Неврозы детей с онр

Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов ( в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?


Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.

Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

2 Комментариев

О нейросенсорной слуховой стимуляции слышу впервые. Для тех, кто живет на периферии, она недоступна. При ЗРР моему сыну помогли уколы Кортексина. Первый же курс активизировал развитие речи, а после второго курса – пошли короткие фразы, предложения.

Здорово, что вам помогло неврологическое лечение! В идеале для наилучшего результата нужно сочетать и неврологическое лечение, и логопедические занятия. Томатис — очень эффективная методика, но она подходит не всем, сначала нужно проконсультироваться с нашим нейропсихологом. Возможно, вашему ребенку и не нужна такая стимуляция 🙂

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симакова Т. Е.

К проблеме детских страхов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дошкольники с недостатками речевого развития в настоящее время составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой и других исследователей.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Анализируя имеющиеся исследования психологопедагогического сопровождения детей с речевыми дефектами, следует отметить, что большой интерес представляет исследование особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова под руководством И.Ю. Левченко. Авторы исследования (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) доказали, что личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. В целом исследование поднимает вопрос не только дефекта речи, но и психологического нарушения в развитии личности ребенка-дошкольника.

В трудах И.Ю. Левченко, А.И. Захарова и других подчеркивается проблема эмоционального развития. А именно, исследователями подчеркнуто значение эмоционального самочувствия детей с речевыми недостатками для их полноценного межличностного общения и гармоничного развития личности. Трудности эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие негативно влияет на психическое здоровье дошкольников с недостатками речевого развития, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции.

Говоря о детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы:

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- нескоординированность эмоциональных процессов;

- особенно гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам;

- тревожность и страхи.

Исследователями отмечено, что страхи могут выступать одним из главных показателей нарушения эмоционального развития дошкольников с речевыми нарушениями.

В психологической справочной литературе, страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник реальной или воображаемой опасности.

Детский страх - это эмоциональная реакция детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как угрожающие (опасные).

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируют в достаточно широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг, ужас.

Страхи у детей возникают зачастую самые разные: страх сильного шума, появление странного или незнакомого для ребёнка человека, различные звуки (например, пылесоса и т. п.). Часто дети испытывают страх темноты, тени и непривычного света, боятся оставаться одни, страх докторов и, особенно зубных врачей, животных и пр. Сильные, продолжительные патологические страхи, с которыми ребенок не может справиться, приводят к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям. В этом случае необходима быстрая и точная диагностика, а затем и терапия патологического состояния. Достаточно значима эта проблема для ребенка дошкольного возраста, и особенно она важна, если у ребенка зафиксирован речевой дефект.

Основываясь на результатах исследования многих специалистов по выявлению и изучению психологических особенностей страхов у дошкольников с недостатками речевого развития (общее недоразвитие речи), можно сделать вывод о том, что для большинства детей с ОНР характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, а также они испытывают как возрастные, так и специфические страхи.

Дошкольники с ОНР испытывают такие доминирующие группы страхов, как:

1) страхи, связанные с причинением ребенку физического ущерба, в основе которых лежит интенсивный страх за свое здоровье и жизнь;

2) социально опосредованные страхи;

3) медицинские страхи (врачей, уколов и т. д.).

При изучении проблемы возникновения страхов у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормой речевого развития установлено:

- у дошкольников с ОНР медицинские страхи проявляются на 2 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития;

- у дошкольников с ОНР страх физического ущерба на 7 % реже, чем у детей с нормой речевого развития;

- у дошкольников с ОНР страх смерти на 8 % реже, чем у детей с нормой речевого развития;

- у дошкольников с ОНР страх животных и сказочных персонажей на 3 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития;

- у детей с ОНР страх темноты и страшных снов на 7 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития;

- у детей с ОНР и нормой речевого развития пространственные страхи на одном уровне;

- у детей с ОНР социальные страхи на 3 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития.

Страхи детей, имеющих речевые нарушения, характеризуются устойчивостью и высокой интенсивностью переживания, тесной связью с родительскими страхами и условиями воспитания в семье, а также эмоциональной фиксацией специфических страхов (фрустри-рованность на речевом дефекте). Старшие дошкольники с нормальным психофизическим развитием в большинстве случаев критичны к своим страхам и не фиксируют на них внимание. Таким образом, личностное развитие детей с ОНР характеризуется качественным своеобразием по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Для них могут быть более характерны такие особенности, как пониженная самооценка, трудности вербального общения, тревожность, агрессивность, страхи.

У части детей с диагнозом ОНР наблюдается фрустрирован-ность на речевом дефекте. Это проявляется в переживании и неуверенности в себе, но не сказывается на речевой активности детей и на их взаимоотношениях с окружающими людьми. К сожалению, одна из причин выявленного факта - взрослые, которые акцентируют внимание детей на речевом дефекте, усиливая их переживания.

Проведенный анализ имеющихся литературных источников и исследований по проблеме детского страха у детей дошкольного возраста с ОНР позволяет говорить о том, что данная проблема весьма актуальна для современной детской психологии и логопедии. Отсутствие или недостаточно грамотное сопровождение коррекционного психолого-педагогического воздействия на детей дошкольного возраста с ОНР может привести не только к увеличению детских страхов, но и к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям развития личности ребёнка.


Рубрика: Психология

Дата публикации: 22.03.2018 2018-03-22

Статья просмотрена: 602 раза

В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание уделено особенностям проявления страхов у детей с общим недоразвитием речи, указаны причины и выделены наиболее встречающиеся страхи.

Ключевые слова: страх, общее недоразвитие речи, эмоциональные комплексы.

Нет такого ребёнка, который никогда бы не испытывал какие — либо эмоции. Волнение, грусть, страх удовольствие, стыд, тревога, радость — важные эмоции в психической жизни ребёнка. Когда на ребёнка действует большое количество страхов, у него меняется поведение и появляется сомнение в себе. Проблема особенностей страхов волнует общество и сегодня.

Существуют разные точки зрения зарубежных и отечественных учёных по проблеме страха в детском возрасте.

По мнению Й. Раншбург, страх определяется эмоциональным состоянием, которое возникает перед определенным событием и как бы предвещает подходящую неудачу.

А. И. Захаров в своих исследованиях страх определяет как аффективное (эмоционально заостренное) воспроизведение в человеческом сознании определённой угрозы для его благополучной жизни и положительного самочувствия.

Особенности страхов в детском возрасте исследовали В. И. Гарбузов, С. В. Дворяк, А. И. Захаров, Е. И. Рогов, А. С. Спиваковская, Б. Г. Херсонский, С. Г. Файберг и другие.

Прежде чем разобрать аспекты проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассмотрим понятие страха с точки зрения психологической науки.

Страх — это психическое состояние, обусловленное реальными или представляющимися ужасами. Страх предметен, касается определенной вещи, это универсальная детская реакция, меняющаяся с возрастом. Страх выполняет разнообразные функции в психологической жизни человека, несмотря на то, что он имеет и отрицательные стороны. Он даёт определенный опыт в процессе формирования человеческой личности.

Чаще всего страх имеет кратковременный характер, исчезает с возрастом, обратим, не затрагивает глубинные ценности человека. Приобретают защитное значение некоторые формы страха, потому что дают возможность избегать встречи с объектом, предметом страха.

При разных страхах у ребёнка могут наблюдаться навязчивые движения и действия, он может моргать, хмурить брови, кусать что-либо, грызть ногти (онигофагия) и многое другое.

Страх имеет защитную функцию, сопровождается инстинктом самосохранения, что отражается на физиологических процессах: выделении желудочного сока, частоте дыхания и пульса, изменении артериального давления.

Существует различное количество причин проявления детских страхов, например, отношение родителей к ребёнку имеет авторитарный характер; ситуация, которая травмирует ребёнка не один раз; болезнь; стресс; высокая чувствительность и восприимчивость; воображение самого ребёнка; наличие неврозов. Также причиной появления страха у ребёнка может послужить слишком громкий звук или внезапное прикосновение и т. д.

В последнее время возрастает число детей, которые имеют отклонения в развитии. Дети с общим недоразвитием речи составляют одну из групп с отклоняющимся развитием.

Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, при котором нарушаются все компоненты речевой системы, имеется в виду смысловая сторона речи (лексики и грамматики) и звуковой стороны (фонетики) при сохранном интеллекте и слухе.

Изучением эмоционально-личностной сферы детей с различными речевыми нарушениями занимались С. М. Валявко, Т. Н. Волковская, А. И. Захаров, И. Ю. Левченко и другие исследователи.

Дети с общим недоразвитием речи в большей степени подвержены невротическим расстройствам и появлению страхов. Это негативно сказывается на психическом здоровье ребёнка с недостатками в речи, ограничивает его социальные возможности.

«Говоря о дошкольниках с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд важнейших особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы:

– Незрелость эмоционально-волевой сферы;

– Нескоординированность эмоциональных процессов;

– Особенно гиперактивность, импульсивность, склонность к аффетивным вспышкам;

Многие ученые отмечают, что именно страхи являются показателем нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми патологиями. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируются в достаточно широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг или ужас.

Различные виды страхов появляются у детей к дошкольному возрасту: страх при появлении неизвестного или необычного человека, неожиданный резкий звук. Бывает, что ребёнок может бояться темноты, оставаться один, врача и особенно стоматолога, сказочных персонажей. Интенсивные, длительные патологические страхи, с которыми ребёнок не может справиться без помощи взрослого, приводят к возникновению негативных черт личности, нарушению адаптации в обществе и многим другим нежелательным последствиям. В таком случае ребёнку потребуется быстрая и правильная диагностика, а потом уже и коррекция состояния страха. Довольно важна данная проблема для детей дошкольного возраста, а особое внимание стоит уделить детям с общим недоразвитием речи.

На основе этого можно выделить наиболее встречающиеся страхи, которые испытывают дошкольники с общим недоразвитием речи, в большей мере:

– страхи, связанные с причинением физического ущерба;

– страх темноты и страшных снов.

Данные страхи характеризуются возрастными проявлениями онтогенеза, значительной яркостью переживания, условиями воспитания в семье, близкой взаимозависимостью с эмоциями матери и её страхами.

У многих детей с общим недоразвитием речи имеется фрустрация на своём речевом дефекте. Это проявляется в волнении и неуверенности в себе, но не имеет отношения к взаимоотношениям в обществе и не сказывается на речевой активности. Но если взрослые часто напоминают ребёнку о речевом дефекте, то это усиливает переживание ребёнка.

Таким образом, мы рассмотрели особенности страхов у детей с общим недоразвитием речи. У детей в дошкольном возрасте меняется отношение ко взрослым, к сверстникам, к окружающему миру, и претерпевают свои изменения мотивы поведения. Из этого следует, что у детей на данном этапе развития встречается большое количество страхов. Здесь уместно будет сказать о том, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа с ребёнком, тем лучше будет ее результат. Дети с речевой патологией более подвержены влиянию страхов, чем нормально развивающиеся сверстники, потому что дети с общим недоразвитием речи импульсивны, тревожны, трудны в общении. И самой важной будет поддержка со стороны взрослых, потому что без помощи взрослого ребёнку не справиться в борьбе со страхами.

  1. Велиева, С. В.Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб: Речь, 2005. — 240с.
  2. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 360 с.
  3. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии — 2001. — № 2. — С. 107.
  4. Изард, К. Э. Эмоции человека/ К. Э. Изард. — М:Директ-Медиа, 2016. — 954 с.
  5. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь — М.: Политиздат, 2005. — 431 с.

Актуальность исследования специфических особенностей переживания страха и тревожности детьми с аномалиями, в том числе и детьми с речевой патологией, определяется тем, что в ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, и этот процесс, как правило, сопровождается нарушениями эмоциональной сферы, которые, в свою очередь, ведут к появлению страхов.

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Дети испытывают страхи чаще, чем мы думаем [4]. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Но детские страхи могут искажать эмоционально – волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается неадекватным образом [2].

Целью исследования является изучение специфики переживания страха и тревожности у детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – процесс переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня. Предмет исследования – специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня.

Были выделены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме возникновения страхов и тревожности у детей;

2. Систематизировать знания об ОНР, изучить психолого – педагогическую характеристику детей с ОНР;

3. Исследовать специфику переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа.

Во время проведения экспериментальной работы для выявления специфических особенностей переживания страха и тревожности нами были использованы следующие методики:

жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени [7].

4. Опросник Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.,цель – выявление уровня тревожности ребенка [8].

В ходе сравнительного анализа результатов методики были выявлены страхи, которые свойственны детям с ОНР.

В одинаковой степени девочки из обеих групп испытывают страх одиночества, огня, пожара, темноты. Из данных страхов для детей пятилетнего возраста характерен лишь страх пожара. Страх огня у девочек без речевой патологии должен наблюдаться в 60 % случаях. Показатель превышен. Так же превышен показатель страха темноты (на 30 %). Страх одиночества был выявлен в 100 % в обеих группах. Этот страх не является характерным для детей 5 лет. Его нельзя назвать специфическим страхом девочек экспериментальной группы. Его наличие говорит о недостатке внимания со стороны родителей, о неблагополучной обстановке в семьях девочек. Девочки с диагнозом ОНР гораздо меньше бояться смерти родителей, своей смерти. Эти страхи в норме должны проявляться у девочек в 100 % случаев. К специфическим страхам девочек с ОНР III уровня так же относятся: страх чудовищ (превышен на 30 %), и врачей (превышен на 20 %). Девочки с ОНР испытывают так же страхи глубины и резких звуков. Показатели по этим шкалам соответствуют норме. Девочкам экспериментальной группы не присущи следующие страхи, характерные их сверстницам без речевой патологии: нападения, войны, перед болью.

Подводя итог, можно сказать, что девочкам характерны страхи, не присущие девочкам без речевой патологии (страх огня), по отдельным шкалам показатели страхов снижены, по отдельным – превышены. Так же девочкам характерны страхи, не соответствующие возрасту. Общее количество страхов соответствует возрастной норме.

Подводя итог, можно сказать, что мальчики с диагнозом ОНР испытывают и такие же страхи как мальчики контрольной группы в одинаковом процентном соотношении. У мальчиков с ОНР так же выявлены страхи, соответствующие возрастной норме, такие как страх нападения. Не выявлены страхи смерти родителей, страх смерти, страх наказания, страх высоты и боли. Эти страхи должны проявляться у детей 5 лет. Общее количество страхов соответствует норме, при этом мальчики с ОНР испытывают меньше страхов, чем мальчики из контрольной группы.

Качественный анализ результатов теста у девочек контрольной группы показал, что у большинства из них имелся след эмоционального общения с другими людьми, при котором девочки являлись объектом агрессии.

Качественный анализ результатов теста девочек экспериментальной группы показал, что девочки за свою жизнь не раз сталкивались с ситуациями игнорирования, изоляции. Девочки указывали на то, что достаточно часто им не оказывают должного внимания: их не укладывают спать, они едят в одиночестве. Так же выяснилось, что девочки не раз становились объектами агрессии. Наличие такого неблагоприятного опыта эмоционального общение сказалось у девочек на повышении индекса тревожности до таких высоких результатов.

Качественный анализ теста мальчиков экспериментальной группы показал, что они имеют негативный опыт социального общения с людьми. Подтвердился страх одиночества, источником которого являются игнорирование детей родителями в значимых для детей ситуациях, таких как укладывание спать в одиночестве, принятие пищи. Результаты показали, что дети не раз оказывались в ситуации изоляции.

Данные качественного анализа у мальчиков контрольной группы позволяют сделать вывод о том, что уровень тревожности мальчиков повышается из-за того, что им в той или иной степени не хватает родительского внимания, они становятся объектами агрессии со стороны родителей, из-за чего сильно переживают. Качественный анализ их результатов показал, что дети сталкиваются с такими ситуациями, когда родители их игнорируют, оставляют в одиночестве, чем и объясняется такой большой процент мальчиков со страхом одиночества.

Интерпретация рисунков семьи детей из экспериментальной группы позволила выявить следующие особенности: ни на одном из рисунков члены семьи не держатся за руки, лишь на одном из рисунков прорисованы кисти рук – это все говорит о том, что ситуация в семье не самая благоприятная. Детям не хватает внимания и общения. Некоторые дети не рисовали себя, что говорит о чувстве своей отверженности в семье; другого члена семьи, что говорит о его малой значимости для его ребенка; конфликте; негативном отношении к этому члену. На некоторых рисунках были нарисованы члены семьи, отсутствующие в реальности. Это свидетельствует о восприятии своей семьи как недостаточной, ущербной. Встречались рисунки, на которых все члены семьи были удалены друг от друга, что говорит о разобщенности членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними. На отдельных рисунках дети очень акцентировано прорисовали ступни, что

говорит о потребности в опоре.

По результатам опроса логопеда было выявлено, что детям экспериментальной группы тяжело сосредотачиваться на чем – либо; они не могут долго работать, не уставая; во время выполнения заданий проявляется скованность, напряженность; отмечается повышенное потовыделение в ситуациях волнения; дети легко расстраиваются; дети не любят браться за новое дело; дети не уверены в себе и в своих силах; бояться сталкиваться с трудностями. Эти дети пугливы, у них многое вызывает страх, они плохо переносят ожидание; часто они не могут сдержать слезы. Они смущаются чаще других; краснеют в незнакомой обстановке. Часто говорят о напряженных ситуациях. Просуммировав количество плюсов в опроснике логопеда экспериментальной группы, мы сделали вывод, что у детей данной группы высокий уровень тревожности.

Согласно анализу ответов воспитателя в экспериментальной группе уровень тревожности детей контрольной группы низкий. Воспитатель отметил такие пункты как, «смущение чаще других, краснеет в незнакомой

Анализ всех методик позволил нам выявить специфические особенности переживания страха у детей с ОНР III уровня.

Подводя окончательный итог, нами были выявлены специфические особенности переживания страхов у детей с ОНР 5 лет. К ним относятся следующие:

1.Дети с ОНР испытывают количество страхов, соответствующее возрастной норме.

2. Дети с ОНР переживают страхи, не соответствующие их сверстникам без речевой патологии.

3. Страхи детей с ОНР носят глубинный характер; переживаются детьми долгое время.

4. Уровень тревожности у детей с ОНР высокий.

5. Одной из причин страхов является неблагоприятная обстановка в семье, дефицит внимания, что негативно сказывается на детской психике.

Опираясь на эти выводы, мы попытались составить психологический портрет такого ребенка, в котором раскрывается вся специфика переживания страха и тревожности детьми с ОНР III уровня.

Список использованной литературы

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия/ А.И. Захаров. – СПб.: Дельта, 1996.

3. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха /

4. Котова Е.О. О профилактике детской тревожности./Е.О. Котова// Ребёнок в детском саду. -2003. -№5.

5. Леви В.Л. Приручение страха/ В.Л. Леви. – М.: Метафора, 2006.

6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.