Психогенные расстройства неврозы и реактивные психозы

Критерии психогенных заболеваний (триада Ясперса):

1) временная связь с психотравмой;

2) значимое отражение ситуации в переживаниях;

3) исчезновение после разрешения психотравмироующей ситуации. функциональный характер психогенных расстройств, обратимость.

Явное превалирование психогенного фактора среди причин реактивного психоза и менее явное при неврозах.

Реактивные психозы

  • аффективно-шоковые реакции (F0);
  • реактивная депрессия (F32 однократный эпизод, F0);
  • реактивный параноид (F23,31);
  • истерические психозы:

– пуэрилизм; псевдодеменция (F 44.80)

– истерическое сумеречное расстройство (F 44.1 — 44.3)

  • индуцированные психозы. Заболевают обычно примитивные личности, а индуктор – авторитетный родственник.

Лечение реактивных психозов: психофармакологическое, психотерапевтическое.

Определение. Значимость личностных особенностей в возникновении неврозов, соответствие невроза и типа личности. Другие факторы возникновения неврозов.

Неврастения (астенический невроз, невроз истощения). Основные причины – 1) нарушение циклов работа-отдых (переутомление в условиях необходимого или вынужденного эмоционального и волевого длительного препятствия); 2) астенический тип личности.

Полярные типы неврастенического невроза:

– по происхождению: невроз истощения – реактивная неврастения;

– по феноменологии: гипостеническая – гиперстеническая.

Невроз навязчивых состояний как общее название для группы неврозов. Многочисленность психогенных навязчивостей во всех процессах: навязчивые воспоминания, представления (образы), мысли, опасения – страхи, влечения – желания, навязчивые действия и др.

Основные признаки: психастенический склад личности; мономорфность; прогредиентность в форме: (1) расширения зоны поводов для актуализации мономорфного симптома и (2) появления защитных действий (ритуалов). Особенности ритуалов при неврозе – отсутствие символичности и психологическая понятность.

Расширяющаяся зона поводов: непосредственная встреча с раздражителем (ситуацией) → реальное ожидание встречи с ним → одно лишь воспоминание о патогенном раздражителе. Тики – в отличие от ритуалов, изначально это акты, имеющие адаптивный смысл, однако впоследствии его утратившие (человек шмыгает носом, пожимает плечами).

Клинические формы (возможные стадии) невроза навязчивостей:

  • Навязчивые страхи (фобии): агорафобия, кардиофобия и др. (F40);
  • Навязчивые мысли (собственно обсессии) и сомнения (без значительных страхов со сдерживаемыми действиями) – F0;
  • Навязчивые действия (компульсивные и ритуалы): например, мытье рук – F1;
  • Панические атаки (эпизодическая пароксизмальная тревожность) – F0, сходство с диэнцефальными кризами (длительность до часа, вторичные невротические наслоения в виде навязчивого ожидания повторения и др.).

Многообразие расстройств, их систематика:

Депрессивный невроз (невротическая депрессия) – F 43.0. Факторы предрасположенности: личности эпилептоидные (гиперсоциальные, ригидные, бескомпромиссные), отчасти (нередко) сами создающие психотравмирующие ситуации.

Редкость чистых картин неврозов, диагностическое обозначение по преобладающей симптоматике.

Главным признаком всех соматоформных расстройств является повторяющиеся разнообразные проявления соматических расстройств, постоянные требования медицинских обследований вопреки неоднократным отрицательным результатам обследования и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. При этом если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптомов.

Дифференциальный диагноз неврозов от других болезней, проявляющихся в своем начале неврозоподобными синдромами (смотри круги Снежневского).

Посттравматическое стрессовое расстройство

(F 43.1) – как следствие очень тяжелого стресса; — сочетание невротических, психопатоподобных и аддиктивных признаков. Психология лиц с этим расстройством (отказы от врачебной помощи и др.).

Лечение невротических расстройств: добровольность, иногда длительность, комплексность. Компоненты: психотерапия, ПФТ (малые транквилизаторы, легкие антидепрессанты), общеукрепляющие средства, санаторно-курортное лечение.

Психотерапия – это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы, что приводит к устранению расстройств как психических, так и соматических и глубокому пониманию причин этих расстройств и поведения самого пациента.

Существует много классификаций психотерапевтических методов в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник. Наиболее известные виды психотерапии:

  1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К. Юнга, А. Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.
  2. Гуманистические методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.
  3. Когнитивная психотерапия.
  4. Бихевиоральная психотерапия.
  5. Рациональная психотерапия.
  6. Суггестивные методы: гипноз классический, Эриксоновский гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.
  7. Телесно-ориентированная психотерапия.
  8. Эмоциоанально-рациональная терапия (Элиса).
  9. Когнитивно-бихевиоральная терапия.
  10. Другие методы: музыкатерапия, игровая терапия, библиотерапия и др.

Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1979.- С. 97–110.

К психогенным заболеваниям (психогениям) в современной психиатрии относят группу болезненных состояний, причинно связанных с действием психотравмирующих факторов, т, е. таких, при которых психическая травма определяет не только возникновение, но также симптоматику и течение заболевания (Сухарева Г.Е., 1959).

В советской психиатрии теоретической основой изучения психогенных заболеваний, и прежде всего неврозов, являются учение И.П. Павлова о физиологии и патологии высшей нервной деятельности человека и материалистическая концепция личности, понимаемой с позиций психологии отношений (Мясищев В.Н., 1960). Синтезу физиологического и психологического подходов в изучении сущности психогенных заболеваний должны способствовать развиваемые в последние годы психофизиологические исследования неврозов (Карвасарский Б. Д. и др., 1974). Методологические позиции советской психиатрии в подходе к проблеме психогенных заболеваний нашли отчетливое отражение и в понимании этих заболеваний в детском возрасте. Здесь также характерно использование данных изучения физиологии и патологии высшей нервной деятельности ребенка (Иванов-Смоленский А.Г., 1949; Красногорский Н.И., 1958; Касаткин Н.И., 1951), с одной стороны, и результатов исследования психологии конфликтных переживаний у детей с невротическими расстройствами (Мясищев В.Н., 1960), с другой.

Эпидемиология. Хотя точных данных о распространенности психогенных заболеваний среди детей и подростков нет, отдельные статистические данные и результаты выборочных эпидемиологических исследований косвенно указывают на то, что они относятся к числу наиболее распространенных форм психической патологии в детском возрасте. Проведенная в Москве в 1931 г. Е.А. Осиповой и С.Я. Рабинович перепись детей и подростков в возрасте моложе 18 лет, страдавших нервно-психическими нарушениями, показала, что частота заболевания неврозами, реактивными состояниями, а также случаев патологии характера (частично также психогенно-обусловленной) составляла 22 на 1000 детей и подростков этого возраста (Колегова В.А., 1973). По данным В.А. Колеговой (1973), больные неврозами и реактивными состояниями составляли 23,3% к общему числу детей и подростков (до 17 летвключительно), наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах Москвы в период с 1957 по 1969 г.

В некоторых современных зарубежных сообщениях приводятся значительно более высокие показатели распространенности психогенных заболеваний в детском возрасте. Так, выборочные исследования болгарских психиатров (А. Божанова, В.Иончева и К. Константинова (доклад на III симпозиуме детских психиатров социалистических стран, октябрь 1973 г.) выявили от 14,8 до 22% детей с невротическими расстройствами (включая и нестойкие невротические реакции) среди обследованных школьников. Те же авторы приводят данные других зарубежных исследователей, которые близки к приведенным показателям распространенности невротических расстройств у детей школьного возраста (Weber — 20%; Foxey —17,1%). По данным В.Ф. Десятникова (1974), распространенность неврозов в детском возрасте наиболее высока у мальчиков школьного возраста (7–14 лет).

Этиология. Хотя общим причинным фактором психогенных заболеваний является то или иное психотравмирующее воздействие, характер последнего может быть очень различным. По нашему мнению, классификация психотравмирующих воз действий должна быть построена с учетом как количественных критериев (сила воздействия, его длительность и т.д.), так и содержания психической травмы. Исходяиз этого, мы выделяем следующие типы психотравмирующих факторов: 1) шоковые психические травмы; 2) психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия; 3) хронически действующие психотравмирующие ситуации;4) факторы эмоциональной депривации.

В отличие от шоковых факторов, психотравмирующие ситуации действуют на более высокие, сознательные уровни личности (Braun Е., 1928; Краснушкин Е.К.,1948). Они могут быть относительно кратковременными, хотя в то же время субъективно сильными и значимыми: тяжелая болезнь и смерть одного из родителей, уход из семьи одного из них, школьный конфликт с учителем, ссора с товарищами и т.п. Ситуационные факторы имеют большее значение для детей школьного возраста и подростков.

К хронически действующим психотравмирующим ситуациям относятся: длительные ссоры родителей, в том числе связанные с пьянством одного или обоих родителей; неправильное воспитание в виде противоречивого воспитательного подхода, родительского деспотизма, систематического применения физических наказаний ребенка; постоянная школьная неуспеваемость, связанная с низким уровнем способностей ребенка и др.

Особую группу психотравмирующих факторов составляют факторы эмоциональной депривации, т.е. различные неблагоприятные условия, в которых ребенок полностью или частично лишен необходимых ему эмоциональных воздействий (ласки, родительского тепла, внимания, заботы). Эмоциональная депривация обычно возникает в результате разлуки ребенка с матерью, в случаях, где мать вследствие психической болезни, тяжелого соматического заболевания или в силу эмоциональной холодности не проявляет в отношении ребенка достаточного тепла и ласки; при воспитании ребенка в доме ребенка, яслях недельного пребывания или интернате, нередко — в случаях длительного лечения в стационарах и санаториях, при условии недостаточно организованной воспитательной работы в этих учреждениях. Эмоциональная депривация особенно патогенна для детей раннего и преддошкольного возраста.

Патогенность того или иного психотравмирующего воздействия (исключая шоковые факторы) зависит не только и не столько от его силы и длительности, сколько от субъективной значимости его содержания для ребенка. Значимость воздействия определяется ценностным характером психотравмирующих переживаний для личности ребенка, а также связью психотравмирующей ситуации с аналогичными переживаниями из прошлого жизненного опыта. Как известно, в этиологии заболеваний причинные факторы всегда в той или иной степени взаимодействуют с факторами внешних и внутренних условий. В этиологии психогенных заболеваний особенно велика роль внутренних условий, главным образом индивидуальных особенностей личности (Сухарева Г.Е. , 1959). При этом следует иметь в виду не только конституциональные свойства темперамента и характера, но также, как указывает В.Н. Мясищев (1960), индивидуальную историю развития личности ребенка, историю его сознательных отношений с окружающими, поскольку под влиянием неблагоприятно складывающихся отношений с окружающими и неправильного воспитания формируются черты так называемого невротического характера: индивидуализм, повышенный уровень притязаний, склонность к преимущественно аффективному способу переработки психотравмирующих переживаний, черты инфантилизма в эмоционально-волевой сфере, склонность к застреванию на конфликтных переживаниях.

Определенная роль в этиологии психогенных заболеваний у детей и подростков принадлежит также внешним факторам, таким, как неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, несложившиеся отношения в коллективе сверстников (положение ребенка в роли одиночки), несоответствие профиля школы (например с преподаванием на иностранном языке) склонностям и способностям ребенка и т.п. Подобные факторы, будучи источником постоянного эмоционального напряжения, облегчают возникновение психогенного заболевания под влиянием различных более очерченных психических травм.

С началом этапа патогенеза наряду с упомянутыми выше психологическими механизмами вступают в силу патобиологические (патофизиологические) механизмы. Начальная динамика психогенных заболеваний, прежде всего неврозов, таким образом, является примером закономерности перехода социального через этап индивидуальнопсихического (сначала социально-психического, а затем — природно-психического) в патобиологическое ( Ковалев В.В., 1973, 1975).

Психогенные заболевания, прежде всего неврозы, сопровождаются изменениями не только мозговой деятельности, но и функциональными сдвигами в других системах организма. Установлены определенные изменения ряда биохимических показателей: повышение содержания в крови пировиноградной кислоты, АТФ и кальция с одновременным снижением в ней количества молочной кислоты, пониженное выведение фосфатов с мочой, колебания уровня сахара в крови (Крейндлер А., 1963; Миттельштедт А.А. и др., 1958; Биркенгов Н.А. и др., 1954 и др.). В последние 10–15 лет новые данные по проблеме патогенеза неврозов и реактивных состояний получены при физиологических и биохимических исследованиях состояний эмоционального стресса в эксперименте на животных и в клинической практике. Установлены определенные зависимости между характером эмоционального стресса (острого и хронического) и функциональной активностью системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники, а также активностью щитовидной железы (Бахур В.Т., 1974; Карвасарский Б.Д., 1974, 1976).

Обнаружены некоторые различия электрических потенциалов коры больших полушарий и передних отделов ствола мозга при разных неврозах (Бобкова В.В., 1974). Установлена важная роль в патогенезе неврозов изменения функционального состояния неспецифических систем головного мозга, прежде всего лимбико-ретикулярного комплекса (Вейн А.М., Родштат И.В., 1974; Гехт Б.М. и др., 1974 и др.).

Однако сведения о патогенезе психогенных заболеваний по-прежнему носят довольно разрозненный характер; остаются невыясненными механизмы патогенного влияния психотравмирующих переживаний на функциональное состояние мозговых систем. Это, очевидно, связано с огромной сложностью изучения сущности явлений, находящихся на стыке социального и биологического. Почти совершенно не изучены особенности патогенеза психогенных заболеваний у детей и подростков.

Систематика. Создание систематики психогенных заболеваний в детском возрасте сопряжено с особыми трудностями в виду рудиментарности и большой изменчивости их проявлений у детей. При построении классификаций психогенных заболеваний использовались этиологический критерий (на основании содержания психической травмы — Kraepelin Е., 1913; исходя из ведущей роли внешней ситуации или конституции — П.Б. Ганнушкин, 1933; преимущественного уровня личностного реагирования — Краснушкин Е.К., 1948; Зурабашвили А.Д., 1970, патогенетический критерий темпа развития и длительности заболевания (Сухарева Г.Е., 1959) и некоторые другие. Однако, несмотря на определенную продуктивность и теоретическую обоснованность этиопатогенетической систематики, наиболее устойчиво в клинической психиатрии сохраняются клинико-описательные классификации психогений, использующие синдромальный принцип. Вероятно, это связано с тем, что при современном состоянии знаний об этиологии и патогенезе психогенных заболеваний клинико-описательный принцип больше отвечает потребностям клинической практики.

Из сказанного вытекает, что в детском возрасте реактивное состояние может проявляться как психотическими, так и невротическими расстройствами. Безусловно, граница между неврозами в собственном смысле слова и невротическими формами реактивных состояний еще более условна.

Вопросы группировки неврозов также относятся к числу нерешенных. Наиболее часто используется клинико-описательный принцип (Гиляровский В.А., 1938; Гуревич М.О. , 1949; Давиденков С.Н., 1963; Свядощ А.М., 1971; Jaspers К., 1960 и др.). Основными формами неврозов, которые входят в большинство классификаций, являются неврастения, истерический невроз и невроз навязчивостей. В ряде классификаций к числу самостоятельных форм неврозов отнесены также психастения (Jaspers К., 1960; Давиденков С.Н., 1963) и невроз страха (Гиляровский В.А.,1942; Свядощ А.М., 1971). В настоящее время психастения большинством психиатров рассматривается как вариант психопатии. В 50–60е годы XX века к числу самостоятельных форм неврозов стали относить невротическую депрессию или депрессивный невроз (Лакосина Н.Д., 1965; Voelkel Н., 1959 и др.), который в настоящее время выделяют и среди неврозов детского возраста (Nissen G., 1974).

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Психогенные заболевания – психические расстройства, связанные с детской психической травмой, также их называют реактивные состояния

Включают в себя реактивные психозы и неврозы

Диагностика основывается на 3 критериях (Карла Ясперса):

  1. Реактивное состояние вызывается психической травмой
  2. Травма находит отражение в клинической картине заболевания
  3. Реактивное состояние прекращается при разрешении психотравмирующей ситуации

Типология психотравмирующих ситуаций:
По степени остроты и тяжести 3 типа:

  1. Шоковые психические травмы – сверхсильные краткодействующие травмы, отличаются чрезвычайной силой и внезапностью (техногенные катастрофы, стихийные бедствия, терроризм), вызывают острые аффективно-шоковые реакции. Здесь особенности личности в патогенезе играют наименьшую роль.
  2. Острые и подострые психотравмирующие ситуации – потеря близкого человека, смертельное заболевание родственника, гибель имущества – развитие сложных реактивных психозов: бредовые и депрессивные. Здесь большую роль играет патологически измененная реактивность, в результате соматического заболевания, суммирования мелких психотравм, органической, церебральной недостаточности
  3. Хронические психотравмирующие ситуации – слабые, но длительно действующие психотравмы. К ним относят затяжные семейно-бытовые неприятности, производственные проблемы, семейные конфликты. Вследствие них развиваются невротические расстройства. Здесь важную роль играют особенности личности и субъективной значимости психотравмы для человека. Также велика роль предрасполагающих факторов. Соматическое неблагополучие, органическая церебральная недостаточность, другие различные астенизирующие факторы.

Реактивный психоз – это психогенная реакция психотического уровня.

Реактивные психозы подразделяются на 3 группы:

  1. Острые аффективно-шоковые
  2. Истерические
  3. Сложные (реактивные депрессии и реактивные бредовые психозы)

Острая аффективно-шоковая реакция

Развивается под действием шоковых психотравм, характеризуется кратковременностью (от нескольких минут до нескольких дней), выраженным страхом, сумеречным расстройством сознания, массивными вегетативными расстройствами, вплоть до медвежьей болезни, выходом из состояния с конградной амнезией (в момент состояния). Больные в силу глубоких нарушений сознания (сумеречных) не способны к целенаправленной деятельности, не смотря на угрожающую опасность. 2 варианта:

- гипокинетический (реакция мнимой смерти), протекает с явлениями аффектогенного ступора с обездвиженностью, отсутствием реакции на окружающее, мутизмом. Продолжается от нескольких часов до нескольких дней.

- гиперкинетический (реакция двигательной бури), характеризуется острым психомоторным возбуждением, хаотичными действиями, бессвязной речевой продукцией, нецеленаправленным бегством, более кратковременный, 15-20 минут

Эти варианты могут друг друга сменять.

Впервые были описаны у лиц, находящихся в тюремном заключении. Возникают у лиц с невысоким интеллектом, примитивным, личностно незрелых, с истерическим складом характера. Относится к примитивным защитным реакциям. Все они характеризуются демонстративностью поведения, механизмами условной желательности и бегством в болезнь. Может напоминать симулятивное поведение, но протекают на фоне аффективно-суженного или сумеречного расстройства сознания, вызванного страхом за свою жизнь. Имеют продолжительность до нескольких недель.

Подразделяются на несколько вариантов:

- синдром Ганзера – самый тяжелый, единственный из всех истерических психозов протекает с сумеречным нарушением сознания. Остальные на фоне аффективно-суженного сознания. Сумеречным расстройством определяется клиника. Характерны симптомы миморечи и мимодействия. Не в плоскости задаваемого вопроса и ситуации. Это свидетельствует о том, что больной не в состоянии понимать смысл происходящего. Характеризуется растерянностью, нелепыми действиями и бессмысленной речью.

- псевдодеменция – напоминает первый вариант, но более легкий. Также отмечаются симптомы миморечи и мимодействия, но в плоскости задаваемого вопроса и ситуации, т.е. пациент понимает смысл происходящего. Значит, нарушения сознания не являются глубокими. Поведение носит характер демонстрации глубокого слабоумия, но при этом пациент ориентируется в происходящем.

- пуэрилизм – поведение носит подчеркнуто детский характер с детским поведением, мимикой и пр. Отмечается диссоциация с тревожным настроением, манерами и привычками взрослого человека

- синдром бредоподобных фантазий – характеризуется аффективно-суженным сознанием, тревогой, идеями величия, смысл которых в демонстрации уверенности, благополучном исходе благодаря вмешательству высокопоставленных лиц, родственников, внесением крупного залога

- синдром одичания – выражается в демонстрации регрессов до уровня животного, при этом утрачивается человеческая речь, навыки поведения

Сложные реактивные психозы

  1. Реактивные депрессии – самые распространенные, составляют около 40% всех реактивных состояний. Варианты:

- простая меланхолическая депрессия – подавленность, сосредоточенность на психотравмирующей ситуации, отмечаются идеи самообвинения, но в то же время пациенты стремятся оправдать себя, найти смягчающие вину обстоятельства, также отмечается нарушение сна и аппетита. При нарастании тяжести состояния может развиться депрессивно-параноидный синдром. Появляется психомоторная заторможенность, идеи самообвинения, связанные с ситуацией. Критический анализ своего поведения, поглощенность переживаниями, суицидальные мысли и попытки.

- истерическая депрессия – депрессия мало выражена, но внешние проявления преувеличены. Поведение театральное, призвано подчеркнуть тяжесть состояния. Стремятся вызвать жалость, оправдывать себя и обвинять других. Могут открыть высказывать суицидальные намерения. Возможно сочетание с истерическими симптомами, такими как: астазия-абазия (невозможность ходить и стоять при нормальном мышечном тонусе), истерические припадки, галлюцинации, элементы псевдодеменции, пуэризма и др.

- астеническая депрессия – характеризуется чувством обреченности, подавленности, ощущением собственного бессилия, пассивным ожиданием развязки, заторможенностью. Сочетается с выраженной истощаемостью, слезливостью, слабостью, соматическим истощением.

- тревожная депрессия – чаще всего наблюдается ситуация с неопределенной развязкой. Характеризуется выраженной тревогой, ограниченной психотравмирующей ситуацией, двигательным беспокойством, бессонницей, вегетативными расстройствами.

  1. Реактивные бредовые психозы – подразделяются на несколько типов.

- реактивные параноиды – характеризуются наличием чувственного бреда преследования, связанного с психотравмирующей ситуацией, бредовыми идеями отношения и особого значения, страхом, тревогой, вербальными иллюзиями и галлюцинациями, ложными узнаваниями, бредовым поведением. Психотравмирующим фактором здесь выступает сама внешняя обстановка, создающая неопределенность и тревогу. В зависимости от особенности ситуации выделяют: железнодорожный параноид, тюремный параноид, параноид военного времени, параноид бизнесмена, бред тугоухих и в иноязычном окружении.

Параноид военного времени – военнослужащие переживают обстановку пленения, принимают своих солдат за неприятеля, видят в сослуживцах шпионов, при ранениях в условиях госпиталя высказывают бредовые идеи самообвинения, называют себя дезертирами, предателями, симулянтами, считают что они виноваты в гибели людей

Железнодорожный – проявления психоза отражают обстановку вокзала или поезда, развивается бред преследования и отношения, больному кажется, что он находится в центре враждебного внимания, вокруг него переглядываются, шепчутся, появляется убеждение, что в вагоне находятся преступники, которые замышляют убийство или отравление, в речи окружающих слышатся намеки на расправу, развивается бредовое поведение, такие люди могут прыгать с поезда, обращаются к властям за помощью, либо как-то пытаются задобрить мнимых преследователей.

Бред тугоухих и бред иноязычного окружения – эти два вида бреда близки по механизму возникновения. В связи с недоступностью понимания речи окружающих происходит ее патологическая интерпретация, а в дальнейшем патологическая интерпретация мимики, действий, жестов, поведения окружающих. Наблюдается на фоне выраженной тревоги. Появляются слуховые иллюзии угрожающего содержания, бред отношения и преследования.

Тюремный – возникает в условиях заключения. Бредовые переживания, галлюцинации отражают специфику окружения. Больные слышат голоса судьи, прокурора, адвоката, которые якобы договариваются продлить срок и т.д. Либо слышат голоса других заключенных из соседних камер, которые что-то замышляют против него. Развивается бред преследования, выраженный страх за свою жизнь.

Параноид бизнесмена – часто возникает перед крупной сделкой с малоизвестными партнерами. Развивается бред преследования, вербальные и зрительные иллюзии угрожающего характера. Ведется прослушка, слышит за собой шаги, кажется, что в следом идущих машинах сидят преследователи.

Чем отличается от шизофрении?

- реактивный паранойяльный психоз – характеризуется наличием интерпретативного бреда различного содержания: преследования, ревности, сутяжничества, ипохондрический. Бредовые идеи связаны с конкретными событиями, обидами, трудностями, не выходят за рамки психотравмирующей ситуации. Галлюцинации при этом отсутствуют. За пределами психотравмирующей ситуации поведение носит обычный характер.

- индуцированный бред – возникает под влиянием психически больного человека. Индуктор должен обладать непререкаемым авторитетом для реципиента, который, в свою очередь, должен отличаться повышенной внушаемостью, слабыми критическими способностями. Важным условием также является длительность общения. При разобщении психоз прекращается. Такой вид психоза часто наблюдается в семьях, где есть паранойяльный больной, который все легко доказывает и вроде бы говорит правильные вещи.

- ятрогенный психоз – возникает под влиянием неосторожных слов и действий медперсонала. У больного возникает бредовая убежденность в наличии тяжелого соматического заболевания, которое от него скрывается.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 1175 . Нарушение авторских прав

Психическая травма – это ситуация внезапного отнятия наиболее значимых для личности отношений: ребенок, супруг, деньги, власть и т.д.

Психогенные расстройства

Психогенные (реактивные) расстройства – это нарушения невротического или психотического уровня, которые возникают в результате воздействия очень значимых для человека потрясений, негативных жизненных ситуаций, потери близких.

Отличительной особенностью от таких психических заболеваний, как шизофрения или биполярное расстройство, является то, что психогенные расстройства не связаны с наследственностью. Наличие реактивного психоза у родственников не является причиной его манифестации у конкретного человека. Кроме того, после выхода из психогенного состояния расстройства поведения (адаптации) не прогрессируют, они полностью исчезают, оставляя остаточные изменения в виде астении (истощенности).

Несмотря на отсутствие четкой связи с генетической предрасположенностью, разные люди реагируют индивидуально на психотравмирующую ситуацию. Это связано с конституциональными особенностями, сопутствующими заболеваниями, длительностью воздействия триггера и уровнем психического истощения человека.

Классификация реактивных состояний

Реактивные состояния существуют в рамках невроза и психоза. В первом случае у пациента сохраняется критика к своему состоянию. Во время психоза человек не может себя контролировать, он действует деструктивно и необдуманно, часто под воздействием галлюцинаций и бреда.

  • Острая реакция на стрессор (синоним – аффективно-шоковая реакция) – реактивные психоз
  • Истерический психоз – гиперкинетические формы (истерическое возбуждение – Ганзеровский психоз у тюремщиков, при похищении), гипокинетические формы (мутизм, ступор, псевдодеменция).
  • Психогенный параноид
  • Психогенная депрессия

Симптомы психогенных расстройств

Психогенные расстройства делятся на 3 группы:

Острая реакция на стресс – это состояние шока, который возникает под воздействием экстремальной ситуации (природный катаклизм, изматывающие боевые действия на войне). К ним относятся два варианта: гипокинетический и гиперкинетический.

Классическое описание этих вариантов принадлежит Эрнсту Кречмеру.

Относятся реактивная депрессия и реактивный параноид. Эти формы имеют классическое определение, которое дал Карл Ясперс (триада Ясперса).

  1. Психоз наступает после и вследствие психической травмы.
  2. Симптоматика психоза отражает содержание психической травмы.
  3. Психоз заканчивается по окончанию психической травмы и зависит от типа личности и от характера травмы. Психостеник, например, даст депрессию, а эксплозивный – параноид.

Необходимо обязательно проводить дифференциальную диагностику психогенного параноида с процессуальным заболеванием – шизофренией, где тоже часто наблюдается параноидная симптоматика. При психогенном параноиде наблюдается паранояльный (параноический, систематизированный) бред толкования. При шизофрении типичный бред – первичный (синоним параноидный, несистематизированный) – бред готового знания.

Если же депрессивная симптоматика достигает психотического уровня, то мы наблюдаем характерные проявления, которые наблюдаются при тяжелой депрессии: значительное снижение самооценки, идеи самоуничижения (собственной ничтожности) и самообвинения (виновности), значительная психомоторная заторможенность и тогда обычное бытовое и социальное функционирование становится невозможным. Может наблюдаться истощение и обезвоживание. Бред, который может встречаться в клинической картине, как правило, конгруэнтный настроению и отражает содержание психической травмы. Часто встречаются суицидальные мысли и даже намерения, и это может привести к суицидальным попыткам и потере больного.

3 Неврозы – невротические расстройства в современной классификации МКБ 10

Клинически неврозы (невротические расстройства) существуют. Основные их формы – это неврастения, истерический невроз и психостенический невроз.

Все эти типы внутренних конфликтов есть у здоровых людей, но они не заболевают, потому что для возникновения болезни эти требования должны быть завышенными, устоявшимися с воспитанием. Эпидемиологи доказали, что неврозов, как самостоятельных заболеваний, нет (Гамбургское мультицентровое эпидемиологическое исследование 1978 г.). По сути неврозы представляют собой лишь форму декомпенсации определенных типов личности, чаще психопатических (личностное расстройство), астенических, истероидных (диссоциативных), психостенических (ананкастных) и др. Поскольку существует много концепций неврозов, то в международные классификации вносят только отдельные распространенные их подвиды – социофобия, паническое расстройство, фобическое, тревожное расстройство и др.

Здесь необходимо упомянуть о таких болезнях, как нозогении, возникновение которых обусловлено влиянием психотравмирующих факторов, связанных с соматическим заболеванием.

Острое психическое расстройство – лечение

Реактивные психозы требуют немедленной изоляции от психотравмирующего окружения и госпитализации. Расстройства невротического спектра в нетяжелых случаях лечатся амбулаторно.

При реактивном (психогенном) параноиде предпочтительно не рекомендуется назначение антипсихотической терапии. Назначать необходимо седативные препараты, хотя они не являются этиотропной терапией. Необходимо, чтобы больной хорошо выспался.

При психогенной депрессии назначают антидепрессанты, если тяжесть депрессивного состояния значительно выражена, и психотерапия не помогает больному чувствовать себя комфортно. При выраженной тревоге применяют анксиолитики и транквилизаторы, для нормализации сна – снотворные.

Самое важное место в лечении психогенных расстройств занимает психотерапевтическая работа с пациентом на разных этапах лечения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.