Можно ли с неврозом сдавать на права

Наш постоянный автор и врач-психиатр рассказывает о том, что многие боятся обращаться к психиатру, потому что он точно найдёт у них психические отклонения и это лишит их возможности найти хорошую работу.


Кадр из фильма “Драйвер на ночь”/kinopoisk.ru

Одна из причин, и довольно весомая, по которой неохотно обращаются за помощью к психиатрам, — опасение лишиться водительского удостоверения или хорошей работы. И в самом деле, шутка ли — только что были права, и вдруг тебе заявляют, что машину ты теперь можешь водить только за верёвочку, и только игрушечную. Максимум велосипед.

Действительно, ряд психических заболеваний, а также определённая тяжесть их течения могут явиться причиной того, что психиатр откажет вам в разрешении на вождение авто- или мототранспорта. Или не допустит к некоторым видам работ — скажем, к чему-то, связанному с управлением механизмами, представляющими опасность, или к работе с детьми. Что же это за заболевания и какой закон регламентирует медицинские психиатрические противопоказания?

Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г. Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, занимает несколько листов. Мы же коснёмся только вождения транспорта.

Периодичность медосмотра — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.

Вначале о тех заболеваниях, при которых вождение абсолютно противопоказано. Это эпилепсия и умственная отсталость, выраженная сильнее, чем пограничная. То есть если вопрос с лёгкой дебильностью можно ещё решить индивидуально-комиссионно, то умеренный либо выраженный дебил может рассчитывать только на руль велосипеда или вожжи гужевого транспорта. Кстати, даже лёгкая или пограничная степень умственной отсталости — уже препятствие для открытия категорий Д и Е, а также вождения трамваев и троллейбусов, что в целом понятно.

Теперь об остальных психических заболеваниях. В приказе говорится, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Что это означает?

С точки зрения психоневрологического диспансера любой гражданин либо не наблюдается у психиатров, либо наблюдается (состоит на учёте, как раньше говорили). Причём "не наблюдается" — это также и те, чьи амбулаторные карты сдали в архив: человек в стойкой ремиссии или вовсе выбыл. Если снятый с наблюдения пришёл на медкомиссию, вопрос решают, как правило, в его пользу, если он только не дебил и не эпилептик. Ну, возможно, в спорном случае вопрос будет решаться не одним врачом, а тремя (если, скажем, здесь не ремиссия, а просто человек уезжал из города и в связи с отъездом был снят с наблюдения).

Если же человек наблюдается, то есть две группы наблюдения — консультативная и диспансерная. Консультативная подразумевает, что психическое расстройство не тяжёлое, не требует обязательного регулярного наблюдения, пациент сам решает, когда ему обращаться за помощью и надо ли обращаться вообще. В эту группу помимо невротических больных могут входить и пациенты с довольно грозно звучащими диагнозами, вроде той же шизофрении или маниакально-депрессивного психоза (ныне биполярное аффективное расстройство), но у которых болезнь находится в стадии устойчивой ремиссии. Этой группе вождение автотранспорта обычно разрешают, просто чаще всего ответственность за такое решение берёт на себя комиссия, а не один врач.

Диспансерная группа наблюдения означает, что психическое расстройство (даже невроз, даже психопатия, не обязательно группа

психотических диагнозов) протекает тяжело, часто даёт обострения и декомпенсации психического состояния и потому требует постоянного наблюдения, частоту которого определяет лечащий врач. Вот этой группе в разрешении на управление автотранспортом отказывают. Впрочем, если в перспективе состояние будет стабильно хорошим, то можно сначала решать с врачом вопрос о переводе в консультативную группу наблюдения, а затем — и о получении прав.

Вот так психиатры пытаются уменьшить риск появления неадекватных товарищей на дорогах. К сожалению, это не страхует всех нас от наличия за рулём хамов, гадов, крупного и мелкого рогатого скота, а также разного рода пернатых, но это уже к вопросу личного духовного роста и работы над характером. Тут медицина бессильна.



  • Если у Вас есть вопросы к консультанту, задайте его через личное сообщение или воспользуйтесь формой \"задать вопрос\" на страницах нашего сайта.


Так же Вы можете связаться с нами по телефонам:

  • 8 495-632-00-65 Многоканальный
  • 8 800-200-01-09 Звонок по России бесплатный


Ваш вопрос не останется без ответа!

Мы были первыми и остаемся лучшими!





Важно не то, что неврологическое/психическое заболевание хроническое, а то, присутствуют ли тяжелые стойкие или часто обостряющиеся болезненные проявления. В соответствии с текущим законодательством, психиатры имеют право отказать в допуске к управлению автотранспортом (по крайней мере, личным легковым) только тому, кто по состоянию психики должен быть взят на ДДН и признан инвалидом.

В отличии от приведенного вами перечня, в новом добавились еще диагнозы группы F40. F48 - невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, а так же диагнозы группы F60. F69 - расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. Во всех случаях, указанные диагнозы могут быть противопоказанием, только когда расстройство затяжное или хроническое и обязательно должны присутствовать тяжелые стойкие или часто обостряющиеся болезненные проявления.

Консультативного наблюдения на самом деле нет. Когда говорят о консультативном наблюдении подразумевают КЛП. Получающими КЛП - Консультативно-Лечебную Помощь - считаются все лица которых с одной стороны психиатры не считают здоровыми, а с другой их расстройства не являются тяжелыми и соответственно эти лица не подлежат взятию на ДДН. Лица получающие КЛП обращаются к психиатрам на свое усмотрение по мере необходимости. Если человек считающийся получающим КЛП не обращается к психиатру в течении года, то он перестает считаться получающим КЛП, перестает учитываться в соответствующей стат. отчетности, а его амбулаторная мед. карта отправляется в архив. При этом диагноз по прежнему остается с этим человеком и он считается ране обращавшимся за псих. помощью. Что касается ДДН (Диспансерного Динамического Наблюдения), то по мимо того, о чем я говорил о нем здесь в других своих постах добавлю, что как правило лица стоящие на ДДН должны являться к врачу на осмотр с определенной периодичностью и если больной пропустит свою очередь, то его будут искать. В частности, могут звонить домой к больному и настойчиво предлагать посетить врача. Автоматически с ДДН не снимают. Чтобы сняться с него и перейти на КЛП, нужно чтобы ВКК (это комиссия психиатров), которую потребуется пройти, решила что больной достаточно выздоровел и одобрила снятие его с ДДН. Вообще, мне кажется вам не стоит пока забивать себе этим голову Вам это понадобится только в том случае, если вам не разрешат управлять автотранспортом. Вот в этом случае уже можно будет начать выяснять что да как.

Знаю, что это вовсе не профильный форум, да и я еще не прожженый пикабушник, так, читал иногда тут посты. НО! Пришла сильнейшая депрессия с дурными мыслями и хотелось бы просто почитать ответы людей, которые понимают в этом что-то. Комментарии всегда считал более интересными, чем даже сами посты, поэтому и сам создаю такой пост, где все внимание будет комментариям.
Так вот, кто-нибудь после депрессии и похода в ПНД получал водительское удостоверение? Ходил к психотерапевту и меня направили в ПНД на консультацию по F32.1. Объяснил, что права получить для меня очень важно и врач сказала, что поэтому поставит не 32.2, а 32.1 в направлении. Стоит ли идти в ПНД? Без лечения боюсь испортить себе жизнь. Ровно так же боюсь испортить себе жизнь походом в ПНД. Может была у кого-то похожая ситуация? Гугл показал разве что темы с форумов прямиком из 2009-2013 годов. А насколько я знаю, после 2015 с депрессией права не получить.
Тут ещё важный нюанс, в автошколе я отучился уже и мне нужно только экзамены в ГАИ сдать, но я больше года этим не занимался как раз из-за депрессии. Помогите разобраться

Я с подобной проблемой встречался, мне ясно дали понять, что если мои проблемы настолько глубоки, что придется лечить их медикаметозно - то проблемы с правами будут. Сначала получи права, потом ходи лечись (права действуют 10 лет)

Я живу в Белоруссии, косил от Армии, мне в Военномъ билете запилили статью 18Б [инфантильность], хотел заменить Водительское Удостоверение, мед 🍯 справку не выдали, слили по Психу из-за статьи 18Б (((((((((

Каждый день куча людей получает. Все зависит от конкретного случая и текущего состояния. Формально, вообще все психические расстройства являются противопоказаниями. На практике: проходишь комиссию в ПНД и получаешь справку, если только не находишься в состоянии, что готов вешаться.

Как попасть к психиатру. История

Я знаю, что многим людям сложно записаться на прием к психиатру из-за страха. Я так же знаю по себе, что чем больше подобных историй прочитаешь, тем легче будет это сделать. Посему, начинаю излагать свою историю.

В первый раз я заметил что со мной что-то не так года 2-3 назад. Все началось с заниженного настроения и навязчивых действий (дотронуться до чего-то, наступить куда-то), а потом пошло по наклонной. Появились галлюцинации и паранойя. К сожалению, тогда я особо не понимал, что это такое и чем грозит. Под моей кожей ползали насекомые, а голова в прямом смысле раскалывалась от мыслей, я ощущал это. Появился страх, что за мной постоянно следят, хотят убить.В конце-концов я перестал проявлять какую-либо активность в соц. сетях, ибо боялся моего убийства. Мир порой становился картонным, как макет. Порой на минуты, порой на дни. В голове был хаос из мыслей. В конце-концов я решил, что это пора прекращать.

В моем ВУЗе есть бесплатный психолог, и я решил начать с него. Записаться к нему на прием было легче, чем к психиатру. Возможно, из-за меньшей заштампованности этой профессии. Но после того, как я рассказал психологу все свои жалобы, он отложил свой листик с ручкой и сказал, что мне надо к психиатру. Я пошел домой и стал думать, что мне делать.

После такого "направления" психолога принять верное решение стало легче. Для начала я залез в интернет и прочитал все, что только мог, про психиатров и походы к ним. Огромное количество историй. Только после этого у меня получилось позвонить в приемное отделение, где милая терпеливая женщина назначила мне консультацию на послезавтра.

В ПНД я шел с камнем на душе. Было миллион мыслей развернуться и поехать домой, особенно после того, как я увидел мрачное советское здание "психушки". Однако я переборол себя и зашел туда. После короткой регистрации я направился к врачу. Это был молодой человек, который сразу разрушил все мои планы своими вопросами. Пришлось отойти от плана и рассказывать все хаотично. После моей истории был опрос о родителях, травмах и т.п. Однако врач не стал меня лечить, а решил позвонить в главное здание и направить меня туда в целях дифференциальной диагностики. Так я попал в то место, где лечусь сейчас.

В этот же день я поехал в главное здание, где пошел в кабинет, на котором была надпись "клиника первого эпизода". Первым эпизодом обычно называют первый психотический эпизод - то есть психоз. Это заставило меня насторожиться. Зайдя в кабинет, я встретил двух милых врачей, которые еще раз расспросили меня обо всем и дали подписать бумаги. Они предложили мне поступить в дневной стационар (так как я мог лечиться только амбулаторно из-за учебы). Я согласился. Через день сдал анализы, через два дня наконец-то встретился с назначенным мне врачом-психиатром, который еще раз опросил меня и назначил мне лечение, а котором могу рассказать подробнее, если у меня или у вас возникнет желание. Через две недели прошел тесты у психолого, о которых мне тоже есть что рассказать.

В целом, я доволен лечением и отношением к себе. Мне не стали вешать ярлык шизофрении, а стали разбираться в моей ситуации. На данный момент диагноз мне не известен, хотя я лечусь уже три недели. Но меня заверили, что это не шизофрения, как многие в интернете думали.

Так и оказался в своей больнице. Как видите, ничего страшного из себя этот путь не представляет. Самое сложное - побороть себя. Но поверьте, лучше сделать это, чем продолжать мучиться. До связи.

Этот перечень, действующий с 6 января, довольно долго ждали гаишники. Хотя в конечном итоге им нужна лишь только справка: годен - не годен. Возможность допуска водителя к управлению автомобилем устанавливает медицинская комиссия. На основании собранных данных она определяет возможность предоставления такого права соискателю или непредоставления его.


Список ограничений по-прежнему прост. Однако в него закрались некоторые нюансы. Например, управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Неважно, что под эту категорию подходят и те, кто не может сложить 2+2, а также те, кто не может отличить право от лево. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике - от банальной депрессии до неадекватного восприятия действительности.

Надо сказать, что категорические запреты применяются только в отношении болезней, установленных международной квалификацией болезней - МКБ. Последняя версия МКБ была выпущена под номером 10.

Можно понять, почему за руль нельзя садиться людям, страдающим эпилепсией, эта болезнь обозначена по квалификации G40. Любой приступ будет чреват аварией. Можно понять, почему нельзя садиться за руль тем, кто болен психическими болезнями в связи с употреблением различных веществ.

Нельзя сесть за руль тем, кто страдает всякими депрессиями или порывами, если это подтверждено медицинским заключением. У психиатров это называется расстройства настроения (аффективные расстройства).

В старых медицинских требованиях большинства подобных медицинских запретов просто не было. А теперь есть.

Но самое интересное - это запрет на управление транспортными средствами тем, у кого код заболевания соответствует F60 - F69 - расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, в том числе и так называемые сексуальные аномалии.


Под этим имеются в виду в том числе трансвестизм, трансексуализм, фетишизм, эксгибитионизм, вуайеризм. Количество всяких разных поведений сексуального характера - огромно. И каждый владелец такого отклонения не имеет права управлять автомобилем. Эта тема довольно спорная. Совершенно непонятно, каким образом страсть к переодеванию в женское белье или мужское платье влияет на качество управление автомобилем.

Но список противопоказаний составлял минздрав. Чем руководствовались в этом ведомстве - пока не понятно. Возможно, просто забыли подчистить список и исключить из него те отклонения, которые никак не влияют на безопасность дорожного движения.

Медицинские показания отличаются для тех, кто управляет машинами с ручным управлением или машинами с автоматической трансмиссией. Также требования распространяются на машины, которыми управляют водители со слепотой одного глаза и при использовании водителем медицинских изделий для коррекции зрения.

Медицинские ограничения установлены в зависимости от категории и типа транспортных средств. Отдельно установлены требования к автомобилям с ручным управлением. Это касается тех, кто лишен какой-либо конечности.

Впервые прописаны требования к управлению автомобилями с автоматической коробкой передач. Теперь у некоторых инвалидов появилось право управлять автомобилями с автоматической трансмиссией.

Но как бы то ни было, эти ограничения уже вступили в силу. В ГИБДД придерживаются мнения, что права выдаются тем, кто предоставил соответствующую справку. А если справки нет, то права не выдаются. В то же время к медицинским работникам у ГИБДД не может быть претензий. Ведь инспекторы выдают права на основании медицинской справки. А устанавливать достоверность документа инспектор не обязан.

Валерий Евтушенко, председатель комиссии по правовым вопросам Российского общества психиатров:

- Положения постановления, которые призваны как-то упорядочить врачебный контроль, едва ли справляются с этой задачей. Так, в приводимом перечне психических заболеваний поясняется, что они принимаются в расчет "при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями".

Но даже с этим пояснением в документе все равно не хватает самого главного - констатации того, какое отношение характер расстройства психики имеет к управлению транспортом и как психические особенности человека в случае его болезни влияют на процесс управления автомобилем.


— Пару лет назад я развелась с мужем. Разрыв проходил мучительно и болезненно в моральном плане. Из-за стрессов я стала нервной, тревожной, раздражительной, кричала на детей без причины, появилась бессонница. Решила — обращусь к психотерапевту в своей поликлинике: пусть выпишет какие-нибудь успокоительные, — вспоминает Елена.

Врач выписал девушке таблетки, которые она принимала три месяца, при этом раз в месяц приходила на прием в поликлинику. Затем, когда все наладилось, Елена перестала принимать лекарство и вернулась к своей обычной жизни.

Об обращении к врачу психиатрического профиля она вспомнила, когда через несколько лет пришла на переосвидетельствование на водительскую комиссию.

— Мне сказали, что раз я проходила лечение, то мне нужно идти в психдиспансер — за заключением, что я могу управлять машиной. Как будто я на учете стояла, не успокоительные пила! — возмутилась Елена.

Оказывается, в водительскую комиссию поступают все сведения об официальных обращениях пациента к врачам-психиатрам и психотерапевтам государственных поликлиник.

Однако, как пояснили AUTO.TUT.BY в отделении по освидетельствованию водителей 24-й поликлиники спецмедосмотров в Минске, если у человека нет абсолютных психиатрических противопоказаний, обращение к психотерапевту не станет препятствием для управления авто. Правда, в этом случае его дополнительно отправляют в психиатрический диспансер — за справкой, где будет написано, что противопоказаний для управления транспортом у него нет.


— В перечне заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению транспортным средством, написано, что люди с психическими, в том числе поведенческими, расстройствами допускаются к управлению авто на основании заключения ВКК психиатрического диспансера, — уточняет заведующая отделением Ольга Калечиц.

Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению транспортным средством

Раздел 5. Заболевания нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения.

Пункт 5.2. Невротические, связанные со стрессом.

Допускаются к управлению МТС на основании заключения ВКК:

Пункт 5.3. Психические, в том числе поведенческие, расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Допускаются к управлению МТС на основании заключения ВКК после прекращения диспансерного наблюдения, при сохранности психических функций и при наличии стойкой ремиссии:

  • при алкоголизме в течение не менее 1 года;
  • при наркомании и токсикомании в течение не менее 3 лет (переосвидетельствование в первый год после прекращения диспансерного наблюдения — 1 раз в год, второй год после прекращения диспансерного наблюдения — 1 раз в 3 года, в последующем — 1 раз в 5 лет).

Допускаются к управлению МТС лица, находящиеся под профилактическим наблюдением, на основании заключения ВКК (переосвидетельствование — 1 раз в год).

Допускаются к управлению МТС в случае прекращения профилактического наблюдения (выздоровления) на основании заключения врача-психиатра-нарколога.

Раньше, при прохождении водительской комиссии, люди приносили справки из наркологического и психиатрического диспансеров самостоятельно. Но сейчас процедуру упростили: когда водитель приходит на комиссию, он ставит подпись о согласии на получение о нем информации из психиатрического и наркологического диспансеров. В режиме онлайн из комиссии отправляется запрос в эти диспансеры.

— В ответ мы получаем информацию об этом водителе: например, сообщается, что в диспансере на человека есть какая-то документация, это значит, что он обращался туда. При этом мы не знаем диагноза человека, состоит ли он на учете, лечился ли он в стационаре или амбулаторно. Наша поликлиника направляет водителя в психиатрический диспансер и на основании заключения ВКК решает вопрос о допуске к управлению автотранспортом.


Заведующая отделением отмечает, что существуют пограничные состояния на фоне стресса, к которым относят депрессии, неврозы, даже некоторые личностные изменения характера, по которым на психиатрический учет пациента не поставят, но чтобы такому человеку разрешили управлять транспортом, его психическое здоровье должны оценить специалисты.

— Это только на первый взгляд кажется, ах, ну почему печальному человеку в депрессии нельзя управлять авто, чем опасна для водителя ночная бессонница? Но ведь его состояние может быть непредсказуемым и опасным не только для него самого, но и для всех участников дорожного движения. Таким образом, мы должны быть уверены, что на дороге нас не подстерегает опасность в лице психически нездорового человека.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • Версия для печати



Невроз ст.17. Категория В

Нашел одно психическое расстройство "Невроз" попадает под категорию В-ограниченно годен к военной службе (призовут в случаи третьей мировой войны ), ст 17. И является легким в плане ПНД. Тем у кого есть это расстройство, вам повезло=)) ( в плане армии ) не придется врать а говорить как есть, у кого нет легко сымитировать.

Главное не переборщить а то поставят "Д – не годен к военной службе. Никакого переосвидетельствования не требуется. Категория годности (кроме "Д") может быть изменена с течением времени в зависимости от состояния вашего здоровья. Заново определить категорию может только очередное медицинское освидетельствование", т.е снять ее нельзя (псих на всю жизнь) =). Стоит тока выучить симптомы. И так.

Различные тревожные расстройства (панические атаки, фобии, постоянное фоновое чувство тревоги) довольно часто сопутствуют неврозу.

Физические симптомы
1.Головные, сердечные боли, боли в области живота.
2.Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности.
3.Вегето-сосудистая дистония (ВСД), головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления.
4.Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения.
5.Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи).
6.Нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения.
7.Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии.
8.Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул.
9.Иногда — снижение либидо и потенции.

Другие симптомы
1.Эмоциональная несбалансированность (нестабильность чувств, нервное истощение);
2.Формирование дефектов характера (хроническое переживание тревоги, навязчивого страха, прямая и косвенная агрессия, ритуальность, истеричность);
3.Разрушительное поведение (суицидальные мысли, попытки самоубийства); Или наоборот.
4.Нарушение сна (бессонница, поверхностный, полный страхов сон).

У меня как не удивительно есть.

Результат теста:
Тревожное расстройство: У Вас обнаружены признаки этого невроза

Депрессия: У Вас обнаружены признаки этого невроза

Астенический синдром: У Вас обнаружены признаки этого невроза

Истерический тип реагирования: У Вас обнаружены признаки этого невроза

Обсессивно-фобические нарушения: У Вас обнаружены признаки этого невроза

Вегетативные нарушения: У Вас обнаружены признаки этого невроза

Последний раз редактировалось IIIIII; 28.02.2012 в 03:39 .


Мне часто задают вопрос: насколько сильно попадание в систему официальной психиатрической помощи влияет на возможность получить водительское удостоверение? Можно ли водить машину с шизофренией или чем-то подобным? Дадут ли права психу?

Ответ, к сожалению, неоднозначен: it depends. Не претендуя на универсальность, расскажу, как это проходило у меня.

У меня было две госпитализации в психиатрическую больницу, у меня три карточки в двух ПНД (в двух разных городах, две с реальными данными и одна анонимная, которая потом была деанонимезирована). И куча диагнозов. Это-то меня и спасло.

Водительское удостоверение категории "B" у меня с 2004 года, я им никогда не пользовался, и когда оно закончилось в 2014-м, я не стал его менять. Просто за ненадобностью. Да и не до этого мне было в том году — "развод", многократные переезды, увольнение, депрессия, ухудшение психического состояния.

В общем, на текущий момент моё водительское было просрочено на четыре года, что, по некоторым данным, сильно усложняло задачу.

Ах, да, самое интересное: у меня личный конфликт с участковым психиатром, заведующей ПНД (я писал на неё заяву в Крайздрав и ругался лично).

Прежде, чем куда-то ехать, я провёл разведку относительно шансов на успех, которые у меня были. В качестве источников информации были использованы: мой психиатр-психотерапевт, ещё один знакомый психиатр из стационара (у которого я не лечусь), К. (у неё есть опыт работы с пациентами, которые снимали диагноз).

Данные получились неутешительными:

1. В местном ПНД существует традиция: не давать разрешения тем, у кого ремиссия составляет меньше пяти лет.
2. Мой участковый православный психиатр всё ещё работает там, помнит и "любит" меня (на него я несколько заяв в своё время написал).
3. Диагноз снять в уютненькой психушечке, в которой я лежал, не получится, нужно делать это в местном дурдоме, да ещё и с направлением от участкового психиатра.
4. О снятии диагноза тоже можно говорить лет через 5, если не позже.

Сразу скажу, что всё делал абсолютно официально, никаких взяток никому не давал, действуя строго в рамках законодательства РФ.

1. За несколько месяцев до комиссии стал внимательно следить за своим образом жизни в контексте принимаемых веществ. Медикаменты не бросил (даже не поменял схему), а вот с другими вещами стал очень аккуратным, ЕВПОЧЯ.

2. Перед тем, как ехать на комиссию купил в аптеке тест на наркотики (я взял канадский, они, говорят, поточнее), убедился, что нет никаких ложноположительных срабатываний — всё чисто.

3. Нашел у себя в городе клинику, которая имеет право проводить официальное освидетельствование на предмет психических заболеваний в контексте прохождения водительской медкомиссии.

4. Приехал в эту клинику, заплатил за прием у психиатра. Поговорил с доктором. Он пробил меня по базе и выдал справку о том, что по психиатрии у меня ограничений нет. И вот тут мне очень повезло. Я уже неоднократно писал о том, что с определением моего диагноза у врачей, мягко говоря, затруднения. Чего я только о себе не слышал: ОКР, ГТР, депрессия разных видов, шиза, шизотипическое и уж совсем экзотическая штука — диссоциация.

Но то всё — мнения, а для прохождения комиссии важно, что записано в документах. На моё счастье оказалось, что в базе, по которой меня пробивал психиатр, числится не что-то, начинающееся на "шизо—", а всего лишь "тревожное расстройство" (так сказал психиатр, имея ввиду, вероятнее всего, ГТР). Как получилось, что из стационара я вышел с F21.8, а в базе — "тревожное", мне неизвестно. Предполагаю, что просто первый психиатр его туда ввёл, а поменять никто не удосужился.

6. Поехал в наркодиспансер. Поскольку там я на учёте не состою, получил справку, даже не сдавая анализов (хотя они всё равно бы показали, что я чист, фарму там не смотрят, только откровенную наркоту).

7. Вернулся в клинику со справками от нарколога и психиатра (полученную в той же клинике, но в другом корпусе), прошел оставшихся врачей — окулиста и терапевта. Получил справку для ГИБДД (с ограничением по зрению — я обязан водить в очках или контактных линзах).

8. Через портал ГосУслуг оформил заявку на замену водительского, приехал, поменял. У инспектора возник вопрос относительно того, почему так поздно (через 4 года), на что я честно сказал, что не до вождения мне было все эти годы. Никаких повторных экзаменов я не сдавал, просто поменял старую "корочку" на новую.

1. Да, попадание в лапы официальной психиатрии уменьшает шанс на успешное получение водительского. Существенно так уменьшает. Тем более, если диагноз "тяжелый".

2. При некотором старании водительское таки можно получить. Совершенно законным образом.

Осталось теперь только заработать на сам автомобиль, но это уже совершенно другая история, к теме поста отношения не имеющая.

P.s.: Мой психиатр-психотерапевт говорит, что опасности на дороге я не представляю, и ограничения, которым я могу быть подвергнут со стороны системы "карательной психиатрии" реальных оснований под собой не имеют.

Дополнение от К.: Небольшое дополнение от меня. Я с вопросами о возможности получения/продления прав человеку с психиатрическим диагнозом сталкивалась только в процессе работы в стационаре. К сожалению, не знаю какие правила существуют на этот счёт в нашем ПНД.

Мы занимались только "снятием диагноза". Человека, имеющего диагноз, психиатр из ПНД отправлял к нам в стационар, где тот должен был пройти обследование и комиссию, которая решит, можно ли снять диагноз.

Причины по которым к нам обращались люди были в основном связаны или с профессиональной деятельности (например, человек хочет работать в силовых структурах), или как раз с получением/продлением водительского удостоверения.

В числе прочих специалистов, в стационаре человек должен был пройти экспериментально-психологическое исследование у психолога, которое собственно я и проводила.

Честно скажу, за три года работы ни разу не сталкивалась с тем, чтобы вопрос о снятии поднимался в контексте какого-либо "шизо-" диагноза. В основном это были личностные расстройства или легкая умственная отсталость. Как люди их получали? В 99% случаев на снятие диагноза приезжали мужчины, а получали они диагноз в процессе прохождения военной экспертизы.

Следует отметить, что в большинстве случаев, диагноз был поставлен достаточно давно (от 8-10 лет и более). Но я также помню, что к нам приезжали ребята, получившие диагноз недавно (менее 5 лет назад), и мы не относились к ним как-то предвзято, старались провести максимально качественное обследование, что вынести аргументированное решение.

Мне повезло, психиатр, в отделение которого поступало большинство людей на снятие диагноза, была одним из лучших специалистов из всех, с которыми мне доводилось работать. Мне очень импонировало её человечное отношение ко всем своим пациентам, она никогда не смотрела на них с позиции "я тут врач, а ты - псих" и старалась помочь каждому. Поэтому и в вопросах снятия диагноза она тоже всегда была непредвзята, мы с ней обсуждали каждый случай, прислушивались к мнению друг друга и старались, если это в наших силах, помочь человеку. Поэтому достаточно часто люди, приезжающие к нам на снятие диагноза, получали желаемый результат, если мы не видели явных противопоказаний к этому.

Что мы в основном учитывали: при каких обстоятельствах был получен диагноз, насколько человек социально адаптирован, его поведение в рамках исследования, беседы со специалистами, историю лечения (если имеется).

И мне наивно казалось, что и в остальных учреждениях вопросы относительно снятия диагноза, получения доступа на работу / водительского удостоверения решаются также тщательно, ответственно и непредвзято. Но, столкнувшись с суровой реальностью психиатрического диспансера г. Владивостока, я поняла, что все не так идеально, как мне хотелось.

К сожалению, не все специалисты готовы ответственно подходить к таким задачам, действительно существует стигматизация больных, причём, как ни парадоксально это для меня, среди самих же специалистов, которые, по идее, должны наоборот работать над её преодолением. И, насколько я знаю, в последнее время правила допуска психически больных к определённым видам деятельности только ужесточаются.

Ну, а мне, возможно, вскоре придётся столкнуться с прохождением подобной процедуры уже с позиции пациента, а не специалиста. Мне в 2016 году поставили диагноз "умеренный депрессивный эпизод", а этой осенью я планирую отучиться на права.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.