Психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить по

Испытываете постоянную необъяснимую тревогу, не можете расслабиться физически и отдохнуть морально? Боитесь летать, страдаете клаустрофобией, в ужасе от вида крови? Преследуют навязчивые мысли? Точно знаете, что больны, но врачи не находят у вас никаких заболеваний? У всех этих состояний одна причина — невроз. Что это такое и как бороться с его проявлениями, подробно рассказываю в этой статье.

Неврозы: причины, виды и их симптомы

Неврозы — общее название расстройств нервной системы, имеющих психологическую природу. Особенность неврозов как нервно-психических расстройств в том, что патологические процессы обратимы. Опытный психолог или психотерапевт способен помочь страдающему невротическим расстройством человеку избавиться от разрушающего состояния и вернуться к полноценной жизни.

Спусковым крючком для развития невроза может стать:

Конкретное травмирующее событие, вызвавшее сильный эмоциональный стресс.

Это может быть что угодно:

  • Смерть родителя, ребенка, близкого человека;
  • Пожар, авария;
  • Изнасилование, избиение.

Шок может вызвать страх, злость, невозможность предотвратить что-то трагическое. Часто такие эмоции испытывают свидетели убийств, катастроф, терактов, жестоких преступлений. То есть, спровоцировать нервно-психическое расстройство способна любая ситуация, при которой психика человека не выдерживает эмоционального накала.

Человек долгое время находится в обстоятельствах, вызывающих напряжение, психологический дискомфорт. Например:

  1. Сложные отношения с коллективом или начальством на работе;
  2. Работа, сопряженная с большой ответственностью или высокой умственной нагрузкой;
  3. Жизнь с партнером-тираном, авторитарными родителями, ребенком с особыми потребностями (инвалидом).

Наступает момент, когда уровень стресса повышается настолько, что психика не справляется и дает сбой.

Изучая истории болезней пациентов, страдающих невротическими расстройствами, специалисты выявили важную закономерность: развитие невроза зависит не от тяжести психотравмирующих обстоятельств, а от того, как воспримет их конкретный человек. Имеется в виду, что один человек остается психически стабильным, пережив тяжелейшие травмы — смерть любимого человека, банкротство, потеря работы или здоровья. Другой впадает в депрессию из-за, казалось бы, незначительных житейских трудностей — долга за коммуналку, скандала с соседями, недовольства жизнью.

Виды невроза

В современной психиатрии выделяют три основных типа неврозов. Каждый из них включает ряд невротических расстройств:

Часто встречаются случаи, когда человек страдает сразу несколькими формами неврозов. Например, у него одновременно присутствуют симптомы неврастении — упадок сил, вялость, раздражительность, и признаки компульсивного невроза.

Более подробно о неврозах и причинах их возникновения я рассказала в этом видео. Обязательно посмотрите его, чтобы детальнее разобраться в этом вопросе и найти нужные ответы.

Неврозы настолько многолики, что в психиатрической научной литературе описаниям их проявлений посвящены десятки томов. В этой статье я расскажу о нескольких из них, с которыми чаще всего сталкиваюсь в своей работе. Это тревожность, апатия, хроническая усталость и панические атаки.

Патологическая тревога

Тревожиться и бояться — естественная реакция психики на конкретные события. Например, у вашего ребенка поднялась температура и вы волнуетесь за него. Или у вас предстоит собеседование на должность, которую мечтаете получить. Вы волнуетесь, что что-то может пойти не так. Когда ребенок выздоравливает или вы успешно проходите собеседование, тревога уходит без следа. Это нормально. Но бывает и по-другому.

Тревожность возникает без причины и не отступает, даже когда объективно волноваться не о чем. Тревога становится фоновой и сначала доставляет психологический дискомфорт, а со временем лишает возможности полноценно жить:

Апатия

Апатия — защитная реакция психики в ответ на стрессовую ситуацию или продолжительное эмоциональное напряжение. Это может быть:

  • Потеря родителей, близкого друга, ребенка;
  • Увольнение с работы, которой человек дорожил;
  • Тяжелый развод;
  • Чрезмерные психологические нагрузки на работе и т.д.

Когда уровень тревожности становится настолько высоким, что психика уже не может с ней справиться, она включает режим безразличия ко всему происходящему вокруг. Это как предохранитель, который при перегрузке в электросети отключает питание на приборе, чтобы не повредились более важные системы.

В этом состоянии человек не испытывает никаких эмоций и чувств. Ему все равно, что происходит с ним и вокруг него. Выбраться из этого состояния самостоятельно получается не у всех. В тяжелых случаях, когда апатия длится долго и принимает форму отрешенности, без профессиональной психиатрической помощи не обойтись. Если вы понимаете, что оказались в этом состоянии, и хотите из него выбраться, попробуйте следующую технику. Её цель — пробудить ваши чувства и ощущения.

Используйте эту технику несколько раз, стараясь концентрироваться на мыслях, ощущениях и чувствах.

Хроническая усталость

Синдром хронической усталости (СХУ) — состояние, при котором у человека нет сил выполнять даже элементарные задачи, при этом физиологических нарушений в работе организма врачи не находят. Это ощущение сильнейшего переутомления, которое не исчезает даже после хорошего полноценного отдыха.

Точно определить причины возникновения хронической усталости специалисты пока не могут, поскольку у людей, страдающих СХУ, параллельно наблюдаются признаки других заболеваний — инфекционных, вирусных, иммунных, гормональных. Но достоверных доказательств, что какой-то конкретный вирус или инфекция стали причиной хронической усталости, нет.

Синдром хронической усталости тесно связан с развитием невроза. Обычно он возникает внезапно. Часто ему предшествует вирусная инфекция с повышением температуры и общим недомоганием. Когда симптомы ОРЗ отступают, вместо прилива сил и энергии человек чувствует сильную усталость. Поскольку до болезни он был энергичным, зачастую преуспевающим, и практически за день потерял возможность заниматься привычными делами, это отражается на его психологическом состоянии. Появляется ощущение неполноценности, навязчивые мысли о бессмысленности жизни.

Основные признаки синдрома хронической усталости:

  • Ощущение бодрости, прилива сил не появляется, сколько бы времени человек ни отдыхал — 8, 10, 12 часов;
  • Головные боли, причину которых врачи не могут найти;
  • Постоянная сонливость в течение дня. При этом заснуть не получается;
  • Раздражительность и плохое настроение без явных причин. Бесит буквально все: звуки, запахи, раздражают близкие;
  • Ухудшение памяти, трудности с концентрацией внимания: человек путается в днях недели, хронологии событий, забывает, о чем говорил недавно. Не получается сконцентрироваться на одной задаче, мысли постоянно переключаются с одного на другое.

Часто СХУ сопровождается физиологическими симптомами:

  1. Фарингитом;
  2. Аллергией;
  3. Воспалением лимфоузлов на шее и в области подмышек;
  4. Болями в мышцах, которые не могут объяснить специалисты.

Синдром хронической усталости — серьезное заболевание. Оно достаточно тяжело поддается лечению и всегда требует комплексного подхода. Обычно больному назначают психотерапию, физиотерапию, медикаментозное лечение.

Панические атаки: стресс, который усугубился

  1. Конкретная стрессовая ситуация;
  2. Накапливающийся долгое время стресс, психическое напряжение, которое не получало выхода.

  • Повышается артериальное давление;
  • Кровь приливает к мышцам и внутренним органам;
  • Дыхание учащается, становится поверхностным, начинается гипервентиляция — нехватка кислорода.


Одна из особенностей панических атак — при них человек никогда не теряет сознание, хотя ему кажется, что он вот-вот упадет в обморок.

Что касается конкретных стрессовых ситуаций, ставших триггером для панических атак, они могут быть самыми разными. Приведу пример из моей практики.

Как успокоиться при панической атаке

Когда паническая атака случается впервые, она всегда застает человека врасплох. Он не может ничего предпринять, чтобы облегчить состояние. Если приступы повторяются, больной уже может распознавать приближение припадка и быстро купировать его. Для этого нужно:

  1. Отрегулировать дыхание. При панической атаке оно становится поверхностным, в крови резко снижается количество углекислого газа, из-за чего в ткани и органы не поступает кислород. Это вызывает одышку и усиливает панику. В первые секунды приступа необходимо нормализовать газовый баланс в крови. Для этого нужно дышать в бумажный пакет или сложенные в чашечку и плотно прижатые к лицу ладони. При этом стараться дышать глубоко и максимально ровно.
  2. Переключить внимание. Когда начинается панический приступ, человек инстинктивно фокусируется на своих ощущениях, на том, что с ним происходит. Очень важно в момент панической атаки переключиться на что-то вне себя: сконцентрироваться на каком-то предмете, человеке, вспомнить стихотворение, посчитать от 100 до 1 или называть только парные/непарные числа. Если под рукой есть бумага и карандаш, можно попробовать что-то нарисовать или написать.
  3. Самовнушение. Во время приступа нужно держать в голове мысль, что паника пройдет через считаные минуты. Что это состояние неопасно, не приведет к смерти, не сведет с ума. Повторяя постоянно эту фразу, человек переключает внимание со своих ощущений и смягчает проявления атаки.

Как избавиться от панических атак

Приступы паники можно прекратить, обратившись к опытному психологу или психотерапевту. Но сначала нужно посетить терапевта. Состояния, характерные для панических атак, могут быть симптомами ряда сложных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых. Прежде чем приступать к психотерапии, нужно исключить органические причины.

Панические атаки в целом хорошо поддаются лечению с помощью психотерапевтических методик и, при необходимости, соответствующих медикаментов. Но стабильный эффект будет только в случае точного выявления причины невроза. Если это хронический стресс, нужно найти его источник:

  • Слишком большие нагрузки на работе;
  • Конфликты в коллективе;
  • Разрушающие отношения, например, с абьюзером, алко- или наркозависимым партнером;
  • Непосильная ответственность (за детей, пожилых родителей, других родственников, подчиненных на работе и т.д.).

После выявления причины от неё нужно максимально абстрагироваться, а еще лучше убрать её из жизни — уволиться с работы, уйти от мужа-тирана, ограничить ответственность за других. К сожалению, устранить причину невроза не всегда возможно.

В этой ситуации задача психолога — изменить отношения пациента к ней так, чтобы он не воспринимал её как источник стресса.

Что такое невротическое поведение

В завершение пару слов о невротиках, невротическом поведении и состоянии. Эти понятия часто используют для обозначения людей, страдающих неврозом, и особенностей их поведения. Но это не совсем верно. Этой теме я посвятила отдельное видео, в котором подробно рассказала, кто такие невротики и в чем особенность их поведения. Посмотрите его и вам всем станет ясно.

Невроз — это действительно сложное, в некоторых случаях очень тяжелое невротическое расстройство. Оно не проходит самостоятельно, со временем усугубляется и может разрушить жизнь. Если вы или ваши близкие столкнулись с каким-либо проявлением невроза, я готова помочь вам справиться с этим состоянием на индивидуальной или групповой терапии.

осталось до конца вашей подписки

Продлите подписку сейчас и не пропустите ни одной самой важной книги, способной изменить вас и ваш бизнес!

Спасибо!

Мы будем отправлять вам только интересные и полезные новости!

Спасибо!

Обновите страницу, чтобы статья открылась для чтения.

Спасибо!

Файл доступен вам по ссылке.

для вас идеален формат epub. Абсолютно все устройства Apple автоматически его распознают и открывают через стандартное приложение iBooks.

для вас подойдут и формат epub и формат fb2. Мы советуем использовать приложения MoonReader , FbReader , EbookReader.

Файлы откроются в этих приложениях, они всегда будут в вашем доступе. Вы сможете настроить визуально текст для своего комфорта.

Если вам привычно читать формат pdf и возникают проблемы, то мы подскажем, как их решить.

мы советуем формат epub и приложение EbookReader .

Файлы откроются в приложении, будут всегда у вас под рукой, вы также сможете настроить шрифт и яркость.

Если вы предпочитаете читать с экрана компьютера или в распечатанном виде, то рекомендуем скачивать формат pdf.

Для электронных книг мы советуем формат epub или pdf. Вам необходимо будет скачать файлы сначала на Пк, а затем перенести их в память электронной книги через карту памяти или шнур USB.

Спасибо!

Если письмо так и не пришло - напишите нам на kratko@knigikratko.ru, мы оперативно его продублируем.

Спасибо!

Вы скачали уже три обзора книг. Для вас доступ к дальнейшему скачиванию закрыт. Вы сможете читать обзоры, только оформив подписку.

Спасибо!

В течение пары минут вы получите на свой e-mail письмо с бесплатным обзором.

Спасибо!

С Праздником вас!

Заказ подписки

Оставьте ваши данные для оформления подписки.

Заказ подписки

  • Закрыть
  • Книги
  • Статьи
  • Вебинары
  • Тарифы
  • О нас



Мы пришлем Вам обзор полезной книги.


Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете Чип Хиз, Дэн Хиз

Врачи считают, что причины неврозов в переутомлении и эмоциональном стрессе, то есть в неблагоприятных эмоциональных переживаниях. Нет таких людей, которые никогда не испытывали стресс. Но организм каждого из нас по-разному реагирует на внутренние и внешние конфликты. Кто-то заболевает, а кто-то – нет. В статье мы расскажем, по каким признакам врачи определяют, что у человека невроз и надо принимать меры.

Речь пойдет о неврастении – самом распространенном виде невроза, который наблюдается у многих, просто не все об этом знают. Неврастения – постоянная спутница переутомления и эмоционального стресса. Вот пять главных признаков этого заболевания.

Признак 1. Чрезмерные проявления различных эмоций

Чрезмерные восторги, повышенная сентиментальность, умиление, легко возникающие слезы, усиление отрицательных эмоций, таких как страх, гнев, растерянность.

Признак 2. Повышенная утомляемость и отсюда сниженная работоспособность

Человек старается преодолеть повышенную утомляемость и сниженную работоспособность увеличением времени и интенсивности работы, что приводит к еще большей утомляемости.

Признак 3. Повышенная раздражительность

Сочетание утомляемости и раздражительности при неврастении носит название – раздражительная слабость, что считается основным симптомом заболевания.

Признак 4. Расстройства сна

Признак 5. Снижение внимания и памяти

Снижается, в основном, воспроизведение памяти, а не запоминание. Человек не может вспомнить в какой-то момент какие-то нужные сведения, однако даже легкое напоминание позволяет ему восстановить нужную картину вспоминаемых событий или цепь фактов. Однако люди при этом жалуются, что ничего не запоминают.

Признак 6. Постоянное чувство внутреннего напряжения

Признак 7. Вегетативные расстройства

Давление, неустойчивость пульса, проблемы с желудочно-кишечным трактом, частые головные боли и головокружения, ощущение жара или похолодания рук и ног.

г) все ответы неверны.

7.В ситуации эмоционального напряжения:

а) юноши держатся прямо, двигаются скованно;

б) девушки наклоняют тело вперед и назад, расслабляются;

в) число жестов у всех студентов увеличивается;

г) все ответы верны.

8.Психическое напряжение, усталость, неврозы можно обнаружить по:

а) по скованности, сутулости, мышечному напряжению;

б) расслабленным, вялым рукам;

в) раздражительности, безразличному отношению к учебе, работе;

г) равнодушному или чересчур ласковому отношению к друзьям или близким;

д) все ответы верны.

9. Свидетельство уверенности в себе:

а) редкие, но уверенные жесты;

б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой;

г) все ответы верны.

10.Студент заинтересованно слушает объясняющего урок преподавателя,

б) склонив голову набок;

в) опустив или подняв голову;

д) все ответы неверны.

Правильные ответы: 1- г; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – г; 8 – д; 9 – г; 10- б.

(по Л.К. Гребенкиной и Л.А. Байковой)

Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов.

Блок 1. Цель. Проверка силы, уравновешенности, подвижности нервных

процессов – природных предпосылок для становления профессионального

1. Обычно у вас высокая работоспособность?

2. Вам нелегко сконцентрировать внимание на заданном объекте? 3.Обычно при работе у вас хорошее настроение?

4.После напряженного труда вы быстро восстанавливаете силы? 5.Ваи легко переключаться с одной деятельности на другую? 6.В ваших руках любая работа спорится?

7. Обычно вы действуете быстро и решительно?

8. Вам легко включиться в новую ситуацию?

9.Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с вами?

10. Ваша речь обычно ритмична, эмоциональна?

Обработка результатов подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у вас высокий уровень психофизической готовности к педагогической деятельности, 4- 7 – средний, 1-3 – критический. При среднем и критическом уровнях возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами,

определите для себя их значимость.

Блок 2. Цель. Определить ведущие свойства психики, способности, склонности

поведения – социально – психологическая основа совершенствования

1. О вас говорят, что вы наблюдательны и эмоциональны?

2. Вам легко почувствовать состояние другого человека?

3. Вы стремитесь к общению с другими людьми?

4. Вы любите фантазировать, выдумывать?

5. Вы терпеливы и сдержаны по отношению к другим?

6. Вам считают человеком сообразительным и энергичным?

7. Сталкиваясь с трудностями, ваш мозг работает интенсивнее?

8. вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?

9. Вы полагаете, что у вас развито чувство ритм и красоты?

10. Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов: 16-20

– высокий показатель; 10-15- средний уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования. 9 – критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить ваше внимание и действия на недостающих свойствах вашей психики и поведения.

Блок 3 . Цель . Определение степени профессионального мастерства педагога.

1. Вы человек эрудированный с широким кругозором?

2. Вы всегда дисциплинированны и ответственны?

3. У вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?

4. Вас считают человеком порядочным и счастливым?

5. О вас говорят, что вы внимательны к другим и тактичны?

6. Вам легко представить себя на месте другого?

7. Вы человек самокритичный и справедливый?

8. Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?

9. Вы любите своих учеников и вам интересно в их обществе?

10. Вы цените чувство юмора и не обижаетесь, когда подшучивают над вами?

11. Вы можете увлечь делом и повести за собой?

12. Вы знаете свой предмет, читаете дополнительную литературу?

13. Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?

14. Вы любите передавать свои знания другим в доступной для них форме?

15. Ваша деятельность всегда обдумана и целенаправленна?

16. Вопросы студентов не вызывают у вас раздражения и беспокойства?

17. Вы постоянно учитываете стремления и интересы других?

18. Вы умеете выбирать точный план действий и правильный тон в общении?

19. у вас всегда хватает терпения убеждать других делать то, что необходимо,

20. Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 – средний уровень; до 19 - уровень критический. При критическом уровне возвратитесь к отрицательным ответам,

проанализируйте в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу действий по развитию профессионального мастерства.

Способность преподавателя к эмпатии.

Среди коммуникативных умений преподавателя основополагающей является эмпатия, сопереживание, умение поставить себя на место другого, эмоционально отзываться на переживания других. Сопереживание - это принятие тех чувств,

которые испытывает некто другой так,

как если бы они были его собственными. Наибольший успех в общении имеют люди с развитой эмпатией. Это умение профессионально значимо. Предлагаем проверить имеющиеся у вас эмпатические тенденции.

Взрослых детей раздражает забота родителей.

терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям нельзя вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.

9. Когда я слушаю грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачиваются слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей,

то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животного чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают со мной обсуждать свои личные проблемы, я

стараюсь перевести разговор на другую тему.

Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным ут-

верждениям Вы дали не более трех неискренних ответов.

Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 32. Соотнесите результат со шкалой развития эмпатийных тенденций.

Нередко вы испытываете комплекс вины, боясь причинить людям хлопоты.

Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами вы очень ранимы. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам.

Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

чем аналитическим выводам. Вы предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку, постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны и точны в кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при чрезмерном излиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы предпочитаете деликатно не выска зывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. У вас нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

- 12-36 - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании.

Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а

тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: не слишком жалуют своим вниманием.

- 11 и ниже - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Вы затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком.

Особенно трудно общаться с детьми и лицами, которые старше вас. Вы не находите общего языка с окружающими, поэтому вам необходима гимнастика чувств.

Оцените свой творческий потенциал

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный

прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

б) откуда у меня могут быть такие идеи?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную

что сможете что-то принципиально изменить?

б) очень маловероятно;

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем неуверен.

6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для

вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, и

абсолютно его не знаете?

а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

б) что получится, то и хорошо;

в) если это не очень трудно, то да.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать

б) нет, надо учиться самому основному;

в) нет, я только удовлетворю свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;

в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10. Профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте,

по которому уже прошли?

в) если место понравилось и запомнилось, то да.


Причины невроза

Психогенным фактором выступают внутренние, внешние конфликты. А также стрессы, определенные обстоятельства, провоцирующие душевную, психологическую травму, умственное переутомление, эмоциональное перенапряжение.

Причиной невроза называют психологические, а также биологические факторы:

  • особенности личности;
  • отношения в семье;
  • воспитание;
  • социальное становление;
  • притязания;
  • функциональную недостаточность нервной системы.

Симптомы

Сбой в работе ЦНС приводит к ухудшению физического самочувствия, появляются проблемы со здоровьем. При неврозах присутствуют не только психические, но и физические симптомы, которые не всегда можно связать между собой. Распознать заболевание можно по общей клинической картине.


Психические признаки невроза:

  • плаксивость;
  • уязвимость;
  • ранимость;
  • неустойчивое эмоциональное состояние;
  • нервозность;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • агрессия;
  • проблемное общение;
  • фобии;
  • переживания;
  • беспричинный страх;
  • перепады настроения;
  • цинизм;
  • панические атаки;
  • проблемы с самооценкой;
  • противоречивость системы ценностей;
  • восприимчивость к стрессам;
  • зацикленность;
  • отчаяние;
  • апатия;
  • ложное представление о себе, окружающих;
  • быстрая утомляемость;
  • ухудшение памяти;
  • бред;
  • снижение мыслительной деятельности;
  • нервная перевозбужденность;
  • нарушение сна;
  • сонливость днем, бессонница ночью.

Человек пребывает в таком состоянии, когда хочется скрыться от всех и от всего. Его не покидает ощущение, что мозг разорвется на части. Облегчение не приносит сон, снижается работоспособность, нервы, словно натянутая струна, раздражает малейшее замечание в свой адрес. Клиническая картина зависит от стадии заболевания, характера психических нарушений.

Физические проявления неврозов:

  • дискомфорт в животе;
  • отсутствие аппетита;
  • тяга к сладкому;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • сердечная боль;
  • снижение работоспособности;
  • темные мушки в глазах;
  • снижение остроты зрения;
  • высокая утомляемость, усталость;
  • перепады артериального давления;
  • нарушение равновесия;
  • постоянное чувство голода;
  • зрительные галлюцинации;
  • раннее пробуждение, просыпание среди ночи;
  • ночные кошмары;
  • переживание мнимой физической боли, жалость к себе;
  • учащенное сердцебиение;
  • потливость;
  • сухой кашель;
  • слабость;
  • диарея;
  • заикание;
  • спазмы;
  • ранний климакс;
  • частое мочеиспускание;
  • нарушение месячного цикла;
  • сбой в работе половых органов;
  • снижение потенции, либидо.

Прием симптоматических лекарственных средств не приносит желаемого результата. Состояние начинает улучшаться при употреблении успокоительных препаратов. Диагностировать заболевание в некоторых случаях можно самому. Врожденные, запущенные патологии требуют осмотра специалиста.

Связь с другими болезнями

Симптомы неврозов схожи с проявлениями других заболеваний, психологических патологий.

  • Головная боль. Как правило, возникает при эмоциональном перенапряжении, физическом переутомлении. Может быть галлюцинаторной. Отличительной чертой головной боли при неврозах является отсутствие видимой причины. Неприятная симптоматика присутствует сразу после пробуждения, появляется в течение дня при малейшей умственной, физической деятельности.
  • Вегетососудистая дистония, неврит. Соматическая нервная система отвечает за эмоции, настроение, поведение, гормональный баланс. Меняется эмоциональный фон – нарушаются функции системы. Она начинает проявлять чрезмерную активность либо заторможенность. Наблюдается снижение умственной, мыслительной деятельности, памяти. Появляется утомляемость, головная боль, перепады артериального давления, головокружение, проблемы с пищеварением, опорожнением кишечника. Присутствует сонливость, вялость, апатия. Чаще всего провокаторами ВСД становится напряженная умственная деятельность, стрессовая ситуация.
  • Панические расстройства, фобии, тревожные расстройства. Фоновое чувство тревоги, неудачи в личной жизни, профессиональной деятельности, неблагоприятная психоэмоциональная обстановка в семье приводят к развитию неврозов. Но изначально это просто переживание, напряжение, страхи, беспомощность, переоценка ценностей.

Невротический срыв может случиться у каждого человека, но тяжесть патологии зависит от личностных особенностей. Кто-то быстро справляется с опасным состоянием, кому-то требуется помощь специалиста, длительное лечение. Как проявляется невроз, было описано в предыдущем разделе. Но нужно понимать, что симптомы индивидуальны, не все из них должны присутствовать.


Виды неврозов

В зависимости от причин возникновения, сложности протекания патологических процессов, выделяют несколько видов неврозов.

Возникает в результате невозможности преодоления барьеров в общении. Приводит к проблемам в межличностных отношениях, социальной изоляции, снижению самооценки. Общие симптомы неврастении – плаксивость, раздражительность при любом поводе, отсутствие концентрации внимания, быстрая утомляемость, нарушение функций ЖКТ, головная боль, бессонница, снижение либидо, половая дисфункция.

  • Истерический невроз (истерия)

  • Невроз навязчивых состояний (психастения)

  • Фобический невроз

Сильные необъяснимые страхи, которые появляются при наступлении определенных ситуаций либо при виде конкретных предметов, объектов. Фобический невроз бывает обоснованным, если в жизни человека произошло страшное событие, необоснованным – страх появляется по непонятным причинам. При возникновении опасной ситуации у человека учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, усиливается потоотделение, начинаются панические атаки, расширяются зрачки, трясутся руки, немеют конечности, появляется расстройство кишечника.

  • Ипохондрический невроз

Характеризуется как чрезмерная озабоченность собственным здоровьем. Человек постоянно выискивает, находит и испытывает фантомные симптомы разных болезней. Больной ходит по врачам, обижается, не верит, когда диагноз не подтверждается.

  • Депрессивный невроз

Чаще всего склонны к депрессиям творческие личности, мнительные, чувствительные особы. Спровоцировать невроз могут любые внешние факторы, в особенности ссоры, скандалы, неудачи, потеря близких людей. Основные симптомы – подавленность, угнетенность, растерянность, уязвимость, отрешенность, отсутствие интереса к жизни, происходящему, снижение жизненного тонуса, мысли о суициде.


  • Маниакальность

Присутствие идеи и неудержимое влечение к ее осуществлению. У маньяков присутствует повышенное настроение в любой ситуации, гипертимия. Не возникает аффекта тоски, покинутости, безвыходности даже в ситуациях, когда такие ощущения должны быть. Наблюдается ускоренное мышление с быстрыми скачками идей. Присутствует мания величия, повышенная двигательная активность. Больные больше пьют алкоголя, употребляют наркотики, заводят множество сексуальных связей. Еще один признак маниакальности – использование множества видов деятельности с неизбежным фиаско, при этом ни одно дело не доводится до конца. Патология врожденная, но распознать ее у новорожденного практически невозможно.

В переводе означает безумие. Редкий вид хронического психоза. Обычно возникает в пожилом возрасте. В классическом понимании параноики страдают нездоровой подозрительностью, ищут в каждом человека врага, выстраивают сложные теории заговоров против себя. Паранойя представляет собой хроническое состояние с периодами утихания и обострения клинической симптоматики.

Бирд предложил делить неврозы на 2 группы:

  1. истинные, большие;
  2. неврозоподобные состояния.

Кроме этого, выделяют 3 клинические формы расстройства:

  • гиперстеническая с раздражительностью, несдержанностью;
  • гипостеническая с заторможенностью, усталостью;
  • смешанная.

Одновременно могут присутствовать симптомы разных форм. Гиперстеническая/гипостеническая форма способна переходить в смешанную.

Профилактика

В большинстве случаев расстройства психики родом из детства. Причиной тому становится неправильное воспитание, неблагоприятная психоэмоциональная обстановка в семье, чрезмерная опека, контроль, потакание прихотям ребенка. Нельзя давить на детей, навязывать свои мысли, им нужно объяснять. Восстанавливать психологическое состояние намного сложнее, чем формировать изначально.


Во взрослом возрасте сильный невроз возникает из-за проблем на работе, в быту. Конфликт появляется, когда желаемое не совпадает с реальными возможностями, когда человек не может противостоять стрессовым ситуациям, постоянно находится в напряженном состоянии.

Для предотвращения психологических расстройств необходимо:

  • Исключить психотравмирующие факторы.
  • Правильно воспитывать ребенка, не прививать превосходство либо неполноценность, не вызывать страха, вины, выстраивать нормальные взаимоотношения между родителями.
  • Избегать конфликтов в семье.
  • Изменить отношение к ситуации путем самовнушения, повышения самооценки.
  • Обеспечить полноценный отдых, здоровый сон.
  • Проведение витаминотерапии.
  • Правильная диета, отказ от алкоголя, кофе, энергетических напитков.
  • Адекватное лечение болезней.
  • Отказ от употребления веществ, негативно влияющих на психику.
  • Снятие напряжения после тяжелого рабочего дня. Сделать это можно с помощью музыки, рисования, занятия йогой, посещения спортзала, просмотра фильмов комедийного жанра. Отлично снимает стресс вода, водные процедуры, плавание.
  • Своевременно распознавать проблему, уделяя внимание своему здоровью, эмоциональному состоянию.

В числе доступных, но действенных профилактических мер прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, семейный отдых, занятия легким спортом. При возникновении стрессовой ситуации рекомендуется выпить отвар из успокоительных трав, теплый чай, молоко с медом. Если появляются симптомы невроза, лечение начинают незамедлительно.

Терапия

Известно множество методов, способов терапии неврозов. Комплекс подбирается в зависимости от тяжести заболевания, причин появления, клинической картины. Применяют психотерапию, медикаментозное лечение транквилизаторами, антидепрессантами. Наилучший результат достигается при сочетании нескольких методик. Какие из них выбрать, решает врач. Для определения тяжести состояния больного психологи используют специальные тесты. Основные задачи терапии – устранить причину, избавить человека от неприятной симптоматики.

Острый невроз лечат таблетками. В домашних условиях используют успокоительные, антидепрессанты, настойки из натуральных трав. К симптоматическим направлениям психотерапии относят гипноз, дыхательную гимнастику, арт- и музыкотерапию, экспозиционную, поведенческую, телесноориентировочную терапию. Невроз легко поддается лечению. Исключением являются хронические формы, врожденные, требующие постоянного контроля. Диагностика подобных расстройств осуществляется специалистами.

Возможно самостоятельное излечение невроза в домашних условиях путем ликвидации проблемных ситуаций, решения конфликта. Когда исчезает проблема, человек может вздохнуть с облегчением, успокоиться, нормально выспаться. Полноценный отдых помогает восстановиться нервной системе, конфликтная ситуация теряет актуальность, значимость.

Невроз возникает из-за проблем в личной, профессиональной, семейной жизни. Медикаменты помогут сгладить симптоматику, но не решат проблему до конца. Чтобы человек выздоровел окончательно, нужно помочь ему изменить отношение к себе, социуму, поменять жизненные ценности, повысить самооценку. Невроз – обратимый процесс, который хорошо поддается лечению при правильном подборе методов. Хронический невроз развивается вследствие неадекватной терапии, неправильном подходе к решению проблемы. Распознать его можно по длительному плохому эмоциональному и физическому самочувствию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.