Невроз у детей рвать волосы на себе

Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.

В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.


Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.

Как вести себя родителям

Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.

1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.


2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов. Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.

3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.

4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.

Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.

Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя

То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.


Как научить ребенка справляться с негативом

Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.


Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть. Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым.

В практике психотерапевтов встречается удивительное явление – ребенок автоматически выдергивает волосы у себя на голове, а также выдергивает брови и ресницы. В медицинской практике это называется трихотилломанией. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета – для чего.

Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку. Он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…

Трихотилломания – это своеобразная разновидность невроза навязчивых состояний. Известно, что к волосам на голове, бровям, ресницам, как и к бороде, у человека издревле особое отношение. Остричь человека, обрезать ему бороду нередко считалось оскорблением, бесчестьем, потерей достоинства. Увидеть себя в сновидении остриженным означало предвестие беды, болезни. В древности давали Богу обет не стричься, не бриться, чтобы он спас, отвел беду. Существовал обет, например, не стричь бороду до победы над врагом.

Известен случай, когда спортсменка, проиграв в борьбе за первое место на Олимпийских играх, остриглась наголо, таким образом наказав себя. Так и ребенок неосознаваемо лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Дети с трихотилломанией, которых не любят собственные или приемные родители (неприятие!), неосознаваемо воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Дети не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие. В других случаях это дети, остро переживавшие свою истинную или мнимую несостоятельность, презиравшие себя. Так все непросто с неврозом у человека уже с самого раннего возраста.

Случай из жизни: восьмилетняя девочка выдергивает волосы на голове, ресницы и брови. Рисует принцесс с пышными волосами, густыми ресницами и бровями. Началось все после того, как мать девочки перенесла тяжелую операцию. Девочка, не имевшая отца, жила у тети, тосковала и, слыша тревожные разговоры взрослых, испытывала страх за мать. Она отказалась от волос, бровей и ресниц, как раз придавая большое значение им и как бы принося в жертву самое дорогое во имя того, “чтобы мама была здорова”, как бы откупаясь такой жертвой от возможной беды. И все это неосознаваемо. С удивлением и страхом мать сообщала врачу: “Она шарит рукой по голове и векам, ищет чуть подросший волосок или ресничку и выдирает их”. Да, такую вот форму принял невроз у ребенка.

Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая таким, психозащитным, образом свое чувство достоинства: “Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!”

Психолог в Екатеринбурге, который работает с темой детских неврозов – Мужева Екатерина Юрьевна (+7 922 205-74-72)

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Совет:

В чем соль?

Детские неврозы могут появляться в самом разном возрасте и по самым разным причинам. Поспособствовать этому недугу может длительное недосыпание, ранний отрыв малыша от мамы, сильные психоэмоциональные травмы, сложные отношения в семье и прочее, что имеет сильный негативный характер.

Надо сказать, что невроз у детей, симптомы чаще всего имеет комплексные. При этом недуге у малыша нарушается не только психическое, но и физическое здоровье. Это может выражаться в виде ночного недержания мочи, заикания, зуда, кожного высыпания, нервного тика, общего нарушения сна, нервного кашля. Все это может проявляться с разной степенью тяжести.


Особенно ранимыми оказываются дети 3-4 года, 6-7 лет и 10-18 лет

Иногда имеет детский невроз симптомы и крайне агрессивного характера – бывают ситуации, когда кроху невероятно сложно успокоить.

Кого это может коснуться?

Другая категория детей, склонных к этому заболеванию, – это малыши с высокой самооценкой, инфантильные и эгоцентричные. Высокие запросы крохи сочетаются с требованиями окружающих или с недооценкой реальности. Чтобы достичь своего, такой ребенок будет делать все, что угодно, в частности затевать скандалы и устраивать истерики. У такой категории детей невроз может проявляться даже недержанием кала или немотой на людях.

Еще один вид неврастении – это депрессивный невроз. Обычно он проявляется у детей подросткового возраста. Симптомы этого заболевания выражаются плаксивостью, пассивностью, постоянной подавленностью, стремлением быть в одиночестве, плохим аппетитом. Причина депрессивного невроза – противоречие реальных возможностей и амбиций ребенка, а также завышенные требования к себе.

Существует также понятие мгновенный невроз. Это состояние может возникнуть, если кроха оказался в шоковом состоянии. Привести к неврозу может даже потеря излюбленной игрушки.


Невроз может появиться из-за борьбы между долгом и желанием, потребностями и возможностями

Как бороться?

Детский невроз лечение предполагает довольно простое. Все, что от вас требуется, – максимум любви, заботы и терпения. На практике особое внимание стоит обращать на засыпание – исключаем страшные передачи на ночь, шумные, слишком активные игры, громкие ссоры, высокие и низкие температуры в помещении. Уделяйте должное внимание ролевым играм. Разыгрывать нужно самые обычные, незамысловатые ситуации, взятые из жизни, – поход в магазин, семейный праздник, знакомство в песочнице с новыми друзьями, поход в школу или детсад.

Обязательно нужно рассказать малышу, как нужно себя вести, когда он входит в состояние неврастении. В случае волнения можно размять пальцы, кисти рук, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, выполнить гимнастику для лица.

Не забывайте хвалить ребенка, причем, не только по поводу. Ваша любовь, забота и поддержка – это лучшая профилактика детских неврозов.


Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

За этим действием у девочки стоят проблемы и это нужно лечить.Лечить не на форуме.У врача!
Почему я здесь это написала? Я знакома с девочкой и ее семьей,которая себе начала вырывать волосы.Через пару лет и брови и ресницы.
Но там девушка(уже женщина.Я знаю ее с 13 лет)испытывает моральную боль по другим причинам.
Там проблема в семье.(Это никак не относится к автору,просто хочу рассказать о масштабах переживания девочки-девушки)
Семья:мама-хабалка и истеричка.Папа неплохой человек,но пьющий(теперь вылечился).Когда мы переехали жить по соседству девочке было 13 и в семье было еще две девочки: 1 год и три года.
Старшая(она же с проблемой)-девчонка общительная,спортивная,бойкая.НО в семье прислуга.Дети были на ней полностью.
Позже там был кошмар и когда она после школы мыла отель,а деньги все забирала мать.И маты сыпались на девчонку жуткие.Потом еще одного ребенка они родили-повесили на нее.Короче,козел отпущения в семье.
Школа (. )когда у девочки уже не было не бровей,ни ресниц,отправила семью психологу.Психолог выслушал и. отдал девушке свой смартфон.Вызвал родителей,но те,услышав обвинения в свой адрес,отказались от лечения.Сегодняшняя судьба ее печальна.
Просто. что-то гложет вашего ребенка и тут уж не договоришься.Тут надо устранять проблему,вероятно,многое менять в жизни и лечить.

астрейя, может ее отец насилует

За этим действием у девочки стоят проблемы и это нужно лечить.Лечить не на форуме.У врача!
Почему я здесь это написала? Я знакома с девочкой и ее семьей,которая себе начала вырывать волосы.Через пару лет и брови и ресницы.
Но там девушка(уже женщина.Я знаю ее с 13 лет)испытывает моральную боль по другим причинам.
Там проблема в семье.(Это никак не относится к автору,просто хочу рассказать о масштабах переживания девочки-девушки)
Семья:мама-хабалка и истеричка.Папа неплохой человек,но пьющий(теперь вылечился).Когда мы переехали жить по соседству девочке было 13 и в семье было еще две девочки: 1 год и три года.
Старшая(она же с проблемой)-девчонка общительная,спортивная,бойкая.НО в семье прислуга.Дети были на ней полностью.
Позже там был кошмар и когда она после школы мыла отель,а деньги все забирала мать.И маты сыпались на девчонку жуткие.Потом еще одного ребенка они родили-повесили на нее.Короче,козел отпущения в семье.
Школа (. )когда у девочки уже не было не бровей,ни ресниц,отправила семью психологу.Психолог выслушал и. отдал девушке свой смартфон.Вызвал родителей,но те,услышав обвинения в свой адрес,отказались от лечения.Сегодняшняя судьба ее печальна.
Просто. что-то гложет вашего ребенка и тут уж не договоришься.Тут надо устранять проблему,вероятно,многое менять в жизни и лечить.

астрейя, я всегда спрашиваю у нее почему она это делает, в чем я не права но говорит что все хорошо и просто привычка у нее такая
обшарила весь интернет,многие с такими проблемами сталкивались оказывается и большинство пишут что после лечения ребенок начинает ненавидеть родителей что ее пичкают таблетками, вечно приглядывают и начинают нарошно еще вырывать. У многих прошло само, говорят надо чем-то занять ребенка. Сердце кровью обливается каждый раз. Но к врачу обязательно пойдем!

Мама, а она не знает! Это подсознание! С таблетками,конечно,осторожнее,но главный вопрос не в них.Просто,каждый человек при стрессе имеет свою защиту.Один много спит,другой ест как не в себя.Я ковыряю заусеницы ,другой человек начинает моргать часто.НО вырывание волос говорит о том,что организм девочки со стрессом справиться иначе не способен.Почему? Такой сильный стресс или такая слабая стрессоустойчивость? Тут помощь врача.
А таблетки-дело не первой важности и только после прочтения побочек.

Мама, Да ладно, испереживались они. Главное, что не на жо пе рвёт.

Повторюсь, дочь не вырывает волосы больше как раньше.

Мама, зачем тогда эту тему поднимать ?

Это обсессивно-компульсивное расстройство. Человек не может его контролировать. Это на всю жизнь. Обостряться будет постоянно. Ищите врача срочно ! Вы уже упустили время. Видела что много деток и молодежи родители приводят к Наталье Ким. Ранее она принимала в Невромед-С. Сейчас не знаю.
Повторяю! Ни ребенок, ни даже взрослый, сам справится с этим не в состоянии! Топайте на консультацию специалиста !!

Скорей всего, ей было больно, что вы сосредоточились на младенце и забыли про нее. Она почувствовала себя нелюбимой и ненужной. Всегда надо замечать старшего ребенка, хвалить и оказывать знаки любви и внимания, говорить, что вы гордитесь ей и любите ее.

Явно что то с психикой, когда в своё время чуть не упустила сына в 90 годы работала на трёх работах, просто заметила что ногти искусаны, волосы на подушках. Сели с ним и начали разговор что происходит. . А он у меня в классе отличник cтароста весь в учёбе активист друзей полно и я думала что у него все хорошо. Дома единственный сын, внук полная любовь к нему. Поговорила с ним Оказалось ситуация в школе с одной учитительницей. Начала его как человека гнобить хотя сын обсалютно безконфликтный, пошла в школу сразу к директору и объяснила всю ситуацию. Слава богу директор прислушались, ее сняли с занятий. Оказывается она не только с моим сыном так себя вела, просто многие молчали. Поговорите с дочкой, какие-то внутренние страхи у неё сто процентов

Тут нужна помощь психиатра, просто разговором вряд ли вытащите причину. Она сама не знает в чем причина, разберется только специалист.

Это невроз на фоне подросткового периода. У моей 13л и тоже началось это с зимы сначала затылок размером куриного яйца. Зпметила сразу поговорила что это некрасиво итд итп. Думала на этом все потом в один прекрасный день не пошла в школу т.к не могла волосы собрать. Звонит плачет зовет меня с работы чтоб я пришла и заплетала косичку. Естестенно я приехала а тут бац смотрю на макушке размером ладонь лысина. Пряма от лба большая полоска шириной ладонь. Ужас. Кошмар. Были и слезы и ругань я не могла что делать как поступить. От психиатра сразу отказалась и я против ее воли не настаивала. При этом она стеснялась такой прической пойти в школу. Нашли выход как укладывать самой волосы. Говорила что это как то само собой случается автоматом чтоли сама не понимаю что там волос уже мало итд итп надо остановится. Много тоже инфо смотрела в инете. Потом стала наблюдать волосы свои трогает во время подготовки к впр. Просто домашку делает легко. А как садится за тетрадькой ВПР начинает дергаться хватает себя за волосы. И это практически каждый день. Вот это я уже заметила за пару дней. Начала помогать к подготовке к впр. Сильно не стала требовать. А то после домашки сразу настаивала чтоб подготовилась. Сначала сопротивлялась ну потом немножко отдохну и сделаю итд итп. Ан нет меня это не устраивала. Все давай не вставая делай. Делай дело гуляй смело. Видимо и от этого и началось. Как для себя нашла причину этого подергивания волос. Перестала жестко требовать. Подключилась сама к подготовке. Или же в свободное от домашки время стоб на свое усмотрение подготовилась. И все само собой прошло.

Жди пока она себя ножичком тыкать будет или поджигать зажигалкой

Когда у меня был стресс, я чесала голову, прям до крови, потом там образовывались ранки и я ещё их расковыривала. Представляю как людям было неприятно видеть, когда я чесала голову, наверно думали, что у меня вши. Но я ничего не могла с собой поделать, все было непроизвольно. Потом кое-как справилась сама со стрессом и депрессией и эта привычка ушла, но не полностью. Когда переживаю, автоматически рука тянется к голове, поэтому стараюсь ходить с короткими ногтями

У меня сын уже года 2 бровки себе вырывает ему сейчас 5, у невролога были пили таблетки вроде стало хорошо, потом опять начал. В общем это дело происходит во время просмотра ютуба. Как бы не ругали и пытались поговорить все равно продолжает делать
до волос надеюсь не дойдет

Это невроз, а невроз не так страшно в отличие от псих болезни. Не думаю что это ОКР, ОКР это совсем другое расстройство.
Я в детстве Ресницы загибала, и сейчас когда бывают проблемы тоже начинаю их мучать. Это очень сложно контролировать даже взрослому, ребёнку это не под силу

Слишком много требований,и к ребенку,и к себе.

Сначала родители много требуют,,учись хорошо,то се,пятое-десятое,будь отличницей и т.д."(заметили?-дети-отличники в школе)
Потом уже сам ребенок включается в эту безумную гонку,начинает САМА от Себя многое требовать.
Естесснааа,многое будет не получаться.Напоминаю-это ещё ДЕТИ!
Даже когда ваше начальство начнёт требовать от вас ВЫШЕ ваших пределов и возможностей,вы прыгнете ему лично на бошку,и начнёт там все ВЫРЫВАТЬ.
РЕБЕНОК-этого делать не может,потому что он РЕБЕНОК,он где то боится,где то гребет все на себя.И думает,что ПРОБЛЕМА в нем самом.
Отсюда:как бы подсознательно себя обижает,уродует,ненавидит,не любит.Идёт Неприятие себя,таким какой он есть.
Потому что и вы-родители ,и школа,окружающие люди,одноклассники,и друзья,и учителя -вы все когда то стали много требовать от них,требовать Идеала,во всем.Типа-а ты хорошо учишься,значит хорошо уберешь дом,а ты хорошая дочка,стань ещё и отличным другом,ты хорошо делаешь уроки,стань хорошей спортсменкой,дай результат,и так до бесконечности.В виде хорошего поведения,отличных оценок и прочей Муры.От этих установок и напряга-
Ребенок на каком то месте начинает Ломаться.Он уже не вывозит ВСЕХ требований.Начинает думать что что-то в нем НЕ ТАК.Подспудно появляется не уверенность в своих силах.Где он уже хочет расслабиться,быть немножко попроще.Но гонка уже началась.Остановиться нельзя.А сил то нет.Он все равно ребенок.Где то может,где то нет.
Отсюда АГРЕССИЯ К САМОМУ СЕБЕ.
В виде,грызения ногтей,вырывания волос,суицыды и т.д..ведь суицыд-это как раз НЕПРИНЯТИЕ СЕБЯ.Со всеми недостатками,со всеми тараканами и прочим несовершенством.
Но это крайняя степень непринятия.Меньшая степень-вот эти грызения,вырывания,неадекватность поведения.Как раз родители должны дать понять ребёнку,что любят его в ЛЮБОМ ВИДЕ.Не только в хорошем,но даже и в Плохом.Что не все совершенны,и это кстати НЕ СМЕРТЕЛЬНО.Это даже нормально.Это так и есть-это жизнь со всеми достатками,и недостатками.
Потом ,когда он уже поймёт,что вы его любите в ЛЮБОМ виде,вот тогда и начинайте КОРРЕКТИРОВАТЬ его поведение,мягко,не навязчиво,без насилия,упреков,обид и наказаний.Вчера были одни пятерки,сегодня"единица"ничего страшного,это даже прикольно.И он это должен чувствовать.Ощущать ваше ПОНИМАНИЕ.

Меньше нагрузок,меньше требований.
Больше любви,понимания,принятия ребёнка ТАКИМ,какой он ЕСТЬ.
БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ!

В детских неврозах виноваты родители

Dovolnaya1, я тоже была круглой отличницей, мама была очень требовательная, делать с ней домашку было сплошное мучение. Начинала психовать орать. В итоге я заработала невроз.

У меня одноклассник волосы вырывал, ходил с лысиной. У него отец был тиран, гнобил его, бил

Katrin_Kitty, я просто тоже была такая беспроблемная, неврозом не было, но во взрослом возрасте вскрылись какие-то проблемы, у которых ноги росли оттуда

Это невроз на фоне стресса. Правильно пишут- одними разговорами тут не поможешь. Необходимо пересмотреть все факторы- какая обстановка в семье, поговорить с учителями, возможно где то необходимо снизить требования. Психотерапевта отодвиньте на второй план, на первом месте - ваша любовь и забота. Конечно, необходимо пропить курс успокаивающих препаратов. Но вместе с тем надо разобраться из за чего ребенок нервничает.

Семья состоит из 4-5 человек :я, муж, дочь 11 лет и младший сын 1 год 8 месяцев.
Ребенок вырывает волосы во время сна

Здравствуйте! Последнее время спит не спокойно. Обычно начинает рвать волосы, когда начитает просыпаться, но видно не доспал. Тогда одну руку с пальчиком в рот, второй выдирает волосы и подносит ко рту. Пили по назначению невролога глицин. Не помогло. Иногда тянется к волосики днем, когда хочет спать. И пару раз было после запрета, просто показывал, что хочет вырвать. По словам невролога, невроза нет.

Или, к примеру, ворочается ночью. Что - то ему (например) подушка мешает. Начинает злиться, плакать и цап себя за волосы. Борюсь разными путями:
1 контроль рук. Ночью это сложно, ввиду моего постоянного недосыпа ( ( да и малыш, злиться.
2 когда засыпает даю ему игрушку пальчиковую, чтобы она помещался в руке. Она достаточно мягкая, но не мохнатая.
3 глажу сынули ручку, каждый пальчик и волосики.

Ольга, К Вашему сообщению выше: надо ли сейчас как - то при ребенке проявлять свой гнев? Или всё таки стараться себя сдерживать и проговаривать свои чувства вслух (если я Вас правильно поняла) Иногда это бывает сложно ( ((

И ещё вопрос. Вы все время подчкркиваете роль матери. Важна ли роль отца в этом возрасте?

Анна, вы испытываете гнев? На кого и почему?
Ребенок может не понимать, что чувства матери относятся не к нему, а если к нему, то он сам себя наказывает, т. о. Смещает (подавляет) свой гнев на мать (за то, что она его отвергает как хорошего ребенка) и направляет на самого себя, т. к. Мать должна оставаться хорошей, чтобы ребенок мог "выжить".
Он становится "контейнером" для гнева матери (непослушный ребенок - "ужасный" ребенок) и тогда мать может выступать в виде преследующих (отщепленных плохих частей) фигур или неопределенного пугающего чувства в его снах.
В этом возрасте мать выполняет функцию (контейнера) - является вместилищем сильных непереносимых чувств ребенка, которые она должна переработать в приемлемое, чтобы ребенок мог их постепенно реинтроицировать - вернуть себе и создавать свой внутренний контейнер для себя.
Это механизм проективной идентификации и мать должна принять его непереносимые чувства. Мать может злиться на ребенка за то, что он заставляет ее чувствовать ужасные чувства и чувствовать себя плохой матерью.
В этот период просто необходимо это понимать и принимать, быть толерантней к ребенку. Он как и взрослый не может быть все время "Ангелом"

Отец вступает в отношения в 3 года, когда ребенок начинает говорить. Но и в этом возрасте ребенку полезно чувствовать, что он залюбленный своими родителями. Он "самый, самый любимый ребенок" и чтобы не произошло, вы его не "оставите". Формируется эмоциональная связь с обоими родителями.

Я понимаю вас, хочется иметь еще какую то жизнь кроме как быть матерью ребенка (детей). Но вы же планировали ребенка и знали, что потребуется время и усилия. Он нуждается в вас. Ребенок чувствует отношение матери. Можно уделять много внимания, но важнее эмоциональная связь - это считывается на бессознательном уровне. Его капризы могут быть как проверкой вашего к нему отношения (на сколько вы его сильно любите и привязаны к нему) и способом привлечь к себе и удерживать внимание. Можно быть физически рядом с человеком, но при этом мыслями и чувствами далеко или тяготится присутствием другого и т. п. Тяжело сохранять душевное равновесие, если воспринимается все как обуза, а не радость. Матери устают и истощаются эмоционально, если не имеют достаточной помощи и поддержки.
Есть невербальный уровень общения и он может испытывать то, что испытываете вы (капризничаете и слишком требовательны к нему.) и буквально это выражает - отзеркаливает. Взрослым нелегко признавать свои "нехорошие" части в себе и узнавать свое в ребенке, т. к. Такое соотносится с теневым (вытесненным в себе).

Пошла читать сообщения на фейсбуке и наткнулась на тезис, как раз по теме.
"Сложность в том, что мы хотим удобных цивилизованных детей и мы не даем природе сделать своё дело. Эмоциям нужно время, чтобы дозреть. А мы толкаем детей быть похожими на взрослых, волнуемся о результате, о поведении, о последствиях. Мы не даем им время быть неудобными для общества, но сложность в том, что именно это мешает им дозреть, чтобы стать психологически зрелыми взрослыми. Чтобы стать зрелыми, детям важно иметь право быть неудобными, то есть иметь пространство проявлять все свои эмоции.

"Не плачь, не злись, не веди себя так", - а в итоге у детей появляются проблемы с сохранением близости с нами и с взрослением.

Подавление эмоций - это самая отчаянная защита мозга, которая происходит ценой потери жизненной силы и функционирования. - Гордон Ньюфелд

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.