Неврозы у детей лекции

Для понимания механизма неврозов в детском и подростковом возрасте сыграли работы Т.П. Симсон (1956), В.В. Ковалева(1979), В.И Гарбузова (1990), А.И. Захарова (1995) и др., в которых раскрываются особенности возрастного периода развития нервно-психической деятельности ребенка.

Детский невроз – это психогенная реакция формирующейся личности, которая затрагивает систему отношений между родителями и ребенком или детьми в детском коллективе. В детском возрасте невроз формируется постепенно, в течение более или менее длительного времени, когда отрицательное психическое напряжение не находит выхода, не разрешается, а накапливается, готовое взорваться при малейшем поводе, будь то пустячное недоразумение или пережитые раньше обиды, раздражения, страхи.

В раннем детском возрасте невротические реакции проявляются в форме отказа от еды и бурными двигательными реакциями. При насильственном кормлении маленького ребенка могут возникнуть срыгивания, рвоты, а затем отказ от еды. Зафиксированная патологическая реакция может оживиться при самых разнообразных условиях волнения, напряжения: изменения обстановки, помещения в детский сад, на экзамене и т.д. Если родители с тревожно-мнительными чертами личности фиксируют внимание на количестве съеденной ребенком пищи, то ребенок очень быстро использует эту ситуацию, чтобы получить желаемое: конфеты, игрушки и т.д.

Как одна из форм невротических реакций у детей, когда они падают на пол, стучат головой и ногами, кричат, требуют исполнения желаний. Чем больше людей собирается вокруг, которые упрекают маму в отказе от выполнения желаний ребенка, тем дольше сохраняется невротическая реакция. Ребенок работает на зрителей. В случаях отвлечения внимания приступ прекращается, ребенок заинтересовывается новыми предметами окружающей среды.

В ряде случаев дети легко переносят на себя различные болезненные состояния, о кторых рассказывают взрослые, особенно, если им в этот период уделяется много внимания.

Учащаются невротические реакции и во втором критическом периоде в возрасте 7-8 лет, когда ребенок приходит в школу. Новый режим, требования коллектива и учителя, нагрузка, ответственность, настойчивые желания родителей о хорошей успеваемости, угроза наказания. Вместе с тем, это период, когда ребенок в состоянии осмыслить необходимые формы поведения, человеческие взаимоотношения, на смену детской непосредственности приходит чувство такта, понимание дистанции, нервная система ребенка становится наиболее чувствительной к различным физическим и психическим перегрузкам. Невротические реакции возникают по различным причинам и у разных детей, но особенно у физически ослабленных, часто болеющих, живущих в неблагоприятных условиях. На эти кризы 2-4 и 7-8 лет падает наибольшее количество случаев возникновения невротических реакций и в частности возникновения заикания – как логоневроза.

С.С. Корсаков (1887) писал, что всякий возраст обуславливает особую для каждого периода неустойчивость и ранимость, повышенную чувствительность, вследствие чего с одной стороны, болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте, а с другой – зависят от степени тяжести психогенного фактора.

Наиболее часто встречаются симптомы и синдромы невротических расстройств в детском возрасте. Т.П. Симсон (1956), В.И. Гарбузов (1977), А.И. Захаров (1982) и др. посвятили свои работы изучению неврозов в детском возрасте и их проявлениям.

1. Нарушение функции органов пищеварения. К ним относится:

Анорексия (снижение или отсутствие аппетита) является очень частым признаком невротического развития в детском возрасте. Н.И. Красногорский (1951) писал, что причиной анорексии могут быть:

- уменьшенное количество слюны во рту, дети долго жуют пищу, запивая ее водой;

- односторонняя, мало витаминизированная пища;

- при инфекционных заболеваниях, глистной инвазии;

- при уменьшенном количестве желудочного сока;

- употребления большого количества сладостей;

- у детей, родившихся с малым весом при неправильном вскармливании;

- при насильственном вскармливании появляется отказ от еды, рвоты, икоты, боли в животе и другие симптомы.

- При поступлении в детский сад и изменении режима кормления

2. Определяются функциональные нарушения органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, нарушение мочеотделения и калоотделения, расстройства формулы сна, детские страхи, речевые расстройства в форме заикания.

Недержание мочи (энурез) является одним из частых нарушений функции нервной системы в детском возрасте. Это состояние может быть как органического, так и функционального происхождения. При опросе родителей необходимо уточнить, был ли ребенок опрятен ранее, а недержание мочи возникло после испуга или болезни. В таких случаях можно предполагать о невротическом происхождении недержания мочи и проводить соответствующие лечебно-педагогические мероприятия. Если ребенок с детского возраста отличался ночным или дневным недержанием мочи, то он нуждается в специальном обследовании (рентгенограмма позвоночника) с целью выявления расщепления поясничных позвонков, часто сопутствующих нарушению структуры спинного мозга.

Из других форм моносимптомов невротического характера особое значение занимают мутизм, сурдомутизм, заикание.

Заикание невротического характера часто возникает в раннем детском возрасте под влиянием испуга, при поступлении в дошкольное учреждение или в связи с выездом на дачу в отсутствии родственников. Новая обстановка, чужие люди вызывают у ребенка страх, следствием которого может возникнуть заикание (нарушение ритма, темпа и плавности речи). Мутизм (сурдомутизм) и афония также являются следствием перенесенного испуга. Происходит внезапная потеря слуха и голоса при незнакомой неблагоприятной обстановке или в период волнения (угроза жизни, конфликтная ситуация).

Наличие невроза уже говорит об опосредованном стрессовом нервно-психическом расстройстве растущего организма, приводящем на определенном этапе к болезненному нарушению центральной и вегетативной нервной системы. Чем моложе ребенок, тем в большей степени последствия невротического стресса затрагивают его соматическую сферу (психосоматическую). Чем старше ребенок, тем более очерченными становятся нервно-психические и психомоторные расстройства. Соответственно, и клиническая картина невроза выражается соматическими, эмоциональными и психомоторными нарушениями.

Помимо неврозов, как болезненных состояний, нередко возникают невротические реакции в ответ на действие тех или иных психотравмирующих факторов, не приводящие к выраженным нервно-психическим расстройствам и носящие обратимый характер. К ним можно отнести повышенную возбудимость, капризность, заостренные эмоциональные реакции.

Неврозы и невротические реакции являются наиболее распространенными видами нервности. Главным отличием их от других видов нервности (резидуальная церебральная органическая недостаточность, психопатии, патохарактерологическое развитие, невропатия) является предопределяющая роль психогенных факторов.

Приведенные данные показывают, что в основе реактивных состояний всегда находится травмирующая ситуация. Таким функциональным психогенным воздействиям подвержены люди с ослабленной психикой (слабый тип нервной деятельности, дети и подростки, перенесшие инфекционные или соматические заболевания, весенняя астения, авитаминоз). Все это подчеркивает необходимость соответствующих лечебных и педагогических мероприятий. К ним относятся: режим дня (обязательный дневной сон), прогулки на свежем воздухе, витаминизированная пища, спокойная обстановка дома и в детском саду, общеукрепляющие и успокаивающие лечебные мероприятия. Детей, у которых наблюдаются упорные рвоты или отказ от еды, нельзя кормить насильно. Пища должна быть разнообразной, красиво и вкусно приготовленной. Желательно, чтобы ребенок сидел за столом с другими детьми, которые хорошо едят. Такая компания оказывает положительное влияние на ребенка с плохим аппетитом. За столом во время еды нельзя делать замечания детям в резкой форме, так как это оказывает на ослабленных детей отрицательное влияние, они отказываются от еды. У некоторых детей с невротическими реакциями отмечается медленное пережевывание пищи, сухость во рту, они просят пить. Необходимо в этих случаях давать небольшое количество кипяченной не подслащенной воды, чтобы запивать густую пищу.

В воспитательных целях не рекомендуется перед сном рассказывать детям страшные сказки, пугать их за то, что они еще не спят или в чем-то провинились в течение дня. Такие дети потом долго не могут заснуть. Заснув, спят беспокойно, ворочаются с бока на бок, ночью просыпаются с криком, рассказывают о своих снах. Перед сном стоит ребенку сделать теплый душ или ванну, рассказывать тихие сказки, чтобы дети спали спокойно и видели добрые сны.

Необходимо соблюдать тесный контакт воспитателя с родителями, рассказывать о достижениях ребенка в овладении уровнем знаний, чтобы родители поддерживали ваше одобрение и задания.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое реактивные состояния? Значение возраста для возникновения реактивных состояний. Особенности клинических проявлений.

2. Общая характеристика реактивных психозов и неврозов.

3. Какие причины реактивных состояний?

4. Значение типов Высшей нервной деятельности для возникновения реактивных состояний.

5. Клинические проявления неврастении

6. Клинические проявления невроза навязчивых состояний

7. Клиническая характеристика истерии

8. Дифференциальная характеристика истерического и эпилептического приступа.

9. Проявление невроза в детском возрасте

10. Психолого-педагогическая и медицинская помощь детям, страдающим неврозами.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

Основные формы неврозов.

Депрессивный, неврастения, ипохондрический, истерический, навязчивых состояний.

Неврастения — психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Неврастения возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.). Возникновению неврастении способствуют ослабляющие организм инфекции и интоксикации (алкоголь, курение), эндокринные расстройства, недостаточное питание и др.

Невроз навязчивых состояний — это заболевание, при котором непроизвольно возникают навязчивые мысли, страхи, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они борются, но избавиться от них не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии), поэтому и выделяется фобический невроз. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающаяся тревогой.

На ранних стадиях заболевания при соответствующем лечении ипохондрическая симптоматика может ослабевать или даже исчезать совсем. В более далеко зашедших случаях формируется ипохондрическое развитие личности, с трудом поддающееся терапии.

Неврозы у детей. Классификация. Клиническая картина.

1. Невроз страха.

2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.

Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. 11.Невротический энурез.

Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

13. Патологические привычные действия.

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

Неврозы у детей и их профилактика. Гигиенические основы адаптации (2 ч.)

Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков.

Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса.

Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость.

Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.

Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников – школьные формы патологии. К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов.

Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов:

1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха)

2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна),

3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния).

Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности.

-жалобы на слабость, головную боль;

-быстрая утомляемость, раздражительность;

-повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение;

- непереносимость яркого света, звуков, шума;

-расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры.

Подходы педагога к детям, страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом;

- уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении.

Подходы педагога к детям, страдающим астенией

Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе.

ЛЕКЦИЯ 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ГИГИЕНА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА)

Гигиена внешней среды школьников (дошкольников) как условие сохранения их здоровья (2 ч.)

Гигиенические требования к зданию, участку школы (д/у).

Особенности размещения школ.

Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.

Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки.

Температурный режим помещений школы (д/ у).

Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.

Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).

Школьная гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.

Гигиенические требования к земельному участку

Земельный участок школы должен составлять 0,5–4 га (чаще 1,5–1,7 га). Основным критерием, определяющим площадь школьного участка, является количество учащихся. Лучшим является участок с глубоким залеганием грунтовых вод, песчаной почвой, хорошо пропускающей воду и со стоком дождевой воды. Основными требованиями по размещению школьного участка являются следующие: близость к месту проживания учащихся, внутриквартальное размещение, удаленность от источников шума и загрязнения. На участке выделяют следующие функциональные зоны:

учебно-опытная зона, занимающая 6–10 % площади земельного участка;

спортивная– 35–40 %;

хозяйственная– 30 %;

Гигиенические требования к зданию и помещениям школы

Здание школы обычно строится в 3–4 этажа без лифта. В нем должно быть три выхода. Школа должна располагаться на расстоянии 500–1000 м от источников шума, загрязнения атмосферы и от мест большого скопления людей и на расстоянии не менее 25 м от автомобильной магистрали.

Различают 4 типа размещения школ:

1) внутриквартальное, при этом жилые дома размещаются по периметру школы; 2) внешнеторцовое – меньшая сторона здания школы граничит с улицей; 3) внешнефронтальное – большая сторона здания школы граничит с улицей; 4) угловое – две стороны здания школы граничат с улицей. Оптимальным является внутриквартальное размещение школы. Расстояние от школы до жилых домов должно быть не менее 500 м.

По назначению помещения в здании школы принято делить на три типа: основные, вспомогательные и служебные.

Основные помещения школы:

1) учебные классы и учебные кабинеты

2) лаборатории (физики, химии, биологии);

3)мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др.

Классы, ученые кабинеты и лаборатории не допускается размещать в подвальном и цокольном этажах здания. Учебные помещения должны быть изолированы от мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др., являющихся источниками шума и запахов.

Вспомогательные помещения:

рекреационные залы, коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая с буфетом, актовый зал, библиотека, лаборантские, раздевалки и душевые, библиотека, комнаты для учебных пособий, туалеты и др.

Служебные помещения: кабинеты директора и завуча, канцелярия, учительская, кабинет врача.

Учебные классы

Классная комната – основное учебное помещение. В младших, средних и старших классах оно рассчитано на 25 человек. Длина классной комнаты составляет 8.2, ширина 7.1, высота 3.3 м. Эти размеры обусловлены нормой слышимости шепотной речи при соблюдении тишины, освещенностью третьего ряда парт естественным светом и воздушным кубом (минимальным объемом воздуха на одного ученика). Минимальная площадь на 1 человека в классе –2 м 2 . Воздушный куб на одного ученика составляет 6 м. 3 Расстояние от классной доски до первой парты – 2–2,5 м, уровень нижнего края доски должен находиться на высоте 80–90 см от пола. Расстояние между партами должно быть не менее 50 см, а между рядами двухместных столов (парт) – 60 см. От последних столов до задней стены должно быть не менее 70 см.

Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса)

Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат – температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18–20 ºС. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины – испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 ºС происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня – в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). С помощью приемов медико-гигиенического воспитания надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств – 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40–60 %, скорости движения воздуха 0,1– 0,2 м/с, температуре 19–20 ºС. Гигиеническая организация урока рисования во многом соответствует уроку письма. В процессе рисования, как и письма, задействованы зрительный и двигательный анализаторы. Основное гигиеническое требование во время рисования – правильное размещение учеников за столами, соблюдение оптимальной дистанции от рисунка до глаз, освещенность рабочего места не менее 400 люкс. Основными гигиеническими требованиями во время чтения являются: соблюдение отрицательной дистанции, нормирование изучаемого материала и др.

Возрастные особенности физиологии отдельных систем организма детей и подростков (4 ч.) – Контролируемая самостоятельная работа студентов

Краткие сведения о внутренней среде организма, гомеостазе, функциях и составе крови.

Понятие об анемии, лейкоцитозе, тромбоцитопении, лейкозе, гемофилии.

Возрастные особенности состава крови.

Кроветворные органы, их возрастные особенности.

Общая схема кровообращения.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Наиболее распространенные врожденные пороки сердца (ВПС) у детей. Подходы педагога к детям, страдающим ВПС и заболеваниями крови.

Значение дыхания. Возрастные особенности носа, гортани и др. органов дыхания.

Механизм голосообразования. ЖЕЛ, ее возрастные особенности, спирометрия.

Особенности обмена веществ у детей. Витамины и их роль в развитии организма, обмене веществ.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ


Консультация о симптомах и причинах возникновения неврозов у детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrozy_u_detey_i_podrostkov_simptomy_prichiny_profilaktika.docx 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Неврозы у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика.

Отрицательные переживания неизбежны в жизни любого человека, однако у одних людей они вызывают невроз, а у других нет. Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой.

Ежегодно возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у детей. Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов, которая зависит от степени воздействия стрессового фактора.

Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н., 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994).

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

Характер проявлений неврозов у детей старшего дошкольного возраста и подростков может быть физиологическим и психологическим.

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги, нервные тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной активности;
  • невротический кашель;
  • спазматические боли (в области сердце и желудка).

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения (максимально проявляются у подростков), раздражительность и агрессивность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость (чаще наблюдается у детей дошкольного возраста), выраженная чувствительность;
  • угнетенность, подавленность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии, страхи.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями.

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей , превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями , выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию , который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания , его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения.

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

- сложная программа обучения,

- чрезвычайно высокая умственная нагрузка,

- большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);

- конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);

- неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);

- особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);

- сильное эмоциональное потрясение.

Признаки проявлений школьного невроза, следующие:

  • не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит учителя;
  • отвлекается, не выполняет требования с первого раза;
  • забывает дома необходимые школьные вещи;
  • неусидчивый, вскакивает с места, роняет предметы;
  • пытается смешить одноклассников, привлекает всеобщее внимание;
  • часто меняет позу, почесывается, потирает лоб, руки;
  • боится отвечать у доски (наблюдается прерывистый вдох и выдох, затаивается, сдерживает дыхание), руки дрожат, движения скованные;
  • дома прячет тетради, дневник от родителей;
  • плачет до попытки выполнить домашнее задание;
  • не хочет посещать школу.

Неврозы у детей и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог (проводит комплексную психодиагностику обучающегося, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, проводит консультативную работу с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком).

Врач-невропатолог (лечит неврологические нарушения, проводит диагностику, назначает медикаментозную терапию).

Подключаются и другие специалисты узкого профиля (врач-эндокринолог, врач-психиатр).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Основная роль отводится родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации родителям по работе с неврозами у детей и подростков.

1. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.

2. Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия необходима консультация врача-невропатолога.

4. При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.

5. По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия).

Рекомендации педагогам по профилактике и коррекции неврозов

  • Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности.
  • Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.
  • Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.
  • Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.
  • Для детей с неврозами характерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.
  • Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоления психологического барьера малообщительности. Тренинг общения, создание благоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьников в учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы в целях коррекции проявлений неврозов.
  • Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача в деле профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна: он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротических расстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствием которых и становится невроз.
  • Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечит невроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтических и психофармакологических средств

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с понятием "детская и подростковая агрессия", с причинами и формами ее проявления.

Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным р.

Столкнувшись с прямыми угрозами своего воспитанника покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к эт.

В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации».

Конспект родителького собрания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.