Неврозы у детей и подростков pdf


Книга представляет собой энциклопедическое руководство по клиническому психоанализу. Она по праву считается и классическим учебником, и классическим научным трудом. Подробно, как ни в одном другом издании, с психоаналитических позиций рассматриваются все виды психических расстройств.
Описанию частной психопатологии предшествует изложение принципов психоаналитической психологии, достойное место отводится также проблеме формирования характера, психоаналитической терапии. Библиография содержит более 1500 источников.

В центре медицинских работ стоит проблема неврозов, представляющая социальный, физиологический и психологический интерес.
Рассматриваются также вопросы неврозов и других аномалий детского возраста, дифференциальной диагностики неврозов, их отграничения от сходных состояний, связи неврозов и соматических нарушений, психотерапии, трудовой терапии, профилактического направления в связи с проблемой неврозов.

Рассмотрены соматические расстройства при неврозах, их динамика, дифференциальная диагностика неврозов с психопатиями, невротическими и неврозоподобными расстройствами, в том числе неврозами и неврозоподобными формами эндогенных психозов.
Описаны механизмы действия психотерапии, прежде всего групповой - основного метода лечения неврозов, их вторичная и третичная профилактика.

В книге автор излагает систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, которые возникают вследствие распространенного во всем мире чувства потери смысла жизни. Разработанная автором концепция логотерапии, то есть смыслоориентированной психотерапии, может найти применение в форме парадоксальной интенции при неврозах страха и неврозах навязчивых состояний, а в форме `дерефлексии` — при нарушениях потенции и оргазма. В теоретической и в терапевтической частях книги читатель найдет многочисленные примеры из клинической практики, при этом автор опирается на результаты множества экспериментальных и эмпирических исследований. Книга адресована студентам и преподавателям по специальности клиническая психиатрия, неврология и социология, а также психотерапевтам и практикующим врачам различных специальностей.

Изложены современные представления об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях, профилактике и лечении неврозов.
Особое внимание уделено важнейшему методу лечения - психотерапии. Приведены схемы дифференцированной терапии основных видов неврозов.

Эта книга может заинтересовать всех, кто не утратил интереса к клинической психологии. Содержание включает в себя и элементы психоанализа, и определенные черты когнитивной психологии, и самые важные аспекты психологии личности.
Сегодня в разных сферах человеческой жизни и деятельности па первый план выходят вопросы, связанные с адаптацией человека к быстро меняющимся условиям окружающей действительности и с предсказуемостью его поведения в ситуациях, требующих принятия быстрого и правильного решения.

В монографии "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Увеличение числа пожилых людей и геронтологической патологии, значимый удельный вес в которой составляют невротические расстройства, определённые трудности диагностики их в возрасте инволюции создают предпосылки для дальнейшего изучения этиопатогенетических факторов, способствующих становлению и развитию данного вида психопатологии.

Большинство отечественных и зарубежных авторов связывают рост в последние 15-20 лет пограничных и, в частности, невротических расстройств с влиянием на личность таких макросоциальных факторов, как резкие перемены в социально-экономической и духовной жизни общества, общественном сознании, образе жизни миллионов людей.

Эти перемены сопровождаются разрушением привычного (особенно у пожилых людей) жизненного стереотипа, системы ценностных ориентаций, идеалов, устоявшегося мировоззрения.

В книге представлены результаты практической работы автора по профилактике неврозов у дошкольников. Проанализированы принципы психологической коррекции как особого психологического эксперимента, описаны методы и приемы психокоррекции в детских игровых группах и в групповых занятиях с родителями, описаны пути и условия психологической гармонизации семейных отношений. Для психологов, дефектологов, педагогов, врачей и всех интересующихся проблемами семейных отношений и воспитания детей.


Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез.— Л: Медицина, 1988, —248 с. ISBN 5-225-00201-3

В монографии неврозы у детей рассмотрены в связи со своеобразием психического развития, воспитания и отношений в семье. Выделены общие особенности клинических форм неврозов как психогенного заболевания, формирующегося в семье на протяжении жизни трех поколений. Раскрыты личностные и клинические особенности родителей, предшествующие появлению невроза у детей, осложняющие отношения в семье и воспитание детей. Патогенез неврозов представлен с учетом единства психологических, клинических и физиологических факторов.

Для психиатров, педиатров, детских невропатологов.



В монографии рассмотрены современные взгляды на этиопатогенез неврозов детского возраста. Представлена концепция о формировании преневротических характерологических радикалов под воздействием различных биосоциальных факторов, и в первую очередь неправильного воспитания, как изменения врожденного типа реагирования (темперамента). Психогении детского возраста рассмотрены в связи с возрастными периодами. Клиническая картина неврозов представлена с учетом патоморфоза неврозов за последние десятилетия. Разработаны дифференциально-диагностические критерии отграничения неврозов от неврозоподобных состояний, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и резидуально-органических расстройств. Неодолимым влечениям, нервной анорексии и сходным нервно-психическим расстройствам посвящен специальный раздел. В качестве ведущего метода лечения излагается комплекс методик психотерапии неврозов у детей, направленный на перестройку нарушенных отношений больных, в том числе в семье и в детских коллективах. В индивидуальной психотерапии сделан акцент на игровых и суггестивных методиках. При невротических развитиях рассмотрены методики групповой психотерапии больных и их родителей. Материалы монографии основаны на многолетнем опыте Ленинградского городского отделения по лечению неврозов у детей и кафедры психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института.

Издание рассчитано на детских психиатров, невропатологов и педиатров.


Захаров АИ. Происхождение детских неврозов и психотерапия - ЭКСМО-ПРЕСС Москва 2000- 448 с.

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога - практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова. В работе Неврозы у детей и подростков рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей. Монография `Психотерапия неврозов у детей и подростков` - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим образом и иллюстративными примерами из практики автора. Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.


Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336 с. ISBN № 5-87852-060-5

А.И. Захаров — кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик Балтийской международной педагогической академии и Московской психотерапевтической академии. В книге представлены наиболее значимые авторские исследования неврозов у детей и их психотерапии. На большом эмпирическом материале показана связь неврозов с нарушенными еще в прародительской семье семейными отношениями и неправильным, неадекватным воспитанием. Разработаны не имеющие аналогов в литературе и практике методики психотерапии неврозов у детей как системно понимаемого процесса индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. Произведен подбор литературы ведущих авторов по проблеме.

Книга предназначена для специалистов в области неврозологии, психиатрии, психологии и психотерапии и может быть полезна для всех работающих в области развития, воспитания и обучения детей.

Введение

В настоящее время в связи с повышенной стрессовой нагрузкой в обществе происходит неуклон­ный рост частоты нервно-психических заболева­ний, относящихся к пограничным состояниям и пси­хогенным расстройствам [1]. По официальным данным ВОЗ, число психогенных нарушений (социально обусловленных нервно-психических расстройств) в развитых странах за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний (биологически обусловленных расстройств) – только в 1,6 раза [2].

Наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у взрослых, так и у детей являются неврозы [2]. Неврозами страдают, по официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков [4]. Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов, соотношение которых с учтенными случаями предположительно составляет 5:1 [1].

Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они навсегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Таким образом, современное состояние проблемы требует немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у детей и подростков. Изучению особенностей неврозов у детей и подростков посвящена данная работа.

1. Понятие невроза в современной науке

Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].

По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].

  1. Психогенные заболевания вызываются психи­ческой травмой;
  2. Психическая травма находит отражение в содер­жании симптомов этих заболеваний;
  3. Реактивные состояния заканчиваются при пре­кращении действия вызвавшей их причины.

Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.

В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:

Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.

Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.

2. Формы неврозов

Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

3. Причины неврозов у детей и подростков

Все факторы, под влиянием которых происходит возникновение неврозов, можно разделить на биологические (связанные с особенностями организма) и социальные (связанные с воздействием общества и непосредственного социального окружения).

К биологическим факторам возникновения неврозов относятся нерв-но-соматическая ослабленность и понижение биотонуса организма вследствие неблагоприятных влияний на организм матери во время беременности, включая эмоциональное неблагополучие, инфекции и травмы головного мозга, невропатии, резидуальной церебральной органической недостаточности, вегето-сосудистой дистонии, хронического течения соматических заболеваний, гормональной неустойчивости в подростковом возрасте и т.п. [1; 2; 3].

Свойства нервной системы определяют особенности темперамента человека, которые, в свою очередь, обусловливают особенности эмоционального реагирования субъекта. Согласно результатам эмпирических исследований А.И. Захарова [2], предрасположенность к неврозам связана с такими свойствами темперамента, как сензитивность (ранимость, чувствительность), эмоциональная лабильность (склонность к частым переменам настроения), возбудимость (тенденция к острому эмоциональному реагированию), тревожность, мнительность (склонность к чрезмерным волнениям и сомнениям), импрессивность (склонность к внутренней переработке, накоплению отрицательных чувств), гиперсоциальность (заостренное чувство долга, обязанности, ответственности, трудность компромиссов) и ригидность (негибкость психических процессов).

Наибольшее значение все авторы придают социальным факторам возникновения невроза с безоговорочным преобладанием роли семьи в этиологии неврозов. Все социальные факторы, воздействующие на ребенка и способствующие возникновению невроза, А.И. Захаров разделяет на три основные группы [2]:

  1. Социально-психологические – наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, изолированность семьи в сфере внешних контактов.
  2. Социально-культурные – проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.
  3. Социально-экономические – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Рассмотрим более подробно особенности семьи как факторы возникновения невроза, вслед за А.И. Захаровым, проводившим многочисленные эмпирические исследования данной темы [2]:

Различные формы неврозов развиваются в ответ на различные стили воспитания в семье:

Среди социальных факторов развития невроза следует отметить острые психологические травмы, часто вследствие испуга, нервного потрясения, а также раннего отрыва от матери (поступление в ясли, госпитализация без матери в первые годы жизни, раннее помещение ребенка в санаторий и т.д.) или от отца, если ребенок к нему привязан (развод родителей), особенно в случаях смерти родителя [3]. При этом, чем большая предрасположенность к невротическим реакциям существует у ребенка вследствие особенностей нервной системы, тем мень­шая психическая травма достаточна для развития невроза [5].

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями [2].

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально зна­чимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса [1].

Таким образом, схему формирования невроза можно представить следующим образом: несоответствие внутренних возможностей внешним требованиям → внутренний конфликт → депривация → стресс → нервно-психическое напряжение → истощение психофизиологических ресурсов.

4. Возрастные особенности неврозов

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
  3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5].

Заключение

Можно предположить, что основной причиной создавшегося положения является психологическая безграмотность родителей, их неумение правильно воспитывать своих детей, непонимание последствий своих поступков и требований по отношению к детям. И, следовательно, наиболее действенным способом борьбы с неврозами детей и подростков может стать их профилактика путем психологического просвещения родителей.


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.