Невроз это защитный механизм

В самом широком смысле защита - это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность. В психологии наиболее часто встречаются термины, касающиеся явлений психологической защиты, - защитные механизмы, защитные реакции, защитные стратегии, невротические защиты.

Под психологической защитой мы будем понимать любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое "Я" от чувств: тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные.

В настоящее время под понятием "защитный механизм" обычно понимают прочный поведенческий защитный паттерн (схему, стереотип, модель), образованный с целью обеспечить защиту "Я" от осознавания явлений, порождающих тревогу. Для одних авторов термин "поведенческий" означает внешне наблюдаемые паттерны мышления, чувствования или действия, которые функционируют как обходные маневры, как избегание тревожащих явлений или как трансформаторы того, что порождает чувство тревоги или ощущение тревоги. Этот взгляд больше присущ психологам и психиатрам не психоаналитической ориентации, но признающим бессознательную природу защитных механизмов. Для других же авторов, придерживающихся "психоаналитического" понимания природы защитных механизмов, внешне наблюдаемые и регистрируемые виды защитного поведения являются всего лишь внешними, иногда даже частными проявлениями внутреннего, скрытого, интрапсихического процесса, который, по их мнению, как раз и является истинным защитным механизмом. То есть внешне наблюдаемое, регистрируемое поведение является только защитной реакцией в отличие от механизма, который обеспечивает конкретные реакции.

Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считали Фрейд и все его последователи, является то, что они: а) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту, б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Следует отметить, что проблемой тревоги занялись гораздо раньше представители психоаналитической, а не психологической школы, и уже в первых своих работах, посвященных защитным механизмам, Фрейд указывал, что существует два основных способа справляться с тревогой. Первым, более здоровым способом, он считал способ взаимодействия с порождающим тревогу явлением: это может быть и преодоление препятствия, и осознание мотивов своего поведения, и многое другое. Вторым же, менее надежным и более пассивным, способом является способ справиться с тревогой за счет бессознательной деформации реальности (она может быть внешней или внутренней), т.е. способ формирования какого-либо защитного механизма. Интересно, что в современной психологии эта идея обрела новое звучание в виде разделения понятий защитные стратегии и стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Стратегии совладания могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги (например, студент, тревожащийся по поводу конкретного экзамена, может выбирать различные стратегии для подготовки к нему и успешного его прохождения). Защитные же стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение в виде, например, забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки; возникновения психологической зависимости от какого-нибудь человека; импульсивного злоупотребления алкоголем, курением; переедания и даже серьезных соматических заболеваний.

Основные защитные механизмы различаются по определенным параметрам: по степени обработки внутреннего конфликта, по способу искажения реальности, по степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма, по степени инфантильности (т.е. зависимости от предыдущей определенной стадии развития данного человека) и, наконец, по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму. Все это в той или иной мере описывает возможные варианты динамической трансформации желаний под давлением тревоги, угрозы, внешних или внутренних ограничений, требований реальности, т.е. того, что Фрейд метко назвал "судьбой влечения". Используя свою известную трехкомпонентную структурную модель психики ("Оно", "Я" и "Сверх-Я" в русской терминологии, или "Ид", "Эго" и "Супер-Эго" в зарубежной), Фрейд высказал предположение о том, что некоторые защитные механизмы появляются с самых первых моментов жизни человека, что позже было подтверждено многочисленными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями за детьми.

Роль защитных механизмов в адаптации человека к реальности может иметь положительную сторону, так как они являются в ряде случаев средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности (или к чрезмерным внутренним требованиям человека к самому себе, что обычно является следствием критического, жесткого, нечувствительного отношения людей, окружавших ребенка в детстве). В случаях различных посттравматических состояний человека, например, после серьезной утраты (близкого человека, части своего тела, социальной роли, значимых отношений и т.д.), защитные механизмы нередко играют спасительную (на определенный период времени) роль. Более того, человек, лишенный вообще защитных механизмов, - это миф. А поспешное избавление человека от какого-либо защитного симптома в процессе непрофессионально оказанной психологической или психотерапевтической помощи приводит в лучшем случае к формированию новой защитной реакции либо в худших случаях к серьезным паническим, депрессивным и иным расстройствам.

Каждый из защитных механизмов - это отдельный способ, которым бессознательное человека защищает его от внутренних и внешних напряжений. С помощью того или иного защитного механизма человек бессознательно избегает реальности (подавление), исключает реальность (отрицание), предопределяет реальность (рационализация), обращает реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность (изоляция), уходит от реальности (регрессия), искажает топографию реальности, помещая внутреннее во внешнее (проекция) или внешнее во внутреннее (интроекция) и т.п. Однако в любом случае для поддержания работы определенного механизма требуется постоянное расходование психической энергии субъекта: иногда эти затраты очень существенны, как, например, при использовании отрицания или подавления; иногда они не столь энергоемки и более предпочтительны, как например, в случае сублимации. Кроме того, энергия, уходящая на поддержание защиты, уже не может быть использована человеком на более позитивные и конструктивные формы поведения. Что ослабляет его личностный потенциал и приводит к ограничению подвижности и силы "Я". Защиты как бы "связывают" психическую энергию, а когда они становятся слишком сильными и начинают преобладать в поведении, то это уменьшает способность адаптации человека к изменяющимся условиям реальности. В противоположном случае, когда защита терпит неудачу, также наступает кризис, поскольку, как писал Фрейд: "Я" уже не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью". Тревожность же является не только важным в жизни человека сигналом опасности, но и в ряде других случаев неотъемлемым составным компонентом психических расстройств, самыми распространенными среди которых являются неврозы.

Крупнейший современный отечественный психиатр и психотерапевт Б.Д. Карвасарский определяет неврозы как "психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений". Можно посмотреть на невротическое поведение и как на неадекватный или неприемлемый бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком метод справляться со стрессом, вызванным внешними и/или внутренними факторами его жизненной ситуации. Неврозы бывают различными по причинам возникновения, процессу протекания, симптомам, но для всех них характерна такая составляющая, как тревога, на что первым обратил внимание Фрейд.

Он считал, что основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справляться с тревогой, которая может возникать, казалось бы, в самых различных ситуациях и обстоятельствах. Однако Фрейд свел все это многообразие порождающих тревогу ситуаций к четырем основным, "прототипическим" ситуациям. Несколько расширив его терминологию, можно сказать, что тревога порождается субъективно переживаемой угрозой (т.е. пугающей возможностью) следующих событий:

утрата значимого объекта (близкого человека, любимого зверька или игрушки; неодушевленного предмета, с которым были "одушевленные" отношения и т.п.);

утрата отношения с объектом (любви, одобрения, признания со стороны значимого человека или ненависти, вражды со стороны значимого другого);

утрата себя, своей личности или ее части (например, страх "потерять лицо" в конфликтной ситуации или страх "публичного осмеяния" в значимой ситуации, страх унижения);

утрата отношения к себе (например, страх потерять уважение к себе).

Следует отличать невротические симптомы и невротический характер человека. Невротическими симптомами являются расстройства поведения, чувств, мышления, свидетельствующие о защите от страха; это упомянутые компромиссы, из которых невротик бессознательно извлекает неспособность идентификации, распознания внешних и/или внутренних объектов и неспособность устанавливать позитивные отношения с другими людьми, а также достигать и поддерживать собственное внутреннее равновесие.

Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в поведении человека всегда, но можно выделить "нормальную" защиту, которая бессознательно возникает при переживании вновь прежнего болезненного опыта с целью оградить свое "Я" от повторной травмы, и патологическую как неадекватную силе и характеру стимуляции, ее вызывающей.

Чаще всего встречающиеся невротические механизмы:

  • 1) вытеснение - неосознаваемое, прочное забывание ситуации, в которой Я - человека, его самооценки был нанесён серьёзный урон;
  • 2) рационализация - объяснение своего поведения с точки зрения рациональных причин (как правило, всегда эти причины являются псевдопричинами, они лишь позволяют человеку предстать в лицах окружающих и самого себя);
  • 3) интеллектуализация - человек вместо того, чтобы следовать желаниям, намерениям - занимается их изучением;
  • 4) реактивное образование - то или иное бессознательное влечение на осознаваемом уровне находит себе абсолютно противоположную форму (глубоко скрываемое чувство ненависти и неприязни проявляется в избыточной любви).

Неврозы - это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности в условиях, не завершившихся психотравмирующих ситуаций (Батаршев А.В., 2004).

Есть и другие определения неврозов. Общепризнанно, что у детей и подростков неврозы возникают чаще, чем у людей других возрастных групп и могут проходить достаточно интенсивно. По мнению специалиста по детской психопатологии А.И. Захарова: "У детей невроз - это психогенное заболевание формирующейся личности, то есть такое заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему его отношений; в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми" (Детская патопсихология, с. 221).

Очевидно, оба приведенные выше определения невроза равнозначны. Если первое определение в большей степени относится ко взрослым, то второе - к развивающейся личности, то есть возрасту детскому и подростковому. Так или иначе, неврозы вызывают резкое эмоциональное перенапряжение с иррадиацией в соматические процессы и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения. Постоянное или часто повторяющееся эмоциональное и умственное напряжение, психический стресс и депрессии провоцируют различные отклонения в психической деятельности и физиологических функциях организма (Батаршев А.В., 2004).

Чаще всего невроз не начинается вдруг, внезапно, а развивается в течение продолжительного времени, когда психическое напряжение не находит выхода, не разрешается, а накапливается исподволь, готовое вспыхнуть при малейшем поводе, будь то пустяковое недоразумение или переживаемые ранее обиды, раздражение или страхи. В детском возрасте возникновению невроза способствует и психическое потрясение, вызванное реальной или воображаемой угрозой для жизни ребенка или близких для него людей.

Неврозы имеют четкое начало, они проходят, когда ситуация, вызвавшая их, теряет актуальность. Проходят они и в результате лечения. Когда пациенты обращаются за помощью не к психиатру, а к врачам общемедицинской практики, то лечение чаще всего бывает неправильным, невроз может сохраняться в течение длительного времени. Тогда говорят о затяжном невротическом состоянии, о невротическом развитии личности (Батаршев А.В., 2004).

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аблова И. И.

В статье рассматривается проблема использования психологической защиты невротической личностью , неоднозначная роль психологической защиты в личностном развитии. Выделяются особенности восприятия реальности невротической личностью . Раскрывается связь защитных механизмов и психологического благополучия больных неврозами . Подчёркивается значение исследования этой связи для психотерапии

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аблова И. И.

THE SIGNIFICANCE OF DEFENSIVE MECHANISMS FOR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PEOPLE SUFFERING FROM NEUROSES

The problem of using psychological defence by neurotic personality , the intricate role of psychological defence in the person's development are viewed in the article. Special features of neurotic's perception of reality are emphasized. The connection of defensive mechanisms and psychological well-being of people suffering from neuroses is revealed. The significance of research into this connection for psychotherapy is underlined

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

И.И. АБЛОВА, аспирант кафедры социальной психологии и акмеологии Орловского государственного университета

Тел. 8 92028310 79; Ablova_irina@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ

В статье рассматривается проблема использования психологической защиты невротической личностью, неоднозначная роль психологической защиты в личностном развитии. Выделяются особенности восприятия реальности невротической личностью. Раскрывается связь защитных механизмов и психологического благополучия больных неврозами. Подчёркивается значение исследования этой связи для психотерапии.

Ключевые слова: защитные механизмы, психологическая защита, психологическое благополучие, невроз, невротическая личность.

Современные условия жнзни создают предпосылки к появлению невротической личности. Нестабильность общественных процессов, наличие кризисных факторов предъявляют повышенные требования к стабильности и адаптивности психики. Однако далеко не каждая личность способна адекватно ответить на вызовы современного общества. Эта ситуация создаёт предпосылки для возникновения различных отклонений: девиаций, зависимостей, неврозов. Поэтому актуально исследование невротической личности как дезадаптированной, не использующей психологическую защиту или применяющей её неадекватно.

Существенным фактором, общим для всех неврозов, является наличие тревоги и тех защит, которые выстраиваются против неё [9]. Фрейд указывает на важное следствие, а значит, и тенденцию невроза - отдаление больного от реальной жизни, отчуждение от действительности. Невротик отвращается от реальности, потому что находит её невыносимой для себя в целом или в части [7]. Пауль Тиллих пишет о том, что невротик находится в конфликте с реальностью. Он живёт в воображаемом мире, а реальность постоянно травмирует его, прорываясь сквозь крепостные стены самозащиты. Ограниченное и фиксированное самоутверждение невротика и охраняет его от невыносимого давления тревоги, и разрушает его, обращая против реальности, а реальность - против него и вновь вызывая невыносимый приступ тревоги [6].

сти к достижениям и получению удовольствия [8].

Под психологической защитой понимается специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряжённых с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [4].

В отечественной психологии и психиатрии понятие психологической защиты рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. При этом имеется в виду прежде всего защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных психологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей, которая направлена на редукцию патогенного эмоционального напряжения, способствуя хотя и временному, но определенному лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психологических и физиологических нарушений [5].

Теоретический анализ литературы показывает, что при достаточной разработанности проблемы защитных механизмов остаётся спорным вопрос об их роли в становлении личности. По мере накопления экспериментальных данных стала выявляться определённая неоднозначность роли защиты. Проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведёт избыточное вторжение защит. Есть данные, подтверждающие важную роль психологической защиты для психического здоровья личности. С другой стороны, избыточное включение защитных механизмов не позволяет личности осознавать объективную, истинную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром [3].

Ответ на вопрос о значении психологической защиты можно получить, сопоставив использование защитных механизмов с показателями психологического благополучия, с возможностью личностного роста по теории Рифф.

Психологическое благополучие определяется как переживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степень реализованности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования личности, степень удовлетворённости своим становлением [9].

Для исследования связи защитных механизмов и психологического благополучия больных неврозом автором было проведено исследование в отделении неврозов Орловской областной психиатрической больницы с использованием методики

диагностики типологий психологической защиты Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана и ряда других методик [1, 2, 9]. Эмпирическую базу исследования составили больные неврозом и здоровые люди (31 и 30 человек соответственно).

Результаты свидетельствуют о том, что общий уровень психологического благополучия невротиков значительно ниже данного показателя по выборке здоровых людей.

Выявляются различия в структуре психологического благополучия, связанные с полом. Данные позволяют судить о том, что мужчины, больные неврозом, испытывают больше трудностей в установлении и поддержании позитивных отношений с окружающими, чем здоровые. Снижается способность противостоять социальному давлению, появляется ощущение бессмысленности жизни, теряется уверенность в том, что будущее имеет перспективы. Женщины, больные неврозом, теряют стремление к саморазвитию и реализации своего потенциала. Им присуще ощущение бессилия в управлении окружающим миром, они чувствуют невозможность изменить или улучшить условия своей жизни, испытывают сложности в организации своей деятельности, не контролируют свою жизнь. Для этих женщин характерны ощущение собственной никчёмности, неверие в свои силы, недооценка собственных способностей преодоления жизненных препятствий, конформизм, ориентация на мнение значимых окружающих в ущерб собственным интересам. В целом данные характеристики соответствуют типичным чертам невротической личности. Например, выделенным Ка-рен Хорни признакам - чрезмерной зависимости от одобрения и расположения со стороны других людей и наличию разрыва между возможностями человека и их реализацией [8].

Сравнительный анализ показателей использования защитных механизмов больных неврозами и здоровых людей позволил выявить, что больные неврозом чаще, чем здоровые люди, используют все типы защитных механизмов.

Общий уровень психологического благополучия у невротиков связан с интенсивным использованием отрицания и интеллектуализации. Получается, для того чтобы обеспечивать себе достаточный уровень психологического благополучия, невротическая личность вынуждена прибегать к таким формам защитного реагирования, как отрицание тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидны для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются ею самой. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Интересно, что в выборке здоровых людей нет значимых положительных связей ни с одним типом психологической защиты, то есть здоровые, психологически благополучные люди не склонны активно пользоваться механизмами защиты. Трудные ситуации преодолеваются ими благодаря сознательным, целенаправленным усилиям. И только в случае, когда этого оказывается недостаточно, личность обращается к бессознательным формам защиты.

Таким образом, защитная форма реагирования, характерная для здоровых людей с низким уров-

нем психологического благополучия, у невротиков, напротив, связана со сравнительно более высоким уровнем психологического благополучия.

Выход из невротического состояния требует активности и значительных усилий самой личности, ведь, раскрывая защитные механизмы, она сталкивается с реальностью, восприятие которой причиняет боль и лишает ощущения благополучия.

1. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3 - С. 57-76.

2. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. - М., 1998.

3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.

4. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

5. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. - СПб., 1992.

6. Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество // Московский психотерапевтический журнал. -1994. - № 2. - С. 113-133.

7. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. - СПб., 1999.

8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 2000.

9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. -2005. - № 3. - С. 95-129.

THE SIGNIFICANCE OF DEFENSIVE MECHANISMS FOR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PEOPLE SUFFERING FROM NEUROSES

The problem of using psychological defence by neurotic personality, the intricate role of psychological defence in the person's development are viewed in the article. Special features of neurotic's perception of reality are emphasized. The connection of defensive mechanisms and psychological well-being of people suffering from neuroses is revealed. The significance of research into this connection for psychotherapy is underlined.

Key words: defensive mechanisms, psychological defence, psychological well-being, neurosis, neurotic personality.

Невротические защиты психики.

— Защитные механизмы психики. Характеристики основных защит (вытеснение, проекция, сублимация и т.п.)

— Сопротивление — как фактор личностного роста.

Кратко рассмотрим защитные механизмы, распространенные в психике человека. Это следующие защиты: вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, реактивное образование, самоограничение, рационализация, аннулирование, расщепление, отрицание, смещение, изоляция, сублимация, регрессия и сопротивление.

Вытеснение

Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

Проекция

При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу — они этого заслуживают.

Идентификация

Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации один человек бессознательно уподобляется другому (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как люди, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям другого человека.

Интроекция

Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым определенный человек формирует различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд (2003) приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил что он теперь сам котенок.

Реактивное образование

В случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другую (например, ненависть — в любовь, и наоборот) На наш взгляд подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что неважны реальные действия человека, потому как они могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний.

Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.

Самоограничение как механизм адаптации

Рационализация

Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе.

Аннулирование

Аннулирование — психический механизм, который предназначен для уничтожения неприемлемых для человека мыслей или действий. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым неприемлемое деяние для него аннулируется, и он может дальше жить спокойно.

Расщепление

Отрицание

В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какой-либо негативной для него информации, он бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта отрицания каких-либо событий и т.п., позволяет узнать о истинных намерениях и причинах беспокойства данного человека, так как зачастую он бессознательно отрицает не то чего нет в действительности, а нечто важное для него, но что по ряду одному ему известных причин такому человеку неприемлемо. Т.е. человек отрицает то, что старается в первую очередь скрыть.

Смещение

Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении человека переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Изоляция

В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.) Также, если при выполнении какой-либо работы (деятельности) излишне погружаться в характер такой деятельности, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой деятельности. (Если боксер будет все время думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущения и различного рода травмы, а то и привести к смерти в результате сильного удара — то подобный боксер изначально проиграет вследствие невозможности вести поединок из-за страха и проч.)

Сублимация

Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

Регрессия

Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.

Сопротивление

Такой механизм защиты психики как сопротивление является очень важным как для понимания специфики защитных реакций в целом, так и служит возможностью перехода на новый этап развития индивида как личности, что при благоприятных раскладах помогает ему подняться и на следующую ступень в иерархической лестнице социальных отношений.

Прежде всего вспомним, что психика человека делится на такие составляющие как сознание (левое полушарие мозга; примерно 10% объема), подсознание (бессознательное, примерно 90% объема, правое полушарие), и цензура психики (Сверх-Я, Альтер-эго). Цензура психики находится между сознанием и бессознательным; цензура психики — это барьер критичности на пути информации из внешнего мира и психики (мозг) человека, т.е. цензуре психики отведена роль критического анализа в оценке информации, поступаемой из внешнего мира. Часть такой информации цензура пропускает в сознание (а значит человек способен осознавать эту информацию), а часть — наталкиваясь на преграды в психике, Сверх-Я (Альтер-Эго, цензура психики), переходит в подсознание. Чтобы оттуда в последствие оказывать влияния на сознание посредством возникающих мыслей и осуществлением поступков (поступки — как следствие мыслей или неосознанных, рефлекторных, желаний, инстинктов). Сопротивление, являясь одной из защитных функций (цензуры) психики препятствует поступлению нежелательной для сознания информации в сознание, вытесняясь в бессознательное. Подобное становится возможным в случаях, когда характер новой информации, ее смысловая часть, не находит отклика в душе индивида, то есть на первоначальном уровне восприятия становится невозможным коррелят данной информации — с информацией, уже существующей в бессознательном конкретного человека, информации, которая, находясь в памяти индивида — начинает явно противиться поступлению новой информации. На вопрос: каким образом в психике закрепляется информация, поступаемая из внешнего мира, следует ответить что вероятней всего наблюдается своего рода совпадение кодировок (вновь поступаемой и раннее существовавшей) информации, т.е. новая информация вступает в коррелят с более ранней информацией схожего содержания и направленности, которая к моменту поступления новой информации уже находилась в бессознательном психики (сформировавшись в паттернах поведения после предварительного доминантного закрепления в установках).

Сопротивление — как фактор личностного роста.

Преодолев такой защитный механизм психики как сопротивление, индивид способен перейти на новый уровень собственного восприятия жизни, а значит подняться на следующую ступень в социальной лестнице. Становится возможным подобное следующим образом. Известно, что психика индивида делится на три важных составляющих: сознание, подсознание (бессознательное), и т.н. цензура психики. Последней отведена роль критического анализа в оценке информации, поступаемой из внешнего мира. Часть такой информации цензура пропускает в сознание (а значит у человека появляется способность осознавать эту информацию), а часть — наталкиваясь на преграды в психике в виде Сверх-Я (цензуры психики), переходит в подсознание. Чтобы все равно в последствии оказывать влияния на сознательные поступки через предварительное возникновение мыслей бессознательной и сознательной направленности.

Делая небольшое отступление, нам хотелось бы обратить внимание на методику прикладного психоанализа, являющегося на наш взгляд одной их эффективнейших систем управления психикой человека и масс; при этом наше использование подобной методики подкреплено (обогащено) и некоторыми другими подходами в воздействии на психику, которые на наш взгляд также эффективны. Мы также должны говорить и о ряде отличий между классическим психоанализом в т.н. лечебном аспекте, и прикладным психоанализом, где теории воздействия на сознание-подсознание разрабатываются не для психотерапевтического эффекта (в плане лечения конкретного индивида или группы больных), а с целью управления человеком, моделирования его мыслей, желаний, поступков, и проч., и по своей эффективности применимы как к отдельному индивиду в частности, так и к обществу в целом. В этом случае мы уже можем говорить об искусстве управления массами. О предварительном моделировании поведения масс посредством программирования их психики на выполнения необходимых установок. Те, кто дает такие установки — называются манипуляторы. Но они же, как мы уже обращали внимание, могут называться и управленцами, менеджерами, кем угодно, если подходить к подобному вопросу в контексте управления, власти одних людей над другими. И в этом, на наш взгляд, важная особенность вообще подхода к возможности управления психикой. Да это и оправданно, особенно учитывая еще и то обстоятельство, что враг не дремлет, разрабатывая все новые и новые способы манипуляций психическим сознанием и открывая новые методики воздействия на подсознание с целью манипулирования личностью. Поэтому победит тот, кто не только сможет выявить вражеские поползновения, но и сможет победить врага его же методами, в лучшем случае заставив идти на поводу себя, а как минимум — избежав его психологических атак.

На самом деле это не так. И именно во втором случае, чаще чем в первом, мы являемся свидетелями того, что такая информация, информация, раннее попавшая в подсознание, активируется столь сильным образом, что буквально потянет за собой и иную информацию, хранящуюся в бессознательном, если только найдет в подобной информации какое-либо сходство. Причем вновь образующийся поток подобной информации, информации в какой-то мере не имеющей личного исторического бессознательного опыта связанного с психикой конкретного индивида, не только заполнит образовавшуюся пустоту, но и явным образом приведет к тому, что потянет за собой весь этот поток, и в итоге на протяжении длительного времени сможет подчинить своему восприятию почти любую другую информацию, которая после будет поступать в психику, и таким образом действительно окажется, что по своей эффективности значительно выше. Причем подобное на наш взгляд тесно соприкасается со спецификой воспитания и обучения. Ибо если нам таким образом удается сломить сопротивление другого индивида на пути получения им новой информации, то вполне вероятно, что подобная информация не только отложится в подсознание, но и индивид получит возможность воспринимать ее когнитивным (сознательным) образом. Причем еще раз повторим, что по силе собственного воздействия на психику индивида, подобная информация может иметь несравненно большее воздействие в сравнении с модальностью существовавшей раннее информации в психике. Да, если модальность совпадает, то в данном случае легче наступает состояние раппорта, т.е. устанавливается надежная связь, посредством чего один индивид (или группа) становится восприимчив к принятию информации от другого индивида (группы). Состояние раппорта также оказывается весьма эффективным при манипулятивном воздействии, т.е. при управлении одним человеком — психики другого. При этом необходимо для подобного воздействия, для эффективности его, найти в подаваемой информации нечто, что найдет подтверждение с информацией, уже существующей в психике. А.М.Свядощ (1982) отмечал, что в мозге протекают процессы вероятностного прогнозирования, сопровождающиеся процессами верификации всей поступаемой информации, т.е. происходит неосознаваемое определение ее достоверности и значительности. В связи с чем, если потребуется что-то внушить другому лицу, то необходимо обеспечить введение информации, принимаемой человеком без критической оценки и оказывающей влияние на нейропсихические процессы. При этом, далеко не всякая информация оказывает неотразимое внушающее воздействие. В зависимости от форм подачи, источника поступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может оказывать или не оказывать на личность суггестивное воздействие. Состояние раппорта вообще считается неоценимо важным в использовании всех возможностей трансового воздействия. Нам не надо для этого погружать объект в состояние сна. Точнее, он впадает в сон, но это будет т.н. сон наяву. И как раз подобное состояние, на наш взгляд, оказывается наиболее результативным и необычайно эффективным в реализации возможностей информационно-психологического воздействия на индивида, на объект, с целью внушения последнему выполнения определенных действий, необходимых нам.

Вернемся к сопротивлению. Итак, в результате того что сломлен барьер критичности, психика начинает с небывалой силой воспринимать новую информацию. Такая информация откладывается в подсознание, и находит свое отражении в предсознании и сознании. То есть в данном случае мы можем говорить о том, что атака ведется как бы сразу на нескольких фронтах. В результате чего наблюдается необычайно сильное программирование психики, появление мощных по силе устойчивых механизмов (паттернов поведения) в бессознательном. Кроме того, после создания подобного наблюдается инициирование появления все новых и новых механизмов схожей направленности в бессознательном психики. Однако теперь они находят постоянное подкрепление и в сознании и в предсознании. А значит возможен не только процесс закрепления полученной когда-то информации в подсознании (не всякой информации, а именно той, которая вызвала подобный процесс, информации, которая, в результате поступления которой начали сформировываться паттерны в бессознательном), но и уже такая информация начинает активизироваться, подчиняя в скором времени мысли и желания индивида в ключе, обозначенном смысловой нагрузкой подобного рода информации. При этом весьма важным фактором в обработке подобной информации являются особенности психики отдельного человека. Известно, что одна и та же информация на одного индивида может не возыметь никакого воздействия, а другого заставить чуть ли не кардинальным образом изменить жизнь.

Условная схема работы с сопротивлением состоит в следующемa[189]:

1) распознавание (необходимо чтобы сопротивление заметил не только терапевт, но и пациент);

2) демонстрация (вербально демонстрируется какой-либо вид сопротивления, замеченный у пациента с тем чтобы обратить на это внимание самого пациента);

3) прояснение сопротивления (что предполагает конфронтацию с тем, чего пациент избегает, почему он это делает и как).

ППосле прояснения причины сопротивления анализируется его форма. Результатом данного этапа становится обнаружение инстинктивного побуждения, попытка удовлетворения которого привела к конфликту. После этого методом интерпретации выясняется история переживания. На этом этапе выясняется, каким образом возник конфликт, как он проявлялся и проявляется в течение жизни пациента, какие паттерны поведения и эмоционального реагирования он породил и т. п. История переживания позволяет включить выявленный конфликт в более широкий контекст препятствий на данном этапе психодинамической терапии. При этом терапевт должен помнить, что критика или несогласие с чем-то пациента еще не всегда означает проявление сопротивления. В заключении терапии работы с сопротивлением осуществляется проработка сопротивления, которая является прослеживанием влияния уже осознанного конфликта на различные жизненные события с целью повторения, углубления, расширения проведенного анализа сопротивления. Проработка позволяет усилить понимание клиента за счет увеличения количества привлекаемого материала. Здесь же происходит и интерпретация возникающих новых сопротивлений, что еще больше проясняет базовую проблематику и ведет к более устойчивым результатам. Этот этап не ограничивается во времени, его продолжительность зависит от индивидуальных особенностей пациента, формы и содержания сопротивления, этапа психотерапии, состояния рабочего альянса и многих других факторов[190].

Ну и наконец, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что деятельность сопротивления — это бессознательный акт, и тем самым вполне оказывается логичным, что если мы хотим разгадать природу человека, природу его психики, разгадать механизмы управления психикой, мы непременно и в первую очередь должны обращать внимание на его бессознательные реакции, путем анализа и сопоставления различных фактов выявлять то, что скрывает человек, а значит и в последствие подобные методы могут еще ближе приблизить нас на пути понимания человеческой психики, помогут раскрыть механизмы устройства психики, как проследить те или иные реакции человека, так и выявить механизмы возникновения импульсов, следствием которых и являются эти реакции. То есть мы говорим о том, что непременно важен анализ, проведение аналитической работы, обращение внимание на каждые мелочи, потому как именно они в итоге позволят собрать наиболее полную картину о психике того или иного индивида, а значит в последствие — и узнать (разработать, выявить, проч.) механизмы воздействия как на подобного индивида, так и на общество в целом, ибо общество как раз и состоит из различных индивидов, которые, объединяясь в массы, коллективы, собрания, съезды, процессы, симпозиумы, толпы и т.п. формы объединения людей являются частью среды. Ибо среда как раз представлена в т.ч. и постоянным объединением-разъединением людей, процесс этот текучий как ртуть, масса изменчива и непостоянна не только в своих желаниях и интересах, но и по составу участников и т.п. Таким образом разгадка психики каждого конкретного человека способна приблизить нас к тайнам и разгадкам общества, а значит к выработке методологии управления человеком, моделирования его мыслей и проецирования подобных мыслей в поступки.

[170] Сначала такая информация почти всегда попадает в предсознание, а уже позже или в бессознательное, в большинстве случаев, или обратно в сознание, что тоже встречается; причем возможен и иной путь, когда попав сначала в бессознательное, информация вновь по прошествии какого-то времени (фактор времени практически нельзя просчитать если внимательно не сопоставлять и анализировать многие факты) оказывается в сознании.

[171] Т.н. цензура психики, или некий критический барьер, инстанция стоящая на пути и новой информации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.