с определенного периода нашей российской действительности этим грешит большинство (а скорее даже — все вузы).

Одногруппники же крутили пальцем у виска. Столько времени потрачено на отработки?! А им, с их же слов, хоть и обошлось в приличную сумму, но по времени вышло минут пятнадцать на зачеты и промежуточные контроли. Да и сам предмет в дальнейшей работе мог пригодится только косвенно, если, конечно, не сменить специальность.

Вот настал самый важный день! Волнение запредельное! Казалось, из головы улетучилась вся информация! Сдача этого экзамена условно считалась билетом в будущее. Мандраж был только у меня, друга и краснодипломника. Остальные были абсолютно спокойны и даже откровенно глумились над нашим беспокойством.

Но самое интересное, дорогой читатель, я оставил на десерт!

Старосте в голову пришла мысль разыскать старшекурсников, которые насоветовали обратиться к этому субъекту. Но те лишь развели руками. Они решали через препода, а откуда этот господин никто не знает. Он сам подошёл к общаге и предложил свои услуги (видимо, имел какую-то информацию о сессии). А тут как раз Максимка интересовался более бюджетным вариантом решения вопроса. Вот их и свели.

В общем, дело закончилось отсутствием каникул (изыскиванием новых средств или зубрежкой) бесконечной чередой пересдач и, возможно, повторным решением вопроса, но уже по схеме, ранее предложенной старшекурсниками. О подробностях никто уже не распространялся.

По прошествии времени узнал, что кафедру не раз кошмарила прокуратура. Чем кончилось — не знаю, да особо и неинтересно. Надеюсь, теперь там все радикально изменилось!









ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

- нарушения сна: недосыпание и прерывистый сон как следствие повышенной тревожности;

- навязчивые мысли о экзаменах, дисциплинах и т. д.

- высокая нагрузка на организм;

- снижение двигательной активности;

- сильные эмоциональные переживания.

Как проявляется стресс перед экзаменом:

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

Активное реагирование. Перед нервным событием у части студентов происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.

Употребление психоактивных веществ не только не решает проблемы, но часто ее только усугубляет. Как же бороться с тяжелыми состояниями (возникновением стресса) во время сессии? При исследовании стресса у студентов во время сессии было установлено, что он зависит от:

- подготовки к предметам и посещении занятий во время семестра;

- дружелюбие и компетентность преподавателей;

- особенностей личности студентов.

. Все перечисленные неблагоприятные воздействия являются лишь предпосылками к возникновению болезней, но редко бывают главной их причиной. Постоянные стрессовые ситуации, сильные отрицательные эмоции и тяжелые переживания вызывают перегрузку нервной системы, что может приводить к возникновению сбоев в передаче нервных импульсов (от мозга к внутренним органам). В итоге работа внутренних органов весьма ощутимо расстраивается.

Общие рекомендации психологов

Хотя стресс в жизни студента и является неотъемлемой частью, нужно чтобы экзамен не стал причиной нервного срыва. Поэтому предложены общие рекомендации, помогающие стать более спокойным.

Желательно объективно оценивать свои знания и верить в себя. Обычно человек рисует себе страшные картины, но на самом деле это обычный рабочий процесс для преподавателя.

Не пытайтесь быть совершенными. Для чего нужна именно эта оценка? Желательно придерживаться золотой середины и не пытаться брать невозможные барьеры.

Сейчас экзамены кажутся масштабным мероприятием в жизни, но если смотреть на них в аспекте всей жизни, то это всего лишь незначительнее событие.

Желательно не пить перед экзаменами слишком много чая, кофе и газированных напитков. Кофеин возбуждает мозг и делает его невосприимчивым к информации. Лучше съесть апельсин, банан или грецкие орехи. Многие студенты знают о приливах сил после шоколада. Некоторые запасаются на период сессии шоколадками, но эффект бодрости от него кратковременный и длится примерно полчаса.

Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

1.При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно–развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

Это упражнение эффективно помогает в ситуациях волнения. Например, перед публичным выступлением, ответом на экзамене, встрече с начальником. Оно удобно тем, что его можно выполнять в любое время, не ограниченное количество раз.

Медленно выдохните, после чего сделайте медленно глубокий вдох.

После вздоха задержите дыхание на 4-6 секунд.

После чего опять медленно выдохните и после выдоха сделайте медленный сделайте глубокий вдох.

Вновь задержите дыхание на 4-6 секунд.

Повторите этот процесс от шести до восьми раз.

Психологические упражнения

Любые советы психолога будут неэффективны, если не практиковать упражнения и не пробовать справиться с предэкзаменационным волнением. Когда перед экзаменом теряется самообладание и трудно справиться со стрессом, можно использовать упражнения для снятия тревоги. Итак, упражнения для снятия стресса:

Необходимо напрягать все части тела, делать это следует последовательно. После напряжения мышцы расслабляют. Желательно начинать с пальцев ног, а завершать напряжение и расслабление отделом шеи. Мышцы напрягают секунд на десять. После выполнения техники появляется сильное расслабление, уходят неприятные соматические проявления волнения.

Для этого упражнения руки нужно положить на колени и занять удобную позу. Ноги при этом твердо стоят на опоре. Следует медленно считать до десяти, совершая на каждый счет вдох и выдох. Дыхание должно быть медленным. Затем нужно закрыть глаза и посчитать в обратном порядке. Дыхание задерживается, а выдыхать надо на пятый счет. При выдохе представляется, как уменьшается напряжение. Можно увеличивать счет до тридцати.

Большим пальцем правой руки надо надавить на середину ладони левой руки. Именно там находится точка внимания. После десяти повторений такую же манипуляцию повторить на другой ладони. При каждом нажатии осуществлять вдох, а при ослаблении надавливания выдох.

Хорошо помогают в тревожных моментах формулы самовнушения. Они должны быть составлены кратко и позитивно. Например, я уверен в себе, я ощущаю бодрость. Моя речь спокойна. На каждое слово нужно осуществлять вдох. После формулировки осуществляется глубокий выдох с эмоциональной окраской.

Нужно сжать ладонь в кулак, большой палец внутри. Кулак сжимают с небольшим усилием, пять или шесть раз. При сжимании осуществляется выдох, при разжимании вдох. Можно выполнять упражнение с закрытыми глазами, тогда эффект от него увеличивается. Техника помогает лучше запоминать, поэтому, ее хорошо использовать перед экзаменами.

Питание при стрессе Как мы отмечали выше, при стрессе часто нарушается питание, а нагрузка на организм повышается. Как же правильно питаться во время сильных психоэмоциональных нагрузок?

Доказано, что люди, у которых отмечается дефицит витамина В в большей степени подвержены депрессиям и расстройствам нервной системы. Ведь витамин В1 (тиамин) обеспечивает поступление в головной мозг глюкозы, которая стимулирует работу нервной системы, улучшает память. Витамины группы В1 содержатся следующих продуктах: различных орехах, гречке, кукурузе, фасоли, спарже, хлебе из муки грубого помола, картофеле, отрубях, печени и дрожжах. В2 способствует окислительным процессам, синтезу белков, играет важную роль в расщеплении жиров и усвоении питательных веществ, повышает остроту зрения. Дефицит его приводит к мышечной усталости и снижению жизненного тонуса. Продукты, которые содержат В2: молоко, мясо птицы, яйца, рыба, сыр, дрожжи, шпинат и капуста брокколи.

При бессоннице, снижении настроения, повышенной раздражительности следует обратить внимание на продукты, содержащие витамин В3. Витамин (В3) участвует в биосинтезе гормонов и ферментов, отвечающих за расщепление молекул и извлечение из них энергии. Эта энергия необходима нам для жизнедеятельности. В3 содержится в зеленых овощах, мясе, яйцах, рыбе, субпродуктах, орехах.

И, самый важный, витамин - В6, который является антидепрессантом. Он участвует в синтезе серотонина – гормона счастья. Значит способствует хорошему настроению и крепкому сну. При нервном напряжении этот гармон расходуется быстрее. Также этот витамин разрушается после употребления алкоголя. В6 содержится в говядине, яйцах, субпродуктах, зеленом перце, молоке и капусте. Попробуйте увеличить потребление именно этих продуктов во время сессий, съешьте банан и горсть орехов вместо чипсов, бургеров и хот-догов. Откажитесь от жирной пищи, выпейте фруктовый коктейль, на завтрак — овсяную кашу и ваше настроение станет лучше. А в перерывах между завтраком, обедом и ужином лучше не злоупотреблять булками, шоколадом и т.д. лучше есть фрукты, орехи, пить натуральные соки. Это не прибавит лишних килограммов, которые только увеличат ваши страдания.

Итак, стресс – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента, особенно в период экзаменационной сессии. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.