Предупреждение неврозов у детей файнберг

  • Дети

Описание книги

В брошюре рассказывается о наиболее распространенных из функциональных заболеваний нервной системы - неврозах, о причинах их возникновения, проявлениях и методах лечения у детей.

Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

  • Дети


Ни одной рецензии нет











  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Что в имени тебе моем.
  • Заразительное одиночество
  • Все дороги ведут домой
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
  • 10 книг, которые помогут разобраться в медицине
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • Деньги
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

Мягер В. К. Критерии эффективности психотерапии. - В кн.: Кли-нико-психологические исследования личности. -Л., 1971, с. 237-239.

Мягер В. К. Общие принципы и методика семейной психотерапии у больных неврозами. - В кн.: Тезисы докладов конф. по психотерапии. - М., 1973, с. 83-87.

Мягер В. К. Дизицефальные нарушения и неврозы. - Л., 1976.

Мягер В. К. и Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Методические рекомендации. - Л., 1976.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

Мясищев В. Н. Значение проблемы неврозов, ее современное состояние и задачи ее разработки. - В кн.: Пограничные состояния. - М., 1965, с. 15-23.

Мясищев В. Н. Развитие учения о неврозах и психотерапии. - В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л., 1968, с. 64-72.

Мясищев В. Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973, с. 7-20.

Мясищев В. Н. и Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов. - Журн. невропатол. и психиатр., 1967, в. 6, с. 897-900.

Немчин Т. Л. Клинические особенности страха при неврозах. - В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л., 1965, с. 209-217.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. - М.; Л., 1934.

Остова Е. А. К вопросу о значении возрастного фактора в построении психических отклонений в дошкольном возрасте. - Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1932, в. 8, с. 377-385.

Остова Е. А. и Ижболдина О. Ф. К вопросу о психогигиенической и психопрофилактической работе в массовом детском саду. - В кн.: Вопросы психоневрологии детей и подростков. - М., 1934, с. 180-198.

Пакшвер И. Г. О различных методах лечебно-педагогического воздействия при невротических и психопатоподобных состояниях у детей и подростков. - В кн.: Материалы 3-й Всеросс. конф. по невропатологии и психиатрии детского возраста. - М., 1971, с. 271-272.

Певзнер М. С. Некоторые вопросы организации лечебно-педагогической работы. - В кн.: Вопросы психиатрии детского возраста. - М., 1962, с. 204-210.

Пивоварова Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. М., 1962.

Пивоварова Г. Н. и Симеон Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста. - В кн.: Неврозы. - Петрозаводск, 1956, с. 58-64.

Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М., 1962.

Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии. - М., 1971.

Рожнов В. Е., Лившиц Л. С. Лечебные внушения в парадоксальной фазе естественного сна. - В кн.: Тезисы докладов конф. по психотерапии. - М., 1973, с. 97-101.

Рожнов В. Е., Драпкин Б. 3. Особенности психотерапии детей и подростков. - В кн.: Руководство по психотерапии. - М., 1974, с. 259-272.

Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974.

Самойленко Н. С. Применение ритмики при работе с нервно-больными людьми. - В кн.: Психопатология и психопрофилактика детского возраста. - М., 1929, с. 108-115.

Симеон Т. П. Реактивные состояния и патологические развития личности в раннем детском возрасте. - Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1934, в. 1, с. 121 - 138.

Симеон Т. П. Реактивные состояния у детей, бывших в условиях оккупации. - Невропатол. и психиатр., 1944, в. 3, с. 40-45.

Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. - М., 1958.

Симеон Т. П., Модель М. М. и Гальперин Л. И. Психоневрология детского возраста. - М., 1935.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. - М., 1980.

Спиваковская Л. С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.

Стрельчук И. В. О некоторых физиологических механизмах гипнотера-певтического воздействия. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1966, с. 27-29.

Сухарева Г. Е. Опыт лечебной педагогики. - Педологич. журн., 1924, No 3/6, с. 95-106.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2.-М., 1959.

Сухарева Г. Е., Лапидес М. И. О работе психоневрологического кабинета для детей и подростков при психоневрологическом диспансере и детской поликлинике. - М., 1959.

Сухарева Г. Е. и Юсевич Л. С. Психогенные патологические реакции (неврозы). - В кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8.-М., 1965, с. 332-352.

Ташлыков В. А. Клинико-экспериментальное исследование взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии. - В кн.: Неврозы и пограничные расстройства. -Л., 1972, с. 38-43.

Токарский А. А. Гипнотизм в педагогике. - М., 1895.

Трифонов О. А. К динамике неврозов, начавшихся в детском возрасте. - В кн.: Клиническая динамика неврозов и психопатии. - М., 1967, с. 87-101.

Тупицын Ю. Я. Клинико-психологическис аспекты диагностики и лечения истерии. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973, с. 86-91.

Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. - М., 1966.

Ушаков Г. К. Детская психиатрия. - М., 1973.

Файнберг С. Г. К патогенезу реактивных состояний у детей. - В кн.: Вопросы детской психоневрологии. - Л., 1961, с. 333-338.

Файнберг С. Г. Особенности психотерапии у детей. - В кн.: Тезисы докладов конференции по психотерапии. - М., 1973, с. 127-131.

Федоров А. П. Эффективность лечения больных неврозами и ее клини-ко-психологические критерии. - В кн.: Проблемы медицинской психологии. - Л., 1976, с. 299-301.

Харитонов Р. А., Хрипкова Л. М. Две психологические игровые методики в клинике детской психиатрии. - В кн.: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. - Л., 1976, с. 130-132.

Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пеомь. 1971.

Шевченко Ю. С. Опыт организации амбулаторного психотерапевтического приема детей и подростков. - В кн.: IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. - М., 1976, с. 375-378.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973, с. 110-120.

Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний и психастении. -Л., 1958.

Abramovitz С. V. The Effectiveness of Group Psychotherapy with Children. - Arch. Gen. Psychiat., 1976, v. 31, N 3, p. 320-326.

Ackerman N. W. The Psychodynamics of Family Life: Diagnosis and Treatment of Family Relationships. - N. Y., 1958.

Adler A. Ober Den Nervosen charakter. - Munchen, 1928.

Adler A. Die Technic der individual Psyhologie. Erster Teil. - Munchen, 1928; Zweiter Teil.-Munchen, 1930.

Alien F. Psychotherapy with children.-N. Y., 1942.

Anderson H., Marrone R. T. Group Therapy for Emotionally Disturbed Children; A Key to Effective Education.-Am. J. Orthopsychiat., 1977, v. 47, N I, p. 97-103.

Axline V. M. Play therapy.-Boston, 1947.

Bandura A. Principles of Behaviour Modification.-N. Y., 1969.

Beal Cl. Utilisation de 1'expression corporelle dans un but psychothcrapique. - Rev. Neuropsychiat. infant., 1971, v. 19, N 9-10, p. 565-571.

BellJ. E. Family Group Therapy. - N. Y. 1957.

Berge A. Psychotherapie du groupe familial - Rev. Neuropsychiat. infant 1965, t. 13, N 9, p. 652-657.

Воuchal М., Dufkova D., Robes M. Thematicka psychoterapeuticka skupina. - Cesk. psyciat., 1973, N 3. 1. 163-170.

Bromwich R. M. Focus on Maternal behaviour in infant intervention.-Am. J. Orthopsychiat., 1976, v. 46, N 3, p. 439-446.

Buckle D., Lebovici S. Ребенок в семье. - В кн.: Семейная психиатрия и проблемы психогигиены в Европе. ВОЗ, т. 28.-Женева, с. 41-48.

Carroll E. I. Treatment of the Family as a Unit.-Pensilv. Med. J. 1960 v. 63, p. 57-62.

Carman I. De la possibilite chez 1'enfant d'une psychotherapie par ie jeu sans interpetation.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1973, t. 21, N 9, p. 543-550.

Cosnier L, Kohler C., Bonnefov S. A propos d'une experience de psychanalyse dramatique de groupe chez 1'enfant.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1971, t. 19 N 9-10, p. 498-517.

Dellaert R., Nultin B. L'expression corporelle spontancc de themes librement choisis.-Rev. Nevropsychiat. infant., 1969, t. 17, N 6-7, p. 435-442.

Duche I. D. Psychotherapies de 1'enfant - Paris, 1967.

Erikson E. H. Toys and reasons. In: Child psychotherapy: practice and theory/ Ed. M. R. Haworth-N. Y., 1964, p. 3-11.

Erikson Е. И. Identity: Youth and Crisis.-N. Y., 1968.

Eysenck H. Learning theory and behaviour therapy.-J. Med. Sci. 1959 v. 105, p. 61-75.

Frank J. D. Jak leery psychotherapia. - Psychotherapia, Krakow, 1977, b. 20 c. 3-10.

(Freud S.) Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Вып. 1-2. Пер. с нем.-М., 1922.

Freud S. New introductory lectures on psychoanalysts (1932-1933).-Compl. Psychol. Works, 1944, v.22, p. 1-182.

Freud S. The Psycoanalytical Treatment of a Child. Lectures and EssaysGardner R. A. Dramatized Slorylelling in Child Psychotherapy.-Acta paedopsychiat., 1975, v. 41, N 3, p. 110-116.

Ginott H. 0. Group Psychotherapy with Children-N. Y., 1961. uraham Ph. Management in Child Psychiatry: Recent Trends.-Brit. J. Psvchiat., 1976, v. 129, p. 97-108.

Hagman R. R. A study of fears of children of preschool age.-J. exp. Educ 1932, Nl.p. 110-130.

Horney K. Neurosis and Human Growth.-N. Y., 1950.

Howells I. 0. Theory and Practice of Family Psychiatry.-Edinburg, 1968.

(Hug-Helmuth И.) Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста. Пер. с нем. - Л., 1926.

Jones М. С. The elimination of children's fears.-J. exp. Psyc., 1924, N 7, p. 382-390.

Jung C. G. Analytical Psychology. Its Theory and Practice. - N. Y., 1970.

Kessterl. W. Psychopathology of childhood,-N. Y., 1966.

Klein M. Die Psychoanalyse des Kindes - Basel, 1971.

Krauss C., Scholz V., Knopfel M. Konfliktspiel lind dessen Modifizierung im Behandlungsverlant von Kindern.-Psychiat. Neurol. med. Psychol., (Lpz.), 1977, N 10, S. 606-609.

(Kretschmer Е.) Кречмер Э. Медицинская психология. Пер. с нем.-М., 1927.

Krevelen D. A. On the Use of the Family Drawing Test. - Acta paedopsychiat., 1975, v. 41, N3, p. 104-109.

Lamontague V. La therapie comportementable en psychiatric infantile.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1975, t. 23, N 5-6, p. 249-266.

Lebovici S. Psychodrama as applied to adolescents.-J. child, psychol. psychiat., 1961, N 1, p. 298-305.

Lehmann G. Erfahningen mit dem Stegreifmarchenspiel im Rahmen der klinischen Psychotherapie - Psychiat. Neurol. med. Psychol. (Lpz.), 1968. N 10, S. 374-380.

Levy D. M. Release therapy.-Am. J. Orthopsychiat., 1939, N 9, p. 913-936.

(Mayor А.) Майер А. Проблема преподавания психиатрии на основе генетически динамического направления.-Сов. психоневрол., 1934, в. 2, с. 17-31.

Male P., Girard-DoumicA., Benhamon F. L'Abord la Technique et 1'importance des psychotherapics du premier age.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1969. t. 17, N 12, p. 847-850.

Monod M., Basse J. Psychotherapie de groupe aupres d'adolescents presentant des troubles de expression.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1965, v. 13, N 12, p. 867-872.

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

Для понимания сущности неврозов у детей и методов их предупреждения необходимо разъяснить, что понимается под неврозами вообще, отчего они происходят и на какие виды делятся.

Неврозы и их связь с темпераментом ребенка.

Невроз- это длительное стойкое функциональное расстройство нервной системы, возникающие вследствие отрицательных эмоций (служебные или семейные неприятности, конфликты, испуг, волнения, неумение или нежелание применяться к существующим обстоятельствам и др.). При неврозе никакого анатомического повреждения в нервной системе ( или других органах) нет. Если жалобы и симптомы, похожие на таковые при неврозе, возникают не от психологических причин, а от ослабления организма, перенесенной инфекции, неправильной работы эндокринных желез, упадка питания и т.п., то это не свидетельствует о возникновении невроза и, в отличие от него, называется псевдо неврозом (ложным неврозом).

В отличие от душевнобольных невротики ясно ориентируются в окружающем, ответственны за свои поступки; у них нет никаких галлюцинаций или бреда; они понимают, что больны, и даже чаще всего считают себя более серьезно больными, чем это имеет место в действительности.

Существуют три основных вида неврозов: истерия, неврастения и неврозов навязчивых состояний. Каждый из них возникает при определенной предрасполагающей к нему высшей нервной деятельности (темпераменте), при характерных ошибках в воспитании и типичных жизненных ситуациях.

Чем же в основном характеризуются разные темпераменты и к каким видам неврозов они предрасполагают? Лица так называемого слабого типа высшей нервной деятельности не умеют переносить длительных или резких напряжений; они теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, внушаемы. Улиц слабого типа, при прочих равных условиях, чаще развивается истерия или так называемая астеническая форма неврастении с преобладанием слабости, плаксивости, пугливости.

Лица неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них чаще развивается гиперстеническая форма неврастении с преобладанием вспыльчивости, раздражительности, агрессивности.

Лица с инертным типом прочно закрепляют все условные рефлексы, не любят менять привычек, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливаются к новым условиям. У них чаще возникают неврозы навязчивых состояний.

Независимо от силы, уравновешенности и инертности нервных процессов лица с преобладанием первой сигнальной системы, т.е. с преимущественно образным, эмоциональным восприятием действительности, более склонны при нервных срывах к истерии, лица с преобладанием второй сигнальной системы, т.е. абстрактно-мыслительного типа, склонны к психастении (подвид невроза навязчивых состояний), а средние между ними (которых больше всего) - к неврастении.

Приведем пример, как типы высшей нервной деятельности проявляются у детей.

В кабинет, пугливо прижимаясь к матери, входит шестилетняя Вера. Она настороженно озирается по сторонам, а когда к ней обращаются с вопросом, то теряется, краснеет, отвечает тихим прерывающимся голосом. При виде неврологического молоточка, который берет доктор для проверки коленного рефлекса, она отшатывается, глаза ее наполняются слезами. По словам матери, девочка послушна и исполнительна, но крайне обидчива, плаксива, труслива; в детском саду при малейшем недоразумении забивается в угол и долго плачет. Пугается даже тогда, когда при ней бранят других детей. Дружит лишь с одной, тоже тихой, девочкой, а остальных детей сторонится. Шумных забав не любит. Охотно играет с детьми младшей группы, заботиться о малышах и утешает их. От участия в детской самодеятельности отказывается, хотя у нее хороший слух и голос и она охотно поет куклам, когда рядом нет посторонних. Нетрудно определить, что у девочки слабый тип высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности является сплавом врожденных и приобретенных черт, и поэтому целенаправленным воспитанием можно его значительной степени корригировать.

Детей слабого типа нужно постепенно приучать преодолевать препятствия, выполнять то, что им казалось трудным или страшным. Например, если ребенок боится собак, надо при нем гладить и кормить ласковую собаку, потом предложить сделать это и ему самому. Если он боится ходить по мосткам, надо проходить с ним за руку, потом подстраховывать, постепенно увеличивая высоту. Если боится спать один, надо понемногу, каждую ночь все больше, увеличивать расстояние между своей и его кроватями и т.п. Ребенка, теряющегося при ответах у классной доски, нужно дома тренировать в ответах, высказанных смелым тоном уверенного в себе человека. Хорошо влияют рассказы и чтения о храбрых людях и детях, которым хочется подражать. Каждый успех надо сопровождать похвалой; не обращать внимания на плач, следить, чтобы он не принес выгоды и сочувствия. Нельзя пытаться резко переломить страх. Например, боящегося плавать бросать в глубоком месте или с боящимся высоты делать вид, что выбрасываете его в окно, и т.п.

У детей неуравновешенного типа надо тренировать тормозной процесс. Для этого нужно запрещать как можно реже, но если пришлось запрещать, то делать это категорично.

Если ребенок хочет есть кашу с сахаром, а не с маслом, надеть синюю, а не красную курточку и т.п., пойдите на уступки, уважайте личность маленького человека.

Осуждать и запрещать в принципе надо лишь то, что в обществе мы осудили бы и запретили и взрослому. Например, ребенок разговаривает во время еды. Казалось бы, это нужно запретить, так как он и отвлекается, и может поперхнуться и т.п. Но ведь мы не осуждаем взрослых, ведущих застольную беседу. Поэтому и ребенку такой запрет будет казаться несправедливым. Другое дело, если ребенок хватает руками еду с общего блюда или залезает ложкой в тарелку к соседу - это мы позволить не можем, так как и взрослому это не дозволяется. Надо ребенку дать возможность разрядить энергию в социально-полезных формах (вовлекать в спорт, организованные военные игры, поручать быть ответственным за порядок в классе или дисциплину в группе, дать больше ярких новых впечатлений). Если такой ребенок говорит повышенным, раздраженным тоном, игнорировать его требования, но по возможности удовлетворять спокойно высказанные просьбы. Избегать наказаний, ограничивающих свободу и активность.

Детей инертного типа надо приучать к новым впечатлениям, к смене привычек и стереотипа, менять время от времени распорядок дня. Хорошо втягивать таких детей в туристские походы, где естественно, обстановка отличается от привычной.

Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм. На сегодняшний день с неврозами столкнулось примерно 3-20% населения планеты. Чаще всего от неврозов в подростковом возрасте страдают девочки – примерно в трети случаев.

Из-за невроза происходит расстройство системы отношений, которое больше всего сказывается на отношении к себе. Подросток может иметь или слишком заниженную самооценку или же противоречивую. Также большую роль в развитии проблемы играют конфликты личностного характера.

В случае с подростками крайне отрицательно на психологическом здоровье сказываются конфликты в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.


Из-за чего происходит развитие заболевания

Есть всего две причины, которые могут спровоцировать развитие невроза у подростков. К ним относят непосредственно причины психологического характера, а также физиологического – тип нервной системы.

К особенностям нервной системы, из-за которых развивается невроз у подростков, можно отнести следующие пункты:

  • Подросток слишком чувствителен или эмоционален. Такие дети очень активно реагируют на самые разные события.
  • Они не могут отстоять свои интересы и чувствуют себя беззащитными.
  • Страдают постоянной тревожностью. Имеют некоторые страхи и склонность к беспокойству.
  • Обладают сильной впечатлительностью – могут на долгое время запоминать какие-то обиды или же неприятные ситуации.
  • Наблюдается интроверсия – ребенок держит все свои переживания, эмоциональные ощущения, противоречия в себе.
  • Имеют слишком высокую потребность в быстром самоутверждении.


Неврозы у подростков возникают из-за слабой нервной системы и слишком высокой психоэмоциональной нагрузки. Причины психологического характера чаще всего проявляют себя во время кризиса в возрасте. В случае с подростками это возраст от 12 до 16 лет. В этом случае, кроме возможных, полученных ранее психологических травм, начинают давать о себе знать постоянные перепады настроения, гормональная перестройка, слишком частые депрессии по пустякам.


Симптомы невроза в пубертатном возрасте

К основным признакам невроза можно отнести следующие моменты в поведении:

  • Постоянная раздражительность и резкие перепады настроения.
  • Подростки становятся очень уязвимыми, ранимыми, чувствительными. Если ребенок будет скрывать все это, как дополнение, появится более серьезный симптом – интроверсия.
  • Симптомами невроза у подростков в большинстве случаев является сильно угнетенное настроение и частые депрессии.
  • Возникают разнообразные фобии или страхи.
  • У подростка, больного неврозом, частыми будут истерики, которые могут проявляться самыми разными способами.

Виды невротического расстройства

По симптомам неврозы у детей и подростков бывают нескольких видов. Правильно определив форму этого заболевания, можно назначить подходящее лечение. Поэтому в случае невротического расстройства необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Неврастения

Заболевание проявляется очень сильной и быстрой утомляемостью. Подросток постоянно чувствует себя уставшим, снижается работоспособность, он очень раздражен, не может получить удовольствие от ранее любимого занятия, чувствует внутреннее напряжение, страдает головными болями, частым головокружением, со временем появляются проблемы со сном. При наличии неврастении в несколько раз усиливается умственное напряжение, ребенок не может сконцентрировать на чем-то определенном свое внимание, постоянно возникают ассоциации или воспоминания, которые отвлекают.


Есть и другой тип проявления неврастении. Она проявляется в виде сильной физической слабости. При любой нагрузке возникает истощение, появляются боли в мышцах и подросток не может полноценно расслабиться. Основой данного вида невроза принято считать конфликт психологического характера. Возникает противоречие между тем, что может сделать на самом деле ребенок, и слишком высокими требованиями к самому себе.

Невроз навязчивых состояний

Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.

Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.


Невроз истерического типа

Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.

  • К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
  • Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
  • Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
  • Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Депрессивный невроз

В этом случае подросток хочет и делает все возможное, чтобы уединиться. При этом постоянно присутствует депрессия, подавленное настроение. В таком состоянии подросток способен на необдуманные действия.

Невроз ипохондрического характера

Возникает из-за сильного страха у подростка заболеть какой-либо болезнью. Лечить невроз в подростковом возрасте обязательно нужно комплексно. Также важно учитывать разные факторы: психологическое состояние, физиологические признаки заболевания.


Лечение неврозов у подростков

Лечить заболевание необходимо с помощью следующих специалистов:

  1. Невролог. Он поможет вылечить именно нарушения неврологического характера. Если будет необходимость, назначит специальные успокаивающие препараты, проведет нужную диагностику.
  2. Детский и семейный психолог. Поможет восстановить психологическое здоровье подростка и благоприятный климат в семье, выберет максимально подходящую в каждом индивидуальном случае модель воспитания ребенка.
  3. Психотерапевт для психотерапии неврозов у подростков. Этот доктор лечит навязчивые состояния, может провести при необходимости несколько сеансов гипноза. В лечении подросткового невроза именно психотерапевт играет самую важную роль.
  4. Иные специалисты узкого профиля. Возможно, понадобится проконсультироваться у психиатра или эндокринолога. Лечить невроз можно с помощью иглотерапевта, массажиста, рефлексотерапевта.

Если подойти к лечению подросткового невроза комплексно, то можно полностью избавиться от всех присутствующих симптомов. Но стоит всегда помнить, что уязвимость нервной системы – это свойство, которое будет преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. Психотерапия неврозов у детей и подростков позволяет эффективно избавиться от этого недуга.


Профилактика невроза

Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.

  1. У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
  2. Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
  3. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
  4. Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
  5. Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
  6. Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.

Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.