Психологическая коррекция и психотерапия неврозов

Профилактика психогенных заболеваний заключается в создании условий среды, снижающих возможность травматизации психики. Улучшение условий среды, трудовое воспитание, закаливание, надзор за здоровьем учащихся в учебно-воспитательных учреждениях, психологическое просвещение, вооружающее родителей пониманием особенностей психического развития детей, правильный режим, чередование учебной, нагрузки и отдыха, а также привитие инициативы и самостоятельности – все это мероприятия, препятствующие развитию психогенных заболеваний. В абсолютном большинстве случаев неврозы излечимы благодаря лечебно-психологическими и психолого-педагогическим мероприятиям и потенциальным возможностям детского организма.

Коррекция психогенного заболевание предусматривает, в первую очередь, устранение факторов, травмирующих больного. Такие больные обычно нуждаются с начала в лечении в специальном психоневрологическом учреждении, а затем в длительной психологической реабилитации.

Лечение неврозов представляет значительные трудности, так как наряду с психической травматизацией (иногда не совсем выраженной), которую необходимо выявить, наблюдается соматическое истощение, при котором показано общеукрепляющее лечение. Профилактика неврозов заключается в специальной тренинговой работе.

С физиологической точки зрения процесс обучения и воспитания является прежде всего процессом образования условных связей, стереотипов и навыков. Он обеспечивает тренировку нервных процессов. Необходимо формирование целенаправленной активности, выдержки и самообладания, обеспечивающих устойчивость и сопротивляемость организма воздействию психогенных факторов.

Сочетание занятий по общеобразовательным предметам с производственным обучением, воспитание трудолюбия, чувства долга, борьба с тепличной обстановкой, эгоизмом, тенденцией к превосходству над другими являются факторами, тонизирующими кору больших полушарий головного мозга, препятствующими развитию неврозов. Чрезмерное внимание, постоянная тревога о ребенке, выполнение всех его желаний и капризных побуждений лишают ребенка самостоятельности, снижают выдержку и культивируют в нем черты эгоцентризма. Вредно, разумеется, и недооценивать интересы ребенка, имеющего свой собственный внутренний мир, игнорирование которого может привести к ощущению заброшенности, одиночества. Уделяя ребенку внимание, родители, воспитатели не должны идти на поводу всех его желаний.

При лечении неврозов необходимо выяснить их причину и попытаться ее устранить. Давая заболевшему рекомендации, не следует фиксировать его внимание на наблюдающихся у него психопатологических проявлениях. Применяются методы психотерапии, направленные на восстановление силы корковых процессов, выработку новых и торможение старых связей, устранение очага инертного застойного возбуждения и др. Большое значение в лечении имеют покой, длительный сон, пребывание в психоневрологическом стационаре, школе санаторного типа или санатории. Подход к больным неврозом должен быть строго индивидуальным. Если, например, при неврастении основными в лечении являются отдых, покой, то при некоторых других формах невроза он применяется как вспомогательный метод лечения и в ряде случаев становится даже нежелательным, тогда детей, подростков включают в активную групповую деятельность.

При моносимптоматическом неврозе прежде всего выясняется была ли причина болезни.

Поскольку мононевроз довольно часто возникает в результате нарушения педагогического такта или неправильного воспитания, то одними из эффективных методов его лечения являются педагогическое вмешательство, психотерапия, рациональная беседа, направленные на перевоспитание личности.

Ребенок, подросток погружен в свой внутренний мир, со своими проблемами, имеющими для него важное значение, он нуждается во внимании окружающих его взрослых, разъяснении интересующих вопросов, удовлетворении его потребностей. Все это необходимо дать ребенку, но не тогда, когда он добивается своей цели обманом, криком, судорогами, рвотой и другими подобными реакциями. Эти реакции следует игнорировать, чтобы отучить от них ребенка. При анорексии, например, ребенка кормят насильно. Между тем голод является лучшим физиологическим стимулятором аппетита. При отказе от приема пищи, если он не обусловлен соматическим заболеванием, следует, не фиксируя внимания убрать пищу.

При нервном кашле, афонии, крике, падении на пол, как протесте против режима, ребенка лучше оставить в покое, пока у него не прекратятся эти истерические стигмы. Вне этих реакций ребенок, конечно, нуждается во внимании окружающих. В зависимости от лечения мононевроза лечебно-педагогическое вмешательство имеет свои особенности.

При психогенном заикании (логоневрозе) необходимо комплексное лечебно-коррекционое воздействие. Оно должно воздействовать не только на речевую функцию, но и на личность в целом. Ребенок с остро возникшим заиканием нуждается сначала в полном речевом покое, молчании. Лечение должно быть направлено на восстановление нормального течения корковых процессов путем увеличения продолжительности сна.

Логопедическая коррекция проводится на игровом или учебном материале, направлена на выработку плавной речи, устранение судорожной готовности, нормализацию условных речевых связей. Эти занятия обоюдного терпения – как от ученика, так и от психолога, дефектолога, учителя.

Коррекция неврастении должна быть этиологической. В первую очередь устраняют неблагоприятную ситуацию, травмирующую психику, в том числе уменьшают или полностью исключают учебную нагрузку, проводят мероприятия, направленные на повышение соматического тонуса. Наряду с уменьшением нагрузки и введением щадящего режима применяют средства, усиливающие процесс торможения в коре больших полушарий. В случае, когда нет возможности устранить неблагоприятную ситуацию и течение болезни принимает затяжной характер, необходимо длительное общеукрепляющее лечение и переориентацию. Последнее заключается в привитии ребенку, подростку, взрослому навыков и умений приспособления к сложившейся действительности, преодоления данной неприятной ситуации. При этом следует учитывать как тяжесть ситуации, так и возможность ее устранения, возраст, умственное развитие.

Лечебно-педагогическое и психологическое вмешательство при неврозе навязчивых состояний должно быть комплексным (общеукрепляющая терапия, рациональная психотерапия, направленная на подавление навязчивости). Если при неврастении рекомендуется санаторный режим, то при неврозе навязчивых состояний он может оказать отрицательное воздействие. Психологу и педагогу-воспитателю нужно учитывать, что освобождение ребенка с навязчивым состоянием от занятий, уменьшение учебной нагрузки, перевод на постельный режим лишь усилят у него навязчивость. Отдых, сочетаясь с бездельем, приводит к увеличению очага возбуждения, фиксации ипохондрических тенденций. Такие больные лучше себя чувствуют при достаточной рабочей нагрузке.

Уменьшение навязчивого состояния можно достичь путем вовлечения ребенка в интересную учебную, игровую и трудовую деятельность, создающую новые очаги возбуждения в коре большого мозга. При неврозе тревожного ожидания и страха применяются методы поведенческой терапии, витаминизация.

Большое значение имеет рациональная психотерапия в виде разъяснения больному необоснованности страхов, убеждения его в том, что их причина устранена, а настоящее чувство тревоги обусловлено самовнушением. Для преодоления чувств тревоги и навязчивости можно использовать тренировки, постепенно расширяя поставленные задания. Все рекомендации должны быть строго индивидуальными.

При коррекции всех форм неврозов важную роль играет выяснение ситуации, в которой возникла фрустрация, характера фрустрации и интрапсихического конфликта. Если ситуация, оказывающая психотравмирующие действие, не разрешена, следует помочь больному найти выход из этой ситуации. Этого можно достичь либо путем изменения внешних обстоятельств, либо путем переориентации личности, изменяющей цели поведения. Такая переориентация позволяет ликвидировать фрустрацию, хотя обстоятельства, в которых она возникла, и остаются неизменными.

Переориентация личности достигается с помощью психотерапии. Психотерапия показана не только при лечении истинных неврозов, но и при лечении неврозоподобных состояний как важная составная часть комплексной терапии.

Цель моей психодиагностической работы – выявление детей, подверженных невротическим расстройствам.

Диагностическое исследование было проведено в 8-х классах КЗ ЛСШ I–III ст. №1 г. Луганска. В исследовании приняли участие 70 человек.

Необходимо особо отметить, что перечисленные расстройства могут присутствовать у ребенка в комплексе, т. е. депрессия не исключает вегетативных расстройств или нарушений сна.

Были получены следующие результаты:

Всего обследованных детей Дети, у которых были выявлены невротические нарушения
70 26

Вид невроза Депрессия Астения Нарушение поведения Вегетативные расстройства Нарушения сна Тревожность
16-20 (высокий уровень риска)
15-11 (средний)
1-10 (низкий) 10 10 1 8 4

Вывод: Из 70 человек, принявших участие в обследовании у 26 человек были выявлены невротические нарушения. У 10 человек - депрессия, у 10 - Астения, у 8 - нарушение сна, у 4 - тревожность, у 1 - нарушение поведения. Как было отмечено выше, опросник помогает выявить комплексные нарушения. У 5 учащихся выявлены такие нарушения:

1) Депрессия - астения 2 учащихся

2) Депрессия - нарушение сна 3 учащихся.

По итогам психодиагностики была проведена беседа с родителями учащихся, имеющих невротические нарушения, а также проведена беседа с классными руководителями. Проведена ознакомительная лекция среди педагогического коллектива. С детьми, подверженным неврозам, была назначена психотерапия, составлена индивидуальная психокоррекционная работа.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 400 ;

Неврозы имеют полифакторную (многопричинную) природу. В этиологии неврозов определяющую роль имеют: биологические факторы(наследственность (в т.ч. родовые травмы) и конституция (телосложение),длительные соматические заболевания)); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание, очень сложная социальная ситуация развития); психические факторы(психотравмы, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы и т.п.). Для клинической картины неврозов характерно сочетание нарушений высшей нервнойдеятельностии соматовегетативных расстройств с глубокими переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).

Среди основополагающих форм неврозов выделяют: неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха — ведущий, можно говорить о неврозе страха.Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие фрустрационные факторы, вызывающие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожностии как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или к конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств, выступлений и т.п.).

При истерическом неврозеклиническаясимптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, мышечные спазмы, "моторная буря"),в видесенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и в форме вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств – это, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная (какой-либо определенный класс социальных ситуаций) обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, энкопрез, заикание, анорексия и т.п.

Невроз навязчивых состоянийчаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность (психическая застреваемость),неуверенность в себе, мнительность, низкий уровень притязаний и низкая самооценка и т.п. У людей с подобного рода эмоционально-чувственными проявлениями нередко возникают навязчивые страхи (фобии) — кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения кожи (т.н. симптом Каспера) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т.п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного (невротика). Это, в частности, при непатологической невротизации личности, могут быть исключительно (индивид, например, в связи с чем-то испытывает глубокий стыд) неприятные эмоциональные воспоминания.

В лечении неврозов, наряду с общеукрепляющими физиологическими мероприятиями и медикаментозными воздействиями, особая роль принадлежит психотерапии. Последняя выступает в качестве стержневого фактора тогда, когда речь идет о невротической личности (термин К. Хорни), а не о психопатологии. Предлагаемая методика является только психодиагностическим средством фиксации невротического личностного состояния (разной глубины), а не инструментом психиатрического диагноза. На основании данных только лишь этой методики нельзя также строить психологический диагноз и прогноз динамики невротических состояний субъекта. Итак, следует учитывать, что эта методика даёт лишь предварительную и обобщенную информацию о склонности личности к неврозу. Окончательные выводы в данном случае можно делать лишь только после комплексного физиопсихического изучения личности. К тому же, необходимо помнить, что испытуемый сам оценивает себя, пусть даже думая о том, как его оценивают другие люди.

9.1. Профилактика неврозов

Учитывая большие трудности лечения невротических состояний и, тем более, невротических развитий, особое внимание должно быть уделено профилактике неврозов. Выделяют социальные, психологические и медицинские аспекты профилактики (Г.К. Ушаков).

К числу социальных мероприятий относят совершенствование подготовки врачей в области психогигиены и психопрофилактики, изучение условий, обеспечивающих психическое здоровье и способствующих возникновению неврозов, психогигиеническое воспитание населения.

Среди психологических аспектов ведущими являются упорядочение межличностных отношений, обеспечение групповой совместимости в семье и рабочем коллективе, научная организация труда, психологическая подготовка, обеспечивающая нейтрализацию и дезактуализацию стрессов.

Медицинские аспекты включают в себя оздоровление женщины, охрану беременности, квалифицированную медицинскую помощь и раннюю диагностику невротических нарушений. Вопросы широкой профилактики выходят за пределы клинической медицины и требуют соучастия психологов, педагогов, социологов, гигиенистов и т.д. Задачей профилактики является снижение числа неблагоприятных, стрессовых факторов, гармоничное воспитание личности, умение нейтрализовать возникающие психотравмирующие ситуации.

9.2. Общие принципы лечения неврозов

Комплекс лечебных мероприятий включает общеукрепляющее лечение (витаминные препараты, ноотропные средства, биостимуляторы, режим питания, прогулки, физические упражнения, массаж, водные процедуры и др.), лекарственную терапию, которая при каждом неврозе имеет свои особенности, и обязательно психотерапию.

9.3. Психотерапия при неврозах

Наиболее распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в этиопатогенезе, возникновении, развитии и терапии которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое применение различных методов психотерапии. Само же содержание психотерапии при неврозах, ее цели и задачи различны и определяются той концепцией, которой придерживается психотерапевт. Выбор психотерапевтического воздействия зависит также и от клинической формы невроза.

В отечественной литературе последнего периода наибольшее число работ посвящено лечению неврозов с позиций личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Основная цель психотерапии — изменение нарушенной системы отношений больного, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которой является осознание больным причинно-следственных зависимостей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Это, в свою очередь, требует от психотерапевта глубокого и всестороннего изучения личности больного, эмоционального реагирования, знания индивидуального своеобразия его мотиваций, структуры и функционирования системы отношений и, следовательно, важнейшего звена этиопатогенетических механизмов возникновения и сохранения патологического состояния. Традиционно личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия применяется в трех основных формах: индивидуальной, семейно-супружеской и групповой.

При психотерапии неврозов сохраняют свое значение и современные модели краткосрочной динамической (психоаналитической) психотерапии. Краткосрочные модели динамической психотерапии предполагают сфокусированное воздействие на зоны внутренних противоречий (интрапсихического конфликта) с применением принятых в психоаналитической практике основных элементов психотерапевтической работы: получение материала — выделение конфликтной зоны — обозначение — интерпретация (Урсано, Зоненберг, Лазар).

Другими активно использующимися методами при лечении невротических состояний являются когнитивная (Бек) и рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия (Эллис).

Поведенческие методы, включенные в систему личностно-ориентированной психотерапии, весьма результативны при лечении прежде всего обсессивно-фобических расстройств, в особенности изолированных невротических монофобий. Методы угашения страха в патогенной ситуации с помощью специально разработанной системы функциональных тренировок оказываются эффективными в комплексе лечебно-восстановительных воздействий у больных неврозом навязчивых состояний даже при затяжном неблагоприятном его течении.

С учетом роли семейных конфликтов в этиопатогенезе и течении неврозов в качестве одной из специфических форм психотерапии в их комплексном лечении применяется семейная психотерапия (Эйдемиллер, Юстицкис). Она направлена на исследование межличностных отношений и имеет своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье или их компенсацию. В процессе психотерапии каждый конфликт анализируется с учетом истории семьи, ее прошлого опыта, психологических особенностей ее членов и пр.

В последнее время при лечении неврозов отмечается смещение акцента с индивидуальной психотерапии неврозов к разработке системы групповой психотерапии, которая позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности, играющие роль в патогенезе неврозов, и перестраивать их путем воздействия на все основные компоненты отношения — познавательный, эмоциональный и поведенческий.

При неврозах используется широкий спектр методик групповой психотерапии: групповая дискуссия, психодрама, пантомима, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия, двигательная терапия и др. Психотерапия проводится как в открытых, так и в закрытых группах численностью 25-30 (большие группы) или 8-12 человек (малые группы). Чаще всего организуются группы, гомогенные в этиопатогенетическом отношении (определяющая роль психогенного фактора в развитии заболевания) и гетерогенные в прочих (форма невроза, пол, возраст, синдром). Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях к групповой психотерапии для больных неврозами, хотя и существует ряд определенных требований по подбору и комплектованию группы (например, не рекомендуется включение в одну группу более 2-3 больных с истерической или ананкастической акцентуацией характера, тяжелой обсессивной симптоматикой и т. д.; из больных моложе 18 и старше 50 лет более целесообразно создавать гомогенные по возрасту группы). Частота групповых занятий может быть различной — от одного раза в неделю до ежедневных и определяется возможностями и направленностью учреждений. Оптимальная длительность занятия 1-1,5 часа.

Рациональная психотерапия широко используется при лечении неврозов самостоятельно либо в сочетании с другими методами, а также с целью подготовки, например, к групповой психотерапии. Метод адресуется к логическому мышлению пациента, в качестве лечебных факторов используются авторитет врача, убеждение, переубеждение, разъяснение, одобрение, отвлечение и др. Стремятся изменить неадекватное отношение больного к своему заболеванию, разъяснить ему сущность невроза (Панков Д.В., 1985; Минутко В.Л., 2000, и др.).

В то время как личностно-ориентированная психотерапия наиболее полно реализует этиопатогенетический подход к пониманию и устранению причин и механизмов развития неврозов, другие методы, используемые при неврозах, основаны на симптоматических психотерапевтических воздействиях, то есть направленных в большей мере на смягчение или ликвидацию невротической симптоматики.

С помощью гипнотерапии можно воздействовать практически на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических их проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и других невротических синдромов (нейровегетативные и нейросоматические, двигательные и чувствительные расстройства и т. д.). При неврозах могут быть использованы различные виды гипнотерапии: мотивированное внушение по Иванову, имеющее не только симптоматическую, но и в известной мере патогенетическую направленность; удлиненная гипнотерапия Рожнова; длительный гипноз-отдых Платонова. Могут быть использованы также фракционный гипноз, ступенчатый активный гипноз по Кречмеру и др. Терапевтический эффект от суггестивных воздействий в гипнозе может быть получен во всех 3 его стадиях — сомнолентности, гипотаксии и сомнамбулизме. Гипнотерапия при неврозах может проводиться в форме индивидуального и коллективного гипноза (точнее, гипноза в группе). Авторы, применяющие гипнотерапию, практически едины в том, что она наиболее показана при истерическом неврозе и в меньшей степени при неврастении и неврозе навязчивых состояний. Подчеркивая хорошо известную высокую лечебную эффективность гипнотерапии даже при длительных истерических конверсионных моносимптомах, следует указать, что при целевом, особенно рентном характере симптома, она чаще оказывается безрезультатной, ее эффективность целиком определяется установкой на излечение.

В последнее время гипнотерапия в ее классической форме дополнена эриксоновским гипнозом, большая эффективность которого подтверждена многочисленными исследованиями.

Метод аутогенной тренировки наиболее показан при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы — при более высокой эффективности и случае преобладания симпатического тонуса, нарушения сна, особенно засыпания, состояния тревоги и страха, нередко выраженные фобии, в особенности при сочетании аутогенной тренировки с условно-рефлекторными методами, сексуальные нарушения и т. д.). В меньшей степени этот метод показан больным с выраженными астеническими, ипохондрическими, обсессивно-фобическими расстройствами и с истерическим неврозом. Хорошие терапевтические результаты применения аутогенной тренировки отмечены в амбулаторной практике (стабилизация ремиссий и предупреждение рецидивов неврозов).

При лечении больных неврозами получает распространение методика биологической обратной связи. Вместе с тем результаты лечения этим методом больных неврозами достаточно противоречивы. При его использовании необходимо учитывать такие психологические факторы, как повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.

Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов. Реализуется оно преимущественно у людей с хорошей внушаемостью и, конечно, в значительной мере зависит от степени авторитетности врача. Если прямое внушение эффективно в большей степени при лечении истерических неврозов, то косвенное внушение может быть с успехом использовано и при других формах неврозов.

Метод наркопсихотерапи, разработанный М.Э. Телешевской, применяется с целью снятия истерических зафиксированных моносимптомов, для осуществления суггестивных воздействий при фобических расстройствах с последующими функциональными тренировками (ходьба, поездки и т. д.), а также при других невротических нарушениях. Курс лечения может состоять из 10-20 процедур, проводимых ежедневно или через день. Из близких к наркопсихотерапевтическим методам при неврозах может использоваться метод применения газовой смеси кислород — закись азота. Методика эффективна при неврозах с фобической, ипохондрической и депрессивной симптоматикой. При фобиях на фоне действия и последействия закиси азота проводят функциональные тренировки, осуществление которых облегчается в этих условиях и особенно результативно в связи с эйфоризирующим и седативным эффектом газовой смеси. Наркопсихотерапия может выступать в качестве одного из вариантов так называемой абреактивной психотерапии. При неврозах конфликтогенной природы методы отреагирования являются лишь симптоматическими, так как, уменьшая эмоциональное напряжение, они никогда не устраняют причин, которые вызвали невроз, и могут поддерживать его существование в дальнейшем.

Выше были указаны основные методы психотерапии, применяемые при неврозах. Разумеется, в лечении этой группы заболеваний в последние десятилетия используются и другие методы психотерапии — динамической, гуманистической, когнитивно-поведенческой направленности (психоаналитическая психотерапия, гештальт-терапия и др.); а также библиотерапия, арттерапия, телесно-ориентированная психотерапия.. При психотерапии неврозов (как психогенных заболеваний) наряду с решением общих задач необходимо учитывать своеобразие их клинических проявлений, требующих индивидуализации лечения, предпочтительного использования при различных невротических формах и синдромах тех или иных методов психотерапии.

9.4. Психотерапия невротических расстройств у детей

Клиническая психотерапия неврозов у детей, несмотря на ряд общих
положений с психотерапией у взрослых, имеет свои особенности и представляет собой самостоятельную научную дисциплину. Ребенок нередко не осознает причин своего болезненного состояния, поэтому в психотерапии детей большее внимание, чем у взрослых, уделяется приемам отвлечения и переключения. Кроме того, психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным ребенком и его непосредственным окружением.

Психотерапия детей и подростков условно подразделяется на семейную, индивидуальную и групповую, что составляет единый патогенетический комплекс, последовательность в котором определяется клиническими и личностными особенностями больных. При невротических реакциях может быть вполне достаточным короткий курс лечения, состоящий из элементов суггестивной, разъясняющей и игровой психотерапии, а также некоторых рекомендаций родителям. Психотерапия больных с хроническим течением невроза и неблагоприятными личностными изменениями, как правило, требует продолжительного, многомесячного лечения и использования всего комплекса психотерапевтического воздействия, начиная с семейной психотерапии. Коррекция неблагоприятно сложившихся семейных отношений представляет необходимое условие патогенетически обоснованной психотерапии. Особое значение это имеет в дошкольном возрасте, когда семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности детей. Осознание родителями причин болезненного состояния ребенка, улучшение их психического состояния и перестройка внутрисемейных отношений ведут к устранению наиболее частого источника психической травматизации у детей, связанной с конфликтами в семье и неправильным воспитанием.

Психотерапия детей раннего возраста

Развитие психотерапевтической теории и практики логически подводит к необходимости перехода от аналитической переработки ранних инфантильных конфликтов и бихевиорального исправления архаического невротизирующего опыта у взрослых пациентов к их профилактике и своевременной лечебной коррекции у детей раннего возраста.

В качестве мишеней специальной психотерапиидетей раннего возраста могут фигурировать те или иные конкретные симптомы нервно-психических расстройств сомато-вегетативно-инстинктивного уровня, являющиеся преимущественными для данного контингента (нарушения сна и цикла сон-бодрствование, расстройства питания, терморегуляции, запоры и отказ от дефекации, патологические привычные действия, стереотипное и автономное поведение и т.п.).

9.5. Фармакотерапия неврозов

В.Д. Менделевич и С.Л. Соловьёва (2002) предлагают разработанные ими и другими авторами рекомендации по психофармакотерапии невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

От неврозов (невротических расстройств) страдает большая часть населения планеты. Болезнь представляет собой обратимые расстройства психогенного характера, которые имеют затяжное течение. Проявляется невроз в виде астенического состояния (повышенная утомляемость, неустойчивое настроение и т. д.) и истерии. Больной часто ощущает снижение умственных и физических возможностей. Возникает проблема преимущественно из-за постоянных эмоциональных перегрузок и быстрого ритма жизни. В такой ситуации используется психотерапия. Она помогает расслабиться и эффективно устраняет психические расстройства. Проводить сеансы психотерапии должен опытный специалист, поэтому выбор врача должен стоять на первом месте.

Причины и симптомы невроза

Невроз или невротическое расстройство – это понятие, объединяющее группу функциональных расстройств нервной системы, сопровождающихся изменением психоэмоционального состояния, снижением работоспособности, лабильностью настроения и ухудшением соматического здоровья.

Для этой группы заболеваний, прежде всего, характерно отсутствие грубой органической патологии нервной системы – неврозы возникают у полностью здоровых психически людей, когда в их организме нарушается связь и взаимодействие между нервной системой и другими органами и одновременно развивается изменение психоэмоционального и физического состояния.

Причинами невроза, чаще всего, становится нервное и психическое истощение, вызванное чрезмерно напряженным графиком работы, хроническим стрессом (подробнее о том, как повысить стрессоустойчивость) или постоянным недосыпанием и отсутствием отдыха.

Острое состояния обычно возникает на фоне какого-либо психотравмирующего события или длительного нервного перенапряжения.

Проявляется невроз повышенной тревожностью, страхом, беспокойством, раздражительностью, плаксивостью, снижением работоспособности, ухудшением когнитивных функций, забывчивостью, рассеянностью. У больного постоянно плохое настроение, он не может успокоиться, отдохнуть, расслабиться, все время переживает, беспокоиться, негативно воспринимает любые новости и изменения. Характерны лабильность настроения и резкое повышение чувствительности. Беспокоит и раздражает буквально все – громкие звуки, яркий свет, запахи, перепады температуры и другие факторы.

Кроме психоэмоциональных проявлений, ухудшается и физическое состояние – появляются головные боли, слабость, головокружения, подъем или снижение артериального давления, повышенная потливость, нарушение сна и аппетита. Реже возникают боли в груди, животе, мышечные и суставные боли при отсутствии патологии органов и систем. Поэтому важно вовремя произвести лечение невроза. Давайте разберемся, как вылечить невроз.

Клиническая картина

В клинике неврастении основное место занимает астенический синдром. Больные жалуются на упадок сил, плохое общее самочувствие, отсутствие бодрости, непереносимость обычных нагрузок, слабость. Трудовая деятельность становится для них тяжелой, а иногда невозможной вследствие быстрого утомления. В то же время они раздражительны, все время тревожатся, не закончив одного дела, берутся за другое.

Одним из постоянных симптомов является головная боль. Болевые ощущения многообразны и изменчивы. Они могут проявляться покалыванием, сдавлением, отдавать в позвоночник, сопровождаться шумом и звоном в ушах, головокружением. Иногда до головы нельзя дотронуться, и даже расчесывание волос вызывает боль. Состояние ухудшается при смене погоды, езде на транспорте и др.

Для данной патологии характерны вегетативные нарушения и функциональные нарушения работы различных систем организма. Пациентов беспокоит одышка, ощущение сердцебиений, перебоев в работе сердца, дискомфорт или неопределенные болевые ощущения в левой половине груди (тяжесть, покалывание, пульсация, жжение и др.), потливость. Также могут появляться желудочно-кишечные расстройства, а именно тошнота, неприятные ощущения в животе, плохой аппетит, отрыжка и др.

Нередко наблюдается нарушение терморегуляции (повышение температуры тела), беспокойный сон, бессонница, нарушения менструального цикла у женщин и половой функции у мужчин. Больные обидчивы, плаксивы, но они осознают факт психологических расстройств и критически оценивают свое состояние.

Симптомы болезни могут нарастать постепенно или появляться внезапно. При легком течении они преходящие, при тяжелом — постоянные, истощающие больного. В клинике неврастении могут преобладать те или иные симптомы из вышеперечисленных.



Лечение невротического состояния

При неврозах уменьшается концентрация нейромедиаторов, отвечающих за передачу нервных импульсов и психоэмоциональное состояние человека. Это становится причиной ухудшения настроения, появления апатии и раздражительности.

Если медикаментозная терапия призвана бороться с имеющимися проявлениями невроза, то немедикаментозное лечение и психотерапия помогают разобраться с причинами возникновения неврозов, найти способы справляться со стрессами без ущерба для здоровья, поведения и самочувствия.

Вред самолечения

Многие пытаются лечиться по советам, взятым с сомнительного сайта. Следовать подобным рекомендациям и самостоятельно принимать меры крайне опасно. В ответ на неправильное лечение могут возникнуть следующие ситуации:

  • Прогрессирование невроза;
  • Развитие устойчивого необратимого расстройства;
  • Появление других заболевания хронического течения;
  • Суицидальные мысли;
  • Отравление препаратами;
  • Проблемы в социуме;
  • Испорченные отношения с близкими и коллегами.

Медикаментозное лечение

При лечении используют следующие группы препаратов:

Психотерапия расстройств личности и поведения у взрослых

Результаты систематизации психопатий дали множество классификаций, как зарубежных (Е. Крепелин, Р. Шейдер, Е. Кречмер), так и наших (С. Корсаков, Г. Сухарева, О. Кербиков, А. Личко, А. Смулевич, М. Бурно и др.).

Широкое распространение получила классификация П.Б. Ганнушкина. Отечественные психиатры П.Б.Ганушкин, О.В.Кербиков внесли большой вклад в развитие учения о психопатиях. Ганушкиным сформулированы кардинальные признаки психопатий, которые позволяют отграничивать психопатии от крайних вариантов характерологической нормы (акцентуаций характера).

По П.Б. Ганнушкину психопатии имеют критерии: врожденность, необратимость, тотальность, т.е. проявляющиеся во всех сферах жизни патологические свойства личности.

Психопатии – это патология характера, от которой страдает сам больной или его окружение или он сам и окружение. Психопатия – продукт аномального развития, созревания личности, обусловленного влиянием неблагоприятных конституционально-биологических и экзогенных факторов.

Клиническая типология личностей:

  1. Астеническая психопатия
  2. Психастеническая психопатия
  3. Ананкастический (обсессивно-компульсивный) тип личности
  4. Неустойчивый инфантильный тип личности
  5. Истерические личности
  6. Эпилептоидные психопаты
  7. Шизоидные психопаты
  8. Циклоидные психопаты
  9. Паранойяльный тип личности
  10. Эксплозивный (возбудимый) тип личности

Психопатии бывают в стадии компенсации, т.е. адаптированные к окружению и декомпенсации, вызванной какой-то психотравмой, фрустрацией и на конституциональной основе возможно наступление фаз. Часто декомпенсация расценивается как невротические реакции, что приводит к неадекватной психотерапевтической тактике.

Роль психотерапии при расстройствах личности

Приобретению жизненного опыта, созреванию личности душевной зрелости способствуют:

такая психотерапевтическая работа требует времени. Наиболее эффективен такой подход, при котором проводится полный курс психотерапии, после которого больной продолжает жить без поддерживающей психотерапии.

Терапия творческим самовыражением, глубоко индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической личности, ее структуры, клинического состояния, включает в себя создание творческих произведений (на занятиях живописью, скульптурой, художественной фотографией), общение с природой. Бурно указывает на три лечебных фактора при психотерапии данным методом: 1) возвращение собственной индивидуальности, 2) катарсис, 3) возникновение контактов, общение с другими людьми благодаря своему творчеству. Психотерапия осуществляется в индивидуальной и групповой форме. Последняя форма особенно показана пациентам с психастенической, истерической и некоторыми другими видами психопатий и акцентуаций характера.

Важное значение при психопатиях приобретает семейная психотерапия (Эйдемиллер, Юстицкис).

Указывается на две фазы психотерапевтического процесса: регистрирующую (получение сведений о больном и его семье, для чего используются как клинический метод, так и специальные психологические исследования) и реконструктивную.

Семейная психотерапия направлена на исследование межличностных отношений и имеет своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье или их компенсацию (Эйдемиллер, Юстицкис).

В процессе психотерапии каждый конфликт анализируется с учетом истории семьи, ее прошлого опыта, психологических особенностей ее членов и пр.

В последнее время при психопатиях все чаще применяется групповая психотерапия. Она позволяет пациентам лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить индивидуально-непереносимые ситуации, способствующие декомпенсации, продемонстрировать реакции группы на их поведение. Конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные проблемы, позволит сделать первых более восприимчивыми к лечению и добиться большей их социализации, нивелировки характерологических отклонений. Главное, чего позволяет добиться групповая психотерапия при психопатиях, — это научить предвидеть последствия своего поведения и корректировать его в конкретных условиях. Рекомендуется проводить лечение пациентов с психопатиями в малых группах (лучше всего, объединяя их с больными неврозами и другими пограничными состояниями).

Применяются дискуссионные формы и иные техника

Немедикаментозные методы

Среди немедикаментозных методов для устранения невроза считаются самыми эффективными фототерапия и гипноз, цвето- музыкотерапия, аутогенная тренировка, дыхательные гимнастики, ароматерапия, БОС-терапия, арттерапия, пескотерапия и некоторые другие виды.

Выбор конкретной методики при лечении невроза зависит от причины заболевания и характера человека.

Особенности течения у мужчин

Невроз протекает у всех людей по-разному. У женщин чаще обнаруживается истерическая разновидность. Характерно неустойчивое поведение, драматизация ситуаций, слезы и крики. Симптоматику при лечение у мужчин невроза, нуждающиеся в назначении лечения, несколько отличается. Они реже сталкиваются с диагнозом, но чаще запускают состояние до крайних стадий. У представителей сильного пола диагноз зачастую связан с перенапряжением и трудоголизмом. Распространены такие особенности, как:

  • Агрессия. Реакции на привычные вещи становятся острыми. На будничные события мужчина отвечает гневом.
  • Низкая самооценка. Человек не верит в свои силы, боится начинать новое дело.
  • Сильная самокритичность. К себе предъявляются высокие, а порой и недостижимые требования.
  • Неумение адаптироваться в соответствии с ситуацией. Даже небольшая неудача выбивает мужчину с неврозом из колеи.

Особое значение для представителей сильного пола имеет такое проявление, как снижение либидо. Сексуальная жизнь привлекает все меньше. Кроме того, наблюдается полное или частичное отсутствие эрекции. Это приводит к прогрессированию нервного расстройства и заставляет окончательно замыкаться в себе. Немаловажно, что мужская половина общества всегда отличалась замалчиванием собственных проблем. Сокрытие фактов и отсутствие принятых мер также провоцирует развитие НР у мужчины.

Профилактика

Важную роль играет первичная и вторичная профилактика НР. Даже после полного излечения важно соблюдать рекомендации по предупреждению рецидива. Профилактическая программа подразумевает такие действия, как:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.