Проективные методики для выявления невроза


Описание к тесту для диагностики невроза.

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб из 63 вопросов) изначально разрабатывалась в 1975 году как опросник обследования невроза, используемый в целях предварительной доврачебной диагностики.

При создании методики авторы исходили из того, что жалобы больных неврозами носят специфический характер и в них, в отличие от больных с патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера.

Современный тест может использоваться в психодиагностике как первичный инструмент для оценки основных симптомов невроза.

Методика стандартизирована для взрослых лиц (в возрасте от 16 до 60 лет). Опросник крайне прост, состоит из 40 утверждений, длительность обследования с его помощью составляет 5-10 мин.

Инструкция к тесту на невроз.

Вопросы к методике на диагностику невроза.

  1. Я чувствую, что внутренне напряжен(а).
  2. Я часто так сильно во что-то погружен(а), что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легко ранимым(ой).
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. У меня часто без особых причин возникает чувство безучастности и усталости.
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  8. Я довольно нервный(ая).
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный(ая).
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Мое настроение легко меняется.
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  19. Я хотел(а) бы быть таким же счастливым(ой), какими кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  22. Я иногда испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен(йна), что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Я иногда слишком сильно беспокоюсь из-за незначительных вещей.
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я несчастлив(а).
  30. Я недостаточно уверен(а) в себе.
  31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным(ой).
  32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  33. Я много копаюсь в себе.
  34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  35. Иногда у меня все болит.
  36. У меня бывает гнетущее состояние.
  37. У меня что-то с нервами.
  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  39. Самая тяжелая борьба для меня - это борьба с самим(ой) собой.
  40. Я иногда чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

Ключ к методике экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл.

Обработка шкалы жалоб К. Хека и Х. Хесса.

Подсчитывается количество (сумма) утвердительных ответов.

Интерпретация результатов методики экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

0 - 23 баллов: Данное количество соответствует низкой невротизации и свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.

24 и более баллов: Данное количество соответствует высокой вероятности невроза (невротизации) и свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность), о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний, об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.

Виды неврозов, симптомы, признаки и особенности невроза у мужчин и женщин.

Различают три формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

Неврастения появляется вследствие ослабления нервной системы (причины могут быть разными), в результате перенапряжения раздражительного или тормозного процесса, либо в случае их чрезмерной подвижности. Таким образом, имеет место дефект в системе, проводящей энергию эмоций: как только энергия возникает под влиянием значимых внутренних или внешних воздействий, она "растекается" по внутренним органам и по разным подструктурам личности, побуждает их очень активно действовать. Этот невроз возникает главным образом в возрасте 20-40 лет, несколько чаще у мужчин, чем у женщин в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, то есть в широком смысле слова в психогенных условиях.

Сказанное подтверждается известными симптомами неврастении:
- раздражительная слабость - несдержанность, бурные реакции, вспышки возбуждения, слезливость, неспособность ждать, действовать спокойно и осмотрительно, вялый контроль за эмоциями;
- расстройство сна: сон не освежающий, сонливость днем и ночью;
- расстройство предпосылок интеллектуальной деятельности: внимание пассивно, не способно сосредотачиваться, плохое запоминание, трудно думать; возможны потери мысли;
- снижение настроений и активности: тоскливость, вялость, безволие, сосредоточенность внимания на своих состояниях;
- заострение или появление некоммуникативных свойств характера: конфликтность, категоричность, противоречивость, робость, зависимость, конформность (внушаемость под влиянием мнений окружающих), недовольство окружающими;
- появление некоммуникабельных Форм поведения: эгоцентризм, утрированные эмоции, аутичные настроения и умозаключения, нонсинергичный и антисинергичный стиль совместной деятельности; .
- снижение нравственного уровня: мстительность, зловредность, беспринципность, утрата нравственного контроля;
- огрубление личности: сужение сферы интересов, снижение трудоспособности, чувство неполноценности.

Истерия (истерический невроз). На фоне ослабленной нервной системы отмечаются не только нарушения на уровне ряда подструктур личности, но и на уровне психической организации индивида -элементарных систем жизнеобеспечения и отражения действительности. Мощные и постоянные энергетические потоки, вызванные чрезвычайно значимыми внешними или внутренними воздействиями, то есть психотравмирующими обстоятельствами, выводят из строя системы адекватного реагирования. Истерический невроз представляет собой группы двигательных, сенсорно-чувствительных и вегетативных расстройств невротического регистра, которые возникают под влиянием (различной силы) острых психических травм и менее сильных, но длительно действующих неприятных воздействий. Возникает он, в основном, в молодом возрасте и значительно чаще - у женщин, чем у мужчин.

Симптоматика истерических неврозов такова:
- обостренная реактивность нервной системы: повышенная впечатлительность и чувствительность, неустойчивость настроений;
- снижение критичности ума: повышенная внушаемость и самовнушаемость, безотчетность поведения;
- эмоционально-аффективные расстройства: страхи, астения, ипохондрия, подавленное настроение;
- расстройства в сфере интеллекта: "выпадение", "вытеснение" из памяти всего, что связано с психотравмирующими обстоятельствами и, как следствие, нарушение логики отношений с окружающими;
- сенсорные нарушения: истерическая слепота, глухота, понижение или повышение чувствительности;
- двигательные нарушения: судорожные припадки, парезы, параличи, гиперкинезы, контрактуры.

Невроз навязчивых состояний характеризуется тем, что на фоне указанных невротических признаков слабости нервной системы развиваются нарушения сознания в виде стереотипии отражения действительности. Психическое отражение утрачивает адекватность, гибкость, разумное начало и подчиняется безотчетным переживаниям за благополучие индивида - страхам (фобиям).

Признаки невроза навязчивых состояний:
- повышенная раздражительность: утомляемость, обостренность эмоциональных реакций, непереносимость сильных раздражителей (шум, крик, замечания, требования и т. п.);
- пониженное настроение: безнадежность, чувство неполноценности, обреченности, безысходности;
- нарушения в cфepe интеллекта: слабость внимания, трудность концентрации;
- нарушения сна;
- стереотипия отражения действительности (отдельных ее аспектов): навязчивые идеи, мысли, представления, влечения;
- стереотипные негативные ожидания (то есть страхи): боязнь сердечных заболеваний, остановки сердца, повышенное внимание к его работе; боязнь заболеть раком, клаустрофобия - страх замкнутого пространства и т. д. Встречаются однократные приступы болезни, рецидивы или формы непрерывного течения (чаще);
- стереотипные действия: в виде примитивных навязчивых физиологических действий, так называемых тиков, когда человек, например, без нужды проводит рукой по голове (как бы поправляя прическу), отбрасывает голову назад, поворачивает ее в сторону, придавая этим движениям внешнюю необходимость их совершения теперь; либо в виде сложных навязчивых действий и ритуалов.

Неврозы не достигают грубых (психотических) нарушений отражения реальной действительности и не сопровождаются значительными изменениями поведения. Имеет значение накопительное влияние отдельных состояний и поведенческих признаков.

Тест на невроз. Методика экспресс диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.


Вы часто начали переживать без повода, по любой мелочи? Считаете, что невозможно решить личные проблемы из-за загруженности? Чувствуете, что организм истощается, становитесь более тревожным, нерешительным, Вам ничего не хочется делать? Пройдя тест, Вы сможете понять, что такое невроз, определить причину внутреннего конфликта и выделить методы для дальнейшей борьбы с долговременным перенапряжением эмоциональной или интеллектуальной сфер психики.

Невроз – это нарушение?

К. Хека и Х. Хесса при создании методики экспресс-диагностики невроза исходили из того, что обращавшиеся за помощью клиенты жаловались на внутренние расстройства, расхождение между тем, что они хотят и что могут сделать. Именно поэтому данная диагностика учитывает весь спектр соматических и психических жалоб.

Авторы подразделяют невроз на три вида:

  • неврастения;
  • истерия;
  • невроз навязчивых состояний.

Полноценная методика охватывает более подробный перечень симптомов невроза.

Неврастения – это ухудшение нервной системы организма человека в результате перенапряжения внутренних процессов жизнедеятельности. Из-за этого происходит дефект в системе эмоционального состояния, пробуждается гиперактивная деятельность во всех сферах жизни. У мужчин проявление неврастении происходит чаще, чем у женщин, так как слабый пол изначально более эмоционален и привычен к выплеску своих переживаний во вне.

Истерия – это расстройство физиологических и психических состояний человека, происходящее из глубоких психических травм или же из-за неприятных долговременных воздействий. Данный вид невроза в большей степени проявляется у женщин, в связи с тем что сильный пол менее подвержен внушаемости и самовнушаемости. У человека с истерией преобладает демонстративность, излишняя и не контролируемая эмоциональность, наигранность.

Невроз навязчивых состояний – это понижение чувствительности нервной системы, разрушение сознания с помощью навязчивых действий, которые меняют восприятие человека. Такой человек теряет гибкость, социальность, творческое мышление, не понимает грань между реальностью и вымыслом, поддается страхам. Такой человек раздражителен, эмоционально не стабилен, у него нарушен сон, повышена тревожность, присутствуют нездоровые навязчивые идеи, влечения к людям или объектам.

Методика диагностики

Тест состоит из 40 вопросов с двумя вариантами ответов. Возрастное ограничение – от 16 до 60 лет. Выбирайте ответ честно, не задумываясь, наиболее близкий к Вашему состоянию на данный момент.

Прохождение теста не займет много времени: всего 5-10 минут, и Вы сможете определить наличие симптомов невроза, а также Ваш уровень эмоциональности. При необходимости – скорректируете в дальнейшем свои ценности, научитесь достигать внутренней и внешней гармонии.

Теоретические источники проективного метода

Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.


Проективные методики используются для диагностики в психологии. При их помощи, как можно понять из названия, выявляются проекции. Во время тестирования создается такая ситуация, которая имеет разные варианты толкования. Каждая интерпретация помогает разглядеть особенности личности.

  • Принципы исследований
  • Классификация
    • Проекция
  • Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
    • Основания, на которых стоится методика:
  • Чернильные пятна
  • Физиономический тест
  • Рисованный апперцептивный тест PAT

Принципы исследований

Хотя проективные методики могут быть разными, исследования должны подчиняться общим правилам, впервые разработанными психологом Л. Франком в середине прошлого века.

1. Личность изучается не как набор реакций, а целостная система. Тестирование призвано выявить персональные особенности.

2. В основе психологических процессов личности заложена индивидуальность.

3. Динамическая система действует всю жизнь, благодаря чему чувства и реакции человека становятся индивидуальными.

Стимулы, применяемые в тестах, не имеют строго определенного смысла, возможна разная их трактовка. Именно то значение, которое придает ему конкретная личность, определяет его смысл.

Классификация


Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.

Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?

  • Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
  • Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
  • Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
  • Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.

Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста - получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Чернильные пятна


Широко известная в психологии методика, автором является Г. Роршах. Этот проективный тест помогает выявить индивидуальные особенности, конфликты (защита), тип личности. Хотя пятна использовались и до этого, Роршах впервые применил их для диагностики личности, а не отдельных функций психики.

Были разработаны карточки, которых всего 10. Пятна симметричны, половина серо-черная, часть имеет красные штрихи, остальные содержат пастельные оттенки. При демонстрации карточек задается стандартный вопрос. Психолог, проводящий проективный тест по данной методике, должен фиксировать не только ответ, но и все его детали: эмоции, затраченное время, жестикуляцию. Затем проводится дополнительный опрос.

Интерпретация ответов теста зависит от параметров пятен (цвет, форма и т. д.), локализацию (часть или целая фигура). Наиболее важными для характеристики внутреннего мира являются кинестетические показатели. Они указывают на зрелость, интеллект, стабильность и эмпатию. Методика диагностики учитывает каждый их этих показателей.

Физиономический тест


Американские психологи разработали его для быстрой диагностики —особенно успешно он применяется для диагностики настроения у большого количества людей. Эта проективная методика может применяться много раз на одном и том же материале. В данном случае — карточки с изображением одного лица, но его выражения разные.

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа задействованы в разных ситуациях, но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.


Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться, легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики
1.8. Проективная техника

Классификация тестов

ТЕСТЫ – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

3 главных характеристики тестов:
Валидность
Надежность
Стандартизированность

Классификация тестов:

I. По форме тестирования:

1) Индивидуальные и групповые

Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.

2) Устные и письменные

3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии - с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания),
предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п) ,
аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных)
компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером)

4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

II. По содержанию тестирования

1) Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач)
2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности)
3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки)
4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.

III. По цели тестирования

-Определение отклонений психического развития
-Индивидуальное консультирование
-Профотбор и профподбор
-Определение уровня достижений (овладения знаниями, умениями, навыками)
-Тренинговый процесс
-Судебно-психологическая экспертиза

Требования к измерительным методам (тестам):

-должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический констркут должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов.

-процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний.

-процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестевым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

-тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

-процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

-необходимо вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще­ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси­хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Первая проективная методика , т. е. та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Генри Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Г. Мюррей впервые описал процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Приписывая отрицательную черту другим на основе сравнения, можно минимизировать или отрицать ее у себя.

Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание.

Симилятивная проекция , в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию. Субъект не осознает собственную черту.

Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испытывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком в 1939 г. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Л.Франк, 1948)

-направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт

-личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта

"моя личность проявляется во всем"

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Стимулы в проективных методиках приобретают смысл не просто в силу их объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общие признаки проективных методик

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик:

Виды проективных методик

Конститутивные (методики структурирования)
Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалу
Тест Роршаха
Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.

Конструктивные методики
Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.
Тест мира

Катартические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях с целью достижения игрового катарсиса
Психодрама
Психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать и тем самым добиться терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

Рефрактивные методики
Непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации (речь, почерк)
Графология

Импрессивные методики
Предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим
Тест Люшера. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.