Логоневроз это может относится к неврозам общим и системным

Иногда происходит их пролонгация, и возникают паузы. Затрудненное общение приводит к психологическим проблемам, поэтому решать ее необходимо. Согласно статистике патология проявляется чаще у мужчин.

Этиология заболевания

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки. В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

Что такое логоневроз?

Логоневроз относится к системным общим неврозам. Патологическое состояние возникает в основном, когда ребенок испытывает сильный стресс. Речевой невроз чаще диагностируется у мальчиков.

Установлено, что логоневроз имеет связь с логофобией или страхом речи (боязнью разговора).

Причины развития у детей

Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка. Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков. Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

  1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
  2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
  3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
  4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
  5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
  6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Симптомы и поведение

Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным. Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события. Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков. В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении. Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.

Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.

Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта. Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически. В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.

Симптоматика

Отличительной особенностью неврологической разновидности заикания считается неравномерность проявления речевой дисфункции. У одних и тех же детей выраженность симптомов отличается в разное время, никогда нельзя сказать точно, в какой ситуации и продуктивность речевого контакта будет минимальная. Зачастую в привычной для пациента обстановке среди близких родственников болезнь проявляется незначительно, человек заикается слегка.

Интенсивность симптомов усугубляется при нервозности, психологическом напряжении, возникновении чувства ответственности или повышенной значимости того или иного процесса. Все пациенты, у которых диагностировали логоневроз, утверждают, что симптомы быстро усиливаются, когда нужно разговаривать с незнакомым человеком, выступать перед множеством людей.

Закрепление заикания

Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

  • невроз депрессивного типа;
  • нарушение сна;
  • астения;
  • неврастения;
  • истерия;
  • фобии;
  • энурез;
  • ипохондрия.

Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.

Психологический портрет

Чаще всего детское заикание впервые проявляется в возрасте от 2 до 6 лет. Именно в это время происходит активное развитие речи и накопление словарного запаса. Замечено, что мальчики страдают в 3-4 раза чаще девочек, а всего проблема охватывает 2% детского населения. Обычно логоневроз развивается у ранимых и тревожных, быстро утомляющихся, чувствительных к стрессу малышей, а также у детей, чьи родители или другие родственники заикаются.

Нередко оказывается, что заикающийся ребенок живет в внешне благополучной, но конфликтной обстановке. Если члены семьи постоянно ругаются, а атмосфера в доме тяжелая и недружественная, невроз может проявиться очень ярко. При этом с самим ребенком могут сюсюкать и играть, но этого недостаточно – родители должны уважительно общаться друг с другом и другими родственниками, это необходимо для гармоничного развития ребенка.

Диагностика

Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера. При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе. Задачей невролога является проверка на отклонения в неврологическом статусе. Как правило, при логоневрозе они отсутствуют. Специалист может обнаружить несущественное оживление рефлексов и признаки дисфункции вегетативного типа.

Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.

  1. Электроэнцефалография.
  2. Эхоэнцефалография.
  3. Реоэнцефалография.
  4. Магнитно-резонансная томография.
  5. Компьютерная томография.

Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

Как лечить логоневроз

Ввиду того что логоневроз представляет собой один из видов неврозов, патологическое состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями речевого аппарата.

В основе рассматриваемой проблематики лежат нервные расстройства, поэтому лечение логоневроза у взрослых и детей проводится с помощью седативных препаратов, успокаивающих нервную систему:

При логоневрозе лечение, основанное на психотерапевтических методиках, предусматривает проведение сеансов:

  1. Рациональной психотерапии. Метод позволяет устранить негативные мысли о себе и окружающей обстановке, а также сформировать положительный взгляд на проблему.
  2. Суггестивной психотерапии. Этот поход предполагает гипнотическое воздействие на психику пациента.
  3. Аутотренингов. Данный способ помогает пациенту обучиться контролю собственной речи.

По окончании психотерапевтического лечения пациент должен избавиться от заикания.

Занятия с логопедом дают наиболее ощутимый эффект в лечении логоневроза, если сочетаются с приемом седативных препаратов и посещением психотерапевта.

Логопед работает над постановкой правильного произношения отдельных звуков или слогов. При этом в случае заикания, возникающего в раннем возрасте, логопедическое лечение составляет основу терапии патологического состояния.

Лечение посредством ЛФК, как и другие формы терапии, направлено на нормализацию состояния нервной системы. Аналогичную цель можно достигнуть, посещая мануального терапевта.

Дыхательные упражнения, как и ЛФК, относятся к практике йоги. Этот способ лечения позволяет восстановить состояние нервной системы, избавиться от тревожности и страха. Дыхательные упражнения эффективны в стрессовых ситуациях. Порядок и правила выполнения подобных занятий следует уточнять у лечащего врача.

Методы психотерапии

Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

  • психоанализ;
  • психокоррекция;
  • арт-терапия;
  • психологические тренинги;
  • психотерапия.

Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

В целях профилактики развития логоневроза необходимо повысить собственную стрессоустойчивость. Для этого следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • вести активный образ жизни;
  • снизить уровень физической и умственной нагрузки;
  • восстановить режимы сна и бодрствования.

Занимаясь лечением детей, необходимо снизить уровень психоэмоциональной нагрузки. С ребенком рекомендуется вести себя так, чтобы действия взрослых повышали самооценку у малыша.

Логоневроз — это нарушение плавности и темпа речи в виде задержки, изменения, повторения или удлинения отдельных звуков, слогов и слов. Впервые такая проблема проявляется у детей в возрасте 2-6 лет. В случае возникновения логоневроза, ребенка необходимо показать нескольким специалистам, так как нарушение речи может быть обусловлено различными причинами.

Что такое логоневроз?

Логоневроз относится к системным общим неврозам. Патологическое состояние возникает в основном, когда ребенок испытывает сильный стресс. Речевой невроз чаще диагностируется у мальчиков.

Установлено, что логоневроз имеет связь с логофобией или страхом речи (боязнью разговора).

Виды и причины возникновения невроза

Речевой невроз подразделяется на три формы:

1. Тонический. Характеризуется тягучим и долгим произношением звуков и слогов или паузами в речи.

2. Клонический. Отличается повторением несколько раз звуков и слогов.

3. Смешанный. В соответствии со своим названием сочетает тонический и клонический виды.

Отличие заикания от логоневроза заключается в том, что первое проявляется постоянно, а второе — в момент сильного стресса или нервного перенапряжения.

Рассматриваемое патологическое состояние может проявиться как в детском возрасте, так и у взрослых людей, и его возникновение может быть связано с различными причинами. У детей в период от 2 до 4 лет нервное заикание развивается из-за следующих факторов:

  1. Особенности развития речевого аппарата. К нарушениям, в частности, приводит стремление родителей в раннем возрасте обучить ребенка нескольким языкам. Из-за этого у детей формируется неправильный темп речи.
  2. Особенности характера. Неврозы в целом возникают у мнительных, тревожных, нервных детей.
  3. Наследственная предрасположенность. У родителей с речевыми нарушениями дети часто имеют сходные проблемы.

Заикание в раннем возрасте развивается из-за речевых патологий:

  • алалия;
  • дислалия;
  • ринолалия.

Кроме указанных причин у детей в первые годы жизни логоневроз возникает на фоне патологий ЦНС, вызванных гипоксией плода, инфекционными заболеваниями во время беременности, родовыми травмами.

У детей старше четырех лет логоневроз возникает обычно под действием других факторов:

  1. Сильный или продолжительный стресс. Постоянные конфликты в семье, проблемы с ровесниками и другие подобные факторы провоцируют развитие заикания.
  2. Страх. Логоневроз впервые проявляется в момент, когда дети, испытывающие сильное нервное напряжение (например, во время выступления), пугаются чего-либо. В будущем при возникновении аналогичной ситуации заикание будет возвращаться.
  3. Психологические травмы. К ним относится страх, давление родителей, неправильное воспитание, завышенные требования со стороны взрослых.




В более старшем возрасте логоневроз возникает на фоне физического или умственного переутомления. У подростков в силу особенностей развития организма в данном периоде отмечаются кратковременные проявления речевого невроза.

Логоневроз у взрослых возникает из-за следующих причин:

  • травмы головного мозга;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • инфекционные патологии, из-за которых нарушается прохождение нервных импульсов.

Как и у детей, к появлению логоневроза у взрослых может привести психологическая травма. Лечение патологического состояния рекомендуется проводить как можно раньше.

Симптоматика заикания

Основной симптом логоневроза, который проявляется у детей и взрослых — паузы во время разговора. Также на патологическое состояние указывают:

  • многократное повторение отдельных звуков, слогов или слов;
  • проблемы с произнесение слов или слогов;
  • спазмы мышц гортани;
  • чувство нехватки воздуха.

Одновременно с этим у людей отмечаются артикуляционные и дыхательные судороги. Последние характерны для невроза, затрагивающего органы дыхания.

При невротическом заикании обычно жалобы бывают на:

  • повышенную тревожность;
  • чувство страха;
  • проблемы с самооценкой;
  • активное потоотделение;
  • проблемы со сном.

В момент возникновения проблем с произнесением слогов или слов, у пациента изменяется мимика, появляются гримасы на лице, тики. У больного человека подрагивают губы, непроизвольно моргают глаза.

Методы диагностики

Постановкой диагноза занимается невролог. При подозрении в систематических (около трех месяцев) нарушениях плавности и ритмичности речи, затруднениях начать предложение, вызванных повторяющимися заминками, возникновении гримас в ходе разговора для преодоления выговаривания проблемных букв или слогов врач ставит диагноз — логоневроз.

При подозрении на невроз проводятся обследования пациента с помощью ЭЭГ и МРТ.

При необходимости назначаются другие диагностические мероприятия, включающие анализ жалоб пациента, выясняется психологический климат в семье. Эти данные позволяют исключить наличие других патологий и подобрать оптимальную тактику лечения.

Как лечить логоневроз

Ввиду того что логоневроз представляет собой один из видов неврозов, патологическое состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями речевого аппарата.

В основе рассматриваемой проблематики лежат нервные расстройства, поэтому лечение логоневроза у взрослых и детей проводится с помощью седативных препаратов, успокаивающих нервную систему:


При логоневрозе лечение, основанное на психотерапевтических методиках, предусматривает проведение сеансов:

  1. Рациональной психотерапии. Метод позволяет устранить негативные мысли о себе и окружающей обстановке, а также сформировать положительный взгляд на проблему.
  2. Суггестивной психотерапии. Этот поход предполагает гипнотическое воздействие на психику пациента.
  3. Аутотренингов. Данный способ помогает пациенту обучиться контролю собственной речи.

По окончании психотерапевтического лечения пациент должен избавиться от заикания.

Занятия с логопедом дают наиболее ощутимый эффект в лечении логоневроза, если сочетаются с приемом седативных препаратов и посещением психотерапевта.

Логопед работает над постановкой правильного произношения отдельных звуков или слогов. При этом в случае заикания, возникающего в раннем возрасте, логопедическое лечение составляет основу терапии патологического состояния.

Лечение посредством ЛФК, как и другие формы терапии, направлено на нормализацию состояния нервной системы. Аналогичную цель можно достигнуть, посещая мануального терапевта.

Дыхательные упражнения, как и ЛФК, относятся к практике йоги. Этот способ лечения позволяет восстановить состояние нервной системы, избавиться от тревожности и страха. Дыхательные упражнения эффективны в стрессовых ситуациях. Порядок и правила выполнения подобных занятий следует уточнять у лечащего врача.

Лечение народными средствами

Лечение в домашних условиях призвано восстановить состояние нервной системы. Для этой цели применяются:

  • настойка валерианы;
  • настойка пиона;
  • настойка боярышника и другие растительные седативные средства.

Также дома в лечении можно применять отвары душицы, руты пахучей или крапивы.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

В целях профилактики развития логоневроза необходимо повысить собственную стрессоустойчивость. Для этого следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • вести активный образ жизни;
  • снизить уровень физической и умственной нагрузки;
  • восстановить режимы сна и бодрствования.




Занимаясь лечением детей, необходимо снизить уровень психоэмоциональной нагрузки. С ребенком рекомендуется вести себя так, чтобы действия взрослых повышали самооценку у малыша.

Логоневроз (лалонервоз, невроз речи) – это форма заикания, которая появляется как симптом невроза. Согласно МКБ 10 логоневроз относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения и не является отдельной нозологической единицей. Логоневроз может возникать как у детей, так и у взрослых.

Этиологический фактор

Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.

Наиболее распространенными причинами логоневроза являются:

  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты;
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство;
  • Наследственная предрасположенность.

У детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. Для каждого возраста выделяют отдельные причины. У маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата.

У подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.

Нарушение речи появляются как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Если обстановка в доме напряженная, имеют место постоянные конфликты, то ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Клиническая картина

Заикание при логоневрозе появляется не произвольно, а только в стрессовых ситуациях. Пусковым фактором может быть любое эмоциональное перенапряжение, ссора, всевозможные сильные положительные или отрицательные эмоции.

Так как логоневроз в первую очередь неврологическое состояние, то можно наблюдать соответствующие симптомы. К заиканию присоединяются мышечные тики, непроизвольные гримасы, моргание, судороги. Пациенты жалуются на нехватку воздуха, ощущение удушья.

Изменяется также психическое состояние пациента. Он становится более уязвимым, начинает остро ощущать собственную неполноценность. Многие больные жалуются на отсутствие аппетита, нарушения сна (бессонница или кошмарные сны). Значительно нарастает уровень тревожности, могут появляться немотивированные страхи. Такое состояние психики в свою очередь провоцирует возникновение новых приступов неврологического заикания.

Если такое состояние развивается у детей или подростков, оно может привести к возникновению комплексов или более серьезных психологических нарушений. Дети начинают сознательно избегать ситуаций, которые могут привести к формированию приступа. Ребенок становится более замкнутым, неохотно идет на контакт. В некоторых случаях это может трансформироваться в депрессию.

Принципы диагностики и терапии

Перед началом лечения необходимо установить причину заикания. Для определения органических поражений головного мозга необходимо сделать МРТ или КТ. Психолог или психотерапевт помогает установить факт наличия травмирующего агента в прошлом.

Лечение логоневроза можно разделить на две группы. К первой относится коррекция неврологических и психологических нарушений. А с проблемами артикуляции борются логопеды.

Логоневроз – это многокомпонентное заболевание, которое требует комплексного подхода к лечению. Каждый пациент требует индивидуального подхода и проработку целого комплекса мероприятий, направленного на устранения заболевания и его последствий.

Занятия с логопедом помогают ребенку избавиться от скованности, научиться проговаривать все звуки правильно. У детей формируется четкая и грамотная артикуляция всех звуков, что на следующих этапах лечения позволяет ему чувствовать себя более раскрепощенно. Врач помогает освоить технику правильного дыхания и речи. С помощью нее пациент учится владеть собственным голосом и речевым аппаратом в полной мере. Для этого используются техники Арутюняна или дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Методы психотерапии

Работа с психотерапевтом нужна для решения психологической причины. С этой целью у взрослых можно применять методы гештальт-терапии.

Врач проводит индивидуальные занятия с пациентом для того, чтобы определиться с отношением к травмирующей ситуации и вместе найти решение. Можно использовать элементы гипноза, т.н. суггестивная методика лечения логоневроза.

Важно научить пациента приемам аутотренинга. Они необходимы для того, чтобы к человеку вернулись уверенность в собственных силах и он мог вести полноценную социальную жизнь.

Все подходы индивидуальны и, к сожалению, ни один из них не дает 100%ной гарантии.

Лечебная физкультура

Существует множество практик по лечению неврологического заикания, в основе которых лежат упражнения из йоги.

Многие врачи советуют обратиться к мануальному терапевту. Точечный массаж подходит как для лечения взрослых, так и детям. Эта методика помогает снять напряжение речевых центров и восстановить нервную регуляцию речевого аппарата.

Иногда результаты видны уже после первых сеансов, но в большинстве случаев необходимо настроиться на долгое лечение.

Нетрадиционные методы

Лечение логоневроза с помощью народных средств в домашних условиях довольно распространено. В основе этих методов лежит успокаивающее действие трав и отваров из них.

Можно приготовить настой на основе ромашки, липы, крапивы, мелиссы. Для этого необходимо взять все эти травы в равных пропорциях и сделать настой из расчета 1 столовая ложка на литр кипятка. Пить этот настой три раза в день.

Похожим эффектом обладает сбор из плодов шиповника, почек березы, полыни, мяты и чебреца. Смешайте компоненты и сделайте отвар. Им рекомендуется полоскать рот два-три раза в день.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.