На уроках с детьми с неврозами
Окружающая среда, куда попадает, и с чем сталкивается первоклассник: школы, кабинеты, дети, учитель, - далеко не всегда безопасна для ребенка. Зачастую она и вовсе агрессивна. Особую роль здесь, конечно, играет учитель: крики, холодность, усталость, раздражение, - все это ежедневно сваливается на ребенка начальной школы. Поэтому и он, в свою очередь, считает новую окружающую среду - школу - отнюдь не безопасным местом.
В своем мире представлений ребенок начальной школы, как может, защищается. Он фантазирует, строит безопасные, как ему кажется, заслоны перед внешней агрессией, но все эти фантазии не идут на пользу ребенку. Не в силах реально противостоять ни агрессии учителя, ни агрессии детей, в том числе и старших, он замыкается на каких-то защитных моментах своего внутреннего мира, зацикливается на них и в итоге оказывается пленником собственных неврозов, которые никогда не заставят себя долго ждать.
С каждым годом пребывания в начальной школе неврозы, если ими специально не заниматься, только усиливаются, растут, закрепляются, и в результате становятся неотъемлемой частью личности; и понятно, что далеко не самой лучшей ее частью.
Неврозы сказываются и на поведении детей, и на их учебе, и на их взаимоотношениях с окружающими. Через нашу начальную школу проходит много таких детей, умных, симпатичных, вполне сообразительных и талантливых, но зажатых в рамках своих неврозов. В этом учебном году пришел к нам новый мальчик из государственной школы, специально не буду называть его имя, в 4 класс. Папа жаловался на проблемы в учебе, на поведение, замкнутость, нежелание работать. Действительно, ребенок специфичный. Весь мир он воспринимал как враждебный. Уроки - невыносимой мукой, карой за одному только богу известную провинность. От детей шарахался и всех хронически оскорблял. Одноклассники, многие прошедшие схожий путь, крепились как могли, чтобы только не побить нового мальчика, щуплого и низкорослого, - думаю, их терпимости мог позавидовать любой взрослый. Сам мальчик бегал, скрючившись, по школе, делая все, чтобы только улизнуть от начавшегося урока. Оказывается, в старой школе его постоянно били, а учителя зажимали на уроках.
Первое время пришлось с ним работать индивидуально: оставлять после уроков, еще раз объяснять материал. Прошло время, и мальчик начал потихоньку оживать: перестал пугаться учителей, одноклассников, многих предметов, в том числе и ненавистную математику, по которой у него были существенные пробелы. Оказалось, что у ребенка великолепная память, неубитая любовь к чтению, живой пытливый ум. Последняя победа - английский язык. Он пришел в класс, где дети занимались языком с 1 класса, с нулевым уровнем; понятно, что страх перед предметом в такой ситуации - обычное дело. Действительно, первое время были трудности, двойки, нежелание работать. Сейчас же учитель говорит, что с ребенком нет проблем: он с удовольствием работает, получает высокие оценки. Спокойствие и доброжелательность учителя, настрой на то, что все получится, сделали свое дело.
Такой типичный случай школьного невроза, к сожалению, характерен. Ребенок начальной школы боится педагогов, уроков, и, как следствие, перестает учиться. Он теряет веру в себя, свои силы, которая с годами тает и исчезает насовсем, превратившись в практически неискоренимую черту личности. Самое страшное, что многие учителя ничего не делают или, напротив, усиливают этот страх, считая, что он - условие сдерживание класса. Получаются же такие дети, задерганные, запуганные, загнанные в узкие рамки невроза.
Такая жизнеутверждающая история, когда за короткий срок удалось справиться с рядом проблем ребенка начальной школы, не исключение. Многие проходят схожий, где-то более тернистый путь через нашу начальную школу; только, увы, таких историй становится с каждым годом все больше и больше, и довольно трудно становится подбирать к каждому ребенку свой особый подход. Некоторые раскрываются лишь через год, два, три. Некоторым же мы уже не в силах помочь - слишком сильно запущенные неврозы стали частью личности; в такой ситуации мы можем только что-то корректировать, чтобы хоть как-то сберечь оставшееся живое в ребенке.
Встречаются и дети, которые в результате приобретенных неврозов вынуждены принимать лекарства. И таких детей тоже становится все больше. Тенденция, с которой приходится считаться.
Соответственно и обучение в начальной школе начинает строится с учетом данных особенностей учеников. На первое место среди учительских качеств становятся такие, как терпение, спокойствие, умение адекватно отреагировать на любую возникшую ситуацию. Повышением голоса и уж тем более авторитарностью работать с такими детьми бесполезно: они настолько привыкли к такому обращению, что уже не реагируют на него, или, напротив, реагируют, защищаясь, агрессивно.
Важную роль играет эмоциональное состояние учителя. Довольно тяжело работать с невротическими детьми эмоционально холодному учителю. Какими бы знаниями и опытом он не обладал, не будет у него на уроке комфортно ребенку с неврозами. С неврозами можно справляться только эмоционально теплому человеку, готовому делиться своим теплом с детьми.
У такого учителя дети начинают оживать, в них просыпается вера в себя, в свои силы. Не будем лишний раз говорить, что значит учитель для ребенка в начальной школе - на первых порах он по своему авторитету перекрывает родителей, - и если такой учитель доброжелателен и отзывчив, то и ребенок постепенно становиться доброжелательным и отзывчивым. С таким учителем дети готовы работать, причем подчас и без устали, готовы к преодолению возникающих у него на пути не только учебных, но и личных препятствий. У такого учителя дети учатся, конечно не сразу, правильно реагировать на замечания, спокойно переживать плохие оценки, и, безусловно, с надеждой смотреть в свое будущее, которое им уже перестает казаться черным и бесперспективным.
Так что все во власти учителей: создавать, закреплять неврозы или сглаживать, снимать их. Все зависит от установки учителя: пользуюсь я любовью маленьких учеников для наведения дисциплины и порядка в классе, где учитель - главная фигура, или помогаю им, преодолевая трудности, обрести себя как личность.
— Мы все — дети, родители, учителя — вынужденно оказались в ситуации, к которой не были готовы. Легче тем, кто уже учился на домашнем обучении, но это был изначально личный выбор родителей и детей, остальные такой выбор не совершали.
Обычно к таким изменениям, как переход на дистанционное обучение, люди готовятся заранее — технически, морально, эмоционально. Понимая, зачем им это нужно и как все устроено. У нас не было времени на настройку и подготовку.
Когда человек оказывается в ситуации, когда он обстоятельства не выбирает — это всегда стресс. Причем стресс для всех: для детей, для родителей, для преподавателей, для системы образования. Здесь нет злодея, который вдруг сделал всем плохо, это просто стечение обстоятельств.
Все произошло слишком быстро, непонятно для всех. А общий уровень напряжения, не связанный с учебой, у всех и так высокий.
Мы живем в состоянии большого тонуса, мы все не в форме: кто-то в тревоге, кто-то в панике, кто-то в апатии.
Мы оказались в ситуации внешней турбулентности: удаленная работа, финансовая нестабильность, тревога за старших родственников, изменение привычного образа жизни. И главное — неясность будущего: непонятно, что будет дальше, непонятно, когда все закончится. Это все — высочайший стресс для взрослых.
На тревогу мы реагируем по-разному. Есть несколько типов реакции на тревогу, и хорошо бы понимать, какой тип реакции конкретно ваш.
Некоторые как раз не хотят рефлексировать по этому поводу. Часто присутствует гипнотическая стратегия совладания с ситуацией, особенно у многодетных: живем, будто ничего не происходит. Мы мобилизовались, собрались и теперь с пионерскими песнями учимся дома, у нас три школьника (или шесть школьников) на одной территории и все нормально. Никому не расклеиваться. Да, если это ваш тип совладания со стрессом — все нормально. Но он может быть другой у одного ребенка и третий — у другого.
Мы находимся в ситуации, которая не кончится одномоментно, быстро. Надо научиться жить в ней, не травмироваться, не травмировать своих детей, особенно в смысле учебы.
Учеба стала каналом для слива тревоги
— Как не травмировать, когда некоторые учителя ужесточили требования, говорят, чтобы домашнее задание присылали до определенного часа, задают еще больше, чем раньше?
— Так учителя тоже в состоянии невроза. При этом я читаю опытных учителей со стажем от 30 лет, которые работают в сильных школах с жесткими требованиями. Так вот, они пишут — расслабьтесь по поводу учебы. Все давление идет от педагогов с меньшим опытом и от тех, кто давит на них сверху.
С внешней ситуацией мы ничего сделать не можем, нам остается читать сводки о числе заболевших и, конечно, максимально самоизолироваться. Но мы не можем поменять течения событий, и потому учеба стала каналом для слива тревоги, недовольства, опасения за будущее.
Учителя давят на детей именно от этого. И от того, что нет выстроенной системы, нет четких требований, вообще ничего понятного. Вот это все, кстати, ребенку класса с третьего, может быть даже со второго, имеет смысл проговаривать, не обвиняя педагогов.
У меня семь школьников, которые учатся в пяти разных школах. И мы каждый день видим пять разных подходов к учебе со стороны конкретных школ. Только из детского сада не присылают задания, хотя слышала, что у некоторых — присылают.
Так вот — родителям нужны внутренние фильтры, чтобы ребенок не травмировался. Изоляция когда-нибудь пройдет, а отношения с ребенком останутся. И останется его мотивация к учебе как важнейший двигатель потенциального прогресса.
Сейчас мы можем незаметно для себя сломать мотивацию. Потому что все нервничают, никто не в ресурсе. И когда один человек не в ресурсе пытается давить по поводу учебы на другого человека, который тоже не в ресурсе, — ребенка, который не гулял три недели, то ничего хорошего не получится.
— Но дети, которые хорошо учились, на дистанционном обучении не снизили планку. Это с чем связано, у них нет стресса?
— При стрессе у человека более явно проявляются его особенности. Если он был более быстрым, он еще больше ускоряется. Если медленным — еще сильнее замедляется. То есть ответственно относящиеся к учебе сейчас могут дойти до невроза, пытаясь учиться дистанционно, разгребая завалы заданий от учителей. А те, кто не учились, дезорганизуются еще больше.
Что делать родителям? Первое — понять, насколько у вас есть на все это силы: вам нужно протянуть максимально долго, ведь на вас — благополучие семьи, и вам нужно как можно дольше сохранять не только здравый рассудок, но и физическое здоровье. Когда человек в тревоге, напряжен, он начинает себя хуже чувствовать. Иммунитет из-за того, что мы нервничаем, не улучшается.
Здравое отношение к учебе — возможность сэкономить нервы.
Мы сегодня не говорим о том, чтобы вообще забыть про нее, мы говорим про благоразумный подход: нужно понять, сколько у вас сил и какой у вас ребенок.
Если вы видите, что ваш ребенок шесть часов сидит перед экраном, потому что у него подряд шесть уроков, а потом еще четыре часа делает домашнее задание, и у него нет возможности погулять — это не просто нарушение СанПиНов, а, главное, вред здоровью. Если ребенок начал перерабатывать (и это поощряется школой), имеет смысл стать буфером, защитить ребенка, выйти на контакт с учителем, вежливо и спокойно объяснить, почему вы не будете так учиться.
Самоизоляция — это, к сожалению, не спринт, а марафон, а учеба — это еще и тонкий сложный процесс. Самоизоляция закончится, а учеба останется. Вам не нужно ни здоровье сломать, ни мотивацию, ни надорваться психологически.
Подростки устали
— Как быть, если чисто физически нет возможности обеспечить ребенку спокойную учебу? Многие живут не в самых просторных квартирах…
— Кроме собственных сил нужно оценить и возможности семьи, в том числе пространственные и технические. У кого-то и так были компьютеры и ноутбуки на каждого ребенка, а кто-то их избегал, считая, что чем позже ребенок сядет за них, тем лучше. Значит, вы просто технически не готовы к тому, чтобы обеспечить всех школьников доступом к учебе.
И вот про это — про то, что в квартире мало места и не всегда получается выйти на онлайн-урок или нет технических возможностей, в том числе, например, из-за слабого интернета, надо говорить с учителями. Но говорить, опять же, спокойно и доброжелательно. То есть в какой-то момент можно выйти из игры или перейти на другой уровень.
Никаких нормативных актов по поводу дистанционного обучения на данный момент не существует, школа не знает, что они могут требовать, а что — нет. Некоторые школы, как и дети, расслабились, а некоторые начали требовать в разы больше. Поэтому прямая доброжелательная коммуникация с учителями, объясняющая обстоятельства семьи — хороший выход. Вот это все нужно трезво оценить и сформулировать вашу концепцию на семейном совете, а потом — донести до учителей.
Мое личное мнение таково, что в этой ситуации адекватно было бы сделать так, как в некоторых европейских странах — они завершили учебный год и перенесли аттестацию на следующий год либо закончили год без аттестации. У нас этого пока не произошло, хотя по ОГЭ уже есть корректировки — будут сдаваться только два основных ОГЭ.
Но в целом школа не адаптировалась. У меня семь родительских чатов, и периодически во всех возникает истерика: мы не можем справиться с этими требованиями, мы не можем загрузить домашнюю работу до 17:00, мы не можем загрузить презентацию, мы не можем обеспечить акварельный лист А3, поскольку магазины не работают, мы не можем выполнить задание по физкультуре. А ведь у детей не только школа, есть еще и секции. Я слышала историю, что тренер требует каждый день посылать видео тренировок…
Понимаете, все хотят лучшего, а ребенок оказывается между молотом и наковальней.
Нормальная подростковая реакция на все это — спрятаться, уйти в отрицание. Могут возникать грубость, агрессия. Чаще всего это защита, либо невротическая реакция, либо показатель того, что ребенку плохо. Первая влюбленность, а подросток не может увидеться с девушкой… Подростки вообще устали, потому что они все время с родителями. А задача возраста — общаться с ровесниками…
— Если родители разобрались с гаджетами и считают, что учебный год детям надо закончить, что прежде всего нужно делать?
— Создать систему приоритетов, где важнее всего — спокойствие. Если вы доходите до истерики, то никакая учеба этой истерики не стоит. Как только чувствуете, что вы потеряли самообладание — выходите из игры. Если вы не в ресурсе, у вас скандалит младший ребенок или вы переживаете за кого-то в больнице, — даже не начинайте думать про учебу.
Я за то, чтобы, если есть средства, на проблемные предметы брать тьютора или репетитора. Если средств нет, можно поискать через знакомых — сейчас есть люди, которые готовы бесплатно помочь, например, с математикой.
Если не нашлось таких людей, опять же, нужно просто принять ситуацию и не бросаться подтягивать ребенка. Не быть супергероем — это нормально. Мы не были готовы к тому, чтобы учить собственных детей дома, полностью осваивая программу.
— Если ранее вы не передали ребенку ответственность за учебу, стоит это делать сейчас?
— Можно попробовать, но очень аккуратно, по обоюдной договоренности, в игровой форме. Но нельзя настаивать и нет гарантий, что все получится удачно.
У всех могут быть срывы
— Что делать, если у ребенка возникают истерики после уроков?
— Надо понять, из-за чего истерика. Если ребенок провел шесть часов за компьютером и у него истерика, дело не в ребенке, а в том, что у него не спланирована нагрузка. Если у ребенка истерика от того, что он не понимает, где смотреть необходимый материал — это другой тип истерики.
Если ребенок пробовал, пробовал, загружал, а у него удалилось — это еще один тип истерики. Если он все делал, пришел младший брат и пролил краски на тетради — это четвертый тип истерики. Если ребенок — перфекционист, и он понимает, что ничего не может сделать идеально в этом формате, который он не освоил — это пятый повод. Разобравшись с причиной, можно попытаться помочь.
Если истерики из-за предмета, который не получается — возвращаемся к рекомендации, что ребенку нужен трамплин. В этой ситуации родитель трамплином быть не может. Есть дети, которые вообще не воспринимают информацию через зум, им сложно сконцентрироваться. Есть учителя, которые говорят: не буду разбираться с этой всей электронной штукой, читайте учебник.
Основная же причина стресса ребенка чаще всего в том, что он не гулял. Если ребенок в гиподинамии и без свежего воздуха, с депривацией впечатлений, он не сможет учиться. У нас такое ощущение, что ребенок не работает, про вирус ничего не понимает, так пусть сидит, учится. А он не может. Ребенок — часть системы, и если в системе стресс и неустойчивость, у него — то же самое…
Значит, надо ему помогать. Если не удалось уехать за город (самый идеальный вариант) — постоянно проветривать, мотивировать двигаться — если не хочет делать зарядку, пусть попробует танцевать брейк-данс, хип-хоп или что-то еще, что ему интересно.
Онлайн-нагрузка — очень специфический тип нагрузки, ребенок к ней не привык. Нужно объяснить про дозирование экранного времени и интервалы: если ты полтора часа просидел, то ты должен встать, пройтись, сделать наклоны, приседания, потанцевать, послушать музыку, принять контрастный душ. Я за то, чтобы сейчас максимально использовать ресурсы ванной. И контрастные души, и массажные души, и расслабляющие ванны. Здорово, если в квартире есть шаговые дорожки, беговые дорожки или эллипсоидные тренажеры.
И помните, сейчас такое время, когда нельзя с себя и с ребенка требовать.
— Родители все распланировали, приоритеты расставили, но тревожность никуда не уходит.
— Естественно, мы же живые. Тревожность — это нормальная реакция в этой ситуации. Нам нужно учиться делать так, чтобы тревога не выбивала нас полностью в нерабочий диапазон. Кстати, те, кто не сталкивался раньше с такой сильной тревогой, сейчас, может, даже в худшем положении, чем те, у кого были тревожные состояния. Последние уже умеют работать с собственными эмоциями.
Первое, с чего начинать работу с тревогой — информационная гигиена. Нужно дозировать время, которое вы посвящаете чтению и просмотру новостей о тревожащей ситуации. Если сделать только это, состояние заметно улучшится.
Нужно двигаться. Все, что я говорила про движение и водные процедуры, относится не только к школьникам.
Еще один момент — общаться по видеосвязи с близкими людьми, с поддерживающими людьми. Одно дело, вы звоните старшим родственникам — тут вы выступаете в поддерживающей роли, другое дело — вы звоните любимой подруге или институтскому преподавателю и это общение поддерживает вас.
Нужно, как на марафоне, выровнять дыхание. Постарайтесь сначала успокоиться, а потом уже настраивать что-то для ребенка.
Мы не можем выходить, мы не можем пойти в кафе, встретиться с друзьями. Мы можем разрешить себе и всем в доме побыть в одиночестве какое-то время. В любой квартире можно найти маленькое место для одиночества.
Я вообще сторонник того, чтобы ставить внутренние замки на комнаты. Это нормально. Людям мешает миф, что раз мы семья, значит, в стрессовой ситуации мы все время должны быть вместе. Но для очень многих одиночество — это ресурс.
Нужно понимать, что у нас у всех могут быть срывы. И у школьников, и у мужа, и у жены. Особенно важно сейчас уметь ставить точку в ссоре, понимая, что человек просто сорвался. Произошла гроза потому, что очень высокое напряжение, в воздухе много электричества. Важно не наращивать конфликт. И — продолжать жить дальше.
Программа коррекции поведения детей с неврозами
Понятие и особенности неврозов
Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, характеризующиеся нередко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих факторов.
Подверженность невроза у детей в возрасте у детей 7-10 лет имеет возрастающую тенденцию. Это обуславливается, прежде всего, следующим фактором: изменением социального положения и взаимоотношений между людьми вследствие экономической и политической нестабильности. Такая ситуация порождает всеобщую нервозность населения, в том числе и детей, отражается на культуре семейных взаимоотношений, в частности; на взаимоотношениях между родителями и детьми, которые носят деструктивный характер. Стремительно возрастающий поток информации, необходимый для усвоения школьником, также может выступать дистрессором. Помимо этих общих психотравмирующих факторов у ребенка 7-10 лет возникают трудности, связанные с изменениями социального статуса в процессе учебы ребенка в школе. Причин и условий для возникновения неврозов у младших школьников в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад.
Причины развития неврозов у детей. Существует 2 группы причин, общих для всех форм неврозов: первая – биологические, вторая – социальные.
К биологическим причинам следует отнести: зачатие в нетрезвом состоянии, родовые травмы, инфекционные заболевания, токсические отравления. Эти причины не только предрасполагают организм ребенка к неврозам, но и в большинстве случаев определяют их.
К социальным причинам следует отнести переживания матери в процессе ношения ребенка, которые вызывают сильные и многократные стрессы. Эти ,стрессы обуславливаются смертью близких, разводами, полученными увечьями и т.д. Переживания матери нередко являются результатом неблагоприятных семейных отношений: пьянство мужа, частых ссор или морального террора. К психогенным причинам относится также отношение родителей к ребенку с момента его рождения: принятие – отвержение, любовь-ненависть, и т.д.
Происхождение 30% неврозов начинаются с изменения сложившихся условий, стереотипов и привычек ребенка; около 20% - с различных испугов, 20% - в результате столкновения противоположных установок в раннем детстве.
Если конфликт между потребностями ребенка и требованиями взрослых усиливается, то потребности могут трансформироваться в невротические. К таким невротическим потребностям следует отнести стремление ребенка установить эмоциональную дистанцию между собой и другим, потребность к уединению, к полной независимости, а также желание ребенка чувствовать свое превосходство.
Эти базисные потребности невротика являются способами, с помощью которых он пытается решить свои конфликты.
Следствием неразрешенности конфликтов является: страхи, обнищание личности, безнадежность, садисткие наклонности, которые проявляются в симптомах.
К симптомам невроза относятся: ощущение несчастности, разочарование и фрустрации, раздражительность, мрачность, тревожность, плаксивость, беспокойство, агрессивность, нетерпеливость, физические недомогания – температура, головные боли, рвота, понос, желудочные расстройства.
Цель программы: избавление детей от острых симптомов невроза и переживаний, которые являются результатами деструктивного общения ребенка с взрослым.
Снятие внутреннего конфликта ребенка, которые проявляются через названные симптомы;
Снятие ригидности невротических потребностей;
Формирование адекватной самооценки и интеграции самосознания;
Развития самопознания за счет снятия барьеров психологической защиты и устранение неискренности на межличностном уровне;
Выработка мобильных стратегий поведения.
Цель: диагностика принятия себя, помочь найти ребенку новый желаемый образ
Представление. Назовитесь любым именем, которым мы будем называть вас на занятиях.
Нарисуйте себя с новым именем.
Цель: диагностика самоприятия и самосознания ребенка, снятие эмоциональной напряженности, идентификация ребенка с новым образом.
Цель: Снятие напряжения, сплочение группы.
Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Угадывание рисунков
Цель: диагностика уровня формирования предрасположенности и доверия между членами группы, закрепление знания имен друг друга, повышение уверенности детей в себе.
Общая картина
Цель: выявление эмоционального состояния детей к концу занятия, сплочение группы, успокоение детей, снятие напряженности, углубление эмоционального контакта между членами группы.
Нарисуйте каждый свое настроение на листе ватмана. У нас получится общая картина настроения группы.
Ритуал прощания
Цель: создание эмоционального комфорта в группе, настройка на следующее занятие.
Упражнение сопровождается медитативной музыкой.
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, снятие агрессивности внутренней скованности, страха, обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния и др.
Ритуал приветствия
Цель: настройка на занятие.
Задание: встаньте все в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Скажите добрые слова.
Этюды на выражение эмоций.
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Цель игры: развитие сосредоточенности и способности концентрации.
Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательные палец движется по воображаемой карте.
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпы.
Выразительные движения: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.
В зале приглушается свет. Все дети, кроме ребенка-утенка изображают деревья, коряги и пеньки. Дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы. Издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. Утенок прячется в маленькой пещере. Он дрожит.
Когда перестает звучать музыка, включается свет. Этюд закончен.
Куклотерапия
Цель: диагностика состояний ребенка, закрепление умений выражать эмоции, снятие агрессии, внутренней скованности.
Каждый участник выбирает какую-либо куклу.
Задание: выразить на кукле эмоции гнева, злости, радости, удивления.
Цель: стимуляция творчества, исследование ценностных ориентаций, взаимоотношении сотрудничества и соперничества членов группы.
Материалы: глина или пластилин.
Процедура: каждый член группы получает ком глины. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Вы – один из пяти или восьми человек, создавших мир. Закройте глаза и вообразите, что глина – сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. Закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцем выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей группе скульптурами. Совместно с партнерами группы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими.
Ритуал прощания.
Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций, приемы саморасслабления, формирования межличностных эмпатий.
Цель: это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.
Процедура: поделите группу на маленькие группы – по 4-5 человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди является ведущим. В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.
Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, ведут игрока – кота с завязанными глазами. Проводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе начинают петь:
Ты лови три года нас!
Ты лови три года нас,
Не развязывая глаз!
Как только пропевают последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут его за одежду.
Цель: представление моделей желательного и нежелательного поведения.
Ритуал приветствия.
Приветствие необычным способом.
Цель: стимулирование творческих способностей, повышение самооценки.
Отображение
Цель: поощрение осознание тела, творческого движения межличностной эмпатиии.
Процедура: все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой ведомым.
Пары встают лицом к лицу и смотрят друг на друга в глаза. Ведущий выполняет движения, ведомый их повторяет.
По окончании процедуры следует рефлексия.
Ребенок представляет себя капитаном, капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед.
Цели: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.
Попросить участника разыграть мечту, дать ей описание от первого лица, как - будто он – объект своей мечты.
Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя переживать все чувства, связанные с ним.
Ритуал прощания.
Цель: выявление внутренних конфликтов их осознание и поэтапное разрешение.
Цель: отреагирование скрытых эмоций и завершение незаконченного действия, прояснение противоположностей, вовлеченных в конфликт, и их интегрирование в единое целое.
Разыгрывание роли часто заключается в намеренных несоответствиях, преувеличениях: робкий, застенчивый участник может получить задание встать на стул и начать отдавать команды авторитарным, громким голосом.
Усилению внимания и чувствам способствует задание по утрированному выражению невербальной поведенческой реакции. Руководитель группы должен заметить эти реакции и перевести внимание участника с невыразительного рассказа на активные физические действия.
Свободный танец
Цель: дать возможность каждому участнику проэкспериментировать танцевальными движениями перед другими.
Процедура: группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменит вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить танец.
Читайте также: