Рабочая программа по неврозам

Краткое описание

Оглавление

Введение.
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе
1.1. Невроз - как патопсихологическая категория
1.2. Факторы социальной среды, ведущие к неврозу.
1.3. Проблема развития неврозов и детском возрасте.
Глава 2. Психологические особенности детей с неврозами
2.1. Описание объекта исследования и методы исследования. Анализ результатов.
2.2. Проверка эффективности коррекционной работы.
Заключение.
Библиографический список.

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ: для нашей эпохи характерно значительное увеличение нагрузок на психику. Волнения, переживания, неприятности - все это отражается на нервно - психической сфере, обуславливая перенапряжения, результатом чего могут явиться неврозы.

Нервно - психические расстройства портят жизнь самому ребенку, лишают его детских радостей, мешают его успехом в детском саду. Такой ребенок труден, порой непереносим в семье и детском саду, он мешает товарищам, часто дезорганизует детский коллектив. Не только обучение и воспитание такого ребенка, но даже общение с ним порой становится мучением для воспитателей и родителей.

Неизлечимые в детстве нервно-психические расстройства могут исказить судьбу ребенка, отразиться на всей его жизни.

Предупреждение в детстве легко осуществить, так как, во - первых, организм ребенка, и в частности, его нервно - психическая сфера, очень пластична и легко поддается воздействиям, а во - вторых, потому, что условия жизни ребенка, как правило, зависят от взрослых. Надо правильно понимать, каковы законы этих воздействий, помня, что одни эмоции и добрая воля не могут заменить знаний.

Родители и воспитатели нуждаются в понимании причин развития нервно-психических расстройств у детей, так как без этого не может быть ни предупреждения, ни их преодоления.

Поэтому ЦЕЛЬЮ данной дипломной работы является: выявление психолого-педагогических условий преодоления детских неврозов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети с отклонениями в личностном развитии.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологические особенности детей с неврозами.

1.Изучение проблемы неврозов в современной психолого-педагогической литературе.

2.Диагностика отклонений в личностном развитии детей дошкольного возраста.

3.Анализ результатов исследования, выявление причин неврозов, личностные особенности детей с неврозами.

4.Разработка системы тренингов: игр, упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления детских неврозов.

5.Разработка психолого-педагогических рекомендаций.

ГИПОТЕЗА:неблагоприятные семейные отношения, взаимоотношения со сверстниками и самооценка ребенка, являются одними из причин возникновения неврозов. Возможно позитивное изменение детей с неврозами, достигнутое с помощью психолого-педагогических методой.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В работе выявлены психолого-педагогические условия для преодоления детских неврозов и изучены причины нервно-психических расстройств в дошкольном возрасте.

Практическая значимость поведения ребенка и структуру его личности.

Создана психокоррекционная программа, направленная на позитивные изменения психологических свойств и поведения детей с невротическими расстройствами.

В работе представлены психолого-педагогические рекомендации, тренинги, игры, упражнения, которые эффективны в работе с детьми с нервно-психическими расстройствами.

Программа коррекции поведения детей с неврозами

Понятие и особенности неврозов

Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, характеризующиеся нередко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих факторов.

Подверженность невроза у детей в возрасте у детей 7-10 лет имеет возрастающую тенденцию. Это обуславливается, прежде всего, следующим фактором: изменением социального положения и взаимоотношений между людьми вследствие экономической и политической нестабильности. Такая ситуация порождает всеобщую нервозность населения, в том числе и детей, отражается на культуре семейных взаимоотношений, в частности; на взаимоотношениях между родителями и детьми, которые носят деструктивный характер. Стремительно возрастающий поток информации, необходимый для усвоения школьником, также может выступать дистрессором. Помимо этих общих психотравмирующих факторов у ребенка 7-10 лет возникают трудности, связанные с изменениями социального статуса в процессе учебы ребенка в школе. Причин и условий для возникновения неврозов у младших школьников в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад.

Причины развития неврозов у детей. Существует 2 группы причин, общих для всех форм неврозов: первая – биологические, вторая – социальные.

К биологическим причинам следует отнести: зачатие в нетрезвом состоянии, родовые травмы, инфекционные заболевания, токсические отравления. Эти причины не только предрасполагают организм ребенка к неврозам, но и в большинстве случаев определяют их.

К социальным причинам следует отнести переживания матери в процессе ношения ребенка, которые вызывают сильные и многократные стрессы. Эти ,стрессы обуславливаются смертью близких, разводами, полученными увечьями и т.д. Переживания матери нередко являются результатом неблагоприятных семейных отношений: пьянство мужа, частых ссор или морального террора. К психогенным причинам относится также отношение родителей к ребенку с момента его рождения: принятие – отвержение, любовь-ненависть, и т.д.

Происхождение 30% неврозов начинаются с изменения сложившихся условий, стереотипов и привычек ребенка; около 20% - с различных испугов, 20% - в результате столкновения противоположных установок в раннем детстве.

Если конфликт между потребностями ребенка и требованиями взрослых усиливается, то потребности могут трансформироваться в невротические. К таким невротическим потребностям следует отнести стремление ребенка установить эмоциональную дистанцию между собой и другим, потребность к уединению, к полной независимости, а также желание ребенка чувствовать свое превосходство.

Эти базисные потребности невротика являются способами, с помощью которых он пытается решить свои конфликты.

Следствием неразрешенности конфликтов является: страхи, обнищание личности, безнадежность, садисткие наклонности, которые проявляются в симптомах.

К симптомам невроза относятся: ощущение несчастности, разочарование и фрустрации, раздражительность, мрачность, тревожность, плаксивость, беспокойство, агрессивность, нетерпеливость, физические недомогания – температура, головные боли, рвота, понос, желудочные расстройства.

Цель программы: избавление детей от острых симптомов невроза и переживаний, которые являются результатами деструктивного общения ребенка с взрослым.

Снятие внутреннего конфликта ребенка, которые проявляются через названные симптомы;

Снятие ригидности невротических потребностей;

Формирование адекватной самооценки и интеграции самосознания;

Развития самопознания за счет снятия барьеров психологической защиты и устранение неискренности на межличностном уровне;

Выработка мобильных стратегий поведения.

Цель: диагностика принятия себя, помочь найти ребенку новый желаемый образ

Представление. Назовитесь любым именем, которым мы будем называть вас на занятиях.

Нарисуйте себя с новым именем.

Цель: диагностика самоприятия и самосознания ребенка, снятие эмоциональной напряженности, идентификация ребенка с новым образом.

Цель: Снятие напряжения, сплочение группы.

Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Угадывание рисунков

Цель: диагностика уровня формирования предрасположенности и доверия между членами группы, закрепление знания имен друг друга, повышение уверенности детей в себе.

Общая картина

Цель: выявление эмоционального состояния детей к концу занятия, сплочение группы, успокоение детей, снятие напряженности, углубление эмоционального контакта между членами группы.

Нарисуйте каждый свое настроение на листе ватмана. У нас получится общая картина настроения группы.

Ритуал прощания

Цель: создание эмоционального комфорта в группе, настройка на следующее занятие.

Упражнение сопровождается медитативной музыкой.

Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, снятие агрессивности внутренней скованности, страха, обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния и др.

Ритуал приветствия

Цель: настройка на занятие.

Задание: встаньте все в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Скажите добрые слова.

Этюды на выражение эмоций.

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Цель игры: развитие сосредоточенности и способности концентрации.

Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательные палец движется по воображаемой карте.

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпы.

Выразительные движения: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

В зале приглушается свет. Все дети, кроме ребенка-утенка изображают деревья, коряги и пеньки. Дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы. Издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. Утенок прячется в маленькой пещере. Он дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включается свет. Этюд закончен.

Куклотерапия

Цель: диагностика состояний ребенка, закрепление умений выражать эмоции, снятие агрессии, внутренней скованности.

Каждый участник выбирает какую-либо куклу.

Задание: выразить на кукле эмоции гнева, злости, радости, удивления.

Цель: стимуляция творчества, исследование ценностных ориентаций, взаимоотношении сотрудничества и соперничества членов группы.

Материалы: глина или пластилин.

Процедура: каждый член группы получает ком глины. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы – один из пяти или восьми человек, создавших мир. Закройте глаза и вообразите, что глина – сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. Закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцем выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей группе скульптурами. Совместно с партнерами группы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими.

Ритуал прощания.

Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций, приемы саморасслабления, формирования межличностных эмпатий.

Цель: это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.

Процедура: поделите группу на маленькие группы – по 4-5 человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди является ведущим. В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, ведут игрока – кота с завязанными глазами. Проводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе начинают петь:

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропевают последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут его за одежду.

Цель: представление моделей желательного и нежелательного поведения.

Ритуал приветствия.

Приветствие необычным способом.

Цель: стимулирование творческих способностей, повышение самооценки.

Отображение

Цель: поощрение осознание тела, творческого движения межличностной эмпатиии.

Процедура: все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой ведомым.

Пары встают лицом к лицу и смотрят друг на друга в глаза. Ведущий выполняет движения, ведомый их повторяет.

По окончании процедуры следует рефлексия.

Ребенок представляет себя капитаном, капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед.

Цели: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.

Попросить участника разыграть мечту, дать ей описание от первого лица, как - будто он – объект своей мечты.

Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя переживать все чувства, связанные с ним.

Ритуал прощания.

Цель: выявление внутренних конфликтов их осознание и поэтапное разрешение.

Цель: отреагирование скрытых эмоций и завершение незаконченного действия, прояснение противоположностей, вовлеченных в конфликт, и их интегрирование в единое целое.

Разыгрывание роли часто заключается в намеренных несоответствиях, преувеличениях: робкий, застенчивый участник может получить задание встать на стул и начать отдавать команды авторитарным, громким голосом.

Усилению внимания и чувствам способствует задание по утрированному выражению невербальной поведенческой реакции. Руководитель группы должен заметить эти реакции и перевести внимание участника с невыразительного рассказа на активные физические действия.

Свободный танец

Цель: дать возможность каждому участнику проэкспериментировать танцевальными движениями перед другими.

Процедура: группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменит вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить танец.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Утверждаю:

Рабочая программа дисциплины (модуля)(с аннотацией)

УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ

37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ

Дня студентов 3 курса, очная форма обучения

Уровень высшего образования

СПЕЦИАЛИТЕТ

Составитель: к.п.н., доцент Н.В. Оглезнева 2015 г.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 ч.).

Цель: способствовать созданию у студента целостного и устойчивого представления о проблемах, закономерностях и механизмах феномена невроза как явления психической жизни и как психического расстройства непсихотического уровня.

Проблема невротических расстройств и состояний всегда была и остаётся в центре внимания не только медиков и психологов, но и философов, социологов, педагогов и других специалистов-гуманитариев у нас в стране и за рубежом, что, кстати, подтверждается и расширенным пониманием данного феномена в последней версии Международной классификации болезней и причин смерти (МКБ-10).

В ходе изучения дисциплины у обучающихся необходимо формировать и развивать следующие компетенции:

• Понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2)

• быть готовым к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4)

• знать основные направления клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК- 9);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

• об основных концепциях и феноменологии неврозологии ;

• методологии и теоретических основах невротических расстройств;

• теоретико-методических принципах коррекции невротических расстройств поведения;

• междисциплинарный характер дисциплины, ее практическую значимость, и прикладную направленность ее задач и исследований;

• вариабельность подходов к пониманию невроза, невротического поведения, невротических синдромов;

• историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и невротического функционирования психики и личности;

• знать основные направления клинико-психологических вмешательств при неврозах, методы профилактики и психокоррекции невротического развития и неврозов;

• нарушения поведения, эмоциональных, вегетативных и соматических расстройствах при неврозах;

• о психологическом и клиническом подходах к анализу неврозов;

• о роли воспитания в формировании и коррекции невротических расстройств;

• о связи научных воззрений с психологической практикой;

• относительно полно характеризовать основные положения, понятия, главные принципы и проблемы в рассматриваемых концепциях и научных направлениях исследования невротических расстройств;

• ставить и решать профессиональные задачи в научно исследовательской и практической деятельности; самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи в неврозологии;

• Уметь взаимодействовать с пациентами страдающими невротическими расстройствами,их родственниками и медицинским персоналом.

• •.проводить психологическую диагностику психической деятельности при различных видах невротических расстройств выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;

• прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;

• оценивать результаты своей деятельности;

• методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья и личности в контексте практических, научно-исследовательских задач клинического психологии;

• разнообразными стратегиями психопрофилактической, реабилитационной и психотерапевтической работы ;

• методами и процедурами диагностики, методами профилактики и психокоррекции невротического развития и неврозов.

• поиском информации в глобальной сети интернет.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Лекция-диалог, лекция-визуализация, решение задач с презентацией, фасилитированная дикуссия, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ, составление таблиц.

Учебная программа Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. История развития концепций неврозогенеза в отечественных и зарубежных теориях и технологиях личности.

Неврозогенез как предмет неврозологии.

Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза. Общая характеристика концепций неврозогенеза в отечественной и зарубежной психологии и медицине. Роль психогенного воздействия.Экспериментальный невроз. Тревожные расстройства -пример невротического поведения, направленного на избегание. Тревога и паника, страх -основа большей части невротических расстройств. Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний.

Раздел 2. Психология и психопатология невротических расстройств и состояний и современная неврозология.

Международная (МКБ-10) и традиционная(отечественная) классификация невротических расстройств.

Неврозы - группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности условиях не завершившихся психотравмирующих ситуаций. Невроз как явление психической жизни и как психическое расстройство. Семиотика невротических расстройств, отраженная в МКБ-10.

Соотношение международной (МКБ-10) и традиционной (отечественной) классификации неврозов. Психотравмирующий фактор и психотравмирующие ситуации, связанные с невротическими состояниями.

Функциональный барьер психической адаптации. Признаки невротических расстройств - парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики.

Раздел 3. Феноменология тревожно-фобических, тревожных и посттравматических расстройств - невроз страха.

Тревога как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности в ожидании неблагополучного развития событий.

Страх - реакция на конкретную угрозу. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Фобические тревожные расстройства (Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство. Генерализованное тревожное расстройство.

Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство.

Раздел 4. Феноменология обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионныхрасстройств - невроз навязчивых состояния, истерический невроз) Обсессия - наваждение, одержимость, влекующее за собой навязчивые состояния.

Навязчивые страхи, опасения, мысли, воспоминания, представления, и действия. Навязчивые мысли и компульсивные действия сочетаются с навязчивыми страхами и сомнениями, повышенной раздражительностью, утомляемостью, бессонницей.

Диссоциативные (конверсионные) расстройства (истерия, истерический невроз) Психогенно обусловленное невротическое состояние с сенсорными и двигательными нарушениями.Диссоциативная амнезия - как неспособность вспомнить личностно значимую информацию, которая возникает вследствие травматического или стрессогенного переживания. Диссоциативная фуга внезапное бегство из дома, с работы или из другого места после того или иного психогенного фактора.

Раздел 5. Феноменология соматоформных и неврастенических расстройств.

На фоне психосоциального стресса появление соматических жалоб при отсутствии морфологических изменений соответствующих органов и тканей в отличие от психосоматических заболеваний при которых органическая патология выявляется.

Соматизированное расстройство - наличие множественных, повторно возникающих соматических симптомов, которые длятся на протяжении ряда лет. Ипохондрическое расстройство - постоянная озабоченность возможностью заболеть прогрессирующим соматическим расстройством.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы - при этом расстройстве жалобы выглядят так, как будто они обусловлены поражением какойто системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы (невроз сердца, невроз желудка).

Неврастения - состояние характеризующееся состоянием раздражительной слабости. Другие специфические невротические расстройства (культурно-специфические нарушения).

Раздел 6. Феноменология невротических синдромов(астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический, депрессивный) в структуре других заболеваний -явление коморбидности.

Астения - состояние нервно-психической слабости, характеризуется повышенными утомляемостью и и чувствительностью, а также нарушениями сна, что составляет невротическую триаду (Б.Д.Карвасарский). Астенический синдром входит в клиническую картину неврастении, истерического невроза, при травматических поражениях сосудистых заболеваниях, а также начала шизофренического процесса.

Обсессивный синдром - навязчивые явления могут встречаться не только при различных нервно-психических заболеваниях, но и у здоровых людей при переутомлении. Обсессии входят в клиническую картину шизофренического дебюта, МДП в депрессивной фазе, при энцефалитах, у больных с органическими заболеваниями головного мозга, при эпилепсии.

Фобический синдром - при истерии и неврастении встречаются нечасто не отличаются стойкостью, яркостью и выразительностью. При шизофрении характерна динамика фобий, утрачивается аффективная окраска фобии.

Ипохондрический синдром встречается при всех формах неврозов, а также в рамках шизофренических расстройств.

Синдром невротической депрессии - всегда возникает психогенно и отражает психотравмирующую ситуацию. Синдром невротической депрессии встречается приразличных формах неврозов и часто сочетается с другими невротическими симптомами. В клинической практике считается важным отграничить невр отическую депрессию от амбулаторных, ларвированных форм. Невротическая депрессия отличается яркостью, динамизмом и изменчивостью.

Раздел 7. Этиопатогенез неврозов: социальные, биологические и психологические факторы.

Г енетические факторы, связанные с темпераментом, и личностными особенностями.

Паническое расстройство - следствие биохимической аномалии в головном мозге.

Паническая атака как сигнал тревоги, вызываемый биохимической дисфункцией (Лимбическая система, голубое пятно, серотонин может ингибировать действие норадреналина). Панические расстройства наблюдаются у пациентов связанных прямыми родственными связями.

Интерпретация своих ощущений в катастрофическом ключе.

Раздел 8. Феноменология невротических расстройств и состояний у детей и подростков.

Своеобразие психического развития детей. Патогенные факторы. Страх и тревога в генезе неврозов у детей. Психологические и психопатологические особенности невротических расстройств в детском возрасте. Неврозы и развитие психосоматических расстройств в детском возрасте.

Раздел 9. Методы диагностики и психотерапии неврозов.

Цели психодиагностики, применение проективных методов и опросников.

Психологическая коррекция в работе с детьми и взрослыми.

Психотерапия невротических расстройств с точки зрения основных психотерапевтических направлений: специфика, принципы, техники, процедуры.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1.История развития 14 2 6 6 концепций неврозогенеза в отечественных и зарубежных теориях и технологиях личности.

Неврозогенез как предмет неврозологии.

Раздел 2. Психология и 8 2 2 4 психопатология невротических расстройств и состояний и современная неврозология.

Международная (МКБ-10) и традиционная(отечественная) классификация невротических расстройств.

Раздел 3. Феноменология 12 2 4 6 тревожно-фобических, тревожных и посттравматических расстройств - невроз страха Раздел 4.

Феноменология 14 2 6 6 обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионных расстройств невроз навязчивых состояния, истерический невроз) Раздел 5.Феноменология 12 2 4 6 соматоформных и неврастенических расстройств.

Раздел 6. Феноменология 12 2 4 6 невротических синдромов(астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический, депрессивный) в структуре других заболеваний -явление коморбидности Раздел 7.

Этиопатогенез неврозов: социальные, биологические и психологические факторы Раздел 8. Феноменология 12 2 4 6 невротических расстройств и состояний у детей и подростков.

Пример тестового задания.

Выбрать правильный ответ из предложенных

2. По В. Н. Мясищеву, невроз - это:

1. Нарушение функционирования какого-либо органа или системы.

2. Глобальное личностное нарушение, проявляющееся в специфических клинических феноменах.

3. Следствие блокирования ведущей потребности.

4. Результат определенных невротических черт.

3. К невротическим конфликтам, по В. Н. Мясищеву, не относится:

4. Неврастенический конфликт, по В. Н. Мясищеву, - это:

1. Чрезмерно завышенные претензии личности в сочетании с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий.

2. Несоответствие между высокими требованиями к себе и недостаточными физическими или психическими возможностями этой личности.

3. Конфликт между потребностями личности, ее желаниями и невозможностью их удовлетворить по причине морали, долга.

Пример задачи для решения в паре с последующей презентацией

Задача 2. 46-летняя замужняя домохозяйка была доставлена мужем к психиатру.

головокружения. Жена рассказывает о приступах головокружения с легкой тошнотой, вся комната становится мерцающей, ее охватывает чувство, что она плывет, и не в состоянии поддерживать равновесие. Припадки всегда начинаются в 4 часа вечера. Она вынуждена лежать, и улучшение состояния наступает около 7-8 часов вечера. После этого больная одна смотрит телевизор и засыпает обычно в гостиной. Терапевт, эндокринолог и невропатолог не находят нарушений. Нет фактов, что она специально вызывает нарушения, например приемом препаратов.

Мужа описывает как тирана, оскорбляющего ее и их 4 детей, предъявляющего невероятные требования. Она боится его возвращения домой с работы, зная, что муж будет бранить ее за запущенный дом.

Когда появились приступы, она не смогла готовить обед и муж с 4 детьми обедал в закусочной, после чего он обычно не разговаривал с ней (ложился спать, смотрел телевизор). Несмотря на эти отношения, больная любит мужа и нуждается в нем.

1. Картина какого расстройства налицо? Обоснуйте.

2. Какие факторы возникновения можете предположить?

3. Что можете предложить?

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите критерии, используемые для определения неврозов. Дайте определения неврозов

2. Патогенетический механизм невроза.

3. Биохимические изменения у больных неврозами.

6. Какие виды неврозов вы знаете?

7. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

9. Критерии, кот. могут быть положены в основу выделения неврозов как нозологической группы.

10. Истерия. Этиология истерического невроза. Клиника, динамика, исход.

11. Общий патогенетический механизм, лежащий в основе неврозов.

12. Неврастения Этиология неврастении. Синдромология неврастении.

13. Какова роль наследственного фактора в возникновении неврозов?

14. Невроз навязчивых состояний.Этиология обсессивно-фобических расстройств. Синдромология

15. Представления Мясищева о природе невроза.

16. Соматоформные расстройства, саматизация.

17. Общие условия возникновения эмоциональных расстройств.

18. Невроз навязчивых состояний. Клиника, динамика, терапия

19. Фобии и депрессивные расстройств

20. Вопросы психотерапии и психофармакотерапии неврозов.

21. Социофобии. Когнитивно-поведенческая модель.

22. Концепции неврозов в отечественной клинической психологии и психиатрии/

23. Классификация неврозов по МКБ—10.

24. Синдромология истерии. Понятие конверсии Истерия и гипно

25. Паническое и генерализованное тревожное расстройство

26. Концеции неврозов в психоанализе

27. Виды неврозов и невротических расстройств.

28. Неврастения:клиника, динамика, исход. Терапия, реабилитация

29. Особенности детских и подростковых неврозов.

30. Тревога нормальная и патологическая в разных концепциях

31. Основные группы невротических симптомов.

Список литературы Основная литература

1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. -М.:

ГЭОТАР - Медиа, 2008. -880с.: ил.

2. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия.

Психологические модели. Учебник для вузов. СПб., 2009

3. Клиническая психология : [пер. с нем. / Урс Бауманн и др.]; под ред.

М. Перре, У. Бауманна. - 2-е изд., междунар. - СПб. [и др.] : Питер, 2002. 2007

Дополнительная литература/

1. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учеб.пособие. - М. : МЕДпресс-информ, 2009. - 208 с.

2. Бержере Ж., Бекаш А. Патопсихология. Психоаналитический подход. Теория и клиника. Учебное пособие. - М.:Аспект Пресса, 2008.-397с.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. -Спб.:

Питер, 2009, -329с.: ил.

4. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д.Барлоу. СПб.,2008.

5. Психиатрия : учеб. для студентов мед. вузов / М. В. Коркина, Н. Д.

Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев. - 3-е изд. - Москва :

6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности:

Пособие - М.: Смысл, 2008.- 267с.: ил.

7. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы.

Научное издание. /Под ред. А.Л. Журавлевой, Т.Л. Крюковой, Е.А.

8. Психосоматика: телесность и культура. /Е.Б. Айвазян и др.; под ред. В.В.Николаевой В.В. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009. -311с.

9. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимостей. М., 2004

10. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

11. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.

Средства обеспечение дисциплины:

(программное обеспечение и Интернет-ресурсы) Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная аудитория с мультимедийной установкой,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.