Откуда берутся детские неврозы


Теоретический материал о видах и причинах неврозов (предназначено для родителей). Если взрослые поймут причины, по которым возникают неврозы, то они сами смогут пересмотреть свое отношение к некоторым вещам, осознанно отнеститсь к своему здоровью, а самое главное они смогут сохранить здоровье тех, кого они воспитывают, т.е. детям!

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrozy.doc 125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические материалы для беседы с родителями

«Здоровые родители - здоровые дети. Неврозы.

Инструктор по физической культуре

Цель: обратить внимание родителей на то, что причиной некоторых болезней как у родителей, так и у ребенка, может служить нестабильный эмоциональный фон, повышенная тревожность и нервозность. Привести примеры проявления некоторых нервных заболеваний, их причины. Познакомить с методами снятия нервного напряжения

До тех пор, пока человек не осознает причину возникшего нервного срыва и путей преодоления, он остается в плену своих отрицательных эмоций, переоценивает тяжесть имеющегося расстройства, не видит выхода из создавшегося положения.

Неврозы – это чисто человеческое заболевание, которое возникает в социальной среде, в процессе взаимоотношения людей. Человек, подверженный неврозу, нередко сам создает конфликтную обстановку в семье и ли коллективе, подготавливает тем самым почву для новых нервных срывов. Судьба человека, страдающего неврозом, в значительной степени определяется его поступками, индивидуальными характерологическими особенностями, а также условиями его предшествующего воспитания, влияния общественной среды. Поэтому неврозы с полным правом можно назвать болезнями личности.

Невроз (от греч.neuron – нерв, жила) – психическое отклонение от нормы, связанное с мучительными переживаниями, но не всегда признаваемые болезнью.

Причиной невроза является какое-либо воздействие, глубоко затрагивающее эмоциональную сферу человека. Это может быть страх, пережитый во время автомобильной катастрофы, потеря близкого человека, внезапный испуг, горькое чувство обиды, незаслуженное оскорбление, возмущение неблаговидным поступком сослуживца, неудача во время экзамена, сексуальная травма, напряженная внутрисемейная обстановка, развод с супругом, длительная работа при неправильном трудовом режиме и многие другие факторы, создающие затруднительную, трудноразрешимую для индивида ситуацию. Иногда причина переживаний кажется для окружающих пустячной, никчемной, однако для больного неврозом она чрезвычайно значима и болезненна: все в конечном счете определяется особенностями личности, ее отношением к возникающему конфликту.

Неудачи, несчастья бывают у многих людей, а заболевают неврозами далеко не все. Одни стойко переносят все жизненные испытания, другие становятся несостоятельными под воздействием незначительных ударов судьбы.

В отличие от других проявлений личностной патологии (в частности психопатий) для неврозов характерны следующие признаки :

  • изолированность эмоциональных и волевых нарушений – страдает не вся личность, а ее отдельные компоненты (при психопатии – массивность эмоционально-волевых расстройств),
  • отчетливое начало: часто больные точно называют дату возникновения невроза, отделяют границу между здоровьем и болезнью (при психопатии «нет начала и нет конца),
  • сохраняется критическое отношение к своей болезни (у психопата утрачивается критика к своему поведению, во всех бедах и невзгодах он склонен винить окружающих).

Особенностью неврозов, в отличие от психозов, является то, что человек не утрачивает способности различать внешний и внутренний мир и в состоянии признать наличие конфликта в собственной психике. Например, человеку нужно поехать в командировку, но он неоднократно под благовидными предлогами откладывает поездку. В ходе анализа выясняется, что человек боится пользоваться транспортом, поэтому всячески отдаляет момент поездки. В беседе с врачом такой человек может в конце концов признаться в том, что он действительно боится; может даже согласиться с тем, что его страх преувеличен, носит невротический характер, а сам он нуждается в лечении.

Семке В.Я. выделяет три формы неврозов:

  • неврастения
  • истерия
  • невроз навязчивых состояний (психастения)

Иногда неврастения развивается у лиц, длительное время выполнявших однообразную, неинтересную утомительную работу. Состояния переутомления, раздражительной слабости были описаны, в частности, итальянскими врачами, которые наблюдали его у работников автомобилестроительной промышленности, на протяжении всего рабочего дня стоящих на конвейере. Длительное нарушение ритма труда и отдыха, хроническое недосыпание могут служить основой для невроза истощения, которые можно наблюдать у студентов вузов, пытавшихся в короткие сроки ликвидировать имевшуюся задолженность. Обычно краткий отдых и выключение из затруднительной ситуации содействуют полному восстановлению сил, избавлению от невротического состояния.

В существенной степени преображается и эмоциональная жизнь : на смену веселости и жизнерадостности приходит уныние, подавленность и угнетённость. Больные жалуются на безразличие, отсутствие каких-либо интересов, испытывают тягу к одиночеству. Однако наедине с собой их одолевают мучительные сомнения, чувство вины и неполноценности. Походка делается усталой, расслабленной, жесты замедленными и скупыми. Возникает ощущение, будто человека лишили столь необходимого ему заряда бодрости и энергии: в тягость не только работа, но и пребывание в кругу родственников и близких. Утомление начинает приобретать стойкий, хронический характер. Даже желанный отдых не приносит избавления от усталости.

Среди других спутников неврастении встречаются преходящие нарушения жизненных функций . Прежде всего, весьма характерные расстройства сна – сонливость днем, в рабочее время и бессонница в ночные часы. Перед сном больной в деталях вспоминает события минувшего дня, упрекает себя за свою нерешительность и малоинициативность, с нетерпением ждет прихода сна; однако по мере тревожного ожидания сонливость все более улетучивается, а сознание заполняется ненужным анализом своих действий. Даже заснув, он часто просыпается от кошмарных сновидений, весь в холодной поту, с сердцебиениями и одышкой. Заметно расстраивается аппетит: пища становится безвкусной, пресной, во рту появляется неприятная горечь. Снижается сексуальное влечение, половой акт не приносит удовлетворения, часто прерывается преждевременным семяизвержением. Ожидание очередной несостоятельности в глазах сексуального партнера доставляет новые муки и переживания больному неврастенией.

С учетом отрицательных последствий даже легких проявлений неврастении весьма важной социальной задачей, наряду с оздоровлением межчеловеческих отношений, следует признать борьбу с перенапряжением и переутомлением головного мозга, за рациональную организацию труда и отдыха, обеспечение оптимальной трудовой и учебной деятельности.

Истерия (в пер.с греч. – матка) долгое время считалась привилегией женщин.

В основе истерического невроза лежит конфликт между высокой самооценкой личности, развившейся на почве недочетов воспитания в детские годы, и значительно более низкой оценкой со стороны окружающих.

Под влиянием сильных впечатлений могут временно развиваться нарушения органов чувств. Чаще наблюдаются расстройства зрения и слуха (истерическая слепота и глухота), иногда – комбинация глухоты с немотой (сурдомутизм). Пример : Бывают случаи немоты, развившееся у молодой женщины, которая вместе с мужем была избита группой хулиганствующих подростков. Муж у нее на глазах скончался от ножевого ранения; помнит, как дико закричала, а потом потеряла голос. Не могла давать следователю показания, а в ответ на его предложения, дать их в письменном виде, внезапно почувствовала напряжение мышц правой кисти (психогенный писчеспазм). Лечение гипнозом дало хороший результат: уже во время первого сеанса смогла громко отвечать на задаваемые вопросы, а к концу лечения истерические явления полностью исчезли.

Клиническая картина невроза выражается в навязчивости трех видов :

  • навязчивости идеи (мысли)
  • навязчивые страхи (фобии)
  • навязчивые действия (обсессии)

Критически оценивая ненужность, а иногда и нелепость этих переживаний, больной тем не менее самостоятельно не может от них избавиться. Иногда с целью их облегчения он прибегает к выработке ритуала – специальной системы защитных действий, на время избавляющих от необходимости выполнения навязчивого акта.

Другим симптомом навязчивых мыслей является аритмомания (навязчивое стремление к счету (осуществление в уме сложных арифметических действий). Пример: пациент испытывал потребность в подсчете окон на четвертых этажах зданий: он вынужден был выходить из дому на 10-15 минут раньше, чтобы успеть вовремя на работу; если он не выполнял этого действия, то длительное время испытывал неудобство и неуверенность, не покидало предчувствие какой-то беды. Другой постоянно считал ступеньки при спуске с лестницы. Такой же характер приобретает навязчивое рифмование, произношение стихотворных фраз, отдельных слов, припоминания неприятных событий.

Навязчивые страхи могут затрагивать и пребывание человека в физической среде. Таковы страхи темноты, грозы, наводнения, пожара, других стихийных бедствий. Иногда возникает страх замкнутых пространств или, наоборот, открытых площадей, боязнь острых предметов (айхмофобия). Пример: молодой парень боялся выходить на улицу, поскольку у него возникло стремление выискивать плевки на асфальте.

Наша жизнь отличается усложнением эмоциональных переживаний, все нарастающей дифференциацией и интеллектуализацией межличностных отношений: требуется большой запас сдержанности, самообладания, умения разумно разрешать психоэмоциональные конфликты. В современных условиях изменилась реакция на обиду: приходится вольно или невольно тормозить свои эмоции, которые не находят физической и биологической разрядки.

Механизм формирования патологического состояния можно представить себе следующим образом: психогенный (микросоциальный) конфликт создает эмоциональное напряжение; при его подавлении двигательные и сосудистые, вегетативные реакции как бы блокируются, вызывая существенные сдвиги в нейроэндокринном аппарате. На первых порах они имеют обратимый, динамический характер, однако при частых и продолжительных стрессовых влияниях становятся стойкими и необратимыми.

Причин неврозов достаточно большое количество, в работе не была упомянута тема детских неврозов (т.к это отдельная, на мой взгляд, тема), но главное, что недостаточное внимание взрослых к такому роду проблемам приводит к переносу во взрослое состояние этих неразрешенных конфликтов и переживаний. Все это происходит потому, что взрослые не знают психических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также потому, что не всегда пытаются разобраться в причинах того или иного поступка и поведения малыша.

Большую опасность в помощи людям, страдающим различными неврозами, представляют непрофессионалы (будь то психологи, психотерапевты, врачи и т.п.), т.к. они могут усугубить течение болезненного состояния и оно перейдет в необратимую фазу с дальнейшим нарушением личности.

Зная механизм формирования невроза приводящих к нарушению социальной приспособляемости личности, легче их преодолевать. Понимание причин и сущности своей болезни является мощным подспорьем в лечении неврозов. Специалист лишь моделирует, усиливает, перераспределяет защитные силы организма, направляя их в нужное русло; заново формируя подточенный неврозом характер, как бы создавая новую личность.

Пропаганда здорового образа жизни, разъяснение условий возникновения пограничных состояний помогают людям бороться с нервностью, способствуют оздоровлению быта и производственных отношений. Уметь управлять своими эмоциями, проявлять выдержку и хладнокровие как в повседневной жизни, так и в критических ситуациях должен каждый здоровый человек.

Психология: наука и практика: учеб. пособие/В.М.Розин – 2-е изд.стер. – М.: Омега – Л, 2008.

2. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .


Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.


Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Неврозы у детей распространенное, но, к счастью, обратимое состояние.

  1. В основном из-за психологических травм, которые дети получают из-за стрессовых ситуаций и переживаний, в том числе из-за ссор в семье или агрессивной обстановки в детском коллективе, а также из-за сильных испугов.

2. Важную роль играет и наследственная предрасположенность, заболевания мамы во время беременности, и болезни, перенесенные самим ребенком.

3. Длительное недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки также могут служить причиной формирования детских неврозов. Именно поэтому очень важно наращивать нагрузки, как в детском саду, так и в секциях и школе постепенно. В противном случае нервная система ребенка может попросту не выдержать и дать сбой.

4. Чрезмерное давление родителей, излишняя строгость в семье или, напротив, полное отсутствие свободы и тотальный контроль могут стать причиной детских неврозов и тиков у ребят старшего возраста.

Нужно прекратить все скандалы при ребенке, если хотите, чтобы он потом не грыз ногти, не кусал в кровь губы и не ревел от каждого грубого слова.

В настоящее время любой детский психиатр скажет вам, что существует множество детских неврозов.

  1. Невроз страха

Самым распространенным неврозом является детский страх, который чаще всего проявляется приступами паники и страха перед сном. Малыши не хотят идти в кроватку, отказываются спать без света, плачут и просят родителей быть с ними.

Есть также ребятишки, у которых такие панические атаки связаны с посещением школы или детского сада.

2. Истерический невроз

Детские истерики, переходящие в невроз, возникают на фоне обиды за отказ в новой игрушке или очередной серии мультфильма, несправедливое, на его взгляд, наказание, нежелание выполнить то или иное требование малыша. Проявляется истерический невроз припадками, с ревом, криками, ударами об пол. Лицо таких деток краснеет, а в тяжелых случаях развивается даже кратковременная истерическая слепота. У такого припадка всегда должны быть зрители, детки никогда не устраивают сцен наедине с собой.

3. Невротическое заикание

Невротическое заикание является одной из форм невроза и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Как правило, в основе нарушения речи у ребенка лежит сильный испуг, разлука с родителями или любая другая психологическая травма.

4. Невротические расстройства сна

Невротические расстройства сна случаются довольно часто. Малыши, страдающие этим недугом, плохо засыпают, неспокойно спят, часто вскрикивают во сне и просыпаются. У некоторых ребятишек даже развивается хождение во сне, или лунатизм.

5. Невротический энурез


Что можно сделать?

Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

Одно из самых действенных и в то же время безопасных средств – это занятие плаванием. Целебные свойства воды известны уже очень давно, а в сочетании с физической нагрузкой она дает чудесный эффект. Именно плавание для лечения неврозов в первую очередь рекомендуют врачи.

Уникальность нового формата заключается в том, что занятия плаванием будут проходить под совместным наблюдением врача-остеопата и тренера, что многократно увеличивает их пользу и эффективность!


В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что психологическое здоровье детей во многом зависит от родителей – их настроения, поведения, отношения к дочкам-сыночкам и жизни в целом! Создавайте теплую, душевную атмосферу дома, будьте заботливы и ласковы ко всем членам семьи и тогда неврозы обойдут вашу семью стороной!


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.