Может при неврозе быть нарушение речи

В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

Существует две формы этого патологического состояния:

  1. Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
  2. Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.

Причины и виды заболевания

Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

  • психоэмоциональные потрясения;
  • поражение нервной системы инфекционного характера;
  • нарушения эндокринной системы;
  • ДЦП.

Существует три вида логоневроза:

  • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
  • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
  • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.

Симптомы нарушения

Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

  • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
  • затрудненное произношение слов;
  • спазм языка и губ;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • появление гримасы;
  • ускоренное моргание;
  • психическое напряжение;
  • нарушение сна;
  • повышенная потливость;
  • отсутствие аппетита;
  • развитие чувства неполноценности.

Стадии развития отклонения

Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

  1. Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить
    выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
  2. Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
  3. С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
  4. Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.

Осмотр и диагностика

В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

  • нарушения ритмичности речи;
  • в начале речи появляются запинки и трудности;
  • есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.

Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

Выясняются следующие свойства:

  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • постоянные или приходящие проблемы с речью;
  • в какой период возникли жалобы;
  • с чем связано нарушение речи;
  • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.

Коррекция и восстановление


Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

  • седативные средства: Афобазол, Новопассит.
  • общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
  • средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.

Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист
воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.

Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

  • сбалансированное и здоровое питание;
  • режим труда и отдыха;
  • достаточный и полноценный сон;
  • исключение развития стрессовых ситуаций;
  • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом;
  • общение со сверстниками;
  • обучение плавности и неторопливости речи;
  • уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
  • правильно произносить звуки;
  • следить за мимикой;
  • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Интересные факты из истории логоневроза


Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

Нарушения речи являются не только проблемой здоровья, но и социальной проблемой, поскольку в большинстве случаев они приводят к снижению самооценки и трудностям в установлении межличностных контактов.

Важно отметить, что причины их возникновения могут быть различными. Они могут возникнуть в результате неправильной анатомии речевого аппарата (например, из-за короткой уздечки), а также из-за психических и неврологических проблем (речевые расстройства часто являются первым предвестником спектра аутизма).

Одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей является заикание. Есть также частые дефекты речи (дислалия), афазия, дизартрия и невроз речи.

1. Нарушения речи: заикание

Заикание считается одним из наиболее распространенных нарушений речи, которое встречается как у детей, так и у взрослых.

Характеризуется нарушениями некоторых элементов речи, в том числе: скорости речи, длительности отдельных звуков, ритма речи и интонации.

Заикание считается расстройством речи, когда оно существенно нарушает беглость речи, мешает пониманию и установлению межличностных контактов.

Заикание, как и другие нарушения речи, является психологической проблемой, поскольку часто сопровождается смущением и чувством дискомфорта.

По словам неврологов, в 90% случаев заикание происходит во время развития речи, как правило, в дошкольном возрасте у детей с задержкой речевого развития.

Причины заикания могут быть разными. Медики отводят большую роль психофизическим и социальным факторам. На нарушения речи у детей также могут влиять наследственность, низкая лингвистическая эффективность и низкая двигательная подготовленность.

У многих людей заикание является следствием сильного влияния психофизических факторов, в том числе: психической травмы, длительного стресса, беспокойства, тревоги и чрезмерного напряжения.

2. Расстройство речи: дислалия

Дислалия является одним из наиболее часто диагностируемых нарушений речи. Она могут иметь разнообразный субстрат – чаще всего возникает в результате:

  1. Неправильная конструкция речевого аппарата (в том числе неправильный прикус).
  2. Задержки в развитии речи.
  3. В ходе афазии (нарушения речи из-за искажения структур головного мозга).
  4. Детский паралич мозга.
  5. Нарушение слуха.

Нарушения речи у ребенка следует лечить под руководством логопеда, невролога и ЛОР-специалиста.

3. Расстройство речи: афазия

Афазия определяется как нарушения речи, возникающие в результате искажения структур мозга. Эти искажения могут принимать различные формы.

  1. Афазия экспрессивного восприятия (полная), которая характеризуется недостаточным развитием речи или полной потерей речи, а иногда и отсутствием понимания речи.
  2. Моторная (частичная) афазия, для которой характерно недостаточное развитие языковой экспрессии.
  3. Сенсорная афазия (акустическая), для которой характерны проблемы с пониманием речи при сохранении способности говорить.

Афазия – это группа нарушений речи, которая часто сопровождает умственную отсталость, нарушения слуха и речи.

Афазия у детей может иметь различные причины, среди которых наиболее распространенными являются:

  1. Задержки созревания корковых центров.
  2. Органические микроповреждения головного мозга.
  3. Замедление процесса создания нервных волокон, нервных оболочек.
  4. Аномальное развитие нервов, отвечающих за речевой аппарат.
  5. Нарушения в развитии, которые возникали в течение жизни плода (обычно в первом триместре беременности).

Детская афазия обычно возникает в раннем детстве. Чаще всего, когда языковые навыки начинают развиваться или, когда ребенок уже приобрел их частично.

Важно отметить, что афазия может принимать различные формы, что затрудняет ее диагностику. Иногда дети могут иметь полную утрату уже освоенных языковых навыков. Очень важно различать развивающуюся и приобретенную афазию.

4. Нарушения речи: дизартрия

Дизартрия – это нарушение речи, которое поражает как детей, так и взрослых. Дизартрия является следствием повреждения нервных путей, связанных с преобразованием импульсов мозга в звуки.

Существует несколько различных типов дизартрии:

Бульбарная дизартрия – сопровождается искажениями при реализации звуков, требующих мышечного напряжения. Это губные согласные, небные согласные и допингвистические согласные.

Важно отметить, что эти типы речевых расстройств часто сопровождаются расстройствами пищевого поведения, которые могут привести к проблемам с желудком.

Дизартрия мозжечка – является следствием повреждения мозжечка, что обычно приводит к проблемам с координацией и скоростью речи.

Человек, затронутый этим расстройством речи, обычно делает перерывы во время разговора.

Кортикальная дизартрия – является следствием повреждения моторной области коры головного мозга вместе с речевой областью.

В то же время это может быть двустороннее повреждение, которое приводит к парализации речевого аппарата, или одностороннее, что приводит к ограничению его подвижности.

5. Нарушения речи: речевые неврозы

Речевые неврозы в основном возникают в стрессовых ситуациях и часто встречаются у детей из неблагополучных семей. Они также могут проявляться в трудных, эмоциональных условиях для ребенка, например, в случае развода родителей или смерти одного из них.

Невротические нарушения речи включают в себя:

  1. Мутизм, который характеризуется полным исчезновением или отсутствием речи при понимании устной речи.
  2. Заикание, которое является расстройством темпа речи, состоящим в потере слогов и нарушении речевой беглости.
  3. Эхолалия, которая заключается в неконтролируемом повторении предложений и слов.

Основная цель – призвать родителей не откладывать консультации с логопедом в случае нарушения речи у детей. Более ранняя работа ребенка с логопедом может практически устранить проблему.

Логоневроз (лалонервоз, невроз речи) – это форма заикания, которая появляется как симптом невроза. Согласно МКБ 10 логоневроз относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения и не является отдельной нозологической единицей. Логоневроз может возникать как у детей, так и у взрослых.

Этиологический фактор

Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.

Наиболее распространенными причинами логоневроза являются:

  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты;
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство;
  • Наследственная предрасположенность.

У детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. Для каждого возраста выделяют отдельные причины. У маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата.

У подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.

Нарушение речи появляются как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Если обстановка в доме напряженная, имеют место постоянные конфликты, то ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Клиническая картина

Заикание при логоневрозе появляется не произвольно, а только в стрессовых ситуациях. Пусковым фактором может быть любое эмоциональное перенапряжение, ссора, всевозможные сильные положительные или отрицательные эмоции.

Так как логоневроз в первую очередь неврологическое состояние, то можно наблюдать соответствующие симптомы. К заиканию присоединяются мышечные тики, непроизвольные гримасы, моргание, судороги. Пациенты жалуются на нехватку воздуха, ощущение удушья.

Изменяется также психическое состояние пациента. Он становится более уязвимым, начинает остро ощущать собственную неполноценность. Многие больные жалуются на отсутствие аппетита, нарушения сна (бессонница или кошмарные сны). Значительно нарастает уровень тревожности, могут появляться немотивированные страхи. Такое состояние психики в свою очередь провоцирует возникновение новых приступов неврологического заикания.

Если такое состояние развивается у детей или подростков, оно может привести к возникновению комплексов или более серьезных психологических нарушений. Дети начинают сознательно избегать ситуаций, которые могут привести к формированию приступа. Ребенок становится более замкнутым, неохотно идет на контакт. В некоторых случаях это может трансформироваться в депрессию.

Принципы диагностики и терапии

Перед началом лечения необходимо установить причину заикания. Для определения органических поражений головного мозга необходимо сделать МРТ или КТ. Психолог или психотерапевт помогает установить факт наличия травмирующего агента в прошлом.

Лечение логоневроза можно разделить на две группы. К первой относится коррекция неврологических и психологических нарушений. А с проблемами артикуляции борются логопеды.

Логоневроз – это многокомпонентное заболевание, которое требует комплексного подхода к лечению. Каждый пациент требует индивидуального подхода и проработку целого комплекса мероприятий, направленного на устранения заболевания и его последствий.

Занятия с логопедом помогают ребенку избавиться от скованности, научиться проговаривать все звуки правильно. У детей формируется четкая и грамотная артикуляция всех звуков, что на следующих этапах лечения позволяет ему чувствовать себя более раскрепощенно. Врач помогает освоить технику правильного дыхания и речи. С помощью нее пациент учится владеть собственным голосом и речевым аппаратом в полной мере. Для этого используются техники Арутюняна или дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Методы психотерапии

Работа с психотерапевтом нужна для решения психологической причины. С этой целью у взрослых можно применять методы гештальт-терапии.

Врач проводит индивидуальные занятия с пациентом для того, чтобы определиться с отношением к травмирующей ситуации и вместе найти решение. Можно использовать элементы гипноза, т.н. суггестивная методика лечения логоневроза.

Важно научить пациента приемам аутотренинга. Они необходимы для того, чтобы к человеку вернулись уверенность в собственных силах и он мог вести полноценную социальную жизнь.

Все подходы индивидуальны и, к сожалению, ни один из них не дает 100%ной гарантии.

Лечебная физкультура

Существует множество практик по лечению неврологического заикания, в основе которых лежат упражнения из йоги.

Многие врачи советуют обратиться к мануальному терапевту. Точечный массаж подходит как для лечения взрослых, так и детям. Эта методика помогает снять напряжение речевых центров и восстановить нервную регуляцию речевого аппарата.

Иногда результаты видны уже после первых сеансов, но в большинстве случаев необходимо настроиться на долгое лечение.

Нетрадиционные методы

Лечение логоневроза с помощью народных средств в домашних условиях довольно распространено. В основе этих методов лежит успокаивающее действие трав и отваров из них.

Можно приготовить настой на основе ромашки, липы, крапивы, мелиссы. Для этого необходимо взять все эти травы в равных пропорциях и сделать настой из расчета 1 столовая ложка на литр кипятка. Пить этот настой три раза в день.

Похожим эффектом обладает сбор из плодов шиповника, почек березы, полыни, мяты и чебреца. Смешайте компоненты и сделайте отвар. Им рекомендуется полоскать рот два-три раза в день.

1. Причины 2. Клинические особенности 3. Классификация 4. Неврастения 5. Истерический невроз 6. Невроз навязчивых состояний 7. Диагностика и лечение

В современном быстро меняющемся мире человеческий организм ежедневно подвержен стрессам, повседневным проблемам, конфликтным ситуациям. Такое столкновениепротивоположно направленных целей, интересов и мнений способно привести к развитию особых функциональных состояний – неврозов.


Неврозы и неврозоподобные состояния являются обратимыми, однако отсутствие коррекции, а также неадекватность и несвоевременность ее осуществления, способны на долгие годы сохранять клинические проявления патологии и существенно снизить качество жизни пациента.

Причины

Невротические нарушения относят к заболеваниям, этиология которых представлена мультифакториальными составляющими. В основе подобных нарушений лежат сложные психологические, биологические и социальные механизмы патогенеза. Психотравмирующая ситуация служит лишь причиной их инициации.

Формируются нервно-психические расстройства в условиях воздействия длительного или сильного по тяжести стресса преимущественно у лиц, предрасположенных к их развитию. Неврозам подвержены лица с чрезмерным доминированием отдельных черт характера. Такие особенности обуславливают снижение резистентности человека в отношении психогенных воздействий и затрудняют адаптацию в ряде ситуаций. Подобные аспекты характера закладываются еще в детском возрасте, если страдает воспитательный процесс (имеют место сверхопека, оберегание, запугивание, подавление самостоятельности, лишение собственной инициативы, противоречивость требований и так далее). Под воздействием психотравмирующей ситуации у пациента возникает психологический конфликт, который он не способен разрешить, и происходит срыв адаптационнонных способностей головного мозга.


Суть патогенеза сводится к нарушениям процессов торможения и возбуждения в нервной ткани, вследствие чего возникают расстройства высшей нервной деятельности. Кроме того, значение имеет дисфункция системы гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников. Страдают межполушарные взаимоотношения и надсегментарные отделы вегетативной нервной системы. Дополнительно диагностируются нейромедиаторные нарушения (изменяется обмен катехоламинов и дофамина).

Невротическое расстройство личности имеет свои четкие характеристики, позволяющие отдифференцировать его от патологии, имеющей органическую природу. Типичным для неврозов является:

  • обратимость нарушений, не зависящая от их длительности;
  • психогенная природа заболевания\
  • преобладание в клинике эмоционально-аффективных и вегетативно-соматических расстройств.

Также невротические расстройства характеризуются высоким процентом распространения заболевания именно среди женщин, а также лиц, имеющих предрасполагающие акцентуированные черты характера. Пик заболеваемости приходится на молодой трудоспособный возраст от 15 до 25 лет.


Классификация

Основные клинические формы невротических расстройств позволяют более полно оценить типичные механизмы патологического восприятия и анализ внешних конфликтогенных влияний. Кроме того, система разграничения психогенных заболеваний ориентирует врача на то, как лечить невроз.

Традиционно выделяют следующие виды неврозов:

  • неврастению;
  • истерию;
  • невроз навязчивых состояний.

Кроме того, группа общих неврозов отдельно включает депрессивный и ипохондрический невроз, а также нервную анорексию.

В основу классификации невротических нарушений по системному признаку положены основные функциональные системы, задействованные в клинической картине заболевания, а, соответственно, и то, как проявляется психогенная патология. Согласно такому распределению невротические расстройства могут проявляться в форме заикания, невротических тиков, энуреза и энкопреза. Характерологические неврозы могут возникать на основе акцентуированных черт личности и формировать патохарактерологические реакции и нарушения поведения.

Наиболее частое невротическое расстройство, характеризующееся повышенной раздражительностью, патологической утомляемостью и истощаемостью. В большинстве случаев заболевание является результатом нервного или умственного перенапряжения на работе. Типичное проявление невроза – это чрезмерное реагирование на окружающие события несдержанными эмоциями в сочетании с астенизацией организма в целом. Пациенты не могут контролировать свои эмоции, склонны к рыданиям. Они испытывают чувства тоски и безысходности, постоянное недовольство собой, крайне быстро истощаются. Кроме того, для неврастеников свойственны симптомы поражения вегетативной нервной системы (может отмечаться тахикардия, нестабильность уровня артериального давления, температура при неврозе).

Психологической основой неврастении выступает противоречие между потенциалом личности и завышенными запросами пациента к самому себе.


Истерия – следствие психической травмы. Клиническими проявлениями невроза служат как неврологические, так и психические симптомокомплексы. Острый истерический невроз проявляется следующими неврологическими признаками:

  • двигательные расстройства (истерические гиперкинезы, нарушения походки, параличи, истерические пароксизмы);
  • сенсорные нарушения (истерические анестезии и болевые синдромы, а также истерические глухота и слепота);
  • расстройства речи (истерические афонии, мутизм, заикание, скандирование).


Психические проявления болезни носят более сложный поведенческий характер. К ним причисляются:

  • истерическое помрачение сознания – транзиторное состояние дезориентации во времени, пространстве и собственной личности с отсутствием реакции на окружающих;
  • истерическая фуга – внезапное и бесцельное бегство из дома, с работы или иного места;
  • псевдодеменция – нелепое поведение и ответы на адекватные вопросы;
  • пуэрилизм – подражание поведению детей (разговор тонким голосом, коверканье слов, истерическая апраксия);
  • истерическая депрессия – демонстративность страданий и переживаний.

Истерический невроз складывается на фоне необоснованно высоких требований индивида к окружающим наряду с отсутствием критики к собственному поведению и состоянию в целом.

Наиболее редко встречающийся вид невроза. Невротические синдромы складываются из навязчивых страхов, опасений, сомнений, воспоминаний и действий. Данному заболеванию подвержены люди с выраженными тревожно-мнительными чертами характера. Даже незначительный психотравмирующий фактор для них может стать поводом к формированию психогенной симптоматики.

Навязчивости проявляются в форме:

  • навязчивых страхов (фобий);
  • навязчивых мыслей (обсессий);
  • навязчивых действий (коммпульсий).

Фобии не являются защитной эмоциональной реакцией организма. Их формирование имеет последовательные стадии и идет постепенно. Изначально навязчивый страх возникает при стечении определенных обстоятельств, выступающих для человека в качестве психологической травмы. В последующем эта реакция закрепляется в ответ на схожие ситуации и далее появляется уже при одной мысли о случившемся. К наиболее распространенным вариантам фобий относят:

  • Боязнь пространства (открытого – агорафобия, закрытого – клаустрофобия);
  • Нозофобии (боязнь болезней);
  • Зоофобии (боязнь животных, птиц, насекомых);
  • Социальные фобии (боязнь одиночества, общества, публичных выступлений, осуждения окружающих и так далее).

Как правило, человеку, страдающему неврозом навязчивых состояний, присущ один подвид фобии.

Навязчивые мысли тягостны для пациента и возникают помимо его воли. Несмотря на попытки противостоять им, они в стереотипной форме постоянно возвращаются к пациенту. Чаще всего навязчивые мысли проявляются в форме немотивированных желаний и сомнений. Человек ощущает необходимость совершать какие-либо ритуалы (например, вставать только с левой ноги или считать без всякой причины все окна в кирпичных домах), а также постоянно озабочен мыслями о том, правильно ли он поступил, все ли сделал.


Обсессии порождают навязчивые действия – повторяющиеся стереотипные поступки. Они могут приобретать вид защитных ритуалов, которые, по мнению пациентов, охраняют его и близких от опасных ситуаций.

Общими чертами всех навязчивостей являются стабильность, систематичность и невозможность от них избавиться. Пациент критически относится к проявлениям болезни и признает навязчивости как тягостное для себя состояние. Однако фобии, обсессии и компульсии возникают помимо желания невротика противостоять им.

Диагностика и лечение

Выявление неврозов представляет собой некоторые трудности в связи с наличием стертых форм заболевания и симптомов, схожих с рядом других болезней. Необходимо помнить, что невроз – это диагноз исключения! Поэтому любые невротические реакции требуют тщательного обследования пациента для исключения органической неврологической и/или соматической патологии. Диагностика неврозов сводится к беседе пациента и врача, а также прохождению ряда нейропсихологических тестов.

Лечение неврозов подразумевает определение первостепенной роли нейтрализации причин заболевания. С этой целью нормализуют домашний и рабочий распорядки дня, уменьшают физическую и умственную нагрузку, используют психотерапию. Все это направлено на психологическую адаптацию человека и позволяет целенаправленно воздействовать на психогенный фактор и активно противостоять ему.

Одним из главных критериев рациональной психотерапии при неврозах является обоснованность изложения сути заболевания пациенту. Психотерапевт или врач-невролог должны в доступной форме объяснить больному и его близким, что такое невроз и как его излечивать. Четкое представление о собственном состоянии достоверно повышает результативность психотерапевтической коррекции.


К медикаментозной коррекции прибегают в крайних случаях, когда систематическая продолжительная и комплексная психотерапия при неврозах не дала результатов. При выборе тактики лекарственного воздействия необходимо помнить, что клинические симптомы и лечение неврозов напрямую связаны между собой. Однако подбор препаратов, кратность и длительность приема осуществляются только по рекомендациям лечащего врача. Чаще всего из фармакологических средств применяют нейролептики, транквилизаторы, седативные или стимулирующие препараты, вегетокорректоры.

Неврозы, как один из вариантов болезней цивилизации, все чаще встречаются среди населения в связи с нарастающей урбанизацией, информационными перегрузками и возрастающим количеством стрессовых ситуаций. Широкое распространение именно среди лиц молодого трудоспособного возраста ставит неврозы в ряд медико-социальных проблем. Работа с лицами, имеющими предрасполагающие к развитию неврозов черты характера, является основой для эффективной профилактики невротических расстройств. Трудности диагностики и специфичность методик коррекции пограничной патологии предопределяют важность дальнейшего изучения вопросов определения и лечения заболевания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.