Пути профилактики и коррекции дидактогенных стрессов и школьных неврозов


Профилактика школьных неврозов

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_shkolnykh_nevrozov.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика школьных неврозов.

Современная жизнь требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции. Становится общепризнанным фактом то, что сегодняшние школьники испытывают повышенные психические нагрузки, особенно старательные и ответственные ученики.

Методы саморегуляции известны с древности: релаксация (расслабление), дыхательные упражнения, акупунктурный массаж (массаж биоактивных точек), специальные психофизические упражнения. Используются и подручные средства: природа, музыка, танцы, искусства.

Важно помнить, что состояние детей во многом зависит от развития регуляционных механизмов, от баланса возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Процессы торможения развиваются с отставанием, часто это связывают с преобладанием правополушарной активности в работе мозга. Действительно, детям до 10 лет свойственна подвижность, эмоциональность, импульсивность поведения. Между тем в школе традиционно преобладает опора на левое полушарие, предъявляются высокие требования к соблюдению правил, дисциплины на уроках. Почему же одни школьники более легко адаптируются к процессу обучения, а другие испытывают стойкие трудности?

Назовем несколько причин.

Длительное пребывание в конфликтной психотравмирующей ситуации приводит ученика либо к психосоматическим заболеваниям, либо к негативному изменению характера.

Вторая причина неуспешности в обучении может касаться некоторых предметов из-за несоответствия педагогических технологий типу мышления ребенка. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, обратимся к таблице (примечание: таблица может быть оформлена как плакат или начерчена на доске).

Особенности типов мышления

Преобладает левое полушарие, опора на слово

Преобладает правое полушарие, опора на образ

Раннее развитие речи, отчетливая артикуляция, чувствительность к смыслу, словесной логике

Преобладание слухового восприятия

Преобладание зрительного восприятия

Языковые, математические способности, интерес к шахматам

Способности к музыке, рисованию, спорту, интерес к трансформерам и шашкам

Достаточно развитая произвольность внимания и памяти

Хорошее воображение, механическая память, любят эксперимент.

Хороший самоконтроль. Повышенная склонность к критике. Дистанция в общении.

Непосредственность, наивность, внушаемость, стремление к близким отношениям.

Меньшая подверженность страхам, но частые сомнения в правильности своих действий.

Часто испытывает страхи и тревожные предчувствия.

Возможно, вы узнали своего ребенка в одном из типов, но надо учитывать, что такое деление упрощает реальность. Например, левополушарный ребенок с преобладающим левым глазом и левым ухом будет отличаться от левополушарного ребенка с ведущим правым глазом и правым ухом. Кроме того, многие люди являются равнополушарными, то есть у них относительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обоих полушарий.

  • раздражительность, плаксивость
  • сонливость
  • жалобы на боли (в голове, животе, колене, где угодно)
  • потеря координации (натыкается на все углы, постоянные ссадины, синяки)
  • появление необоснованных страхов.

Знакомо? Насторожитесь! Что можно предпринять?

Для стимуляции созревания мозга вы можете использовать следующие средства:

  • Контрастный душ, ежевечерние растирания жестким полотенцем шейной и затылочной зоны.
  • Массажные тапочки.
  • Ароматерапия во время домашних занятий: аромалампа с эфирными маслами бергамота, можжевельника или просто заварить в чашке лавровый лист и поставить около письменного стола.
  • Занятия на музыкальных инструментах, лепка из глины и пластилина, вязание для обеспечения деятельности обеих рук.

Подвижные спортивные игры. В связи с отсутствием детских игр на координацию у нынешнего поколения, вспоминайте свое детство и игры.

  • Совместно с педагогом обсудите конкретные трудности ребенка, при выполнении домашних заданий используйте игровые моменты: чтение по ролям, заучивание стихотворения в танце, зарисовка задачи.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

3. Слегка массируют кончик мизинца.

4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

«Профилактика школьных и дидактогенных неврозов

Соколова Антонина Геннадьевна

Частное Учреждение Общеобразовательная Организация

города Дубна Московской области

Предложенный доклад ориентирован на работников социально-психологических служб образовательных учреждений, классных руководителей учащихся среднего и старшего звена, а также заместителей директоров по учебной и внеучебной деятельности.

В докладе изложена актуальная информация о невротизации школьников различного генеза, профилактике и диагностике особенностей развития эмоционально-волевой сферы учащихся среднего звена и выпускников.

Ключевые слова: невроз, неврозоподобное состояние, аутогенная трениковка, подростки, копинг-стратегия, профилактика, эмоционально-волевая сфера, диагностика учащихся, дыхание, релаксация, расслабление, комплексная работа.

Понятие невроза. Виды школьной невротизации.

Диагностика неврозоподобных состояний. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков.

Система работы с неврозоподобными состояниями. Комплексный подход в работе педагога-психолога образовательной организации.

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам :

Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.

Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Выявление причин невротизации происходит на этапе диагностики учащегося.

Актуальной и самой эффективной является комплексная диагностика , которая заключается в сборе анамнеза (медицинского, семейного и школьного), а также индивидуальной диагностике развития и сформированности высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие, двигательная сфера) и эмоционально-волевой сферы подопечного.

Основными методиками по волнующему нас вопросу, являются: неоконченные предложения (детский вариант), методика Розенцвейга, Торонтская алекситемическая шкала, Гиссенский опросник тревожных состояний, тест Спилбергера-Ханина, тест Басса-Перри.

Важно отметить, что зачастую, специалисты называют неврозами и другие схожие особенности эмоционального реагирования. В школе, мы чаще сталкиваемся с неврозоподобными состояниями.

Неврозоподобные состояния - это группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями.

По данным МКБ 10, это классы F 40- F 48 (невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства), F 90- F 98 (Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте).

Работа с особенностями эмоционально-волевой сферы может быть как индивидуальной, так и групповой. В своей практике я использую оба варианта. В групповой деятельности самым оптимальным вариантом является тренинговая форма работа. Занятия направлены на выявление трудных эмоциональных ситуаций в стенах школы, поиск решений и формирования возможных схем реагирования в них. Копинг-стратегии - это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним.

При активной подготовке выпускников к итоговым экзаменам, мы не всегда помним об истощении организма школьника. Любому человеку необходимо восстановление, как физиологическое, так и эмоциональное. Для того чтобы ребенку было проще на экзаменах, необходимо научить его расслабляться, так как активная мозговая деятельность напрямую связана с эмоциональной готовностью к стрессовым ситуациям. Аутогенная тренировка — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. (Приложение 1). Техника "Квадратное дыхание" используется для быстрого входа в спокойное состояние. Техника позволяет перейти из любого позитивного или негативного в нейтральное состояние. Помогает успокоиться на важных встречах, перед публичными выступлениями. Убирает мандраж и волнение. Благодаря своей простоте не требует никаких особых навыков. (Приложение 2).

Эмоциональная сфера человека, его воля, самосознание и даже черты характера в результате самовоспитания могут подвергнуться существенным изменениям. А это означает, что практически любой человек при желании и систематических занятиях над собой может научиться успешно преодолевать сложные ситуации, не допускать переутомления и избежать различных заболеваний, связанных с нервной нагрузкой.

Текст для АТ (аутогенная тренировка):

1. Я отдыхаю.
Освобождаюсь от всякого напряжения. Расслабляюсь.
Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен.
Я ничего не ожидаю.
Освобождаюсь от скованности и напряжения. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю.

2. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы плеча, предплечья. Расслаблены мышцы кисти правой руки и пальцев. Расслаблены мышцы левой руки.
Расслаблены мышцы плеча и предплечья.
Расслаблены мышцы кисти левой руки и пальцев.
Обе руки расслаблены.
Они лежат неподвижные и тяжелые.
Чувствую тяжесть в руках.
Приятное тепло проходит по рукам.
Тепло доходит до пальцев.
Тепло пульсирует в кончиках пальцев.
Я спокоен.
Я спокоен.

3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно. Обе ноги расслаблены.
Чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Я спокоен.
Приятное тепло ощущаю в ногах. Чувствую тепло в стопе и кончиках пальцев. Мне приятно.
Я освобождаюсь от всякого напряжения. Я свободен от всякого напряжения. Чувствую себя свободно и легко. Я совершенно спокоен. Я спокоен. Я спокоен.

4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Плечи опущены.
Чувствую тяжесть расслабленного тела. Чувствую приятное тепло во всем теле. Я спокоен.

5. Голова лежит свободно и спокойно (при положении лежа). Голова свободно опущена (при положении сидя). Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разгладился. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблены крылья носа. Расслаблены мышцы рта. Губы слегка приоткрыты. Расслаблены мышцы челюстей. Чувствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойно, без напряжения. Я спокоен. Я спокоен.

6. Я полностью освободился от напряжения. Все тело расслаблено.
Чувствую себя легко и непринужденно. Дышу свободно и легко. Дышу ровно н спокойно.
Прохладный воздух приятно холодит ноздри. Приятная свежесть вливается в легкие. Я спокоен. Я спокоен.

7. Сердце бьется ровно и спокойно. Сердце бьется ритмично.
Я уже не замечаю его биения. Чувствую себя легко и непринужденно. Мне приятно. Я отдыхаю.

8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость во всем теле. Чувствую бодрость и свежесть. Открываю глаза.
Хочется встать и действовать.
Я полон сил и бодрости. (Повторить 3 раза).

Схема дыхания по квадрату:

Главное, чтобы продолжительность вдоха, выдоха и пауз была равна между собой, и, определившийся в первые минуты ритм, сохранялся на протяжении всей техники.

Если в процессе выполнения вы почувствуете дискомфорт - измените ритм, сделайте его быстрее или медленнее, таким, который будет для вас наиболее комфортен.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения. На начальной стадии легкие психические заболевания у детей хорошо поддаются лечению. Зная основные методы профилактики и терапии патологии, справиться с ней способны родители и педагоги. При тяжелых формах болезни может понадобиться помощь психолога или невролога.

Проблема неврозов в младшем школьном возрасте

Неврозы часто возникают у ребят младшего школьного возраста. Это обусловлено особенностями психики детей: они очень ранимы и эмоциональны, остро реагируют на смену обстановки. Если ребенок с ранних лет детский сад не посещал и не привык находиться в коллективе, в первое время ему будет сложно адаптироваться в школе и наладить общение со сверстниками.

У детей, чрезмерно опекаемых родителями, отсутствует способность самостоятельного принятия решений. Они впечатлительны, плохо переносят любую критику, не способны участвовать в коллективной жизни класса и преодолевать межличностные конфликты.

Причины и симптомы школьного невроза

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

  • сложная программа обучения, чрезвычайно высокая умственная нагрузка, большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);
  • конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);
  • неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);
  • особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);
  • сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, смерть близких родственников);
  • физиологические особенности организма (наличие врожденных и приобретенных заболеваний, родовые травмы, слабая иммунная система).

В процессе развития психологического расстройства у ребенка могут наблюдаться следующие симптомы:

  • необъяснимый страх и тошнота, вызванная им;
  • непроизвольные подергивания и навязчивые движения;
  • истерики, раздражительность, агрессивность;
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита;
  • проблемы со сном;
  • головокружения, слабость, судороги, дрожь в конечностях;
  • снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, расстройства памяти;
  • заикание, затрудненное дыхание;
  • рассеянность, забывчивость.

Невроз, связанный со школой, нередко сопровождается отказом ребенка посещать учебное заведение, боязнью выхода к доске и публичных выступлений, вызывающим поведением в классе.

Лечение и профилактика

Школьный невроз, лечение которого требует комплексного подхода, является обратимым заболеванием. Главная задача терапии — устранение страхов и негативных эмоций, связанных с нахождением в учреждении образования. Также необходима смена поведенческих особенностей ребенка, способы и пути их коррекции многочисленны. К ним относятся:

  • формирование благоприятных социально-бытовых условий;
  • развитие эмоциональной близости и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
  • регулярные релаксирующие мероприятия;
  • снижение умственной и физической нагрузки;
  • прием успокаивающих лекарственных препаратов;
  • пересмотр модели воспитания;
  • разбор возникающих конфликтов и нахождение путей их преодоления.

В качестве профилактических мер неврозов могут выступать правильный распорядок дня, командные игры со сверстниками и частое времяпрепровождение с одноклассниками, чередование физической и умственной деятельности.

Родителям следует обращать внимание на психологическое состояние ребенка, помогать ему справляться со стрессами, разговаривать, проводить вместе свободное время.

Школа для ребенка — это новая ступень развития, подразумевающая постоянную физическую и умственную активность, общение со сверстниками. Это новая атмосфера, новый образ жизни, что, несомненно, становится сильным стрессом. Профилактика школьных неврозов дает возможность быстрой адаптации школьника, повысить собственную трудоспособность и найти общий язык с одноклассниками.

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.


Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.


Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи. В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание. Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.


Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками. Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка. С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей. У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом. Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

Профилактика

Для того чтобы избежать неврозов у школьников, нужно изначально понять их причину. С этой целью проводятся опросы среди учащихся 4 — 8 классов. Практически каждый ребенок заменил бы одного или нескольких педагогов, причем многие мнения сходятся на одном и том же учителе, что дает повод задумать о его некомпетентности по отношению к воспитанию детей и налаживанию контакта с ними. В данном случае профилактика заключается в более тщательной подготовке и подборе педагогов.

Некоторые ученики говорят об отсутствии комфорта внутри класса, так как число девочек больше чем количество мальчиков или наоборот. Конечно же, с возрастом, в классе 8 или 9, внутренний дисбаланс уходит на нет, но психологическая травма уже может быть заработана. То есть школа изначально должна нивелировать подобные моменты, создавая благоприятные условия в коллективе.


Исследования показали, что в некоторых образовательных учреждениях либо отсутствует психолог, либо его работа сведена к минимуму, что в корне неправильно. Психолог обязан проводить тесты или занятия в игровой форме среди детей 7, 8 и 9 лет, чтобы лучше узнать детей, заметить некоторые проблемы с адаптацией у некоторых школьников, поговорить с их родителями. Все перечисленное поможет избежать развитие неврозов еще на самой начальной стадии.

Наиболее тяжелым аспектом профилактики является работа с родителями тех или иных учеников. Очень тяжело донести до взрослого человека с собственными представлениями о воспитании ребенка, что с его мальчиком или девочкой что-то не так, так как они привыкли видеть своё дитя самым лучшим во всем. Особенно сложно ему доказать, что нарушение психики и нервной системы происходит в условиях дома, в семье. Поэтому школа должна проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с преподавателями и директором не только в рамках образовательного процесса, но и приглашать психолога, способного разъяснить некоторые аспекты, аргументировано объяснить свои опасения насчет поведения определенных детей, дать рекомендации, включающие советы по дальнейшим действиям со стороны родителей.

Для наибольшего эффекта необходимо скорректировать время, отведенное на уроки и отдых, как в образовательном учреждении, так и дома. Очень редко можно встретить оборудованные спортивные площадки рядом со школой, на которых бы проводились занятия физкультурой, хотя практически всем известно, что смена деятельности и свежий воздух отлично снимает стресс и разгружает головной мозг от умственного перенапряжения. Стоит сказать о неправильной тактике родителей, заключающейся в выполнении домашних заданий сразу же после учебы. Ребенок должен отдохнуть и отвлечься хотя бы на два часа.

Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).



Школьный невроз - одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:

  • Тики на нервной почве.
  • Нарушение аппетита.
  • Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью - бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
  • Головокружение, регулярные головные боли.
  • Спазматические болевые ощущения.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
  • Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
  • Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.

Психологические проявления школьного невроза:

  • Резкие перепады настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Состояние подавленности.
  • Истерики.

При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.

Склонностью к школьным неврозам обладают:

  • впечатлительные, чувствительные дети;
  • учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
  • интроверты.

Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:

  • генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
  • церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
  • неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.

Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.

Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.

Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.

Лечение и профилактика школьного невроза

Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

1. Наличие эмоциональной связи с подростком.

2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.

3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.

Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.

Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.

Информацию для Вас подготовила:

Кашина Вероника Александровна, детский психолог. Ведет прием в Детском корпусе клиники на Усачева.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.