Невроз у ребенка болит живот


Неприятные ощущения в ЖКТ (тошнота, изжога, диарея и т.д.) представляют собой одни из самых частых телесных проявлений психического дискомфорта, тревоги, беспокойства, подавленного состояния. В настоящий момент научно доказано, что боли в животе часто бывают на нервной почве.

Причины

Насколько это опасно?

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что боли в животе действительно носят нервный характер. Поэтому при регулярном возникновении болевых ощущений в абдоминальной области обязательно надо пройти медицинское обследование.

Так повышение кислотности желудочного сока может привести к возникновению язвы.

Как избавиться?


Специальной диеты, которая помогала бы избавиться от болей в животе на нервной почве, не существует.

Однако большинство людей, страдающих неврозом, знают, какие продукты усваиваются у них хуже (вызывают небольшое несварение, повышенное газообразование и т.д.). Вот от этих продуктов и надо отказаться. Их список обычно индивидуален для каждого человека.

Для большинства мнительных пациентов с неврозом, страдающих от болей в животе, не столь важно, что есть, как то, сколько и как быстро.

Симптомы полного насыщения могут включать себя небольшую тяжесть в желудке, чувство усталости, даже легкое головокружение. Однако для спокойных людей, не страдающих от хронической тревоги и ипохондрии, эти признаки насыщения приятны.

На фоне выросшей тревоги, а нередко и настоящей паники, нервные боли в животе значительно усиливаются, убеждая человека в том, что он серьезно болей и фактически не может переваривать пищу.

Поэтому есть надо часто, но небольшими порциями. И обязательно медленно, так как быстрое поглощение пищи приводит к заглатыванию воздуха, а, следовательно, усиливает дискомфорт в ЖКТ.

Принимать обезболивающие препараты при дискомфорте в животе без назначения врача запрещено. Если боль такая, что ее невозможно терпеть, надо немедленно обратиться за медицинской помощью.

Разрешённые для самостоятельного домашнего приёма медикаменты, которые могут помочь уменьшить болезненные ощущения в абдоминальной полости, включают в себя:

  • ферментативные препараты (Фестал, Мезим и др.);
  • средства от повышенного газообразования (активированный уголь, Эспумизан);
  • мягкие спазмолитические препараты, например, Но-шпу;
  • препараты для снижения кислотности (только после обследования, подтверждающего ее усиление).

Не изматывающая физическая активность полезна, как для улучшения общего психического состояния, так и для снятия болевого синдрома, возникшего на нервной почве.

Хорошо помогают йога, пешие прогулки. Причем необязательно заниматься скандинавкой ходьбой. Достаточно просто гулять по парку. Показаны плавание, игровые виды спорта, аэробика.

Главное, чтобы физическая активность была регулярной и не слишком тяжелой.

Основной метод лечения болей в животе, возникающих на нервной почве, — избавление от невротического расстройства, которое эти неприятные ощущения и вызывает.

Терапию желательно проводить под руководством профессионального психотерапевта. Если это невозможно, придется работать самостоятельно. Сейчас в свободном доступе есть много информации, которая помогает проводить самотерапию невроза.

И первое, с чего надо начать, — это избавиться от навязчивых мыслей о дискомфорте в животе. Необходимо пройти медицинское обследование. Убедиться в том, что боли вызваны функциональными нарушениями, отражающими плохое психическое состояние, а не соматическим недугом.


К счастью, в большинстве случаев боли в животе связаны у детей с повышенной тревожностью, неврозами или возрастной неполноценностью нервной регуляции, но говорить об этом как об основной причине болей можно только при нормальных результатах обследования у специалистов.

В этом случае обращают на себя внимание меняющийся характер боли, ее появление в определенных жизненных ситуациях (в понедельник утром, перед экзаменом и т.д.), излишне эмоциональное описание боли ребенком, отсутствие стойких нарушений стула и вынужденного положения тела во время болевого приступа. Необходимо помнить, что у детей до 3-4 лет четкая локализация боли обычно отсутствует, независимо от причины болеть чаще всего будет в области пупка.

Рвота и диарея тоже могут носить невротический характер. Их появление в утренние часы перед посещением школы или детского сада и отсутствие жалоб в выходные дни и каникулы свидетельствуют в пользу невроза. Очень часто подобные жалобы встречаются у первоклассников при излишней строгости учителя или завышенных требованиях со стороны родителей. Если объективные данные, подтверждающие наличие патологических изменений в органах и системах, отсутствуют и ребенку поставлен диагноз вегетососудистая дистония или невроз – это не значит, что к его состоянию можно отнестись несерьезно. Ребенок в любом случае нуждается в помощи, в том числе и в медицинской. Состояние хронического стресса и сбой вегетативной регуляции способны привести к развитию реального заболевания, в том числе к язвенной болезни, гипертонии и т.д.

При острых и впервые возникших болях в животе ребенок обязательно должен быть осмотрен хирургом. У девочек, особенно после 12 лет, обязательна консультация у гинеколога. При повторных жалобах на боли в животе необходимо обследование у гастроэнтеролога. Также может понадобиться консультация эндокринолога, кардиолога, невролога, реже - гематолога.

Обязательное обследование включает в себя:

1. Клинический и биохимический анализ крови, в том числе на сахар.

2. Клинический анализ мочи.

3. Посев кала на кишечные инфекции.

4. Копрограмма и анализ кала на яйца гельминтов, лямблии.

5. УЗИ органов брюшной полости и малого таза.

6. Электрокардиограмма.

Эти исследования позволяют определить направление диагностического поиска и необходимость в консультации конкретных специалистов. Гастроэнтеролог на основании клинической картины и имеющихся жалоб может назначить углубленное исследование желудочно-кишечного тракта с применением рентгенологических и эндоскопических методов обследования. При отсутствии патологических изменений показана консультация и обследование у невролога.

Возможно, кто-то из читателей посчитает эту статью очередной попыткой врача запугать бедных родителей. Но моей целью было совсем не это, и если я излишне сгустила краски, прошу меня извинить. Целью всех моих статей о детях является желание обратить внимание родителей на своих детей, на их проблемы и заботы. К сожалению, в жизни часто приходится наблюдать, как мама или папа отмахиваются от ребенка, как от надоедливой мухи, а спустя несколько лет удивляются, почему не складываются отношения с подростком или почему у ребенка здоровье хуже, чем у семидесятилетнего деда. Более 90% выпускников школ имеют хронические заболевания, и здесь нечему удивляться, если по той же статистике только 6% мам демонстрируют истинные материнские чувства к собственным детям.

Недавно довелось быть участницей диалога по вопросам, касающимся многодетных семей. Половина женщин высказывались о желании иметь много детей, как о дебилизме и маразме! Во главу угла ставятся материальные блага и собственные прихоти и желания, где уж тут найти место маленькому человечку…

Задумайтесь хоть однажды, как живется Вашему малышу. Хватает ли ему вашего внимания и заботы, неподдельного родительского участия? Сколько времени вы проводите с ребенком в день, в неделю? И не просто находитесь в одной квартире, а общаетесь, играете, занимаетесь совместными делами. Знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок, что за семья у его друга или подруги? Как складываются его отношения в классе и почему иногда у него такое грустное личико? И вообще, замечаете ли вы, что он чувствует, чего хочет? Если ваш малыш часто болеет, проанализируйте, может, это единственный оставшийся у него способ привлечь к себе ваше внимание?

Не удивляйтесь этому вроде бы лирическому отступлению. Поднятые вопросы имеют самое непосредственное отношение к здоровью наших детей, и первым симптомом эмоционального неблагополучия часто становятся именно боли в животе. Если ребенок пришел к вам с жалобой, отвлекитесь от своих забот, спуститесь с высоты своих проблем и загляните ребенку в глаза.

Ну если у вас то же самое и помогает обычная валерьянка, то почему бы ребенку не давать валерьянку? особенно, если живот болит на нервной почве?

кстати, глицин и магний В6 - успокоительные.

Ни в коем случае не "критикую", но "предлагать" просто не имею права, не сталкивалась с такими запущенными случаями, вылавливала все раньше и устраняла источники.

Поискала бы более опытного невролога по сарафанному радио, причем того, который бы вник в фон, т.е. в условия, при которых сформировался весь этот комплекс задач.

Вы же здравый человек и понимаете, что на любой двери лечебного учреждения написано: "Доктор такой-то", но наши дети не уперлись ни одному, и "не вникать", а просто "следовать назначениям" просто недопустимо.

О "силе" ноотропов вообще говорить некорректно, а псевдо-ноотропов - тем более.
Я не отрицаю ни гомеопатию, ни танцы с бубнами, ни массаж активных чакр.
И психиатров уважаю.
Но к первому попавшемуся - нини.

Я очень немного коснулась Вашей проблемы. Выявила быстро. От гастроэнтеролога была направлена к психиатру. Подбор таблеток занял полгода. И еще полгода лечение. Но мне повезло - честно. Могло ничего с места не сдвинуться.

Скорее всего я, если не анонимно.
Абсолютно допускаю справедливость Ваших предположений - совпало ли. помогло ли, или все в совокупности.

Знаете, это мой эгоизм.
Меня топик навел на воспоминания о том. насколько всем ДО ФОНАРЯ наши "моменты" и неврозы. Назначил - плевать. Главное - не удаляясь от общих тенденций.

Никаких лекарств не пили вообще, так как мне сразу стало очевидно, что дело не в гастроэнтерологии, а в "голове". Мне хотелось сразу добраться до причины, а не сглаживать симптоматику. Единственное, что старались делать в плане питания - не доводить/доходить до ярко выраженного голода.
С психологом не работали.
Анализировали каждый конкретный случай возникновения боли в животе. Десятки часов разборов, если не сотни.
Вот, например, дочке 7 лет. Звонит мне учительница(школа в курсе проблемы) и говорит, что у ребёнка живот болит сильно, полежать и отвлечься не помогло, лучше бы ей, наверное, домой. Дома даю ей отдохнуть, потом садимся разбирать день на молекулы. Прямые вопросы - что именно могло вызвать реакцию - ничего не дают. До большой перемены всё, как обычно. Когда стало плохо? - На большой перемене. Чем занималась? - Лепила снеговика. Получилось? - Получилось. Завтра покажешь? - Не-ет. (Нащупалось больное место). Мальчик классом старше сломал. (Слёзы). Не знаю, почему я плачу из-за этого.
Произошло несовпадение ожидания и реальности.
Ожидание - снеговик простоит целый день. Реальность - его тут же сломали.
Дальше обсуждаем. Где был снеговик? У школы. Школа - общественное место, в школу ходят разные дети, с разными характерами, темпераментами, воспитанием, в конце концов. Можно ли ожидать от другого человека того, что он будет делать только то, чего от него ожидаешь ты или я? Вряд ли. Разумнее было бы изначально осознавать, что снеговик может быть сломан быстрее, чем хотелось бы. Тогда не будет сверх_ожиданий и, как следствие, ненужных эмоций.

Два года ушло на такое.

К 9-ти годам дочь научилась предвосхищать, прогнозировать свои реакции, рационализировать возможные последствия.
Предстоит публичное выступление, страшно. Что САМОЕ ХУДШЕЕ, что может случиться? Забуду слова? Значит надо больше готовиться (проблема--> конструктивное решенее). И вообще, у меня хорошая память, почему на этот раз будет иначе? Голос будет дрожать? Ничего, это с каждым может случиться. Что ХОРОШЕГО можно вынести? Преодолею страх, буду довольна собой.

Это долго, муторно, но стоит того. Вижу много бонусов от её умения быть честной с самой собой и окружающими.


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .


Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.


Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.