Патогенетическая концепция неврозов по мясищеву

Большое влияние на разработку проблемы неврозов оказал В.Н. Мясищев, который считал, что невроз: "…это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающими болезненно тягостные для нее переживания: неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой утраты. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезинтеграцию личности". Основная значимость в возникновении невроза Мясищевым В.Н. предавалась психологическим параметрам личности. Он рассматривал три основные типа невротических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический.

В 30-40-е годы в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую основу которой составила психология отношений Мясищева (1893-1973). На основании психологии отношений Мясищев в 1939 г. сформулировал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, согласно которой основным патогенным звеном в возникновении невротических расстройств выступают противоречия в тенденциях и возможностях личности с требованиями и возможностями, предоставляемыми средой и воспринимаемые личностью как неразрешимые.

Концепция невроза. Патогенетическая концепция рассматривает невроз как психогенное расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых для личности отношений и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Нарушения отношений можно в самом общем виде охарактеризовать как искажение когнитивного компонента вследствие его неосознанности или недостаточной степени осознания и чрезмерное преобладание эмоционального компонента, что приводит к неадекватности отношения, и оно уже не может обеспечивать адекватную регуляцию поведения. Понимание невроза как психогенного заболевания, в этиопатогенезе которого прослеживается психологически понятная связь между возникновением нарушений, клинической картиной и ее динамикой, с одной стороны, и особенностями системы отношений, личностными особенностями, а также характером и динамикой психотравмирующей патогенной ситуации, с другой, определяет ориентацию психотерапевтических воздействий на коррекцию личности и реконструкцию ее нарушенных отношений.

Главная характеристика личности, по Мясищеву, — система ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга. Эти отношения представляют преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, интенсивность эмоций, желания и потребности, поэтому они и являются движущей силой личности. Выступающим в качестве важнейшего структурообразующего компонента во взаимосвязи с другими психическими явлениями — психическими процессами, свойствами и состояниями — отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивость или неустойчивость, широта или узость, рациональная или эмоциональная обусловленность и др. Личность проявляется в разных областях, и прежде всего в социальных отношениях и взаимоотношениях, отношениях в семье, на производстве, к труду и др. В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе — один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Именно отношение к себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.

Психология отношений, являясь специфической концепцией личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей их клинических проявлений, лечения и предупреждения.

Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищева, являются противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, — с другой. Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают обобщенные, особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности. Индивидуальные особенности таких отношений обусловливают ее невыносливость в той или иной ситуации. Мясищевым были уточнены типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов: почвой для истерии служит столкновение стремлений эгоцентрической личности с требованиями действительности; неврастения развивается при непосильных требованиях личности к себе, не противоречащих общественным нормам; невроз навязчивых состояний возникает у личности, неспособной разрешить свои внутренние противоречия, обычно в ситуации, требующей выбора в вопросах этики. В каждом конкретном случае патогенное противоречие имеет индивидуальное, конкретное содержание, выявление которого очень важно для психотерапии.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Личность как система отношений. Основой личности по В.Н.Мясищеву является система отношений индивида с окружающей средой, целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Психологическое отношение характеризует связь человека с окружающим миром и представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, события и объекты. Характеристики отношения, описанные В.Н.Мясищевым, указывают на наличие трехкомпонентной структуры отношения, включающей познавательный (когнитивный), эмоциональный и поведенческие компоненты. Когнитивный компонент содержит знания об объекте отношения и степень его осознания, эмоциональный – степень позитивности или негативности отношения, его эмоциональное благоприятности, поведенческий – определенные способы реагирования на объект отношения, основанный на знании об объекте и эмоциональном отношении к нему. Отношения личности, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений с индивидуальной значимостью отношений и их индивидуальной иерархизацией. Система отношений задает определенные способы поведения и играет в плане целостного поведения направляющую и динамизирующую роль, определяя функционирование и адаптацию личности в самом широком диапазоне, что и является ее важнейшей функцией.

В.Н.Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений:

отношение к миру явлений, предметов и вещей; отношение к другим людям; отношение к себе. Особое значение имеет отношение к себе. Формируясь в процессе воспитания и развития личности, в процессе познания, деятельности и общения, становясь все более точным, адекватным и реалистичным, отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важнейший внутренний фактор формирования и полноценного функционирования человеческой личности, обеспечивающий ее интегрированность, целостность и единство.

Патогенетическая концепция неврозов.Концепция личности как системы отношений явилась методологической основой для разработки патогенетической концепции неврозов. В рамках этой концепции невроз понимается как личностное расстройство, возникающее в результате нарушений особо значимых отношений личности. В качестве различных аспектов нарушений системы отношений могут рассматриваться нарушение целостности системы отношений и нарушения отдельных отношений (что также может приводить к нарушению целостности всей системы). Нарушение целостности системы отношений может быть связано с нарушением иерархической согласованности внутри системы отношений, наличием в ней противоречащих друг другу, но одинаково значимых для личности, отношений, нарушением связи между отдельными отношениями или между блоками отношений (например, реальным и идеальным) и т.д. Нарушение отдельных отношений определяется, прежде всего, неадекватностью отдельных их компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и их дисбалансом. Так, неадекватность отношения применительно к его объекту, обнаруживающаяся в поведении и возникающая либо в процессе формирования данного конкретного отношения, либо вследствие его ригидности, неспособности пластично изменяться вслед за изменениями объекта отношения или реальной ситуации, может, в частности, выражаться в преобладании характеристик субъекта над характеристиками объекта и рассматриваться как результат дисбаланса между когнитивными и эмоциональными характеристиками отношения или их неадекватности.

Низкая самооценка больных неврозами, являясь результатом индивидуального развития под воздействием ряда неблагоприятных факторов, в частности, особенностей воспитания, играет важнейшую роль в формировании, усилении и фиксации нарушений всей системы отношений. Низкая самооценка находит выражение не только в эмоционально неблагоприятном отношении к себе, но и в отношениях к тем объектам или явлениям, которые могут рассматриваться как результаты собственных достижений. Преобладание в этих отношениях аффективно неблагоприятной оценки, сочетающееся с недостаточной их осознанностью, влечет за собой нарушение регулятивной функции, вследствие чего отдельные отношения и система отношений в целом не могут выступать в качестве адекватного регулятора поведения, а выполняют защитную функцию, ограничивая деятельность личности сферами, потенциально неспособными оказать негативное воздействие на самооценку. Формирующееся ограничительное поведение обусловливает объективное снижение реального уровня достижений, вторично оказывающее негативное воздействие на отношение к себе.

Таким образом, в основе невроза, как он понимает в рамках патогенетической концепции, лежит не вторичная неадекватность системы отношений, возникающая под воздействием внешней психотравмирующей ситуации, и не сам по себе внутренний психологический конфликт, а неадекватность системы отношений, сформировавшаяся в процессе развития личности и обусловленная всей ее историей и провоцирующая субъективно неразрешимые внутренние и внешние (интрапсихические и межличностные) конфликты.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Согласно патогенетической концепции неврозов В. Н. Мясищева, основанной на психологии отношений, основное место в ряду причин возникновения неврозов принадлежит невротическому конфликту и нарушениям значимых отношений личности. Изучение личностных и межличностных конфликтов в их взаимосвязи при неврозах позволит углубить знания о важнейшем звене этиологии и патогенеза этих заболеваний.

Сущность патогенетической концепции неврозов заключается в признании ею биопсихосоциальной природы невротических расстройств. Исследование специфических изменений, наступивших в клинической картине больного с учётом трёх плоскостей терапевтической динамики под влиянием лечения (соматической, психологической и социальной), расширяет представления о механизмах лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и способность объективной оценки её эффективности.

Отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. В этой связи представляет интерес мнение И. М. Балинского, который еще в конце прошлого века писал, что у каждого человека есть свой круг идей и чувствований, в которых преимущественно легко вызываются душевные волнения [Балинский И. М., 1958]. В. М. Бехтерев (1909) также считал патогенным фактором не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом. Е. Kretschmer (1927) относил переживания, способные вызывать характерные для личности реакции, к ключевым и отмечал, что характер и ключевое переживание подходят друг к другу, как ключ к замку. Патогенетическая концепция неврозов В. Н. Мясищева основана на понимании личности как системы отношений. Для невроза как психогенной болезни личности исходным и определяющим является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает действительность. Поскольку патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то имеет значение не столько объективная трудность проблемы, сколько субъективное отношение к ней. Определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения [Мясищев В. Н., 1934, 1939, 1960]. В работах учеников В. Н. Мясищева, Р. А. Зачепицкого, В. К. Мягер, Б. Д. Карвасарского, Ю. Я. Тупицина и др. раскрывается диалектическое единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития невротического конфликта. Психоаналитическим позициям, поиску "вытесненных" инстинктивных влечений как основы конфликта противопоставляется его анализ с позиций психологии отношений. Подчеркиваются хронический характер эмоционального стресса у больных с неврозами и наличие у них низкой стрессовой толерантности вследствие нарушений общей реактивности [Губачев Ю. М. и др., 1976]. Совместная роль психогенных и соматогенных факторов в возникновении неврозов всесторонне раскрыта В. К. Мягер (1976). Особое место среди стрессовых факторов занимает страх, обусловленный угрозой смерти для больного и близких ему лиц или опасениями утратить власть над своими мыслями и "потерять рассудок" [Немчин Т. А., 1965]. Субклиническое реагирование при неврозе представляет своеобразную "защитную" перестройку, направленную на нейтрализацию патогенного действия психической травмы [Бассин Ф. В. и др., 1979]. Сам невроз нередко выполняет функцию патологического приспособления к субъективно неприемлемым условиям микросреды [Губачев Ю. М., Либих С. С., 1977].

В. Н. Мясищев (1960), определяя источники невроза в дошкольном возрасте
в узко семейной ситуации, конкретизирует это патогенной ролью семейных
конфликтов, противоречивостью отношений родителей к ребенку. Формирующийся в
этих условиях способ переработки жизненных трудностей дает основания
говорить о задержке волевого развития и возникновении
аффективно-гипобулического и субъективно-ирреального характера переработки
действительности. Для невроза исходным и определяющим является нарушение
системы отношений (или предотношений, по В. Н. Мясищеву), которое возникает
в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и
требованиями и возможностями действительности. Неудачно, нерационально и
непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее
сторонами действительности вызывает болезненно тягостные переживания,
которые приводят к образованию внутреннего конфликта - столкновения в
сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или
иному близкому лицу или к создавшейся ситуации. Конфликт занимает
центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и,
затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь,
обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и
возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает
продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в
целом. Объективное и логическое в мышлении уступает место субъективному и
символическому. Психическая и физиологическая дезорганизация личности,
происходящая под влиянием психогенных факторов, является основой невроза.
Поэтому задача анализа развития личности невротика заключается в том, чтобы
выяснить, как в процессе роста у ребенка складываются болезненные отношения,
зарождается конфликт, создается напряжение, формируется невротическая, т. е.
индивидуалистическая, иррациональная, субъективная установка, грозящая
взрывом - патологической картиной невроза.

37. Психология телесности. Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции. Телесность человека как междисциплинарная проблема (философская, медицинская, психологическая, физиологическая, социальная).

Все, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде, заключено в определенную исторически и культурно детерминированную перспективу.

Культурно-историческая концепция развития психики позволяет качественно изменить общее представление о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), о закономерностях и механизмах социализации телесных феноменов в норме и патологии. В рамках данного подхода телесность впервые становится не только предметом естественнонаучного анализа, но и включается в широкий контекст гуманитарного знания (психологического, философского, культурологического, этнографического). Можно предположить, что отклонение от культурного пути развития и есть один из центральных источников нарушении телесных функций и возникновения психосоматических расстройств.

Таким образом, мы полагаем, что предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т. е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

55. 38. Онтогенетический аспект изучения психосоматической феноменологии.

В контексте культурно-исторического подхода имеется возможность различения психосоматического феномена и психосоматического симптома (в психоаналитической трактовке эти понятия совпадают). Психосоматический феномен не тождествен психосоматическому симптому, он является закономерным следствием социализации телесности человека, т. е. его психосоматического развития.

Новый этап социализации телесности связан, видимо, с возникновением рефлексивного плана сознания, способного трансформировать устоявшиеся и порождать новые смысловые системы. Разделение телесного и духовного Я делает тело и его феномены участником внутреннего диалога, порождающего новые жизненные смыслы. Дефицит рефлексивных психологических средств в дальнейшем может приводить к устойчивому существованию потенциально патогенного алекситими ческого стереотипа психологической регуляции или к привычному истерическому способу симптомообразования психосоматических расстройств в жизненно трудных ситуациях. Видимо, здесь же надо искать и точку отсчета для возникновения ипохондрических черт личности.

Актуалгенез психосоматических симптомов детерминирован достигнутым уровнем социализации телесности. Психосоматический дизонто-генез изучен пока очень мало, но, исходя из сформулированных теоретических посылок и набора феноменологических данных, можно предположить несколько вариантов отклонения в психосоматическом развитии ребенка:

— регресс в психосоматическом развитии, который может быть кратковременным, как реакция на трудности развития (например, при плохом самочувствии ребенок теряет уже социализированные навыки: не может самостоятельно засыпать, есть и т. д.). Более сложный вариант регресса связан с актуализацией более ранних смысловых систем (как при конверсионном симптоме) или с переходом к более примитивным механизмам регуляции телесности (от рефлексируемых к аффективным);

— искажение хода психосоматического развития, детерминированное искажением развития всей системы психологического опосредствования: ценностного, смыслового, когнитивного. Искажение касается развития телесного Я в целом. Подобно искаженному психическому развитию ребенка, этот вид психосоматического дизонтогенеза обусловлен нарушениями детско-родительских отношений, системы воспитания. Как было неоднократно показано, особо патогенную роль играют симбиотическое и авторитарно-отвергающее отношения к ребенку (Эйдемиллер, Юстицкий, 1990).

Возможно, описанные варианты психосоматического дизонтогенеза не исчерпывают всей его феноменологии, но позволяют строить диагностику психосоматического развития в норме и патологии на единых каузально-генетических основаниях.

Другой путь образования телесных симптомов связан с психологической спецификой ситуации болезни, понуждающей человека разворачивать особые формы психосоматической активности. В силу большой витальной значимости болезнь фокусирует на себе психическую активность человека, становится не просто предметом пристального и пристрастного внимания, но и порождает специфическую познавательную деятельность (нозогнозию), продуктом которой являются психосоматические новообразования — внутренняя картина болезни, изменившийся образ тела, феномен самочувствия. Особую роль в их возникновении и психологическом оформлении играют личностные механизмы—медиаторы симптомообразования и деятельность саморегуляции. Они определяют глубину психосоматического расстройства (символически-конверсионный симптом, психо-вегетативное нарушение, либо органическое поражение той или иной телесной системы); от них зависит в значительной степени возможность и резервы индивидуального приспособления и совладания, успешной компенсации болезненного состояния.

Актуалгенез психосоматических расстройств, подобно тому, как это происходит в детстве, не замыкается только на уровне интрапсихических механизмов опосредствования. При хроническом телесном страдании симптом с необходимостью становится элементом социальной ситуации развития, существования человека. Во-первых, социальная ситуация развития может способствовать актуализации закрепившихся в онтогенезе стереотипов психосоматического реагирования (например, склонность к головной боли или боли в желудке в ответ на ситуацию эмоциональных затруднений). Во-вторых, место симптома в структуре ситуации и соотношение с целостной смысловой системой личности определяют такие синдромообразующие характеристики, как ценность, преградность смысла симптома, условная выгода его.

Таким образом, психосоматическое развитие продолжается и в периоде взрослости, реализует в себе накопленный психосоматический опыт, а также сложившиеся механизмы психологического опосредствования и регуляции телесности, порождая новый класс сложных психосоматических феноменов и расстройств: внутреннюю картину болезни, самочувствие, ипохондрию (Арина, Тхостов, 1990). Принципиальным отличием психосоматического развития в этом периоде является ведущая роль высших форм активности субъекта — его самосознания и рефлексии.

Проблемы развития телесности, ее психологического преобразования, роли знаково-символического опосредствования являются, с нашей точки зрения, центральными для психологии телесности и в настоящее время стали предметом цикла исследований, в которых общая теоретическая модель получает свое эмпирическое подтверждение и воплощение в методических разработках и практических рекомендациях.

56. 50. Патопсихология. История. Основные проблемы. Различие предметов патопсихологии и психопатологии. Принципы построения патопсихологических исследований.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Согласно патогенетической концепции неврозов В. Н. Мясищева, основанной на психологии отношений, основное место в ряду причин возникновения неврозов принадлежит невротическому конфликту и нарушениям значимых отношений личности. Изучение личностных и межличностных конфликтов в их взаимосвязи при неврозах позволит углубить знания о важнейшем звене этиологии и патогенеза этих заболеваний.

Сущность патогенетической концепции неврозов заключается в признании ею биопсихосоциальной природы невротических расстройств. Исследование специфических изменений, наступивших в клинической картине больного с учётом трёх плоскостей терапевтической динамики под влиянием лечения (соматической, психологической и социальной), расширяет представления о механизмах лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и способность объективной оценки её эффективности.

Отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. В этой связи представляет интерес мнение И. М. Балинского, который еще в конце прошлого века писал, что у каждого человека есть свой круг идей и чувствований, в которых преимущественно легко вызываются душевные волнения [Балинский И. М., 1958]. В. М. Бехтерев (1909) также считал патогенным фактором не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом. Е. Kretschmer (1927) относил переживания, способные вызывать характерные для личности реакции, к ключевым и отмечал, что характер и ключевое переживание подходят друг к другу, как ключ к замку. Патогенетическая концепция неврозов В. Н. Мясищева основана на понимании личности как системы отношений. Для невроза как психогенной болезни личности исходным и определяющим является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает действительность. Поскольку патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то имеет значение не столько объективная трудность проблемы, сколько субъективное отношение к ней. Определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения [Мясищев В. Н., 1934, 1939, 1960]. В работах учеников В. Н. Мясищева, Р. А. Зачепицкого, В. К. Мягер, Б. Д. Карвасарского, Ю. Я. Тупицина и др. раскрывается диалектическое единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития невротического конфликта. Психоаналитическим позициям, поиску "вытесненных" инстинктивных влечений как основы конфликта противопоставляется его анализ с позиций психологии отношений. Подчеркиваются хронический характер эмоционального стресса у больных с неврозами и наличие у них низкой стрессовой толерантности вследствие нарушений общей реактивности [Губачев Ю. М. и др., 1976]. Совместная роль психогенных и соматогенных факторов в возникновении неврозов всесторонне раскрыта В. К. Мягер (1976). Особое место среди стрессовых факторов занимает страх, обусловленный угрозой смерти для больного и близких ему лиц или опасениями утратить власть над своими мыслями и "потерять рассудок" [Немчин Т. А., 1965]. Субклиническое реагирование при неврозе представляет своеобразную "защитную" перестройку, направленную на нейтрализацию патогенного действия психической травмы [Бассин Ф. В. и др., 1979]. Сам невроз нередко выполняет функцию патологического приспособления к субъективно неприемлемым условиям микросреды [Губачев Ю. М., Либих С. С., 1977].

В. Н. Мясищев (1960), определяя источники невроза в дошкольном возрастевзрывом - патологической картиной невроза.

Психотерапия

Основанна на системе отношений.

Связь между субъектом и окружающей действительностью. Это не характеристика субъекта и объекта. Это связь между ними, взаимодействие.
Отношения - стабильные структуры. Варианты функционирования личности.

Отношения - это то, что делает индивидуума - конкретным индивидуумом. Индивидуальный мир конкретного человека. Заполнения биологических пространств. Отношения - это то, что связывает человека с окружающим миром. Нет личности, оторванной от окружающего мира, среды. Личность погружена в мир, среду, без этого ее не может быть.
Системы отношений личности - структура формирования личности за счет иерархии, взаимодействия внутри.
Отношения формируются на физиологической базе (морфологические структуры головного мозга).

Отношение - преимущественно сознательная, основанная на опыте, избирательная психологическая связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Это определение Мясищева. Он убрал слово бессознательное и нигде не упоминал. Заменял словами - автономное, стереотипов.

Отношения, соединяют субъекта с окружающим миром.
Есть 2 уровня отношений - возможности и реальность.
Возможности это виртуальный, первичный уровень. Реальность - это базовый уровень функционирования.
Возможности, духовное измерение - это обязательный уровень рассмотрения функционирования человека.
Виртуальный - разыгрывается до действия, до совершения выбора. Психика выбирает варианты, смысл в рамках возможности.

Сущностные характеристики отношений.
ЦЕЛОСТНОСТЬ - отношение как целостной структура отражает всю личность человека. (Отношение - аспект реальности, но характеризует целостного человека). Характеристики индивидуума как целостной структуры - походка, почерк и т.д.
Взаимодействие даже с маленьким существом отражает целостную личность.
АКТИВНОСТЬ - отношение имеет цель и проявляет себя в деятельности и поведении человека. Даже если действие блокируется, то отношение все равно можно проследить. Поведение, которое проявляется во вне - открытое. То, что прорвется внутри - скрытое.
Мышление - инструмент. Это действие, деятельность, поведение, ново внутреннем плане.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ (смысл, значимость). Проявляет себя в разных реакциях людей на один этот же предмет. Или одинаковые реакции разных людей на разные объекты.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ тесно связана со смыслом.
Смысл, как психологическая характеристика, это диапазон возможных связей, которые могут быть здесь и теперь. Есть возможные связи, а есть не возможные связи. Смысл определяет возможные связи. То, что находится в коридоре возможного является осмысленным действием. Остальное - бессмысленные.
Значимость- есть разные уровни формирования этого.
В КППт определяется подкреплением. Иногда такое понимание м.б. достаточным. Но этим не исчерпывается, а связано с понятием смысла и целостности.
Смысл бывает и субъективным и объективным.
Значимость основывается на ценности, это объективная характеристика.
Ценность -
это то, что есть в окружающем мире. Она и субъективна и объективна. Она глубже смысла. Предполагает наличие и возможность более сложных структур. Включение в более широкие связи.
Обычно мы от информации переходим к понятию ценностей.
(В религии - путь, истина, ценность)

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ еще одна характеристика отношений. Способность правильно отражать действительность в ее основных чертах, отдавать себе отчет о смысле воздействия и обстановке и сообразовывать действие с обобщеным содержанием опыта.
Бессознательный, неосознаваемый, ясно создаваемой уровни сознания.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЙ.

КОГНИТИВНЫЙ ( познавательной)
Различные формы знания:
декларативное - описательное, об объектах, явлениях. Прототипы, понятия, концепции.
Факт выделения чего-то - это начало отношений.
процедурное - знание о способах, правилах взаимодействиях с реальностью.

Выделить эмоцию - начало структурирования отношений. Без декларативное нет определенности.
1 этап всегда выделение какого то аспекта, явления.
КОГНИТИВНЫЙ составляющая - Биполярна. Два полюса - сходства и контраста. Прояснение формирования отношений в онтогенезе.
Декларативное имеет два уровня. Образный и вербальный. Вербальный более сложный и не однозначный уровень.

Процедурное знание - это способы и правила взаимодействия с реальностью. Поведение - запускает. Управляется правилами - как надо взаимодействовать чтобы достичь определенных целей.
Декларативное с чем.
Процедурное - как.
Биполярность определяется полюсами сходства или контраста. Помогает идентифицировать явление. Если нет этого -
не можем дифференцировать явление.
Техники. Если пациент не может дифференцировать явление.
Пример.
П. Почему Х меня задевает. Я ориентируюсь на него. Отслеживать его. Пока не разрешу отношения, не могу двигаться дальше.
В. Хорошо. А кто больше помогает? ( это переключение на противоположный полюс)
П. - У. Я чувствую от него поддержку. Он меня одобряет.
Переход , осознавание. - от Х я чувствую негативную оценку, он меня тормозит.
Прояснение полюсов помогает выделить явление.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ компонент. Обязательный в любой системе отношений. М.б и нейтрален.
Важен т.к. помогает установить связь конкретных отношений со всей системой отношений человека, с целостным индивидуумом как биопсихосоциальным единством.
Как реагирует человек как целостная личность.
Смысл, значимость, оценка являются соединяющий структурами, позволяющим установить связь такого рода.
Что стоит за эмоциями. Дифференцируем характер эмоции - Почему возникла эта эмоция и эти отношения.
Индивидуальный, личностный смысл уникален. !!
Э.к. важен и всегда! проявляется.

МОТИВАЦИОННО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ компонент.
(иногда называют волевой, но это не совсем верно. Волевой это способность защитить мотив от воздействия. )
МП способность достигать какой то цели.
Отношение направлено всегда. Просто так отношения не бывает.
Источники - потребности и личные ценности.
Объект становится мотивом, если включается в систему отношений.
Определенно осмысленным.
Определенно значимым.
Реальный объект не тождественнен объекту как мотиву.
Жизненный смысл и значимость придают системные качества объекту как мотиву.
---------------------------------------
Отношение и зоны контактов с окружающим миром.

Отношение как сформированная структура предопределяет что из возможного в окружающем мире будет восприниматься.
Все, что стоит за пределами системы отношений - не имеет смысла.
--------------------------
Классификация отношений.

Отношение к себе. Структурирующие, системообразующие. Занимают центральное место. Но меньше всего осознаются.
Через призму этих отношений строятся другие.
Фактически эти отношения формируют идентичность и я-концепцию. Это ядро отношений личности.
По мере онтогенеза сфера отношений расширяется. Включаются далекие сферы.
Это ядро предопределяет и ограничивает возможности.

Есть поверхностные, промежуточные, глубинные.
Чем более глубокие отношения в структуре личности, тем они более статичные и неподатливы к изменениям в окружающей среде и внутреннем мире. (Невроз - это нарушение наиболее поверхностных систем отношений, далее психопатия, затем шизофрения.
Изменение отношений может происходить и не в результате психотерапии, а под воздействием стрессов, радикального изменения окружения. Это спонтанное изменения системы отношений.
!Изменение отношения к самому себе ведет к глобальным изменениям в системе отношений вообще.
---------------------
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗОВ.
Невроз - психогенное заболевание, возникает вследствие невозможности приспособиться к -меняющийся условиям. Отношения не успевают за событиями.
Виды конфликтов - внешние и инарапсихические.
Внешние противоречивость предъявляемых требований.
Интрапсихические (доп. условия) - нет внешних значимых психотравмирующих ситуаций. Травма, противоречие внутри личности. Человек не может справиться с противоречиями внутри себя.
Дополнительные внешние факторы обостряет значимость конфликта.
Сначала проявляется хронический стресс, затем, невроз, затем не специфические реакции, затем специфическая симптоматика.

Центральная мишень психотерапии - ИНТРАПСИХИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Интрапсихический конфликт у человека возникает на каком-то этапе развития (чаще это детство). Не формируются или не доформируются определенные отношения. Если какие-то отношения не сформированны или недоформированны, то это может никак не проявляться, не давать о себе знать, пока не потребуется наличие этих отношений. И этот конфликт начинает себя проявлять.

Пример: Ребенок не сформировал автономность (способность самостоятельно принимать решения). При этом он может быть до поры до времени вполне процветающим. Но, во взрослой жизни могут возникать проблемы. Если он должен принимать самостоятельные решения, иначе - провал. Такой индивид начинает испытывать ХРОНИЧЕСКИЙ стресс, а затем латентный интрапсихический конфликт начнет проявлять себя.

Разного рода нарушенные отношения могут начать проявлять себя в разное время.

Мы сможем помочь, если проработаем конфликт - сформируем автономность. Если отношения не откорректируем, то не сможем ждать длительного эффекта от психотерапии. Возможен и другой вариант - смена работу на ту, где не требуется автономность. Там такой индивид будет чувствовать себя комфортнее.

ДВЕ СТОРОНЫ ИПК

ОДНА сторона - не реализованное, не развитое отношение (дефицит определенных отношений). Что-то заблокированно (например - наказание за самостоятельность в детстве). Хорошие дети - это те, кто слушается.

ВТОРАЯ сторона - то, что блокирует и не дает развиваться, формироваться системе отношений.

КОНФЛИКТ ИПК - наличие двух тенденций. Тенденция к автономности и то, что блокирует, останавливает.

ЗАДАЧИ ЛОРПт
1. Идентифицировать ИПК, связанный с данной конкретной симптоматикой
2. Осознание сути - противоположных мотивов. Принятие тех, которые могут быть приняты. Отказ от тех, которые не могут быть приняты.
3. Модификация отношений. Доформирование отношений через призму нового понимания в наиболее значимых проблемных сферах. В том числе и в отношении к болезни. (если мешает лечению необходимо затронуть эту сферу отношений)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП пт

Акцент на симптомах. (найти за симптомом конфликт). Помочь пациенту осознать значение этого конфликта или психологической составляющей болезни.

РАБОТА мб по разному
1. Если у пациента преобладает биологическая концепция болезни, необходимо делать акцентна биологической составляющей. Но проявить связь психотравмирующей ситуации и появление симптомов. И человек понимает, что эти связи имеют значение, а не просто медиаторы в мозгу. Если у таких пациентов игнорировать этот этап, то мы можем столкнуться с спротивлением.

2. Иногда можо делать акцент на симптоме - применяем гештальт или арттерапию.
Например - нарисовать болезнь - несколько рискнков. Можно просто в цвете, абстракции. Далее проясняем эмоции, которые стоят за рисунком. Это работа над эмоциональной составляющей отношений (не когнитивный уровень). Определяем с какими не реализованными, не осознаваемыми эмоциями связаны симптомы.

Экспрессивные техники (гештальт) - усилить симптом, утяжелить его. Войти в симптом. Озвучить на уровне речи. И пациент может осознать смысл симптома.
Такая работа возможна не с каждым. По такому пути пойдет более психологически зрелый пациент.
Если пациент уверен, что болезнь, это толь ко перенапряжение - он так работать не будет.

3. Психотерапия может быть сфокусирована и на психотравмирующей ситуации. Связь с симптомом.

4. Пациент вспоминает онтогенетически наиболее раннюю ситуацию, которая аналогична психотравмирующей ситуации.

ЭТАПЫ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
(обязательные)

1. Связь ситуация - симптом (техники см. у Александрова)
2. Выявление связи симптом- эмоция. (мб несколько. нам нужна центральная). Например за фобией может стоять и агрессия, а не только тревога.
3. Связь центральной эмоции и проблемной ситуации.
4. Прояснение личностного смысла проблемной ситуации. Выявление не осознаваемой цели отношения с помощью установления связи процедурного знания (правил, установок) с декларативным (содержанием). Или не реализованной потребности.
5. Прояснение потребности.
6. Прояснение второй стороны ИПК - блокирующей тенденции, которая мешает реализовать потребности.
7.Внутриличностное столкновение тенденций
8. Разрешение конфликта. Перевод работы на уровень реальных взаимоотношений.
Каждая сторона автономна, но начинает взимодействовать по-новому. Более конструктивно.

1. Выявление связи ситуация- симптом. Возможен гештальт (здесь и теперь, если целесообразно)
2. Симптом- эмоция. Здесь гешальт, арттерапия. Возможно выделить значимую, не осознаваемую эмоцию
3.Эмоция-ситуация. Арт - прорисовка ситуации, ассоциации. Воскресить подавленные прошлые обострившиеся ситуации, эмоции
4. Прояснение личностного смысла - вертикальный спуск (стрела) КППт
Важно! Понимать, что формулировка вопроса приведет к различным результатам.
Например: В чем смысл? или В чем ДЛЯ ТЕБЯ смысл? Именно это будет личностный смысл.
Эти техники перекликаются с супрессивными техниками и. Важен - центральный смысл. И не дают уходить к размышлениям вокруг смысла. Что и делает клиент в попытках ухода от прояснения личностного смысла.
5. Прояснение содержательной тенденции блокирующего мотива. Супрессивные техники, арттерапевтические с задачей пряснения значения не реализованной потребности (но, сначала проясняем заблокированную тенденцию).
6. Прояснени содержания заблокированной тенденции - экспрессивные, арттерапия, ассоциации, фантазии.
7. Внутриличностное столкновение - пустой стул, обмен ролей, ионнограмма (разогреть), полярные тенденции
Внутриличностное столкновение будет продуктивно, если наполнено эмоциями. Правило гештальта - чем больше эмоции, тем ЛУЧШЕ! Здесь применимо. Мысли только после взаимодействия.
____________________________

Концепция конфликта. Конфликт - результат дефицита формирования отношений. Столкновение не всегда может привести к разрешению . Включам поведенческие техники чтобы доформировать, техники ролевых игр.
В работе всегда ориентируемся на реальные возможности пациента.

Считается опртимальный вариант ППт - групповой. 4-5 человек. В индивидуальной работе сложнее доформировывать отношения.

ППт - среднесрочный вид пт. 20-25 сеансоч для получения стойкого результата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.