Проблемы с речью при неврозах

В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

Существует две формы этого патологического состояния:

  1. Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
  2. Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.

Причины и виды заболевания

Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

  • психоэмоциональные потрясения;
  • поражение нервной системы инфекционного характера;
  • нарушения эндокринной системы;
  • ДЦП.

Существует три вида логоневроза:

  • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
  • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
  • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.

Симптомы нарушения

Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

  • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
  • затрудненное произношение слов;
  • спазм языка и губ;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • появление гримасы;
  • ускоренное моргание;
  • психическое напряжение;
  • нарушение сна;
  • повышенная потливость;
  • отсутствие аппетита;
  • развитие чувства неполноценности.

Стадии развития отклонения

Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

  1. Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить
    выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
  2. Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
  3. С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
  4. Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.

Осмотр и диагностика

В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

  • нарушения ритмичности речи;
  • в начале речи появляются запинки и трудности;
  • есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.

Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

Выясняются следующие свойства:

  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • постоянные или приходящие проблемы с речью;
  • в какой период возникли жалобы;
  • с чем связано нарушение речи;
  • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.

Коррекция и восстановление


Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

  • седативные средства: Афобазол, Новопассит.
  • общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
  • средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.

Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист
воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.

Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

  • сбалансированное и здоровое питание;
  • режим труда и отдыха;
  • достаточный и полноценный сон;
  • исключение развития стрессовых ситуаций;
  • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом;
  • общение со сверстниками;
  • обучение плавности и неторопливости речи;
  • уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
  • правильно произносить звуки;
  • следить за мимикой;
  • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Интересные факты из истории логоневроза


Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

Нарушения речи являются не только проблемой здоровья, но и социальной проблемой, поскольку в большинстве случаев они приводят к снижению самооценки и трудностям в установлении межличностных контактов.

Важно отметить, что причины их возникновения могут быть различными. Они могут возникнуть в результате неправильной анатомии речевого аппарата (например, из-за короткой уздечки), а также из-за психических и неврологических проблем (речевые расстройства часто являются первым предвестником спектра аутизма).

Одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей является заикание. Есть также частые дефекты речи (дислалия), афазия, дизартрия и невроз речи.

1. Нарушения речи: заикание

Заикание считается одним из наиболее распространенных нарушений речи, которое встречается как у детей, так и у взрослых.

Характеризуется нарушениями некоторых элементов речи, в том числе: скорости речи, длительности отдельных звуков, ритма речи и интонации.

Заикание считается расстройством речи, когда оно существенно нарушает беглость речи, мешает пониманию и установлению межличностных контактов.

Заикание, как и другие нарушения речи, является психологической проблемой, поскольку часто сопровождается смущением и чувством дискомфорта.

По словам неврологов, в 90% случаев заикание происходит во время развития речи, как правило, в дошкольном возрасте у детей с задержкой речевого развития.

Причины заикания могут быть разными. Медики отводят большую роль психофизическим и социальным факторам. На нарушения речи у детей также могут влиять наследственность, низкая лингвистическая эффективность и низкая двигательная подготовленность.

У многих людей заикание является следствием сильного влияния психофизических факторов, в том числе: психической травмы, длительного стресса, беспокойства, тревоги и чрезмерного напряжения.

2. Расстройство речи: дислалия

Дислалия является одним из наиболее часто диагностируемых нарушений речи. Она могут иметь разнообразный субстрат – чаще всего возникает в результате:

  1. Неправильная конструкция речевого аппарата (в том числе неправильный прикус).
  2. Задержки в развитии речи.
  3. В ходе афазии (нарушения речи из-за искажения структур головного мозга).
  4. Детский паралич мозга.
  5. Нарушение слуха.

Нарушения речи у ребенка следует лечить под руководством логопеда, невролога и ЛОР-специалиста.

3. Расстройство речи: афазия

Афазия определяется как нарушения речи, возникающие в результате искажения структур мозга. Эти искажения могут принимать различные формы.

  1. Афазия экспрессивного восприятия (полная), которая характеризуется недостаточным развитием речи или полной потерей речи, а иногда и отсутствием понимания речи.
  2. Моторная (частичная) афазия, для которой характерно недостаточное развитие языковой экспрессии.
  3. Сенсорная афазия (акустическая), для которой характерны проблемы с пониманием речи при сохранении способности говорить.

Афазия – это группа нарушений речи, которая часто сопровождает умственную отсталость, нарушения слуха и речи.

Афазия у детей может иметь различные причины, среди которых наиболее распространенными являются:

  1. Задержки созревания корковых центров.
  2. Органические микроповреждения головного мозга.
  3. Замедление процесса создания нервных волокон, нервных оболочек.
  4. Аномальное развитие нервов, отвечающих за речевой аппарат.
  5. Нарушения в развитии, которые возникали в течение жизни плода (обычно в первом триместре беременности).

Детская афазия обычно возникает в раннем детстве. Чаще всего, когда языковые навыки начинают развиваться или, когда ребенок уже приобрел их частично.

Важно отметить, что афазия может принимать различные формы, что затрудняет ее диагностику. Иногда дети могут иметь полную утрату уже освоенных языковых навыков. Очень важно различать развивающуюся и приобретенную афазию.

4. Нарушения речи: дизартрия

Дизартрия – это нарушение речи, которое поражает как детей, так и взрослых. Дизартрия является следствием повреждения нервных путей, связанных с преобразованием импульсов мозга в звуки.

Существует несколько различных типов дизартрии:

Бульбарная дизартрия – сопровождается искажениями при реализации звуков, требующих мышечного напряжения. Это губные согласные, небные согласные и допингвистические согласные.

Важно отметить, что эти типы речевых расстройств часто сопровождаются расстройствами пищевого поведения, которые могут привести к проблемам с желудком.

Дизартрия мозжечка – является следствием повреждения мозжечка, что обычно приводит к проблемам с координацией и скоростью речи.

Человек, затронутый этим расстройством речи, обычно делает перерывы во время разговора.

Кортикальная дизартрия – является следствием повреждения моторной области коры головного мозга вместе с речевой областью.

В то же время это может быть двустороннее повреждение, которое приводит к парализации речевого аппарата, или одностороннее, что приводит к ограничению его подвижности.

5. Нарушения речи: речевые неврозы

Речевые неврозы в основном возникают в стрессовых ситуациях и часто встречаются у детей из неблагополучных семей. Они также могут проявляться в трудных, эмоциональных условиях для ребенка, например, в случае развода родителей или смерти одного из них.

Невротические нарушения речи включают в себя:

  1. Мутизм, который характеризуется полным исчезновением или отсутствием речи при понимании устной речи.
  2. Заикание, которое является расстройством темпа речи, состоящим в потере слогов и нарушении речевой беглости.
  3. Эхолалия, которая заключается в неконтролируемом повторении предложений и слов.

Основная цель – призвать родителей не откладывать консультации с логопедом в случае нарушения речи у детей. Более ранняя работа ребенка с логопедом может практически устранить проблему.

Причиной невроза у взрослых в большинстве случаях выступают конфликты (внутренние или внешние), стрессы, действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, долговременное перенапряжение эмоциональной или интеллектуальной сфер психики.

Причины невроза

Возникновение данного состояния зависит от множества физических и психологических факторов. Наиболее часто специалистам в клинической практике приходится сталкиваться с такими этиопатогенетическими воздействиями:

— длительные душевные переживания либо умственные перегрузки. Например, высокая учебная нагрузка способна привести к развитию неврозов у детей, а у людей молодого и зрелого возраста этими факторами выступают потеря работы, развод, неудовлетворенность своей жизнью;

— невозможность решить личные проблемы. Например, ситуация с просроченной задолженностью по кредиту. Психологическое длительное давление со стороны банка вполне может привести к невротическим расстройствам;

— рассеянность, которая привела к негативному последствию. Например, человек оставил включенным электроприбор, и случилось возгорание. В подобных случаях может развиться невроз навязчивых состояний, при котором человек пребывает постоянно в сомнениях по поводу того, что он забыл сделать нечто значимое;

— интоксикация и болезни, приводящие к истощению организма. Например, неврозы могут возникать вследствие не проходящих длительно инфекционных болезней (грипп, туберкулез). Также неврозы зачастую развиваются у лиц, которые зависимы от употребления спиртных напитков или табака;

— патология развития центральной нервной системы, которая сопровождается неспособностью к длительному физическому и умственному труду (врожденная астения);

— расстройства невротического характера способны развиваться без видимых на то причин, выступая следствием болезненности внутреннего мира и самовнушаемости пациента. Такая форма заболевания зачастую встречается у женщин с истероидным типом характера.

Идти ли к терапевту?

И все же нередко опытный терапевт дает больному направление на поход к психотерапевту. Но это возможно лишь в том случае, когда врач получает от пациента подтверждение произошедшего в недавнее время нервного расстройства или стрессовой ситуации. По тому же принципу поступают неврологи, эндокринологи и доктора прочих направлений, к которым за помощью обращаются люди с ярко выраженной физической проблемой, вызванной психологическим фактором.

Симптомы невроза

Клиническую картину неврозов условно разделяют на две большие группы: симптомы соматического и психического характера. И те, и другие встречаются при всех разновидностях невропатических расстройств, но каждый из видов невроза обладает своими собственными признаками, позволяющими провести дифференциальную диагностику.

Симптомы невроза психопатического характера включают следующие проявления:

— неуверенность в своих силах, хроническую тревогу, нерешительность, усталость. Пациент, пребывая в таком состоянии, не ставит перед собой жизненных целей, не верит в себя, уверен в отсутствии успеха. Нередко у больных создаются комплексы неполноценности, касающиеся отсутствия способностей к общению и недовольство собственной внешностью;

— пациент, испытывая постоянную усталость, не желает делать какие-либо активные действия в учебе и для продвижения по работе, у него существенно снижается работоспособность, а также отмечаются частые нарушения сна (сонливость или бессонница).

Помимо сказанного, к признакам невроза относят неадекватную самооценку, которая может быть как завышенной, так и заниженной.

Симптомы невроза соматического характера включают следующие проявления:

— эпизодическую боль в сердце, возникающую в состоянии покоя или при физической нагрузке;

— признаки вегето-сосудистой дистонии, потливость, тремор конечностей, выраженное беспокойство, которые сопровождаются гипотоническим синдромом.

В моменты критического снижения артериального давления больной может потерять сознание, упасть в обморок.

Признаки невроза у взрослых способны проявляться в появлении психалгий, для которых характерно выражение болевых ощущений без органической патологии.

Боли в таких случаях выступают панической реакцией психики на ожидание этого пациентом. Зачастую у человека складывается такая ситуация, когда с ним происходит именно то, что он подсознательно не выпускает из мыслей и чего он боится.

Признаки невроза

О наличии данного расстройства у человека могут говорить следующие признаки:

— эмоциональное неблагополучие без видимых причин;

— проблемы в общении;

— частое переживание чувства страха, тревоги, тревожного ожидания чего-то;

— возможны паническое расстройство или панические атаки, фобии;

— нестабильность настроения, резкая или частая его изменчивость;

— противоречивость и неопределенность системы ценностей, жизненных предпочтений и желаний, цинизм;

— неадекватная самооценка: завышение или занижение;

— высокая чувствительность к стрессам в виде отчаяния или агрессии;

— тревожность, ранимость, обидчивость;

— зацикленность на психотравмирующей ситуации;

— попытки быстро работать заканчиваются утомлением, снижением внимания и мыслительной способности;

— отмечается у человека возникновение повышенной чувствительности к перепадам температур, яркому свету, громким звукам;

— расстройства сна: сон тревожный, поверхностный, не приносящий облегчения, по утрам отмечается сонливость;

— сердечные и головные боли;

— повышенная утомляемость, чувство усталости, общее снижение работоспособности;

— потемнения в глазах от перепадов давления, головокружения;

— боли в области живота;

— сложность держать равновесие, нарушения вестибулярного аппарата;

— нарушение аппетита (недоедание, чувство голода, переедание, при приеме пищи быстрая насыщаемость);

— нарушения сна (бессонница), раннее пробуждение, плохое засыпание, отсутствие полноценного чувства отдыха после сна, ночные пробуждения, кошмарные сновидения;

— психологический страх физической боли, повышенная забота о своем здоровье;

— вегетативные нарушения: повышенная потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка, скачки артериального давления, учащенные позывы к мочеиспусканию, кашель, жидкий стул;

— снижение потенции и либидо.

Формы невроза

В настоящее время получили распространение следующие формы невроза:

— неврастения, для которой характерны, следующие симптомы — постоянные головные боли, повышенная утомляемость, повышенная ранимость, сложности при концентрации внимания. Выделяют три стадии данной формы невроза.

Первый этап развития расстройства отмечается выраженной раздражительностью без соматических признаков, при этом физическая и умственная работоспособность сохраняется.

На втором этапе больной ощущает снижение работоспособности, что усугубляет его состояние. Заключительная стадия заболевания отмечается выраженной вялостью, слабостью, апатией. Развивается астенический синдром;

— депрессивный невроз. Данное состояние является результатом как невротической, так и психогенной депрессии. Для данного расстройства свойственно нарушение режима сна, плохое настроение, тягостные ощущения, утрата способности радоваться. Возможны также нарушения сердцебиения, головокружения, повышенная чувствительность, дисфункции желудочно-кишечного тракта, слезливость. Часто у больного отмечается лишь незначительное снижение работоспособности. При наличии психогенного депрессивного невроза человек ощущает себя не нужным, брошенным, жалуется на уныние, тоскливость, у него возникают комплексы неполноценности. Соматически отмечается гипотония, половая дисфункция, заторможенность.

— невроз навязчивых состояний. Для этого расстройства характерны действия и мысли, которые воспринимаются как чуждые, но не исчезающие и не поддающиеся контролю;

— ипохондрический невроз. Данное расстройство выступает следствием болезненного страха очутиться в ситуации, представляющейся человеку безвыходной, или проявляется беспокойной возможностью заболеть какой-нибудь тяжелой болезнью.

Данная форма расстройства очень часто проявляется в виде истерии или в форме невроза навязчивых состояний. Как правило, у больного отмечается большинство психических симптомов из приведенного выше списка. При этом пациент регулярно проходит медицинские обследования, читает медицинскую литературу, но продолжает у себя подозревать неизлечимое заболевание. Подобные явления нередко отмечаются среди студентов-медиков или людей, работающих в хосписе.

Эти проявления и симптомы психических расстройств могут быть, как кажется на первый взгляд не такими очевидными.

Вся диагностика и лечение неврастении, навязчивого невроза, истерического невроза и других заболеваний должны проходить только под контролем специалиста.

Лечение невроза

Существует множество теорий и методов лечения неврозов у взрослых. Терапия проходит по двум основным направлениям – фармакологическому и психотерапевтическому. Применение средств фармакологической терапии осуществляется лишь при крайне тяжелых формах болезни. Во многих случаях бывает достаточно квалифицированно проведенной психотерапии.

Психотерапия при неврозах. Основной задачей психотерапии при неврозах выступает нормализация взглядов больного на окружающий мир, выявление причин, вызвавших расстройство, расширение круга интересов пациента.

Выздоровление, как правило, наступает, если больному удается с помощью врача-психотерапевта осознать причину своих беспокойств и страхов. После этого все то, что не давало пациенту нормально жить, уже не будет казаться столь значимым и важным.

Психиатры и современные психологи в терапии невротических состояний применяют три основных метода воздействия: беседа, когнитивная психотерапия и гипноз.

В случаях, когда методики психотерапии в лечении неврозов, не приносят ожидаемого результата, то возникает необходимость проводить медикаментозную терапию.

Для этого используют несколько групп лекарственных препаратов:

— ноотропные препараты и психостимуляторы.

Транквилизаторы по своему фармакологическому эффекту сходны с нейролептиками, однако обладают другим механизмом воздействия, стимулируя выброс гамма-аминомасляной кислоты. Имеют выраженное седативное и релаксирующее действие. Назначаются короткими курсами при неврозах навязчивых состояний.

Транквилизаторы уменьшают чувства страха, тревоги, эмоциональную напряженность. Тем самым делают пациента более доступным психотерапии. Транквилизаторы в больших дозах первое время могут вызывать чувство вялости, сонливости, легкой тошноты, разбитости. В дальнейшем эти явления проходят, и трудоспособности данные препараты не нарушают. В виду того, что транквилизаторы замедляют время реакции и снижают активность внимания, то назначать их водителям транспорта необходимо с большой осторожностью. В медицинской практике чаще назначают транквилизаторы — производные бензодиазепина — хлордиазепоксид (Либриум, Элениум), Диазепам (Валиум, Седуксен), Тазепам (Оксазепам), Эуноктин (Нитразепам, Радедорм). Они обладают противо-судорожным, противотревожным, вегетонормализующим и легким снотворным действием.

Также широко применяются такие транквилизаторы, как Андаксин (Мепротан, Мепробамат), и Триоксазин. Каждый из препаратов имеет свои психофармакологические особенности.

При выборе транквилизаторов психотерапевт учитывает не только симптомы расстройства, но и индивидуальную реакцию на него пациента. Так, например, одни пациенты хорошо переносят Триоксазин и плохо Седуксен (Диазепам), другие — наоборот. Дозы препарата подбирают индивидуально, начиная с одной таблетки Седуксена (5 мг) или Либриума (10 мг). Ежедневно дозу лекарства повышают на 1-2 таблетки и дают в среднем 10-30 мг Седуксена или 20-60 мг Либриума.

Нейролептики (Аминазин и пр.) имеют антипсихотическое действие, оказывают снотворное и успокаивающее воздействие, устраняют галлюцинации, но при длительной терапии могут вызвать депрессию. Назначаются при истероидной форме невроза.

Антидепрессанты (Амитриптиллин и пр.) обладают выраженным седативным действием. Применяются при неврозах, сопровождающихся страхом и тревогой. Могут применяться парентерально или в таблетированной форме.

Ноотропные препараты (Ноотропил и пр.) и психостимуляторы имеют возбуждающее воздействие, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную работоспособность, уменьшают чувство утомления, вызывают ощущение прилива сил и бодрости, временно, препятствуют наступлению сна. Назначаются при депрессивных формах невроза.

Физиологическое действие психостимуляторов во многом сходно отчасти с действием адреналина и кофеина, также обладающих стимулирующими свойствами.

Из стимуляторов чаще других применяются Бензедрин (Фенамин, Амфетамин) по 5-10 мг 1-2 р. в день, Сиднокарб по 5-10 мг 1-2 р. в первую половину дня.

Помимо общеукрепляющих средств, при астенических состояниях, специалисты назначают следующие тонизирующие препараты:

— корень женьшеня по 0,15 г по 1 т. 3 р. В день или по 25 капель 3 р. в день за 1 ч. до еды;

— настойка лимонника по 20 капель 2 р. в день;

— экстракт элеутерококка по полчайной ложки 3 р. в день за полчаса до еды;

— экстракт левзеи по 20 капель 2 р. в день до еды;

— настойка стеркулии по 20 капель 2-3 р. в день;

— настойка заманихи по 30 капель 2-3 р. в день;

— настойка аралии по 30 капель 2-3 р. в день;

— Сапарал 0,05 г по 1 т. 3 р. в день после еды;

— Пантокрин по 30 капель 2-3 р. в день до еды.

Для улучшения качества сна и уменьшения эффективной напряженности больным неврозами назначаются небольшие дозы снотворных.

В лечении невроза очень хорошо зарекомендовал себя гипноз и аутотренинг.

Какие проблемы решает психотерапевт?

Психотерапевт – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается решением проблем, вызванных нарушениями психики легкой и средней степени тяжести.

Стоит увидеть: Невроз и алкоголь

В успехе лечения большую роль играют доверительные отношения, потому что смысл психотерапии заключается в поиске травмирующих ситуаций, произошедших с пациентом. Он должен быть искренен с врачом и рассказать о своем прошлом, не стесняясь неприглядных подробностей и личных эмоций. Говоря кратко, в ходе сеансов нужно найти в сознании и подсознании то, о чем человек больше всего не хочет вспоминать.

Лечение неврозов – компетенция именно психотерапевта. Но при наличии биологических факторов, провоцирующих расстройство, понадобится помощь специалистов и другого профиля. Этот врач поможет справиться с проявлениями психологических нарушений, в том числе с агрессией или подавленностью, тревожностью, апатией и депрессией.

При работе с пациентами опытный психотерапевт пользуется руководством для врачей при неврозах. Обычно взаимодействие проходит в трех ключевых направлениях:

  1. Психоанализ, который позволяет заглянуть в подсознание человека и рассмотреть его потребности. На основе полученной информации врач определяет особенности психики и сознания пациента, изучает психотравмирующие факторы и ситуации, которые имели место быть в прошлом. Так психотерапевт находит корень проблемы, благодаря чему можно успешно вылечить расстройство.
  2. Экзистенциальная психология базируется на изучении жизни человека как целостной картины. Это позволяет определить социальные связи пациента с его близкими, друзьями, коллегами и окружающим миром в целом. Важную роль играют и отношения с самим собой.
  3. Гештальт-терапия работает с саморегуляцией психики пациента, его способностей контролировать свою сознательность и нести ответственность за свою жизнь.

Методы работы в психотерапии разнообразны. Самым распространенным из них является беседа. Также могут быть использованы групповые занятия, гипноз.

Медикаментозная терапия (преимущественно с использованием антидепрессантов) направлена на устранение симптомов невроза. Для пациентов с легкой формой расстройства она не требуется.

Прием психотропных препаратов только на время устраняет проявления недуга, тогда как успешная психотерапия позволяет определить первоначальную причину, проработать ее и вернуть человека к полноценной жизни.

Как лечить невроз

При неврозах очень эффективна в лечении успокаивающая музыка, которая влияет на психоэмоциональное состояние индивида. Уже доказано учеными, что правильно подобранная музыка способна влиять на важнейшие физиологические реакции: ритм сердечных сокращений, процессы газообмена, артериальное давление, глубину дыхания, активность нервной системы. С точки зрения биоэнергетики, музыка может изменять энергию внутри тела индивида, достигая гармонии на всех уровнях – эмоциональном, физическом, духовном.

Музыкальные произведения могут противоположно менять настроение человека. В связи с этим, все музыкальные композиции подразделяют на активизирующие и успокаивающие. Психотерапевты используют музыку, в качестве метода, способствующего выработке эндорфинов и позволяющего больному испытать наиболее для него желаемые эмоции, помогая в преодолении депрессивных состояний. Официально музыкотерапия получила признание в странах Европы еще в XIX веке. В настоящее время музыку используют при заикании, а также психических, невротических, психосоматических заболеваниях. Музыкальные ритмы и звуки избирательно действует на человека. Классические этюды способны снимать тревожность и напряжение, выравнивать дыхание, расслаблять мышцы.

Внутренние конфликты и стрессы заставляют людей находить успокоение, обращаясь к специалистам, осваивая эффективные методы релаксации, для восстановления нервной системы. Подобные техники сопровождают особые мелодии, служащие фоном для них и оказывающие расслабляющее воздействие.

Чем занимается невролог

Невролог помогает в тех случаях, если невроз имеет биологические причины. Это могут быть различные заболевания нервной системы: головного и спинного мозга человека, отдельных нервов, которые пронизывают тело. Она управляет всеми органами.

Стоит увидеть: Сколько длится невроз

Очень часто пациенты с неврозом обращаются в первую очередь к неврологу, потому что их беспокоит бессонница, головные боли, панические атаки и даже обмороки. Некоторые могут жаловаться на вполне реальные неприятные ощущения в грудной клетке, напоминающие сердечный приступ. Такие вегетативные симптомы свойственны и неврозу.

Невролог проводит необходимые исследования и, если это необходимо, назначает лечение и профилактические процедуры. Это может быть массаж, занятия гимнастикой и йогой, мануальная терапия. В некоторых случаях показано медикаментозное и иное лечение. Но медицинская практика показывает, что 50% клинических случаев при обращении к неврологу требует помощи именно психотерапевта

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.