Лингвистические особенности речевой организации больных неврозом

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Д альнейшее развитие клинических основ психотерапии и превращение психотерапии в медицинскую специальность, интегрированную в систему здравоохранения, предполагает создание более совершенных комплексных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, сочетающих методические компоненты динамического, поведенческого, гуманистического подходов [7, 11].
Для решения подобных задач привлекались различные концепции, основанные на философских, методологических или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает наиболее полное использование достижений наук о языке (лингвистики, семантики, нарратологии и др.). Интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапию способствуют отечественные теории неврозогенеза и представление о личности в психотерапии [2, 4, 6, 10], концепции языковой природы сознания [1, 8, 9, 16], а также представление о языковой природе самой психотерапии [3, 12, 14, 17]. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов [8, 14, 18], а также с немногочисленными исследованиями лингвистических аспектов клинических проявлений невротических расстройств [2, 3, 5, 13, 15]. Эти данные имеют большое значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации [11].
Учитывая теоретическое и практическое значение этих вопросов, было проведено специальное исследование, направленное на изучение лингвистических особенностей у больных неврозами в динамике и взаимосвязи с клиническими и клинико-психологическими характеристиками.
Перед исследователями стояли задачи установления взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных разными формами неврозов с клинико-психологическими характеристиками, особенностями структурной организации и изучения лингвистических характеристик речи больных неврозами, динамики лингвистических особенностей их речи в процессе психотерапии.
Были обследованы 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Диагностика невротических расстройств строилась с учетом позитивных и негативных критериев, принятых в современной отечественной неврозологии [6]. Контрольную группу составили 50 жителей Санкт-Петербурга, соответствующих критериям психического здоровья по ВОЗ. Состав обследованных в группах больных неврозами и здоровых был сопоставим по полу, возрасту и образованию.
Для решения поставленных в работе задач применяли клинико-психологический (опросник Е.Александровича), экспериментально-психологический [опросник Cпилбергера – STAXI – в модификации С.Л.Соловьевой (2000), тест Эллиса, Торонтская алекситимическая шкала (ТАS)], а также психолингвистический методы. При изучении психолингвистических показателей исследовались тексты, полученные в результате устных монологических высказываний испытуемых. Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись уровни анализа исследуемого текста (лексико-стилистический, лексико-грамматический, морфостилистический). Для каждого уровня использовали методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Учитывали результаты со степенью достоверности не ниже 95% (p

Структурная организация и особенности лингвистических характеристик речи больных неврозами. Взаимосвязи лингвистических особенностей речи и клинико-психологических характеристик. Показатели общей невротичности. Главные особенности кластерного анализа.

Рубрика Медицина
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 18.09.2018
Размер файла 37,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На правах рукописи

КЛИНИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ И ИХ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Специальность: 14.00.18 -- психиатрия

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Научный руководитель: кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Назыров Равиль Каисович

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор, Ташлыков Виктор Анатольевич,

доктор медицинских наук, профессор Кулаков Сергей Александрович.

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослан 23 апреля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор медицинских наук, профессор Тупицын Юрий Яковлевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Дальнейшее развитие психотерапии предполагает создание более совершенных интегративных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, совмещающих в себе методические компоненты динамического, поведенческого и гуманистических подходов (Карвасарский Б.Д. 1985; Ташлыков В.А., 1992; Исурина Г.Л., 1995; Абабков В.А.,1998; Назыров Р.К., 2003; Кулаков С.А., 2004; и др.).

Для решения подобных задач в истории современной психотерапии привлекались различные интегрирующие концепции, основанные на философских, методологических, мировоззренческих или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает новый аспект рассмотрения человеческого страдания с учетом достижений наук о языке и в, первую очередь, лингвистики, нарратологии и семантики. В психотерапию интегрируются знания из других областей науки (психолингвистики, семиотики, общего языкознания). Интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапию способствуют отечественные концепции языковой природы сознания А.Н. Леонтьева (1967), А. Р. Лурии (1977), Л. С. Выготского (1978), В.Ф. Петренко (1989).

При всем разнообразии концепций и подходов к психотерапии психических расстройств, в том числе неврозов, основные методы воздействия психотерапии реализуются через языковое общение (Мясищев В.Н., 1960; Платонов К.И., 1962; Бурно М.Е., 1989; Александров, 1997; Карвасарский Б.Д., 1990; Russel R., 1987; Curtis H.,1991, и др.).

Лингвистические аспекты психотерапии остаются областями мало разработанными и незнакомыми большинству психотерапевтов. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов (Черепанова И.Ю., 1996; Леонтьев А.А., 1999).

В настоящее время исследования языковых явлений в клинике больных неврозами немногочисленны (Додонова Н.А.,1989; Казанская А.В., 1996; Корабельникова Е.А., 1997; Abrams S., 1984; Mishara A.L. 1995). Существующие исследования не учитывают современные методологические принципы изучения языка, достижения динамической лингвистики, предполагающие изучение языковых явлений в динамике, на различных уровнях его организации. В последнее время ряд лингвистов отмечают необходимость динамического подхода к языку и введение в рассмотрение лингвистики языковой личности как равноправного объекта изучения (Караулов Н.И., 1987; Калина Н.Ф., 1997).

Применение различных методов психотерапии, представляющих собой преимущественно речевые практики, позволяет предположить, что динамика лингвистических характеристик речи больных в процессе психотерапии в определенной мере связанна с клинико-психологическими феноменами.

Анализ лингвистической динамики больных с невротическими расстройствами в результате применения психотерапевтических методов может стать прикладной моделью изучения клинической динамики психических расстройств вне частных теоретических описаний психотерапевтических методов.

Эти данные могут иметь значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации (Чуркин А.А., 2001; Назыров Р.К., 2003).

В связи с теоретическим и прикладным значением указанных вопросов дальнейшее их изучение представляется весьма актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение клинико-лингвистических характеристик больных неврозами и их динамики под влиянием психотерапии.

Задачи исследования. Достижение этой цели потребовало решение следующих задач:

1. Изучение структурной организации и особенностей лингвистических характеристик речи больных неврозами.

2. Исследование динамики лингвистических особенностей речи больных неврозами в процессе психотерапии.

3. Установление взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных с различными формами неврозов и клинико-психологических характеристик.

4. Выявление лингвистических маркеров основных клинических и клинико-психологических характеристик больных неврозами.

Научная новизна исследований. Впервые в медицинской практике лингвистические особенности больных неврозами исследованы с использованием комплекса методов, позволяющих изучить наиболее значимые уровни организации языка. Впервые исследована динамика психолингвистических показателей при проведении психотерапии. Определена связь психолингвистических показателей и их динамики с видом невротического расстройства, начальной мотивацией к психотерапии, методами и результатами лечения. Эти данные намечают пути повышения эффективности психотерапевтических и психопрофилактических мероприятий при неврозах.

Практическая ценность работы. Значение данного исследования состоит в использовании лингвистических особенностей больных неврозами в психотерапевтической практике и возможности более широкого учета лингвистических закономерностей в психотерапии, в частности, для определения мотивации к психотерапии, типа интрапсихической проблематики, особенностей клинико-психологических характеристик больных неврозами.

Материалы диссертации внедрены в практику работы отделения неврозов и психотерапии и отделения внебольничной психотерапии и реабилитации Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, используются в программах послевузовской специализации по психотерапии и медицинской (клинической) психологии в Учебном центре Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, последипломной подготовке психотерапевтов на кафедре психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Больные неврозами характеризуются психолингвистическими особенностями по сравнению со здоровыми людьми, которые проявляются в устной речи.

2. Имеется связь между клинико-психологическими и психолингвистическими особенностями больных.

3. Психолингвистические характеристики больных неврозами изменяются после проведенной психотерапии, что отражает их связь с динамикой соответствующих клинических и клинико-психологических показателей.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и выводов, изложенных на ____ страницах машинописного текста, содержит ___ таблиц и приложение. Указатель литературы включает ____ отечественных и ____ иностранных источников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материал и методы исследования. Обследовано 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет (69% -- в возрасте от 20 до 40 лет), находившихся на стационарном лечении в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Диагностика невротических расстройств у пациентов обследованной группы строилась с учетом позитивных и негативных критериев, принятых в отечественной неврозологии. В основную группу были включены больные в соответствии с клиническими критериями расстройств, включенных в раздел F-4 МКБ-10.

В качестве контроля были обследованы 50 здоровых испытуемых (не страдающих нервно-психическими и психосоматическими расстройствами). Состав обследованных в группах больных неврозами и здоровых был сходен по полу, возрасту и образованию.

По клинической классификации (Карвасарский Б.Д., 1990) больные распределились следующим образом: истерический невроз -- у 28 пациентов (35%), неврастения -- у 22 (27,5%), невроз навязчивых состояний -- у 30 (37,5%). Длительность заболевания составила от 1 года до 9 лет. Ведущими синдромами были: фобический, астенический, депрессивный и ипохондрический. По стадиям невроза больные распределились следующим образом: острый невроз - 17 человек (21,25%), затяжной невроз - 42 человека (52,5%), невротическое развитие - 21 человек (26,25%).

Для решения поставленных в работе задач применялись клинико-психопатологический, клинико-психологический, экспериментально-психологический и психолингвистический методы.

1. Клинический метод.

В специально разработанной карте больного фиксировался клинический диагноз и диагноз по МКБ-10, форма и стадия заболевания, ведущий и сопутствующий синдромы, продолжительность лечения, характер проводимой терапии, общая эффективность лечения.

2. Клинико-психологический метод.

Состояние больного оценивались с помощью диагностического опросника Е. Александровича, позволяющего определить выраженность невротической симптоматики по 13 клиническим шкалам и общий показатель невротичности.

3. Экспериментально-психологический метод.

Группы больных с невротическими расстройствами и здоровых были обследованы рядом экспериментально-психологических методик: опросник Cпилбергера (STAXI), предназначенный для изучения агрессии (Соловьева С.Л., 2000); тест Эллиса, используемый для выявления иррациональных установок; Торонтская Алекситимическая Шкала (ТАS), применение которой при исследовании больных неврозами описано в методическом пособии Д.Б. Ересько, Г.Л. Исуриной, Е.В. Кайдановской и др. (1994). Группа больных с невротическими расстройствами при поступлении также была обследована методикой для изучения мотивации к психотерапии.

4. Психолингвистический метод.

Исследовались тексты, полученные в результате устных высказываний испытуемых. Испытуемым предлагалось рассказать о себе и о своей жизни. Происходило это в форме монолога, время высказывания не ограничивалось. Речь испытуемого записывалась на магнитный носитель, о чем экспериментатор предупреждал заранее, и затем переводилась в текстовую форму. Полученные тексты составили материал для психолингвистического анализа.

Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись различные уровни анализа исследуемого текста. Для каждого уровня использовались методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.

Учитывая полученные ранее данные (Додонова Н.В., 1989; Черепанова И.Ю., 1999) исследовались более высокие уровни организации языка с применением соответствующих им методов исследования:

Определение процентного соотношения слов, представляющих разные части речи. Этот уровень организации языка в большей степени связан с общим психическим функционированием, развитием основных психических функций и интеллекта.

Методы контент-анализа (определение психолингвистических коэффициентов). Исследовались следующие показатели: коэффициент глагольности, коэффициент пассивного залога глаголов, коэффициент личных местоимений, коэффициент логической связности, коэффициент эмболии, коэффициент словарного разнообразия. Этот уровень организации языка в большей степени отражает личностные характеристики.

Исследовалось количество слов в тексте (объем речевой продукции), количество предложений, средний размер предложений в словах, процентное соотношение простых и сложных предложений. Особенности организации языка на этом уровне отражают специфику актуального состояния личности, эмоциональное состояние.

Кроме того, применялась методика ключевых слов и выделения семантических категорий, отражающих уникальный опыт человека и его субъективный мир. Данный метод является экспертным и позволяет определить ключевые слова текста и выделить специфику наиболее важных индивидуальных семантических категорий (Леонтьев А.А., 1999, Петренко В.Ф., 1989).

Из каждого текста, полученного в результате устного высказывания, экспертами (врач-психотерапевт, медицинский (клинический) психолог, специалист по лингвистике) выделялись десять ключевых слов. Затем из текстов всех испытуемых каждой из трех групп выделялось по 5 наиболее часто встречающихся ключевых слов. Эти ключевые слова располагались в порядке убывания частоты встречаемости в текстах испытуемых данной группы. При анализе полученных слов были выделены следующие категории (группы слов, понятий, объединенных одной темой): жизнь, труд, отдых, личные отношения, социальные отношения, общение, долженствование, желание, страдание, удовольствие, достижение, неудача, помощь, собственные положительные качества, собственные отрицательные качества, здоровье, болезнь. Таким образом, все ключевые слова рассматривались с точки зрения принадлежности к одной из вышеописанных категорий.

Исследование проводилось дважды у всех больных неврозами: при поступлении и по окончании лечения в клинике и однократно у здоровых людей.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Учитывались результаты со степенью достоверности не ниже 95% (р

КЛИНИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ И ИХ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Было проведено специальное исследование, направленное на изучение лингвистических особенностей у больных неврозами в динамике и взаимосвязи с клиническими и клинико-психологическими характеристиками. Перед исследователями стояли задачи установления взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных разными формами неврозов с клинико-психологическими характеристиками, особенностями структурной организации и изучения лингвистических характеристик речи больных неврозами, динамики лингвистических особенностей их речи в процессе психотерапии. Были обследованы 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет. Для решения поставленных в работе задач применяли клинико-психологический (опросник Е.Александровича), экспериментально-психологический [опросник Спилбергера — STAXI — в модификации С.Л.Соловьевой (2000), тест Эллиса, Торонтская алекситимиче-ская шкала (TAS)], а также психолингвистический методы. При изучении психолингвистических показателей исследовались тексты, полученные в результате устных монологических высказываний испытуемых. Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись уровни анализа исследуемого текста (лексико-стилистический, лексико-грамматический, морфостилистический). Для каждого уровня использовали методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Д альнейшее развитие клинических основ психотерапии и превращение психотерапии в медицинскую специальность, интегрированную в систему здравоохранения, предполагает создание более совершенных комплексных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, сочетающих методические компоненты динамического, поведенческого, гуманистического подходов [7, 11].
Для решения подобных задач привлекались различные концепции, основанные на философских, методологических или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает наиболее полное использование достижений наук о языке (лингвистики, семантики, нарратологии и др.). Интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапию способствуют отечественные теории неврозогенеза и представление о личности в психотерапии [2, 4, 6, 10], концепции языковой природы сознания [1, 8, 9, 16], а также представление о языковой природе самой психотерапии [3, 12, 14, 17]. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов [8, 14, 18], а также с немногочисленными исследованиями лингвистических аспектов клинических проявлений невротических расстройств [2, 3, 5, 13, 15]. Эти данные имеют большое значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации [11].
Учитывая теоретическое и практическое значение этих вопросов, было проведено специальное исследование, направленное на изучение лингвистических особенностей у больных неврозами в динамике и взаимосвязи с клиническими и клинико-психологическими характеристиками.
Перед исследователями стояли задачи установления взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных разными формами неврозов с клинико-психологическими характеристиками, особенностями структурной организации и изучения лингвистических характеристик речи больных неврозами, динамики лингвистических особенностей их речи в процессе психотерапии.
Были обследованы 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Диагностика невротических расстройств строилась с учетом позитивных и негативных критериев, принятых в современной отечественной неврозологии [6]. Контрольную группу составили 50 жителей Санкт-Петербурга, соответствующих критериям психического здоровья по ВОЗ. Состав обследованных в группах больных неврозами и здоровых был сопоставим по полу, возрасту и образованию.
Для решения поставленных в работе задач применяли клинико-психологический (опросник Е.Александровича), экспериментально-психологический [опросник Cпилбергера – STAXI – в модификации С.Л.Соловьевой (2000), тест Эллиса, Торонтская алекситимическая шкала (ТАS)], а также психолингвистический методы. При изучении психолингвистических показателей исследовались тексты, полученные в результате устных монологических высказываний испытуемых. Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись уровни анализа исследуемого текста (лексико-стилистический, лексико-грамматический, морфостилистический). Для каждого уровня использовали методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Учитывали результаты со степенью достоверности не ниже 95% (p

Речь при неврозах

Речь при неврозах

В литературе имеется незначительное количество работ, непосредственно связанных с проблемой речевого поведения людей в невротических состояниях. Следует отметить сходство указываемых характеристик с проводимыми нами ранее особенностями речи при маниакально-депрессивных психозах. Следует отметить работы Маля, Шапиро [Malh, 1963; Shapiro, 1977].

Интересно сопоставление различных групп невротических больных (с точки зрения использования ими различных речевых средств лексического уровня) [Tailor, Doody, 1985]. В ряде работ подчеркивается важность анализа тех параметров речи, которые меняются в состоянии эмоциональной напряженности – число повторений фраз, слов, слогов, парафазии, число и характер пауз [Dibney, 1956; Osgood, 1967; Витт, 1974].

В целом, считается, что особенности речи при неврозах должны проявляться в содержательной стороне речи, так как важнейшую роль в формировании их играют личностные особенности больных. Поэтому обработка речевого материала ведется с помощью различных шкал тревоги, агрессии, депрессии, коммуникабельности [Карвасарский, 1980; Мясищев, 1980; Додонова, 1988].

Из этого, на наш взгляд, следует, что речевой материал используется при изучении неврозов не как источник собственно речевой информации, а как способ, язык для проникания в личность больного. Существенную роль поэтому играет подбор речевых тестов для каждой группы больных (психосмотические больные, больные с неврозом навязчивых состояний, больные истерией и т.д.) с учетом пола.

В различных областях человеческой деятельности могут возникать ситуации, при которых речь является практически единственным источником информации о психическом состоянии человека. В связи с этим встает вопрос, может ли речь с достаточной надежностью отражать эмоциональное и физическое состояние человека, его личностные особенности и, в частности, наличие невротических расстройств. В обширной литературе, посвященной изучению речи психических больных, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению речи больных, страдающих неврозами, в указанном нами аспекте [Ласко и др., 1975; Malh, 1963].

Учитывая вышесказанное, задачей настоящей работы является изучение некоторых особенностей речевого поведения именно этой группы больных. В качестве метода использовался контент-анализ, позволяющий проанализировать содержательную сторону речевой продукции здорового или больного человека. Было проведено обследование 74 больных неврозами в возрасте от 18 до 55 лет (30 больных с неврастенией, 30 — с истерическими неврозами и 14 — неврозами навязчивых состоянии). Контрольная группа состояла из 20 здоровых лиц в возрасте от 20 до 50 лет.

Наиболее часто встречающимися состояниями в клинике неврозов являются состояние тревоги, агрессии и депрессии, а областью проявления имеющихся психологических конфликтов — различные виды обобщения. В связи с этим в нашем исследовании уделялось внимание проявлению в речи именно этих состояний, а также различных типов коммуникаций.

Обработка речевого материала проводилась с помощью модифицированных нами контент-шкал Готтшалка-Глезера [Gottschalk, Gleser, 1969; Gottschalk, 1978]. Использовались шкалы тревоги, агрессии, депрессии и самостоятельно составленная шкала общения. Этот тип анализа основывается на предположении, что степень выраженности того или иного психического состояния зависит от частоты упоминаний о нем в речи и от прямой или косвенной формы выражения этого состояния. В качестве оцениваемого высказывания могут быть как слово, так и группа слов или простое предложение. В соответствии со шкалой высказываниям от 1-го лица приписывается 3 балла, от 3-го лица — 2 балла и 1 балл, если наличие измеряемого состояния отрицается или приписывается неодушевленному предмету. Затем сумма баллов, полученная для текста, делится на число оцениваемых высказываний. Для оценки личностных особенностей испытуемых использовалась методика MMPI (вариант, адаптированный И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик, Т.Л. Федоровой, 1984).

Каждый из рассказов оценивался по выраженности:

· тревоги по поводу смерти и физического неблагополучия (тр1);

· тревоги по поводу разобщения (тр2);

· тревоги социального неодобрения (трЗ);

· неопределенной тревоги (тр4);

· тревоги за других людей (тр5);

· открытой агрессии, которая проявляется от лица рассказчика (агр1);

· скрытой агрессии, выражаемой от лица других действующих лиц рассказа (агр2);

· амбивалентной агрессии, направленной одновременно вовне и на себя самого (агр3);

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


  • о нас
  • Предварительная консультация
  • консультация специалистов
  • психотерапия
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
  • вип-психотерапия
  • психодиагностика
  • развивающие тренинги
  • психотерапия on-line
  • форум







КЛИНИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ И ИХ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Ремесло М.Б., Назыров Р.К.
Введение.
Дальнейшее развитие клинических основ психотерапии, и превращение психотерапию в медицинскую специальность, более полно интегрированную в систему здравоохранения, предполагает создание более совершенных интегративных (комплексных) психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, совмещающих в себе методические компоненты динамического, поведенческого, гуманистических подходов, а также привлечение в индивидуальные программы психотерапии других необходимых компонентов и форм психотерапии (6, 7, 17).
Для решения подобных задач в истории современной психотерапии привлекались различные интегрирующие концепции, основанные на философских, методологических, мировоззренческих или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает новый аспект рассмотрения человеческого страдания с учетом достижений наук о языке и в, первую очередь, лингвистики, наратологии и семантики, и их интеграции в психотерапию. Такой интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапии способствуют отечественные теории неврозогенеза и представление о личности в психотерапии (13, 6), концепции языковой природы сознания (1, 12, 18), а так же представление о языковой природе самой психотерапии (7, 9,14,25,26).
Вместе с тем, несмотря на очевидную значимость, лингвистические аспекты психотерапии остаются областями мало разработанными и незнакомыми большинству психотерапевтов. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов (10,22), а так же немногочисленными исследованиями лингвистических аспектов клинических проявлений невротических расстройств (2,3,23,25). Имеющиеся исследования не учитывают современные методологические принципы изучения языковых явлений, предполагающие изучение языковых явлений в динамике, на различных уровнях его организации. В последнее время ряд лингвистов отмечают необходимость динамического подхода к языку, рассмотрение особенностей языковой личности как равноправного объекта изучения других лингвистических явлений (4,5,3).
Эти данные имеют большое значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации (16, 15).
В связи с тем, что теоретико-практическим значением указанных вопросов дальнейшее их изучение представляется весьма актуальным было проведено специальное исследование, направленное на изучение лингвистических особенностей у больных неврозами в динамике во взаимосвязи с клиническими и клинико-психологическими их характеристиками (19-21).
Перед исследователями стояли задачи: установление взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных различными формами неврозов с клинико-психологическими характеристиками, изучение структурной организации и

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.