Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу


Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу

Скачать:

ВложениеРазмер
otsenka_urovnya_trevozhnosti.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка уровня тревожности

и предрасположенности ребенка к неврозу

Пожалуйста, ответьте на вопросы, касающиеся особенностей поведения ребенка. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные проявления выражены либо возрастают в последние годы. Если они встречаются периодически, выставляется 1 балл, если отсутствуют – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
  2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
  3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
  4. Очень часто обижается, не переносит никаких замечаний.
  5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
  6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
  7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
  8. Долго не засыпает без света и присутствия близких; спит беспокойно, часто просыпается; не может сразу прийти в себя утром.
  9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
  10. Появляются выраженные страхи, опасения, робость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
  11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.
  12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
  13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.
  14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоят зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.
  15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, постоянно пропускает детский сад или школу.

Баллы, выставленные по каждому пункту, нужно сложить.

30 – 20 баллов – невроз у ребенка несомненен.

19 – 15 – невроз был или будет в ближайшее время.

9 – 5 – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо внимательнее относиться к ребенку.

4 – 0 баллов – отклонения несущественны или отражают возвратные, преходящие особенности ребенка.

Что нужно, если обнаружились признаки невроза и есть все основания полагать, что он разовьется с поступлением ребенка в школу? Прежде всего не надо спешить давать успокаивающие таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза кроется в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребенком и отношение к нему в семье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг оценки уровня логико-математического проявления детей 3-4 лет, исходная и итоговая.

Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности(на основе наблюдения) (исходная диагностика сентябрь-октябрь).

КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %).

Систематизированный набор игр, позволяющий формировать позитивную самооценку и снижать высокий уровень тревожности у детей.

Оценка уровня тревожности и невротических тенденций ребенка.


ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЁНКА К НЕВРОЗУ.

Родителям предлагается ответить на вопросы теста – опросника, касающего особенностей поведения ребёнка. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если отмеченная в нём особенность поведения в нём выражена и тем более возрастает в своей интенсивности в последние годы. Если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оценивается в 1 балл. При отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.

Баллы, выставленные по каждому пункту опросника, нужно сложить.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

30 – 20 баллов: невроз у ребёнка несомненен;

19 -15 баллов: невроз был или будет в ближайшее время;

14 -10 баллов: есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания;

9 – 5 баллов: есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системе ребёнка;

4 -0 баллов: отклонения несущественны или являются выражением возрастных, переходящих особенностей ребёнка.

В чём причина детских неврозов? Причины могут как биологического характера, обусловленные особенностями и функционирования нервной системы, так и социального, т. Е. зависящие от отношений ребёнка с окружающими.

Главными и решающими факторами, определяющими возникновение этого заболевания, являются неблагоприятные микросоциальные условия жизни и воспитания ребёнка: конфликты в семье; отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других, значимых для ребёнка родственников (бабушек, дедушек); рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, или, наоборот, безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, переезд на другое место жительства, утрата близкого человека и т. п.); неуравновешенность, нервозность самих родителей, и прежде всего мамы ребёнка. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРЕДРСПОЛОЖЕННОСТИ К НЕВРОЗУ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЁНКА.

Нужно оценить своё собственное состояние и самочувствие.

Каждый пункт оценивается в 2 балла, если он полностью отражает состояние, отвечающего на вопросы;

в 1 балл, если частично;

при отсутствии названных в пунктах особенностей поведения выставляется 0 баллов.

Легко расстраиваюсь, раздражаюсь по пустякам, долго не могу прийти в себя. Становлюсь всё более чувствительным, ранимым и обидчивым. Всё труднее контролирую свои чувства и эмоции, хотя потом и переживаю с чувством вины. Всё больше беспокоюсь, волнуюсь без видимых причин, не могу ждать, как обычно, нетерпелив и непоследователен в своих действиях и проступках. Начинаю видеть опасность там, где её нет, и более чем часто сомневаюсь в правильности своих решений. Всё меньше жизнерадостен и активен в новых контактах, многое уже воспринимаю в мрачном свете, часто ворчу и злюсь, как потом оказывается, совсем не по тому поводу. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт.

Баллы, выставленные по каждому пункту, суммируются.

ОЦЕНКА БАЛЛОВ:

0 – 4 балла – благополучное состояние нервной системы; в стрессовых ситуациях, возможно, некоторое повышение нервозности;

5 – 9 баллов – наличие эмоционального стресса; вы болели неврозом или можете заболеть им в ближайшее время;

10 – 14 баллов – невроз уже есть, необходимо обратиться за квалифицированной помощью к специалисту, и чем скорее вы это сделаете, тем меньше трудностей ждёт вас в будущем.

ПЕРВОЕ: постарайтесь быть внимательным к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

ТРЕТЬЕ: заведите традицию беседовать перед сном с ребёнком. Когда он уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладонь в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном.

ЧЕТВЁРТОЕ: не срывайтесь и не кричите не ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить спокойным и ровным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. аведите традицию беседовать перед сном с ребёнком.

СЕДЬМОЕ: большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Здесь необходимо запомнить и выполнять 3 правила.

Правило 1. у ребёнка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 10 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9 -10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2: Ребёнку необходимы ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдёте время гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3: Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребёнка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала посмотрите её сами и решите, стоит ли показывать это ребёнку.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в ощени с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда всё получится.

И предрасположенности ребёнка к неврозу.

Родители отвечают на вопросы теста – опросника, касающиеся особенностей поведения ребёнка.

2 балла ставится, если отмеченная особенность поведения выражена в течение последнего года,

1 балл, если свойство проявляется периодически.

0 баллов, если отсутствует данная особенность.

1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу;

2. Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит , не может успокоиться,

3. Капризничает ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

5. Крайне неустойчив в настроении. вплоть до того, что может плакать и смеяться одновременно.

6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.

7.Как и в первые годы снова сосёт пальцы, соску, что-то вертит в руках.

8.Становится возбудимым, если нужно сдерживать себя или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

9.Долго не засыпает без света, необходимо присутствие близких, беспокойно спит, часто просыпается ночью.

10.Нарастает неуверенность в себе в действиях и поступках.

11.Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

12.Всё труднее установить с ним контакт, договориться., становится сам не свой. Постоянно меняет решения.

13.Начинает жаловаться на головные боли вечером. на боли в животе, нередко бледнеет, краснеет, потеет, появляется зуд, аллергия.

14.Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура.

Обработка результатов

Складываются все полученные баллы и сравниваются с ключом:

30 –20 баллов- невроз у ребёнка несомненен;

19 – 15 баллов- невроз был или будет в ближайшее время;

14 – 10 баллов - есть признаки нервного расстройства. Но не обязательно достигающие стадии заболевания;

9 –5 баллов - есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательным к состоянию нервной системы ребёнка;

4 – 0 балла- отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребёнка.

Зрительный анализ геометрических фигур

(образное мышление).

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребёнком с помощью представлений, без практических действий и отображает в форме представлений некоторые общие связи и закономерности действительности.

По данным исследований, проведённых пол руководством Д.Б. Эльконина, установлено, что успешность обучения детей в 1 классе обусловлена в большей мере развитием наглядно-образного (схематического) мышления и в меньшей степени – логического. Только к концу 1 класса это соотношение меняется.

В наибольшей мере образное мышление проявляется в процессе зрительного анализа, т.е. способности анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – букву. Это качество А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал его необходимость в начальном обучении.

Недостаточное развитие зрительного анализа является причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию,( Н-П-И; З-Е; т-ш; д-в; ь-ы; з-в; р-в; м-л; ц-щ; п-т; м-н; и т.д.), серьёзных затруднений в математике.

Установлено, что пространственные ошибки чаще свойственны леворуким детям Нередко трудности ориентации в пространстве сопровождаются трудностями в различении формы и величины, составлении целого из частей

Воспроизведение заданной геометрической фигуры также трудно для этих детей

Тест на развитие зрительного анализа.

Фигуры: квадрат со стороной 2 см; крест с величиной сторон 1см; 3квадрата, расположенных один над другим по диагонали (цепочкой) со стороной 1см; воротики высотой и шириной 3см и толщиной столбиков и перекладины 1см.

Оценка результатов

Качество выполнения каждого задания оценивается отдельно, затем баллы, начисленные за каждую фигуру, складываются.

Максимальное количество баллов – 8, минимальное – 0.

Качество выполнения задания Баллы
Фигура полностью соответствует эталону
Фигура по форме соответствует эталону или похожа на него, но размеры и| (или) пропорции изменены (обычно дети рисуют фигуру большего размера) фигура может быть нарисованной не по клеточкам.
Рисунок не соответствует эталону

Результат 8 – 7баллов говорит о том, что у ребёнка хорошо развито зрительно-схематическое мышление.

Результат 2 – 0 балла говорит, что зрительный анализ у ребёнка развит слабо, необходимо организовать его деятельность, подобрать игры и упражнения ( Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, рисование по точкам, по клеточкам) таким образом, чтобы обеспечить развитие этого качества.


Для большинства детей уже само поступление в школу,

или переход из начальной школы в основную

становится сложным испытанием.

Многое зависит от того, как ребёнок справляется с трудностями,

какие способы решения проблем выбирает.

К сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми и как результат повышенная тревожность или развитие школьного невроза.

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, заикание, постоянное шмыганье или хрюканье, ненавязчивые движения (передёргивание, пожимание плечами…) – всё это свидетельствует о том, что нервная система ребёнка находится в состоянии перенапряжения.

Эмоциональная неуравновешенность и неусидчивость или замедленность двигательной и познавательной деятельности у детей может быть проявлением врождённых индивидуальных особенностей нервной деятельности и темперамента, а не следствием невроза. Медлительность и неторопливость характерны для флегматиков, излишняя подвижность и неусидчивость – для сангвиников, и холериков, неуверенность в себе - отличительная черта меланхоликов. Наблюдая за ребёнком, вы можете определить свойственный ему темперамент.

Как отличит ребёнка невротика или склонного к неврозу от детей благополучных в этом отношении? Для этого можно использовать тест предложенный детским психиатром А.И. Захаровым.

Уважаемые родители, ответьте на вопросы, касающиеся поведения вашего ребёнка. Если данная особенность поведения явно выражена в вашем ребёнке и есть тенденция к её возрастанию, поставьте 2 балла, если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оцените в 1 балл, при отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что – в слёзы, плачет или ноет, ворчит не может успокоиться.

3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Сосёт палец, всё вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия близких, беспокойно спит, часто просыпается ночью, не сразу приходит в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Проявляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Всё труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения и уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнее, краснеет, потеет.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура.

Баллы, проставленные по каждому пункту опросника, сложите.

Если вы набрали:

30-20 баллов – невроз у ребёнка несомненен;

19-15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;

14-10 – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания;

9-5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребёнка;

4-0 балла – отклонения несущественны или являются выражением возрастных переходящих особенностей ребёнка.

Что нужно делать, если есть признаки невроза и есть все основания полагать, что он развивается? Прежде всего, не надо спешить давать ребёнку успокаивающие таблетки. Это всегда успеется. Сначала измените характер общения с ребёнком и отношение к нему в семье. Не поможет, приходите к психологу.

Рекомендации:

Первое. Постарайтесь быть более внимательным к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы любите его и скучаете без него.

Третье. Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: тёплое летнее солнышко, смешного поросёнка и т.д. избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребёнок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребёнок засыпает с приятными мыслями и переживаниями, если ему трудно заснуть, помогает тёплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребёнка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

Седьмое. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

Правило 1. У ребёнка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишние эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2 . ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдёте возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Коварные боевики и фильмы ужасов не для вашего ребёнка, их нужно полностью исключить.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае будет следующее: больше любви и доброты в общении с ребёнком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда всё получится.


Для большинства детей уже само поступление в школу,

или переход из начальной школы в основную

становится сложным испытанием.

Многое зависит от того, как ребёнок справляется с трудностями,

какие способы решения проблем выбирает.

К сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми и как результат повышенная тревожность или развитие школьного невроза.

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, заикание, постоянное шмыганье или хрюканье, ненавязчивые движения (передёргивание, пожимание плечами…) – всё это свидетельствует о том, что нервная система ребёнка находится в состоянии перенапряжения.

Эмоциональная неуравновешенность и неусидчивость или замедленность двигательной и познавательной деятельности у детей может быть проявлением врождённых индивидуальных особенностей нервной деятельности и темперамента, а не следствием невроза. Медлительность и неторопливость характерны для флегматиков, излишняя подвижность и неусидчивость – для сангвиников, и холериков, неуверенность в себе - отличительная черта меланхоликов. Наблюдая за ребёнком, вы можете определить свойственный ему темперамент.

Как отличит ребёнка невротика или склонного к неврозу от детей благополучных в этом отношении? Для этого можно использовать тест предложенный детским психиатром А.И. Захаровым.

Уважаемые родители, ответьте на вопросы, касающиеся поведения вашего ребёнка. Если данная особенность поведения явно выражена в вашем ребёнке и есть тенденция к её возрастанию, поставьте 2 балла, если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оцените в 1 балл, при отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что – в слёзы, плачет или ноет, ворчит не может успокоиться.

3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Сосёт палец, всё вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия близких, беспокойно спит, часто просыпается ночью, не сразу приходит в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Проявляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Всё труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения и уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнее, краснеет, потеет.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура.

Баллы, проставленные по каждому пункту опросника, сложите.

Если вы набрали:

30-20 баллов – невроз у ребёнка несомненен;

19-15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;

14-10 – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания;

9-5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребёнка;

4-0 балла – отклонения несущественны или являются выражением возрастных переходящих особенностей ребёнка.

Что нужно делать, если есть признаки невроза и есть все основания полагать, что он развивается? Прежде всего, не надо спешить давать ребёнку успокаивающие таблетки. Это всегда успеется. Сначала измените характер общения с ребёнком и отношение к нему в семье. Не поможет, приходите к психологу.

Рекомендации:

Первое. Постарайтесь быть более внимательным к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы любите его и скучаете без него.

Третье. Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: тёплое летнее солнышко, смешного поросёнка и т.д. избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребёнок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребёнок засыпает с приятными мыслями и переживаниями, если ему трудно заснуть, помогает тёплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребёнка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

Седьмое. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

Правило 1. У ребёнка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишние эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2 . ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдёте возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Коварные боевики и фильмы ужасов не для вашего ребёнка, их нужно полностью исключить.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае будет следующее: больше любви и доброты в общении с ребёнком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда всё получится.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

Тревожность - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую личностную черту - индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги в разных обстоятельствах.

Умеренный уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она позволяет избежать опасности или решить проблему. Полное ее отсутствие рассматривается как явление, препятствующее адаптации, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Важно отметить, что тревожность начинает оказывать мобилизующее влияние только, начиная с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности. В дошкольном и младшем школьном детстве состояние тревожности вызывает только негативный эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, однако замечено, что интенсивность и сферы переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Детская тревожность — это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Высокая тревожность у детей школьного возраста вызывает переутомление, временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Другим негативным фактором влияния тревожности на процесс адаптации к школьному обучению является неспособность тревожных учеников к нормальному общению с окружающими. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников. Тревожные школьники значительно чаще оценивают группу сверстников как ненадежную, отвергающую. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями – и там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Таким образом, тревожность может становиться фактором, который определяет характеристики межличностного общения ребенка.

Как выявить тревожного ребенка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных ниже, постоянно проявляется в его поведении.

Трудность ( иногда невозможность) сконцентрироваться на чем-либо.

С целью выявления тревожного ребенка используется также специальный опросник (авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко), в котором фактически в виде тех или иных утверждений дано описание тревожного ребенка. С помощью этого опросника можно самостоятельно выявить уровень тревожности, имеющийся на данный момент у ребенка. Для этого нужно отметить наличие (+) / отсутствие (-) следующих признаков тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15-20 баллов. Средняя - 7-14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.

Причины повышенной тревожности

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить следующие причины:

1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3) соматические нарушения.

Важно отметить следующее:

Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

- негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.

Когда в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

Если ребенок испытывает недостаток информации или пользуется недостоверной информацией. Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает, хотя иногда бывает трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Здесь ребенок постоянно должен оправдывать ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного контроля и напряженного ожидания: сумел - не сумел угодить родителям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.