Ненависть к себе невроз

Как проявляется ненависть к себе?

Отвержение близких приводит к одиночеству, которое пациент воспринимает как заслуженное наказание. На этом фоне развивается апатия и тяжелые формы депрессии.

Самое страшное последствие ненависти к себе и своей жизни – появления суицидальных наклонностей. На фоне уничижительных и негативных мыслей, человек приходит к отказу от самого себя, считая себя ничтожеством недостойным жизни. Если психологическая помощь не оказана вовремя, человек может покончить жизнь самоубийством.

3.Вы избегаете свиданий

Нет, не потому что вам некогда или вы не заинтересованы в построении отношений. Обычно отговорки человека, который ненавидит жизнь и себя самого, звучат примерно так: да этот человек согласился встретиться со мной из жалости; все равно мы друг другу не понравимся (а точнее, вы уверены, что не понравитесь партнеру).

Читать также: Профессиональные обязанности педагога-психолога, особенности его работы

Поэтому вы выбираете не погружаться в новые отношения и не рисковать ничем, а вернуться к жизни, полной ненависти к себе.

Почему возникает ненависть к себе и своей жизни?

Причины появления негативного эмоционального отношения к себе кроются в глубоких психологических травмах:

  • Детские психологические травмы – когда родители постоянно сравнивают ребенка с другими детьми, развиваются глубокие комплексы, которые перерождаются со временем в чувство ненависти к себе;
  • Необъективная оценка своих недостатков – зацикленность на недостатках приводит к состоянию агрессии к себе и усугублению этого состояния. Полные люди заедают свои проблемы, пьющие, увеличивают дозу алкоголя, а неуверенные в себе, еще больше заикаются;
  • Внутриличностные конфликты – когда человек отказывается от своих внутренних желаний и убеждений, в пользу требований окружающих и общества, возникает глубокий внутриличностный конфликт. Такое состояние – идеальная почва для зарождения ненависти к своей жизни и неприятия себя.

Вы периодически морите себя голодом

Постоянные диеты – еще один из признаков ненависти к себе. Желание сбросить лишние килограммы и вернуться к нормальному весу – это не плохо, но у ненавидящих себя людей это переходит в настоящую манию. Диета становится для вас наказанием, именно поэтому вы выбираете самые жесткие и строгие диеты, заставляющие вас мучиться.

Читать также: Как понять, что вы нравитесь интроверту?

Как перестать ненавидеть себя и свою жизнь?

Чтобы изменить свое отношение к себе и избавиться от чувства ненависти, необходима замена установок. Сделать это поможет опытный психолог, который проведет глубокий психоанализ, выяснит причину этого состояния и подберет психологическую технику для замены негативных установок. Эффективны в этом случае методики убеждения, арт-терапии, гипноза, гештальт-терапии и специальные физические упражнения для принятия своего тела.

Обратившись к профессиональному психологу, пациент получает подробную консультацию относительно того, что делать, если ненавидишь себя и как вернуть радость жизни.

Остались вопросы? Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно. Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты. Возможна также Skype-консультация.

Вы недоумеваете, как кто-то может вам любить

Очень губительное качество, способное разрушить отношения даже с идеально подходящим вам человеком. Не стоит ставить чувства другие людей под сомнение – поверьте, едва ли кто-то встречался бы или дружил бы с вами на протяжении длительного периода только из-за жалости или какой-то выгоды. Поверьте в то, что вы можете быть интересны и приятны другому человеку такими, какие вы есть.

Читать также: Как привлечь внимание противоположного пола

Ожидания

Позволь себе роскошь быть таким, какой ты есть, не важно, угрюмый ты или весёлый, активный по жизни или любишь сидеть на диване. Люди склонны меняться ничто не вечно, в том числе и ты.

Не подстраивайся и под чужие ожидания, ты не обязан быть таким , каким тебя хотят видеть другие.

А есть ли другая причина ненависти?

Увы, но мизантропия — это приобретенные навыки взаимодействия с окружающей действительностью. Но существуют и другие случаи, одним из признаков которых может стать ненависть к людям. Давайте разберем некоторые из таких:

Еще пример. Женщина не справилась с управлением и вылетела с оживленной трассы, получив серьезнейшие травмы. Ее малолетний сын безуспешно пытался позвать на помощь. Никто из водителей не останавливался. А когда он добрался пешком до ближайшего населенного пункта, то еле допросился вызвать на место аварии скорую.

Естественно, что такие вещи способны спровоцировать ненависть как к определенной группе людей, так и к людям вообще. И здесь работа должна обязательно начинаться с консультации психиатра, а затем — психотерапевта.

Ненависть всегда связана с угрозами, страхом, насилием и преступлениями. Человек, охваченный этим чувством, способен на любые поступки, так как его разум перестает контролировать остальные чувства. Таким образом, ненависть — это отрицательное чувство. Ведь ослепленный ею человек непредсказуем, и никто не знает, как и когда его злоба вырвется наружу. В худшем случае человек становится одержимым гневом или местью, правда, такое состояние встречается редко. Чаще всего все заканчивается дракой или же человек демонстрирует явное неуважение по отношению к объекту своей ненависти, например, оскорбляет, затевает ссоры и т.п. Иногда ненависть вообще никак не проявляется. Однако она продолжает существовать и оказывать негативное влияние на жизнь человека.

Ненависть способна полностью завладеть человеком и отравить его жизнь. По действием негативных эмоций человек иногда не отдает себе отчета в своих действиях.

Мне хорошо от негатива

Существует множество факторов, которые способствуют появлению мизантропии. Попробуем описать лишь самые распространенные варианты.

Если еще раз перечитать все вышесказанное, то получается странная картина: такой человек, по большому счету, ненавидит сам себя, а не других. За то, что не может чего-то добиться, не имеет машины, квартиры, дачи, не может наладить близкие и теплые отношения.

Здоровый человек должен реалистически смотреть на жизнь, не обманывая себя, не убегая в мир грез и не меняя реальность с помощью алкоголя и других веществ

Попробуем рассмотреть подробнее в каких аспектах поведения проявляется невроз и кто такой здоровый человек.

Признаки невроза, которые не стоит игнорировать


Проанализировав мнения западных ученых и психотерапевтов, мы можем перечислить те признаки, которые нам могут сказать о необходимости лечения человека у психотерапевта:

1. Абсолютное отсутствие уверенности в себе, скрываемая и проявляемая тревожность и страх относительно людей и всего мира, отсутствие доверия к людям, неспособность радоваться жизни. Эта неспособность приводит к тому, что человек пытается получить удовольствие от негативных эмоций людей.

2. Самоотчуждение – человек либо не принимает себя таким, каков он есть, либо наоборот – возвеличивает свой образ и мнит себя идеалом. Соответственно, в непринимающих себя процветает самоедство, в возвеличивающих – нарциссизм.

3. Неспособность любить и создавать здоровые отношения, постоянная тяга к обладанию и подчинению партнера себе. Человек либо надолго и мучительно привязывается к кому-либо, либо постоянно рушит все отношения в самом начале. Также сюда относится маниакальное преследование человека, где бы он ни был, мания измен, постоянные обиды, страх привязанности и т.д.


Возможно невротик может в определенный момент осознать безвыходность своего положения и попытаться что-то изменить. Но в большинстве случаев, выбранная им новая стратегия будет противоречить с уже существующей и доминирующей, и это противостояние будет доставлять ещё больше неприятных эмоций.

Когда невротик будет пытаться применять новую стратегию, его будет мучить ощущение измены себе, тогда он резко будет возвращаться к прежнему поведению, потом опять стараться что-то исправить. Например, сегодня человек будет вежливым, галантным, любить и заботиться, завтра без особых поводов впадать в агрессию, грубить и ненавидеть.

5. Отсутствие радости и смысла жизни. Эту проблему В 20 веке подробно изучал Франкл, он первый обратил внимание на неврозы вполне успешных людей, у которых в жизни всё в порядке и в достатке. Такие люди также подвержены нервным расстройствам, потере смысла существования, ощущению бессмысленности жизни, и в совокупности это всё может привести к глубокой депрессии и самоубийству.

Конечно, человек психологически здоровый тоже не всегда может находиться в приподнятом настроении. Но здоровая личность, пережив неприятность, обдумав и успокоившись, вновь возвращается к радостному и энергичному настрою, к стремлению развиваться и творить. В отличие от невротика, которого одна неприятность может надолго вывести из равновесия и погрузить в тяжелые раздумья, депрессивные состояния. Выйти из подобной ситуации ему может помочь только специалист, он найдет нужную ниточку, за которую можно ухватиться.

Теперь давайте попробуем разобраться как обычный человек, как я или вы, может стать невротиком третьей группы, какие события и причины могут подтолкнуть к тому, что отношения с миром начнут вызывать только мучения.

Прежде всего, вспомним о базовых потребностях по Маслоу, без удовлетворения которых индивид не может гармонично развиваться и жить. Эти потребности нам хорошо известны:

  • физиологические,
  • потребность в безопасности,
  • в любви,
  • в принадлежности,
  • в признании,
  • в самоактуализации.

В основе существования лежат физические и витальные потребности, без удовлетворения которых невозможно перейти к осуществлению остальных. Поэтому самореализация и творчество стоит после, выше базовых потребностей.

Сложности в удовлетворении любого вида потребностей могут привести к неврозу – сложности в общении, одиночество, нехватка средств и голод, неудовлетворительное положение в компании, проблемы в самоактуализации. Если у человека есть какие-то физиологические проблемы в удовлетворении базовых потребностей – это также может привести к неврозу, так как естественные потребности человек подавляет, а их импульсы остаются в организме и приводят к различным неполадкам и сбоям.

  • неудовлетворенная потребность в любви и близости может проявляться как фанатичная религиозная любовь;
  • нереализованная потребность в самореализации может превратиться в жажду власти и повелевания другими людьми;
  • при наличии проблем в отношениях с людьми и дружбе, человек может пытаться заместить человеческие отношения чем-то материальным – огромным количеством покупаемых вещей, едой и прочим.

Все эти действия замещения приводят к образованию невротических потребностей, которые начинают помыкать человеком и заставлять его вести себя по определенным схемам.

При этом человек может жаждать унижать или унижаться, властвовать, бежать от реальности и т.д.

К сожалению, многие люди не осознают, что их потребности ненормальны, что они говорят о неврозе. Человек продолжает терзаться, раздражаться, ссориться с друзьями и родными, менять работы, расставаться с мужьями и женами, обвиняя во всех бедах весь этот мир.

Зачастую и к психотерапевту человек обращается не за тем, чтобы изменить себя и свои установки, а для того, чтобы ему подсказали, как управлять людьми для собственных целей, как справиться со сложными конфликтами и ситуациями. А задача психотерапевта – суметь помочь пациенту понять себя и захотеть изменить.

Мы разобрались с невротическим поведением и определились, кому же нужна помощь. Теперь надо понять - кто же такой здоровый человек.


Здоровый человек, конечно, ничего не боится, его не парализуют страхи и тени прошлых обид, он открыт миру и людям, не бежит от реальности. Такой человек стремится к саморазвитию и к познанию самого себя, не боится перемен, старается строить гармоничные и доброжелательные отношения с людьми.

Здоровый человек не испытывает жажды власти и унижений, он не желает мучить себя и людей. При проблемных ситуациях он ищет оптимальное решение, меняет тактики и действует активно.

В здоровом человеке находятся в балансе все элементы, а в частности:

- самосохранение и развитие. Для человека нормально испытывать страх за свою жизнь, тревогу – благодаря этим чувствам человек начинает действовать, чтобы спасти и оградить от бед свою жизнь. Но, в то же время, если есть нарушения с удовлетворением потребности в безопасности, то человек всё свое время и энергию тратит на оборону и перестает уделять внимание своему развитию. Развиваемся мы только побеждая трудности, проявляя при этом смелость. Поэтому человек здоровый должен стремиться к развитию и безопасности.

- в здоровом человеке должен быть баланс между приспособлением к этому миру и самореализацией. Мы понимаем, что для того, чтобы гармонично существовать и взаимодействовать с людьми, нам нужно уметь приспосабливаться к ситуациям и обстоятельствам. Это не значит слепо подчиняться, это значит – оптимально комфортно существовать, считаться с моральными и социальными нормами, быть приспособленным к общественной жизни. И при этом, очень важно не забывать о своих индивидуальных потребностях и качествах, реализовывать их, заниматься своим развитием и творчеством. Самоактуализированный человек оригинален, он не стесняется быть собой, творить и выстраивать с миром свои комфортные отношения.

Здоровый человек должен реалистически смотреть на жизнь, не обманывая себя, не убегая в мир грез и не меняя реальность с помощью алкоголя и других веществ. Он должен уметь воспринимать реальность и жить в ней. Но в то же время, не терять творческий взгляд на жизнь, ведь он дает человеку новые цели и открывает горизонты.

Для того, чтобы быть здоровым и счастливым нужно очень стараться, быть бдительным, развиваться, строить адекватные отношения и реализовать свои способности. Именно нахождение и поддержание гармонии между реалистичным взглядом на жизнь и творчеством делает нас истинно счастливыми.

С частью всего этого вам помогут разобраться психотерапевты, а от вас потребуется желание изменить себя. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Глава 5. НЕНАВИСТЬ И ПРЕЗРЕНИЕ К СЕБЕ

Мы проследили, как невротическое развитие, начинаясь с самоидеализации, с неумолимой логикой шаг за шагом ведет к превращению системы ценностей в феномен невротической гордости. Это развитие на самом деле сложнее, чем было показано до сих пор. Оно усугубляется и осложняется другим, одновременно протекающим процессом, на вид противоположным, но сходным образом запущенным в ход самоидеализацией.

Неважно, насколько неистово наш Пигмалион пытается переделать себя в сверкающее, великолепное существо – его попытки обречены на неудачу. В лучшем случае он может устранить из поля своего зрения некоторые досадные расхождения с идеалом, но они продолжают лезть ему в глаза. Факт остается фактом – ему приходится жить с самим собой: ест ли он, спит, моется, работает или занимается любовью, он сам всегда тут. Иногда он думает, что все было бы гораздо лучше, если бы он только мог развестись с женой, перейти на другую работу, сменить квартиру, отправиться в путешествие; но от себя все равно не уйдешь. Даже если он функционирует, как хорошо смазанная машина, все равно остаются ограничения – времени, сил, терпения; ограничения любого человека.

Наяву эта реальность вторгается болезненно и тоже узнаваема безошибочно. Богоподобный в своем воображении, он неловок в обществе. Он хочет произвести неизгладимое впечатление на этого человека, а у него трясутся руки, он заикается или краснеет. Ощущая себя героем-любовником, он может вдруг оказаться импотентом. Разговаривая в воображении с шефом как мужчина, в жизни он выдавливает только глупую улыбку. Изумительное замечание, которое могло бы повернуть спор и все раз и навсегда уладить, приходит ему в голову только на следующий день. Как ни хочется ему сравниться с сильфом в гибкости и изяществе, это никак не получается, потому что он переедает, и не в силах удержаться от этого. Наличное, данное в опыте я становится досадной, оскорбительной помехой, чужим человеком, с которым случайно оказалось связанным идеальное я, и оно оборачивается к этому чужаку с ненавистью и презрением. Наличное я становится жертвой возгордившегося идеального я.

Ненависть к себе делает видимым раскол личности, начавшийся с сотворения идеального я. Она означает, что идет война. И действительно, это – существенная характеристика каждого невротика: он воюет с самим собой. На самом деле, имеют под собой основу два различных конфликта. Один из них – внутри его гордыни. Как станет ясно позднее, это потенциальный конфликт между влечением к захвату и влечением к смирению. Другой, более глубокий конфликт, это конфликт между гордыней и подлинным собой. Подлинное я, хотя и оттесненное на задний план, подавленное гордыней при восхождении к власти, все еще потенциально могущественно и может при благоприятных обстоятельствах вновь войти в полную силу. Характеристики и фазы его развития мы обсудим в следующей главе.

Второй конфликт в начале анализа вовсе не очевиден. Но по мере того как слабеет гордыня и человек становится ближе к самому себе, начинает понимать, что он чувствует, знать, чего он хочет, постепенно отвоевывает свою свободу выбора, принимает решения и берет на себя ответственность, – противостоящие силы выстраиваются в боевом порядке. Начинается открытый бой гордыни с подлинным я. Ненависть к себе направляется уже не на ограничения и недостатки наличного я, а на вышедшие из подполья конструктивные силы подлинного я. Это конфликт большего масштаба, чем любой другой невротический конфликт, о котором говорилось до сих пор. Я предлагаю называть его центральным внутренними конфликтом.*

* Вслед за доктором Мюриэл Айвимей (Muriel Ivimey).

Я стану жертвой самого себя –

Во мне живет другой, тот, кем я мог бы быть,

И он меня пожрет в конце концов.

Он словно конь, что вскачь летя,

Волочит по земле беднягу, к нему привязанного,

Словно колесо, в котором я верчусь, не взвидя света.

Он фурии подобен, что вцепилась

В окаменевшую от страха жертву. Он – вампир,

Мне сердца кровь сосущий каждой ночью.

Поэт в немногих строках передал весь процесс. Мы можем, говорит он, возненавидеть себя обессиливающей и мучительной ненавистью, настолько деструктивной, что окажемся беспомощны против нее и можем физически себя разрушить. Но мы ненавидим себя не потому, что ничего не стоим, а потому, что нас тянет вылезти из кожи, прыгнуть выше головы. Ненависть, заключает поэт, происходит от расхождения между тем, кем я мог бы быть, и тем, что я из себя представляю. И это не просто раскол, это жестокая, убийственная битва.

Власть и упорство ненависти к себе удивительны даже для аналитика, знакомого с путями ее воздействия. Пытаясь найти причины ее глубины, мы должны понять ярость возгордившегося я, чувствующего, что наличное я на каждом шагу унижает его, мешает взлететь. Мы также должны принять во внимание, какое предельно важное значение имеет эта ярость. Ведь сколько бы невротик ни пытался относиться к себе, как к бесплотному духу, его жизнь и, следовательно достижение славы зависит от наличного я. Если он убьет ненавистное я, он убьет и возвышенное я, как Дориан Грей, вонзивший нож в свои портрет, отражающий его деградацию. Если бы не эта зависимость, самоубийство было бы логическим завершением ненависти к себе. На самом деле самоубийство случается сравнительно редко и происходит в результате сочетания факторов, из которых ненависть к себе – далеко не единственный. С другой стороны, зависимость делает ненависть к себе более жестокой и беспощадной, как это бывает в случае любой бессильной ярости.

Хуже того, ненависть к себе является не только результатом самовозвеличивания, но и служит для его поддержания. Точнее, она служит влечению воплотить идеальное я и обрести цельность на подобном возвышенном уровне, исключая все, что этому противоречит. Самое осуждение несовершенств подтверждает богоподобные нормы, с которыми человек себя отождествляет. Эту функцию ненависти к себе мы можем наблюдать при анализе. Когда мы открываем ненависть пациента к себе, у нас может возникнуть наивное ожидание, что пациент очень захочет от нее избавиться. Иногда подобная здоровая реакция действительно наблюдается. Но чаще мы встречаемся с двойственностью пациента. Он не может не признавать обременительность и опасность ненависти к себе, но может считать восстание против своего ярма более опасным. Он будет с большой убедительностью говорить о ценности высоких норм и опасности распуститься, относясь к себе снисходительно. Или же он постепенно откроет нам свое убеждение, что вполне заслуживает того презрения, с которым относится к себе, а такое убеждение указывает, что он еще не способен принять себя на более мягких условиях, чем его жесткие завышенные нормы.

Третий фактор, делающий ненависть к себе столь жестокой и беспощадной, мы уже упоминали. Это отчуждение от себя. Проще говоря, невротик не испытывает никаких чувств к себе. Прежде чем осознание того, что он ломает себя, приведет его к конструктивным шагам, он должен хотя бы почувствовать свои страдания, пожалеть себя. Или, беря иной аспект, он должен откровенно признаться себе в собственных желаниях, прежде чем осознание, что он сам себя фрустрирует, начнет беспокоить его или хотя бы интересовать.

Что касается формы ненависти к себе, выражающейся в самообвинениях, то степень ее осознания бывает настолько разной, что трудно делать какие то обобщения. Невротики, замкнувшиеся в скорлупе собственной правоты, так сильно заставляют замолчать голос самообвинении, что ничего и не достигает осознания. В противоположность им смиренный тип личности откровенно выражает свое чувство вины и высказывает упреки самому себе или выдает существование таких чувств постоянными извинениями или самооправданиями. Словом, индивидуальные отличия степени осознания весьма значительны. Позже мы обсудим их смысл и происхождение. Но из этого не следует делать вывод, что смиренный тип личности осознает свою ненависть к себе, потому что даже невротики, осознающие свои самообвинения, не осознают ни их силу, ни их разрушительный характер. Они не осознают и тщету самообвинений, а склонны считать их доказательством своей высокой нравственной чуткости. Они не сомневаются в их законности, и, фактически, не могут сомневаться, пока судят себя по меркам богоподобного совершенства.

Вывод, к которому мы приходим на основе этих наблюдении, состоит в том, что ненависть к себе по всей своей сути – бессознательный процесс. В конечном счете анализ показывает, что жизненно важно не сознавать его влияния. Это главная причина того, что основная часть процесса обычно выносится вовне, то есть переживается как происходящее не внутри самого индивида, а между ним и внешним миром. Мы можем грубо разделить вынесение вовне ненависти к себе на активное и пассивное. В первом случае это попытка развернуть ненависть наружу, направив ее на жизнь, судьбу, общественные институты или на людей. Во втором – ненависть продолжает быть направленной на самого человека, но переживается как идущая извне. В обоих случаях напряжение внутреннего конфликта ослабляется его превращением в межличностный. В дальнейшем мы обсудим особые формы, в которые может облекаться этот процесс и его влияние на межчеловеческие отношения. Я говорю о нем сейчас только потому, что многие виды ненависти к себе доступнее всего для наблюдения и описания в их экстернализованных формах.

Выражения ненависти к себе в точности те же, что и в межличностных отношениях. Покажем последние на историческом материале, еще свежем в нашей памяти. Гитлер ненавидел евреев, запугивал и обвинял их во всякой грязи, унижал их, поносил их публично, грабил и отнимал у них все, что только можно и как только можно, лишал надежды на будущее и в довершение систематически прибегал к пыткам и убийствам. В более цивилизованной и замаскированной форме мы можем наблюдать все эти выражения ненависти в повседневной жизни, в семьях или между соперниками.

Мы должны теперь изучить основные выражения ненависти к себе и их непосредственное влияние на индивида. Все они изображены великими писателями. В психиатрической литературе тоже большая часть представленных данных (со времен Фрейда) была описана как самообвинение, самоумаление, чувство неполноценности, неспособность радоваться, прямые саморазрушительные действия, мазохистские склонности. Но, помимо теории Фрейда об инстинкте смерти и ее разработок, проведенных Францем Александером и Карлом Меннингером,* не было предложено ни одной современной теории, которая могла бы объяснить этот феномен. Однако теория Фрейда, хотя и работающая со сходным клиническим материалом, основана на совсем иных предпосылках, чем наши, что в корне меняет понимание рассматриваемых проблем и терапевтический подход к ним. Эти различия будут рассмотрены далее.

Чтобы не потеряться в деталях, давайте выделим шесть видов действия или выражения ненависти к себе, памятуя о том, что все они частично перекрываются друг с другом. Это безжалостные требования к себе, беспощадные самообвинения, презрение к себе, фрустрация себя, мучение себя и саморазрушение.

Это сновидение посещает его в то время, когда внутри него самого происходит страшная борьба. Он считает, что Должен быть в состоянии убивать, но это ему настолько мерзко, что он просто этого не может. В сновидении ему является бесчувственная жестокость, с которой он заставляет сделать себя нечто столь же невозможное, как невозможно для лошаденки тянуть воз с бревнами. Из глубин его существа поднимается сострадание к себе за то, что он учиняет над собой. Испытав во сне истинные чувства, он ощущает себя более цельно с самим собой и решает никого не убивать. Но вскоре после этого наполеоновское я снова берет верх, потому что в этот момент его подлинное я настолько же беспомощно против него, как надрывающаяся лошаденка против пьяного мужика.

Эта попытка предпринимается, когда человек находится на грани бессознательного понимания, что ему, видимо, не удастся жить как Надо. Тогда может случиться так, что пациент, разумный в других отношениях и сотрудничающий с аналитиком, вдруг приходит в возбуждение и ударяется в дикую обиду на всех и на все: родственники ездят на нем, шеф придирается, зубной врач изуродовал ему зубы, от анализа никакого проку и т.д.

Он может вести себя достаточно оскорбительно с аналитиком и взрываться дома.

Для лечения очень важно признавать вероятность того, что в тот период, когда пациент понимает невыполнимость своих Надо на бессознательном уровне, такое понимание может стать почвой лихорадочных требований. Это важно, потому что эти требования сами могут создать возбужденное состояние, справиться с которым труднее всего. Но это и теоретически важно. Это помогает нам лучше понять ту настоятельность, которой отличаются многие требования. И это впечатляющая демонстрация того, как настоятельно требуется пациенту жить как Надо.

Подытожим сказанное более общими словами: любой человек, оказавшийся под властью тирании, выберет средства обойти ее предписания. Его вынуждают к двуличности, но в случае внешней тирании это, возможно, сознательная двуличность. В случае внутренней тирании, которая сама по себе бессознательна, являющаяся ее результатом двуличность может иметь только характер бессознательного самообмана и притворства.

Требования к себе, таким образом, занимают решающие позиции в структуре невроза. На них основываются попытки личности воплотить свой идеальный образ в действительность. Они способствуют росту самоотчуждения, во-первых, вынуждая человека к фальсификации непосредственных чувств и убеждении, и, во-вторых, порождая всепроникающую бессознательную нечестность. Они детерминированы ненавистью к себе, и, наконец, осознание своей неспособности их исполнить развязывает руки ненависти к себе. Некоторым образом все формы ненависти к себе являются мерой наказания за невыполнение Надо, то есть способом внушить человеку идею, что он не будет испытывать ненависти к себе, если сможет быть настоящим сверхчеловеком.

На такие реакции стоит обратить внимание, ведь они показывают, как трудно освободить невротика от ненависти к себе. Его ошибка в оценке ситуации в целом отчетливо видна. Он может и сам видеть, что излишне сосредоточивается на одних сторонах, упуская из виду другие. Тем не менее, его приговор себе остается в силе. Причина в том, что у его логики другие отправные точки, чем у здорового человека. Раз его совет не был абсолютно полезным, значит все его действия нравственно предосудительны, и он начинает терзать себя и отказывается позволить разубедить себя в своих самообвинениях. Эти наблюдения опровергают предположение, которое иногда возникает у психиатров, что самообвинения только хитрость, применяемая, чтобы получить утешения и избежать обвинений и наказания. Конечно, бывает и так. И у детей и у взрослых по отношению к суровой власти это может быть не более чем стратегией. Но даже если так, нам следует не спешить с осуждением, а исследовать, зачем утешения нужны в таком количестве. Обобщая такие случаи и относясь к самообвинениям только как к стратегическому средству, мы сделали бы полностью неверную оценку их деструктивной силы.

Хуже того, самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Это наиболее очевидно у психотиков, которые могут обвинять себя, например, в убийстве, о котором они прочли, или в наводнении на Среднем Западе за шестьсот миль от них. На взгляд абсурдные, самообвинения часто являются характерным симптомом депрессивного состояния. Но самообвинения при неврозе, хотя и менее гротескные, могут быть столь же нереальными. Возьмем для примера одну неглупую мать, чей ребенок упал с соседской веранды, играя там с другими детьми. Ребенок ушибся головой, но это не имело последствий. Мать жестоко обвиняла себя за беззаботность многие годы. Это полностью ее вина. Если бы она была рядом, ребенок не полез бы на перила и не упал бы. Эта мать готова была подписаться под тем, что гиперопека над детьми нежелательна. Она, конечно, знала, что даже гиперопекающая мать не может быть рядом все время. Но приговор оставался в силе.

Сходным образом, молодой актер горько упрекал себя за временные неудачи в своей карьере. Он полностью отдавал себе отчет, что перед ним неподконтрольные ему препятствия. Обсуждая ситуацию с друзьями, он указывал на эти неприятные обстоятельства, но как бы защищаясь, словно для того, чтобы смягчить свое чувство вины и отстоять свою невиновность. Если друзья спрашивали его, что же именно он мог бы сделать иначе, он не мог сказать ничего конкретного. Никакие тщательные выяснения, уговоры, подбадривания не помогали против самоупреков.

Если он выносит самообвинения вовне, то уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы. Это чувство, как мы уже упоминали, может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за несправедливость. Для защиты он может носить жесткую маску, чтобы никто никогда не догадался о том, что делается внутри него, по его лицу, голосу или жестам. Он может даже и не знать о своем вынесении самообвинений вовне. Тогда на сознательном уровне для него все окружающие очень милы. И только в процессе анализа до него доходит, что он постоянно чувствует себя под подозрением. Подобно Дамоклу, он живет в постоянном страхе, что в любой момент на него может упасть меч каких-то ужасных обвинений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.