Психотерапия неврозов детей медицина

центр наркологической и психиатрической помощи


Если вам необходим семейный психотерапевт, звоните по телефону горячей линии и обращайтесь к нашим специалистам! Они смогут вам помочь.

Психотерапия при неврозах — это динамические процессы нормализации психологической реакции пациента с учетом снятия болезненных проявлений, укрепления работы психологической составляющей организма и развития индивидуальных возможностей. Психотерапия детских неврозов включает в себя диагностику невротических и личностных нарушений у каждого члена семьи и необходимую работу психотерапевта с пациентом и его окружением. Очень важно при лечении невроза обнаружить реакцию человека на психологически травмирующие обстоятельства его жизни. Если рассматривать невроз, как психологическую болезнь, можно сказать, что она развивается из-за нарушения отношений после которых происходит расстройство психических функций. После того, как врач находит ядро проблемы, он ищет рациональный и самый лучший выход из существующей ситуации.

Есть и биологические предпосылки неврозов у детей и подростков — это может быть пониженный биотонус организма, соматическая отягощенность, невропатия, в основе которой лежит функциональная недостаточность вегетативной регуляции. У таких детей часто находят психологические реакции и патологические перемены в характере или развитии личности. Невротические реакции могут наступить у ребёнка из-за задержки психологического развития или резидуальной церебральной органической недостаточности. Дети, которые страдают неврозом — обладают некоторыми характеристиками:

  • субъективные моменты для них более важны, чем логические;
  • они очень импульсивны и эгоцентричны;
  • к тому же часто проявляется сензитивность;
  • им присущ интровертированный тип реагирования, впечатлительность, возбудимость, пугливость;
  • испытывают острые психические травмы, такие как испуг, сильное потрясение;
  • обычно у них постоянная психотравмирующая семейная ситуация;
  • есть дефекты воспитания;
  • часто возможны школьные конфликты.

Сеанс психотерапии при неврозе

  • Для начала проводится беседа с родителями ребёнка. Первыми в кабинет вызывается мать, а отец проводит время с ребёнком в коридоре, где обычно есть игрушки и развлекательные книжки. Обычно мама рассказывает самые серьезные проблемы, которые есть в семье и у ребёнка.
  • После этого в кабинет психотерапевта приглашается отец, он также должен рассказать самые глобальные проблемы семьи.
  • Уже затем начинается беседа с ребёнком.
  • И с двумя родителями одновременно. Совместная беседа при такой ситуации необходима для того, чтобы подчеркнуть актуальность проблемы обращения родителей к психотерапевту.
  • После этого родители будут приводить ребенка на прием по очереди. В процессе работы с родителями и ребенком будет проводиться диагностика, а дальше сама терапия.

Патогенное происхождение детских неврозов и психотерапия

Антенатальные патогенные факторы:

  • первая беременность, или ранее сделанный аборт, выкидыш, заболевания женской половой системы, воспалительные заболевания матки и придатков;
  • долгое отсутствие беременности, гормональные расстройства;
  • нежелательная беременность, родители хотели ребенка другого пола;
  • наличие эмоционального потрясения и невротического состояния;
  • токсикозы первой и второй половины беременности.

Перинатальные патогенные факторы:

  • преждевременные роды;
  • слабость родовой деятельности;
  • асфиксия ребенка в родах.

Постнатальные патогенные факторы:

Эмоциональное потрясение матери, которое сопровождается внутренней неудовлетворенностью, сильной напряженностью, беспокойством и вызвано в первую очередь эмоционально неровными отношениями с супругом и родителями, общей неустроенностью, проблемами ухода за ребенком, возникновением новой беременности.

У кого развивается детский невроз

Часто дети болеют неврозом, потому что их матери испытывали сильное эмоциональное потрясение или испуг. Также если дети не могли самого детства социально адаптироваться, если у них были небезопасные условия для проживания или они хотя бы раз испытали сильный страх. Такие болезни могут развиться у детей очень мягких по характеру с повышенной эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, ранимостью, серьёзным чувством ответственности и долга, исполнительностью, обязательностью, защитным характером поведения, закрытым поведением, невозможностью самовыражаться. Отношения между отцом и матерью, любовь к ребенку с самого детства и в период беременности сильно влияет на развитие невроза у малыша. Поэтому лучше заниматься профилактикой, чтобы у ребенка не было подобных проблем. Если ребёнок постоянно живет в конфликте, если родители не могут доверительно общаться с малышом, если они постоянно ссорятся друг между другом — у ребенка начинается эмоциональное нарушение, которое создает препятствие для дальнейшей адаптации в отношениях с родителями. Эти факторы тоже сильно могут влиять на развитие невроза у детей.

Лечение невроза психотерапией

Есть несколько принципов, которые должен соблюдать психотерапевт при приёме ребёнка с неврозом:

  • врач должен принимать ребенка без медицинского халата и построить с ним доверительные отношения, быть для него обычным человеком, играть с ним и становится для него партнером, больше обращать внимание на желания ребёнка, чем показывать статус врача;
  • нельзя воспитывать ребёнка без диагностики и полного выяснения причины начала проблемы;
  • также врач должен работать с родителями малыша, чтобы дома у него больше не было проблем.

Семейная психотерапия необходима для того, чтобы восстановить единство семьи с помощью восстановления нормальных отношений и психологического здоровья каждого члена семьи. Индивидуальная психотерапия неврозов у подростков и детей проходит по следующим этапам:

  • контакт с пациентом, его успокоение, развитие доверия к врачу и методу лечения;
  • уменьшение остроты личностной реакции на невротическое заболевание;
  • эмоциональное реагирование и снятие реакций страха;
  • решение проблемы невротического конфликта;
  • укрепление психофизиологических возможностей;
  • устранение патологических стереотипов реагирования.
  • рассказы про навыки адаптивного взаимодействия.

Если вам необходима психотерапия неврозов у детей, звоните по телефону горячей линии. Наши врачи смогут вам помочь.

Происхождение и психотерапия детских неврозов являются актуальными вопросами современной медицины. Мудрая природа сделала так, что родители любят своего ребенка — так мы запрограммированы от рождения. Но, тем не менее детские психозы — не такая уж большая редкость. Родительская любовь зачастую мешает нам видеть очевидное, что происходит с любимым чадом. Первые же проявления нервного расстройства ребенка и вовсе в большинстве случаев проходят мимо нашего внимания.


Иногда очень внимательные родители замечают некоторые отклонения в психике ребенка, но здесь всегда под рукой находится масса способов самоуспокоения. В основном все подобные наблюдения перечеркиваются одной сакраментальной фразой, что ребенок повзрослеет и все наладится. Трудно выбрать более вредную позицию для психики ребенка, справедливо только то, что обе позиции малышу не пригодятся в силу их глубокой изначальной ошибочности.

Детские неврозы

Дети, как никто другой, подвержены депрессивным состояниям, когда настроение крайне нестабильно (неспокойный сон, ограниченная двигательная активность). Некоторые дети в этом состоянии впадают в другую крайность: чрезмерная активность, неуправляемость, агрессия, грубость. Обычно у нас принято считать, что это все — признаки подросткового созревания.

Тогда почему невротические расстройства, если их заметить вовремя, понемногу начинаются уже в самом раннем детстве, приобретая признаки невроза уже к 6-7 годам? Школа вносит достойную лепту в становление невроза ребенка, который даже не осознает, что это признаки невротического отклонения. Помочь ребенку разобраться могут только взрослые. Психотерапия неврозов у детей и подростков сегодня является важной задачей врачей.

Симптомы заболевания

Внешние проявления подобных отклонений у ребенка обширны. Примерами таких проявлений у ребенка могут послужить ночные страхи и тревоги. В большинстве случаев подобные эмоции не имеют под собой никакого основания. Чаще всего эти страхи приходят вечером, когда ребенок ложится спать. Длительность подобного состояния невелика, максимум полчаса, но иногда такие страхи настолько сильны, что даже сопровождаются галлюцинациями.


Взрослому человеку никогда не понять первопричины этого страха, тем более что их причина зачастую находится вне дома. Это может быть случай в детском саду или неприятности в школе. Многие родители часто наблюдают какие-нибудь фобии у своего ребенка, не уделяя им надлежащего внимания. Всегда есть удобное объяснение, что этим страдают все дети в таком возрасте. С такой проблемой родители крайне редко обращаются к специалисту. А зря! Невролог с первого взгляда сможет разглядеть у ребенка невроз.

Дети школьного возраста зачастую впадают в некое подобие психологического тупика:

  • без какой-либо объективной причины вдруг снижается самооценка;
  • появляется заторможенность в движениях;
  • меняется мимика;
  • портятся аппетит и сон.

Любой мало-мальски сведущий в своем деле невролог тут же узнает признаки невротического расстройства. Малыши ведут себя еще более эмоционально. Падают на пол, плачут, кричат, иногда бьются о пол, причем намеренно.

К сожалению, это нельзя назвать просто детскими капризами. Подобные проявления у детей постарше не столь заметны, но очень важно их вовремя увидеть:

  • постоянное раздражение;
  • эмоциональная несдержанность;
  • плаксивость;
  • нарушение сна и аппетита.


Очень похожие симптомы присущи детям повзрослее, которые чрезмерно перегружены занятиями в школе. Очень часто дети, чаще всего девочки, начинают испытывать комплексы по поводу своего здоровья. При этом имея самые отдаленные представления о предмете своего беспокойства. Все это тоже признаки свершившегося или приближающегося невроза.

Мальчики тоже массово подвержены опасностям для изменения психического состояния. В раннем возрасте, когда формируются первые речевые навыки, крайне опасны психические расстройства. В этом возрасте владение речью еще слабое, а информация поступает отовсюду в огромных количествах, как результат, может развиться невротическое заикание. Причиной подобного расстройства речи может послужить любая психическая травма, перед которой ребенок в этом возрасте совершенно беззащитен.

Следует вспомнить и такую форму невроза, как вредные привычки, приобретенные в детском возрасте по вполне объективным причинам. Позже, даже после устранения первопричины, привычка остается. Это явление даже приобрело собственное наименование — паразитная жестикуляция.

Генезис и причины

Та или иная психическая травма всегда лежит в основе детских неврозов. Ребенок, в силу своего возраста, еще не сформировал свой характер и личность, поэтому еще не готов эффективно встречать внешние вызовы. Личность ребенка в это время неимоверно гибкая, но при этом и очень хрупкая. Надломить ее может все что угодно.


Кроме очевидных причин психологического характера, детский невроз может быть порожден и другими причинами:

  • пол ребенка;
  • возраст;
  • наследственность;
  • ход беременности и родовой деятельности;
  • перенесенные болезни;
  • семья в этом списке должна быть на первом месте.

Родители просто обязаны всегда быть в курсе происходящего с ребенком. Очень хорошо, когда они еще и знают, что с этим делать. Преодоление невроза у ребенка может быть успешным исключительно при выполнении этих условий. Самостоятельно преодолеть это заболевание силами одних родителей чрезвычайно сложно, поэтому помощь профессионала-медика для устранения невроза просто необходима.

Профилактика неврозов у детей

Какой должна быть психотерапия при неврозе у детей? Как и в любой болезни, профилактика неврозов у детей может избавить вас от многих проблем в будущем. Как показывает опыт, все то, что у родителей вызывает ощущение беспомощности, специалист достаточно быстро распознает.

Учитывая, что медик не просто гарантированно распознает признаки расстройства, а еще и знает, как с этим явлением поступить, помощь такого специалиста просто неоценима, тем более что современная медицина изобилует проверенными временем методами лечения неврозов. Немаловажным моментом остается и способ, которым будет оказываться лечение.

В любом случае избавить ребенка от воздействия окружающего мира невозможно. Тем важнее роль родителей в оказании посильной помощи ребенку в адаптации к действительности.

Нельзя позволять себе высокомерного отношения к ребенку, высмеивания его проблем, а тем более раздражаться в отношении его поведения.

К ребенку следует относиться максимально доброжелательно, с пониманием беспокоящих его проблем.

Попробуйте ненавязчиво подсказать ему выход из неприятной ситуации, ведь для ребенка родитель — лучший учитель во всем.

Здоровая психика ребенка целиком и полностью зависит от родителей. Не стоит об этом забывать.

Происхождение детских неврозов и психотерапия

Происхождение детских неврозов и психотерапия

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Преморбидные особенности детей.

Понятие "жизненной ситуации".

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному "эмансипированному" положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Неврозы у детей и подростков являются одной из актуальнейших проблем настоящего времени. Под давлением негативного влияния современного темпа жизни психика ребенка переживает большую нагрузку. Поэтому в любой семье должны обеспечиваться все необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. Неврозы являются формой нервно-психической патологии (истерический плач, чувство страха дыхательный и пищевой невроз).


Прочитав книги В.И. Гарбузова, вы сможете сориентироваться, что и как делать, выявив у своего ребенка такие симптомы, как истерический припадок, чувство страха нахождения в темноте, дыхательный невроз и так далее. Узнаете, какие успокаивающие препараты рекомендуются при заболевании нервной системы. Если заболевание лечить, то все симптомы обратимы.

Причины

В основе неврозов у детей имеется своя этиология. Причинами проявления данного состояния у ребенка школьного возраста могут стать:

  • психологическая травма;
  • перенесенная болезнь;
  • генетическая наследственность;
  • напряженные взаимоотношения родителей;
  • физическая и эмоциональная перегрузки;
  • нарушение сна;
  • ошибки в воспитании.

Симптомы

Клинические симптомы зависят от характеристики психологической травмы и личных качеств ребенка. На что следует обратить внимание? В зависимости от вида неврологического нарушения, этиология может носить разный характер.

Следует сразу обратить внимание на здоровье своего ребенка, увидев следующие общие симптомы, чтобы принять решение, что делать дальше:

  • приступы боязни и страха;
  • заикание или стопорное состояние;
  • ранимость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • нежелание общаться, стремление к одиночеству;
  • различные нарушения сна (ощущение беспричинного страха);
  • быстрая утомляемость;
  • истерический плач или истерический припадок;
  • раздражительность;
  • головная боль;
  • энурез и другие.

Термин невроз характеризует ряд очень распространенных психических недугов. В медицине используется более широкое понятие – невротические расстройства.

Виды и формы

Существуют такие общие виды и формы проявления заболевания:


  • Заикание – форма невроза по причине испуга, разлуки с родителями, повышенной интеллектуальной и речевой нагрузки.
  • Расстройства сна – особенностью этой формы невроза является то, что она выражаются в виде проблем во время засыпания, а именно: ощущением страха и беспокойства во сне, лунатизм и другие.
  • Невроз навязчивых состояний у детей – проявляется в формировании определенных страхов и мыслей, а также навязчивых движений у детей.
  • Невротический детский энурез – несознательное мочеиспускание. Этиология заключается в следующем: строгое физическое наказание, стрессовая ситуация, генетическая предрасположенность и другие.

Диагностика

Во время диагностики ребенка проводится углубленный медицинский осмотр с подробным изучением истории болезни пациента, чтобы исключить такие заболевания, как опухоли мозга или травмы головы. Если есть признаки невротических расстройств, то при помощи целого ряда исследований оценивается психическое состояние ребенка.

Общие методы психологических исследований:

  • клиническое интервью;
  • психологические тесты
  • методы диагностики личности
  • опросники для скрининга неврозов
  • фундаментальные методики интеллекта и так далее.

Лечение

Для помощи и ликвидации заболевания требуется применение психокоррекционной и психотерапевтической методик.

Суть психокоррекционной и психотерапевтической методик заключается в объединении двух методов воздействия на психику, которые дополняю друг друга. Каждый из методов имеет свою зону применения.

Психотерапия – способ вылечить симптомы и формы данного заболевания у детей дошкольного и школьного возраста. Психокоррекция, применяется как профилактика неврозов у детей.

  • Это интересно: шизофрения у детей

Психотерапия является основной формой индивидуальной терапии. Согласно этому методу пациент говорить о своих проблемах и конфликтах, напряженных и критических жизненных событиях. Психотерапия неврозов у детей и подростков состоит из системного способа диагностики психологических нарушений в здоровье всех близких и соответствующей психотерапевтической работы с больным ребенком и окружающими его людьми.


Необходимо найти грамотного специалиста в сфере психологической помощи, который будет регулярно заниматься с ребенком.

  • Читайте также: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Чтобы лечить неврозы многие врачи используют психотропные препараты, которые имеют успокаивающие свойства. Препараты, при помощи которых можно лечить неврозы:

  • хлорид кальция;
  • глюконат кальция;
  • глицерофосфат кальция;
  • седативные препараты и другие.

Медикаментозные средства применяются комплексно вместе с психотерапией. Главная задача при оказании помощи и лечении заключается в отдыхе нервных клеток. Родители больного ребенка должны соблюдать требования по диете и режиму сна, проводить на свежем воздухе больше времени. Согласно статистике – 60% болезней нервной системы детей излечиваются самостоятельно, но от профессиональной помощи оказываться не стоит.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 72 , средняя оценка: 4,06 из 5


  • Почему возникают неврозы у детей?
  • Основные группы риска
  • Детский невроз: симптомы и признаки
  • Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина

Почему возникают неврозы у детей?


Причины развития неврозов у детей чаще всего кроются в следующих факторах:

В ряде случаев неврозы у детей развиваются как следствие сильной интоксикации или заболеваний, сопровождающихся общим ослаблением организма.

Основные группы риска


Вероятность развития невроза у детей может быть обусловлена возрастным и личностным факторами. Так, современной медициной установлено, что заболеванию наиболее всего подвержены:

Детский невроз: симптомы и признаки


Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д. В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:

  • повышенная утомляемость;
  • плаксивость, раздражительность;
  • снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
  • пугливость, мнительность, появление фобий;
  • изменения мимики, различные проявления нервного тика;
  • расстройства сна, нарушения аппетита;
  • хронические головные боли, головокружения;
  • онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
  • заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
  • истерические припадки;
  • приступы внезапного страха (панические атаки).

При возникновении у ребенка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта. В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.

Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребенка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.

Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина


В зависимости от возраста ребенка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:

Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребенка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы. Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания. Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.