Не могу учиться из за невроза

Учебные неврозы появляются в упорном нежелании посещать школу.
Невроз характеризуется следующими симптомами:
* беспричинное беспокойство сопровождается такими психическими расстройствами, как фобии или компульсивное (Компульсивность навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо) поведение
* человек,страдающий неврозом,полностью сохраняет контакт с действительностью.
* расстройство не приводит к нарушению социальных норм в широком смысле слова, хотя невротик считает своё состояние неприемлемым[М. Кордуэл Психология А-Я М.:Гранд, с.187]
Невроз - функциональное расстройство, не сопровождаемое структурными изменениями головного мозга и может возникать при эмоциональном и умственном перенапряжении.
Невроз ожидания (Крепелин, 1908) - невротическое состояние, которое автор относит к понопатии - расстройству, возникающему в связи с трудом, деятельностью. Характеризуется чувством ожидания провала в осуществлении какой-либо привычки.369].
Невроз выражается в конфликтных отношениях с учителями одноклассниками,в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Никакие уговоры не помогают так как навыки и мотивация к обучению отсутствуют. Заниженные требования к выполнению заданий не стимулируют детей учиться лучше.

Создание искусственного невроза: заинтересовать, привлечь внимание, раскрутить инстинкт охотника, погонять через удачу и неудачу, вызвать фрустрацию и сердцебиение.
Невроз (не клинический, а в области практической психологии) - одно из состояний душевного нездоровья, легкое впадение в негатив и трудность выхода из негатива.
Застревание в негативе. Состояние сильной неудовлетворенности ("Все плохо") и желание от этого состояния убежать (в отличие от апатии, когда состояние "все плохо" становится уже привычным).
Невроз обычно сопровождается недовольством собой и понижением самооценки, раздражительностью, зависимостью от окружающих, нерешительностью и одновременно склонностью к импульсивным реакциям.
Искусственные неврозы
Невроз можно создавать и искусственно, играя на создании желания и чередуя поочередно ощущение вот-вот успеха и "Блин, облом. " - смотри видеофрагмент из фильма Амели, где создается любовный невроз.
Любовный невроз
Любовный невроз - разновидность невроза, возникший на почве любовных отношений, иногда - созданный для раскрутки любовных отношений.
Невроз и невротик
Невротик - не вполне душевно здоров, но не очевидно, что болен. На стадии невротизма человек считается здоровым. Многочисленные персонажи переживательных телесериалов - типичные невротики. Если невротизм усиливается до настоящего невроза), можно говорит уже о заболевании.
Невроз в клинике
Невроз в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Жила одна девочка, и звали ее Ася. У нее было девять братьев и сестер, и еще мама и папа. Она была очень послушная, и всегда маме помогала, а гулять ходила только туда, куда ей разрешали. И больше ей никуда и не хотелось. И все ее братья и сестры тоже были очень послушные и хорошие, и они никогда не ссорились и не дрались из-за игрушек, а во все игрушки играли по очереди.
Однажды к ним в поселок приехала еще одна семья и поселилась по соседству. В этой семье была девочка Танька (ровесница Аси) и еще два ее старших брата. А Танька всегда плохо себя вела, и ничего не хотела по дому делать, и убегала одна гулять в лес. Ася с Танькой не дружила, потому что зачем ей с такой плохой девочкой дружить? Ася дружила со своим братом, который ее был на один год старше. И звали его Коля.
Но вот Танька стала Колю к себе переманивать. И Коля стал с Танькой играть, потому что с ней интересно и всегда какое-нибудь баловство она сделает. Дома Таньку ругали, но сделать с ней ничего не могли. А Ася не хотела, чтобы Коля с Танькой дружил, и она стала за ними следить.
А Коля с Танькой взяли лодку и поплыли на ней по реке. И плыли весь день и всю ночь. А Ася увидела, как они уплывают, и позвала с собой своего старшего брата и старшую сестру, и еще Танькиных братьев, и они все взяли еще одну лодку и поплыли в погоню. А Танька с Колей остановились на ночлег в горах, развели костер, сварили кашу и сидели у огня и разговаривали. Но тут они увидели, что за ними гонятся, и побежали. Они не хотели, чтобы их поймали, потому что боялись, что их накажут, и еще потому. потому что Танька любила свободу.


— Мы все — дети, родители, учителя — вынужденно оказались в ситуации, к которой не были готовы. Легче тем, кто уже учился на домашнем обучении, но это был изначально личный выбор родителей и детей, остальные такой выбор не совершали.

Обычно к таким изменениям, как переход на дистанционное обучение, люди готовятся заранее — технически, морально, эмоционально. Понимая, зачем им это нужно и как все устроено. У нас не было времени на настройку и подготовку.

Когда человек оказывается в ситуации, когда он обстоятельства не выбирает — это всегда стресс. Причем стресс для всех: для детей, для родителей, для преподавателей, для системы образования. Здесь нет злодея, который вдруг сделал всем плохо, это просто стечение обстоятельств.

Все произошло слишком быстро, непонятно для всех. А общий уровень напряжения, не связанный с учебой, у всех и так высокий.

Мы живем в состоянии большого тонуса, мы все не в форме: кто-то в тревоге, кто-то в панике, кто-то в апатии.

Мы оказались в ситуации внешней турбулентности: удаленная работа, финансовая нестабильность, тревога за старших родственников, изменение привычного образа жизни. И главное — неясность будущего: непонятно, что будет дальше, непонятно, когда все закончится. Это все — высочайший стресс для взрослых.

На тревогу мы реагируем по-разному. Есть несколько типов реакции на тревогу, и хорошо бы понимать, какой тип реакции конкретно ваш.

Некоторые как раз не хотят рефлексировать по этому поводу. Часто присутствует гипнотическая стратегия совладания с ситуацией, особенно у многодетных: живем, будто ничего не происходит. Мы мобилизовались, собрались и теперь с пионерскими песнями учимся дома, у нас три школьника (или шесть школьников) на одной территории и все нормально. Никому не расклеиваться. Да, если это ваш тип совладания со стрессом — все нормально. Но он может быть другой у одного ребенка и третий — у другого.

Мы находимся в ситуации, которая не кончится одномоментно, быстро. Надо научиться жить в ней, не травмироваться, не травмировать своих детей, особенно в смысле учебы.

Учеба стала каналом для слива тревоги

— Как не травмировать, когда некоторые учителя ужесточили требования, говорят, чтобы домашнее задание присылали до определенного часа, задают еще больше, чем раньше?

— Так учителя тоже в состоянии невроза. При этом я читаю опытных учителей со стажем от 30 лет, которые работают в сильных школах с жесткими требованиями. Так вот, они пишут — расслабьтесь по поводу учебы. Все давление идет от педагогов с меньшим опытом и от тех, кто давит на них сверху.

С внешней ситуацией мы ничего сделать не можем, нам остается читать сводки о числе заболевших и, конечно, максимально самоизолироваться. Но мы не можем поменять течения событий, и потому учеба стала каналом для слива тревоги, недовольства, опасения за будущее.


Учителя давят на детей именно от этого. И от того, что нет выстроенной системы, нет четких требований, вообще ничего понятного. Вот это все, кстати, ребенку класса с третьего, может быть даже со второго, имеет смысл проговаривать, не обвиняя педагогов.

У меня семь школьников, которые учатся в пяти разных школах. И мы каждый день видим пять разных подходов к учебе со стороны конкретных школ. Только из детского сада не присылают задания, хотя слышала, что у некоторых — присылают.

Так вот — родителям нужны внутренние фильтры, чтобы ребенок не травмировался. Изоляция когда-нибудь пройдет, а отношения с ребенком останутся. И останется его мотивация к учебе как важнейший двигатель потенциального прогресса.

Сейчас мы можем незаметно для себя сломать мотивацию. Потому что все нервничают, никто не в ресурсе. И когда один человек не в ресурсе пытается давить по поводу учебы на другого человека, который тоже не в ресурсе, — ребенка, который не гулял три недели, то ничего хорошего не получится.

— Но дети, которые хорошо учились, на дистанционном обучении не снизили планку. Это с чем связано, у них нет стресса?

— При стрессе у человека более явно проявляются его особенности. Если он был более быстрым, он еще больше ускоряется. Если медленным — еще сильнее замедляется. То есть ответственно относящиеся к учебе сейчас могут дойти до невроза, пытаясь учиться дистанционно, разгребая завалы заданий от учителей. А те, кто не учились, дезорганизуются еще больше.

Что делать родителям? Первое — понять, насколько у вас есть на все это силы: вам нужно протянуть максимально долго, ведь на вас — благополучие семьи, и вам нужно как можно дольше сохранять не только здравый рассудок, но и физическое здоровье. Когда человек в тревоге, напряжен, он начинает себя хуже чувствовать. Иммунитет из-за того, что мы нервничаем, не улучшается.

Здравое отношение к учебе — возможность сэкономить нервы.

Мы сегодня не говорим о том, чтобы вообще забыть про нее, мы говорим про благоразумный подход: нужно понять, сколько у вас сил и какой у вас ребенок.

Если вы видите, что ваш ребенок шесть часов сидит перед экраном, потому что у него подряд шесть уроков, а потом еще четыре часа делает домашнее задание, и у него нет возможности погулять — это не просто нарушение СанПиНов, а, главное, вред здоровью. Если ребенок начал перерабатывать (и это поощряется школой), имеет смысл стать буфером, защитить ребенка, выйти на контакт с учителем, вежливо и спокойно объяснить, почему вы не будете так учиться.

Самоизоляция — это, к сожалению, не спринт, а марафон, а учеба — это еще и тонкий сложный процесс. Самоизоляция закончится, а учеба останется. Вам не нужно ни здоровье сломать, ни мотивацию, ни надорваться психологически.

Подростки устали

— Как быть, если чисто физически нет возможности обеспечить ребенку спокойную учебу? Многие живут не в самых просторных квартирах…

— Кроме собственных сил нужно оценить и возможности семьи, в том числе пространственные и технические. У кого-то и так были компьютеры и ноутбуки на каждого ребенка, а кто-то их избегал, считая, что чем позже ребенок сядет за них, тем лучше. Значит, вы просто технически не готовы к тому, чтобы обеспечить всех школьников доступом к учебе.

И вот про это — про то, что в квартире мало места и не всегда получается выйти на онлайн-урок или нет технических возможностей, в том числе, например, из-за слабого интернета, надо говорить с учителями. Но говорить, опять же, спокойно и доброжелательно. То есть в какой-то момент можно выйти из игры или перейти на другой уровень.


Никаких нормативных актов по поводу дистанционного обучения на данный момент не существует, школа не знает, что они могут требовать, а что — нет. Некоторые школы, как и дети, расслабились, а некоторые начали требовать в разы больше. Поэтому прямая доброжелательная коммуникация с учителями, объясняющая обстоятельства семьи — хороший выход. Вот это все нужно трезво оценить и сформулировать вашу концепцию на семейном совете, а потом — донести до учителей.

Мое личное мнение таково, что в этой ситуации адекватно было бы сделать так, как в некоторых европейских странах — они завершили учебный год и перенесли аттестацию на следующий год либо закончили год без аттестации. У нас этого пока не произошло, хотя по ОГЭ уже есть корректировки — будут сдаваться только два основных ОГЭ.

Но в целом школа не адаптировалась. У меня семь родительских чатов, и периодически во всех возникает истерика: мы не можем справиться с этими требованиями, мы не можем загрузить домашнюю работу до 17:00, мы не можем загрузить презентацию, мы не можем обеспечить акварельный лист А3, поскольку магазины не работают, мы не можем выполнить задание по физкультуре. А ведь у детей не только школа, есть еще и секции. Я слышала историю, что тренер требует каждый день посылать видео тренировок…

Понимаете, все хотят лучшего, а ребенок оказывается между молотом и наковальней.

Нормальная подростковая реакция на все это — спрятаться, уйти в отрицание. Могут возникать грубость, агрессия. Чаще всего это защита, либо невротическая реакция, либо показатель того, что ребенку плохо. Первая влюбленность, а подросток не может увидеться с девушкой… Подростки вообще устали, потому что они все время с родителями. А задача возраста — общаться с ровесниками…

— Если родители разобрались с гаджетами и считают, что учебный год детям надо закончить, что прежде всего нужно делать?

— Создать систему приоритетов, где важнее всего — спокойствие. Если вы доходите до истерики, то никакая учеба этой истерики не стоит. Как только чувствуете, что вы потеряли самообладание — выходите из игры. Если вы не в ресурсе, у вас скандалит младший ребенок или вы переживаете за кого-то в больнице, — даже не начинайте думать про учебу.

Я за то, чтобы, если есть средства, на проблемные предметы брать тьютора или репетитора. Если средств нет, можно поискать через знакомых — сейчас есть люди, которые готовы бесплатно помочь, например, с математикой.

Если не нашлось таких людей, опять же, нужно просто принять ситуацию и не бросаться подтягивать ребенка. Не быть супергероем — это нормально. Мы не были готовы к тому, чтобы учить собственных детей дома, полностью осваивая программу.

— Если ранее вы не передали ребенку ответственность за учебу, стоит это делать сейчас?

— Можно попробовать, но очень аккуратно, по обоюдной договоренности, в игровой форме. Но нельзя настаивать и нет гарантий, что все получится удачно.

У всех могут быть срывы

— Что делать, если у ребенка возникают истерики после уроков?

— Надо понять, из-за чего истерика. Если ребенок провел шесть часов за компьютером и у него истерика, дело не в ребенке, а в том, что у него не спланирована нагрузка. Если у ребенка истерика от того, что он не понимает, где смотреть необходимый материал — это другой тип истерики.

Если ребенок пробовал, пробовал, загружал, а у него удалилось — это еще один тип истерики. Если он все делал, пришел младший брат и пролил краски на тетради — это четвертый тип истерики. Если ребенок — перфекционист, и он понимает, что ничего не может сделать идеально в этом формате, который он не освоил — это пятый повод. Разобравшись с причиной, можно попытаться помочь.

Если истерики из-за предмета, который не получается — возвращаемся к рекомендации, что ребенку нужен трамплин. В этой ситуации родитель трамплином быть не может. Есть дети, которые вообще не воспринимают информацию через зум, им сложно сконцентрироваться. Есть учителя, которые говорят: не буду разбираться с этой всей электронной штукой, читайте учебник.


Основная же причина стресса ребенка чаще всего в том, что он не гулял. Если ребенок в гиподинамии и без свежего воздуха, с депривацией впечатлений, он не сможет учиться. У нас такое ощущение, что ребенок не работает, про вирус ничего не понимает, так пусть сидит, учится. А он не может. Ребенок — часть системы, и если в системе стресс и неустойчивость, у него — то же самое…

Значит, надо ему помогать. Если не удалось уехать за город (самый идеальный вариант) — постоянно проветривать, мотивировать двигаться — если не хочет делать зарядку, пусть попробует танцевать брейк-данс, хип-хоп или что-то еще, что ему интересно.

Онлайн-нагрузка — очень специфический тип нагрузки, ребенок к ней не привык. Нужно объяснить про дозирование экранного времени и интервалы: если ты полтора часа просидел, то ты должен встать, пройтись, сделать наклоны, приседания, потанцевать, послушать музыку, принять контрастный душ. Я за то, чтобы сейчас максимально использовать ресурсы ванной. И контрастные души, и массажные души, и расслабляющие ванны. Здорово, если в квартире есть шаговые дорожки, беговые дорожки или эллипсоидные тренажеры.

И помните, сейчас такое время, когда нельзя с себя и с ребенка требовать.

— Родители все распланировали, приоритеты расставили, но тревожность никуда не уходит.

— Естественно, мы же живые. Тревожность — это нормальная реакция в этой ситуации. Нам нужно учиться делать так, чтобы тревога не выбивала нас полностью в нерабочий диапазон. Кстати, те, кто не сталкивался раньше с такой сильной тревогой, сейчас, может, даже в худшем положении, чем те, у кого были тревожные состояния. Последние уже умеют работать с собственными эмоциями.

Первое, с чего начинать работу с тревогой — информационная гигиена. Нужно дозировать время, которое вы посвящаете чтению и просмотру новостей о тревожащей ситуации. Если сделать только это, состояние заметно улучшится.

Нужно двигаться. Все, что я говорила про движение и водные процедуры, относится не только к школьникам.

Еще один момент — общаться по видеосвязи с близкими людьми, с поддерживающими людьми. Одно дело, вы звоните старшим родственникам — тут вы выступаете в поддерживающей роли, другое дело — вы звоните любимой подруге или институтскому преподавателю и это общение поддерживает вас.

Нужно, как на марафоне, выровнять дыхание. Постарайтесь сначала успокоиться, а потом уже настраивать что-то для ребенка.


Мы не можем выходить, мы не можем пойти в кафе, встретиться с друзьями. Мы можем разрешить себе и всем в доме побыть в одиночестве какое-то время. В любой квартире можно найти маленькое место для одиночества.

Я вообще сторонник того, чтобы ставить внутренние замки на комнаты. Это нормально. Людям мешает миф, что раз мы семья, значит, в стрессовой ситуации мы все время должны быть вместе. Но для очень многих одиночество — это ресурс.

Нужно понимать, что у нас у всех могут быть срывы. И у школьников, и у мужа, и у жены. Особенно важно сейчас уметь ставить точку в ссоре, понимая, что человек просто сорвался. Произошла гроза потому, что очень высокое напряжение, в воздухе много электричества. Важно не наращивать конфликт. И — продолжать жить дальше.

1. Вы ищете подтверждения

Быть может, ваша подруга пытается поддержать вас, говоря, что вы хорошо выглядите, но на самом деле она думает , что вы выглядите хуже, чем когда-либо. Или, возможно, доктор не может с точностью сказать, рак ли это, не сделав определенных современных анализов.

2. Вы пытаетесь прекратить думать


3. Вы собираете информацию, но это не помогает

Если вы беспокоитесь, что кого-то раздражаете, то будете не только искать любые признаки того, что этот человек относится к вам плохо, но и интерпретировать его нейтральное поведение как негативное.

Риск оценивается как высокий под влиянием следующих факторов.

4. Вы проверяете — снова и снова

Ключевые пункты следующие:

  • Если я выясню все, я смогу уменьшить неуверенность.
  • Я не выношу неуверенности.
  • Если я обнаружу признаки катастрофы заранее, то смогу предотвратить худшее.
  • Я не могу положиться полностью на свою память.
  • Осторожность никогда не бывает лишней.
  • Это — моя ответственность.

Это стоит вам стресса, времени и энергии, затраченных на проверки, укрепляющие ваше убеждение в том, что постоянный контроль необходим, чтобы чувствовать себя в безопасности.

А смысл? На срок от пяти минут до часа вам становится легче, а затем нужно удостоверяться снова.


5. Вы избегаете дискомфорта

Широко распространенный способ справляться с тревогой состоит в том, чтобы избегать или откладывать то, что вас беспокоит или волнует. Если вы волнуетесь из-за налогов, то избегаете заполнения налоговой декларации. Если вы беспокоитесь о том, что вы не самая красивая женщина в мире, то не ходите на вечеринки, а увидев привлекательного человека, избегаете зрительного контакта. Если вы волнуетесь, что чем-то больны, то вы не идете к врачу.

У вас просто нет возможности узнать, что вы можете справиться со всем этим самостоятельно. У вас нет шанса опровергнуть свои негативные убеждения.


7. Вы используете безопасное поведение

Например, человек, боящийся ездить по мосту, выполняет следующие обряды для безопасности: ездит медленно, планирует свой путь так, чтобы точно знать, где его ждет мост, старается не смотреть за край моста, ездит по полосам движения, не глядит в зеркало заднего вида, сжимает руль, глубоко дышит и жмет на тормоза.

8. Вы всегда пытаетесь произвести хорошее впечатление

Возможно, вы волнуетесь о том, как выглядите, есть ли вам что сказать, захочет ли кто-то говорить с вами, не ляпнете ли вы чего-то глупого и неуместного. Вы тревожитесь, что люди заметят ваше беспокойство, беззащитность и неловкость — и строго осудят вас.


9. Вы размышляете, обдумывая проблему снова и снова

Размышляя над проблемой, вы надеетесь, что если продолжите думать, то найдете решение, почувствуете себя лучше и соответственно прекратите размышлять. Вера в полезность размышлений является абсолютно ложной. Размышления усиливают осознание того, как плохо вы себя чувствуете, — вы сосредоточиваетесь на своих отрицательных эмоциях. Это заставляет вас избегать положительных чувств или альтернатив, уменьшая вероятность того, что вы попробуете изменить отношение к ситуации или найти в ней какие-то плюсы.

В-основном, люди приходят к психологам, чтобы избавиться/разрешить/вылечить свой невроз, надеясь на то, что когда это произойдет – жизнь их качественно изменится, наступит счастье/любовь/высокая самооценка и т.д.


Согласно ожиданиям от работы с психологом – вопрос в заголовке статьи выглядит нелепым. Очевидный ответ: да, конечно! Есть жизнь. Лучшая жизнь! Главное – работать над собой и будет вам счастье. Но не так все просто и очевидно.


Итак, авгиевы конюшни расчищены, страдание перестает быть острым, тревоги меньше и психическая жизнь стала более равномерной. Часть личности, наблюдающая за эмоциональной жизнью, хорошо прокачалась и помогает не тратить на эмоциональные колебания огромные ресурсы. Человек завершил неудовлетворительные отношения или изменил их, осознал свои невротические сценарии и механизмы. Враги отступили, битва либо выиграна либо проиграна, выводы сделаны и пережиты. Произошли реальные изменения и адаптация к ним. Движение замедляется.

И в один момент обнаруживается, что не очень понятно как дальше собственно жить. Ничего не происходит. Как жить, если невроз более не управляет? Что делать, если не получается легко и непринужденно выбирать неподходящих партнеров, как жить, если не спасать других, а дать им спасаться самостоятельно, как жить, если нет желания доказывать свою состоятельность родителям и т.д. и т.п. Как жить без сильной тревоги, толкающей возбуждение и заставляющей развивать бурную деятельность? Где брать энергию, если не очень важно быть таким уж хорошим, лучшим, сильным…

Где брать мотивацию? Обнаруживается, что огромное количество вещей, которые раньше хотелось делать, теперь делать не хочется. Раньше не хотелось, но делалось. А теперь невозможно себя насиловать – ну никак не получается. Привычная драма и сюжет становится скучен (я смотрел это кино сто тысяч раз!). И вот тут становится довольно страшно и первый раз встает странный вопросик-подозрение : а есть ли жизнь после невроза (что это за кино вообще и где его показывают)?


Такое состояние легко спутать с депрессивным расстройством. Однако, это не оно. Переживается нормативная депрессивная реакция, необходимая для проживания. На этой стадии отношение к терапии может меняться – от ложного ощущение, что она закончена до разочарования и символической претензии к психологу, что он не предупредил, о том как неожиданно станет трудно и победный путь изменений пройдет через пустое депрессивное пространство без конца, без края, где ни наград тебе, ни энергии, ни обещанного себе счастья. Желание вернуть матрицу обратно и выбрать другую таблетку. Пардон за поэтичность, у меня много сочувствия и к себе и к своим клиентам в этом переживании.

Одним словом, сложно. Сложно, необходимо, дорого. Дорого, потому что именно этот опыт – фундамент жизненного выбора, который сделает человек. Выбора нового сюжета. Дорого, потому что если все идет по плану, позже становится понятно, какая огромная ценность в этом моменте-периоде. И что именно тогда была одержана настоящая победа. И есть за что себя уважать.

На выходе из депрессивной пустыни фатального одиночества, свободного от невроза, потихоньку открывается новый этап. Более всего он напоминает зрелость. Меняется и схема распределения энергии и ее источники, меняется самоощущение. Пресловутое Счастье становится собственным продуктом, не очень зависящим от внешних агентов.

Вот пришел вопрос на эту тему: а нет ли опасности, что человек от одиночества новый себе невроз организует? Не придет ли другой невроз на смену ушедшему ? Чтобы заполнить пустоту и то ОДИНОЧЕСТВО?

Такой опасности нет, если процесс не прерван и завершен. Потому что по сути много новых навыков психических появляется: чувствительность к своим границам, к чужим границам, навыки уборки и заботы о своем внутреннем домике. Много чего. Это как на велосипеде кататься – разучиться невозможно! Одиночество с большой буквы становится дружеским отношением (или любовным) с самим собой, а там и другие люди подтягиваются.

Ну, так чего? Есть ли жизнь после невроза? Конечно, есть! Какая? Не знаю, такая как вы сами захотите ;) Лучше, чем до? Понятия не имею – но она точно другая и уж точно в ней больше вашего авторства.

Организм человека ежедневно подвергается пагубному воздействию внешних и внутренних факторов. Физическое и эмоциональное состояние зависит от многих обстоятельств, которые прямо или косвенно влияют на его здоровье и настроение. Зачастую в планомерном ходе жизнедеятельности случаются сбои, критические моменты, душевные катаклизмы, которые негативным образом сказываются на самочувствии человека и ввергают его в нестабильное психоэмоциональное состояние. Одним из мощных раздражителей нервной системы является невроз. Что это такое? Отчего он появляется? Как избавиться от невроза самостоятельно?

Понятие невроза

Невроз является тяжелым расстройством нервной системы. Он характеризуется депрессивно-стагнационными процессами в сознании человека, повышенной раздражительностью и считается серьезным заболеванием. Длительное пребывание в таком состоянии ломает человека, заставляя его поддаться пагубному воздействию надуманных им самим проблем и обусловленных им самим обстоятельств его жизнедеятельности.


Но как избавиться от навязчивого невроза самостоятельно? Ведь поле его влияния распространяется на широкий спектр функций организма человека, отражаясь на его физической возбудимости, психической раздражительности, приводя к нарушениям работоспособности и болезням.

Причины возникновения

Какими предпосылками обусловлено возникновение подобного рода заболевания? Можно ли избавиться от невроза самостоятельно, если корень проблемы кроется в сложных первопричинах ее появления? Возникнуть невроз может в таких ситуациях:

  • Стресс. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии, регулярные скандальные ситуации, нервное напряжение и нахождение на "пределе" – все это способствует перерастанию в тяжелую форму психологического дисбаланса и невроза.
  • Переутомление. Тяжелые или продолжительные физические нагрузки, регулярный отказ от отдыха из-за работы и карьерного роста, чрезмерное стремление к самореализации на профессиональном поприще и отсутствие времени для нормального сна стимулируют выработку в организме стойкого состояния повышенной возбудимости, что неминуемо приводит к истощению и упадку сил.
  • Зацикленность. Бывает так, что в жизни случаются ситуации или происходят действия, которые противоположны желаниям и стремлениям человека. Ввиду несогласия с подобным положением вещей и полным непринятием происходящего возмущенное сознание провоцирует зацикленность на данном неприятном моменте и постоянно дает о себе знать в проявлениях острого невроза.


Так, испытавшие на себе муки жертвы данной патологии оставляют не самые лицеприятные отзывы. Как избавиться от невроза самостоятельно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать характер проявления подобного аномального психологического состояния.

Как проявляется невроз

Симптоматика описываемого расстройства нервной системы многогранна. Проявления невроза не только неприятны, но и чреваты пагубным влиянием на работоспособность и нормальную жизнедеятельность человека. Основными критериями их определения являются следующие изменения в поведении и самочувствии:

  • Нарушение сна, бессонница, трудное засыпание.
  • Ощущение постоянного напряжения, как морального, так и физического в виде мышечной скованности.
  • Повышенная раздражимость.
  • Чрезмерная чувствительность к перепадам температуры, резкая реакция на свет, громкие звуки, шумы.
  • Непроизвольные движения конечностями – дергание ногой или перебирание пальцев, стук стопами об пол или какой-либо другой неосознанный позыв к нервному движению.
  • Излишняя потливость и внезапная испарина.
  • Несвязная речь, запинки и дефекты в произношении.
  • Обострение чувствительности, повышенная ранимость, частые позывы к плачу.
  • Панический страх и истерия.
  • Мания преследования или надуманное предчувствие чего-то плохого, ожидаемого в будущем.


Избавиться самостоятельно от невроза, как от болезненного состояния и ухудшения психического равновесия, не всегда удается без посторонней помощи. Поэтому люди должны обращаться за помощью к психологам.

Влияние на нервную систему и психическое состояние

Расстройство в виде невроза – не такое уж безобидное состояние. Его воздействие на организм человека несет в себе ощутимый ущерб, проявляющийся в психическом дисбалансе, эмоциональном перенапряжении, различных патологиях. Такой режим существования мешает человеку жить, трудиться, радоваться мелочам и приятным моментам. Поэтому важно обратить внимание на данное расстройство своевременно и попробовать избавиться от него самостоятельно или с помощью специалистов, если без посторонней помощи ничего не получается.

Последствия невроза

Говоря о последствиях описываемой патологии, нужно отметить два основных кризисных момента, к которым приводит невроз. Во-первых, запущенная степень регулярно переживаемых стрессовых ситуаций, сильнейших переутомлений, функционального напряжения и эмоциональной нестабильности медленно, но верно ведут к дальнейшей потере трудоспособности, поскольку ни один адекватный человек не может нормально работать в условиях мощного стрессового состояния.


Во-вторых, подобный дисбаланс и патогенность психического здоровья приводят к повышению конфликтности, учащению скандалов и ссор с родными и близкими, а также нарушают микроклимат окружения человека, страдающего подобным расстройством. Но как избавиться от навязчивых состояний невроза самостоятельно?

Лечение неврозов

Для того чтобы устранить невроз как болезнь, человеку предлагаются некоторые этапы лечения этого неприятного недомогания:

  • Гипноз – погружение жертвы нервного расстройства в состояние транса позволяет заглянуть глубоко в закоулки ее сознания и вытащить первопричину страхов и опасений, влекущих за собой нервозность и симптоматику описываемого патологического состояния здоровья.
  • Аутотренинг – работа с психологом и самостоятельные установки, направленные на выработку у человека стойкой убежденности в отсутствии угрозы, вызывающей у него панику. Это помогает вывести пациента из состояния стресса и устранить сопутствующий стрессам невроз. Например, при навязчивом страхе потерять работу можно давать себе установки, что вы очень ценный специалист (вы безотказный, исполнительный, старательный и так далее), а также установки, что можно найти гораздо лучшую работу.
  • Лечебные ванны – расслабляющее свойство воды и чудодейственные ароматы трав лаванды, мяты и прочих групп растений при систематическом применении помогают человеку вернуть спокойствие, уравновешенность, восстановить привычный ритм жизни. Используются они в комплексе с другими лечебными процедурами.

Методики избавления от неврозов

В основе психологического подхода к решению описываемой проблемы нервного расстройства лежат две базовые методики борьбы с данной патологией.

Первая – ликвидация конфликта, вызывающего невроз. Любое нарушение нервной системы связано с произошедшим когда-то в жизни пострадавшего конфликтом. Он может как уходить корнями в глубокое детство, так и возникнуть на почве теперешней жизни человека из-за стечения неблагоприятных для него обстоятельств. Ключевое направление методики заключается в психотерапии, направленной на то, чтобы показать страдающему от невроза причинно-следственную связь между конфликтом и его неправильной острой и бурной реакцией на этот конфликт. Когда человек поймет ошибочность своего отношения к проблеме, тогда и устранится недомогание.


Вторая методика – терапия симптоматики проявления невроза. Целенаправленная и планомерная работа с психогенными факторами возникшего недуга, их аккуратное устранение, а также санаторно-курортное лечение помогут избавиться от аномального состояния здоровья.

Медикаментозное лечение невроза

Говоря о медицинских препаратах, способствующих ускорению выхода человека из состояния нервозности, можно выделить несколько основных медикаментов:

  • "Коаксил".
  • "Лорафен".
  • "Мексидол".
  • "Мелипрамин".
  • "Нотта".
  • "Релиум".
  • "Феназепам".

Все они обладают седативным действием и способствуют нормализации работы нервной системы. Принимать их требуется только после консультации с врачом.

Невроз и напряжение

Основными направлениями, сопутствующими ощущениям нервозности, являются напряжение, паника и страх. Чтобы победить невроз как заболевание, нужно начать борьбу с каждой из этих составляющих.

Если первопричиной нарушения нервной системы стало регулярное стрессовое состояние, вызванное излишней трудоспособностью и рабочими переутомлениями, стоит пересмотреть свой рабочий график и режим дня. Усиленная мозговая активность, множество аналитических процессов, происходящих при выполнении рабочего задания, а также повышенное внимание, упорная концентрация и форсированная мыслительная деятельность способствуют возникновению нервного напряжения.


Чтобы исключить подобные осложнения, нужно давать себе возможность отдохнуть, чаще появляться не свежем воздухе, прогуливаться перед сном, после работы, отвлекаться от будничных забот с помощью театра, телевидения. Если не удается избавиться от невроза самостоятельно, советы психолога, как специалиста в области психоэмоционального состояния человека, помогут выйти из депрессивной стрессовой стагнации.

Невроз и страх

Не менее серьезной патологией является нервозность, вызванная постоянным ощущением страха. Причины его появления могут быть самые разные. Страх – это мощнейший двигатель человеческого сознания, а также критерий самосохранения. Проявляющийся в меру, он помогает избежать многих ситуаций, угрожающих здоровью и жизни. Однако слишком навязчивые и беспочвенные страхи способны привести к неврозу.

В наше время люди больше всего боятся потерять работу, остаться без средств к существованию, заболеть смертельным недугом. Есть и такие, которых преследует страх, что они не выключили утюг, что их на улице обязательно обворуют, что они попадут в аварию. Справиться в этими явлениями поможет аутотренинг и медицинские препараты, назначенные психологом.

Невроз и паника

Паническая атака также приводит к сбоям в работе нервной системы. Серьезное влияние на поведенческую модель подверженного стрессу человека провоцирует обострение паники. Как избавиться от невроза самостоятельно, если нахлынувшая атака страха и бури эмоций зашкаливает? В такой ситуации стоит помнить о том, что устранение первопричины неприятных ощущений в виде паники даст толчок для последующей ликвидации нервозности в целом. Также в случае возникновения паники можно принять успокаивающие средства. Самый простой и распространенный вариант - настойка валерианы. Кроме того, существует препарат "Валериана" в таблетках.


Что делать в случае невроза

Как быть при ощущении первых проявлений нервозности? Как избавиться от невроза самостоятельно? Паника, обострение слуха, страх, резкая реакция на свет, шум, перепады температуры, высокая степень раздражимости, напряжения и сильнейшего переутомления – всего этого можно избежать, придя к единственно верному решению. Нужно выявить корень проблемы и источник возникновения патологических страхов. Чтобы добиться этого самостоятельно, нужно обладать силой воли и аналитическим складом ума. В основном для избавления от невроза нужно обратиться к специалисту (прихотерапевту, психологу), а уже на основе его рекомендаций заниматься дома лечением самостоятельно.

Как бороться с проявлениями невроза

Как избавиться от невроза – самостоятельно или с помощью психолога? Это каждый человек решает для себя сам. Помочь в этом деле может изменение образа жизни. Специалисты рекомендуют заняться путешествиями либо другим интересным делом, найти себе новых друзей. Такие установки обязательно помогут избавиться от невроза самостоятельно.

Чего делать нельзя

Люди часто прибегают к абсолютно неправильным способам борьбы с трудностями. Страх они пытаются заглушить алкоголем, стрессовую ситуацию переживают при помощи поглощения наркотических веществ, а ощущение переутомления устраняют обильным количеством выпитых энергетических напитков с высоким уровнем содержания вредоносных токсинов. Самостоятельно избавиться от невроза такими методами нельзя. Они приведут лишь к усугублению ситуации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.