Патогенез неврозов у детей а и захарова

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

В психологическом отношении невроз - парадоксальное средство решения проблем, реактивно-защитный способ их переработки, неосознаваемая попытка избавиться от них и обрести душевное равновесие. Неосуществимость такой попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и личностный регресс.

Вместо присущих детям доверчивости, наивности и непосредственности развиваются недоверчивость, настороженность и страх, представляющие собой неадекватную форму приспособления к действительности, основу для тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного развития их личности и создающие среди сверстников мнение о таких детях как о "недотрогах".

Неверие в себя, иначе низкий уровень самопринятия, порождает недоверие к другим, к новому опыту, неспособность к переменам, что находит свое отражение в страхе изменения "я". Недоверие к себе (неуверенность) и недоверие к другим (страх изменения "я") создают неразрешимую для личности проблему "быть собой среди других".

Задача групповой психотерапии заключается в укреплении психического единства личности посредством нормализации межличностных отношений.

А.И.Захаров.Происхождение детских неврозов и психотерапия

Антенатальные патогенные факторы.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Преморбидные особенности детей.

Понятие "жизненной ситуации".

Личностный опросник Айзенка.

Личностный опросник Кеттэла.

Личностный опросник Лири.

Методика незаконченных предложений.

Цветовая методика Люшера.

Отношения в семье

Патогенез неврозов у детей

Обзор отечественной литературы

Обзор зарубежной питературы

Применение психотерапии изобразительного творчества

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами:

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Оглавление

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Преморбидные особенности детей.

Понятие "жизненной ситуации".

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

Оглавление

Обследование семьи детей с неврозами.

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом.

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Применение психотерапии изобразительного творчества.

- "Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие" Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.В. . -- Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.

- статья "Происхождение страха" // Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Издательство "Союз", 2004.

- "Психология бессознательного: Сб. произведений" Фрейд 3./ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский.—— М.: Просвещение, 1990. Глава "Психоанализ детских неврозов"

- "День страха" Цыбульский В.Е., Торлецкий С.А.— М.: КСП+, 2003.

- "Энциклопедия детских проблем" Захарова Ю. А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 171 с.

Почему папа, всегда такой добрый и ласковый, так СТРАШНО кричит на маму? Почему милая собачка соседей вдруг бросилась со СТРАШНЫМ лаем? Почему кресло по ночам превращается в СТРАШНОЕ чудовище? Огромный, многообразный мир окружает ребенка. В нем столько необъяснимого, непонятного, рождающего страх. Ваше внимание, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться: глупости все это! — не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы, развеют их как дым. Незаменимым помощником на этом трудном пути станет наша книга с конкретными советами и рекомендациями. Пусть ваш ребенок будет здоров!

Оглавление

- "Поймите своего ребенка" Вроно Е. М. . —— М.: Дрофа, 2002. — 224 с.

Эта книга рассказывает о детских страхах и проблемах подросткового периода. О том, как у детей формируется понятие о несправедливости мира, возникает недоверие к родителям и всем взрослым людям. Нельзя сказать, что книга изобилует практическими советами, она скорее философична, информация подается на основе примеров из практики детского психотерапевта.

Ложь во спасение

Невидимые миру слезы

Меня не понимают.

Чужой среди своих

Охотники за привидениями

Очень важное отступление

Школа — всего лишь служба

Свет мой, зеркальце.

Лекарство от любви

Страсть, старая как мир

На планете другой.

Без вины виноватые

Хочу, чтобы меня еще не было

Подкидыш Когда в семье война

Мирное сосуществование: ни мира ни войны

Вниз по лестнице, ведущей вниз.

Когда раскалывается мир.

Лучшее — враг хорошего

Как показывает мой опыт работы детским психологом, обычно родители очень боятся возникновения страхов у своих детей. Некоторые мамы и папы спешат обратиться к специалисту сразу же, как только они заметят проявления тревоги у своего ребенка, а некоторые, наоборот, приходят на консультацию только тогда, когда у их сына или дочери из-за страхов возникают проблемы со сном, учебой или общением.

Если ваш ребенок ведет себя беспокойно уже в первые месяцы жизни , то вам, естественно, нужно задуматься о том, какие прежде всего физиологические потребности вашего малыша не удовлетворены полностью. Хорошо ли он кушает, спит, не мешает ли одежда его движениям, все ли в порядке с кишечником, тепло ли ему и т.п. Как вы видите, на данном этапе причины тревог ребенка весьма просты.

Но в 7 месяцев ребенок начинает уже явно беспокоиться, если мамы нет в поле зрения. И это говорит о его нормальном развитии (появлении способности отличать маму от других лиц) и о формировании хороших эмоциональных отношений между матерью и малышом. Так что в этом случае поводом для беспокойства родителей должно, скорее, стать безразличие ребенка к уходу матери.

К 8 месяцам к страху потери матери добавляется боязнь незнакомых людей, которая представляет собой, по сути, продолжение того же страха.

Вообще, возраст 7 – 9 месяцев – это период повышенной чувствительности к возникновению страхов у детей! Поэтому постарайтесь быть особенно чуткими к потребностям малыша, а также окружить его ровной, искренней заботой и эмоциональной теплотой (ведь дети этого возраста легко различают настроение и эмоциональное состояние матери по голосу).

От 1 года до 2 лет у ребенка еще может появляться (а у кого появился, сохраняться) страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом, поэтому вряд ли стоит беспокоиться, если только эмоциональная реакция ребенка на испуг, например, плач, не затягиваются слишком надолго.

По мере роста ребенка укрепляется и его привязанность к близким. Поэтому от 2 до 3 лет могут возникать страхи одиночества и потери эмоционального контакта с матерью. Именно поэтому данный период считается не очень благоприятным для начала посещения яслей (или детского сада).

Иногда в этом возрасте детям начинают сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием. Часто сказочные герои, пугающие ребенка во сне, являются отражением его опасений в реальной жизни, обычно страхов наказания со стороны родителей.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей активно развивается воображение, поэтому могут появляться воображаемые страхи. Теперь ребята могут и днем бояться Бабу-Ягу, Кощея, Серого Волка и прочих злодеев, не существующих в реальности. Кроме этих страхов возможны и другие - одиночества, темноты и замкнутого пространства.

С 5 до 7 лет дети обычно начинают понимать, что жизнь людей не бесконечна и что смерть прерывает, в конце концов, существование всякого живого существа. Как следствие такого зрелого осознания у них возникает страх смерти. Ребенок начинает бояться своей смерти и смерти своих близких, прежде всего родителей. Остальные страхи, возникающие в этот возрастной период, например, страхи перед чертями, жителями потустороннего мира, боязнь пожаров, потопов, войны и пр., представляют собой разновидности все того же страха смерти.

К концу школьного обучения – в 16-17 лет – ребята, как правило, начинают всерьез задумываться о своем будущем. Поэтому могут возникать страхи, связанные с этими мыслями: страх не поступить в институт, не найти хорошую работу, остаться без семьи, страх самостоятельности и ответственности за свои решения и поступки и т.п.

Если же ваш сын или дочь не просто чего-то опасаются, а страдают от этих переживаний, если страх становится навязчивым, если он осложняет жизнь вашего любимого чада, или если вы видите несоответствие страхов возрасту вашего ребенка, то в этих случаях лучше обратиться за консультацией к психологу.

Если заглянуть в медицинскую энциклопедию, то можно прочитать:

"Нервный тик - это навязчивые, повторяющиеся, возникающие помимо воли человека движения в виде сокращения некоторых групп мышц (мышц лица, шеи, головы и др.), которые могут быть беспорядочными или имитировать целенаправленные движения (например, движение шеи и головы "при тесном воротничке", мигание, нахмуривание, облизывание, жевание)". Тик может быть подавлен на время волевым усилием. Он исчезает во сне, но усиливается при волнении.

Безусловно, непроизвольные подмигивания, движения носом, бровями, подергивания плечами - все это довольно распространенные невротические проявления. А бывает и так, что одни нервные тики проходят, но вслед за ними появляются другие.

Так что это - болезнь или реакция на стресс? Нужно ли тик лечить или "само пройдет"? В этой статье мы постараемся прояснить эти вопросы.

Причина возникновения нервных тиков - разная. Чаще всего им подвержены дети в кризисные периоды своей жизни (в 5-7 лет, 10-11 лет). Чаще всего нервный тик возникает в результате психических переживаний (тогда его называют психогенным) или подражания (особенно у маленьких детей). Так же он может явиться следствием поражением центральной нервной системы, что бывает, например, при эпидемическом энцефалите. Тик мышц лица может быть вызван длительным раздражением, исходящим из воспалительных очагов на лице. Помимо этого такое состояние может быть вызвано и нехваткой в организме магния, который содержится в удобной для усвоения форме в бобовых растениях - фасоли и горохе, а также в кашах, гречневой и овсяной.

Естественно появляется вопрос: как лечить эту болезнь, и какие таблетки выпить, чтобы это прекратилось? Лечение зависит от природы появления тика. Но в любом случае, это лечение длительное, требующее большого терпения, и обязательно проводимое под наблюдением невропатолога.

Если тик вызван органическим процессом в центральной нервной системе или тканях, то лечение должно быть направлено на основное заболевание.

Другое дело, если тик возник во время стресса или в результате переживаний. Бывает так, что у эмоционального, смышленого малыша, который успешно занимается во многих кружках и дома "карпит" над уроками, вдруг начинает дергаться веко, или временами дрожит рука, или начинает часто хмурить бровки. И в данном случае, это не болезнь, а склад нервной системы, присущий, как правило, таким детям. Их нервная система находится в большем напряжении, чем у спокойных и флегматичных малышей. И проявления таких тиков могут длиться долго, но с возрастом, чаще к подростковому периоду, в основном проходят сами собой.

Однако, это не означает, что родители должны не беспокоить совсем, ожидая исчезновения "навязчивых движений". Напротив, нужно очень внимательно отнестись к повседневной жизни своего ребенка в семье, в коллективе (детсаду, школе, кружках, секциях), к его отношениям с друзьями. Проанализировать, нет ли дома или в школе каких-то психотравмирующих факторов. Может, вы излишне строги или требовательны к ребенку, но при этом не проявляете должного внимания к ее личной жизни, интересам, тревогам? Может, ему просто не хватает вашей любви, или проявления теплых чувств и эмоциональности в общении с другими близкими? Для восприимчивого ребенка очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера в собственном доме. С другой стороны проанализируйте его отношения в школе. Учеба требует напряжения. И возможно ребенок тревожен, боится проверки знаний, или выглядеть хуже других при ответах. А как складываются отношения с одноклассниками? С учителями? Возможно, источник постоянного стресса именно в школе. Нужно обязательно постараться понять, в какие моменты (после каких ситуаций в школе или дома) начинают появляться подобные тики. Возможно, отследив эти моменты, Вы поймете, как предотвратить появление стрессовой ситуации.

Лечение тиков, возникших в результате стресса или переживания, должно быть направлено на снятие внутреннего и внешнего напряжения у ребенка. Для этого подойдут общеукрепляющие, успокаивающие средства, массаж, ванны. Единственное, что надо помнить: любые препараты, воздействующие на нервную систему, могут нести не только пользу, но иметь и различные побочные действия, которые не прибавят здоровья ребенку. Поэтому самолечением заниматься просто опасно - оно должно проходить под наблюдением невропатолога. Параллельно с этим можно и обратиться к психотерапевту, который может помочь ребенку психотерапевтическими приемами. Главное - выяснить и по мере возможности устранить причины появления нервного тика. Или найти способ другого реагирования на источник стресса.

- "Как выйти из невроза" П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов- Издательство: Атон, 1998 г. - 122 с.(Практические советы психолога).

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических заболеваний.

Оглавление

Что такое невроз?

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд

Что вызывает психическая травма

Нарушения вегетативных функций

Детский невроз: Как его приобретают?

Как избежать развития невроза?

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста

Антипедагогические рекомендации родителям

Конфликты и нервы

Отношение религии к самоубийству

Нравоучения для невротиков

Духовная борьба с искушением самоубийства

Подумай о своем здоровье

Как построить рекламу для невротиков

Как можно улучшить настроение деловому человеку?

Как повысить работоспособность у невротизированного человека

Блог о психических расстройствах и заболеваниях

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез


Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 174 с

Захаров А.И.. Книги онлайн


В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.

Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.

В книге представлен многолетний практический опыт автора в изучении неврозов у детей и восстановлении их психического здоровья, активизации природных возможностей, творческого роста и поиска согласия с родителями.

Комментарии читателей

Случайный прохожий / 19.10.2014 присоединяюсь к доброй памяти о талантливом ученом.
Очень проникся отрывком из замечательной работы Александра Ивановича , стал искать его книги и тут узнал о том, что его уже нет в живых.

Светлая память этому замечательному человеку.

Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез

Оглавление


Человеческая природа и социальный порядокФункция враждебности состоит, без сомнения, в том, чтобы активизировать энергию сопротивления, усиливать эмоциональную мотивацию, направленную на самосохранение или развитие.

ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕПоближе к детской кроватке можно поместить икону — чтобы ребенок, когда лежит и болеет, видел ее. Хорошо бы затеплить лампаду. Когда родители входят в комнату, желательно, чтобы они благословляли сына или дочь своим троеперстием, особенно на ночь. Можно окружить ребенка освященными предметами.

ГЛАВА 1 АППАРАТ ПАМЯТИСущественной особенностью обрабатывающих регистров является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 ЕИ. Практика показывает, что полезнее ориентироваться на 5–7 ЕИ.

Глава 6. ТемпераментыПраздность и сидячий образ жизни так же вредны для этого темперамента, как избыток утомления и тяжелых забот; потому что первое предрасполагает к лимфатизму и тучности, а другое разгорячает кровь и дает начало желчному состоянию.

Элементы мысли[ 25 ]Следить в частности за отдельными результатами эволюции на этой ступени развития, очевидно, невозможно — так их много; но мы знаем, по счастью, две окончательные формы превращений

Вещие сныТак прошли годы. Михаил не чувствовал себя особенно счастливым, но у него все было, как у всех. Все его знакомые мужчины не очень ладили со своими женами, выпивали, старались заработать и отдыхали душой на рыбалках и в гараже. Зато росли дети. Танечке было уже тринадцать, а Роберту девять.

СПАРИВАНИЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ БЫСТРОЕНапоследок зададимся вопросом: почему унаследованные нами от предков программы так противоречивы?- Неужели и у других животных такая же сумятица? Оказывается, нет: обычно у диких видов программы весьма согласованы, притерты друг к другу; новые программы реализуются четко, а древние, которым они.

Глава 17.. Правда тела.Я, пожалуй, берусь утверждать, что все формы лжи и обмана представляют собой ускользание от истинной сущности самих себя или от правды тела. Конечно, тело и самоосознание не могут быть двумя разделенными сущностями. Однако это не полностью подтверждает мою мысль. Мне бы хотелось донести до вас.

Захаров, Александр Иванович

Александр Иванович Захаров (12.10.1940 — 1.06.2008) — доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Александр Иванович одним из первых в отечественной психотерапии стал применять наряду с гипносуггестивными методами, которыми он прекрасно владел, приемы психодрамы и арттерапии при лечение неврозов у детей.

Научные исследования А.И.Захарова посвящены детской и семейной психологии и психотерапии. Им опубликовано более 100 научных трудов, из которых около 40 монографий. Научные труды А.И. Захарова хорошо известны и пользуются огромной популярностью в психологической среде Санкт-Петербурга, России и за рубежом. А.И. Захаров подготовил 10 кандидатов наук, он также являлся научным консультантом многих кандидатских и докторских диссертаций. Многие из его учеников, студентов, аспирантов, которые проводили свои первые научные исследования под его руководством, в настоящее время работают практическими психологами, оказывают психологическую помощь детям и взрослым.

Рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.

Обращает внимание большая похожесть детей и матерей на отцов, что создает определенное противоречие между недостаточным психологическим влиянием отца в прародительской и родительской семье и односторонним, замещающим женским влиянием в обеих семьях. Это один из вариантов конституционально-средового конфликта. Следует добавить, что мать сама пострадала от него в детстве, когда, несмотря на общность с отцом, не смогла найти с ним эмоциональный контакт, в том числе из-за односторонне доминирующей позиции матери (бабушки) в семье. Но и в родительской семье дети находятся в той же ситуации: при большей похожести на отца они часто лишены контакта с ним, в противовес преобладающему влиянию матери в семье. История, как мы видим, повторяется, что не безразлично для формирования таких личностных категорий, как чувство привязанности, любви у девочек младшего и полоролевой идентификации у мальчиков старшего дошкольного возраста.

Если рассматривать клинические (отклоняющиеся от нормы) сочетания черт характера, то по всей женской линии, особенно у матери и бабушки, выделяются сензитивность и тревожность в виде аффективно заостренной эмоциональной чувствительности и беспокойства. Конституционально общими будут также преобладающие по женской линии мнительность и негибкость мышления (ригидность). По обеим линиям общей будет гиперсоциальная направленность личности, что, с одной стороны, отражает положительную социальную направленность в исследуемых семьях (чувство обязанности, долга, принципиальность), а с другой — заданность и максимализм, трудность компромиссов.

Более характерологически отягощены матери, чем отцы; в свою очередь, бабушки по линии матери отягощены больше, чем дедушки. В целом, отягощенность в родительских и прародительских семьях больше выражена по женской линии, что подчеркивается наличием частой нервности у матери в детстве и невротического состояния в настоящем. Следовательно, можно говорить не только о большем психологическом влиянии по женской линии в прародительских и родительских семьях, но и большей отягощенности по этой линии. Если по женской линии общими будут, скорее, аффективно-характерологические расстройства, то по мужской — психомоторные нарушения: тики, заикание, энурез. По обеим линиям имеет место нервно-психическая ослабленность в виде невропатии.

Дети с холерическим темпераментом в большей степени склонны к невротическим реакциям тревожного и возбудимого круга, с флегматическим темпераментом — к невротическим страхам и реакциям тормозимого круга.

Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Чаще это наблюдается на фойе невропатии и является одним из выражений общей измененной нервно-психической реактивности организма.

Менее частым, чем невропатия, источником нервно-психической ослабленности организма будет резидуальная церебральная органическая недостаточность. Оба вида патологии способствуют возникновению астенических расстройств, на фоне которых легче фиксируются невротические симптомы, прежде всего страхи, навязчивые мысли и опасения.

Часто речь идет об избирательной ослабленности или дефицитарности определенных систем организма, наиболее подверженных воздействию стресса. Это могут быть чрезмерно ускоренная или замедленная речь с элементами дизартрии при заикании; повышенная мышечная возбудимость при общей моторной недостаточности и высоком росте при тиках; нарушения биоритма сна при энурезе; проницаемость и возбудимость слизистых, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта при опосредованной стрессом бронхиальной астме, привычной рвоте, гастрите и ангиохолецистите; вегетососудистая лабильность в виде головных болей, неустойчивости пульса и артериального давления; аллергически повышенная чувствительность кожи и слизистых в виде экссудативно-катарального диатеза, ложного крупа, отека Квинке и нейродермита.

Длительно протекающий психический стресс и сам по себе приводит к определенным функциональным расстройствам в деятельности диэнцефального отдела мозга. Выражается это хроническим течением соматических заболеваний, впервые возникшей вегетососудистой дистонией и гормональной неустойчивостью в подростковом возрасте.

Возможен и смешанный вариант, когда хронический стресс, воздействуя через центральные регулирующие механизмы, заостряет уже ослабленные соматические сферы организма и приводит к появлению новых, психосоматически обусловленных нарушений.

При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.


перейти в каталог файлов

Блог о психических расстройствах и заболеваниях

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез


Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 174 с

Захаров А.И.. Книги онлайн


В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.

Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.

В книге представлен многолетний практический опыт автора в изучении неврозов у детей и восстановлении их психического здоровья, активизации природных возможностей, творческого роста и поиска согласия с родителями.

Комментарии читателей

Случайный прохожий / 19.10.2014 присоединяюсь к доброй памяти о талантливом ученом.
Очень проникся отрывком из замечательной работы Александра Ивановича , стал искать его книги и тут узнал о том, что его уже нет в живых.

Светлая память этому замечательному человеку.

Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез

Оглавление


Человеческая природа и социальный порядокФункция враждебности состоит, без сомнения, в том, чтобы активизировать энергию сопротивления, усиливать эмоциональную мотивацию, направленную на самосохранение или развитие.

ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕПоближе к детской кроватке можно поместить икону — чтобы ребенок, когда лежит и болеет, видел ее. Хорошо бы затеплить лампаду. Когда родители входят в комнату, желательно, чтобы они благословляли сына или дочь своим троеперстием, особенно на ночь. Можно окружить ребенка освященными предметами.

ГЛАВА 1 АППАРАТ ПАМЯТИСущественной особенностью обрабатывающих регистров является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 ЕИ. Практика показывает, что полезнее ориентироваться на 5–7 ЕИ.

Глава 6. ТемпераментыПраздность и сидячий образ жизни так же вредны для этого темперамента, как избыток утомления и тяжелых забот; потому что первое предрасполагает к лимфатизму и тучности, а другое разгорячает кровь и дает начало желчному состоянию.

Элементы мысли[ 25 ]Следить в частности за отдельными результатами эволюции на этой ступени развития, очевидно, невозможно — так их много; но мы знаем, по счастью, две окончательные формы превращений

Вещие сныТак прошли годы. Михаил не чувствовал себя особенно счастливым, но у него все было, как у всех. Все его знакомые мужчины не очень ладили со своими женами, выпивали, старались заработать и отдыхали душой на рыбалках и в гараже. Зато росли дети. Танечке было уже тринадцать, а Роберту девять.

СПАРИВАНИЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ БЫСТРОЕНапоследок зададимся вопросом: почему унаследованные нами от предков программы так противоречивы?- Неужели и у других животных такая же сумятица? Оказывается, нет: обычно у диких видов программы весьма согласованы, притерты друг к другу; новые программы реализуются четко, а древние, которым они.

Глава 17.. Правда тела.Я, пожалуй, берусь утверждать, что все формы лжи и обмана представляют собой ускользание от истинной сущности самих себя или от правды тела. Конечно, тело и самоосознание не могут быть двумя разделенными сущностями. Однако это не полностью подтверждает мою мысль. Мне бы хотелось донести до вас.

Захаров, Александр Иванович

Александр Иванович Захаров (12.10.1940 — 1.06.2008) — доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Александр Иванович одним из первых в отечественной психотерапии стал применять наряду с гипносуггестивными методами, которыми он прекрасно владел, приемы психодрамы и арттерапии при лечение неврозов у детей.

Научные исследования А.И.Захарова посвящены детской и семейной психологии и психотерапии. Им опубликовано более 100 научных трудов, из которых около 40 монографий. Научные труды А.И. Захарова хорошо известны и пользуются огромной популярностью в психологической среде Санкт-Петербурга, России и за рубежом. А.И. Захаров подготовил 10 кандидатов наук, он также являлся научным консультантом многих кандидатских и докторских диссертаций. Многие из его учеников, студентов, аспирантов, которые проводили свои первые научные исследования под его руководством, в настоящее время работают практическими психологами, оказывают психологическую помощь детям и взрослым.

Рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.